Презентация Мокану Арина ФЯ-31.pptx
- Количество слайдов: 12
Л. И. МЕЧНИКОВ Подготовила: студентка ФЯ-31 Мокану Арина
Происхождение Швейцарский географ, социолог, революционер-анархист и публицист русского происхождения. Научные работы писал на французском языке, публицистические — на итальянском и русском. Л. И. Мечников родился в семье гвардейского офицера и помещика Ильи Ивановича Мечникова и Эмилии Львовны Мечниковой (урожденной Невахович). По отцовской линии Лев Ильич Мечников происходил из старинного молдавского боярского рода. Мать Льва Ильича Мечникова — Эмилия Львовна Невахович — дочь известного еврейского публициста и просветителя Лейба Нойеховича (Льва Николаевича) Неваховича (1776— 1831), считающегося основателем т. н. русскоеврейской литературы (см. его книгу «Вопль дщери иудейской» . — СПб. , 1803). В честь деда — Льва Неваховича — и был назван Лев Ильич Мечников. Братья Эмилии Невахович: Михаил Львович Невахович (1817— 1850) — карикатурист, издатель первого в России юмористического сборника «Ералаш» (СПб. , 1846 -49); Александр Львович Невахович (1819— 1880) — драматург, заведующий репертуарной частью Императорских театров. Младший брат Л. И. Мечникова — физиолог, лауреат Нобелевской премии Илья Ильич Мечников.
В социологии Лев Мечников придерживался детерминистских взглядов в географии, был сторонником органической школы в социологии и убежденным анархистом в политике. Основным вопросом, который рассматривает Мечников, является взаимоотношение цивилизации и Среды, в которой она существует. Развитие цивилизаций стадиально, происходит революционным путем и не является необратимым процессом. Роль природной среды — научить людей солидарности и взаимопомощи, поначалу силой страха и принуждения (речные цивилизации), затем на основе выгоды (морские цивилизации) и, наконец, на основе свободного выбора (глобальная океаническая цивилизация). При этом эволюция цивилизации и Среды происходит параллельно и определения самой Среды меняется по мере развития цивилизации. В отличие от марксистов, Мечников считал первопричиной социальных изменений не прогресс техники или материального производства, а изменение ценностных установок людей, их стремление к помощи другу. Вместе с тем, Мечников признавал необходимость технического прогресса, который является средством изменения взаимоотношений цивилизации с её Средой и их взаимного прогресса.
Основные труды L’empire japonais (Японская империя) / texte et dessins par Leon Metchnikoff. Женева: Imprimerie Orientale de «l’Atsume Gusa» , 1878. Une dynastie archaique du Japon. Париж, 1886. La civilisation et les grands fleuves historiques (1889, русский перевод «Цивилизация и великие исторические реки» , 1897, отд. издание 1899) — работа переиздавалась в 1924 (первое полное издание на русском языке) и 1995. Мей-Дзи. Эра просвещения Японии. Казань, 1905.
Соловьёв Сергей Михайлович
О личности Русский историк; профессор Московского университета (с1848), ректор Московского университета (1871— 1877), ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук по отделению русского языка и словесности (1872), тайный советник. Его сын, Владимир Сергеевич Соловьёв, станет выдающимся русским философом, историком, поэтом, публицистом, литературным критиком, сыгравшим значительную роль в развитии русской философии и поэзии конца XIX — начала XX веков. Другой сын, Всеволод Сергеевич Соловьёв — романист, автор исторических романов и хроник.
В социологии Социально-политические искания В. С. Соловьёва затрагивали широкий круг проблем. Его интересовали как конкретные вопросы преобразования российского общества, так и кардинальные проблемы развития человечества. Талант публициста, писавшего по насущным социальным и политическим темам, органично соединялся в нем с мастерством метафизика, разрабатывающего стройную систему философских аргументов. Социальные воззрения философа оригинальны, и их нельзя однозначно отнести к какому-либо идейно-политическому направлению. «Как политик и публицист, Соловьёв не может быть назван ни социалистом, ни индивидуалистом, ни консерватором, ни либералом, потому, что он видит правду в каждом из этих противоположных направлений и пытается объединить их в органическом синтезе» , — писал Е. Н. Трубецкой. В своих работах Соловьёв критиковал социализм и либерализм, как односторонние учения, не отражающие истинных, духовных задач и целей развития человечества, не способные выразить противоречивость природного и духовного бытия личности. Критике подвергался и отечественный консерватизм за непонимание важности для России общечеловеческого социально-нравственного прогресса, ценности личных прав и свобод.
