Скачать презентацию Лекции 6 7 Социологическая характеристика личности План 1 Скачать презентацию Лекции 6 7 Социологическая характеристика личности План 1

Презентация социология лек. 6,7.pptx

  • Количество слайдов: 48

Лекции 6, 7. Социологическая характеристика личности План: 1. Индивид, личность, человек. Социологический аспект исследования Лекции 6, 7. Социологическая характеристика личности План: 1. Индивид, личность, человек. Социологический аспект исследования личности. 2. Структура личности. Личность и деятельность. Социальные проблемы развития личности. Проблемы свободы и равенства личности. 3. Понятие социализации личности. Основные виды и типы личности.

1. Индивид, личность, человек. Социологический аспект исследования личности. • Социология личности – область изучения 1. Индивид, личность, человек. Социологический аспект исследования личности. • Социология личности – область изучения личности как социально типичного выражения системы общественных отношений и социально – типичного субъекта этих отношений. • Социология личности имеет своим предметом социально-исторические и социально-культурные типы личности, а также социально-типичного проявления ролевой структуры личности, являющейся отображением многообразных социальных связей и общественно необходимых функций, реализуемых индивидами.

 • Социология личности исходит из принципа решающего значения объективных социальноэкономических и социально-культурных условий • Социология личности исходит из принципа решающего значения объективных социальноэкономических и социально-культурных условий социализации личности, т. е. процесса ее формирования как социального субъекта, освоения общественных норм и ценностей, стереотипов социального поведения. • Личность, индивид, человек – эти близкие, но не тождественные понятия являются объектом различных наук: биологии и философии, антропологии и социологии, психологии и педагогики.

 • Социологический анализ личности предполагает определение ее структуры. • Существует множество подходов к • Социологический анализ личности предполагает определение ее структуры. • Существует множество подходов к ее рассмотрению. • Известна концепция З. Фрейда, который выделил в структуре личности три элемента ОНО (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Супер – Эго). • Оно – это наше подсознание, невидимая часть айсберга, где господствуют бессознательные инстинкты. • По Фрейду, фундаментальными являются две потребности: либидозная и агрессивная.

 • Я – это сознание, связанное с бессознательным, которое время от времени прорывается • Я – это сознание, связанное с бессознательным, которое время от времени прорывается в него. • Эго стремится реализовать бессознательное в приемлемой для общества форме. • Сверх-Я – нравственные «цензор» , включающий совокупность моральных норм и принципов, внутренний контролер. • Поэтому наше сознание пребывает постоянном конфликте между проникающими в него бессознательными инстинктами, с одной стороны, и моральными запретами, диктуемыми Сверх-Я – с другой. • Механизмом разрешения этих конфликтов выступает сублимация (вытеснение) Оно.

 • Идеи Фрейда долгое время считались у нас антинаучными. • Конечно, не во • Идеи Фрейда долгое время считались у нас антинаучными. • Конечно, не во всем с ним можно согласиться, в частности, он гипертрофирует роль сексуального инстинкта. • Вместе с тем бесспорная заслуга Фрейда состоит в том, что он обосновал идею многоплановой структуры личности, поведение человека, где сочетается биологическое и социальное, где так много непознанного и, вероятно, до конца непознаваемого.

 • Личность – наиболее сложный объект, поскольку она, находясь как бы на грани • Личность – наиболее сложный объект, поскольку она, находясь как бы на грани двух огромных миров – биологического и социального, вбирает всю их многоплановость и многомерность. • Общество как социальная система, социальные группы и институты не обладают такой степенью сложности, ибо они сугубо социальные образования. • Представляет интерес предложенная современными авторами структура личности, включающая три компонента: память, культура и деятельность. • Память включает знание и оперативную информацию; культура – социальные нормы и ценности; деятельность – практическую реализацию потребностей, интересов, желаний личности.

