1 введение в АС осень 2015_.pptx
- Количество слайдов: 20
Лекция 1 Введение в архитектурную семиотику План лекции 1. Знаковые системы, их распространенность в современном мире 2. Стилеобразование в архитектуре и его роль в развитии архитектурной семиотики 3. Проекционные лазерные шоу как новый эксперимент в архитектуре 4. Архитектурная семиотика, её основные разделы • • • 3. 4. Метафора Синтактика Прагматика Семантика Грамматика График работы в семестре (план лекций и семинаров) Список рекомендованной литературы
1. Знаковые системы, их распространенность в современном мире • Роль информации и движения, появление междисциплинарных научных направлений (экологические, коммуникационные, рекламные…) • Теория языков – семиотика (греч. semeiotike, англ. semeiotic – учение о знаках) • Профессиональные языки: лингвистический, художественный, музыкальный, архитектурный, компьютерный…
2. Стилеобразование в архитектуре и его роль в развитии архитектурной семиотики • Стилеобразование в исторической архитектуре • Основа языка – сочетание пространства и формы, их изображение. На каждом новом этапе – присутствие инкарнируемых мотивов из смежных языков (литература, изо и пр. ) и старых стилей
• • • Смена стилей в ХХ веке Авангард (модернизм, концептуальное искусство) Послестилье (кризис)– «тёмные века» , маньеризм, эклектизм, постмодернизм Ирония, метаязыковая игра, высказывания в квадрате: - «…по выражению Лиала – люблю тебя безумно» Языковой хаос, смешение диалектов, отсутствие правил; гротескно-искаженный вид языка ордерной архитектуры Основа языка – сочетание пространства и формы, их изображение. На каждом новом этапе – присутствие инкарнируемых мотивов из смежных языков (литература, изо и пр. ) и старых стилей
ПОСТМОДЕРНИЗМ Чарльз Виллард Мур. Площадь Италии в Нью Орлеане
ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ Френк Гери. Музей Гугенхэйма в Бильбао на реке Нервион в Испании.
4. Проекционные лазерные шоу как новый эксперимент в архитектуре
4. Архитектурная семиотика, её основные разделы Метафора • Человек, обживающий среду, насыщает её не только физическими элементами, но и обилием смысловых кодов: оценивает окружение, переносит значение одних объектов на другие, сравнивает их между собой и своими кодами восприятия (традиционными, историческими…) • На доурбанистической стадии насквозь метафоричен был природный пейзаж, каждый более-менее отличный от других элемент: гора или ручей, камень или дерево имели различные коды восприятия и были насыщены божественными и (или) бытовыми образами, символами, знаками
4. Архитектурная семиотика, её основные разделы Метафора Источник «Полумесяца» в пустыне Такла-Макан Гора «Яшмового дракона» у города Лицзянь (Даян)
4. Архитектурная семиотика, её основные разделы Метафора • • • С развитием урбанизации эти процессы стали характерны и для городского пейзажа, и для его составляющих: зданий, сооружений, городского ландшафта. Повсеместность этого процесса очень характерна для сегодняшнего дня. Независимо от типа и характера застройки, архитектура наших городов воспринимается человеком через свой смысловой код, и ее метафоричность имеет очень разнообразное значение, может быть больше, чем в письменном или разговорном языке. Это характерно для любого менталитета, для любой страны, для любого города, для любого яркого здания или яркого типа застройки. На метафоричность городского пространства оказывают свое влияние, как общекультурные оценочные мотивы, так и множество местных смысловых кодов восприятия (не следует сбрасывать со счетов и чисто личные оценки, которые дают толчок для общих смысловых кодов).
Пример 1. Территория ТОГУ • • Очень характерно специфическое восприятие для, так называемых, территорий нового освоения. Для первопроходцев на востоке России очень характерны уменьшительные суффиксы (даже очень большие горы - это всего лишь сопки), для переселенцев Дикого Запада Америки – гротескные преувеличения (Москва, Нью-Амстердам – это всего лишь маленькие деревушки переселенцев). Этот кампус был заложен в конце 50 -х гг. , когда в Хабаровске создавался крупнейший на Дальнем Востоке технический вуз, получивший почти сразу статус политехнического. В значительной своей части он создавался приезжими со всех сторон СССР людьми, которые в рамках повседневного постижения очень легко усвоили традиционные местные смысловые коды, основанные исторически на менталитете первопроходцев, одним из стержневых понятий которых была, быть может, ироничность, позволяющая произвольное изменение масштабности явлений и объектов.
