Лекция 1. ФИЛОСОФИЯ: ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ Философия как
428-filosofia_v_pomosch_2_rk.ppt
- Количество слайдов: 318
Лекция 1. ФИЛОСОФИЯ: ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ Философия как тип мировоззрения. Многообразие определений философии.
Лекция 2. Философия Древней Индии. Источники и основные понятия древнеиндийской философии. Ортодоксальные философские школы в Древней Индии. Неортодоксальные философские школы в Древней Индии.
Веды – литературный памятник Древней Индии, тексты, в которых содержатся различные знания о мире, в том числе и первые философские размышления. Упанишады – часть Вед, в которой даются философские комментарии других текстов. Бхагавадгита – философская поэма, часть древнеиндийского эпоса «Махабхарата». Основная проблема всей древнеиндийской философии – это поиск и определение абсолютного начала, из которого все произошло и к которому необходимо вернуться через постоянное самосовершенствование.
Брахман – абсолютное духовное начало, первопричина всего существующего. Атман – индивидуальное духовное начало, бессмертное начало души человека. Сансара – бесконечный круговорот перерождений, в котором пребывает душа человека. Мокша – достижение освобождения от дальнейших перерождений в результате высшего нравственного совершенства души, высшая цель для души. Дхарма – вечный нравственный закон, образец поведения, которому необходимо следовать в жизни. Карма – предопределенность человеческой жизни, закон воздаяния за совершаемые поступки, определяющий переход на новый уровень существования.
Основные философские школы Древней Индии (Даршаны) Все философские школы Древней Индии делятся на две большие группы: ортодоксальные и неортодоксальные школы. Особенность ортодоксальных школ – они развивают свои философские идеи, опираясь на авторитет Вед, не признают других знаний кроме Вед. Это такие школы: Веданта, Миманса, Вайшешика, Ньяя, Санкхья, Йога.
Веданта – разрабатывала учение о единстве Брахман-Атмана. Миманса – разрабатывала учение о вечности Вед и языка, которым они написаны. Вайшешика – разрабатывала учение о существовании в мире различных элементов, атомарной структуре Вселенной. Ньяя – разрабатывала учение о логических, рациональных принципах познания. Санкхья – разрабатывала учение о происхождении всего существующего в результате взаимодействия двух начал – пракрити (материальная причина) и пуруши (духовная причина). Йога – разрабатывала учение о практических упражнениях для освобождения души от всех ограничений, навязываемых внешним миром.
Особенность неортодоксальных школ – они не признавали Веды в качестве абсолютного знания, разрабатывали самостоятельные пути самосовершенствования человека. Это такие школы: Буддизм, Джайнизм, Чарвака-Локаята. Буддизм – философская школа, ставшая мировой религией. Сиддхартха Гаутама – основатель буддизма. Учение о страданиях – основа философии буддизма. «Четыре благородные истины» буддизма – 1) Жизнь полна страданий; 2) Причина страданий – желания человека; 3) От страданий можно избавиться; 4) Существует путь устранения страданий.
«Восьмеричный» путь – способ личного самосовершенствования каждого человека: правильное видение, правильная мысль, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное умение, правильное внимание, правильное сосредоточение. Нирвана – главная цель в буддизме, высшая ступень самосовершенствования, полное освобождение от всех желаний, «угасание», «затухание». Хинаяна и Махаяна – два основных направления в буддизме. Хинаяна (малая колесница) – самосовершенствование достигается человеком самостоятельно, личными усилиями. Махаяна (большая колесница) – самосовершенствование происходит через отношение с другими людьми, совместную помощь друг другу. Трипитака – главная книга буддизма.
Джайнизм – религиозно-философское учение о самосовершенствовании человека с помощью строгого соблюдения нравственных норм и аскетического образа жизни. Махавира Вардхаман – основатель джайнизма. Ахимса – основа нравственного поведения в джайнизме, неприченение вреда ничему существующему, жизнь в гармонии со всеми существами. Чарвака-Локаята – единственная материалистическая философская школа в Древней Индии. Объясняла все существующее в мире только естественными, материальными причинами. Для человека реальны только чувственные ощущения.
Что такое философия? Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает – любовь к мудрости Принято считать, что первым слово «философия» применил для обозначения своих занятий древнегреческий мыслитель и математик ПИФАГОР
Причины появления философии. Философия появляется практически одновременно в трех основных центрах цивилизации Древнего мира: Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции. Время появления философии – примерно VII-VI в.в. до н.э. Основной причиной появления философии стало дальнейшее развитие форм человеческой деятельности и, в первую очередь, отделение умственного труда от физического. Появилось определенное количество людей, основным занятием которых стала умственная деятельность.
Философия есть философствование «Удивление побуждает людей философствовать» Аристотель Философия это стремление познать самое существенное в мире и поэтому самое важное для человеческой жизни. Философия это стремление обнаружить за множеством отдельных изменчивых вещей вечную и неизменную первооснову и первопричину всего существующего. Философия – форма духовной деятельности направленная на постановку, анализ и решение коренных смысложизненных вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место человека в мире.
Взаимоотношение философии и науки В древности философия являлась «наукой наук», так как содержала в себе зачатки многих теоретических знаний о мире. Постепенно от философии стали отделяться специальные науки. До середины XIX века философия ставилась выше специальных наук, как знание всеобщего и универсального характера. Со второй половины XIX века, когда различные науки достигли больших успехов в своем развитии, появился взгляд на философию как на знание не имеющее практического значения, не приносящее конкретных результатов.
Современная философия понимается и как особая форма духовной культурой, в которой осмысливаются «вечные» вопросы человечества и как наука о всеобщих законах развития природы, общества, мышления. Основным вопросом философии является вопрос об отношении человека к миру. Ф. Энгельс определял основной вопрос философии как вопрос об отношении бытия и мышления, первичности материи или сознания. А. Камю полагал, что главный вопрос философии – это вопрос о том, стоит ли жизнь труда, чтобы быть прожитой
Философия и мировоззрение Мировоззрение – это система взглядов на мир и место человека в мире. Мировоззрение включает в себя все проявления психики человека и все уровни его сознания. Мировоззрение имеет общественно-исторический и личностный характер. Основными историческими формами мировоззрения являются: мифология, религия, философия.
Мифология – исторически первая форма мировоззрения человечества, которая характеризуется целостным, всеохватывающим взглядом на мир. В мифах человек представляет себя как часть окружающего мира природы, не разделяет естественное и сверхъестественное, фантазию и реальность, переносит свои человеческие характеристики на все существующее (антропоморфизм).
Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в существование сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. Для религиозного мировоззрения характерна чувственная, образно-эмоциональная форма восприятия действительности. Основными мировыми религиями являются буддизм, христианство, ислам.
Философия – теоретический, рациональный тип мировоззрения. Мировоззрение в философии выступает, в первую очередь, как систематизированное знание. Философское мировоззрение отличается рефлексивностью, то есть обращением мысли на саму себя. Особенностью философского мировоззрения является сомнение в очевидности, критически-творческое отношение к действительности
Структура философского знания Основными направлениями развития философского знания являются материализм и идеализм. Материализм – это направление в философии, признающее в качестве первоосновы мира материальное начало. Идеализм – это направление в философии, признающее в качестве первоосновы мира духовное начало.
К основным разделам философского знания относятся: Онтология – учение о бытии; Гносеология (Эпистемология) – учение о познании и знании; Философская антропология – учение о человеке; Социальная философия – учение об обществе; Аксиология – учение о ценностях; Натурфилософия – учение о природе.
Основные функции философии Мировоззренческая – ориентирует человека на решение наиболее общих и фундаментальных проблем бытия и познания, формирует ценностное отношение человека к действительности. Гносеологическая – определяет основные проблемы познания, возможности и цели познавательной деятельности, условия достижения достоверного знания. Методологическая – вооружает человека системой наиболее необходимых принципов, способов и методов мыслительной и практической деятельности.
Лекция 3. Философия Древнего Китая. Особенности формирования философии в Древнем Китае. Основные философские учения Древнего Китая: Конфуцианство, Даосизм, Моизм, Легизм.
