НОМАДЫ.pptx
- Количество слайдов: 81
Кумыс у кочевников не только повседневный напиток, но и обязательный участник различных ритуалов
Кумысом и хлебом встречают почетных гостей
Юрта: семейная территория хозяйственная единица модель Вселенной юрта-храм Ориентация по сторонам света Центральная ось (очаг – дымовое отверстие) Семантические зоны: правая – левая, северная – южная, верх – низ, почетная– рядовая, мужская – женская. Предметный мир, упорядочивающий жилище кочевника : очаг, дверь и порог, дымовое отверстие, шест и веревка, изображение духа –хранителя, алтарь (у монголов и др. – буддийский), ковры и платки с благопожелательной символикой.
Монгольская юрта почти всегда ориентирована по оси «север — юг» . Исключения возможны по ландшафтно-климатическим причинам, но они только подтверждают правило. Вход — с южной стороны, строго напротив него — почетная сторона юрты, куда сажают важных гостей и где хранится алтарь с изображением богов. Теперь встанем лицом к югу, спиной к северу (таков у монголов способ ориентации по странам света) и попробуем разобраться, что у нас справа, а что слева. Правая, западная сторона юрты — мужская: здесь находится кровать главы семьи и его жены, охотничье снаряжение, конское седло, упряжь для верблюдов или быков, бурдюк с кумысом и прочие принадлежности скотоводческого хозяйства, которые ассоциируются в основном с мужскими видами занятий. Левая, восточная сторона — женская: здесь мы видим постель старшей незамужней женщины в семье (сестры или дочери хозяина), сразу у входа — полки с посудой и шкафчик с продовольствием, ведра для дойки скота и прочие предметы, связанные с женским трудом.
север югюг
СЕВЕР ЗАПАД ПРАВАЯ МУЖСКАЯ ВОСТОК ЛЕВАЯ ЖЕНСКАЯ ЮГ
Строительный материал для юрты — дерево, войлок, кожа. Из тонких деревянных шестов сделаны секции ее легко разбирающихся и собирающихся стен (хана) (1). Юрта среднего размера имеет шесть или восемь таких секций, а если их двенадцать, то это уже большая парадная или гостевая юрта. Тонкие жерди (2) — уни — соединяют стены с дымовым отверстием, образуя конусообразную крышу. Сквозь дымовое отверстие — тооно (3) — проникает и солнечный свет. Снаружи решетчатые стены и крышу покрывают большими кусками
Куски длинные, 6– 8 м, требуется их от четырех до восьми. Летом юрта покрыта ими в один слой, зимой — в два (в ХХ веке стали поверх войлока натягивать на юрту белую ткань, обычно водонепроницаемую). Поверх конструкцию обматывают тонкими, но очень прочными кожаными или сплетенными из конского волоса веревками, чтобы и войлок, и ткань плотно прилегали к стенам. Летом юрту ставят прямо на землю, и в жару для вентиляции приподнимают края войлочного покрытия. Зимой, вернувшись на место постоянной стоянки, юрту ставят на дощатый пол, который покрывают кусками старого войлока и шкурами. От центра дымового отверстия до пола спускается прочная веревка, к которой привязывают весьма массивный камень. Он придает юрте ветровую устойчивость, а сильные ветры гуляют по монгольской степи практически круглый год. В центре юрты находится очаг (5) — главный сакральный объект всякого человеческого жилища. Его основу составляют три больших камня — авын гурван чулуу, «три отцовских камня» . Эти камни путешествуют вместе с юртой, и при ее установке их первыми кладут на место будущего очага. Возле очага, вертикально (если их два) или слегка под углом (если он один), стоит багана (6 )— опорный столб или шест, упирающийся нижним концом в пол, а верхним, имеющим развилку, в обод дымового отверстия.
Это символ магической связи поколений и времен. Когда в семье рождался ребенок, на развилке шеста делалась маленькая зарубка, во время родов женщина часто держалась обеими руками за багана. Порой его вместе с умершим отвозили на кладбище, а для юрты вырезали новый. На очаге стоит металлическая подставка 7, способная удержать большой чугунный котел (8), в котором варят баранину, готовят чай с молоком и солью. Котел не моют, не отскребывают с его боков остатки еды, просто ополаскивают — так, по мнению кочевников, вкуснее, да и воду в степи надо беречь. Готовый чай сливают в домбо (9) — стоящий рядом с очагом высокий деревянный сосуд, в котором напиток долго сохраняется теплым. В середине ХХ века на смену домбо пришли китайские термосы. Их меняли на шкурки тарбаганов по «курсу» 10 : 1. Учитывая, что на ленивых, отъевшихся за лето тарбаганов в сезон охотились почти все, обмен был вполне выгодным. Пространство между очагом и алтарем занимают невысокий стол и несколько маленьких табуреток (10) — для гостей. Хозяева обычно сидят, скрестив ноги, на полу. Стоит только хозяйка, она разливает по пиалам чай или бульон. Отдельно в большой миске на стол ставят вареное мясо. Каждый гость сам отрезает себе понравившуюся часть и долго ее обгладывает. Вернуть необглоданную кость считается неприличным
Спиртным угощает хозяин. Он наливает горячительное в большую пиалу и, держа ее обеими руками, подносит сначала самому почетному и уважаемому гостю. Надо отпить глоток (пить до дна не принято) или хотя бы пригубить. И точно так же, двумя руками, вернуть пиалу хозяину, который доливает ее и передает следующему гостю. В любой юрте есть два обязательных оберега: веревка чагтага (11), заплетенная между уни и напоминающая бараньи кишки, — символ богатства и благополучия, и мешочек с зерном и клочками шерсти 12 — жертва духу — хранителю очага. В доме, который по нескольку раз в год приходится разбирать и перевозить на новое место, не может быть ничего лишнего, а все необходимое должно находиться на строго определенных, освященных традицией местах
Очаг – семантический центр и точка отсчета. Камни очага: символ преемственности поколений. Хозяйка огня, отец огня, дедушка огня, бабушка огня, сестры огня и т. п. ( в мифологии) Запреты: лить воду в огонь касаться огня ножом бросать в огонь грязь, мусор, волосы гостю – спать, вытянув ноги к очагу лить в огонь молоко (жертва огню = масло) гасить огонь в очаге Жертвоприношения огню: встреча Нового Года перекочевка «знакомство» невесты с хозяйкой огня вымаливание потомства очистительный обряд
Дверь и порог Семантика «переходных» ритуалов При входе полагалась: оставить оружие, вынуть из ножен нож, коснуться правой рукой притолоки, пройти по часовой стрелке и занять подобающее место: м. – в правой половине, ж. - в левой. Почетный гость - в хойморе. (В центре за очагом) При выходе: очень плохо – споткнуться. