Лек 2 РИТОРИКА.ppt
- Количество слайдов: 121
Курс «Риторика организатора СКД» Лекция 2 Тема: Саморазвитие культуры общения и ораторского мастерства Автор-составитель – доктор педагогических наук, профессор Александр Иванович Гурьев
План лекции 1. Творческие задания к семинарско практическим занятиям. 2. Культура общения. 3. Ораторское мастерство. 4. Методика подготовки и произнесения публичной речи.
ЛИТЕРАТУРА 1. Введенская Л. А. , Павлова Л. Г. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов. М. : 2008. – 512 с. 2. Введенская Л. А. , Павлова Л. Г. Риторика и культура речи: Ростов: 2009. – 537 с. 3. Ипполитова Н. А. Риторика: учеб. М. : Проспект. 2009. – 448 с
ЛИТЕРАТУРА 4. Кузнецов И. Н. Риторика. М. : 2010. – 560 с. 5. Кузнецов И. Н. Бизнес-риторика. М. : 2010. – 560 с.
Задание 1 По источнику 4 (в тетради лекций): 1. Прочитав раздел «Истоки» С. 14 22 составить 10 вопросов с ответами. 2. Прочитав раздел «История риторики» С. 23 32 составить 10 вопросов с ответами. 3. Прочитав раздел «История российской риторики» С. 48 58 составить 10 вопросов с ответами.
Задание 2 По источнику 1(в тетради семинарских занятий): 1. Изучить и законспектировать основные позиции раздела «Основные элементы риторического самообразования» с. 446 451. 2. Провести самодиагностику – с. 451 469. 3. Выполнить речевую гимнастику с. 478 495
Задание 3 По источнику 3 (в тетради практики): 1. Основы техники речи. УПРАЖНЕНИЯ. С. 408 441. 2. Составить 10, 15 вопросов с ответами по теме «Интонация в педагогическом общении» с. 255 295. • По источнику 5 на основе задания 2 подготовить выступления с. 352 366.
Культура общения «Понять другого человека – значит войти в его положение, мысленно представить, каковы его мотивы, цели, жизненные планы, возможности и наиболее вероятная направленность его действий» . (В. А. Андреев «Деловая риторика» , С. 56).
Алан Пиз «Язык телодвижений» Задание к семинару 3: Дать комментарии к рисункам: С. 23, рис. 4; с. 27 28, рис. 5 7; с. 41 44, рис. 9 10; с. 51, рис. 15; с. 54 55, рис. 16 18; с. 56 58, рис. 19 24;
Этапы (фазы) общения 1. Взаимные приветствия. 2. Постановка одним из собеседников вопроса, проблемы, просьбы, высказывания и т. д. 3. Слушание и обмен информацией. 4. Поиск решения проблемы (выдвижение идей, версий, гипотез и т. д. ).
Этапы (фазы) общения 5. Нахождение оптимального (удовлетворяющего все стороны) способа решения проблемы. 6. Принятие решения. 7. Завершение общения (пожелание взаимных успехов, высказывание намерений на будущее и т. д. ). (Андреев В. И. «Деловая риторика» , С. 58)
Правила общения 1. Если это возможно, здоровайтесь с собеседниками за руку. 2. Если Вы сидите за столом, при входе собеседников лучше встать и пригласить их сесть. 3. Начав разговор, поинтересуйтесь личными делами, проблемами, которые волнуют собеседника. 4. Не хмурьтесь, улыбнитесь, будьте открыты с собеседником.
Правила общения 5. Избегайте фраз «меня это не интересует…, у меня на этот счет другое мнение…, я бы хотел Вам напомнить…» . 6. Ищите «зону общих интересов» , то, что может Вас сблизить с собеседником. 7. Уступайте собеседнику в мелочах, но в решении главной проблемы убедите собеседника в целесообразности Вашего подхода, вашей точки зрения.
