ЛАКОВАЯ ЖИВОПИСЬ.pptx
- Количество слайдов: 27
ЛАКОВАЯ ЖИВОПИСЬ Презентация студентки 824 группы Зайцевой Любови Преподователь Гагиева Н. Г. 2012
Лаковые художественные изделия • Лаковые художественные изделия - это предметы декоративного и утилитарно-бытового назначения, изготовленные из папье-маше, иногда из дерева и металла, покрытые пленкой лака и украшенные живописью или росписью. Табакерка "Девушка с котёнком" Фабрика П. В. и А. П. Лукутиных. 1840 -е годы
Из истории • В России изделия с лаковой живописью начали изготавливать в конце XVIII века. Первоначально, производством изделий лаковой миниатюры занимались в селе Данилове близ Москвы, затем оно было переведено в соседнее село Федоскино. В начале XIX в. неподалеку от Федоскина в деревне Жостово появились первые расписные подносы. С тех пор производство изделий с лаковой живописью расширялось и росло. После Великой Октябрьской социалистической революции возникают художественные промыслы с миниатюрной лаковой живописью в Палехе и Холуе (Ивановская обл. ), Мстере (Владимирская обл. ), которые до революции славились как иконописные центры. В последние годы лаковая живопись начинает развиваться в Свердловской области (Нижний Тагил), Узбекистане (Ташкент), Армении (Ереван), на Украине (Киев). Мстёра
Материалы и инструменты • Для изготовления художественных изделий с лаковой живописью используют основные и вспомогательные материалы. В качестве основных материалов применяют папье-маше, сталь, листовое железо. Лучшим сырьем для производства папье-маше считается липа. Иногда используют ель, ольху и кипарис. Папье-маше обладает очень высокой твердостью, напоминая этим самшит. После соответствующей обработки поверхность изделий из папье-маше приобретает красивый лакированный вид. Из вспомогательных материалов используют лаки, краски. Краски используют масляные и темперные, а также золотой порошок, разведенный в прозрачном лаке или скипидаре, - так называемое твореное золото. Кисти, которыми расписывают изделия, применяют главным образом беличьи. А. Шадрин "Князь Дмитрий повёл войска на поле Куликово «, мстёра.
Технология изготовления папье-маше • Технология изготовления лаковых изделий длительна и трудоемка. Вначале из древесного картона делают заготовки, проклеивая каждый слой мучным клейстером. • Затем заготовки проходят естественную сушку в течение суток. После этого их купают около 30 мин в ванне с маслом при температуре 70°С.
Технология изготовления папье-маше Сушат в течение восьми - десяти дней в камерах-печах при температуре сначала от 40 до 90°С, затем от 90 до 40°С. Просушенные заготовки распиливают на куски, приклеивают казеиновым клеем к заготовке донце, прессуют для соединения деталей, готовят крышки, приклеивают шарниры. Чтобы придать будущему изделию определенную форму и гладкую поверхность, полученный полуфабрикат обрабатывают на шкуровальных станках.
Технология изготовления папье-маше • В цехе грунтовки его еще раз промасливают олифой и просушивают, шпаклюют, чтобы сравнять неровности, шлифуют водостойкой шкуркой и в таком виде направляют для лакировки. В цехе черной и светлой полировки изделия два-три раза покрывают черной эмалью, затем черным лаком, а внутри - киноварью и светлым лаком. После каждого покрытия изделие просушивают в сушильных шкафах с программным управлением и температурой 70 -80°С. Каждая просушка продолжается не менее 7 ч, а изделия сушатся обычно 5 -7 раз.
Далее • Только после такой кропотливой подготовки изделия попадают в живописный цех, где мастера-живописцы тонкими беличьими кисточками с концами тоньше игольного острия наносят на их поверхность мельчайшие мазки. • Федоскинские мастера пишут миниатюры только тонкотертыми масляными красками, а мастера-живописцы Палехского, Холуйского и Мстерского промыслов при росписи своих изделий пользуются яичной темперой (краской, растворенной в яичном желтке с уксусом или хлебным квасом). Екатерина Сонина. "Призыв Минина к нижегородцам" 1977, мстёра. Шкатулка "Зимняя тройка" Мастерская О. Ф. Вишнякова, 1880 -е годы, федоскино.
Классификация лаковой живописи по материалу росписью на папье-маше Шкатулка "Тройка» , палех. роспись на металле Борис Киселёв "Бои петухов» , холуй.
