Петров-Водкин и Кузнецов.pptx
- Количество слайдов: 18
Кузнецов Павел Варфоломеевич – русский и советский художник-символист (1878 -1968)
Кузнецов Павел Варфоломеевич • • Павел Кузнецов родился в Саратове в семье иконописца (дед его был садоводом). Когда художественные наклонности мальчика ясно определились, он поступил в «Студию живописи и рисования» при Саратовском обществе любителей изящных искусств, где занимался в течение нескольких лет (1891— 1896 гг. ) под руководством В. В. Коновалова и Г. П. Сальвини. Баракки, там же встреча с В. Э. Борисовым-Мусатовым оказала на него серьёзное воздействие, как и на его одноклассника и друга, выдающегося скульптора А. Т. Матвеева, впрочем, как и на всю саратовскую художественную молодежь. Блестяще выдержал вступительные экзамены в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1897. Учился: сначала у А. Е. Архипова, потом у К. А. Коровина и В. А. Серова. Учёба дала круг друзей и единомышленников, позже сформировавших художественное объединение «Голубая роза» . В 1902 году сблизился с В. Я. Брюсовым и символистами. Сотрудничал с изданиями символистского толка: журналами «Искусство» , «Золотое руно» , входил в объединение «Мир искусства» . В 1902 году Кузнецов совместно с К. С. Петровым-Водкиным и П. С. Уткиным расписали церкви Казанской Божьей Матери в Саратове. Находясь на острие художественной мысли того времени (участвуя в деятельности «Мира искусства» ), талантливая молодёжь и в церкви попыталась вольно обойтись с канонами, что вызвало взрыв общественного негодования и их росписи были уничтожены.
Выставки • Париж (1906) • «Голубая роза» (1907) • Париж (1923)
Кузнецов Павел «Девочка на солнце» 1901 -1902 Холст, масло
Кузнецов Павел «Садик в Саратове» 1901 -1902 Холст, масло
. Кузнецов Павел «Голубой фонтан» 1905 Темпера, холст
Кузнецов Павел «Весна в Крыму» 1910 Холст, масло
«Мираж в степи» Картина получила очень девственный и исключительно поэтический окрас. Праздное и некое лирическое звучание, даже более глубокое, чем есть на самом деле. Зрителю становится понятно, что весь антураж, предметы, человеческие фигуры, будто случайно увиденные мастером, специально выполнены немного размыто и расплывчато, будто привиделись не только художнику, но и впоследствии зрителю. Люди, изображенные на полотне, в степи будто мираж, и их образы мимолетны, на фоне чего-то вечного, именно поэтому, создаются такие призрачные образы, что упрощает их цветовой отблеск и восприятие, до каких-то невесомых фигур, но они-то как раз и являются центром картины, позволяющие понять основную задумку. Можно обратить внимание, что изгибы и наклоны фигур, повторяются в линиях юрт, что на заднем плане. Мазки довольно широкие, даже чувствуется вибрация при их нанесении, именно они и передают дух пространства. Мастер показывает степь, разомкнутое пространство, что превращается в поток гаммы цветов. Такая техника создает особенный матовый стиль, наполняя картину свечением
Награды • В 1901– 1902 годах, будучи студентом, Павел Кузнецов дважды награждался двумя малыми серебряными медалями. В 1929 году он был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1937 году за панно "Жизнь колхоза" художник был награждён серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже.
Память • В Саратове с 1988 года работает дом-музей Павла Кузнецова, расположенный в восстановленном особняке его родителей, где он провёл детство и делал первые шаги как художник.
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878 -1939)
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич – выдающийся российский и советский художник, теоретик искусства. • Кузьма Сергеевич родился 24 октября 1878 года в Хвалынске в семье сапожника. В детстве обучался в четырёхклассном училище, в эти годы имел возможность наблюдать за работой местных иконописцев, с чего началось увлечение живописью. В 1893 году после окончания школы работал в судоремонтных мастерских, предпринял неудачную попытку поступить в Самарское железнодорожное училище. В последующие два года учился живописи у Ф. Е. Бурова, после чего вернулся в Хвалынск. На родине его познакомили с находившимся в Хвалынске петербургским архитектором Р. Ф. Мельцером, который заинтересовался талантом юного художника и увёз его в столичное Центральное училище технического рисования Штиглица. С 1897 по 1905 год учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В. А. Серова. В дореволюционные годы путешествовал (в частности по Италии, Северной Африке), сотрудничал с театрами, для которых оформлял декорации, писал теоретические статьи (в основном исследование перспективы) и сочинял прозу. Раннее творчество художника было большей частью сконцентрировано на изображении обнажённой натуры. На этом этапе Петров-Водкин испытывал сильное влияние символизма и модерна. Визитными карточками художника стали работы "Купание красного коня" 1912 года и автопортрет, написанный в 1918 году. В дальнейшем после Октябрьской революции и женитьбы основными темами были исторические мотивы, сцены из сельской жизни, портреты. В советские годы Петров-Водкин преподавал в ряде художественных институтов и мастерских, был одним из реорганизаторов системы художественного образования в стране. В августе 1932 года был избран первым председателем Ленинградского отделения Союза советских художников. Умер 15 февраля 1939 года в Ленинграде, похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.