Правила общения 8. Заканчивайте разговор на ноте (фразе) которая позволит Вам перекинуть мостик на следующую встречу. 9. Стремитесь добиться того, чтобы собеседник ушел от Вас с хорошим настроением. (Андреев В. И. «Деловая риторика» , С. 60)
Социально психологические барьеры Отсутствие психологической совместимости собеседников. Собеседники неискренни друг с другом. Один из собеседников совершил по отношению к другому нечестный поступок, что является причиной враждебного отношения. Один из собеседников равнодушен к разговору другого. Один или оба считают собеседника некомпетентным в рассматриваемом вопросе.
Социально психологические барьеры У одного или обоих собеседников отсутствует чувство юмора (Например: один пошутил, а другой либо не понял шутку, либо воспринял шутку как личное оскорбление. Один из собеседников систематически стремится показать свое превосходство и подавляет или даже унижает собеседника. Общение носит формальный, официальный характер.
Социально психологические барьеры Один из собеседников постоянно отвлекается (на телефонные разговоры, продолжает что то писать, имеет безучастный вид и т. д. ). Один или оба собеседника не хотят войти в положение другого. Один из собеседников ведет себя высокомерно, общается с другим в назидательно поучительном тоне.
Социально психологические барьеры Для общения неблагоприятная обстановка (много посторонних людей, в помещении слишком холодно или жарко и т. д. ). По одежде или манере поведения один из собеседников «иллюстрирует» явное превосходство, свое «особое положение» . Один из собеседников показывает, что он куда то спешит. Разговор переходит в полемику, а затем в выяснение отношений… (Андреев В. И. «Деловая риторика» , С. 59 60)
Ораторское мастерство Этапы ораторского искусства. Условия ораторского творчества. Ораторская эвристика. Психолого педагогические основы. Логика публичного выступления. Культура речи.
Этапы ораторского искусства. 1. Подбор необходимого материала 2. 3. 4. 5. ( «изобретение речи» ). Составление плана выступления (распределение собранного материала в логической последовательности. Насыщение плана содержанием (литературная обработка и словесное выражение речи). Запоминание текста речи и заучивание ее. Произнесение речи с соответствующей интонацией, мимикой и жестами.
Условия ораторского творчества. Первое условие: Выбор темы выступления (тема должна быть Вам близка, интересна и лично значима). Условие второе: Регулярная и систематическая работа над подготовкой материала выступления (подбор «заготовок» - выписки из журнальных статей, книг, Интернета; подбор интересных цитат, фактов; систематизация собственных мыслей и наблюдений).
Условия ораторского творчества. Третье условие: Уточнение встречающихся в тексте выступления понятий, терминов, сопоставление различных точек зрения на рассматриваемую проблему и определение той позиции, которой придерживаетесь Вы. Условие четвертое: Упорная работа над композиционно стилистическим построением публичного выступления, логикой изложения материала и непосредственно речевой культурой. Пятое условие: Эрудиция, компетентность и культура речи.
Ораторская эвристика. Как описать объект? Как описать событие? Как доказывать или опровергать? Как строить композицию выступления?
Как описать объект?
Как описать событие?
Как доказывать или опровергать?
Как строить композицию выступления?
Психолого педагогические основы. Прием психологической паузы. Прием остранения. Прием импровизации. Прием создания проблемной ситуации. Прием перехода от монолога к диалогу. Прием использования юмора. Прием краткого отступления от темы. Прием новизны информации. Прием неожиданных гипотез. «Закон края» .
Задание к семинару 4: Законспектировать перечисленные приемы по материалу «Зеленой папки» . Законспектировать «Ораторскую эвристику» по материалу «Зеленой папки» .
Логика публичного выступления. Тезис. Аргумент. Способ изложения.
Культура речи (антикультура или бескультурье). Штампы. Канцеляризмы. Вульгаризмы. Жаргоны. Многословие и демагогия. Вычурность и манерность.