 • В структуре личности находят свое отражение структура культуры, все ее уровни. • • В структуре личности находят свое отражение структура культуры, все ее уровни. • Обратим особое внимание на соотношение современное и традиционной культуры в структуре личности. • В кризисных экстремальных ситуациях, непосредственно затрагивающих «высший» культурный слой (современную культуру), может резко активизироваться традиционный слой, восходящий к далеким временам. • Это наблюдается в казахстанском обществе, когда в условиях расшатывания и резкой ломки идеологических и нравственных норм и ценностей советского периода происходит не просто оживление, а бурный рост интереса не только к религии, но и к магии, суевериям, астрологии и т. д.

 • Социальная роль, выражая взаимосвязь личности и общества, позволяет уяснить их соотношение, проанализировать • Социальная роль, выражая взаимосвязь личности и общества, позволяет уяснить их соотношение, проанализировать механизмы воздействия общества на личность и личности на общества. • Это проблема волнует мыслителей с древних времен, но однозначного ответа человечество не предложило до сих пор, да его, вероятно, и не может быть. • То, что личность зависит от общества, ясно. • Она просто не может существовать без него. • Но обладает ли она какими-то независимыми чертами? • И существует ли обратное влияние? • Если да, то в какой степени она может иметь общественную жизнь?

 • Рассмотрим три разные концепции, представленные классиками социологии, – Э. Дюркгеймом и М. • Рассмотрим три разные концепции, представленные классиками социологии, – Э. Дюркгеймом и М. Вебером. • Отношение индивида и общества – одна из главных проблем социологии Э. Дюркгейма. • Он подчеркивает, что социальная реальность автономно по отношению к индивидуальной реальности, имеющей биопсихический характер. • Дюркгейм постоянно соотносит эти два вида реальности.

 • Так, «индивидуальным фактам» он противопоставляет «социальные факты» , «индивидуальным представлениям» - «коллективные • Так, «индивидуальным фактам» он противопоставляет «социальные факты» , «индивидуальным представлениям» - «коллективные представления» , «индивидуальному сознанию» - «коллективное сознание» и т. д. • Это непосредственно связано с тем, как социолог видит сущность личности. • Для Дюркгейма она – двойственная реальность, в которой сосуществуют, взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная. • Причем социальное и индивидуальное не дополняют друга, не взаимопроникают, а именно противостоят.

 • Все симпатии Дюркгейма на стороне первого. • Социальная реальность, «коллективные представления» , • Все симпатии Дюркгейма на стороне первого. • Социальная реальность, «коллективные представления» , «коллективное сознание» полностью господствуют над всеми признаками индивидуального, над всем тем, что есть личность человека. • Общество в его интерпретации выступает как независимая, внешняя и принудительная сила в отношении индивида. • Оно представляет собой более богатую и большую реальность, чем индивид, доминирует над ним и создает его, являясь источником высших ценностей.

 • Дюркгейм признает, что общество возникает в результате взаимодействия индивидов, но раз возникнув, • Дюркгейм признает, что общество возникает в результате взаимодействия индивидов, но раз возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам. • И теперь уже вся жизнь индивидов определяется социальной реальностью, влиять на которую они не могут или же влияют очень незначительно, не меняя сути социальных фактов. • Дюркгейм, таким образом, отдает предпочтение силе социальной реальности как объективно существующим и определяющим личность условиям.

 • Иную позицию по этому вопросу занимает М. Вебер. • Он среди тех, • Иную позицию по этому вопросу занимает М. Вебер. • Он среди тех, кто придает огромное значение в развитии общества действиям (поведению) индивида. • Вебер видит в роли субъекта только отдельных индивидов. • Он не отрицает существование и необходимость изучения таких социальных образований, как «государство» , «акционерное общество» и т. п. • Но с точки зрения социологии эти образования только суть процесса и связи специфических действий отдельных людей, так лишь последние являются понятными для нас носителями действий, имеющих смысловую ориентацию.

