Лекции на тему: Криминалистическое

Скачать презентацию Лекции на тему:  Криминалистическое Скачать презентацию Лекции на тему: Криминалистическое

ПИСЬМ О 1.ppt

  • Количество слайдов: 100

>   Лекции на тему:  Криминалистическое исследование   письма (часть 1) Лекции на тему: Криминалистическое исследование письма (часть 1) 1

>  План лекции 1. Автороведческое исследование. 2. Понятие почерковедческого  исследования. 3. Общие План лекции 1. Автороведческое исследование. 2. Понятие почерковедческого исследования. 3. Общие и частные признаки почерка. 2

> 1. Под письмом понимается знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных ( 1. Под письмом понимается знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных ( графичес- ких ) элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреп- лять её во времени (БСЭ, т. 19. М. , 1975. С. 1699). В процессе письма «работают» две подсистемы: письменно–речевая и зрительно–двигательная. Отсюда выде- ляют две группы идентификационных признаков письма – признаки письменной речи и признаки почерка. 3

>  Письменная речь ( ПР ) – это способ изложения человеком мыслей с Письменная речь ( ПР ) – это способ изложения человеком мыслей с помощью письменных знаков, которыми выполнены слова в предложениях. По определению Семена Моисеевича Вула , письменная речь – это зафиксирован- ная с помощью письменных знаков мыслительная деятельность человека для взаимодействия с другими членами языкового коллектива. Автора текста устанавливают по совокупности общих и частных признаков ПР. 4

>Общие признаки письменной речи   Уровень владения письменной речью   Степень развития Общие признаки письменной речи Уровень владения письменной речью Степень развития грамматических навыков Степень развития лексических навыков а) объем словарного запаса б) особенности лексики Степень развития стилистических навыков а) стиль изложения б) архитектоника 5

>Степень развития грамматических навыков: Низкая – более 6 ошибок на 200 слов Средняя – Степень развития грамматических навыков: Низкая – более 6 ошибок на 200 слов Средняя – от 5 до 6 ошибок Высокая – не более 4 ошибок 6

>  Особенности лексики:  •  профессионализмы •  диалектизмы •  жаргонизмы Особенности лексики: • профессионализмы • диалектизмы • жаргонизмы • вульгаризмы • лексика других языков • архаизмы • неправильное употребление слов вследствие непонимания их значения и др. 7

> Профессионализмы – слова лиц опреде-  ленной профессии. Диалектизмы – это слова, присущие Профессионализмы – слова лиц опреде- ленной профессии. Диалектизмы – это слова, присущие устной разговорной речи народа в отдельном регионе страны (местная лексика). Примеры диалектизмов: кочет – петух (Краснодарский край, Кубань) шпак – грач (Краснодарский край, Кубань) 8

>  Жаргонизмы (арготизмы) – слова и обороты, употребляемые с целью языкового обособления (уголовный, Жаргонизмы (арготизмы) – слова и обороты, употребляемые с целью языкового обособления (уголовный, школьный арго и др. означают зашифрованную ПР). Примеры жаргонизмов: Тюремный: погоняло, малява Милицейский: демократизатор, обезьянник Компьютерный: юзер, хакнуть, мать 9

> Вульгаризмы – это грубые слова ( жрать – есть; дрыхнуть – спать и Вульгаризмы – это грубые слова ( жрать – есть; дрыхнуть – спать и т. п. ). Экзотизмы – это слова, характерные для определенных народов (фазенда, ламбада и пр. ). Варваризмы – иностранные слова (вето – запрет, адекватность – правильное отображение, экстраполяция – перенос, плюрализм – множественность и т. п. ). Неологизмы – новые слова (приватизация, ваучеры и пр. ). Архаизмы – устаревшие слова (намедни, сударыня и т. п. ). 10

> Различают нейтральный, разговорно – бытовой и книжный стили изложения.  Нейтральный стиль – Различают нейтральный, разговорно – бытовой и книжный стили изложения. Нейтральный стиль – преобладание наиболее распространенных слов (ему свойственны простота, понятность текста). Разговорно-бытовой стиль – преоблада- ние диалектизмов, арготизмов, профессио- нализмов , а также встречаются вульгаризмы и редкие слова (наяривать и пр. ) 11