Классификация лаковой живописи по назначению • предметы утилитарного назначения: пудреницы, шкатулки и коробочки различных размеров и форм, стаканы для карандашей и ручек, чернильные приборы, ножи для бумаги, портсигары, сигаретницы, чайницы, игольницы, салфеточные кольца, подносы сувениры: записные книжки, барельефы и другие предметы декоративного характера: шкатулки и ларцы, настенные панно и декоративные тарелки, серьги, броши, браслеты, медальоны
Классификация по тематике сюжетов изделия с сюжетом, отображающим современную действительность изделия с исторической, героической и космической тематикой изделия на тему произведений великих писателей и поэтов изделия, воспроизводящие картины великих художников, отображающие крестьянский быт, посвященные песням и танцам • изделия с растительным орнаментом, с героями сказочно-былинного эпоса, историческими памятниками • • П. Д. Баженов 1904 – 1941. Шкатулка «Журавль и цапля» . 1941, палех. И. И. Голиков 1886 - 1937. "Битва". Портсигар. 1930, палех. И. В. Маркичев. 1883 – 1955. Шкатулка «Жнитво» . 1925, палех.
Классификация лаковой живописи • По художественному своеобразию росписи и орнаментации изделия с лаковой живописью делят на: федоскинские палехские мстерские холуйские Н. С. Семёнов "Пастушок" 1930 -е годы Юрий Ваванов "Сивка-Бурка" И. В. Ливанова 1937 г. р. В. Г. Зотов 1936 г. р. Пластина "У родника". Александр Сотсков 1992 "Алёнушка"
Федоскинская лаковая живопись • Село Федоскино Московской области - родина русских лаков. Лаковая живопись возникла здесь в конце XVIII в. , когда купец П. И. Коробов основал в сельце Данилове (часть с. Федоскина) производство расписных шкатулок из папье-маше. Позднее преемник Коробова В. П. Лукутин перенес мастерскую лаковой живописи в село Федоскино и расширил производство лаковых декоративных изделий из папье -маше. В тематике миниатюр преобладали жанровые сценки из крестьянского быта - тройки, чаепития, хороводы. Нередко народные мастера воспроизводили картины известных русских и зарубежных живописцев. К концу XIX в. производство миниатюрной лаковой живописи в Федоскине пришло в упадок и возродилось только в 1910 г. До сих пор для федоскинцев типичны старинные сюжеты. Однако художники промысла значительно расширили тематику, обогатив ее отражением исторических событий, революционно-героическим эпосом, фольклорно-литературными темами, изображением памятных мест Москвы, Ленинграда и других городов Шкатулка "Боярышня у плетня" По оригиналу К. Е. Маковского. нашей Родины. Часто изображают федоскинские Фабрика Н. А. Лукутина. 1890 -е миниатюристы и пейзаж, искусно копируют картины годы Репина, Сурикова, Васнецова, Саврасова.
Характер изделий Изделия из папье-маше федоскинских мастеров характеризуются художественной вырази-тельностью и мягкостью светотеней. Лучшие миниатюры написаны в серовато-зеленых или коричневых тонах (при этом иногда вводится золотой растительный орнамент). Федоскинским мастерам свойственны своеобразные, характерные только для миниатюры Федоскина приемы декоративного оформления изделий: • «Шотландка» - геометрический рисунок, состоящий из перекрещивающихся линий. • Рисунок «под черепаху» напоминает панцирь черепахи. • «Скань» - наборный рисунок по сырому лаку из отдельных металлических (серебряных или мельхиоровых) элементов, отбитых на свинцовой матрице специальными пуансонами. • «Цировка» - лучеобразный и волнообразный узоры, создаваемые с помощью лекала методом глубокой гравировки по лаковой пленке до нижележащего металлического листа (олова или серебра).
Шкатулка "Девушки гадают на венках". Фабрика Н. А. Лукутина. 1890 -е годы Коробочка "Аленький цветочек". Н. В. Стрелкина (Бурбышева). 1990 Г. В. Скрипунов. Коробочка "Праздник". 1981 Шкатулка "Вечерний звон (Троице. Сергиева лавра)". 1991
Палехская лаковая живопись • Основателями палехского искусства лаковой живописи были художники-иконописцы. Поэтому искусство палехских художников-миниатюристов тесно связано с искусством древнерусской живописи. Палех был одним из главных центров иконописания в XVI-XVII вв. Палехские мастера создавали в основном дорогие высокохудожественные иконы. В начале XIX в. появляются иконописные мастерские, а к концу Т. Л. Суркова. Панно столетия - фабрики. С развитием капитализма в "Барышня-крестьянка" 2000 России древнее искусство иконописи вырождается в ремесло. После Великой Октябрьской социалистической революции на основе мастерства палехских народных художников-иконописцев в Палехе родилось искусство темперной лаковой миниатюры. В 20 -е гг. XX в. в Палехе предпринимаются опыты по росписи в иконописной технике изделий из папье-маше. В настоящее время производством миниатюрной лаковой живописи на папье-маше в Палехе занимаются художественно. Н. П. Лопатина 1948. производственные мастерские Палехского отделения Ларец "Свадьба". 1994 Художественного фонда России.