Культура речи. (красноречие) Градация. Инверсия. Аппеляция.
Культура речи. (красноречие) Дикция. Сила голоса. Тембр голоса. Темп. Полетность голоса.
Культура речи. (этика выступления)
Семь правил регулирования голоса, жестов и мимики.
Тренинговые упражнения и задания.
Риторика Это область человеческой культуры , включающая в себя науку, искусство и живую человеческую практику об убедительной и эффективной речи в различных видах (жанрах) общения. Андреев В. И.
Предмет риторики «Система закономерностей, принципов, правил и условий эффективного обучения с ориентацией на творческое саморазвитие личности с целью овладения речевой культурой общения» В. И. Андреев
Цель риторики Развитие речевой культуры общения
Задачи 1. Изучение истории развития риторики. 2. Обучение различным видам и жанрам общения с ориентацией на творческое саморазвитие личности. 3. Формирование умения уметь и быть способным творчески применять тот или иной риторический прием и метод с учетом реальной практической ситуации.
Историография риторики Античные риторики Классические риторики Современная риторика
Определения науки «Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. » (Большая Советская энциклопедия в 30 ти томах. Т 17. Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 3 е. М. : «Сов. Энциклопедия» , 1974. – 616 с. С. 323).
Определения науки «Наука – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире» . (Новейший философский словарь. /Сост. А. А. Грицанов. М. : 1998. – 896 с. С. 457).
Определения науки «Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является накопление и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, которая включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира. » (Новый энциклопедический словарь. М. : «Большая Российская Энциклопедия» , 2000. – 1456 с. С. 787).
Определения науки «Наука – это непрерывно развивающаяся система знаний объективных законов природы, общества и мышления, получаемых и превращаемых в непосредственную производительную силу общества в результате специальной деятельности людей» (Кыверялг А. Методы исследования в профессиональной подготовке. – Таллин: Валгус, 1980. – 336 с, С. 7).
Следует подчеркнуть, что определение любой науки заложено в самом ее названии. Когда мы говорим «физика» , то понимаем, что это наука о природе, а «биология» в переводе с греческого означает – наука о жизни и т. д.
Цель науки «Цель науки – познание законов развития природы и общества, воздействие на природу на основе использования знаний для получения полезных обществу результатов» (Кыверялг А. Методы исследования в профессиональной подготовке. – Таллин: Валгус, 1980. – 336 с. , С. 8).
Основная задача всякой науки открыть законы, действующие в той области, которой занимается эта наука.
Принципы науки Объективности – в исследовательской работе необходимо пользоваться лишь теми методами и приемами, которые позволят получить достоверную информацию об исследуемом явлении. Изучение явлений в их взаимосвязи Изучение явлений в их развитии.
Основными чертами любой науки являются: Общезначимость. Так, если Ньютон открыл закон, то это не значит, что он его создал. Независимость. Законы Ньютона и другие законы Природы действуют всегда и везде, независимо от воли и потребностей человека. Верифицируемость, то есть проверяемость. В любое время дня и ночи, в любой год и месяц, независимо от места проведения, эксперимент подтвердит тот закон, который он, по замыслу исследователя, должен подтвердить. Фальсифицируемость, то есть научное знание можно опровергнуть.
Критерии научности Научное знание – сущностно. Сущность – это внутренняя основа объекта, совокупность устойчивых признаков, по которым можно выделить данный объект в окружающем Мире. Научное знание – это обобщенное знание, характеризующее объект окружающего Мира как представителя какого-либо класса. Научное знание – системно. Оно является упорядоченной совокупностью определенных конструкций (понятий, суждений, гипотез, законов, теорий…). Любое серьезное изменение их ведет к разрушению или гибели всей системы научных знаний, то есть к научной революции!
Специфические отличия науки и ненауки Наука как система объективного знания по своему содержанию наднациональна, космополитична. Она единственна, религии же много. Научное знание надличностно, религиозное знание имеет личностную форму. Наука натуралистична и не может вводить никаких сверхъестественных факторов, она материалистична.
