
Лекция Вводная.ppt
- Количество слайдов: 20
Курс истории и методологии астрономии. (Основные этапы развития астрономической картины мира) Лектор: Алина Иосифовна Еремеева Введение. Общее пояснительное предисловие к курсу.
Место астрономии в системе наук и в человеческой культуре • Астрономия – древнейшая из естественных наук. • Зарождение и развитие знаний о Вселенной представляет собою закономерный и сложный процесс. Он тесно связан, с одной стороны, с эмоциональным и рациональным отображением человеческой психикой и разумом явлений Космоса. Под влиянием общей гармоничной картины неба развивались сами психика и разум человека. С другой, – созерцание и более внимательное наблюдение неба на самых ранних этапах формирования человека вызвало и практическое использование первых знаний о закономерностях небесных явлений, отражающихся на Земле (хотя бы в смене сезонов).
Содержание и объем курса • Курс состоит из 16 лекций по два академических часа, построенных по хронологическому, региональному и персональному принципам, включая программное введение и методологическое заключение.
О структуре курса. • Курс предполагает ознакомление с историей астрономии в трех ее аспектах: • 1. Летописный аспект. – Ознакомление с хронологией основных астрономических открытий и главными действующими лицами в истории астрономии в сравнительном изложении – по основным регионам возникновения земных цивилизаций. • 2. Систематический аспект. – Ознакомление с целями и методами астрономической деятельности в различные эпохи в различных регионах Земли. • 3. Концептуальный аспект. – Ознакомление с главными закономерностями развития науки как особого рода деятельности человека по выработке новых знаний.
Цели и задачи курса. 1. Формирование у будущих специалистов широкого научного кругозора, способности оценивать современное состояние науки исторически – как этапа ее закономерного развития и т. о. умения лучше ориентироваться в оценке прошлого и в перспективах развития астрономии. 2. Выработка осознания особой роли астрономии в формировании духовного и интеллектуального облика человека как Homo Sapiens’а. Астрономия формировала мировоззрение человека, т. е. его представление о сущности окружающего мира - естественности его законов (материализм) или подчинения его некой сверхъестественной, Разумной Силе (идеализм). С мировоззрением тесно связана идеология того или иного сообщества – законы взаимоотношений в человеческих сообществах и представление о месте и роли человека в окружающей Вселенной. 3. Изучение роли астрономии в практическом освоении человеком окружающего мира , через открытие закономерного устройства Вселенной и связи Человека и Космоса. 4. Ознакомление с главными законами развития науки, прежде всего астрономии и астрономической картины мира, а также с деятельностью и судьбами ее творцов и защитников.
• Науку определяют как деятельность по выработке новых знаний. • Эта деятельность включает: • • 1. накопление конкретных знаний – эволюционный кумулятивный процесс, предполагающий выполнение принципа соответствия при переходе от одного уровня знаний к следующему, более высокому. Это означает, что новое знание может быть сведено к старому как частному случаю. Эту часть процесса познания можно определить как «конкретную экспериментальноили наблюдательно-теоретическую науку» . 2. Но уже на самых ранних этапах этого процесса происходит как неизбежное его сопровождение и следствие стихийное и неограниченное обобщение имеющихся знаний (независимо от их объема и качества) в виде построения целостного образа окружающей действительности, иначе картины мира (КМ) – в нашем случае Астрономической (АКМ). 3. Создание картины мира свойственно и доступно только человеческому разуму и психике, отличающимся такими свойствами как воображение и творческая энергия, способность к созданию, на основе уже известного, новых образов. 4. Решающую роль в этом сыграло возникновение и развитие человеческого, членораздельного языка.
О коренном различии понятий «конкретной науки» и «научной картины мира» . • В предлагаемом курсе истории и методологии астрономии одной из главных целей изучения ее концептуального аспекта будет – понимание коренного различия закономерностей развития «конкретной науки» и формирования, развития и судьбы астрономической картины мира.
• О двойственном характере пути познания окружающего мира. • В истории астрономии это отразилась особенно ярко. • Получение конкретных знаний стихийно вызывало их обобщение в виде общей астрономической картины мира, а последняя становилась опорой мировоззрения на данном этапе и в свою очередь стимулировала и ограничивала определенными рамками «разумного» развитие конкретной науки. • Главная закономерность этого сложного процесса состоит в смене эволюционных и революционных этапов развития знаний. • Именно смена картины мира ( в данном случае АКМ) породила в науковедении ХХ века новое понятие «научная революция» .
