Лекция 1.РПК как дисц..pptx
- Количество слайдов: 18
Лекция 1. Политическая культура как духовная сторона политики 1. Политическая культура как научная дисциплина. 2. Объект, предмет, методы и понятия политической культуры. 3. Функции политической культуры.
Политическая культура как научная дисциплина • • • Как известно, в сфере политики человек никогда не руководствуется лишь ролевыми установками или заданными институтами власти нормами поведения. Скорее напротив: участвуя в процессах перераспределения власти он неизменно очеловечивает свои контакты с партнерами, включая свои надежды и разочарования в ткань политического взаимодействия. Все эти устойчивые проявления человеческих ориентаций и стереотипов, разделяемые людьми ценности и локальные мифологии, ментальные и архетипические структуры с их поведенческими оболочками дают возможность глубже исследовать мотивацию политического поведения граждан и институтов, выявить те причины конфликтов, которые невозможно объяснить, опираясь на традиционные для политики причины, — борьбу разнообразных групп за власть, перераспределение ресурсов и проч. Неудивительно поэтому, что изучение этих субъективных по природе элементов политики будило мысль ученых на протяжении всей политической истории. Во второй половине 50 -х гг. ХХ в. американским ученым Г. Алмондом была предложена емкая понятийная форма для отображения этого круга явлений — «политическая культура» . Американский теоретик предложил системное описание культурных объектов. В частности, опираясь на изучение психологических параметров жизнедеятельности групп (обобщенно описывавшихся в категориях «национального характера» , «национального духа» , «национальной психологии» , «фундаментальных ценностей народа» и др. ) он выделил два уровня изучения политической системы (институциональный, уделявший основное внимание структурам и нормам формирования государственной политики) и ориентационные (акцентировавший внимание на отношении людей к разнообразным политическим объектам).
Г. Алмонд
Интерпретационный подход изучения ПК • • Предложенная американским профессором модель описания политической действительности в своем первоначальном виде в значительной степени была спроецирована на изучение американской политической практики. И лишь впоследствии его соотечественники— С. Верба, Л. Пай, В. Розенбаум, англичане Р. Роуз и Д. Каванах, немецкий теоретик К. фон Бойме, французы М. Дюверже и Р. Ж. . Шварценберг, голландец И. Инглхарт и другие ученые существенно дополнили и развили учение о политической культуре, превратив ее в универсальный теоретический концепт изучения мира политики. И все же, несмотря на достаточно интенсивное развитие теории политической культуры в последние десятилетия, сегодня все еще невозможно говорить о завершении теоретической дискуссии и выработке какого-то единого подхода к ее пониманию. По сути дела, в научном сообществе продолжается борение трех тенденций: с одной стороны, это неприятие данной категории или же такое ее понимание, которое исключает какое- либо специфическое содержание политической культуры; с другой стороны, это предложенная Алмондом психологическая трактовка политической культуры, сводящая ее содержание к сугубо идеальному, духовному содержанию; и с третьей точки зрения, это разнообразные модели политической культуры, включающие в ее содержание наряду с умозрительными и иные (например, нормативные, поведенческие и даже антропологические) компоненты и обобщенно представляющие так называемый интерпретационный подход.
А. И. Соловьев – МГУ, И. И. Глебова – ИНИОН РАН
Актуальность курса политическая культура • • • Актуальность данного курса заключается в том, что политическая культура граждан представляет собой важнейший элемент духовной жизни общества в целом. Ее основу составляет система исторически сложившихся политических традиций, идей, ценностей, ориентаций, установок, навыков, стиля массового и индивидуального поведения граждан на уровне региона. В данной лекции «political culture» трактуется в духе классической концепции Г. Алмонда и его последователей. Политическую культуру можно рассматривать как структуру ориентаций; «ориентации относительно политической системы суть базовые компоненты политической культуры» . Ориентация является в известном смысле материалом, на основании которого кристаллизуется та или иная политическая культура. Ориентации коммуницируемы, так как реализуются в ходе социального взаимодействия. Видимо, это имел в виду С. Верба, когда утверждал: «Политическая культура— это тот феномен, что задает форму выражения связи между событиями в политике и поведением индивидов как реакции на них; хотя политическое поведение индивидов и групп. . . — это ответ на действия официальных лиц из правительства, войны, избирательные кампании и тому подобное, оно еще в большей степени определяется тем [символическим] значением, которое придается каждому из этих событий людьми, их наблюдающими. Можно сказать, что политическая культура — всего только проявление того, как люди воспринимают политику и как они интерпретируют увиденное» .