Древнекитайская философия опирается на мифологическую традицию, которая определяет смысл человеческой жизни как гармонию внутреннего и внешнего существования. Инь и Ян – основные понятия древнекитайской философии, в которых выражается идея о существовании во всем двух противоположных начал. Инь – женское начало: пассивность, ночь, влажность. Ян – мужское начало: активность, день, сухость. Основа существования всей природы – это единство, борьба, взаимопроникновение, взаимодополнение инь и ян.
И-Цзин (Книга перемен) – наиболее древний источник философских знаний, связанных с обрядами, ритуалами, практикой гадания. Содержит идею о происхождении мира из пяти первоэлементов – земли, дерева, металла, огня, воды.
Конфуцианство – древнейшая философская школа, учение которой стало национальной религией Китая. Конфуций (Кун цзы) – основатель учения, изложил свои идеи в книге «Лунь Юй»(Суждения и беседы). Основные проблемы конфуцианства – отношение человека и общества, правильное поведение человека в обществе, разумное управление людьми в государстве.
Основная идея Конфуция – человек существует не для себя, но для общества, каждый должен выполнять свой долг перед обществом. Общество управляется на основе добродетели. «Благородный муж» - идеал человека, который обладает высшими нравственными качествами и подчиняет свои личные интересы интересам общества. «Исправление имен» - учение Конфуция о необходимости приводить в соответствие наименование вещей и их реальное состояние.
«Жэнь» - гуманность, человеколюбие. У Конфуция это основа взаимоотношений людей в обществе. Способ управления государством с помощью «спокойно-самодостаточной» любви к людям, привносящую в мир гармонию и благопристойность. «Ли» - соблюдение традиции, следование ритуалу, церемонии. Соблюдение установленных в древности норм поведения в обществе обеспечивает стабильность и порядок во взаимоотношениях людей.
«Сяо» - сыновняя почтительность. Организация государства по типу семьи. Уважение к старшим и подчинение им. Любовь и забота старших по отношению к младшим. «Не делай другим того, чего не желаешь себе» - золотое правило Конфуция, которому необходимо следовать в обществе.
Даосизм – философское учение Древнего Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира, определить место человека в мире, найти вечные законы, которым должно следовать все существующее. Лао Цзы – основатель даосизма. «Даодэцзин» - главная книга даосизма.
«Дао» - главное понятие даосизма. Путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа. Универсальный мировой закон, обеспечивающий гармонию и порядок всего существующего. «Дэ» - мировая сила, энергия, благодаря которой происходит движение и развитие.
Основная идея даосизма – все в мире взаимосвязано и следует вечному гармоничному порядку существования. «У-вэй» - принцип недеяния, который должен быть основой поведения человека. Невмешательство в естественный ход вещей. Покой и внутренняя сосредоточенность. Чжуан Цзы – даосский мудрец, известный своими притчами (Сон о бабочке).
Моизм – философское учение Древнего Китая, выступавшее с критикой конфуцианства. Мо Цзы – основатель учения. Основная идея – равенство всех людей независимо от социальных условий. «Всеобщая любовь» - основной принцип во взаимоотношениях людей.
Легизм – философская школа законников (Фацзя). Основатели – Шан Ян, Хань Фэй. Основная идея – обществом необходимо управлять путем государственного насилия, опирающегося на законы. «Законы – отец и мать народа». Законы должны быть одинаковы для всех. Награды и наказания – основной способ правильного управления людьми в обществе
Лекция 4. ФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОСТИ Философия досократиков. Проблема человека в философии софистов и Сократа. Античная классика: Платон и Аристотель. Философские учения эпохи эллинизма. Философия поздней античности
Античная философия – это философия Древней Греции и Древнего Рима. Существовала с VII века до н.э. по VI век н.э. Космоцентризм – основополагающий принцип античной философии, в котором выражено понимание мира как разумно организованного, прекрасного, вечного порядка (космоса). Человек, созерцая этот порядок, осознает свою причастность к нему, воспринимает себя как часть космоса (микрокосмос). Логос – мировой разум, управляющий всеми вещами.
«Из чего все возникает и во что все превращается» - это была первая философская проблема, которую решали древнегреческие философы. Их интересовало устройство окружающего мира, природы. Милетская школа – первая философская школа Древней Греции. Фалес – основатель. Главная идея – все произошло из воды. Анаксимандр – считал, что основа всего – «апейрон» - бесформенное, бесконечное, беспредельное первоначало. Анаксимен – считал, что первооснова всего – воздух.
Пифагорейцы – философская школа, созданная Пифагором. «Все есть число» - главная идея. Эмпедокл – самостоятельный философ. Основой всего считал четыре элемента – воду, огонь, землю, воздух. «Любовь» и «Вражда» - силы, управляющие этими элементами. Анаксагор – самостоятельный философ. Основой всего считал мельчайшие частицы вещества – «гомеомерии». Управляет этими частицами особая сила – «Нус» (Ум).
Гераклит Эфесский – самостоятельный мыслитель. Имел прозвища «темный», «плачущий». Один из первых представителей стихийной диалектики: считал, что весь мир находится в постоянном движении и развитии. «Все течет». «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». Учил тому, что все в мире состоит из противоположностей. Развитие мира есть результат борьбы противоположностей. Первооснова мира – огонь.
Элейская философская школа – разрабатывала проблему вечного, неизменного, единого, совершенного, умопостигаемого начала. Парменид – создал учение о бытии. «Бытие есть, небытия нет». Зенон – создал «апории» (неразрешимые задачи). Пытался в них доказать, что движения не существует. «Ахилл и черепаха», «Летящая стрела».
Левкипп и Демокрит – создали учение об атомах (атомизм). Атом – мельчайшая неделимая материальная частица. Имеют различную величину и форму. Движутся в пустоте. Все состоит только из атомов. «Линия Демокрита» - материалистическое направление в философии.
Софисты – философская школа, представители которой основное внимание уделяли человеку. Характерные черты философии софистов – критическое отношение к окружающей действительности; стремление опираться на собственные знания; провозглашение относительности любых знаний, правил, норм поведения. Софизм – способ доказательства, основанный на некорректном использовании логических приемов. Протагор – «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют».
Сократ – философия этического рационализма: человек – это моральное, нравственное существо; основа нравственности – знание. «Познай самого себя». «Я знаю, что ничего не знаю». «Майевтика» - способ философствования Сократа, когда в ходе беседы, диалога человек, отвечая на вопросы, рождает самостоятельные мысли.
«Сократические школы» - философские учения, сложившиеся под влиянием идей Сократа: киренская школа (киренаики), школа киников, мегарская школа, элидо-эритрийская школа. Киники – наиболее известная школа: ее представители провозгласили абсолютную свободу основой жизни человека – отрицание культуры, морали, государственных норм. Диоген Синопский – «Сократ, сошедший с ума»: выдвинул лозунг «Без общины, без дома, без отечества».
Платон – крупнейший древнегреческий философ. Основоположник объективного идеализма. Основа философии Платона – учение об идее. Идея (эйдос) – вечная, неизменная, совершенная, нематериальная сущность. Вещи материального мира являются копиями идей, они изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование. Существует вечный «мир идей», который и есть подлинный мир. И существует «мир вещей», который существует временно и не обладает подлинностью.
Душа человека – часть мировой души, она бессмертна и способна переселяться из одного тела в другое. «Тело темница для души». Процесс познания по Платону – это воспоминание (припоминание) души о своем пребывании в «мире идей». Все знания изначально уже существуют в душе человека. «Миф о пещере» - это образное описание Платоном процесса человеческого познания
«Государство» - главный философский труд Платона. В этом труде Платон создает проект идеального общества. Все население государства делится на три сословия: работники, воины, философы. «Государством должны управлять философы».
Платон создает собственную философскую школу – «Академия». «Линия Платона» - идеалистическое направление в философии.
Аристотель – крупнейший древнегреческий философ, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Основа философии Аристотеля – учение о «материи» и «форме»: не существует особого «мира идей», существуют только единичные и конкретно определенные вещи, в которых соединяется материальное и идеальное начало. «Метафизика» - главный труд Аристотеля, труды о сущности, первоначалах и первопричинах бытия, «первая философия».