• Место АКМ в системе знаний и ее судьба Существенной закономерностью процесса познания Вселенной, как уже сказано, является формирование – начиная с самых ранних ступеней развития человечества – целостных представлений об окружающей действительности, иначе Картины мира (КМ), в нашем случае Астрономической (АКМ). • Являясь результатом стихийного стремления к обобщению, безграничной экстраполяции накопленных сведений (независимо от их количества и качества), АКМ (как и всякая, в т. ч. научная картина мира), имеет всегда существенно гипотетический характер. • Вместе с тем, укрепляясь с накоплением согласующихся с нею фактов и знаний, она постепенно превращается в традицию и на протяжении более или менее длительного периода времени в значительной степени направляет (стимулирует и одновременно ограничивает определенными рамками «разумного» , то есть приемлемого для неё) развитие астрономии как конкретной наблюдательно-теоретической науки. •
• В каждую эпоху АКМ фактически воспринимается как единственно верная и окончательная. • Параллельно, в тесной связи с АКМ, с духовными запросами практики, идет развитие самой астрономии как конкретной, то есть наблюдательно-теоретической, науки. • Главными закономерностями этого процесса являются, как уже говорилось, кумулятивный (однонаправленный) характер развития знаний и выполнение принципа соответствия при переходе от одного уровня их к другому: прежнее знание оказывается частным случаем нового, приближением к новому. Новое может быть при определенных условиях сведено к старому как справедливому ограниченно, для определенных условий, например, для определенного уровня точности наблюдений и измерений.
• Общий ход развития конкретной науки с древнейших времен до наших дней. • • • В конкретной науке процесс познания шел от первоначальных качественных обобщений «опыта» (в форме сначала грубых, прямолинейных аналогий с переходом ко все более абстрактным построениям-гипотезам ), к выработке строгих логических и количественных методов научного познания – путем выдвижения тезисов, построения гипотез и их обоснования логическими и новыми наблюдательными аргументами. По мере обогащения наблюдательной и теоретической базы процесса познания происходило дифференцирование исследований неба (по объектам, аспектам, методам). В результате сформировались самостоятельные разделы астрономии – начиная с астрометрии и небесной механики (кинематики, а затем динамики), пополняясь звездной астрономией, астрофизикой и т. д. , до появления в ХХ в. радио- , гамма-, нейтринной и т. п. разделов современной астрономии и нового глубокого развития самых древних ее аспектов – космологического и космогонического. Конец прошлого столетия пополнил АКМ и новыми, еще полу-гипотетическими формами материи… При этом вновь наблюдается тенденция к тесному взаимодействию, взаимопроникновению и синтезу отдельных самостоятельных разделов астрономии – с общей тенденцией к созданию новой «космофизики» (даже космомикрофизики! ) Вселенной.
О научной картине мира • Картина мира – это целостный образ окружающей действительности, результат стихийного неограниченного обобщения конкретных знаний, начиная с повседневного жизненного опыта. • NB! Наиболее ранней картиной мира стало… оживление всей окружающей природы. Именно оживление, одушевление, точнее даже • очеловечение всего окружающего мира и было ни чем иным, как первым безграничным обобщением жизненного человеческого опыта – первозданной стихийной картиной мира, получившей вначале форму «Живой Вселенной» . Это было первое, по сути, научное объяснение окружающего мира древнейшим человеком – по аналогии (обычный метод в науке!) с уже имевшимся опытом его существования. Эта первая в истории человечества картина мира как первое неограниченное обобщение земного опыта была, по сути, неограниченной экстраполяцией идеи разумности на всю Вселенную. Она оказалась настолько прочной, что стала не только основой всех религий, но до сих пор напоминает о себе (подобно атавистическому копчику или аппендиксу), будоража умы и некоторых современных весьма серьезных ученых, в первую очередь астрономов…
О формировании картины мира • С накоплением фактических знаний их обобщение происходило сначала в форме натурфилософских космофизических концепций отдельных мыслителей. (Причем, уже на этом этапе были выдвинуты некоторые основополагающие идеи, вошедшие в фундамент современных космологии и космогонии). • Но такие «индивидуальные» обобщения были делом каждого натурфилософа. • Наряду с этим стихийно формировалось обобщение опыта, охватывающее «всех» , не придуманное, а почерпнутое из созерцания окружающего мира. Так сформировалась древнейшая антропоцентрическая (топозатем геоцентрическая) картина мира.