Специфические отличия науки и ненауки Источник научного знания — опыт, эксперимент и разум; религиозное знание исходит из откровения. Научные произведения не закончены, допускают пересмотр, а религиозные тексты раз и навсегда заданы и не допускают изменений, они только истолковываются. Научное знание переводимо в понятийную сетку, религиозный текст задан раз и навсегда.
Отличие научного знания от ненаучного Научное знание – это сущностное, обобщенное, системно организованное знание, которое имеет свой язык. В основе научного знания лежит понятийный и категориальный аппараты. Система научного знания – это совокупность понятий, законов, принципов, идей, правил, из которых складывается теория.
Античные риторики Аристотель «Риторика» Платон «Красноречие» Цицерон «Речи»
Классические риторики М. В. Ломоносов Н. В. Гоголь В. Г. Белинский А. П. Чехов П. А. Столыпин А. Ф. Кони
Современная риторика (запад) Дейл Корнеги Ли Якокка Алан Пиз Эрик Берн Лоуренс Дж. Питер
Современная риторика (Россия) Аннушкин В. И. Бахтин М. М. Ножин Е. А. Андреев В. И. Вагапова Д. Х. Петрусинский В. В.
Вопросы 1. Дайте не менее трех определений понятию «Риторика» . 2. Каков предмет риторики и ее цель? 3. Перечислите основные задачи изучения риторики. 4. Приведите классификацию историографии риторики.
Вопросы 5. Дайте не менее трех определений 6. 7. 8. 9. понятию «наука» . Какова цель и основная задача науки? Чем научное знание отличается от ненаучного? Перечислите основные черты науки. Каковы критерии научности?
Вопросы 10. Назовите источники и авторов античных риторик. 11. Перечислите фамилии основателей классической риторики. 12. Назовите источники и авторов современных западных риторик. 13. Назовите источники и авторов современных российских риторик.
Принципы и правила риторики Чтобы познать мир, мы из частных знаний о явлениях и закономерностях природы пытаемся создать общее — картину мира. Даго Со времен Канта среди философов имела место ошибочная тенденция допускать описания мира, на которые неправомерно влияли соображения, извлеченные из исследования природы человеческого познания. Бертран Рассел
Принципы риторики Творческого саморазвития личности Самопознания Сотворчества Приоритета практики Историзма
Принцип творческого саморазвития личности 1. 2. 3. 4. Правила: Проявляй инициативу. Все делай творчески. Развивай свою индивидуальность, свой стиль общения. Учись на лучших образцах.
Правила: 5. Сочетай логическое и эвристическое, рациональное и эмоциональное. 6. Стремись к гармонии, простоте и красоте. 7. Осуществляй саморазвитие через непрерывное самосовершенствование.
Принцип самопознания Правила: 1. Опирайся на свои сильные качества, постоянно работая над устранением своих недостатков. 2. Чаще используй тесты, самоконтроль, самонаблюдение и самоанализ. 3. Систематически анализируй причину своих как успехов, так и просчетов.
Принцип приоритета практики Правила: 1. Не пренебрегай теорией, но помни, что критерием истины является практика. 2. Доводи все свои идеи и замыслы до практической реализации. 3. Теорию изучай для того, чтобы ее понять и практически применить.
Принцип сотворчества Правила: 1. Постоянно работай над собой, занимаясь развитием творческих способностей, речевой культуры. 2. Стремись к совместному творческому решению проблем совершенствования речевой культуры. 3. Сотворчество требует доверительного, демократического стиля общения.
Принцип историзма Правила: 1. Изучай историю, опыт прошлых лет и поколений, чтобы не повторить ошибок в будущем. 2. Не акцентируй внимание на негативных сторонах и ошибках прошлого, ищи всякий раз лучшее. 3. Помни, что часто новое – это хорошо забытое старое.