Аристотель – основоположник науки о правильном мышлении: формальной логики. Основой логики является учение о силлогизме (соединение двух суждений в третье). Аристотель рассматривал человека как существо общественное («политическое животное»). Разделил существовавшие типы государств на «дурные»: тирания, олигархия, охлократия (крайняя демократия) и «хорошие»: монархия, аристократия, полития. «Полития» - идеальное государство, в котором управляют «средние».
«Ликей» - философская школа Аристотеля. Перипатетики – общее название учеников и последователей Аристотеля.
Завоевательные походы Александра Македонского сформировали новую культурную эпоху – эллинизм. Основные философские школы эллинизма: стоицизм, эпикурейцы, скептицизм. Основная проблема – достижение личного нравственного совершенства, ведение мудрого образа жизни.
Стоицизм – философская школа, представители которой считали идеалом мудреца, освободившегося от влияния внешнего мира, суеты окружающей жизни. «Апатия» - бесстрастие. «Автаркия» - самодостаточность. Необходимо жить в согласии с природой и Мировым Космическим Разумом: «Судьба ведет того, кто ей повинуется, и насильно влечет того, кто ей противится».
Эпикурейцы – последователи древнегреческого философа Эпикура. Эпикур – последователь учения об атомах, философ-материалист. Основой жизни человека является познание. В своей жизни человек должен стремиться к счастью. Счастье человека состоит в удовольствии, наслаждении (гедонизм). Основа удовольствия – отсутствие страданий, разумное ограничение желаний, безмятежность души. «Сад» - название философской школы Эпикура.
Скептицизм – философское направление, представители которого призывали воздерживаться от решительного и окончательного высказывания истины, так как окончательную истину невозможно определить. Основатель скептицизма – Пиррон: философ тот, кто стремиться к счастью. «Атараксия» - безмятежность, спокойствие, невозмутимость: идеал настоящего мудреца.
Философия Древнего Рима – продолжала традиции древнегреческой философии. Лукреций Кар – древнеримский философ-материалист, сторонник учения об атомах, последователь Эпикура. Автор философской поэмы «О природе вещей». Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий – древнеримские последователи философии стоицизма. Цицерон – выдающийся древнеримский оратор, политический деятель. Стремился развивать идеи различных философских школ (эклектизм).
Неоплатонизм – последнее философское течение в античности. Имело религиозно-мистический характер, повлияло на формирование христианской религии. Основатель неоплатонизма – Плотин. «Единое» - высшее абсолютное начало. «Эманация» - процесс возникновения мира из Единого.
Боэций – последний античный («последний римлянин») и первый средневековый философ. Автор произведения «Утешение философией».
Лекция 5. Средневековая западноевропейская философия. 1. Особенности западноевропейской средневековой философии. 2. Основные этапы развития западноевропейской средневековой философии. 3. Реализм и номинализм в западноевропейской средневековой философии.
Теоцентризм – главная отличительная черта западноевропейской средневековой философии: основным предметом философских исследований является Бог. «Философия – служанка богословия». Бог – главная причина существования мира и основа объяснения мироустройства. Человек – творение Бога, образ и подобие Бога
Креационизм – принцип, объясняющий творение Богом мира из «ничего». Провиденциализм – принцип, объясняющий существование любого явления как проявление божественной воли. Эсхатологизм – принцип, объясняющий неизбежную конечность существования мира и человека. Теодицея – принцип, оправдывающий Бога за существование в мире зла.
Апологетика – ранний этап развития западноевропейской средневековой философии. Главная проблема – оправдание и защита христианской религии. Тертуллиан – наиболее яркий представитель. Вера не нуждается в доводах разума: «Верую, ибо абсурдно», «Душа – прирожденная христианка».
Патристика – учения «отцов церкви». Философия этого этапа развивалась под влиянием философии Платона. Августин Аврелий – наиболее яркий представитель. Вера стоит выше разума, разум только помогает вере: «Верую, чтобы знать».
«О граде Божьем» - главное философское произведение Августина Аврелия: ход истории, развитие общества – это борьба двух противоположных типов государства – «града земного (греховного)» и «града небесного (Божьего). Впервые была сформирована идея наличия определенной цели исторического развития общества.
Схоластика – основной этап западноевропейской средневековой философии. XIII – расцвет, «золотой век» схоластической философии. Схоластика развивалась под влиянием философии Аристотеля.
Фома Аквинский – наиболее яркий представитель. Вера и разум дополняют друг друга: «Понимаю, чтобы верить». Сформулировал 5 доказательств существования Бога. «Сумма теологии», «Сумма против язычников» - основные произведения Фомы Аквинского.
Реализм и номинализм – два основных направления западноевропейской средневековой философии. Представители этих направлений занимали противоположные позиции по проблеме существования «универсалий» (общих понятий).
Реализм – общие понятия существуют в реальности, до вещей. Ансельм Кентерберийский утверждал, что существует «человек вообще». Номинализм – реально существуют лишь конкретные вещи, а общие понятия это имена вещей, существуют после вещей. Уильям Оккам утверждал, что «не следует умножать сущности без необходимости» («бритва Оккама»).
Лекция 6. Арабо-мусульманская философия средних веков. Особенности формирования арабо-мусульманской философии средних веков. Философия арабских перипатетиков. Философия суфизма.
Арабская философия начинает формироваться в VII веке под влиянием новой религии – ислама. Мутакаллимы – первые религиозные философы, объяснявшие смысл основных догматов ислама. Мутазилиты (обособившиеся) – религиозные философы, признававшие необходимость разума для познания мира.
В IX веке начинает развиваться новая арабская философия рационалистического характера – фальсафа. На ее развитие большое влияние оказала древнегреческая философия, главным образом, философия Аристотеля.
Аль-Кинди – основоположник «восточного перипатетизма». Главная идея – мир познаваем разумом человека, разум – главный источник знаний.
Аль-Фараби – «второй учитель» (после Аристотеля). Переводил и комментировал труды Аристотеля. Проявлял интерес ко многим сферам знания: логика, математика, астрономия, политика, поэзия, музыка и др. Главный труд – «Трактат о взглядах жителей добродетельного города».
Ибн Сина (Авиценна) – объяснял мир с позиций разума и научных знаний. Разделил все науки на две группы – теоретические и практические. Главные труды – «Книга знаний», «Книга исцеления», «Канон врачебной науки» («Канон медицины»)
Ибн Рушд (Аверроэс) – создал учение о «двойственной истине»: истины религии и истины философии не зависят друг от друга. Его учение получило распространение в Европе под именем «латинский аверроизм» (Сигер Брабантский). Главный труд – «Опровержение опровержения».
Суфизм – мистическое течение в исламе, чьи последователи выступали за полное подчинение человека воле Аллаха. Аль-Газали – наиболее известный представитель философии суфизма.
Основная идея – разум бессилен познать мир. Только любовь к Богу, мистическая интуиция и аскетический образ жизни способны привести к истине. Главные труды – «Опровержение философов», «Воскрешение наук о вере».
Лекция 7. Философия в культуре Ренессанса и Реформации. 1. Антропоцентрический переворот в философии. 2. Философия гуманизма. 3. Начало политической философии. 4. Натурфилософия Ренессанса. 5. Философия реформации.
XIV-XVI века – эпоха Возрождения – новый этап развития культуры в Европе. Развитие экономических отношений, Великие географические открытия, новые научные знания, развитие искусства. Культура Античности – идеал для Возрождения. Критика церковной догматики и схоластической учености.
Антропоцентризм – преобладание интереса к человеку, признание его центром вселенной, вера в его безграничные возможности и достоинство. Данте Алигьери – в своем произведении «Божественная комедия» выразил первые идеи философии Ренессанса.
Гуманизм – философское направление, получившее развитие в Италии. Человек – высшее существо на земле, обладает безграничными возможностями, самостоятельно выбирает свой жизненный путь, стремиться к счастью и успеху.
Франческо Петрарка – автор книг «О презрении к миру», «Об уединенной жизни»: человеческая жизнь уникальна; человек живет не для Бога, а для самого себя; человек способен добиться счастья, опираясь на собственные силы.
Лоренцо Валла – автор книги «О наслаждении как истинном благе»: последователь философии Эпикура – отвергал аскетизм, призывал к активной творческой жизни.
Пико делла Мирандола – автор произведения «Речь о достоинстве человека»: человек занимает особое место в мире; обладает полной свободой самоопределения.
Политическая философия – исследовала проблемы управления государством, методы влияния на людей, способы политической борьбы. Николо Макиавелли – родоначальник политической философии. Автор книги «Государь». Законы управления государством создают сами люди.
Утопизм (утопический социализм) – направление политической философии, представители которой разрабатывали проекты идеального государства. Томас Мор – родоначальник утопической философии. Автор произведения «Утопия». Томмазо Кампанелла – автор произведения «Город Солнца».
Пантеизм – учение о совпадении (тождестве) Бога и природы. Основная идея натурфилософии Возрождения. Николай Кузанский – кардинал католической церкви, стремился доказать единство Бога и вселенной (природы).
Создал учение о совпадение противоположностей: «Бог есть свернутая вселенная, вселенная есть развернутый Бог». Главный труд – «Об ученом незнании».
Николай Коперник – заменил геоцентрическую систему на гелиоцентрическую. Джордано Бруно – создал учение о «бесконечности Вселенной» и существовании «множества миров».
Галилео Галилей – разработал метод научного исследования, основанный на математических расчетах и экспериментальной (опытной) проверке гипотез.
Реформация – движение за реформу католической церкви, возвращение к «настоящему» христианству. Мартин Лютер – основоположник Реформации: между Богом и человеком не должно быть посредников.
Жан Кальвин – человек служит Богу добросовестным отношением к своему делу, успехами в труде. Томас Мюнцер – глава народной Реформации.
Эразм Роттердамский – ведущий философ «северного Возрождения». Автор книги «Похвала глупости»: высмеивал схоластическую ученость. Мишель Монтень – автор книги «Опыты». Развивал идеи античной философии скептицизма.
Лекция 8. Философия Нового времени. Особенности развития западноевропейской философии в Новое время. Философия эмпиризма. Философия рационализма.
Философия Нового времени – это этап в развитии западноевропейской философии XVII- начала XVIII веков. Развивалась под влиянием новых социально-экономических отношений: появление буржуазии, развитие промышленности. Появляется потребность в научных знаниях для достижения практических результатов.
Наукоцентризм – основополагающий принцип философии Нового времени. Философия рассматривает науку как главный авторитет в деле отыскания истины. Главная проблема философии – разработка универсального метода познания.
В философии Нового времени появились два основных направления – эмпиризм м рационализм. Эмпиризм – направление, сторонники которого основой познания считали опыт. Рационализм – направление, сторонники которого основой познания считали разум.
Фрэнсис Бэкон – основоположник эмпиризма, создатель метода индукции. Индукция – способ познания, в котором от отдельных фактов переходят к общим знаниям, от частного к общему. Главная задача знаний – помочь человеку в достижении практических результатов: «Знание – сила».
Существуют препятствия мешающие достижению истинных знаний – «идолы»(«призраки») разума. «Идолы рода» - заблуждения связанные с природой человека, общечеловеческой культурой. «Идолы пещеры» - заблуждения, связанные с личностью человека, его воспитанием, привычками, предрассудками.
«Идолы рынка»(рыночной площади) – заблуждения связанные с неправильным применением речи, слов. «Идолы театра» - заблуждения связанные с применением устаревших учений, преклонением перед авторитетами. Главный труд Ф. Бэкона – «Новый Органон».
Томас Гоббс – сторонник философии эмпиризма. Считал общество и государство главной проблемой философии. «Левиафан» - главный труд о происхождении государства.
В своем естественном состоянии люди находятся в ситуации «войны всех против всех». Для того, чтобы выжить люди заключили общественный договор. Появляется особая сила для охраны порядка, справедливости, жизни людей – государство. Государство должно быть всесильным.
Джон Локк - сторонник философии эмпиризма. Представитель сенсуализма – философского течения полагавшего основой познания чувства. «Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах».
Сознание родившегося человека – «чистая доска», на которой записывается чувственный опыт. Автор произведения «Опыт о человеческом разуме» Автор идеи о разделении властей в государстве.
Рене Декарт – основоположник рационализма, создатель метода дедукции. Дедукция – способ познания, в котором мышление движется от общего к частному «Я мыслю, следовательно, существую» (Cogito ergo sum).
Субстанция – сущность, то что лежит в основе. Декарт различает две субстанции: духовную и материальную – дуализм. Коренные свойства субстанций – атрибуты: духовной – мышление, материальной – протяжение. Отдельные свойства субстанций – модусы.
Критерий истинности знаний, по Декарту – ясность и точность. Учение о врожденных идеях – существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах (например, понятие о Боге). Главный труд – «Рассуждение о методе».
Бенедикт Спиноза – сторонник рационализма. Создал учение о единой субстанции – монизм. Существует одна единая субстанция, которая есть Бог или Природа. Природа и Бог едины (пантеизм).
Основное произведение – «Этика». «Свобода – это познанная необходимость». «Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать».
Готфрид Лейбниц – сторонник рационализма. Создал учение о монадах (множестве субстанций – плюрализм). Монада – простая, неделимая, деятельная сущность. Обладает разумностью и свободой. Основной труд – «Монадология».
Джордж Беркли – представитель субъективного идеализма в философии Нового времени. «Существовать значит быть воспринимаемым».
Давид Юм – представитель скептицизма в философии Нового времени. На вопрос о том, существует ли мир, может быть только один ответ – не знаю.
Блез Паскаль – представитель религиозной философии, разделял идеи рационализма. Человек есть «мыслящий тростник». Автор книги «Мысли».
Лекция 9. Философия Просвещения. Основные идеи и понятия философии Просвещения. Философские взгляды представителей французского Просвещения.
Просвещение – новый этап развития западноевропейской культуры XVIII века. Основная идея – прогресс общества связан с прогрессом познания. Разум и добываемые им знания – основа изменения общества и улучшения человека.
Деизм – основополагающий принцип мировоззрения эпохи Просвещения, в котором Бог признается только творцом мира, но не влияет на его дальнейшее развитие. Секуляризация – процесс освобождения общества от влияния религии.
Антиклерикализм – борьба против вмешательства церкви в деятельность государства, критика религиозного догматизма. Необходимо распространять знания и новейшие достижения науки среди правителей, влиятельных людей.
Вольтер – основоположник французского Просвещения. «Оракул новых философов». Критиковал католическую церковь, но признавал нравственную роль религии. Предложил новое понятие: «философия истории».
Монтескье – автор книги «О духе законов». Первым предложил идею «географического детерминизма»: на устройство общества и нравы людей влияют географические и климатические условия.
Руссо – основное внимание уделял социально-политической философии. Автор произведения «Об общественном договоре». Люди равны в своих правах и равном владении собственностью. Сформулировал лозунг – «Назад к природе».
Многие французские философы были сторонниками материализма. Полностью отрицали существование Бога (атеизм) и признавали мир подобным механизму.
Гольбах – автор книги «Система природы». Считал материю единственной первопричиной всех вещей. Гельвеций – автор книг «О человеке», «Об уме». Считал, что знания – это отражение материи в сознании человека.
Ламетри – автор произведения «Человек-машина». Считал, что человек устроен также как механизм. Дидро – был автором и редактором «Энциклопедии». Считал, что необходимо знакомить людей с точными знаниями о мире.
Х. Вольф – представитель философии немецкого Просвещения.
Лекция 10. Немецкая классическая философия. Философия И. Канта. Философия И. Фихте. Философия Ф. Шеллинга. Философия Г. Гегеля. Философия Л. Фейербаха.
Иммануил Кант – основоположник немецкой классической философии. В философии Канта выделяют два основных периода – «докритический» и «критический»
В «докритический» период Канта интересовали проблемы естествознания. Выдвинул космогоническую гипотезу о происхождении Солнечной системы из вращающейся туманности.
Основой философии Канта в «критический» период стали проблемы познания. Главные труды Канта: «Критика чистого разума»; «Критика практического разума»; «Критика способности суждения».
