Иванов.pptx
- Количество слайдов: 20
Лекция 1. История экономики берет свое начало в знаменитой книге А. Смита «Богатство народов» (1776 г. ) В середине XIX в. существует множество трудов, посвященных истории хозяйства. В европейских университетах создаются кафедры истории хозяйства.
Предмет истории экономики У народов существуют различные типы экономики, и некоторые из них можно назвать цивилизациями. Состояние экономики определяется характером взаимоотношений между хозяйственными типами. Например: в современной России государственные, кооперативные и частновладельческие хозяйства сосуществую с базарами и торговлей с рук; фермы — с кочевым скотоводством и охотой на диких животных. История экономики изучает происхождение и развитие различных типов хозяйства. Именно типов хозяйства, поскольку общие законы экономики еще пока не открыты. Существует лишь ряд эмпирически установленных закономерностей, как, например, что для всех типов хозяйства, основанных на общественной собственности, характерна более низкая производительность труда, чем для типов хозяйств с господством частной собственности.
Древняя экономика Орудия изготавливаются из доступных материалов Производство орудий не требовало слишком много времени и труда, в то же время сами орудия были достаточно эффективны. Человек имел достаточно свободного времени и мог развивать дополнительные способности, например заниматься творчеством, войной и т. п. До настоящего времени существуют народы, которые обеспечивают себя охотой и собирательством продуктов природы.
Экономика охотников и собирателей Заслуги: Симбиоз человека с другим видом (приручение собаки — не менее 14 тыс. лет до н. э. Согласно челюсти домашней собаки, найденной в одной из пещер в совр. Иране) Глобальное расселение человечества (вероятно, охотники следовали за стадами животных) Недостатки: Открытость охотничьих зон для проникновения соседних народов Перепромысел, ведущий к истощению ресурсов
Кочевое скотоводство Вероятно, произошло от загонной охоты: группы охотников с собаками, попадая на естественные маршруты миграции диких животных становились сначала пассивными (подобно львам или волкам), а потом и активными пастухами. Благодаря своей мобильности оказало значительное влияние на экономическое развитие мира. Наиболее значительные миграции: тюрских (гунны, монголы и т. п), фино-угорских (венгры), иранских (арии) народов.
Речные цивилизации Появление растениеводства полностью зависело от гидрорежима. Самые первые общества, организованные вокруг культивирования того или иного злака, появились в долинах рек: Тигр, Ефрат, Хуанхе, Нил, Инд и т. п. В отсутствии механизации только коллективный организованный труд большого количества людей мог справиться с регулированием ирригации в речных долинах. Самый ранний пример команднораспределительной системы. Высокий уровень организации труда. В качестве первого механизма принуждения к труду — обожествеление властителя.
Горные долины Растениеводство было возможно по лишь склонам горных ущелий — отсюда дефицит земли и массовый отход молодежи от аграрного производства. Террасное земледелие. Военный найм горской молодежи (например: Гасконь, Швейцария, Чечня, Непал и т. д)
Древние цивилизации: Египет Древнее царство (III-II тыс. ): строительство дамб, разведение скота, садоводство и ремесло. Строительство пирамид. Права на землю принадлежат фараону. Среднее царство (2050 -1750 до н. э) — расширение ирригации, освоение бронзы, расширение торговли (в том числе с Критом), укрепление средних хозяйств, развитие частного рабовладения. Усиление номархов (управляющих септами или номами). Новое царство (1580 -1050 до н. э) — изгнание гиксосов и завоевательная политика. Коневодство и ВМФ. Изобретение плуга. Податная реформа — выгодно быть простолюдином. Позднее царство (до Македонского) — использование железа, ремесло (ткачество и керамика). Продажа земли и денежные ссуды. Усиление сословной замкнутости. Развитие науки.
Античная система хозяйства Античная экономика сформировалась в масштабах небольших средиземноморских городов-государств (полисов). Отдельные полисы существенно различались между собой по экологии и характеру производства: одни больше тяготели к сельскому хозяйству, другие к промышленности. Разделение граждан на имущественные разряды для распределения тягот воинской службы (в VI в. по реформам Солона в Афинах было 4 разряда; по реформам Сервия Туллия в Риме — 6). Подобное разделение способствовало большей эффективности войска.
