лекция 1. общая характеристика ср.в. культуры.ppt
- Количество слайдов: 18
Лекция 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА в эпоху средневековья n «… контрасты вечного и временного, священного и греховного, души и тела, небесного и земного, лежащие в самой основе этого миросозерцания, находили основу в социальной жизни эпохи – в непримиримых противоположностях богатства и бедности, господства и подчинения, свободы и несвободы, привилегированности и приниженности» (А. Я. Гуревич).
ЧЕЛОВЕК: n n n Двойственен: он – хозяин мира, но не хозяин своей жизни, поскольку он сам и вся его жизнь подчинены Богу; Жизнь – это выполнение социальной роли, которая воплощалась в ремесле; Сословная личность.
3 основных сословия: высшие сословия: n n 1. Духовенство. 2. Рыцарство (феодалы). низшие сословия: n 3. все остальные (крестьяне, ремесленники и т. п. ).
РЫЦАРСТВО Создателем и носителем рыцарской культуры являлось военное сословие, зародившееся еще в VII – VIII вв. , когда получили развитие условные формы феодального землевладения. Рыцарство – особый привилегированный слой средневекового общества – на протяжении веков выработало собственные традиции и своеобразные этические нормы, собственные воззрения на все жизненные отношения.
РЫЦАРСТВО n n n Расцвет рыцарской культуры приходится на XII–XIII вв. , что было обусловлено, во-первых, окончательным его оформлением в самостоятельное и могущественное сословие, во-вторых, приобщением рыцарства к образованию (в предшествующий период большая его часть была неграмотной).
«Кодекс рыцарской чести» : n Основа кодекса – идея верности долгу, кодекс регулировал правила ведения боя и т. д. К числу рыцарских достоинств относились благородное поведение в бою, поединке, щедрость, смелость. Традиция требовала от рыцаря знать правила придворного этикета, уметь вести себя в обществе, утонченно ухаживать за дамой, благородно относиться к женщине, защищать униженных и оскорбленных.
«Кодекс рыцарской чести» : n В число «семи рыцарских добродетелей» , наряду с верховой ездой, фехтованием, плаванием, игрой в шашки, умелым обращением с копьем, входило также поклонение и служение даме сердца, сочинение и пение стихов в ее честь.
Куртуазия (от французского court – двор) Это особый ритуал отношений и нравственных категорий, диктуемых придворным этикетом.
Источники средневековой культуры: n n n Античная традиция Христианство Варварство
ВАРВАРСТВО (традиции мифологии и национального фольклора) n Варварская мифология органично вошла в качестве составного элемента в Христианство, трансформировалась в культ местных богов. Таким образом, в период раннего средневековья возникло явление «диалога культур» , которое дало импульс к становлению и развитию определенного типа духовной жизни и литературы в частности.
Особенности литературного процесса Раннего Cредневековья два потока литературы: n n – церковная латинская литература или клерикальная литература (от лат. клирик – служитель церкви) на классической латыни, представленной переводами текстов Священного писания, сочинений античных авторов, в первую очередь, Аристотеля. – светская литература на латинском языке (позднелатинскую поэзию, творчество поэтов Каролингского и Оттоновского Возрождений), а также записи литературных памятников иного характера – истории (хроник) европейских народов (готов, англов, франков) и архаические эпосы, несуще на себе отчетливую печать двоеверия (кельтских саг «Старшей Эдды» , рукописи «Беовульфа» в Англии). ;
Особенности литературного процесса Зрелого Cредневековья три взаимосвязанных литературных потока: n n n городская литература на национальных языках; клерикальная литература (на классической латыни); рыцарская / куртуазная (т. е. придворная) литература, функционировавшая внутри замкнутого сословия.
Жанры средневековой литературы Средневековая литература – и клерикальная, и светская – обладала рядом общих характеристик, которые обусловили ее внутреннюю целостность. Это была литература традиционалистского типа.
Жанры средневековой литературы n На всем протяжении своего существования ср. в. литература развивалась на основе постоянного воспроизведения ограниченного набора образных, идеологических, композиционных и др. структур – топосов (общих мест) или клише, которые выражались в постоянстве эпитетов, изобразительных клише, устойчивости мотивов и тем, постоянстве канонов для изображения всей образной системы (влюбленный юноша, христианский мученик, рыцарь, красавица, император, горожанин и т. д. ).
Жанры клерикальной (церковной) литературы: 1. Жанры агиографической литературы (агиография – церковная литература, описывающая жития святых): 2. Видения. 3. Дидактико-аллегорические поэмы. 4. Проповеди. 5. Гимны. 6. Литургия и литургическая драма.
Жанры светской литературы: 1. Рыцарский роман. 2. Поэзия вагантов, трубадуров и миннизингеров: 2. 1 Фаблио (от французского – побасёнка); 2. 2 шванк (от немецкого – шутка); 3. Прозаическая новелла.
ЖАНРЫ ГОРОДСКОГО ТЕАТРА (время возникновения городского театра- XIII в. ) n n фарсы – юмористические сцены, в которых реалистически изображается жизнь горожан. моралите – аллегорическая пьесаы, имеющая нравоучительный характер.
лекция 1. общая характеристика ср.в. культуры.ppt