 • Вебер не исключает возможности использования в социологии понятий «семья» , «нация» , • Вебер не исключает возможности использования в социологии понятий «семья» , «нация» , «государство» , но он требует не забывать, что эти формы коллективности реально не являются субъектами социального действия. • Этим коллективным социальным формам нельзя приписать волю или мышление. • Понятие «коллективная жизнь» и «коллективная воля» можно употреблять только условно, метафорически. • Социальным действием можно считать, по Веберу, только осмысленное, направленное на достижение ясно осознаваемых индивидов целей поведение. • Такой тип действия Вебер называет целерациональным.

 • Осмысленное, целенаправленное действие и делает индивида субъектом социального действия. • Он отмежевывается • Осмысленное, целенаправленное действие и делает индивида субъектом социального действия. • Он отмежевывается от тех социологических теорий, которые в качестве исходной социальной реальности, субъектов социального действия берут социальные тотальности: «классы» , «общество» , «государство» и пр. • С этой позиции он критикует «органическую социологию» , рассматривающую общество как условный организм, в котором индивиды выступают в роли биологических клеток.

 • Действие индивида, по Веберу, можно понять, так как оно осмысленно и целенаправлен, • Действие индивида, по Веберу, можно понять, так как оно осмысленно и целенаправлен, изучать его – занятие для социологов. • Действие же клетки – нет, так как оно лишено названных атрибутов, и это уже сфера биологии. • Но также нельзя понять и действия класса, народа, хотя вполне можно понять действия индивидов, составляющих класс, народ. • Для Вебера эти общие понятия слишком абстрактны. • Он противопоставляет им требования социологии считать субъектом социального действия индивида и изучать его.

2. Структура личности. Личность и деятельность. Социальные проблемы развития личности. Проблемы свободы и равенства 2. Структура личности. Личность и деятельность. Социальные проблемы развития личности. Проблемы свободы и равенства личности. • Одним из центральных направлений социологии является исследование личности. • Это обуславливается рядом факторов: 1) личность является одним из главных субъектов общественных отношений; 2) функционирование общества невозможно без учета потребностей и интересов личности; 3) личность представляет собой индикатор общественного развития.

 • Однако прежде чем приступать к рассмотрению личности, необходимо проанализировать такие близкие к • Однако прежде чем приступать к рассмотрению личности, необходимо проанализировать такие близкие к этому понятию термины, как «человек» , «индивидуальность» . • Человек – это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-экономической деятельности и культуры. • Индивид – отдельно взятый человек как представитель рода. • Индивидуальность – специфические природные и социальные качества, которые сложились у человека на основе унаследованных биологических предпосылок, его социального положения и воспитания.

 • В процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к рассмотрению и анализу • В процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к рассмотрению и анализу личности. • Среди них можно выделить шесть основных подходов. 1. Диалектико-материалистический подход, согласно которому человек изначально есть существо социальное, а его становление как личности происходит под действием четырех факторов: биологии индивида, его социального окружения, воспитания и навыков самовоспитания.

2. Антропологический подход, при котором личность рассматривается как носитель общечеловеческих свойств, как родовое понятие, 2. Антропологический подход, при котором личность рассматривается как носитель общечеловеческих свойств, как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого, совпадая, таким образом, с понятиями человека и индивида. 3. Нормативный подход, в рамках которого личность определяется как социальное существо, обладающее рядом положительных качеств, относящихся к сознанию и деятельностью.

4. Социологический подход, суть которого заключается в понимании каждого человека как личности, которая рассматривается 4. Социологический подход, суть которого заключается в понимании каждого человека как личности, которая рассматривается как конкретное выражение сущности индивида, целостное воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. 5. Персоналистический подход, в котором личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнение о нем окружающих, а главным механизмом ее формирования выступает «я – восприятие» . 6. Биолого-генетический подход предполагает, что поведение человека определяется его биопрограммой.

 • Анализируя все указанные подходы, можно дать системное определение личности, которое должно строится • Анализируя все указанные подходы, можно дать системное определение личности, которое должно строится на следующих принципах: 1) личность выступает одновременно субъектом и объектом как социальных, так и биологических отношений; 2) личность обладает определенной свободой выбора своего поведения, что обуславливается несовпадением социальных и биологических условий; 3) личность, будучи биосоциальным явлением, объединяет в себе как черты биологического рода человека, так и социальной общности, в которой она существует; 4) поведение личности зависит от ее неповторимых личностных характеристик, через которые преломляется общественный и личный жизненный опыт.