Пример 2. Территория по ул. Уборевича в Северном округе • • Эта территория находится недалеко от первой, примерно в 2 -х км к западу, она включает в себя 2 микрорайона. Она основалась в 80 - 90 -е гг. и ее основу составляет типовая застройка 121 и 97 -Х серий. Население в этом районе значительно более разнообразное, оно представляет почти все социальные и профессиональные слои города. И интерпретация архитектурных метафор здесь иная. В основном здесь больше чисто архитектурных метафор и меньше исторических. Чем меньше исторических ассоциаций, тем больше на метафоричность влияют чисто архитектурные категории, такие как пространство, масса, конфигурация, расположение в пространстве, цветовые соотношения, ритмо-метр и т. д. Архитектурный язык очень изменчив и субъективен, он не поддается однозначному контролю и подчинен изменениям как долговременных, так и краткоживущих смысловых кодов.
4. Архитектурная семиотика, её основные разделы Синтактика • Общий синтаксис – это структура, правила сочетания знаков между собой. • Архитектурный синтаксис – это сочетание архитектурных первоэлементов и правила их образования и преобразования безотносительно к их значениям • Архитектурная синтактика базируется на физических законах тяготения, изначальной геометричности мира, оптических закономерностях и т. д. , а также на строительно-технических возможностях общества Правила архитектурного синтаксиса: • • • мы должны объект так или иначе видеть здание должно, в основном, стоять (включая мобильную архитектуру) у здания должен быть верх и низ у него д. б. проемы у него д. б. определенные типы конструкций, материалов и т. д.
4. Архитектурная семиотика, её основные разделы Синтактика
4. Архитектурная семиотика, её основные разделы Прагматика Под архитектурной прагматикой подразумевается раздел архитектурной семиотики, изучающий отношения между архитектурными элементами или системами и их пользователями. Этот раздел тесно связан с классическим функциональным зонированием.
4. Архитектурная семиотика, её основные разделы Семантика Архитектурная семантика – правила интерпретации архитектурных знаков и составление из них что-то означающих выражений, которые можно увидеть, почувствовать, узнать через восприятие архитектурных систем. Т. е. , семантика изучает архитектурный язык с точки зрения выражения конкретного смысла.
4. Архитектурная семиотика, её основные разделы Грамматика Архитектурная грамматика – раздел арх. семиотики, изучающий возникновение и принципы построения базовых архитектурных первоэлементов ( «слов» ), а также структуру и выражение смысла в пределах этих первоэлементов.
ГРАФИК РАБОТЫ (ПЛАН ЛЕКЦИЙ, СЕМИНАРОВ и СРС) Мес. 09 09 10 10 10 11 11 12 12 Тема лекции Введение в арх. семиотику Метафоричность архитектурного языка Задачник семинара (домашнее задание) 1 – своя территория и её метафоры 2 – смешанная метафора хрущевки 3– образная метафора объекта нелинейной архитектуры 4 – образные (намекающие) метафоры двух культовых зданий Словарно-знаковый запас 5 – механическая трансформация первоэлемента № 1 архитектуры (архитектурный 6 – физическая трансформация первоэлемента глоссарий) 7 – механическая и физическая трансформация первоэлементов № 1, 2 Архитектурная синтактика 8 – фасад с «ошибками» 9 – нестандартный «конструктор» из обычных первоэлементов 10 – «конструктор» из обычных и необычных первоэлементов 11 – «конструктор» из 4 -5 первоэлементов: трансформируемых и нетрансформируемых Семантика архитектуры 12 – семантический перевод фасада жилого дома на язык № 1 13 – семантический перевод фасада (объема) жилого дома на язык № 2 Метаморфозы архитектуры 14 – топологические метаморфозы грамматического целого 15 – многоступенчатые топологические метаморфозы 16 – семантико-топологические метаморфозы грамматического целого Консультации по задачам 17 – оформление электронного сборника из всех выполненных задач Консультации по задачам
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Ernst B. Lo specchio magico di M. C. Escher. Koln, 1992. 122 p. 2. Jencks C. A. Signs, Simbols and Architecture. Rizzoli, 1978. 218 р. 3. Белов М. Архитектурные метаморфозы//Архитектурный вестник. 1996. №З, СПб, 1996. 4. Грубе Г. , Кучмар А. Путеводитель по архитектурным формам. М. , 1990. 216 с. 5. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М. , 1985. 136 с. 6. История Красоты / под ред. Умберто Эко. М. , 2009. 440 с. 7. Лучкова В. И. Введение в архитектурную семиотику. – Уч. пособие. Хабаровск, 1997. 72 с. 8. Лучкова В. И. Пятнадцать задач по архитектурной семиотике. – УМУ. Хабаровск, 2012. 47 с. 9. Семиотика пространства. Сб. ст. , Екатеринбург, 1997. 687 с. Спб, 1996. 10. Эко Умберто. Vertigo: круговорот образов, понятий, предметов. М. , 2009. 406 с. 11. Янковская Ю. С. Архитектурный объект: образ и морфология. дисс. на соискание уч. степени докт. арх. М. , МАрх. И, 2006. 12. Яргина З. Н. Эстетика города. М. , 1991. 367 с. А также: • • • Лазерные проекционные шоу Инсталляции по одеванию крупных географических объектов И т. д.