Лекция 1_10_Китай.pptx
- Количество слайдов: 23
Лекция 10 Медицина и фармация Древнего и средневекового Китая
История Китая Археологические находки (Homo erectus pekinensis, ~ 0, 5 млн. лет тому назад свидетельствуют о том, что люди давно заселили этот регион Земли. Китайская цивилизация – одна из старейших в мире. По утверждениям китайских учёных, её возраст может составлять пять тысяч лет, при этом имеющиеся письменные источники покрывают период не менее 3500 лет. Давнее наличие систем административного управления, которые совершенствовались сменявшими друга династиями, создавало преимущества для китайского государства по сравнению с более отсталыми соседями – кочевниками и горцами. Китай в течение нескольких тысячелетий проходил через циклически повторяющиеся периоды политического единства и распада. Территория Китая регулярно подвергалась нашествиям извне, однако большинство захватчиков рано или поздно подвергались китаизации и ассимилировались в китайский этнос.
Периодизация истории Китая Изучение истории при такой временной протяженности осложняется недостатком исторических источников. В то же время относительное единство китайской цивилизации привело к тому, что последующие династии, пытаясь связать себя со своими предшественниками, стали активно интерпретировать традиционные источники в свою пользу. Чтобы облегчить объективное восприятие всей протяженности китайской истории, используют следующее разделение: Доимперский Китай (эпоха трёх правителей и пяти императоров, династии Ся, Шан, Чжоу – до 221 до н. э) Имперский Китай (династии Цинь – Цин) Новый Китай (1911 – до настоящего времени)
Доимперский Китай Годы Государство (династия) 2800 -2737 до н. э. Легендарный правитель Тай Хао 2737 -2699 до н. э. Легендарный правитель Янь Ди 2699 -2588 до н. э. Легендарный правитель Хуан-ди 2587 -2491 до н. э. Легендарный правитель Цзи Шао Хао 2490 -2413 до н. э. Легендарный правитель Цзи Чжуань Сюй 2412 -2343 до н. э. Легендарный правитель Ди Ку 2344 -2332 до н. э. Легендарный правитель Ди Чжи 2333 -2234 до н. э. Легендарный правитель Яо 2233 -2184 до н. э. Легендарный правитель Шунь 2070 -1766 до н. э. Легендарная династия Ся 1766 -1122 до н. э. Традиционные даты династии Шан-Инь 1122 -247 до н. э. Традиционные даты династии Чжоу
Имперский Китай Годы 246 -207 до н. э. Государство (династия) Годы Государство (династия) Традиционные даты династии Цинь 557 -588 н. э. Династия Чэнь 206 до н. Традиционные даты э. -220 н. э. династии Хань 589 -618 н. э. Династия Суй 220 -264 н. э. Династия Вэй, Эпоха Троецарствия 618 -907 н. э. Династия Тан 265 -420 н. э. Династия Цзинь 907 -959 н. э. Эпоха пяти династий 420 -479 н. э. Династия Южная Сун 960 -1279 н. э. Династия Сун 479 -501 н. э. Династия Ци 1280 -1368 н. э. Династия Юань (монгольская) 502 -556 н. э. Династия Лян 1368 -1644 н. э. Династия Мин 1644 -1911 н. э. Династия Цин (маньчжурская)
Мифология Китая Согласно китайским мифам, изначально мир представлял собой подобие куриного яйца, образованного хаосом. Из расколовшегося на две части яйца родился первый человек – Пань-гу (Пхан-ку). Каждый день Пань-гу подрастал примерно на три метра, и через 18000 лет мир полностью разделился на светлую часть – небо и мутную – землю (Инь и ян). Когда Пань-гу увидел, что земля и небо уже не смогут соединиться и не нуждаются в его подпирании, он умер. Дыхание Пань-гу стало облаками и ветром, левый глаз — солнцем, правый глаз — луной, а голос — громом и молнией. Руки, ноги и туловище образовали четыре стороны света и горы, из крови возникли реки, из вен — дороги, из волос – леса, а из его блох – люди.