 • Учитывая все эти принципы, личность можно определить как интегральное понятие, характеризующее человека • Учитывая все эти принципы, личность можно определить как интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуальнонеповторимое. • Изучение и анализ личности как сложного социального явления предполагает выделение ее структуры. • Исходя из указанных особенностей личности как явления, можно выделить следующие элементы ее структуры: биологическое, психологическое и социальное.

 • Биологический уровень включает в себя природные, общие по происхождению качества личности (строение • Биологический уровень включает в себя природные, общие по происхождению качества личности (строение тела, половозрастные особенности, темперамент и т. д. ). • Психологический уровень личности объединяет ее психологические особенности (чувства, воля, память, мышление). • Психологические особенности находятся в тесной взаимосвязи с наследственностью личности.

 • Наконец, социальный уровень личности разделяется на три подуровня: 1) собственно-социологический (мотивы поведения, • Наконец, социальный уровень личности разделяется на три подуровня: 1) собственно-социологический (мотивы поведения, интересы личности, жизненный опыт, цели), этот подуровень тесно связан с общественным сознанием, которое объективно по отношению к каждому человеку, выступая как часть социальной среды, как материал для индивидуального сознания; 2) специфически-культурный (ценностные и иные установки, нормы поведения); 3) нравственный (мораль, нравственность).

 • Особое внимание при исследовании личности как субъекта общественных отношений социологи уделяют внутренним • Особое внимание при исследовании личности как субъекта общественных отношений социологи уделяют внутренним детерминантам ее социального поведения. • К таким детерминантам относятся прежде всего потребности и интересы. • Потребности – это те формы взаимодействия с миром (материальные и духовные), необходимость которых обусловлена особенностями воспроизводства и развития его биологической, психологической, социальной определенности и которые осознаются, ощущаются человеком в какойлибо форме.

 • Интересы – это осознанные потребности личности. • Потребности и интересы личности лежат • Интересы – это осознанные потребности личности. • Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ее ценностей и ценностных ориентаций.

3. Понятие социализации личности. Основные виды и типы личности. • Процесс усвоения индивидом социальных 3. Понятие социализации личности. Основные виды и типы личности. • Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит, называется социализацией. • Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения.

 • В социологической науке принято выделять два основных типа социализации: • первичная — • В социологической науке принято выделять два основных типа социализации: • первичная — усвоение норм и ценностей ребенком; • вторичная — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком. • Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности человека.

 • Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и • Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. • Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. • В зависимости от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.

 • Агенты первичной социализации - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, • Агенты первичной социализации - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. • Термин “первичная” относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека. • Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. • Термин “вторичная” описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.

 • Первичные институты социализации — это семья, школа, группа сверстников и т. д. • Первичные институты социализации — это семья, школа, группа сверстников и т. д. • Вторичные институты — это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д. • Процесс социализации состоит из нескольких этапов, стадий: • Стадия адаптации (рождение — подростковый период). • На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание. • Появление желания выделить себя среди других — стадия идентификации.

 • Стадия интеграции, внедрения в жизнь общества, которая может проходить либо благополучно, либо • Стадия интеграции, внедрения в жизнь общества, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно. • Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду. • Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.

Стадии процесса социализации личности по Эриксону (1902 -1976): • Стадия младенчества (от 0 до Стадии процесса социализации личности по Эриксону (1902 -1976): • Стадия младенчества (от 0 до 1, 5 года). • На этой стадии главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате у ребенка формируется базовое доверие к миру. • Динамика развития доверия зависит от матери. • Дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психологического развития ребенка.

 • Стадия раннего детства (от 1, 5 до 4 лет). • Эта стадия • Стадия раннего детства (от 1, 5 до 4 лет). • Эта стадия связана с формированием автономии и независимости. • Ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя. • Общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки» .