«Критика чистого разума» - исследование деятельности разума, возможности и границы разума, механизм познания. Агностицизм – учение о невозможности познания (полного) окружающей действительности.
Познавательные возможности человеческого разума ограничены. Антиномии – неразрешимые противоречия для разума (существует четыре антиномии).
Кант различает в качестве основных видов знания: «Апостериорное» - послеопытное знание, знание полученное в результате опыта. «Априорное» - доопытное знание, знание существующее в разуме изначально.
«Вещь в себе» - одно из основных понятий философии Канта. Это внутренняя сущность вещи, недоступная для познающего разума.
В труде «Критика практического разума» Кант исследует проблемы этики, нравственного поведения. Основное понятие этики Канта – категорический императив. Это абсолютный моральный закон.
Человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех. Человек должен относится к другому человеку только как к цели, но никогда как к средству.
Кант одним из первых философов выступил с осуждением войн и призывал государства мира заключить «вечный мир»: произведение «К вечному миру».
Основную цель философии Кант сформулировал в виде вопросов: 1. Что я могу знать ? 2. Что я должен делать? 3. На что я смею надеяться? 4. Что есть человек?
Иоганн Готлиб Фихте – представляет философию субъективного идеализма. Основа философии Фихте – учение о духовном «Я». «Я» - это и сознание и человека, и высшая духовная основа мира.
Абсолютное «Я» полагает само себя: «Я» есть «Я». «Я» полагает существование внешнего мира: «Я» есть «не-Я». «Я» взаимодействует с «не-Я» и тем самым проявляет свою активную, деятельную сущность.
«Действовать! Действовать! Это то, ради чего мы существуем». «Наукоучение» - главное произведение Фихте.
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг – представитель философии объективного идеализма. Философия Шеллинга в своем развитии прошла следующие этапы: натурфилософия, трансцендентальная философия, философия тождества, философия откровения.
Натурфилософия – признание природы началом всего. Природа одушевленный организм, который постоянно развивается. Трансцендентальная философия – развитие происходит и в сфере мышления. Высший уровень мышления – самосознание.
Философия тождества – учение о совпадении природного и духовного начала в «Абсолюте». Ближе всего к познанию «Абсолюта» подходит искусство. Искусство – высшая форма познания.
Философия откровения – возвращение к идеям мифологии и религии, отрицание логики и закономерностей в окружающем мире. Шеллинг одним из первых стал разрабатывать проблему «отчуждения».
Основные труды Шеллинга «Система трансцендентального идеализма». «Философия искусства».
Георг Вильгельм Фридрих Гегель – представитель философии объективного идеализма. Создатель диалектики. Главное понятие философии Гегеля – Абсолютная идея (Мировой дух).
Основа философии Гегеля – диалектика: учение о саморазвитии Абсолютной идеи. Единство и борьба противоположностей – основа развития. «Противоречия движут миром».
Механизм развития образует диалектическую триаду: тезис-антитезис-синтез. Всеобщее развитие начинается с «бытия» (тезис), затем наступает «небытие» (антитезис), их совпадением является «становление» (синтез).
Весь процесс развития совершается по принципам диалектической логики (панлогизм). «Все разумное действительно, а все действительное разумно».
Основные труды Гегеля: «Феноменология духа» «Наука логики» «Энциклопедия философских наук» «Философия права»
Людвиг Фейербах – представитель философии материализма. Основа философии Фейербаха – антропологический материализм. Главный предмет философии – человек.
Человек – природное существо. Природа материальна, никем не сотворена. Основной труд Фейербаха – «Сущность христианства». Бог – порождение сознания человека. Бог – идеальный образ самого человека.
Корни религии – в чувстве бессилия человека перед внешним миром, зависимости от внешних условий. Необходимо создать новую религию, основанную на любви людей к друг другу. «Человек человеку Бог».
Лекция 11. Западноевропейская философия 2-й половины XIX века Философия марксизма. Философия иррационализма. Философия позитивизма.
Философия марксизма была разработана немецкими мыслителями – Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Основа философии марксизма – диалектический материализм. Утверждается первичность материи, бытия : «Бытие определяет сознание».
Основное внимание философия марксизма уделяет экономическо-социальным проблемам. Главная идея – материалистическое понимание истории. Основой развития общества является труд, материальное производство.
Производственные отношения, экономика образуют базис общества. Социальные институты и духовная жизнь являются надстройкой по отношению к экономическому базису.
Для обозначения уровня развития общества К. Маркс предложил понятие «общественно-экономическая формация». В истории человечества выделяются 5 основных формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.
Особой общественно-экономической формацией является азиатский способ производства. В результате роста уровня производительных сил, борьбы между основными классами общества происходит смена общественных формаций.
Главная движущая сила истории – народ. Социальные революции – «локомотивы истории». Основная задача социального прогресса – ликвидация частной собственности на средства производства.
Основные произведения К. Маркса: «Экономическо-философские рукописи 1844 года». Фундаментальный труд «Капитал»
Основные произведения Ф. Энгельса: «Диалектика природы». «Анти-Дюринг». «Происхождение семьи, частной собственности и государства».
Иррационализм – направление в философии, представители которого отрицают разум как основу мира и познания. Основоположник философии иррационализма – Артур Шопенгауэр. Главный труд – «Мир как воля и как представление».
Мировая Воля – основное понятие философии Шопенгауэра. В мире действует стихийная, бессознательная всеобщая воля, существует всеобщий хаос – волюнтаризм.
Человек не в состоянии противостоять всеобщей воле, жизнь трагична, полна страданий – пессимизм. На взгляды Шопенгауэра повлияла древнеиндийская философия и философия буддизма.
Фридрих Ницше – развивал философию иррационализма, основоположник «философии жизни». Основное понятие – жизнь, та конкретная реальность в которой существует человек. Жизнь проявляет себя через «волю к жизни».
Сильнее всего жизненная воля проявляется как «воля к власти». Ницше выступает как «экспериментирующий философ» - критикует традиционную философию. Создает учение о «дионисийском» и «апполоновском» началах в культуре.
Выступает с критикой христианства – «Бог умер!» Отрицает христианскую мораль – «рабская мораль». Формирует принципы нигилизма – отрицание традиционной культуры и нравственности.
Главная идея философии Ницше – это идея о «сверхчеловеке». «Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, - канат над пропастью». «В человеке можно любить только то, что он переход и гибель».
Основные произведения Ницше. «Так говорил Заратустра». «Рождение трагедии». «Человеческое, слишком человеческое». «По ту сторону добра и зла». «Антихрист».
Серен Кьеркегор – датский религиозный философ. Основоположник философии экзистенциализма. «Экзистенция» - глубокая личная сущность человека.
Подлинность человека в его внутренних переживаниях, в таких состояниях как «страх», «отчаяние», «решимость» и т.п. Основные произведения Кьеркегора: «Или – или». «Страх и трепет».
Позитивизм – направление философии, представители которого стремились основывать философию на научном (позитивном) знании. Огюст Конт – основоположник философии позитивизма, создатель науки об обществе – социологии.
О. Конт – автор закона «интеллектуальной эволюции» человечества. Существует три стадии интеллектуального развития: Теологическая (связана с религией). Метафизическая (связана с философией).
Позитивная (связана с наукой). Герберт Спенсер – один из родоначальников позитивизма. Автор органической теории общества: общественная жизнь подчиняется принципам биологической эволюции. Джон Стюарт Милль – представитель позитивизма.
Лекция 12. Русская философия XIX-ХХ века. Западники и славянофилы. Русские мыслители середины XIX века. Русские религиозные философы.
Основная особенность русской философии – обращение к религиозным, нравственным вопросам, духовные проблемы. Основная проблема русской философии – поиск «русской идеи», обоснование исторического пути России, самобытность культуры.
В начале XIX века спор об исторической судьбе России вели представители двух направлений – «западники» и «славянофилы». П.Я. Чаадаев – первый представитель «западников». Автор произведения «Философические письма».
Основная мысль – Россия «выпала» из мирового исторического процесса, не создала ничего выдающегося в сравнении с Западной Европой. Однако, Россия обладает духовным, религиозным богатством и может стать примером для других стран.
