Скачать презентацию Лекция 1 ЦВЕТОВАЯ ПЛАСТИКА Свойство цвета создавать Скачать презентацию Лекция 1 ЦВЕТОВАЯ ПЛАСТИКА Свойство цвета создавать

Цветовая пластика.ppt

  • Количество слайдов: 28

Лекция 1 ЦВЕТОВАЯ ПЛАСТИКА Лекция 1 ЦВЕТОВАЯ ПЛАСТИКА

Свойство цвета создавать зрительную иллюзию «выступания» или «отступания» , используемое для достижения многоплановости, объёмности Свойство цвета создавать зрительную иллюзию «выступания» или «отступания» , используемое для достижения многоплановости, объёмности и глубины изображения, физиологи называют «хроматической стереоскопией» (Гамильтон Хартридж), художники – «пространственным воздействием цвета» (Иоханнес Иттен), картографы – «цветовой пластикой» (П. А. Скворцов). Цветовая пластика – иллюзия зрительного восприятия по-разному окрашенных площадей на плоскости, которые кажутся читателю находящимися от него на разном удалении. П. А. Скворцов

Физиологи установили тот факт, что в хрусталике глаза, который по сути является линзой, коротковолновые Физиологи установили тот факт, что в хрусталике глаза, который по сути является линзой, коротковолновые лучи преломляются под бόльшим углом, чем длинноволновые, в результате чего у человека создается зрительное впечатление, что источник синих лучей находится дальше от наблюдателя, чем красных. В некоторых случаях человеческий опыт ( «условный рефлекс» ) вступает в противоречие с «безусловным рефлексом» .

Наблюдая пятно на фоне, мы склонны думать, что оно собой загораживает фон, а значит, Наблюдая пятно на фоне, мы склонны думать, что оно собой загораживает фон, а значит, находится впереди. Чем больше разница в раздражении между фоном и пятном, тем больше шансов видеть пятно впереди фона, тем больше эффект. а б Иллюзия «загораживания» фигурой фона – синий квадрат выглядит ближе красного (а); красный квадрат кажется ближе синего (б)

Данные исследований Хартриджа (США) и Иттена (Швейцария) по выступанию и отступанию цветов на черном Данные исследований Хартриджа (США) и Иттена (Швейцария) по выступанию и отступанию цветов на черном и белом фоне Видимое положение цвета По Хартриджу По Иттену на чёрном фоне на белом фоне красный голубоватозелёный жёлтый фиолетовый оранжевый сине-фиолетовый оранжевый синий Не очень близко жёлтый синий красный зелёный Среднее положение зелёный пурпурный – – голубоватозелёный красный синий жёлтый синий оранжевый фиолетовый жёлто-зелёный фиолетовый жёлтый Ближе всего Близко Не очень далеко Дальше всего

 Рисунки представляют интерпретацию результатов экспериментов Хартриджа и Иттена. В цветовых пирамидах «выступающей» является Рисунки представляют интерпретацию результатов экспериментов Хартриджа и Иттена. В цветовых пирамидах «выступающей» является вершина. Между цветными ступенями расположены узкие полосы фона (черного и белого), поскольку в данном случае анализировалось «выступание» на фоне каждого из цветов, а не их последовательностей (шкал). Сравнение результатов показывает наибольшее расхождение у двух авторов для красного и жёлтого цветов на чёрном фоне. Кроме того, можно считать некорректным в эксперименте Хартриджа исследование неидентичных наборов цветов для черного и белого фона. П. А. Скворцовым были проведены масштабные исследования пластических свойств однородных и смешанных цветовых рядов. Чтобы избежать действия фона на пластические свойства шкал, исследования проводились на светло-сером фоне со шкалами, имеющими вид многослойных квадратов, при этом один и тот же ряд исследовался дважды: с изменением цвета от центра к краям и наоборот, а также с цветовыми треугольниками.

 П. А. Скворцовым для эксперимента было выполнено и исследовано 103 рисунка и 12 П. А. Скворцовым для эксперимента было выполнено и исследовано 103 рисунка и 12 таблиц в виде многоступенных вытянутых прямоугольников. Кроме того, со студентами и преподавателями картографического факультета МИИГАи. К в количестве примерно ста человек проводились наблюдения пластического эффекта в спектре, отброшенном на экран в затемненной комнате. Участников эксперимента просили написать, кажутся ли им все цвета спектра лежащими в одной плоскости или же какие-то цвета выглядят более близкими или отдаленными. Подавляющее большинство указало на самый сильный эффект «выступания» у красного цвета и «отступания» – у голубого и синего. В результате сделан вывод о том, что участки перехода голубого цвета в синий и красный цвет – границы пластического диапазона цветов спектра. По результатам опытов П. А. Скворцовым была построена психофизиологическая кривая цветов спектра.

Поскольку в спектре светлота и насыщенность цветов неодинакова, для определения пластического действия цветового тона Поскольку в спектре светлота и насыщенность цветов неодинакова, для определения пластического действия цветового тона на бумаге проверка проводилась на фигурах вписанных квадратов, приведенных к одной светлоте и насыщенности. И здесь ощущалась легкая «приподнятость» от голубого к красному, но в опыте с цветными лучами этот эффект был выражен сильнее. В случае с цветными лучами голубой цвет воспринимался более отдаленным, чем фиолетовый, но при исследовании той же последовательности на бумаге создавался неопределенный пластический эффект, поскольку фиолетовый цвет – несмотря на то, что он более «теплый» , одновременно более темный и менее насыщенный, чем голубой.