Место Китая среди других древних цивилизаций История Китая дошла до нас в памятниках письменности: текстах на черепашьих панцирях (II тысячелетие до н. э. ), бамбуковых дощечках, ритуальных бронзовых сосудах, пластинах, каменных барабанах, стелах, затем на шелке и, наконец, бумаге, которая была изобретена в начале II в. В древности по уровню культуры Китай опережал все современные ему цивилизации. Много сведений о культуре Китая и медицинских и фармацевтических знаниях той эпохи дает нам археология. Сохранилось множество инструментов, включая астрономические, химические сосуды, а также инструменты для рефлексотерапевтического лечения: иглы из золота и бронзовые и каменные фигурки, по которым определяли активные точки для иглоукалывания и прижигания. Были изобретены водяные часы (ок. 700 г. до н. э. ), в VIII в. до н. э. использовали шелк в качестве писчего материала «свитковые книги» . В 102 г. н. э. Цай Лунь изобрел бумагу, которую стали изготавливать из размельченной древесины и рисовой соломы. Китай имел торговые связи с Индией, странами Средней Азии, Персией, Сирией, а позднее и с Римской империей. Широко славились китайские шелка, гончарные, костяные изделия, фаянс и фарфор. В Древнем Китае были известны порох, бумага и компас. Больших успехов достигли точные науки: математика, астрономия; во II тысячелетии до н. э. были составлены карта звездного неба, календарь.
Теоретические основы китайской медицины Китайские врачеватели считали, что человек – это космос в миниатюре, действующий под влиянием тех же сил, которые господствуют в Природе. Первопричиной этих сил было противоборство и взаимосвязь женского ( «инь» ) и мужского ( «ян» ) начал в природе. Все в космосе, в том числе и жизнь организмов, управляется борьбой и взаимодействием «инь» и «ян» ; здоровье или болезнь определяется их соотношением. «Ян» создаёт всепроникающую животворящую энергии – «Ци» – источник всякого движения в природе и в организме живого существа. «Инь» формирует телесную форму.
Теоретические основы китайской медицины Взаимодействие и борьба двух начал порождают пять стихий – «у шин» (огонь, земля, вода, дерево, металл), составляющих все вещи и явления ( «вань у» – десять тысяч вещей). Пять стихий находятся в постоянном движении и гармонии, взаимном порождении и подавлении. Человек – часть великой триады «Небо – Человек – Земля» и развивается в гармонии с окружающим миром.
Теоретические основы китайской медицины Китайская традиционная медицина отличалась тем, что последовательно рассматривала все физиологические и патологические явления, происходящие в организме человека, в самой тесной взаимосвязи с жизнью окружающей среды. Врачи Древнего Китая считали, что при каждом заболевании в патологический процесс неизбежно вовлекается весь организм как неделимое целое, и при изменении функции одного органа закономерно изменяются функции всех других органов и систем. Основоположником китайской медицины считают Бянь Цяо, жившего в VI в. до н. э. Бянь Цяо владел всеми известными в то время диагностическими приемами (осмотром, выслушиванием, расспросом, исследованием пульса), был терапевтом и хирургом, с успехом применял лекарственные растения и хирургические инструменты. Врач лечил натиранием «разогретыми лекарствами» , использовал лекарственные отвары, применял физические методы лечения и иглоукалывание, производил операции под наркозом, используя специальный напиток, пропись которого не сохранилась. Бянь Цяо принадлежит создание одной из древнейших книг о лекарствах «Нань Цзин» ( «Книга о трудном» ).
Медицинские трактаты В период империи Цинь (III в. до н. э. ) появилось сочинение «Травник Шэнь Нуна» . Эта древнейшая в мире фармакопея включала в себя 365 лекарственных средств, причем 240 из них - растительного происхождения. Шэнь Нун, «легендарный император - мудрец медицины» изучил на себе действие огромного числа минералов и трав, после чего он отобрал лучшие и описал их в своем травнике. Все средства разделены на три группы: 1. К первой группе были отнесены 120 неядовитых лекарств (так называемые омолаживающие), прием которых не ограничивается ни сроком, ни дозировкой. 2. В группу тонизирующих вошли 120 средств, требующих при их употреблении соблюдения определенных правил. 3. К третьей группе отнесено 125 токсических средств, которые могут оказывать благотворное действие на организм лишь при условии кратковременного приема в строго определенных количествах. Это кротоновое масло, корень аконита, чемерица, шпанские мушки. В травнике Шэнь Нуна упоминаются такие лекарственные формы, как порошки, пилюли, отвары, настойки, пластыри. При императоре Шэнь Нуне был составлен самый древний в мире гербарий, в котором было представлено около 100 растений, обладающих целебными свойствами.