>  Книжный стиль – используется в официальных, деловых документах, художе- ственной литературе и Книжный стиль – используется в официальных, деловых документах, художе- ственной литературе и т. д. Разновидности книжного стиля: • официально-деловой (в документах) • научный • публицистический (газеты, журналы, радио, телевидение) • производственный (производственно- технический). 12

>  Архитектоника отражает логическую связь между частями рукописи, структуру, построе- ние ПР. Архитектоника отражает логическую связь между частями рукописи, структуру, построе- ние ПР. Архитектоника характеризуется: • умением логически последовательно излагать свои мысли в рукописи • наличием вступления, основной части и заключения • наличием заголовков, абзацев, сокраще- ний (абревиатур) и др. • преобладающим типом предложений – простых или сложных 13

>  Высокая степень развития стилистических навыков характеризуется логической последо- вательностью изложения, аргументированнос- тью Высокая степень развития стилистических навыков характеризуется логической последо- вательностью изложения, аргументированнос- тью , преобладанием книжного стиля и книжной лексики, имеются глубина мысли, эрудиция. Средняя степень: недостаточная аргумен- тированность выдвинутых положений и выводов, отсутствие строгой последователь- ности и стройности изложения, преобладание разговорно-бытового стиля. Низкая : неполнота раскрытия мысли, отсутствие аргументированности, нарушение последовательности изложения, преобладание разговорно-бытового стиля и простых предло- жений. 14

> Частные признаки ПР – это особенности,  проявляющиеся в определенных устойчивых  языковых Частные признаки ПР – это особенности, проявляющиеся в определенных устойчивых языковых нарушениях речи, в устойчивом использовании определенных языковых средств в типичных речевых ситуациях, а также в привычках. К ним относятся: 1. Устойчиво повторяющиеся грамматические ошибки. 2. Лексические ошибки (неправильное употреб- ление слов, повторение слов, употребление слов-паразитов). 15

>3. Специфическая авторская лексика. 4. Привычки использования при письме  определенных символов, сокращений, 3. Специфическая авторская лексика. 4. Привычки использования при письме определенных символов, сокращений, способов исправления ошибок (внесение вставок и пр. ). 5. Приемы акцентации (подчеркивание, курсив, и пр. ). 16

>1. avi   17 1. avi 17

>Назначение автороведческой экспертизы Объектом автороведческой экспертизы могут быть тексты, выполненные любым способом – рукописным, Назначение автороведческой экспертизы Объектом автороведческой экспертизы могут быть тексты, выполненные любым способом – рукописным, машинописным, полиграфическим и др. Автороведческая экспертиза исследует рукописи объемом не менее 500 слов и выводы формулируются в вероятной форме. Объем свободных, условно-свободных и экспериментальных образцов текста – не менее 25 страниц. 18

>  В образцы включаются также документы такого же целевого назначения, что и исследуемый В образцы включаются также документы такого же целевого назначения, что и исследуемый документ (письмо, докладная записка и пр. ). Экспериментальные образцы выполня- ются в виде сочинения на «вольную» тему и тему, предложенную следователем в формах различных документов, включая ту, в какую облечен исследуемый документ. 19

> Рекомендуется в специальной справке для  эксперта указать: – время выполнения проверяемого документа Рекомендуется в специальной справке для эксперта указать: – время выполнения проверяемого документа – населенный пункт, откуда документ отправлен адресату – известные необычные условия его выполнения – данные предполагаемого автора: пол, возраст, национальность, образование, профессия, место работы, должность, место рождения и место жительства, а также место проживания ранее, перенесенные болезни, влияющие на письменную речь 20

>  Типичные вопросы, разрешаемые  автороведческой экспертизой: 1. Не является ли определенное лицо Типичные вопросы, разрешаемые автороведческой экспертизой: 1. Не является ли определенное лицо автором представленного на исследование документа. 2. Каков образовательный уровень автора документа. 3. Каковы пол, возраст и профессия автора документа. 4. Каков родной язык автора представленного текста; носителем какого диалекта данного языка он является. 21

>2. Почерковедческое исследование – это отрасль криминалистической техни-ки , представляющая собой систему научных знаний 2. Почерковедческое исследование – это отрасль криминалистической техни-ки , представляющая собой систему научных знаний о закономерностях процесса письма, исследования почерка, методах и методиках решения судебно– почерковедческих задач. Объектами почерковедческого исследования являются почерк и практика производства почерковед- ческой экспертизы. 22