 • Стадия детства (от 4 до 6 лет). • На этой стадии ребенок • Стадия детства (от 4 до 6 лет). • На этой стадии ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. • Игра важна для ребенка, так как формирует инициативу, развивает творческие начала. • Ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и т. д. • Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.

 • Стадия, связанная с младшим школьным возрастом (от 6 до 11 лет). • • Стадия, связанная с младшим школьным возрастом (от 6 до 11 лет). • На этой стадии ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический этос (обычай, нрав, характер) культуры. • Если ребенок успешно овладевает знаниями, он верит в свои силы, уверен, спокоен. • Неудачи в школе приводят к появлению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потере интереса к учебе.

 • Стадия отрочества (от 11 до 20 лет). На этой стадии формируется центральная • Стадия отрочества (от 11 до 20 лет). На этой стадии формируется центральная форма эгоидентичности (личностного «Я» ). • Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения — вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к нему о самоопределении.

 • Стадия юности (от 21 до 25 лет). • На этой стадии для • Стадия юности (от 21 до 25 лет). • На этой стадии для человека становится актуальным поиск спутника жизни, сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. • Однако если диффузия (распространение) идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.

 • Стадия зрелости (от 25 до 55/60 лет). • На этой стадии развитие • Стадия зрелости (от 25 до 55/60 лет). • На этой стадии развитие идентичности идет всю жизнь, ощущается воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. • На этой же стадии личность вкладывает себя в хороший, любимый труд, заботу о детях, удовлетворена своей жизнью.

 • Стадия старости (старше 55/60 лет). • На этой стадии происходит создание завершенной • Стадия старости (старше 55/60 лет). • На этой стадии происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. • Человек «принимает» себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.

 • В целом можно выделить пять факторов, оказывающих влияние на процесс социализации: • • В целом можно выделить пять факторов, оказывающих влияние на процесс социализации: • биологическая наследственность; • физическое окружение; • культура, социальное окружение; • групповой опыт; • индивидуальный опыт.

 • Биологическое наследие каждого человека поставляет “сырые материалы”, которые затем разнообразными способами преобразуются • Биологическое наследие каждого человека поставляет “сырые материалы”, которые затем разнообразными способами преобразуются в личностные характеристики. • Именно благодаря биологическому фактору существует огромное разнообразие индивидуальностей. • Процесс социализации охватывает все слои общества

 • В его рамках усвоение новых норм и ценностей взамен старых называется ресоциализацией, • В его рамках усвоение новых норм и ценностей взамен старых называется ресоциализацией, а утрата личностью навыков социального поведения — десоциализацией. • Отклонение в социализации принято называть девиацией. • Модель социализации определяется тем, каким ценностям привержено общество, какой тип социальных взаимодействий должен быть воспроизведен. • Социализация организуется так, чтобы обеспечить воспроизводство свойств социальной системы.

 • Если главная ценность общества — свобода личности, оно и формирует такие условия. • Если главная ценность общества — свобода личности, оно и формирует такие условия. • Когда личности предоставляются определенные условия, она обучается самостоятельности и ответственности, уважению к своей и чужой индивидуальности. • Это проявляется повсеместно: в семье, школе, в вузе, на работе и др. • Причем, эта либеральная модель социализации предполагает органическое единство свободы и ответственности.

 • Процесс социализации человека продолжается всю его жизнь, но особо интенсивно он протекает • Процесс социализации человека продолжается всю его жизнь, но особо интенсивно он протекает в молодые годы. Именно тогда создается фундамент духовного развития личности, что увеличивает значение качества воспитания, повышает ответственность общества, задающего определенную систему координат воспитательного процесса, который включает в себя формирование мировоззрения, опирающегося на общечеловеческие и духовные ценности.

 • Социализация — сложный, жизненно важный процесс. • От него во многом зависит • Социализация — сложный, жизненно важный процесс. • От него во многом зависит как индивид сумеет реализовать свои задатки, способности, состояться как личность.