Вопросы 1. Перечислите принципы риторики. 2. Какие правила соответствуют принципу 3. 4. 5. 6. творческого саморазвития? Какие правила соответствуют самопознания? Какие правила соответствуют приоритета практики? Какие правила соответствуют сотворчества? Какие правила соответствуют историзма? принципу
Творческие задания 1. 2. 3. 4. К семинару подготовить: Фрагменты из книги «Риторика» Аристотеля. О первой русской риторике. Образцы классической риторики. Фрагменты из книги «Как обрести уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично» Дейла Карнеги.
Групповое задание Подготовится к игре «Историография риторики»
Картина мира может трактоваться не как совокупность отдельных явлений, а как идеальное представление всей взаимосвязанности объективных предметов и процессов, существующих в окружающем мире
Естественнонаучная картина мира система важнейших понятий, принципов и законов, лежащих в основе понимания окружающей нас природы.
Научная картина мира Множество теорий, в совокупности описывающих известный человеку природный мир, синтезируются в единую научную картину мира. Это целостная система представлений об общих принципах и законах устройства мироздания. под научной картиной мира понимают систематизированные, исторически полные образы и модели природы и общества.
Научная картина мира — это результат философского синтеза конкретно научных знаний. Научная картина мира – целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественнонаучных понятий и принципов.
Научная картина мира В Большой Советской энциклопедии под редакцией А. М. Прохорова на странице 459 научная картина мира определяется как: «особая форма теоретического знания рассматривающая предмет исследования науки соответственно определенному этапу ее исторического развития» .
Научная картина мира В понятие НКМ вкладывается несколько представлений: 1. Во-первых, НКМ обозначает некий горизонт систематизации знаний, полученных в различных научных дисциплинах, и выступает как целостный образ мира, включающий представления о природе и обществе. 2. Во-вторых, термин НКМ применяется для обозначения системы представлений о природе, складывающихся в результате синтеза естественнонаучных и других знаний. 3. В-третьих, посредством понятия НКМ формируется видение предмета конкретной науки, которое складывается на соответствующем этапе ее истории и меняется при переходе от одного этапа к другому.
Физическая картина мира Сам термин «научная картина мира» применительно к физике ввел Г. Герц (1857— 1894), который понимал под ней внутренний образ мира, который складывается у ученого в результате исследования внешнего, объективного мира.
Структура физической картины мира Механическая картина мира ФКМ Электромагнитная картина мира Квантово-полевая картина мира
Истоки физической картины мира Период развития физики науки, предшествующий эпохи Галилея – Ньютона, насчитывает около двух десятков веков. Однакопленные за этот период сведения о природе были настолько разрозненными, что из них нельзя было составить четкого общего представления о мире.
Начала механической картины мира Мир как стройное, упорядоченное, поддающееся объяснению целое предстал перед людьми лишь в результате создания Галилеем и Ньютоном основ классической физики. Не случайно именно с этого периода фактически и ведет свое начало физика как наука.
Механическая картина мира сложилась в XVII веках в результате работ Галилея, Декарта, Ньютона. В ее основе лежит материалистическое понимание мира. Физическая картина мира в эту эпоху опиралась на наиболее развитую в то время отрасль физики – классическую механику и потому являлась механической картиной мира.
Элементы механической картины мира 1. Материя дискретна и представляет собой совокупность неделимых, абсолютно твердых частиц (атомов), отличающихся друг от друга главным образом в количественном отношении (массой). 2. Все виды движения сводятся к механическому перемещению тел и составляющих их частиц. 3. Движение происходит в абсолютном пространстве, которое представляет собой некую самостоятельно существующую субстанцию в виде бесконечной однородной протяженности, не зависящей от материи и не связанной с ней. Все процессы протекают в абсолютном времени, которое представляет собой ни от чего не зависящую длительность.