>  Предмет этой отрасли образуют две  группы закономерностей:  • закономерности Предмет этой отрасли образуют две группы закономерностей: • закономерности формирования и изменения функционально-динамического комплекса навыков, лежащих в основе почерка • закономерности экспертного исследования почерка Научные основы почерковедения образуют данные ряда наук – анатомии, физиологии, психофизиологии, математики, кибернетики и др. В Германии предвари- тельно три года изучают перед почерком психологию. 23

> Почерк представляет собой индивиду-  альную и устойчивую систему движений,  которыми человек Почерк представляет собой индивиду- альную и устойчивую систему движений, которыми человек выполняет письменные знаки. Имение писать формируется в результате обучения, приспособления каждого к условиям письма. В процессе обучения у школьника вырабатывается три навыка: 1. технический навык – это умение правильно обращаться с письменными принадлежнос- тями 2. графический навык – умение изображать письменные знаки 3. орфографический навык – умение писать грамотно 24

>  На начальном этапе ребенок основное внимание уделяет вырисовыванию буквен- ных знаков. По На начальном этапе ребенок основное внимание уделяет вырисовыванию буквен- ных знаков. По мере того, как человек запоминает письменные знаки, по мере тренировки он выполняет их более или менее определенными движениями. На первом этапе обучения образы и графические модели букв совпадают с прописями. Только в среднем после 4 класса начинает проявляться индивидуальность почерка, поскольку пишущий стремится добиться наибольшей быстроты письма, что влечет отклонение от прописи (нормативного варианта написания письменных знаков). 25

> В результате длительного процесса обучения у человека вырабатываются привычные навыки, которые позволяют ему В результате длительного процесса обучения у человека вырабатываются привычные навыки, которые позволяют ему быстро выполнять письменные знаки. Эти навыки связываются между собой в определенную систему стереотипных движений. К 16 -17 годам у человека формируется неповторимый индивидуальный почерк. Однако полный автоматизм письма наблю- дается примерно к 25 годам. Обычно к этому времени почерк стабилизируется, у студентов – к 22 -23, т. е. все зависит от объема практики письма. 26

>  Основные свойства почерка – индивиду- альность и динамическая (относительная) устойчивость. Индивидуальность почерка Основные свойства почерка – индивиду- альность и динамическая (относительная) устойчивость. Индивидуальность почерка – это свое- образие , неповторимость системы движений у разных лиц. Динамическая (относительная) устойчи- вость почерка – это стереотипность, стандар- тность почерка, его устойчивость к « сбиваю- щим » факторам. К формам проявления динамической устойчивости почерка относятся его вариационность и избира- тельная изменчивость. 27

>  Программная вариационность почерка  носит сознательный характер и предполагает  выбор лицом Программная вариационность почерка носит сознательный характер и предполагает выбор лицом варианта почерка. Каждый пишущий имеет несколько вариантов почерка: 1. простой (бытовой) 2. упрощенный (лекция) 3. усложненный (деловая переписка) Коррекционная вариационность прояв- ляется в любом выработанном почерке при быстром темпе письма. Движения пишущего видоизменяются в зависимости от того, где находится исполняемая буква: в начале, в середине, в конце слова или отдельно (в предлогах), т. е. варианты буквы коррек- тируются в зависимости от её расположения в слове. 28

> Избирательная изменчивость почерка состоит в том, что под действием так называемых «сбивающих» факторов Избирательная изменчивость почерка состоит в том, что под действием так называемых «сбивающих» факторов признаки почерка человека меняются. Характер изменений зависят от вида и силы воздействия «сбивающего» фактора (например, в тяжелой степени опьянения человек не в состоянии выполнить рукописный текст). 29

>   В систему методов СП входят: 1. общенаучные методы (наблюдение, измере- В систему методов СП входят: 1. общенаучные методы (наблюдение, измере- ние, сравнение, эксперимент, моделирование и др. ) 2. специальные методы: – графические (алфавитная таблица и пр. ) – инструментальные (использование лупы, мик- роскопа для исследования деталей знаков) – математические: вероятностно-статистичес- кий и кибернетический (машинный) методы 30

>  3.  Под признаком почерка понимается проявление в рукописи свойств почерка. Общие 3. Под признаком почерка понимается проявление в рукописи свойств почерка. Общие признаки почерка ( ОПП ) позволяют дифферен- цировать рукописи, частные признаки почерка ( ЧПП ) – индивидуализировать исполнителя с целью его идентификации. Индивидуальная совокупность ПП – это неповторимость системы признаков почерка человека. 31

>  Общими признаками почерка признано считать внешние  проявления свойств  письменно- двигательного Общими признаками почерка признано считать внешние проявления свойств письменно- двигательного навыка человека, которые характеризуют в целом его систему движений при письме. 32

>  Выделяют три группы ОПП: 1. Признаки, отражающие степень и характер его сформированности Выделяют три группы ОПП: 1. Признаки, отражающие степень и характер его сформированности : степень выработанности почерка, степень координации движений, темп письма и строение почерка. 2. Признаки, отражающие структур- ные характеристики траекторий движений (преобладающая форма движений, преобладающее направле- ние движений, протяженность движе- ний, степень связности). 33

> 3. Признаки, отражающие простран- ственную ориентацию фрагментов рукописи (топографические признаки): особенности размещения обращений, 3. Признаки, отражающие простран- ственную ориентацию фрагментов рукописи (топографические признаки): особенности размещения обращений, дат, подписи; наличие, размеры и форма полей; форма линии письма и др. 34

> Выработанность почерка – уровень овладения техникой письма, проявля- ющийся в способности пишущего выполнять Выработанность почерка – уровень овладения техникой письма, проявля- ющийся в способности пишущего выполнять текст в определенном темпе и с определенной координацией дви- жений. По степени выработанности почерки делятся на: высоко-, средне-, и маловыработанные. 35

> Высоковыработанный почерк – это сформировавшийся почерк, отражающий навык письма, приспособленный к отно- сительно Высоковыработанный почерк – это сформировавшийся почерк, отражающий навык письма, приспособленный к отно- сительно быстрому темпу, характери- зующийся высокой либо приближающейся к высокой координацией движений. Наряду с относительной стереотипностью этот почерк характеризуется вариационностью признаков почерка. Ему также свойственна относи- тельно большая устойчивость при действии «сбивающих» факторов. 36

>Высокая степень выработанности  почерка       37 Высокая степень выработанности почерка 37

>  Средневыработанный почерк – не вполне сформировавшийся почерк, находящийся на уровне  незавершенного Средневыработанный почерк – не вполне сформировавшийся почерк, находящийся на уровне незавершенного практического освоения быстрого и связного письма и характеризующийся средними координацией движений и темпом. Он менее устойчив при действии «сбивающих» факторов. 38

>Средняя степень выработанности почерка       39 Средняя степень выработанности почерка 39

>  Маловыработанный почерк – не сформи- ровавшийся почерк, отражающий начальную стадию образования навыка Маловыработанный почерк – не сформи- ровавшийся почерк, отражающий начальную стадию образования навыка письма и характеризующийся небольшой устойчи- востью , медленным темпом и низкой координацией движений. Не устойчив при действии «сбивающих» факторов. 40

>Малая степень выработанности почерка    41 Малая степень выработанности почерка 41

>  Координация движений – это признак почерка,  отражающий согласованность, точность движений пишущего. Координация движений – это признак почерка, отражающий согласованность, точность движений пишущего. Высокая степень координации движений предполагает точное соблюдение их параметров при выполнении элементов букв, сочетаний букв (слов). Неточность движений выражается в извилистости, изломах прямолинейных штрихов, в угловатости овалов, в несоразмерности частей элементов, в неточных началах и окончаниях движений. 42

> Темп письма – признак почерка, отражающий  скорость движения письменного прибора  (выполнения Темп письма – признак почерка, отражающий скорость движения письменного прибора (выполнения рукописи). 2 вида – привычный и непривычный темп письма. Привычный темп письма имеет такие разновидности: а) медленный темп, характеризуемый интерваль- ным выполнением букв, тупыми началами и окончаниями штрихов, простым строением букв б) быстрый темп – большая связность букв, утоньшение штрихов, упрощенное строение букв в) средний темп – правильное выполнение овалов, других элементов, отклонение букв от прописей, изменение соединений элементов в буквах 43

>  Непривычный темп может быть замедленным и ускоренным. Замедленный темп – непривычное уменьшение Непривычный темп может быть замедленным и ускоренным. Замедленный темп – непривычное уменьшение скорости движений пишущего прибора, которое выражается в отрывистом выполнении письменных знаков ( ПЗ ) и их элементов, утолщении штрихов, наличие тупых начал и окончаний штрихов, в необоснованных остановках пишущего прибора и сильном нажиме. Этот темп нередко связан с влиянием «сбивающих» факторов. Ускоренный темп письма выражается в упрощении строения ПЗ , в недописанных словах, в пропуске букв, в сокращении слов, в увеличении разгона. 44

>  Строение почерка – это признак почерка, отражающий степень слож- ности движений пишущего, Строение почерка – это признак почерка, отражающий степень слож- ности движений пишущего, связанную с определенной тенденцией при форми- ровании почерка (стремлением к очень быстрому или красивому письму). Почерк по строению делится на три группы – простого, упрощенного и усложненного строения. 45

>   2. Конструктивная сложность: Простая Упрощенная Усложненная     46 2. Конструктивная сложность: Простая Упрощенная Усложненная 46

>Простая с элементами усложнения и упрощения     47 Простая с элементами усложнения и упрощения 47

> Преобладающая форма движений при выполнении письменных знаков и их элементов: наиболее распространенная - Преобладающая форма движений при выполнении письменных знаков и их элементов: наиболее распространенная - прямолинейно-дуговая форма движе- ний, соответствующая прописям. На практике часто преобладают иные виды движений: угловатая, дуговая, петлевая, прямолинейная, изломанная, извилистая и овальная, а также сочета- ние различных этих форм. 48

> Преобладающая форма движений: Прямолинейно-дуговая Прямолинейно-угловатая       49 Преобладающая форма движений: Прямолинейно-дуговая Прямолинейно-угловатая 49

>Дугообразно-петлевая Петлевая      50 Дугообразно-петлевая Петлевая 50

>Угловато-петлевая Округлая     51 Угловато-петлевая Округлая 51

>  Преобладающее направление движений: 1)  при  выполнении  овалов  букв Преобладающее направление движений: 1) при выполнении овалов букв – левоокружное и правоокружное; 2) по отношению к вертикали – выражается в наклоне букв: - правонаклонный почерк – 30 -70 градусов - левонаклонный почерк – 30 -70 градусов, но в другую сторону - вертикальный почерк – 71 -85 градусов Идеальный вертикальный почерк ( 90) встречается редко. В практике встречаются почерки с различными наклонами. Иногда наблюдается неравномерность (неустойчивость) наклона – изменение углов наклона почерка в рукописи. 52

>  Преобладающее направление движений Левоокружное Правоокружное    53 Преобладающее направление движений Левоокружное Правоокружное 53

>   Наклон почерка Правый Левый Прямой (вертикальный)     Наклон почерка Правый Левый Прямой (вертикальный) 54

>  Размер почерка – протяженность движений  по вертикали строчных (малых) букв. По Размер почерка – протяженность движений по вертикали строчных (малых) букв. По размеру различают почерк: • большой – более 4 мм • средний – от 2 до 4 мм • малый – до 2 мм Измерение ведется с помощью измеритель- ных средств по большинству букв. Может быть и неустойчивый размер – от малого до среднего, от среднего до большого. 55

>Преобладающая протяженность движений по вертикали (размер почерка) Малый (менее 2 мм) Средний (2 – Преобладающая протяженность движений по вертикали (размер почерка) Малый (менее 2 мм) Средний (2 – 4 мм) Большой (более 4 мм) 56

>  Разгон почерка – отношение протя- женности по горизонтали букв к протяженности по Разгон почерка – отношение протя- женности по горизонтали букв к протяженности по вертикали букв. Большой разгон – ширина буквы превышает высоту буквы ( двухэлемент- ной). Средний разгон – если соотношение от 1/2 высоты до единицы. Малый разгон – соотношение равно 1/2 высоты и менее. 57

>   Разгон почерка Малый Средний Большой      58 Разгон почерка Малый Средний Большой 58

> Степень связности движений – это  степень непрерывности письма без отрыва  пишущего Степень связности движений – это степень непрерывности письма без отрыва пишущего прибора от бумаги. Варианты: а) сплошная связность движений – все буквы в слове слиты б) большая связность – если непрерывно выполняется 6 и более букв в) средняя – 4 -5 букв г) малая – 2 -3 буквы д) отсутствие связности (интервальное, раздельное выполнение букв) 59