Другие «западники» - А.И. Герцен, В.Г. Белинский, К.Д. Кавелин – считали, что Россия отстала в своем развитии от мировой цивилизации, должна усвоить европейские ценности, никакого особого пути у России нет.
Славянофилы – А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин – считали, что Россия обладает самобытной историей и культурой. Православная религия и общинный образ жизни отличают русский народ от бездуховного и единоличного Запада.
«Соборность» - главное понятие философии славянофилов. Обозначает духовное братство русских людей на основе православной религии.
Данилевский Н.Я. – создатель теории «культурно-исторических» типов. Отстаивал идею независимого развития разных мировых культур. Автор произведения «Россия и Европа».
Чернышевский Н.Г. – представитель революционно-демократического направления, опирался на философию материализма. Создал теорию «разумного эгоизма»: каждый человек в своих интересах должен служить обществу.
Ф.М. Достоевский – великий русский писатель, его творчество повлияло на формирование философии экзистенциализма. «Легенда о Великом Инквизиторе» - проблема свободы человека. «Красота спасет мир».
Л.Н. Толстой – великий русский писатель. Создал особую религиозно-философскую доктрину – «толстовство». Необходимо отказаться от насилия как способа решения проблем: «непротивление злу силою».
Г.В. Плеханов – главный представитель русского марксизма. Развивал философские идеи материалистического понимания истории.
В.И. Ленин – последователь марксизма и материалистической философии. Основные философские труды: «Философские тетради». «Материализм и эмпириокритицизм».
Русский космизм – самобытное направление в русской философии, в котором космос и человек рассматривались как единое взаимосвязанное целое. Основной целью человечества провозглашалось распространение разума во Вселенной. Представители: К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.И. Вернадский.
Н.Ф. Федоров – основоположник русского космизма. Главная задача человечества – победа над смертью. Предложил идею «патрофикации» - «воскрешения отцов». Главный труд «Философия общего дела».
В.С. Соловьев – великий русский философ. Создатель «философии всеединства». «Положительное всеединство» - основное понятие: единство Бога со всем миром. Теософия - единство всех знаний: религиозных, философских научных.
Теократия – социальный идеал: создание вселенской церкви, объединяющей все народы, Восток и Запад. Богочеловечество – главная цель человеческой истории. Основные труды: «Оправдание добра». «Чтения о богочеловечестве».
В начале ХХ века многие русские философы обращаются к духовным проблемам религии, стремятся с помощью религиозной философии помочь нравственному развитию человека и общества. С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, П. А. Флоренский, И.А. Ильин.
Бердяев Н.А. – наиболее известный русский религиозный философ. Получил признание в Западной Европе как представитель философии экзистенциализма и персонализма. Автор произведения «Русская идея».
Начиная с 20-х годов и до начала 90-х годов ХХ века существовала советская философия. Это была материалистическая философия, признававшая правильность только философии марксизма.
Лекция 13. Философия в казахской культуре. Особенности формирования казахской философии. Философия казахского Просвещения. Общественно-политическая и философская мысль в Казахстане в начале ХХ века.
Особенностью развития философской мысли на территории Казахстана является ее тесная связь с кочевым образом жизни тюркских народов. Философская мысль присутствует в устном народном творчестве, обрядах, традициях.
Главным объектом философских размышлений была природа. Юрта – модель Вселенной. Циклическое понимание времени. Культ Неба – тенгрианство.
Коркыт ата – легендарный мудрец, искавший бессмертие. Махмуд Кашгари – автор книги «Словарь тюркских наречий» (Дивани лугат ат тюрк) Юсуф Баласагуни – автор книги «Благодатное знание» (Кутадгу билик). Ахмед Иугинеки – «поэт поэтов».
Ходжа Ахмет Яссауи – представитель философии суфизма. Автор произведения «Книга премудрости» (Дивани хикмет). Основные темы размышлений: любовь к Аллаху, аскетический образ жизни как основа нравственности.
Образование Казахского ханства привело к формированию философии казахских акынов и жырау – XV – XVIII века. В своем творчестве они выражали социальные идеалы, пожелания народа своим правителям, нравственные ценности народа.
Асан Кайгы – «первый казахский философ» (по определению Ч. Валиханова). Бухар-жырау – советник хана Абылая. Важную роль в формирование философских взглядов стал играть ислам.
В первой половине XIX века в связи с усилением процесса колонизации Казахстана Россией формируется новое духовное течение. «Зарзаман» - «эпоха скорби»(время печали).
Поэты Шортанбай, Дулат, Мурат определяли «Зарзаман» как кризис традиционной культуры казахов, связанный с потерей независимости, разрушением традиционного уклада жизни.
Вторая половина XIX века – время казахского Просвещения. Особенности – стремление к развитию образования, распространению знаний, критика религиозного невежества соединяются со стремлением к государственной независимости.
Ч. Валиханов – первый представитель казахского Просвещения. Ученый-энциклопедист, востоковед, путешественник, общественный деятель.
В произведениях «Следы шаманства у киргизов» и «О мусульманстве в степи» утверждал о существовании у казахов «двоеверия»: шаманизма и ислама.
В произведении «Записки о судебной реформе» утверждает идею о необходимости сохранения традиционного степного суда, основанного на принципах народного доверия и справедливости.
И. Алтынсарин – казахский просветитель, организатор народного просвещения. Автор «Казахской хрестоматии».
Абай Кунанбаев – выдающийся казахский просветитель, мыслитель, гуманист, поэт. Главная тема творчества Абая – человек. Делать добро, стремиться к знаниям, творить красоту – истинное призвание человека.
«Будь человеком!»(Адам бол!) – основная мысль Абая. «Слова назидания» - главный философский труд Абая. Критикуя, современный ему социальный порядок, нравы людей, призывает к постоянному развитию духовного мира.
В начале ХХ века философская мысль в Казахстане развивалась на основе общественно-политической деятельности представителей национально-демократической интеллигенции.
Шакарим Кудайбердиев – наиболее известный казахский философ начала ХХ века. «Три истины» - основной философский труд Шакарима. «Основой для хорошей жизни человека должны стать честный труд, совестливый разум, искреннее сердце».
«Необходимо учить людей трудиться, необходимо дать им образование, но всего этого недостаточно для изживания в человеке нравственного уродства. В процесс воспитания человека необходимо ввести науку совести».
А. Байтурсынов – общественный деятель, писатель, переводчик, ученый- лингвист. Исследовал проблемы философии языка.
М. Дулатов – политический деятель, писатель, ученый-историк. Автор поэмы «Оян казақ!» Исследовал проблемы философии истории.
С. Торайгыров – поэт, общественно-политический деятель. Автор романа «Камар-Сулу». Поэма «Заблудившаяся жизнь» - основное философское произведение С. Торайгырова.
Лекция 14. Западная философия ХХ века. Особенности развития философии в ХХ веке. Основные философские направления ХХ века. Перспективы философии в XXI веке.
Философия ХХ века отличается: Многообразием философских школ и направлений; Появлением новых проблем и вопросов, связанных с научно-технической революцией, процессами глобализации, массовой культурой.
Неокантианство – философская школа, разрабатывавшая проблему ценностей и методологии исторического познания. В. Виндельбанд, Г. Риккерт – основоположники «аксиологии» - науки о ценностях Разделили науки на два типа – «науки о природе» и «науки о культуре».
Э. Кассирер – представитель философии неокантианства. Создал новое направление – философия символизма. Автор книги «Философия символических форм».
О. Шпенглер – представитель цивилизационного подхода к истории, последователь «философии жизни». Автор книги «Закат Европы». Выдвинул идею о том, что цивилизация – это гибель культуры.
Э. Гуссерль – основоположник феноменологии. Интенциональность – главное понятие, обозначает направленность сознания на предмет.
А. Бергсон и Н.О. Лосский – представители интуитивизма. Рассматривали «интуицию» как основной способ понимания действительности, противоположный рационализму.
Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи – американские философы, создатели философии прагматизма. Знания должны помогать решению конкретных проблем. Истина – это то, что приводит к необходимому результату, успеху в деятельности.
