Социология.Лекция0.ИсторияСоциологии.pptx
- Количество слайдов: 50
Лекционное занятие. Курс Социологии. История социологии
Огюст Конт 1798 -1857 Французский философ, социолог Основоположник социологии как науки Основатель школы позитивизма
Позитивизм 6 -томный «Курс позитивной философии»
Позитивизм социология как научная дисциплина должна строиться по образу и подобию естественных наук. с точки зрения различных аналитических задач, социальные явления, качественно те же, что и природные.
Позитивизм в социологических исследованиях применимы методы анализа, используемые и разрабатываемые в естественных науках. В качестве основных методов социологии Конт называл наблюдение, эксперимент, сравнительный метод, метод «исторического сравнения различных состояний человечества»
Позитивизм основная задача социологии состоит в том, чтобы создать необходимые условия для прогнозирования социальных явлений. Для чего выработать систему обобщенных теоретических положений, основанную и обоснованную эмпирическими материалами.
Основание положительной философии это классификация или «иерархия» наук. Конт располагает все области знания в порядке убывающей общности и простоты, или возрастающей спецификации и сложности. Математика Астрономия Физика Химия Биология Социология
Положительная философия Научное (позитивное) знание Метафизика Достоверное Неточное Точное Недостоверное Полезное Бесполезное
Интеллектуальная эволюция человечества Теологическая [с древности до 1300 г. ] (фиктивная, состояние вымысла) Метафизическая [1300 -1800 гг. ] (абстрактная, состояние отвлечённое) Научная [XIX в. ] (положительная, состояние позитивное)
Социология по Конту делится на: социальная статика — изучает условия его стабильного существования, конкретный состав и взаимосвязь частей, а также основные общественные институты ; изучает законы порядка. социальная динамика — изучает законы развития общества — законы прогресса, смены эволюционных стадий.
Герберт Спенсер 1820 -1903 Британский философ, социолог Родоначальник школы эволюционизма Основатель органистической школы социологии
Эволюцион изм (эволюционная школа) направление которое предполагает существование универсального закона общественного развития, заключающегося в эволюции культуры от низших форм к высшим, от дикости к цивилизации и т. д.
Социальная эволюция «естественный отбор» «борьба за существование» «выживание сильнейшего»
Труды Г. Спенсера «Основные начала» (First Principles, 1862) «Системы синтетической философии» (A System of Synthetic Philosophy)
Органическая школа Спенсер — основатель «органической школы» в социологии. Общество, с его точки зрения, — это эволюционирующий организм, подобный живому организму, рассматриваемому биологической наукой.
Принцип невмешательства «Каждый человек волен делать то, что желает, если не нарушает при этом равную свободу любого другого человека. » Г. Спенсер
Концепция социальных институтов Социальные институты — это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Они обеспечивают превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным действиям.
Концепция социальных институтов Домашние институты — семья, брак, проблемы воспитания. Обрядовые (церемониальные) — призваны регулировать повседневное поведение людей, устанавливая обычаи, обряды, этикет и т. д. Политические — появление связано с переносом внутригрупповых конфликтов на сферу конфликтов между группами; Церковные — храмы, церкви, приходские школы, религиозные традиции. Профессиональные и промышленные институты — возникают на основе разделения труда; профессиональные (гильдии, цеха, профессиональные союзы)
Общество — агрегат (совокупность) индивидов (индивиды — клетки, физиологические единицы), характеризующийся определённым сходством и постоянством их жизни. Оно подобно биологическому организму — растёт (а не строится, поэтому Спенсер выступал противником всяких реформ) и увеличивается в своём объёме, одновременно усложняя структуру и разделяя функции
Общество состоит из 3 -х относительно автономных частей (систем «органов» ): поддерживающая — производство необходимых продуктов дистрибутивная (распределительная) — разделение благ на основе разделения труда (обеспечивает связь частей социального организма) регулятивная (государство) — организация частей на основе их подчинения целому.
Типы обществ Военный тип общества — военные конфликты и истребление или порабощение побежденного победителем; централизованный контроль. Государство вмешивается в промышленность, торговлю и духовную жизнь, насаждает однообразие, пассивное повиновение, безынициативность, мешает естественному приспособлению к требованиям окружающей среды. Правительственное вмешательство не только не приносит никакой пользы, но даже прямо вредно.
Типы обществ Промышленный тип — промышленная конкуренция, где побеждает самый сильный в области интеллектуальных и моральных качеств. Борьба в таком обществе — благо для всего общества, так как в результате растёт интеллектуальный и моральный уровень общества в целом; политическая свобода, мирная деятельность.
Типы обществ Наихудший тип — выживание и процветание слабейших, то есть людей с низшими интеллектуально-моральными качествами, что приведёт к деградации всего общества.
Социальная эволюция Правительство не должно вмешиваться в естественные процессы, протекающие в обществе. Только в таких условиях люди «приспособленные» будут выживать, а «неприспособленные» — вымирать; только сильные смогут адаптироваться и достигать всё более высоких уровней исторического развития.
Социальная эволюция Государственное принудительное перераспределение социальных благ должно стать частным делом, задача которого — «смягчать несправедливости природы» . Социализм и коммунизм — невозможны. Людям свойственны любовь к власти, честолюбие, несправедливость и нечестность. «Все попытки ускорить прогресс человечества с помощью административных мер ведут лишь к возрождению учреждений, свойственных низшему (то есть военному) типу общества — пятятся назад, желая идти вперед» .
Личные права безопасность личности, свободное передвижение, свобода совести, свобода речи, свобода печати и др.