Показатели измерения политической культуры • • Политическая культура интерпретируется как коммуникативная модель политики, создаваемая людьми в процессе взаимодействия. Такая интерпретация повышает значение информационно-символического в концепции политической культуры. То что касается ПК населения, то она представляется одним из наиболее емких понятий, которое может быть операционализовано различным образом. Важнейшим проявлением политической культуры является электоральное поведение как совокупность субъективно мотивированных и проявленных действий избирателей, реализующих свое право на выбор. Электоральное поведение актуализирует различные формы осознания избирателями своих потребностей и для операционализации ПК и «электорального поведения» достаточно эффективно можно использовать данные электоральной статистики. Показательными и наглядными являются такие индикаторы как степень политической фрагментации населения, уровень электоральной неустойчивости, характеризующие раздробленность и разобщенность населения по идеологическим критериям, количество сторонников и противников политического режима. Показателен уровень явки граждан на избирательные участки, уровень протестного голосования или уровень протестной активности населения, с помощью которых можно судить о степени легитимности существующей политической системы, об уровне доверия населения властным структурам. Показатели используются как в отдельности, так и включаются в более интегративные величины, характеризующие степень политической напряженности региона и страны в целом.
Объект, предмет и методы РПК • Объектом нашего исследования является политическая культура современной России. • Предметом изучения являются условия формирования, электоральные циклы, структура и динамика развития политической культуры. ПК определяется в рамках данного подхода как совокупность исследований с целью выявления ее специфики, тенденций развития, комплекса ценностных ориентаций, руководствуясь которыми российские граждане осуществляют политический выбор. • Особенность дисциплины РПК состоит в том, что ее специфический объект исследования – духовная жизнь граждан в ее политическом измерении – является столь сложной, жизненно важной и динамичной системой, что ее практически невозможно проанализировать во всем многообразии, во всех деталях и подробностях. Выход из положения – использование системы методов. Система методов, применяемых для исследования и анализа в данной дисциплине, включает в себя кроме методов политической науки и общенаучные методы. Так, данную систему можно представить следующим образом. • • 1. Методы политологии: структурно-функциональный; институциональный; сравнительный и др. Кроме того, используется целый ряд эмпирических методов, таких как анализ статистического материала; анкетное исследование и опрос населения; изучение документов; наблюдение; беседа и др. 2. Общенаучные методы: анализ и синтез; индукция и дедукция; моделирование; сочетание исторического и логического анализа; математические методы и т. д. Все перечисленные методы предполагают научное освоение политической действительности региона в рамках изучаемой дисциплины.
Задачи политической культуры как дисциплины • Политическая культура как дисциплина ставит перед собой ряд задач. Важнейшей из них является разработка научных основ для управления процессами формирования политических идеологий, общественного мнения и других сторон духовной жизни. • Процессы формирования политической культуры на российском уровне относятся к числу управляемых процессов. Точнее, существуют многочисленные попытки управления подобными процессами со стороны различных политических институтов, действующих в собственных интересах. Все эти попытки можно рассматривать как векторы управления процессами духовной жизни, у которых в каждый момент времени есть своя равнодействующая. • Ее выявление позволяет говорить о том, в каком общем направлении и с какой скоростью развиваются процессы трансформации политической культуры в стране в конкретный момент времени. Анализ управления этими процессами выводит нас на исследование российской политики в целом, которая целенаправленно проводится государством.