Элементы механической картины мира 4. Всеобщая взаимосвязь объектов осуществляется за счет тяготения, которое рассматривается как универсальный тип взаимодействия и осуществляется мгновенно без всякого посредника (дальнодействие). 5. Причина рассматривается как внешнее воздействие (сила), причинность явлений состоит в однозначной предопределенности любого состояния исходным начальным состоянием (лапласовский детерминизм). 6. Все явления в мире подчиняются законам динамики, которые имеют универсальный характер.
Электромагнитная картина мира Если в механической картине мира свойства пространства и времени были связаны только с особенностями движения тел, то после открытия электромагнитного поля стало ясно, что представления о пространстве и времени должны быть пересмотрены с учетом свойств поля. Работы А. Эйнштейна и Г. Минковского в 1905 1908 гг. полностью изменили представления людей об окружающем мире.
Электромагнитная картина мира Стало ясно, что для распространения света не нужна особая светоносная среда – эфир; свет, как и любые другие электромагнитные волны, может распространяться в свободном от вещества или какой то другой субстанции пространстве
Квантово полевая картина мира Основная задача, решаемая учеными, изучение и ознакомление со свойствами квантовых объектов, которыми, в частности, являются микрочастицы и электромагнитное поле. Характерной особенностью в поведении квантовых объектов является двойственность в проявлении их свойств в физических взаимодействиях. В одних экспериментах они проявляют корпускулярные свойства, в других волновые.
Элементы квантово полевой картины мира физические взаимодействия: фундаментальные взаимодействия – гравитационное, слабое, электромагнитное, сильное; физические законы: корпускулярно волновой дуализм, квантово механическое описание состояний микрочастиц, соотношение неопределенностей, постулаты Бора, периодический закон Д. И. Менделеева, аксиомы термодинамики; физические системы: элементарные частицы, ядра, атомы, молекулы, вещества, макротела;
Элементы квантово полевой картины мира квантовые процессы и явления: тепловое излучение, фотоэффект, рентгеновское излучение, катодные лучи, дифракция электронов, радиоактивность, люминесценция, тепловое равновесие; мир, созданный человеком: тепловые двигатели, лазер, ядерные реакторы, люминесцентные лампы, твердотельные приборы;
• Основание ФКМ. Понятия ФКМ. Модель объекта и предмета ФКМ. Фундаментальные идеи (философские, предметные), послужившие базисом для ее создания. Ядро ФКМ. n n n Фундаментальные физические (предметные) теории, концептуальную основу которых определяют фундаментальные физические идеи (предметные). Фундаментальные взаимодействия и мировые константы. Фундаментальные принципы ФКМ. Следствие ФКМ. n n n Эволюция ФКМ (от МКМ к электродинамической, а от нее к КПКМ). Эволюция взглядов на природу вещества, поля, пространство и время, энергию и массу. Гуманитарная составляющая ФКМ.
Общая структура взаимодействия картин мира
Заключение Каждая картина мира сохраняет от своих предшественниц лучшее, важнейшее, отвечающее объективному устройству Вселенной.
Вопросы 1. Дайте понятие картины мира и зарисуйте ее динамику. 2. Дайте не менее трех определений понятию «научная картина мира» 3. Что называется естественнонаучной картиной мира и физической картиной мира? 4. Кто ввел термин «научная картина мира» применительно к физике? Как ученый определял это понятие? Зарисуйте ее структуру.
Вопросы 5. Какие представления вкладываются в понятие «научная картина мира» ? 6. Истоки Ф. К. М. Начала М. К. М. 7. Перечислите элементы М. К. М. 8. Каковы особенности Э. М. К. М. ? 9. Каковы особенности К П. К. М. ? 10. Перечислите элементы К П. К. М.
Вопросы 11. Что входит в основание, ядро и следствие Ф. К. М? 12. Зарисуйте общую структуру взаимодействия картин мира.