Древняя Греция III-I тыс. ВС — минойский период на Крите и элладский в материковой Греции. Эпоха бронзы. Социальное расслоение. Сельское хозяйство (пшеница, шафран, виноград), скотоводство, ремесло, строительство. II тыс — торговля с Египтом. X-VI вв ВС — архаическая Греция. Полис — город и сельские поселения вокруг (наибольший — Спарта 8400 км²). Пастбищная земля остается общинной, пахотная становится частной с правом отчуждения. Земельный максимум. Эпоха железа. Мореплавание и морская торговля. Колонизация. Развитие ремесел. Появление общегреческих рынков (поначалу при храмах). Появление монеты из сплава золота и серебра. V — II вв ВС — классическая Греция и период эллинизма. Рабовладельческая демократия (Аттика) и олигархия (Спарта). Широкое использование труда рабов во всех сферах хозяйства (ок. 150 тыс. рабов при ок. 200 тыс. свободных граждан). Появление крупных земельных участков. Храмовый кредит, ростовщичество (трапедзиды). Важная роль морской торговли. Ремесло, искусство, наука и т. п.
Римский тип аграрного хозяйства Республика (с 509 г. по 30 г. ВС). Рим напоминает обычный полис (так и называется — Город, Urbs). Первоначально — 300 родов (10 родов — 1 курия; 10 курий — 1 триба; итого 3 трибы). Общественная собственность на землю. Частная собственность понимается через принадлежность к гражданской общине, т. е. к полису. Торговля, социальная стратификация, реформа Туллия Сервия. Постоянные войны. Импорт преобладает экспортом. Крупное землевладение не ограничивается законодательно — постепенное образование латифундий. Урбанизация. Развитие рабства. Империя (30 г. ВС — 476 г. AD). Расцвет и колонизация. Имущественный ценз (1 млн. сестерциев — сенатор; 400 тыс. - всадники). Раздачи хлеба. Со II в. - натиск варваров и кризис рабовладения. Императоры философы (Антонин Пий, Марк Аврелий), появление христианства. Реформы Диоклетиана (297 г. ): поголовный налог, кадастр земель. Рабам выделяются участок (пекулярий). Аренда земель — колон. Распространяется патронат — превращение бывшего собственника в держателя земли.
Аравия и мусульманская община Бедуин (житель пустыни) — кочевники на верблюдах. Делились на племена, племена на колена, колена на кланы и семьи. Бога звали Аллахом. История государственности начинается с I тыс. ВС (терр. Йемена). Ирригационное земледелие. Злаки и виноград. Скотоводство — овцы и верблюды. В конце I тыс. ВС — упадок (изменение торговых путей, засушливость климата). Первое алфавитное письмо. Хиджас (граница — вдоль Аравийского залива) караванная торговля. Торговля между империей и востоком. VI-VII вв. - возникновение ислама (покорность богу). Мухамед и религиозная община, отличающаяся от родовой. Народ муслинов (преданных). Споры разрешаются судом божьим. С имущих членов взымается налог 10% от дохода. Образование халифата (халиф — заместитель пророка) и империи. Земля принадлежала государству и сдавалась в аренду. 2 налога для покоренных народов: поголовный (харадж) и поземельный (джизье). Мусульмане платят лишь взнос на дело веры (закят). Завоевания. Развитие торговли.
Подсечно-огневое земледелие было распространено в зоне широколиственных лесов как Европы, так и Азии с эпохи неолита; в горных и северных таёжных лесах умеренного пояса оно сохранялось у некоторых славянских и германских народов (Арденнские горы и Корсика) в широкой зоне лесов Северной Америки у европейских переселенцев до середины XIX века. Разновидности подсечно-огневого земледелия с тропическими культурами и теперь широко распространены в Центральной Африке (читамене у банту), Юго-Восточной Азии (ладанг у вьетнамцев), у индейцев Южной и Центральной Америки (мильпа), в Индии (джум или поду) и т. п.