Медицинские трактаты Древнейшим медицинским трактатом Китая считается «Хуанди ней-цзин» ( «Трактат о внутреннем» ), традиционно приписываемый полулегендарному императору Хуан Ди. По современным данным, время его написания относится к III-II вв. до н. э. , хотя предполагается, что трактат написан значительно раньше и не одним автором, а несколькими поколениями врачей. В трактате обобщен опыт известных китайских медиков древности, названы 900 лекарственных растений; приведены их ботаническое описание, географическое распространение, время сбора, фармакологические свойства и способ применения. Среди них выделяли потогонные, рвотные, слабительные, укрепляющие и другие.
Медицинские трактаты В Ханскую эпоху (III в. до н. э. - III в н. э. ) Древний Китай стал центром медицинской науки для азиатских стран. В этот период китайскими врачами было накоплено более 10 тысяч рецептов для лечения самых разных заболеваний. Чжан Чжунцзин, тщательно изучив самые разнообразные заболевания, сопровождающиеся лихорадочными состояниями, создал во II в. н. э. «Трактат о болезнях, связанных с синдромом холода» ( «Шан Хань Лунь» ). В этом сочинении были изложены 357 методов лечения подобных болезней, приведены 112 рецептов и подробно описаны симптомы различных лихорадок. Знаменитый врач Хуа То изобрел эффективное оглушающее средство (наркоз), что позволяло без боли выполнять сложнейшие операции. Наблюдая за повадками животных, Хуа То создал комплекс упражнений для улучшения циркуляции «ци» внутри тела человека, известный под названием «Уциньси» ( «Игры пяти зверей» ), ставший прообразом современных комплексов Цигун.
Медицинские трактаты В середине II в. н. э. китайские медики стали изготавливать лекарственные препараты химическим путем. Многие считали, что употребление ряда металлов и минералов может обеспечить долголетие. Однако наиболее эффективными признавались лекарства, приготовленные специально, в состав которых входили киноварь, золото, серебро и пр. Гэ Хун (281 -351 гг. н. э. ) считается основателем химии и фармакологии в Китае. Наибольшей известностью пользовалась его книга «Медицинские прописи при неотложных случаях» , в которой содержалась 101 пропись против 101 болезни. Гэ Хун был алхимиком, верил в безграничную силу лекарств, всю жизнь искал «эликсир жизни» . Он знал множество способов и методов выплавления препаратов сернистой ртути, меди, железа и «пилюль бессмертия» . Приступая к изготовлению лекарств, необходимо было соблюдать определенные правила пост, очищение, уединение в горах или на островах (в крайнем случае - в доме, за высокой оградой). Гэ Хун категорически отрицал преимущества лекарств растительного происхождения перед препаратами из металлов и минералов. Его аргументация была такова: растения сами гниют и разлагаются, как же могут они воспрепятствовать смерти человека?
Медицинские трактаты Со второй половины V века в Китае тщательно начинается тщательное изучение свойств применявшихся лекарств. Первым исследователем в этой области был Тао Хунцзин (452 -536 гг. н. э. ), систематизировавший всю существующую до него литературу по фармакологии. В 502 г. он написал труд под названием «Прописи великих медиков» , который состоит из 7 томов и содержит описание 365 разновидностей лекарственных препаратов и 365 средств, усиливающих действие лекарств, придающих им вкус и запах. Этот труд был официально признан первой Государственной фармакопеей Китая. В 652 г. врачом и диетологом Сунь Сымяо (581 -682 гг. н. э. ) был составлен рецептурный справочник «Основные золотые рецепты» , в котором впервые описывается способ лечения зоба, путем приема внутрь щитовидной железы оленя или барана. Кроме того, очень подробно излагаются показания к применению пиявок, имеются указания, что для лечения некоторых кожных заболеваний применяются примочки, присыпки, мази, приготовленные из яичного белка, меда, свиного сала, серы, ртути и других веществ. В этом справочнике есть указания на то, что качество лекарств зависит от места произрастания и времени сбора лекарственных растений, входящих в их состав, а также приведены правила сбора и хранения растений.
