legendy_o_marinkinoy_bashne.ppt
- Количество слайдов: 45
Легенды о Маринкиной башне Марина Мнишек в Коломне
Пискарёвский летописец пишет: § «А была за нею (Мариной Мнишек) Коломна вся, а чины у нея царские все: § бояре и дворяне, и дети боярские, и стольники, и чашники, и ключники, и всякие дворовые люди § и писалась царицею ко всем боярам и воеводам» . § Она была здесь правительницей и жила, повидимому, на широкую ногу, посылала отсюда грамоты от имени царя Дмитрия и царевича Ивана, уверяя всех, что царь жив и при случае может быть явлен.
Спасские // Пятницкие // Золотые ? ворота
Расскажу, кстати, одно предание, относящееся к этим воротам: § Кудесница XYII столетия, Марина Мнишек,
Иван Мартынович Заруцкий § овладев Коломной, её ограбила, и когда была принуждена, вместе с Заруцким, выступить из неё,
§ то, выломав огромные железные створы из этих ворот,
§ отвезла их с награбленными вещами за двадцать пять вёрст от Коломны, на урочище Старцевский брод; близь села Богородское
§ Там зарыла она свою добычу, и, покрыв яму вратными створами, засыпала их землёй. § Продолжая сказание, словоохотливые старцы утверждают, § что многие смельчаки покушались в ночное время отрывать Маринин клад, но уходили объятые ужасом.
Клады Марины разыскивают и в других местах, связанных с ней
В башне, в которой, по рассказам старожилов, скончала жизнь Марина Мнишек, § найден провал пяти жилых этажей, которых потолки и накаты загромоздили своим падением нижний. § После некоторых работ над очищением нижнего этажа башни, найден ход под крепость, закладенный кирпичами другого размера и свойства.
Существование пяти жилых этажей и закладенного тайника совершенно оправдывает как историческое, так и простонародное предание, что коломенская крепость была местом заточения важных лиц.
Василий Тёмный Дмитрий Шемякин
Многие туристы, бывающие здесь, верят, что дух Марины помогает в несчастной любви, стоит только тихо попросить о помощи, прикоснувшись рукой к стене ее башни… Худ. Даниил Борисович Даран
о. Николай Марков Коломенская епархия М. , 1888
В Смутное время, когда Московское царство стояло на грани гибели, § епископ Иосиф проявил редкую тогда стойкость и патриотизм. § Вместе с будущим Патриархом, священномучеником Гермогеном, он выступил против брака Лжедмитрия I с католичкой Мариной Мнишек, § заявив, что такой брак будет (если она торжественно не примет православия) незаконен.
Коломенский градоначальник отец Марии Владимировны Долгоруковой Ноздреватой и тесть царя Михаила Романова - в 1608 г. был схвачен в плен
Кстати вспомним, что она стала женой первого царя из рода Романовых Михаила Феодоровича
Вместе с градоначальником был пленен и епископ Иосиф
§ Попав в плен к солдатам пана Лисовского в 1608 г. , Иосиф претерпел за православную веру поругание и позор. § Его привязали к пушке и возили напоказ по многим городам, смеясь над саном и правоверием.
Оба были освобождены в результате специальной операции по приказу царя Василия Шуйского
Коломенским градоначальником был назначен Иван Тимофеевич Бутурлин (портреты не сохранились)
§ Когда однажды горожане Коломны решили присягнуть Лжедмитрию II, уважаемый пастырь (Иосиф) проповедью образумил их остаться верными царю, которому они целовали крест.
Легенда об исчезновении Маринки из башни в виде сороки или вороны
§ Сорока - один из обычных обликов ведьмы, упоминания о котором постоянно встречаются в историко-литературных памятниках.
§ В XIV веке митрополит Алексий заклинал ведьмсорок.
§ § "Когда царем на Руси был Иван Васильевич Грозный, <. . . > он решил. . . уничтожить колдунов и ведьм <. . . > Навезли со всех сторон старых баб и рассадили их по крепостям с строгим караулом, чтоб не ушли. Тогда царь отдал приказ, чтобы всех привели на площадь.
§ Собрались они в большом числе, стали в кучку, друг на дружку переглядываются и улыбаются.
§ Вышел сам царь на площадь и велел обложить всех ведьм соломой. Когда навезли соломы и обложили кругом, он приказал запалить со всех сторон, чтобы уничтожить всякое колдовство на Руси на своих глазах.
§ Охватило полымя ведьм - и они подняли визг, крик, мяуканье. Поднялся густой черный столб дыма, и полетели из него сороки, одна за другою - видимо-невидимо. . . § Значит, все ведьмы-переметчицы обернулись в сорок и улетели и обманули царя в глаза. Разгневался тогда Грозный царь и послал им вслед проклятие: „Чтобы вам, - говорит, отныне и довеку оставаться сороками!“ § Так все они и теперь летают сороками, питаются мясом и сырыми яйцами. До сих пор боятся они царского проклятия пуще острого ножа. Поэтому ни одна сорока никогда не долетает до Москвы ближе шестидесяти верст в округе» (Тамбовская область).
Впервые в романе Б. А. Пильняка «Волга впадает в Каспийское море» появилась история о том, что Марина Мнишек вылетела из башни, обернувшись вороной.
А душа летала…
До этого народная легенда говорила, что полячка обернулась сорокой и вылетела из польско-литовского лагеря, находившегося в местечке под названием Таборы.
Кстати, в память об этом событии каждый год совершалось гуляние коломенцев в Таборы , которые радовались, что поляки ушли с их земель. Я еще застал это место, под названием Кустики
Иванчин-Писарев: «Я получил ещё известие, к сожалению, уже зимою, что существует, недалеко от Коломны, обширный окоп, который слывет Марининым городком. Весною постараюсь его осмотреть» .
legendy_o_marinkinoy_bashne.ppt