Германские и славянские народы В Северной и Восточной Европе в 5 -3 тыс. прослеживается три археологический культуры: мегалитическая (до 8 в. ВС), бронзового топора и Дунайская культура ленточной керамики. Это были три различные (даже в антропологическом плане) группы индоевропейцев. По версиям лингвистов и археологов формирование германского этноса на базе индоевропейских племён относится примерно к периоду VI—I вв. до н. э. и произошло оно в областях, прилегающих к нижней Эльбе и югу Скандинавии и продолжилось в первые века нашей эры как результат миграций Великого переселения народов и ассимиляции негерманских племён. Греки не разделяли германцев и кельтов, и впервые упоминаются лишь стоиком Посидонием в 1 в. ВС. По свидетельству Цезаря одно германское племя (швабы) обрабатывало землю сообща, не распределяя ее между семьями, но во II веке, по Тациту, ежегодное перераспределение участков стало обычным явлением. Юлий Цезарь оставил самый ранний отзыв о хозяйственной деятельности германцев: «Земледелием они занимаются мало; их пища состоит главным образом из молока, сыра и мяса. Ни у кого из них нет определённых земельных участков и вообще земельной собственности; но власти и старейшины ежегодно наделяют роды и объединившиеся союзы родственников землей, насколько и где найдут нужным, а через год заставляют их переходить на другое место. »
Системы землевладения в феодальной Европе Атлантическая (кельтская) система: Кельтские поля обнаружены главным образом вне областей обитания кельтов. Этот феномен принадлежит Северо. Западной Европе и датируется железным веком. Сочетает черты оседлого и подсечно-огневого земледелия. Средиземноморское: хуторское, с индивидуальными участками для выпаса скота. Система Открытых полей: с межевым распределением пахотной земли и коллективным выпасом скота. Наиболее распространенный тип. Система открытых полей была наиболее удобна в тех регионах, где почвенный покров требовал применения тяжёлого плуга в упряжке из 6 -8 волов. Обычный крестьянин не мог позволить себе содержание такого количества скота, которое требовалось для работы тяжёлого плуга, и был вынужден объединять свои усилия с соседями. Ширина полосы надела одного крестьянина в рамках общего поля обычно составляла 1 род (длина палки для подгонки волов в упряжке - англ. rod, pole — ок. 5 м). В Германии длина рода колебалась в пределах от 2, 5 до 5, 9 м. Швейцарский род равнялся 3 метрам. В России такая система называлась чересполосица. Столыпинская реформа 1906 г. достигла некоторого успеха в борьбе с чересполосицей путем введения хуторов и отрубов. Завершила процесс коллективизация.
Европейский феодализм Германские племена — военная демократия. Основа хозяйства — соседская община. Марка (община) — земля в общественной собственности, продукт, полученный в результате обработки земли — в частной. Экономическая единица — семья, проживающая под одной крышей. Дом, скот и имущество находится в частной собственности. Параллельно с общественной собственностью на землю возникает и институт частной собственности — аллод. Необходимость конницы для отражения арабов. Увеличение числа вассов (от кельтского gwass — человек). Реформа Карла — за рыцарем закрепляется земля с деревнями (бенефиция). Со временем превращаются в наследственную собственность. Слабая торговля, земледелие и натуральное хозяйство, плохие сборы налогов. Закрепощение крестьян.