Лечение в Древнем Китае Сословие врачей в Китае было очень многочисленным. Особенным уважением пользовались врачи из древних семей, а также придворные врачи. Довольно рано по сравнению с другими странами в Китае появились специалисты по изготовлению и торговле лекарствами и первые учреждения, по характеру работы соответствовавшие аптекам. Собственно аптекари подвергались экзамену, получали диплом и не имели права отпускать сильнодействующие лекарства без предписания врача. Гонорар врачи получали большей частью за лекарства и только высший класс врачей - за визиты. Китайцы часто меняли врачей, а в отчаянных случаях призывали на помощь медицинского бога, некогда знаменитого врача, возведенного в это достоинство после смерти. По мнению китайских врачей, медицина не в силах сделать что-либо несогласное с предначертаниями неба: «Медицина не может спасти от смерти, а в состоянии продлить жизнь, излечить многие болезни, укрепить государства и народы гигиеническими советами» . У древнекитайских врачей были тщательно разработаны методы диагностики. Они рассматривали тело человека как единый и целый организм: «Избегай лечить только голову, если болит голова, и лечить только ноги, если болят ноги» . Они же придерживались мудрого правила: «Лучше предупредить болезнь, чем ее лечить» .
Лечение в Древнем Китае Диагностика болезней основывалась на внимательном осмотре больного и его выделений (цвет, запах, вкус, количество), на подробном опросе его. Самым главным диагностическим средством у китайцев считался пульс. Учение о пульсе образует целую науку. Древнекитайские врачи считали, что пульс составляет продукт непрерывного прилива и отлива крови и жизненных духов. Всякое изменение в механизме движения крови и воздуха приводит к соответствующим изменениям в пульсе, по которому врач узнает состояние крови и воздуха и, следовательно, состояние организма. Посредством пульса врачи узнавали о том, происходят ли болезни от истощения, недостатка крови и жизненных духов или же от накопления испорченных соков. Правила для исследования пульса были изложены с величайшей подробностью. Рука больного должна покоится на подушке, а врач кладет пальцы на пульсирующий сосуд с правой или с левой стороны кисти, производя при этом пальцами усиливаемое надавливание. Китайцы признавали 7 наружных и 8 внутренних пульсов. На основании пульса китайцы строили планы лечения, которые состояли в очищении крови и соков, укреплении желудка, удалении газов. В связи с этим употреблялось большое количество слабительных, рвотных, противоглистных лекарств. Болезни, происходившие от холода, лечились теплыми лекарствами, а горячие — холодными. Кровопускание употреблялось редко и часто заменялось пиявками. Большое внимание уделялось строгой диете, водным процедурам, солнечным ваннам, лечебной гимнастике.
Лекарствоведение в Китае Китайское лекарствоведение - одно из древнейших и обширнейших в мире. Введению неисчислимого количества средств медицина Китая обязана острой наблюдательности и изумительному трудолюбию своего народа. В объяснении действия лекарств большую роль играли отношения цвета, вкуса препаратов к 5 элементам и к органам. Так, зеленые и кислые лекарства соответствуют элементу «дерева» и поэтому действуют на сердце, желтые и сладкие - «земле» , действуют на желудок; белые и острые - «металлу» , действуют на легкие; черные и соленые - «воде» , действуют на почки. В качестве лекарственных средств употреблялось множество растений, почти вся китайская флора. В соответствии с делением тела на три пояса цветки и верхняя часть растения применялись при болезнях верхнего пояса, стебли растений - при болезнях среднего, а корни при болезнях нижнего пояса. Ветви растений употреблялись при болезнях конечностей, кора - при заболеваниях кожи, сердцевина - при болезнях внутренних органов.