> Связность почерка Сплошная   Интервальная  Высокая  Средняя   Связность почерка Сплошная Интервальная Высокая Средняя Малая 60

>   Признаки, отражающие  пространственную ориентацию фрагментов рукописи и движений  (топографические Признаки, отражающие пространственную ориентацию фрагментов рукописи и движений (топографические признаки) 1. Размещение фрагментов (реквизитов) документа: наименований, обращений, резолюций, подписей, дат и др. – отражает навыки компоновки документа. 4 варианта: а) в середине листа, ближе к правому либо левому срезу листа б) на близком, на большом удалении от текста; в) в верхнем, нижнем, левом, правом углу г) над основным текстом, под основным текстом 61

>62 62

>2. Размещение текста относительно  срезов листа бумаги: а) наличие или отсутствие полей б) 2. Размещение текста относительно срезов листа бумаги: а) наличие или отсутствие полей б) локализация поля (справа, слева) в) размер поля : большой – более 3 см, средний – 1 -3 см, малый – до 1 см г) конфигурация линии поля (размещение строк относительно друга): прямолинейная (прямая), правона- клонная , левонаклонная , дугообразная, выпуклая (вогнутая), ломаная, извилис- тая 63

>3. Размер красной строки (начального движения  в первой строке абзаца относи-тельно начала 3. Размер красной строки (начального движения в первой строке абзаца относи-тельно начала других строк абзаца): большой размер – более 3 см, средний – 1 -3 см, малый – менее 1 см. 4. Размеры интервалов между строками: большой размер – расстояние между соседними строками более двух строчных букв по высоте, средний – равно высоте двух строчных букв, малый – менее высоты 2 -х букв. 5. Размещение линии письма относительно бланковой строки (типографской линовки): выше, ниже строки и смешанное. 64

>6. Направление линии письма в строке - это  положение строк относительно горизонталь- 6. Направление линии письма в строке - это положение строк относительно горизонталь- ного среза бумаги. Пояснение : линия письма проходит по нижним окончаниям букв, линия строки – по срединным точкам букв. Виды направления: горизонтальное, опускающееся, поднимающееся, с загиба- ющейся вниз строкой (крюком). 7. Форма линии письма в строке: прямо- линейная, дугообразная (выпуклая, вогнутая), извилистая, ступенчатая (изломанная). 65

>8. Размер интервалов между словами –  определяется по ширине двухэлементных  букв. Большой 8. Размер интервалов между словами – определяется по ширине двухэлементных букв. Большой размер – расстояние больше ширины 2 двухэлементных букв, средний – равно ширине 1 -2 двухэлементных букв, малый – меньше ширины 1 буквы. 9. Размещение движений при выполнении знаков препинания - относительно слова, линии письма или линовки (бланковой строки). Большой интервал – расстояние больше ширины двухэлементной буквы, средний–- равно ширине двухэлементной буквы, малый - меньше ширины 1 буквы. Размещение относительно линии письма может быть на линии, выше и ниже линии. 66

>67 67

>  Частные признаки почерка – это проявление свойств почерка в отдельных знаках и Частные признаки почерка – это проявление свойств почерка в отдельных знаках и их элементах, характеризующее особенности их выполнения. Идентификационные частные признаки почерка – это особенности • при выполнении букв, • элементов букв, • соединении букв и • их элементов между собой. 68

>69 69

>  Строение письменных знаков а) части письменного знака - рассматриваемые относительно строки, либо Строение письменных знаков а) части письменного знака - рассматриваемые относительно строки, либо центра буквы, цифры, элемента: -строчная, подстрочная, надстрочная часть; -левая и правая части; -верхняя, средняя и нижняя части; 70

>б) элементы письменного знака - это часть графического изображения буквы, цифры, выполняемая, как правило б) элементы письменного знака - это часть графического изображения буквы, цифры, выполняемая, как правило одним движением. Утрата элемента приводит к утрате буквы, цифры своей информативности как письменного знака. – первый элемент (овал) – второй элемент (вертикальный 4 1 2 3 штрих) первый элемент 1 – начальная точка часть начала 2 – верхняя часть условный 3 – левая часть центр 4 – правая часть 5 – нижняя часть второй элемент 1 – верхняя (начальная) часть 2 – средняя (основная) часть 1 2 3 – нижняя часть 4 – заключительная часть 71