«Купание красного коня» 1912 год Эта картина впечатляет размахом и яркостью красок. Цветовой выбор построен вокруг контраста красного и синего. Также заметно типичное для символизма уплощение форм вместе с заполнением большей части холста одним и тем же тоном. Багровый конь на этой картине понимается зрителем точно так же — как аллегория с Россией, вырывающейся из рук молодого наездника, еле справляющегося с вожжами. Сюжетным, цветовым и композиционным центром картины безусловно является конь. Он так огромен, что даже не виден в полный рост, он просто не помещается на полотно целиком. Он буквально излучает мощь. Огненно-красный, кроваво-красный конь на этой картине делает ее совершенно нереальной. Он будто сознательно позволяет наезднику на себе удержатся. Его зрачок, устремленный в сторону зрителя, создает необычное чувство, будто животное думает о чем-то немыслимо важном, будто знает что-то очень существенное, но мы, людям, не в состоянии его услышать. Молодой парень без одежды, сидящий верхом, подчеркивает окрас коня еще сильнее и еле сдерживает его вольный порыв. Эта своенравность животного усиленна концентрическими кругами на фоне его копыта, в то время как остальное водное пространство находится в состоянии спокойствия.
«На линии огня» Движения военных плавные и замедленные. А выбранный художником композиционный принцип позволяет рассмотреть героев и сбоку и сверху. Петров. Водкин удачно передал образ Земли именно как планеты. Военные будто поднимаются к какой-то вершине, но не могут подняться. И в целом образ этот весьма трагичен. Второе название этого полотна – «Первая немецкая война» . Солдаты русской армии гибнут с полными ужаса и отчаяния глазами. Их задача – спасти, защитить царя и отечество. Вот только им не удается сделать ни то, ни другое. Складывается впечатление, что они сейчас также медленно упадут один за другим замертво на землю. И каждого будет эта паника и этот ужас в широко раскрытых глазах. Картина четко выражает то трагическое время, когда страна буквально разваливалась на глазах, но каждый твердо верил в счастливое светлое будущее.
«Богоматерь умиления злых сердец» Весомый опыт религиозных изображений художник получил ранее, во время росписи стен церкви при Ортопедическом институте в Санкт-Петербурге. Затем мастер принимал участие в декорировании стен собора, расположенного в Кронштадте. Храм в Суме также расписан его рукой. Церковная деятельность оказала влияние на восприятие Петрова-Водкина. В 1915 году он закончил работу над изображением матери Божьей в образе простой крестьянки, кормящей ребенка грудью. Полотно получило название «Мать» . «Богоматерь умиления злых сердец» создавалась автором в период Первой мировой войны в 1915 году. Ее название перекликается с понятием иконописи Русской Православной церкви «Умягчение злых сердец» . Полотно несет в себе отпечаток трагических для страны и людей событий военного времени. Несмотря на свои относительно небольшие размеры, картина является монументальным образцом живописи. Божья матерь на полотне покрыла голову красным платком. Ее ладони несут в себе успокоение и благословление. В левой части картины имеется силуэт Богородицы с младенцем. Справа – Иисус Христос на распятье. Встревоженный, трепетный, сострадательный образ – один из сильнейших подобных шедевров, воздействующих на эмоции и чувства зрителя.
«Черемуха в стакане» Что особенно уникально и ярко проявлено в этом произведении – особый вариант перспективы, переданный художником. Весь натюрморт видится как бы сверху, создается необычная трехмерность изображения. Все детали группы перемежаются, прячутся друг за другом, но, наряду с этим, находятся на одной плоскости. Это неправильно, ведь получается, что все, что видимо глазу, должно скатиться вниз. Но именно в этом противодействии заключена особенность картины и творчество Петрова-Водкина. Это порождает напряженность атмосферы и эластичность пространства, которым он так умело жонглирует. Многие не принимали и не понимали это видение мастера. Но художник оставался верен себе, постоянно находясь в поиске так называемой «подвижной» видимости. Петров. Водкин жаждал расширения художественных границ своих полотен. Уходя от сферической и классической перспектив в творчестве, он прибегал, фактически, к преображению художественного мира, извлечению нового путем искривления и нарушения правильности академических правил построения перспективы.
«Фантазия» Дата создания полотна – 1925 г. Художник в расцвете творческих сил являет миру новый шедевр. Фоном выступает пейзаж природы с городским ландшафтом. Мазки кисти плавные и ритмичные. Фоновые краски спокойные, соответствуют природным. Зеленый, синий и оттенки коричневого разбавлены белыми полосами. Центральный герой картины – юноша, сидящий на алом коне. Ярко-красный цвет скакуна захватывает основное внимание. Он выступает как цвет революционный, огненный, стремительный. Фигура животного зависла в прыжке, она кажется парящей над землей. Красного коня трактуют как символ самой Октябрьской революции. Настолько значимым было это событие для русского художника, и для судьбы страны. Непривычным является характер построения композиции. В картине практически отсутствуют строгие горизонтальные и вертикальные линии. Вместо них живописец взял за основу наклонные оси. Горы, очертания равнин, даже перья облаков расчерчены хаотично. Эффект задает динамику изображению и делает все пространство композиции сферичным. Простой и лаконичный фон сочетается на картине с фантастической главной фигурой. В итоге изображение кажется поэтичным, возвышенным и таинственно притягательным.
Память • На родине в Хвалынске в честь Петрова. Водкина названа улица, возле дома культуры установлен памятник художнику. В городе также открыты его дом-музей и картинная галерея. Основанное в 1973 году Самарское художественное училище носит имя Петрова-Водкина. К 100 -летию со дня рождения живописца в СССР были выпущены памятные почтовые марки.