Психоанализ – направление в философии, объясняющее роль бессознательного. Основоположник психоанализа – З. Фрейд. Представлял психику человека в виде слоев: Оно, Я, Сверх-Я
Я – сознание человека. Сверх-Я – внешний мир культуры, норм, запретов. Оно – сфера бессознательного, играет определяющую роль. Основой бессознательного является «либидо» - сексуальное влечение.
Эрос и Танатос – противоположные проявления энергии бессознательного. Эрос – инстинкт жизни. Танатос – инстинкт смерти. Основное произведение З. Фрейда – «Я и Оно».
К. Г. Юнг – представитель психоанализа. Создатель учения о коллективном бессознательном. Архетип – универсальные, всеобщие образы бессознательного
Э. Фромм – создатель гуманистического психоанализа. Автор книг «Иметь или быть», «Бегство от свободы». Поставил проблему противоречивости человеческого существования.
Экзистенциализм – философия человеческого существования. Основные проблемы экзистенциализма: Уникальность человека, его внутреннего мира, переживаний, чувств.
Проблема одиночества, «заброшенности» человека в мире. Проблема свободы и ответственности личности за свое бытие в мире.
Представители немецкого экзистенциализма – К. Ясперс, М. Хайдеггер. К. Ясперс предлагает такие понятия как: «пограничные ситуации» - ситуация между жизнью и смертью, проявление подлинного «Я» человека.
«осевое время» - время в истории человечества, когда происходит духовный подъем. «коммуникация» - основной способ общения людей. Основное произведение К. Ясперса – «Смысл и назначение истории».
М. Хайдеггер – основой человеческого существования полагал бытие. Главный труд – «Бытие и время». Dasein – основное понятие: здесь-бытие, вот-бытие, присутствие.
Связь человека и бытия М. Хайдеггер усматривал в языке. Определял язык как последнее основание, прибежище подлинного человеческого бытия и единственное универсальное средство его постижения. «Язык – дом бытия».
Представители французского экзистенциализма – Ж.П. Сартр, А. Камю. Ж.П. Сартр основной проблемой называл проблему свободы: «Человек обречен на свободу». Автор произведения – «Экзистенциализм – это гуманизм».
А. Камю – создатель «философии абсурда». Жизнь человека в сущности бессмысленна. Но человек имеет право на бунт против бессмысленного существования. Главные произведения: «Миф о Сизифе», «Бунтующий человек».
Неотомизм – наиболее известное религиозное течение в философии ХХ века. Неотомизм опирался на философию Фомы Аквинского. Основной принцип – гармония веры и разума.
Аналитическая философия – основным предметом исследования является язык. Ведущий представитель – Л. Витгенштейн. Автор произведения «Логико-философский трактат».
Герменевтика – философия исследования, понимания, истолкования текста. Текст – это любое произведение культуры, которое надо понять. Ведущий представитель – Х.Г. Гадамер. Основной труд «Истина и метод».
Франкфуртская школа – объединение философов, исследовавших проблемы капиталистического общества. Т. Адорно – теория «негативной диалектики». Г. Маркузе – произведение «Одномерный человек». Ю. Хабермас – теория «коммуникативного дискурса».
Философия науки – новое направление в философии ХХ века, продолжало развивать идеи позитивизма. Эмпириокритицизм или Махизм (второй позитивизм) – философия субъективного идеализма. Э.Мах – основоположник.
Неопозитивизм или Логический позитивизм. Представители – философы «Венского кружка» (М. Шлик и др.) Главная идея – логический анализ языка науки. Принцип верификации – проверка любых утверждений науки фактами опыта.
Постпозитивизм – новейшее направление в философии науки. Главная идея – необходимо исследовать историю развития научных знаний, влияние на науку культурных и социальных условий.
К. Поппер – предложил принцип «фальсифицируемости» научных теорий. Разрабатывал проблему «демаркации» - разделения научного и ненаучного знания. Автор книги «Открытое общество и его враги» (Платон, Гегель, Маркс).
Т. Кун – автор книги «Структура научных революций». Развитие науки происходит как смена периодов «нормальной науки» и «научной революции». Главное понятие – «парадигма». Это ведущая научная идея, которую признает большинство ученых.
И. Лакатос – автор теории «конкуренции научно-исследовательских программ». П. Фейерабенд – автор теории «эпистемологического (методологического) анархизма» в науке.
Структурализм – направление в философии, исследовавшее наличие в любой действительности неизменных, глубоких оснований – «структур». К. Леви Стросс – создатель структурной антропологии. Автор произведения «Первобытное мышление».
М. Фуко – исследовал возникновение и историю социальных институтов и социального знания: «археология гуманитарного знания». Автор книги «Слова и вещи». Провозгласил идею смерти человека: «Скоро исчезнет человек».
Постмодернизм или Постструктурализм – новейшее философское направление, в котором провозглашается критическое отношение к традициям рационального мышления. Основными принципами философии называются – неопределенность, неоднозначность, дискретность, фрагментация и т.п.
Специфические понятия постмодернизма: «Симулякр» - «копия копии» реальности. «Ризома» - развитие по принципу «корневища». «Номадизм» - принцип «кочевничества».
Ж. Лиотар – автор книги «Состояние постмодерна». Ж. Делез – автор книги «Капитализм и шизофрения». Ж. Бодрийяр – автор книг «О соблазне», «Симулякры и симуляции».
Ж. Деррида – автор теории и метода «деконструкции» (восстановления первичного смысла). Исследуя роль письменности в культуре выдвинул идею «археписьма».
Лекция 15. Проблема бытия. Онтология. Учение о бытии. Учение о материи. Атрибуты материи.
Онтология – фундаментальный раздел философии, учение о бытии. Бытие – наиболее общее понятие философии, обозначает существование. Основные формы бытия – материальное, идеальное, социальное, человека.
Небытие – категория противоположная бытию. Небытие – полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Небытие – существует реально, в неразрывном единстве с бытием.
Субстанция – сущность, то что лежит в основе. Нечто единое в многообразии вещей. Монизм – признается одна субстанция. Дуализм – две субстанции. Плюрализм – множество субстанций.
Материя – фундаментальная философская категория для обозначения объективной реальности (В.И. Ленин). Философия исследует материю как мир в целом ( природа, вселенная), наука изучает отдельные части и свойства материального мира.
Материалистический подход – материя основа бытия, она первична. Объективо-идеалистический подход – материя существует как порождение идеального (духовного) начала. Субъективно-идеалистический подход – реально материя не существует.
Основные структурные формы материи: Неживая природа Живая природа Социум (общество). Уровни материального мира: мегамир, макромир, микромир.
Материя обладает определенными неизменными свойствами – атрибутами. К ним относятся – движение, пространство, время, отражение.
Движение – в философии любое изменение. Движение абсолютно, покой относителен. Движение может быть направленным изменением – развитие.
Развитие от низшего к высшему – прогресс. Развитие от высшего к низшему – регресс, деградация. Синергетика – учение о самодвижении, самоорганизации материи.
Ф. Энгельс разработал классификацию форм движения материи. Выделил 5 форм: Механическое Физическое Химическое Биологическое Социальное
Пространство и время – фундаментальные свойства бытия материи. Время – характеризует длительность, последовательность, направленность существования объектов материального мира
Пространство – характеризует протяженность, трехмерность, однородность существования объектов материального мира. В философии существует два основных подхода к пониманию пространства и времени – субстанциональный и реляционный.
Субстанциональный подход – рассматривает пространство и время как самостоятельно существующие сущности. Реляционный подход – рассматривает пространство и время как отношения, образуемые движением и взаимодействием материальных объектов.
Теория относительности А. Эйнштейна – подтвердила связь между пространством-временем и движением материи. Пространство и время относительны и зависят от условий взаимодействия материальных тел.
Отражение – способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Отражение бывает: Физическим Химическим Механическим
Особый вид отражения – биологический, включает три стадии: Раздражимость Чувствительность Психика. Высшим уровнем отражения является сознание.