>в)штрихи – это небольшие по протяжённости движения пишущего прибора, составляющие элементов, либо дополнительные детали в)штрихи – это небольшие по протяжённости движения пишущего прибора, составляющие элементов, либо дополнительные детали изображения, не изменяющие конструкции знака при их утрате или дополнительном написании. В зависимости от местоположения штрихи подразделяются на: -начальные; -заключительные; -надстрочные; -подстрочные; -вертикальные; -горизонтальные; -основные; -дополнительные. 72

>г) точки:      Точка  присоединения   начала г) точки: Точка присоединения начала Точка окончания Точка пересечения 73

>  Виды частных признаков почерка: 1. сложность движений при выполнении  букв – Виды частных признаков почерка: 1. сложность движений при выполнении букв – упрощенная конструкция буквы (печатный вариант) и усложненная (вычурный вариант буквы – с вензелями) 74

>Сложность движений при выполнении    букв      Сложность движений при выполнении букв 75

>Конструктивное строение письменных знаков  (сложность движений)    76 Конструктивное строение письменных знаков (сложность движений) 76

>2. форма движений при выполнении и  соединении букв и их элементов – 2. форма движений при выполнении и соединении букв и их элементов – прямолинейная, дуговая, извилистая, угловатая, овальная, петлевая 77

>Прямолинейная форма движений      78 Прямолинейная форма движений 78

>Дуговая форма движений     79 Дуговая форма движений 79

>Петлевая форма движений      80 Петлевая форма движений 80

>Угловая форма движений     81 Угловая форма движений 81

>Извилистая форма движений       82 Извилистая форма движений 82

>  3. направление движений при выполнении букв и их элементов – правоокружное , 3. направление движений при выполнении букв и их элементов – правоокружное , левоокружное , сверху вниз, снизу вверх, справа налево, слева направо и др. 83

>Направление движений при написании  снизу вверх       84 Направление движений при написании снизу вверх 84

>Направление движений при написании  сверху вниз       85 Направление движений при написании сверху вниз 85

>  Левоокружное направление движений      86 Левоокружное направление движений 86

>Правоокружное направление движений       87 Правоокружное направление движений 87

>направление движений      88 направление движений 88

>4. протяженность  движений при  выполнении букв и их элементов –  увеличенная, 4. протяженность движений при выполнении букв и их элементов – увеличенная, уменьшенная (в срав- нении с прописями) 89

>Протяженность движений относительно размера штрихов различных элементов   букв    90 Протяженность движений относительно размера штрихов различных элементов букв 90

>протяженность движений     91 протяженность движений 91

>5. вид соединения движений (связность на уровне знаков и их элементов) – слитный, интервальный 5. вид соединения движений (связность на уровне знаков и их элементов) – слитный, интервальный 92

>степень связности (вид соединений) движений     93 степень связности (вид соединений) движений 93

>6. количество движений при выполнении  букв и их элементов – увеличенное и 6. количество движений при выполнении букв и их элементов – увеличенное и уменьшенное 94

>количество движений      95 количество движений 95

>7. последовательность движений при  выполнении элементов в буквах –  отклонения  в 7. последовательность движений при выполнении элементов в буквах – отклонения в последовательности выполнения отдельных элементов букв по прописям (отдельный элемент буквы выполняется раньше другого) 96

>Последовательность движений, которыми выполняются различные элементы букв и   их соединений  Последовательность движений, которыми выполняются различные элементы букв и их соединений 97

>8. относительное размещение движений: – относительное размещение точек начала,  окончания, соединения и пересечения 8. относительное размещение движений: – относительное размещение точек начала, окончания, соединения и пересечения движений (относительно линии письма, линии строки, других элементов буквы и других букв) – размещение движений по вертикали и горизонтали – размещение движений при выполнении знаков препинания и знаков переноса слов – определяется относительно линии письма, бланковой строки и относительно слова 98

>Особенности размещения точек начала,  окончания, пересечения и соединения    движений Особенности размещения точек начала, окончания, пересечения и соединения движений 99

>относительное размещение движений       100 относительное размещение движений 100