Личные права Политические права — нужны для того, чтобы защищать личные права. «Политические права должны быть так распределены, чтобы не только индивиды, но и классы не могли угнетать друга» . Однако, несмотря на всю свою либеральность, Спенсер был против предоставления политических прав женщинам.
Эмиль Дюркгейм 1858 -1917 Французский социолог и философ Основатель французской социологической школы и структурнофункционального анализа
Работы Дюркгейма две самые знаменитые работы — «Правила социологического метода» (1895) и «Самоубийство» (1897)
Принципы социологии общество — часть объективной реальности, включенной в общий порядок природы и имеющей свои специфические законы; общество первично по отношению к составляющим его людям; изучаемые социологией социальные факты объективны и не зависимы от человеческого произвола.
Предмет социологии социальные факты, существующие вне индивида и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой. факты коллективного сознания • идеи, чувства, легенды, верования, традиции морфологические факты • численность и плотность населения, географическое положение
Задачи социологии понять, что побуждает людей жить сообща, почему для них стабильный социальный порядок выступает наивысшей ценностью и какие законы управляют межличностными отношениями; предложить правительству конкретные рекомендации по устройству современной жизни.
Методология социологического познания (исследования) — основывается на требовании интеллектуальной, научной честности, освобождения научного исследования от всяких политических, религиозных, метафизических и прочих предрассудков, препятствующих постижению истины и приносящих немало бед на практике.
Общество Архаическое (простое) общество или группа характеризуется механической солидарностью людей — индивидуальные сознания полностью растворены в коллективном сознании.
Общество Индустриальное (сложное) общество характеризуется органической солидарностью людей — предполагается наличие разделения труда и специализации видов деятельности, порождающие функциональную зависимость индивидов, а также потребность и необходимость в совместном труде.
Общество От степени солидарности зависит состояние общества — нормальное или патологичное. Дюркгейм ввёл новое понятие для социологии — аномия (патология общества) — ощущение отсутствия норм, возникающее в переходные и кризисные периоды, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые ещё не установились.
Социологизм Онтологический соц. реальность единожды возникнув живет по своим собственным законам общество является «реальным» объектом всех религиозных и гражданских культов общество более реально, чем индивид и доминирует над ним, являясь источником всех высших ценностей Методологический соц. факты рассматриваются как вещи исследуется соц. реальность, а не понятие для её исследования нужна специальная наука методы этой науки должны быть объективными, сродни методам естественных наук
Разделы социологии Общая социология – теоретический синтез, устанавливает общие законы существования и функционирования общества. Социальная морфология – изучает структуру общества (плотность, объем, распределение) Социальная физиология – изучает различные проявления общества и включает в себя социологию религии, морали, юридическую и эстетическую социологии.
Самоубийства Эгоистическое — намеренный разрыв человеком своих социальных связей. Альтруистическое — возникает вследствие абсолютной интеграции индивида в социальную среду. Например, капитан, который согласно кодексу чести, в случае кораблекрушения должен утонуть вместе с кораблем. Аномическое — самоубийство, связанное с потерей ценностной системы в обществе; когда в обществе старые социальные нормы уже не работают, а новые — ещё не сформировались. Это состояние Дюркгейм назвал социальной аномией, которая, с его точки зрения, характерна для трансформирующихся обществ (например, переживающих быструю урбанизацию). Фаталистическое — возникает вследствие чрезмерного контроля общества над индивидом, «чрезмерной общественной регламентации» , незначительно распространён.
Самоубийства Альтруистическое (очень высокая интеграция) Регуляция Интеграция Аномическое (очень низкая регуляция) Эгоистическое (очень низкая интеграция) Фаталистическое (очень высокая регуляция)
Макс Вебер 1864 – 1920 Немецкий социолог, историк, экономист Основоположник понимающей социологии и теории социального действия Систематизировал теорию бюрократии
Понимающая социология Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект.
Признаки социального действия осмысленный характер; ориентация на ожидаемую реакцию других лиц.
Понимающая социология Результат понимания по Веберу — гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами.
Типы социального действия целерациональное — когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей. Субъект точно представляет цель и выбирает оптимальный вариант ее достижения. Это чистая модель формально-инструментальной жизненной ориентации, такие действия чаще всего встречаются в сфере экономической практики. ценностно-рациональное — определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха, совершается во имя какой-либо ценности, причем ее достижение оказывается важнее побочных последствий (например, капитан последним покидает тонущий корабль); традиционное — определяется традицией или привычкой. Индивид просто воспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или окружающими (крестьянин едет на ярмарку в то же время, что и его отцы и деды). аффективное — определяется эмоциями;
Социология В отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам.
Социология власти рациональный, основанный на вере в законность существующих порядков и законное право властвующих на отдачу приказаний; традиционный, основанный на вере в святость традиций и право властвовать тех, кто получил власть в соответствии с этой традицией; харизматический, основанный на вере в сверхъестественную святость, героизм, гениальность. или какое-то иное достоинство властителя и его власти, не подлежащее точному определению или понятному объяснению.
Теория бюрократии Четкое разделение труда, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов в каждой должности. Иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему. Наличие взаимоувязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающей однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей и скоординированность различных задач. Дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои должностные обязанности. Осуществление найма на работу в строгом соответствии с техническими квалификационными требованиями. Защищенность служащих от произвольных увольнений.
Бюрократия Вебер признавал эффективность бюрократии и, говоря о легитимности бюрократической власти, указывал на то, что она не должна быть основана на пребывании в должности функционера, она должна базироваться на профессиональном умении и специальных знаниях индивида.
Конец. Спасибо за внимание!