Русская община Хозяйственной, общественной и семейно-бытовой жизнью русской деревни руководила сельская поземельная община - "мир". Существование ее прослеживается еще в "Русской правде" XII века. Юридическое оформление община получила в конце XVIII века, а окончательно в законодательстве общинное устройство было утверждено после реформ 1861 г. Община была основой организации земледельческого производства. Земельные угодья - пашни, луга, лес - рассматривались крестьянами как общинное владение, пользование им осуществлялось на основании обычного права, в основе которого лежал принцип потомственного владения двором, усадебной землей и правом на часть общинных угодий при их перераспределении. Земля делилась на узкие полосы, разграниченные неглубокими канавками - межами, в зависимости от числа мужских душ в общине. Каждый хозяин вытаскивал соответствовавшее числу душ в его семье число «жеребьев» с обозначением полос, при этом старались, чтобы полосы не располагались рядом. Община выполняла и ряд этических функций: осуществляла опеку над сиротами и одинокими стариками, следила за поведением молодежи, детей по отношению к родителям, жен к мужьям и в целом определяла формы общественного и соседского поведения. Возглавлялась община собранием женатых мужчин-домохозяев - сходом, имевшим несколько ступеней: селенный, если община состояла из нескольких деревень, сельский и волостной. Сход избирал должностных лиц как посредников между общиной и государством: сельских старост, старшин, десятских, соцких и других, утверждавшихся местной администрацией. Сход раскладывал государственные, земские и церковные повинности, распоряжался земельными угодьями, раз в 5 - 20 лет перераспределял землю, рассматривал вопросы внутридеревенского строительства, размежевания, расширения или переноса усадьбы. Без его утверждения не могли быть осуществлены никакие операции с недвижимостью. Кроме того, сход защищал общинные угодья от внешних посягательств и принимал в общину новых поселенцев. На сходах решались и все важнейшие вопросы повседневной крестьянской жизни. Существовавшая в прошлом судебная власть схода перешла в пореформенный период к волостному суду в лице старшины и волостного писаря, решавшим семейные и денежные споры между крестьянами как на основании государственных законов, так и обычного права.
Моральная экономика — понятие из исторической антропологии и социальной истории. Впервые ввёл в употребление советский историк Чаянов и его коллеги. Они в двадцатые годы XX века доказали, что семейнотрудовое хозяйство, характерное для России, было нацелено не на получение прибыли, а на доставление средств существования его членам. В дальнейшем этот термин применил английский историк Томпсон. По его представлению моральная экономика включала в себя народные представления о том, что законно и что незаконно. Являлось представлением о традиционных социальных нормах, о хозяйственных функциях, долге и особых обязанностях некоторых членов общества. Сумму этих представлений Томпсон называет «моральной экономикой бедноты» (англ. moral economy of the poor). Грубые нарушения основных моральных понятий относительно производства и торговли вызывали волнения столь же часто, сколь и действительная нужда. Анализ требований бунтовщиков и всех их действий показывает, что главной их целью являлось восстановление строгого соблюдения норм этой «моральной экономики» .
Литература по теме: 1. И. И. Агапова, 2001, История экономики, М: Юристъ. 2. С. Л. Утченко, 1986, Цицерон и его время, М: Мысль. 3. Р. Ю. Виппер, 1996, История средних веков, Киев: Air. Land. 4. История Древней Греции, 1972, ред. В. И. Авдиев, М: Высшая школа. 5. История Древнего Востока, 1988; ред. В. И. Кузищин, М: Высшая школа 6. http: //www. ethnomuseum. ru/section 59/107/3056/5048. htm Для чтения: А. В. Чаянов, 1989, Краткий курс кооперации, М: Книжная палата.
Chayanov's major works, Peasant Farm Organisation (originally published in Russian in 1925) and were first translated into English in 1966. Chayanov's theory of the peasant household influenced economic anthropology. The substantivist Marshall Sahlins drew on Chayanov in his theory of the domestic mode of production, but later authors have argued that Chayanov's use of neoclassical economics supports a formalist position. Chayanov proposed that peasants would work as hard as they needed in order to meet their subsistence needs, but had no incentive beyond those needs and therefore would slow and stop working once they were met. The principle, which is called the consumption-labour-balance principle, is therefore that labour will increase until it meets (balances) the needs (consumption) of the household. This view of peasant farming implies that it will not develop into capitalism without some external, added factor. Furthermore, the peasant's way of life is seen as ideologically opposed to capitalism in that the family work for a living, not for a profit. In practice, the consumption-labour-balance principle means that accounting is not as precise on a farm than in a regular financial capitalist company. This, as there is no separation between capital and labour.
Иванов.pptx