Основные черты • Отличительные черты палехских миниатюр - живопись по черному фону, обработанному прозрачным лаком до зеркального блеска, сложность многофигурных композиций, подробное раскрытие сюжета. Излюбленные мотивы росписи - былины, «Слово о полку Игореве» , сказки ( «Сказка о рыбаке и рыбке» , «Иван-царевич и Жар-птица» ), а также сюжеты из деревенской жизни. Часто мастера народного промысла используют литератур-ные произведения великих русских и советских писателей - Пушкина, Гоголя, Крылова, Горького и др. Широко представлена советская тематика, советские песни. Привлекают мастеров и темы революции, истории Родины. А. В. Баранов. Шкатулка "За власть советов" Фрагмент
Н. И. Голиков 1924 г. р. . Фауст. Шкатулка. 1957 Е. Ф. Шаницына 1947. Шкатулка "Настя". 19931994 Б. М. Ермолаев 1934 -2001. Шкатулка "Сказка" 1990 Зиновьев Н. М. 1888 - 1979. "Гулянка в деревне". Портсигар. 1927
Мстерская лаковая живопись • Народный промысел лаковой живописи в селе Мстера так же, как и палехский, возник на основе иконописного промысла и стал широко развиваться в XVII и XVIII вв. В 1921 г. в Мстере была создана кооперативно-производственная артель народной живописи, преобразованная позднее в артель древнерусской живописи. В 1926 г. возникла мстерская промысловокооперативная артель живописного и столярно-строительного производства «Пролетарское творчество» , где были проведены первые опыты миниатюрной живописи на лаковых изделиях из папье-маше. В настоящее время мстерское искусство лаковой росписи продолжает фабрика «Пролетарское искусство» (Вязниковский район Владимирской обл. ).
Характерные особенности • ковровая декоративность • разнообразие и утонченность колористических оттенков с единством общего тона композиции • цветовая гамма голубоватосеребристая или охристо-желтая и красная • сочетание растительных и геометрических узоров • композиция часто оформляется тонким золотым орнаментом В. П. Фокеев. Шкатулка «Садко» 1978
Сюжеты преобладают сказки былины и сказания песни композиции на темы произведений Пушкина, Лермонтова, Есенина, Горького • исторические и архитектурные памятники. Действие в мстерских миниатюрах обычно происходит на фоне сказочного гористого или среднерусского ландшафта, местного пейзажа, а иногда на фоне условного архитектурного ансамбля - палат. • • В. П. Фокеев. Шкатулка «Град непокоренный» 1977
Фёдор Шилов "Бесы" Фёдор Шилов "Тройка" 1959
Холуйская лаковая живопись • Аналогично Палеху и Мстере, художники Холуйской фабрики художественной лаковой миниатюры расписывают свои изделия яичной темперой. Холуйский промысел зародился в XVIII в. и так же, как и Мстерский, на основе иконописного промысла. Богатые традиции и художественные приемы местной иконописи в настоящее время лежат в основе миниатюрной живописи Холуя. Но за годы Советской власти они значительно обогатились, изменились, развились в соответствии с задачами, стоящими перед народным искусством. Николай Швезов "Нос" 1982
Характеристика • усиленная цветовая гамма • усложненный обрамляющий орнамент • укрупненность деталей композиции • преобладают теплые (желтые, оранжевые, красные, коричневые) тона или насыщенные сине-зеленые • контраст-ное сочетание теплых и холодных тонов Александр Сотсков "Алёнушка"
Темы изделий сказки • былины • исторические сюжеты • современность • Но даже современная тематика изображается в сказочной форме. А. Костерин "Иванушка" 1974
Константин Костерин "Сказка о царе Салтане" 1943 Н. Денисов "Квартет"
Лаковая живопись сегодня Фабрики: • Холуйская художественная фабрика лаковой миниатюры • Федоскинская фабрика миниатюрной живописи ВУЗы: • Федоскинское художественно-промышленное училище
ЛАКОВАЯ ЖИВОПИСЬ.pptx