Сознание – это свойство высокоорганизованной материи мозга (материалистическая концепция). Вульгарный материализм – «мозг выделяет мысль как печень – желчь» (К. Фохт). Солипсизм – сознание человека порождает материальный мир.
Лекция 16. Диалектика. Происхождение и сущность диалектики. Законы диалектики. Категории диалектики.
Диалектика – учение о развитии. Диалектика – греческое слово, в своем первоначальном смысле означало: умение вести беседу, искусство спора.
В философии диалектика становится теорией развития и методом познания мира на основе этой теории. Три основных этапа диалектики: Стихийная (Гераклит). Идеалистическая (Гегель). Материалистическая (Маркс, Энгельс).
Основные принципы диалектики: Принцип развития Принцип всеобщей связи Принцип системности Принцип причинности (детерминизм – учение о всеобщей причинной обусловленности)
На основе выявления устойчивых, повторяющихся, необходимых, существенных связей были сформулированы три основных закона диалектики:
Закон единства и борьбы противоположностей Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно. Закон отрицания отрицания
Закон единства и борьбы противоположностей объясняет почему происходит развитие. Указывает на источник развития. Наличие в каждом явлении противоположных сторон, которые переходят друг в друга, находясь в противоречивом единстве есть внутренний источник развития.
Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно объясняет каким образом происходит развитие. Указывает на механизм развития. При постепенном накоплении количественных изменений происходит скачкообразный переход явления в новое качество
Качество – устойчивое состояние явления. Количество – изменяющиеся свойства, не влияющие на определенность явления. Мера – единство количества и качества, граница возможных количественных изменений. Скачок – момент перехода от старого качества к новому.
Закон отрицания отрицания объясняет связь между отдельными этапами в развитии явления. Указывает на преемственность в развитии. Диалектическое «отрицание» означает не уничтожение старого новым, а сохранение в новом всех необходимых для развития элементов старого.
Закон отрицания отрицания показывает, что развитие происходит не линейным образом, а в виде спирали. При этом каждый новый виток спирали является повторением предыдущих этапов развития но на новом уровне.
Категории диалектики – общие понятия мышления, в которых отражаются наиболее общие и существенные связи между явлениями действительности. Категории диалектики, отражая противоположные стороны явления, образуют пары.
Например: категории сущность и явление отражают внутреннюю (скрытую) и внешнюю (видимую) сторону предмета. Например: категории возможность и действительность отражают существование потенциальных (могущих появиться) и актуальных (уже существующих) свойств предмета.
Форма и содержание Причина и следствие Общее и единичное Случайность и необходимость Часть и целое Попробуйте проанализировать эти категории и назвать другие примеры
В философии существуют учения противоположные диалектике. Метафизика – философское учение отрицающие развитие и признающее существование вечных и неизменных начал бытия.
Лекция 17. Теория познания. Основные проблемы и понятия гносеологии. Основные уровни познания. Научное познание.
Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. Познание – способ духовного освоения действительности на основе практической деятельности человека.
Основные понятия гносеологии – субъект и объект познания. Субъект – тот, кто познает (человек, общество). Объект – то, что познается.
Полное и адекватное знание субъекта об объекте называют истиной. «Истина есть соответствие наших знаний самим предметам» (Аристотель). Критерием истины является практика (марксизм).
Абсолютная истина – идеал познания. Относительная истина – знание, существующее на данном этапе познания. Недостоверное знание – заблуждение. Сознательно искаженное знание – ложь.
Агностицизм – учение о непознаваемости мира. Скептицизм – учение, в котором обосновывается сомнение в возможности достижения достоверного знания.
Основными уровнями познания являются чувственное и рациональное познание. Чувственное познание – это непосредственное отражение окружающего мира органами чувств. Основные формы – ощущение, восприятие, представление.
Ощущение – отражение отдельных свойств, сторон, качеств предмета. Восприятие – целостный образ предмета. Представление – чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти и воспроизводимый в сознании.
Рациональное познание – осуществляется на основе мышления. Мышление включает в себя деятельность рассудка и разума. Рассудок – систематизирует. Разум – творческое начало. Основные формы – понятие, суждение, умозаключение.
Понятие – наиболее существенное в предмете. Суждение – связь между понятиями, с помощью которой нечто о предмете утверждается или отрицается. Умозаключение – получение нового знания на основе нескольких суждений.
Особый вид познания – научное познание. Наука – деятельность по производству объективно-истинного знания и результат этой деятельности – систематизированное, достоверное, практически проверенное знание.
Два основных уровня научного познания – эмпирический и теоретический. Эмпирический уровень – связан с получением научных фактов, их описанием и проверкой. К методам эмпирического уровня относятся: наблюдение, описание, измерение, эксперимент.
Гипотеза – особая форма научного познания, предположение объясняющее закономерности существования явлений, правильность которого необходимо доказать. Проверенная и доказанная гипотеза становится научной теорией.
Теоретический уровень – высший уровень научного познания. Теория – это идеальная модель действительности, система основных научных положений, в которых объясняются объективные закономерности существования окружающего мира.
К методам теоретического уровня относятся: анализ и синтез, исторический и логический методы, абстрагирование, аксиоматизация, формализация, гипотетико-дедуктивный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному.
Особый метод – моделирование, т.к. может применяться и на эмпирическом и на теоретическом уровне.
Лекция 18. Социальная философия Общество как предмет социальной философии. Основные сферы общественной жизни. Основные теоретические концепции общества.
Общество – это обособившаяся от природы часть бытия, результат целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности людей. Общественное бытие – объективно существующие условия жизнедеятельности людей.
Общественное сознание – совокупность идеальных представлений и взглядов, отражающих общественное бытие. Общественная психология – непосредственное эмоционально-чувственное выражение интересов и потребностей людей.
Общественная идеология – система взглядов, идей, теорий, отражающая интересы определенных социальных слоев. Основные формы общественного сознания: религия, философия, мораль, политика, право.
В философии существуют два основных подхода к пониманию общества. Формационный подход представляют: К. Маркс, Ф. Энгельс. Цивилизационный подход представляют: Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби.
А. Тойнби рассматривает такие идеи: «вызов для цивилизации», «ответ цивилизации на вызов», «творческое меньшинство», «инертное большинство». Автор книги – «Постижение истории».
Философско- социологические концепции общества. М. Вебер – автор книги «Протестанская этика и дух капитализма». П. Сорокин – разработал теорию «социальной стратификации и социальной мобильности».
Р. Арон – создатель теории «индустриального общества». У. Ростоу - создатель теории «стадий экономического роста». Д. Белл - создатель теории «постиндустриального общества». О. Тоффлер - автор концепции «третьей волны».
Натуралистические концепции общества. Л.Н. Гумилев – теория этногенеза (влияние географических факторов на культуру народов). Пассионарность – природно-духовная энергия, проявляющаяся в деятельности людей.
В. И. Вернадский – теория «ноосферы». «Ноосфера» - сфера разума, новый этап в развитии планеты Земля, связанный с научным подходом к решению проблем человечества.
Этические концепции общества. Х. Ортега-и-Гассет – автор книги «Восстание масс». Идея «массового человека». А. Швейцер – автор книги «Культура и этика». Идея «благоговения перед жизнью».
Футурология – научные прогнозы будущего. Римский клуб – международная организация ученых, исследующая глобальные проблемы человечества. А. Печчеи – организатор Римского клуба, автор книги «Человеческие качества».
Разработали теорию «пределов роста». Выдвинули принцип «коэволюции» - совместного развития природы и общества. Предложили идею «нового гуманизма» - экологические приоритеты в развитии человека.
Сциентизм – представление о главенствующей роли науки в развитии общества и абсолютизация значения науки для решении проблем человечества. Антисциентизм – отрицание абсолютной роли науки в обществе, указание на негуманность и бездуховность науки.
Ф. Фукуяма – автор книги «Конец истории?». С. Хантингтон – автор книги «Столкновение цивилизаций».
Антропосоциогенез – процесс развития человека и общества. Человек – существо биосоциальное. «Человек – ансамбль общественных отношений» К. Маркс. Социальные характеристики человека выражены в понятии «личность».
Ф. Энгельс: Труд – основа развития человека. Й. Хейзинга: Игра – основа развития человека.