Научные революции Постепенно система научных представлений о мире становится все полнее с каждым новым естественнонаучным открытием. Картина мира — все гармоничней и совершенней. Потом выясняется, что не всем новым открытиям есть место в ее рамках, что не все краски положены правильно, что природа мироздания другая, не та, какой она представлялась, кажется, так недавно. На смену одной картине приходит другая. И называется это научной революцией.
Первая научная революция в VI — IV веках до нашей эры была осуществлена первая революция в познании мира, в результате которой и появляется на свет сама наука. Исторический смысл этой революции заключается в отличении науки от других форм познания и освоения мира, в создании определенных норм и образцов построения научного знания.
Вторая научная революция Вторая глобальная научная революция приходится на XVI— XVIII века. Ее исходным пунктом считается как раз переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической.
Вторая научная революция В XVII веке благодаря Галилею, Декарту, а затем Ньютону (и десяткам других ученых) стала развиваться настоящая наука вооруженная теорией и практикой эксперимента. А поскольку наиболее пе редовой частью ведущей в то время науки физики была механика, то картина мира, построенная тогдашними учеными, оказалась механистической.
Особенности второй глобальной научной революции Классическое естествознание заговорило языком математики. Античная наука тоже ценила математику, однако ограничивала сферу ее применения «идеальными» небесными сферами, полагая, что описание земных явлений возможно только качественное, т. е. нематическое. Наука нашла также мощную опору в методах экспериментального исследования явлений со строго контролируемыми условиями.
Особенности второй глобальной научной революции Доминантой классического естествознания, да и всей науки Нового времени, стала механика. Сформировался также четкий идеал научного знания: раз и навсегда установленная абсолютно истинная картина природы, которую можно подправлять в деталях, но радикально переделывать уже нельзя.
Итог второй глобальной научной революции Таковы особенности второй глобальной научной революции, условно названной ньютоновской. Итог второй научной революции: механистическая научная картина мира на базе экспериментально-математического естествознания.
Третья научная революция третья научная революция — случилась на рубеже XIX —XX веков. В это время последовала целая серия блестящих открытий в физике (открытие сложной структуры атома, явления радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т. д. ). Их общим мировоззренческим итогом явился сокрушительный удар по базовой предпосылке механистической картины мира — убежденности в том, что с помощью простых сил, действующих между неизменными объектами, можно описать все явления природы.
Третья научная революция Один из сокрушительных ударов по механической картине мира нанес Генрих Герц, открывший в 1888 году электромагнитные волны. Новая картина мира была гораздо сложнее старой. Прежде материя существовала в виде частиц, характеризующихся сво ими массами, теперь у частиц появилась вторая важнейшая характеристика — электрический заряд.
Третья научная революция Грандиозный труд нескольких крупных ученых, увенчанный появлением теории относительности Эйнштейна, связал пространство и время между собой и с материей. Теория относительности стала действительно увенчанием именно электромагнитной картины мира.
Четвертая научная революция С начала XX века появились предпосылки для новой картины мира - квантовополевой. Сохранив идею о реальности поля, эта картина свела два прежних вида материи (частицы и поле) в один бесконечно многообразный и наделила каждую частицу вол новыми свойствами, а каждую волну — свойствами частицы, представив поле как совокупность таких частиц волн.
Заключение Как это ни удивительно, но самая поразительная закономерность эволюции картин мира: чем законченнее и совершеннее кажется теория, тем больше оснований считать ее обреченной на пересмотр Каждая из сменяющихся научных картин мира содержит в себе лишь какую то часть истины о нем, каждая из них в чем то верна, но уступает место следующей, в которой доля истины больше. Тут правда побеждает тоже правду, но правду о мире менее глубокую и полную. А было бы интересно хотя бы попытаться представить, какая картина мира возникнет в будущем.