Основные труды До известной степени продолжением «Истории России» могут служить две других книги Соловьёва: «История падения Польши» (Москва, 1863, 369 стр. ); «Император Александр Первый. Политика, Дипломатия» (Санкт-Петербург, 1877, 560 стр. ). Последующие издания «Истории России» — компактные в 6 больших томах (7 -й — указатель; 2 -е изд. , СПб. , 1897). Соловьёв написал ещё «Учебную книгу русской истории» (1 -е изд. 1859, 10 изд. 1900), применительно к гимназическому курсу, и «Общедоступные чтения о русской истории» (Москва, 1874, 2 -е изд. , Москва, 1882), примененные к уровню народной аудитории, но выходящие из тех же начал, как и главный труд Соловьёва. «Публичные чтения о Петре Великом» (Москва, 1872) — блестящая характеристика преобразовательной эпохи. Из сочинений Соловьёва по русской историографии наиболее важны: «Писатели русской истории XVIII в. » ( «Архив ист. -юрид. свед. Калачева» , 1855, кн. II, пол. 1); «Г. Ф. Миллер» ( «Современник» , 1854, т. 94); «М. Т. Каченовский» ( «Биогр. словарь профессоров Моск. унив. » , ч. II); «Н. М. Карамзин и его литературная деятельность: История государства российского» ( «Отечественные записки» 1853— 1856, тт. 90, 92, 94, 99, 100, 105); «А. Л. Шлецер» ( «Русский вестник» , 1856, № 8). По всеобщей истории: «Наблюдения над исторической жизнью народов» ( «Вестник Европы» , 1868— 1876) — попытка уловить смысл исторической жизни и наметить общий ход её развития, начиная с древнейших народов Востока (доведено до начала X века) и «Курс новой истории» (Москва, 1869— 1873, 2 изд. 1 898; до половины XVIII века). Свой метод и задачи русской историографии Соловьёв изложил в статье: «Шлецер и антиисторическое направление» ( «Русский вестник» , 1857, апр. , кн. 2). Весьма незначительная часть статей Соловьёва (между ними «Публичные чтения о Петре Великом» и «Наблюдения» ) вошла в издание «Сочинений С. М. Соловьева» (СПб. , 1882).
Ключевский Василий Осипович
О личности видный русский историк, профессор Московского университета; ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук (сверх штата) по истории и древностям русским (1900), председатель Императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете, тайный советник. 11 октября 2008 года в Пензе был установлен первый в России памятник В. О. Ключевскому. В 1991 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Ключевскому.
В социологии Главными элементами своей « Методологии и терминологии русской истории» В. О. Ключевский называл 5 исторических сил: природу страны, физическую природу человека, личность, общество и «историческое преемство» . Каждая из этих сил по его утверждению вносит в общество свой запас элементов, которые являются свойствами и потребностями физической или духовной природы человека, их стремлениями и целями, отношениями между собой. Умственный труд и нравственный подвиг он считал самыми мощными двига; гелями человеческого развития. Главным действующим лицом его истории была не абстрактная «личность» и не «индивид» , а общество, те самые «массы» - народ, который мало интересовал других историков. Он уделял много внимания гражданским свободам и правам личности, формированию новых социальных отношений между человеком и обществом. Поэтому обращение к творческому наследию В. О. Ключевского может быть полезным во многих отношениях. В его работах строго различается, прежде всего «предмет исторического изучения» . Подобно тому, как социологи делят свою науку на социальную статику и социальную динамику, и Ключевский В. О. полагал, что история должна изучать «строение общества» , «свойства и действия, созидающих и направляющих его сил» и следить за «выработкой» человека и человеческого общежития, за его «успехами» или его «прогрессом» . При этом, нужно учитывать, что В. О. Ключевский развивал свою новую науку -историческую социологию не в спокойной атмосфере, а на рубеже перехода и реформирования общества конца XIX - начала XX века, что придает его теоретическим выводам особый смысл и значимость.
Сочинения «Сказания иностранцев о Московском государстве» (1866) «Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря в Беломорском крае» (1867) «Новые исследования по истории древнерусских монастырей» (рецензия) (1869) «Церковь по отношению к умственному развитию древней Руси» (рецензия на книгу Щапова) (1870) «Древнерусские жития святых» (1871) «Псковские споры» (1872) «Сказание о чудесах Владимирской иконы Божьей Матери» (1878) «Боярская Дума древней Руси» (1880— 1881) «Русский рубль XVI—XVIII вв. в его отношении к нынешнему» (1884) «Происхождение крепостного права в России» (1885) «Подушная подать и отмена холопства в России» (1886) «Евгений Онегин и его предки» (1887) «Состав представительства на земских соборах древней Руси» (1890) Курс русской истории в 5 -и ч. — (СПб. , 1904− 1922. — 1146 с. , [3], [4]; Русская история. Полный курс лекций — М. , 1993. ) Исторические портреты. Деятели исторической мысли. / Сост. , вступ. ст. и примеч. В. А. Александрова. — М. : Изд-во «Правда» , 1991. — 624 с. — «Значение преподобного Сергия для русского народа и государства» , «Добрые Люди древней Руси» , «Характеристика царя Ивана Грозного» , «Царь Алексей Михайлович» , «Жизнь Петра Великого до начала Северной войны» ; И. Н. Болтин, Н. М. Карамзин, Сергей Михайлович Соловьев.