Лад - это Определенная система соподчинения и взаимодействия музыкальных звуков. В западноевропейской мажоро-минорной системе (которой мы благополучно пользуемся)))), пришедшей к нам из стран, исповедующих католицизм, через Украину, и являющейся основой партесных песнопений, используются ДИАТОНИЧЕСКИЕ СЕМИСТУПЕННЫЕ ЛАДЫ (проще говоря, привычные нам мажор и минор, с той оговоркой, что мажор чаще всего натуральный, а минор гармонический)))
Главные ступени лада - I, IV, V ст. , т. е. тоника, субдоминанта, доминанта Название главных эти ступени получили потому, что трезвучия, построенные на них, в натуральном мажоре будут мажорными, в натуральном миноре – минорными, т. е. по ладовому наклонению будут совпадать с тоническим трезвучием (эт нам потом понадобится, когда о гармонии говорить будем ; ) )
Устойчивые ступени лада (их знание необходимо для понимания логики мелодического развития) Мы помним, что это I, III, V ступени. Вокруг них, НИКОГДА не нарушая субординацию, организуются все остальные ступени, т. е. II, IV, VII А как и почему – см. далее)))
Устойчивые звуки – это члены королевской семьи (ну, музыкально-королевской)))
Все отношения внутри «королевства» совершенно прозрачны: Стражники охраняют августейшую особу) Няня-кормилица всё время следит за принцессой (королеве-маме некогда, государственные дела важнее). У девочки очень изменчивое настроение ; ) Изворотливый министр всё время лебезит перед её величеством, докладывает именно королеве Ну и, наконец, королева обо всех делах докладывает королю…
Небольшое домашнее задание до субботы) Запомнить роли «жителей» ступенек Распечатать картинку с лесенкой и попеть (без инструмента) по ней в любой тональности, показывая себе пальчиком ступеньки: I – I – VII – III – IV – III – III – IV – VI – V – IV – III –I Поверьте – это ни разу не схоластика, это ОЧЕНЬ действенное средство! С любовью, ваш регент… ***