Советский ученый М. В. Мостепаненко в своей книге о физической картине мира, вышедшей в 1969 году, сделал такой прогноз: в ближайшие два три десятилетия будут развиваться квантово полевые теории, которые, в конце концов охватят все известные нам частицы и их свойства. Это будет означать завершение квантово полевой картины мира, а значит, и начало конца ее, начало новой картины мира.
Научные революции четыре глобальных научных революции именуются: аристотелевской, ньютоновской, эйнштейновской и вернадской.
Какая же картина мира сменит сегодняшнюю? И тут при дется вспомнить другое предвидение, другой прогноз, сделанный в XIX веке Сенекой: «Настанет время, когда потомки наши будут удивляться, что мы не знали таких очевидных вещей» .
Вопросы 1. Дайте определение понятию «научная революция» 2. Когда произошла первая научная революция и в чем ее смысл? 3. Когда произошла вторая научная революция? Каков ее исходный пункт? 4. Перечислите особенности второй научной революции. Каков ее итог?
Вопросы 5. Когда произошла третья научная революция? Каковы ее особенности? 6. Когда произошла четвертая научная революция? Каковы ее особенности? 7. Приведите высказывания М. В. Мостепаненко и Сенеки. Какой вывод можно сделать из них?
Итоги 1. Человек из частных знаний о явлениях и закономерностях природы пытается создать общее — картину мира. 2. Первые картины мира были выдвинуты в рамках античной философии и носили натурфилософский характер. 3. Множество теорий, в совокупности описывающих известный человеку природный мир, синтезируются в единую научную картину мира.
Итоги 4. Научная картина мира формируется на основе исследований различных наук. 5. Научная картина мира – целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественнонаучных понятий и принципов. 6. В каждый период развития человечества формируется научная картина мира, которая отражает объективный мир с той точностью, адекватностью, которую позволяют достижения науки и практики.
Итоги 7. В общей системе научной картины мира определяющим элементом выступает картина мира той области познания, которая занимает лидирующее положение. 8. Картина мира содержит и нечто такое, что на данном этапе наукой еще не доказано, то есть некоторые гипотезы, предвидения, которые в будущем могут прийти в проти воречие с опытом и достижениями науки. 9. Во все времена наблюдались две тенденции в развитии науки. Одна характеризуется все большей специализацией и разделением наук на узкие области знаний. Другая, противоположная первой, стремится объединить знания разрозненных областей и создать единую научную картину мира.
Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине - только один. Ж. Ж. Руссо
Малоизвестные факты из истории развития картин мира Химик Д. Пристли благодаря аналогии между горением и дыханием смог, с помощью своих изящных экспериментов показать, что растения восстанавливают воздух, израсходованный в процессе дыхания животных или горения свечи. И Мечников, исследуя борьбу человеческого организма с инфекцией, бросил несколько шипов розы в скопление личинок морской звезды. Личинки обнаружили эти шипы и «переварили» их. Ученый связал это с тем, что происходит с занозой, попавшей в палец человека: занозу окружает и «переваривает» гной. Так родилась теория о наличии у живых организмов защитного механизма против инфекции. Изобретатель карбюратора с распыляющим инжектором Ч. Дюрейа пришел к своей идее, увидев у жены пульверизатор для разбрызгивания духов.
Литература 1. Гурьев А. И. Эволюция физической 2. 3. 4. 5. картины мира. Основы миропонимания. – Горно-Алтайск, ГАГУ. : 2005. – 146 с. Гурьев А. И. Эволюция физической картины мира. Наука и научные картины мира. – Горно-Алтайск, ГАГУ. : 2005. – 68 с. Гурьев А. И. Мифология и натурфилософия – Горно-Алтайск, ГАГУ. : 2006. – 88 с. Гурьев А. И. Эволюция картин мира. Натурфилософская картина мира. – Горно. Алтайск, ГАГУ. : 2007. – 127 с. Гурьев А. И. Эволюция картин мира. Метафизическая картина мира. – Горно. Алтайск, ГАГУ. : 2007. – 98 с.