Лекарствоведение в Китае Как лекарственные средства животного происхождения широко использовались коконы шелкопряда, сушеные пауки, панцирь черепахи, а также зубы, ногти, уши, языки, сердца, печень, костный мозг многих животных и все это в величайших дозах. Китайцы считали, что кровь и кости льва и тигра придают мужество. Слоновая кость в порошке применялась против сахарного мочеизнурения, верблюжье мясо - для укрепления нервов, верблюжье молоко для устранения геморроя, свежая печень морских рыб - при куриной слепоте, вытяжки из пантов молодого пятнистого оленя - как стимулирующее средство. В связи с зарождением горнорудного дела и химии в древнем Китае стали употреблять в качестве лечебных средств железо, свинец, мышьяк, олово, медь, золото, серебро и их соединения: сульфат железа, ацетат меди, сульфат меди, а также буру, квасцы, морскую соль, едкий натр, хлористый аммоний - нашатырь, впервые обнаруженный в Египте. Древнекитайскими медиками были открыты противочесоточные свойства серы. Ртуть употреблялась для лечения сифилиса.
Классификация лекарств 1. 2. 3. 4. Все лекарственные средства классифицировались следующим образом. Тонизирующие: чай, табак, мясо различных животных и др. Самым главным из этого класса лекарств и панацеей против всех болезней был корень женьшеня, который появился в V-IV вв. до н. э. Готовился он путем вываривания до консистенции кашки, прозрачной на вид, со слегка красноватым или желтоватым оттенком. Употреблять следовало утром и вечером вместе с чаем и супом. Женьшень входил также в состав многих лекарственных препаратов. Китайцы называли его «чудом мира, даром бессмертия» . О нем были написаны целые тома, он восстанавливал изнуренные силы, старым возвращал юность и вообще служил верным укрепляющим средством. Чай как целебное растение упоминается еще в старинной энциклопедии Вянь Цяо. В ней написано: «Чай есть растение чрезвычайно полезное. Чай удаляет все недуги, прогоняет сонливость, головная боль уменьшается и излечивается совершенно» . Вяжущие: чернильные орехи, семена лотоса, мускатный орех. Сюда же китайцы относили и опий, а также семена фиников, айву, кислую сливу, железные опилки, листовое золото. Разрешающие: кассия, мимоза, мускус, имбирь, камфара. К этой же группе относили рвотные - белую чемерицу, семена и корень репы, имбирь, сандаловое дерево, семена горчицы, гвоздику. Слабительные: семена подорожника, шалфей, красные бобы, ревень, сернокислый натр, снежная вода.
Чжень цзю терапия Вследствие отвращения китайцев к хирургическим операциям у них в большом ходу были наружные средства, из которых самыми главными считались разминание (массаж), иглоукалывание, моксы. Акупунктура – китайское изобретение и служит она для увеличения упругости воздуха, который, входя в кровь и жидкости через легкие, уравновешивает и поддерживает их в жидком состоянии, помогая преодолевать встречаемые ими на своем пути препятствия, стесняющие кровообращение и порождающие боль. Производилась акупунктура золотыми, серебряными, реже стальными иглами различной толщины и формы. Врачу, делающему эту операцию, должны быть известны, точки для уколов при каждой болезни, глубина, до которой необходимо проникать в каждом случае иглой для достижения болезнетворного начала, какой иглой пользоваться, сколько времени должна находиться игла в уколе (от нескольких минут до нескольких дней). Для моксы (прижигание тела в специальных точках зажженными пучками высушенной травы) употреблялся конический сверток из холста или мягких волокон чернобыля, который зажигался на больной части. Таким образом в основном лечились болезни головы. С III в. до н. э. лечение уколами и прижиганиями, так называемый метод «чжень цзю сюэ» , превратилось в специальную отрасль научной медицины, благодаря Хуану Фу-ми, который собрал все существующие данные об этом виде лечения в единый труд, состоящий из 12 томов.
Обучение медицине В Китае очень рано – в эпоху Чжоу, - сложилась школьная система. Несмотря на сложность исторических событий в Китае возникли инерционные традиции управления: социальным идеалом стал не аристократ или воин, а ученый-чиновник. Начиная с эпохи Тянь вхождению в эту касту предшествовали трехстепенные экзамены, благодаря которым соблюдался жесткий отбор, причем не по сословному признаку. В результате произошло формирование сословия шень-ши – прошедших все испытания. Создание школьной системы следовало принципу – «распустилось сто цветов, соперничало сто научных школ» (XII в. до н. э. ). Во времена династии Суй была создана первая медицинская школа – «Тай и шу» , в которой преподавали основы так называемой «Чжен-цзю терапии» свода рефлексотерапевтических методов.