Помимо исследования полного ряда спектра, П. А. Скворцов проверял пластический эффект на шкалах, состоящих Помимо исследования полного ряда спектра, П. А. Скворцов проверял пластический эффект на шкалах, состоящих из пар цветов, плавно переходящих друг в друга – голубого и розового, голубого и желтого. В таких шкалах ощущался подъем в сторону более «теплого» .

Далее проверялись гипсометрические шкалы, построенные на принципе схождения двух чистых спектральных тонов (к примеру, Далее проверялись гипсометрические шкалы, построенные на принципе схождения двух чистых спектральных тонов (к примеру, зеленого и оранжевого). Скворцов пришел к выводу, что такие шкалы применимы там, где нет нужды в ясной различимости ступеней, а необходима красивая «подкладка» для теней, позволяющая выделять основные высотные зоны.

Скворцов доказал, что пластический эффект возникает лишь в цветовых рядах с логическим изменением цветов. Скворцов доказал, что пластический эффект возникает лишь в цветовых рядах с логическим изменением цветов. Таким образом, причинами возникновения пластического эффекта в цветовых рядах являются: - физическая природа света; - физиологические особенности человеческого зрения (преломление коротковолновых лучей в хрусталике глаза под бóльшим углом, чем длинноволновых) – безусловный рефлекс; - жизненная привычка видеть «холодные» и приглушенные цвета вторым планом (закон апперцепции, воздушная перспектива) – условный рефлекс.

Цветовая пластика работает только при наличии условия фигуры и фона, причем более заметно в Цветовая пластика работает только при наличии условия фигуры и фона, причем более заметно в случае большего числа «загораживаний» фигурами фона, т. е. в более многоступенных шкалах. Опыт показывает, что не все цветовые ряды, и, соответственно, гипсометрические шкалы удачно совмещаются с отмывкой, но в общем случае теневая пластика значительно усиливает эффект, получаемый с использованием принципа цветовой пластики.

Гора Эверест, масштаб 1 : 100 000. Э. Имгоф. Швейцарский Атлас для средней школы Гора Эверест, масштаб 1 : 100 000. Э. Имгоф. Швейцарский Атлас для средней школы (1962 -1976 гг. )

Эксперименты по зрительному восприятию «выступания» или «отступания» цветов имеют большое значение, поскольку исследования в Эксперименты по зрительному восприятию «выступания» или «отступания» цветов имеют большое значение, поскольку исследования в этой области являются практически единичными и основные выводы не всегда согласуются друг с другом.

Проведенный эксперимент позволил заключить: 1. При рассматривании изолированных цветов на фоне пластический эффект выражен Проведенный эксперимент позволил заключить: 1. При рассматривании изолированных цветов на фоне пластический эффект выражен слабо, особенно это касается цветов с «отрицательной» пластикой (вызывающих эффект «отступания» ). Это можно объяснить несколькими причинами: - действует принцип «фигуры и фона» . Любую фигуру глаз человека прежде всего воспринимает как «выступающую» , загораживающую фон; - пластика выражена тем сильнее, чем больше условий загораживания; - при рассматривании цветных фигур на фоне действует, прежде всего, цветовое различие: чем оно больше, тем больше ощущается «выступание» цвета. Такой вывод позволяет сделать оценка «выступания» черного цвета на белом фоне (15 человек из 20 отметили черный цвет как сильно «выступающий» , а 12 из них – как самый «выступающий» ), а также оценка «выступания» белого и желтого цветов на черном фоне (17 человек из 20 отметили как сильно «выступающий» цвет желтый, 18 из 20 – белый). Именно с целью выявить данную закономерность в оценку были включены черный и белый цвета фигур. 2. Результаты эксперимента в полной мере могут быть использованы при проектировании оформления тематических карт для передачи многоплановости изображения, но недостаточны для проектирования гипсометрических шкал, в которых используются не только чистые насыщенные спектральные цвета.

Пластический эффект в ахроматических рядах Пластический эффект в ахроматических рядах

Пластические эффекты в однородных рядах Изменение по цветовому тону Пластические эффекты в однородных рядах Изменение по цветовому тону

Пластические эффекты в однородных рядах Изменение по светлоте Изменение по насыщенности Пластические эффекты в однородных рядах Изменение по светлоте Изменение по насыщенности

Пластические эффекты в рядах сгущения окраски Пластические эффекты в рядах сгущения окраски

Пластические эффекты в смешанных цветовых рядах В прочих смешанных цветовых рядах пластический эффект проявляется Пластические эффекты в смешанных цветовых рядах В прочих смешанных цветовых рядах пластический эффект проявляется согласно описанным выше закономерностям: «выступающими» кажутся чистые, «теплые» и светлые оттенки, «отступающими» , соответственно, малонасыщенные, «холодные» и темные тона. Поскольку пластический эффект возникает только при одновременном рассматривании нескольких цветов, в каждом конкретном случае необходимо анализировать возникающие зрительные иллюзии. Зелено-коричневые гипсометрические шкалы

Спектральные гипсометрические шкалы Спектральные гипсометрические шкалы

Живописные гипсометрические шкалы Живописные гипсометрические шкалы

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!