О законах развития картины мира. • Для процесса познания , как уже казано, характерно чередование спокойных (эволюционных ) и переломных (революционных) этапов. • Первые, более длительные, характеризуются постепенным количественным накоплением знаний в рамках общепринятой АКМ, в результате чего она пополняется новыми не противоречащими ее основам фактами и обогащается качественно и количественно. До поры до времени все новые факты благодаря изощренности человеческого ума находят объяснение в рамках действующей картины мира. • Но рано или поздно новые открытия входят в трудно преодолимые противоречия с основами принятой картины мира, например АКМ. Это проявляется в излишней громоздкости, искусственности объясняющих теорий. Возникает кризисная, предреволюционная ситуация в ее развитии. Являясь неограниченным обобщением, существующая картина мира, однако, не может далее обобщаться! Новые факты требуют нового столь же безграничного их обобщения, не сводимого к прежнему (поскольку оно было также безграничным!). • • • В результате происходит качественный скачок – смена КМ (АКМ), слом старой и формирование новой , не сводимой к прежней , иначе «научная революция» . Формирование новой АКМ сравнительно кратковременный, но не мгновенный процесс.
• Каждая новая картина мира рано или поздно оказывается тесной для новых фактов, и тогда происходит очередной скачок – очередная научная революция очередная смена научной картины мира. • Процесс этот, как и общий процесс познания, не имеет пределов.
Отличие научной революции от послереволюционного ускорения, акселерации Вследствие каждой научной революции происходит расширение рамок познания, всплеск творческой энергии, создаются условия более глубокого понимания явлений. • Процесс познания, а с ним и процесс практического использования знаний – например, появление новой наблюдательной техники, ускоряются. Но заметим - последнее является следствием научной революции и может характеризоваться как научно-технический прогресс, акселерация (но уже не переворот, не революция!). • • Акселерация знаний и их приложений не связана с борьбой со старыми знаниями, она расширяет и углубляет их с сохранением принципа их совместимости или безболезненно заменяет, например, старые типы инструментов на новые. • Трактовка такой акселерации как научной революции распространенная ошибка!
О взаимоотношении старой и новой КМ • При смене КМ принцип соответствия не может соблюдаться, поскольку каждая КМ, являясь, по сути, неограниченным обобщением известных знаний, не может быть частным случаем новой КМ, нового неограниченного обобщения. • Старая картина мира , как уже сказано, идет на слом, уступая место новой с нарушением принципа соответствия. • Суть научных революций – очередная смена именно КМ, тогда как конкретная наука продолжает свое эволюционное развитие как процесс кумулятивный с сохранением принципа соответствия. Упуская это из виду, многие, в том числе и наши, современные астрономы ломятся, порой, «в открытую дверь» , пытаясь доказать , что никаких революций в науке не бывает. «Ларчик» же открывается просто: они не разделяют конкретную науку и научную картину мира.
Что же остается от прежней КМ ? • От старой научной КМ остается своего рода «сухой остаток» . • Поскольку построение научной КМ состоит в обобщении реальных фактов, то при ее сломе часть ее основополагающих положений, опирающихся на эти факты, сохраняется, но уже не как элемент неограниченной КМ, а как элемент реального конкретного знания, но уже лишь ограниченно верного. • Так, геоцентрическая АКМ оставила после себя реальный геоцентрический мир, однако, лишь … в масштабах ограниченной системы «Земля – Луна» (в наше время эта геоцентрическая система неимоверно расширилась и обогатилась за счет ИСЗ, обитаемой космической станции МКС , а также и космического мусора различного типа).
О роли личности в развитии АКМ • В истории астрономии, в развитии АКМ особенно велика роль личности ученого. Борьба нового восприятия мира с традиционными представлениями о нем (которые во все прежние эпохи становились опорой для узаконенного мировоззрения и идеологии!) требовала не только остроты ума, научной смелости, но нередко и гражданского мужества, самоотверженности, героизма.
• Борьба за новую АКМ. • Смена АКМ всегда проходила болезненно, с преодолением приверженности устоявшейся АКМ и связанного с нею старого мировоззрения. Последнее делало историю астрономии как науки мировоззренческой не только драматической, но порой и трагической для ее носителей. • Поэтому в изучении истории астрономии важно ознакомление с трудами и неординарными судьбами астрономов, особенно в революционные периоды смены АКМ. Это позволяет воспитать уважение к прошлому опыту человечества в его познании Вселенной. Нелишне напомнить здесь слова Александра Сергеевича Пушкина: «Уважение к прошлому - вот что отличает цивилизованность от дикости» . Главным содержанием нашего курса будет знакомство с основными этапами развития АКМ.