Понятийный аппарат дисциплины политкультура • Собственные категории: политическая культура, политическая субкультура, политическая культура отдельного региона, политическая культура элиты, электоральная политическая культура, национальная политическая культура, политическая система, региональное политическое сознание и др. • Категории наук, находящихся на стыке с ПК: общенациональная культура, парохиальная (патриархальная) политическая культура, подданническая политическая культура, партисипаторная (культура участия) политическая культура, консенсуальная и поляризованная политические культуры, фрагментированная политическая культура, официальная и реальная политические культуры, рыночная политическая культура, этатистская (государственная) политическая культура, традиционная (аграрная) политическая культура, модернистская и постмодернистская политические культуры и др. • Категории других наук: духовные коды, ценностные ориентации, культура, форма поведения людей, коммуникативная модель политики и др.
Функции политической культуры • ПК как специфический круг явлений, оказывает собственное воздействие на политический процесс, динамику изменений в сфере государственной власти, состояние действующих субъектов. К ее наиболее устойчивым функциям в политической жизни, олицетворяющим различные направления влияния на власть, можно отнести функции: • • — функцию идентификации, раскрывающую постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов соответствующей общности; — функцию ориентации, характеризующую стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе; — функцию предписания (программирования), выражающую приоритетность определенных ориентаций, норм и представлений, задающих и обусловливающих особую направленность и границы конструирования поведения человека; — функцию адаптации, выражающую потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий; — функцию социализации, характеризующую обретение человеком определенныхнавыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы; — функцию интеграции (дезинтеграции), обеспечивающую различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом; — функцию коммуникации, обеспечивающую взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.
Троякое влияние ПК на политические процессы • Во-первых, под ее воздействием могут воспроизводиться традиционные для общества формы политической жизни. Причем в силу устойчивости ценностных ориентаций в сознании человека такая возможность сохраняется даже в случае изменения внешних обстоятельств и характера правящего режима. Поэтому даже в период проводимых государством реформ, целые слои населения могут поддерживать прежние политические порядки. • Во-вторых, политическая культура способна порождать новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни. В принципе культура влияет на политический процесс путем изменения позиций субъектов, используя тонкие механизмы трансформации позиций или активизации скрытых мотивов их поведения. На уровне общества в целом такие инновационные методы воздействия на политический процесс осуществляются под влиянием выработанных в лоне политической культуры идеологий или заимствованных технологий. • В-третьих, политическая культура обладает возможностью комбинировать элементы прежнего и перспективного политического устройства. Как правило, сохраняя базовые, характерные для правящего регионального режима и большинства населения ценности и образцы поведения, она дает возможность имплантировать в социальную ткань конкретных обществ новые механизмы политического взаимодействия.
Рациональные и иррациональные компоненты РПК • ПК— явление полиструктурное, многоуровневое, что отображает многообразные связи политической культуры с различными социальными и политическими процессами. При этом одни элементы выражают технологию формирования политического поведения субъектов, другие — этапы становления политической культуры в отдельно взятой стране, третьи — наличие разнообразных ценностей, которыми руководствуются элиты и электорат, жители отдельных стран и регионов. • В самом общем виде, имея в виду, что идентификация и ориентация человека в политике предполагает использование им всех своих антропологических черт, имеет смысл говорить о рациональиых и иррациональных компонентах ПК. Если рациональные компоненты сохранения идентичности предполагают опору человека на осознание им собственных (и иных) интересов и статусов, соотнесение целей и средств их достижения, то наличие неотрефлексированных (неосознанных) компонентов ориентации человека в региональном политическом пространстве основной упор делает на эмоционально-чувственном восприятии мира, архетипах (символизирующих некритическое восприятие тех или иных стандартов и стереотипов мышления), воспроизводство предрассудков, предубеждений и т. д.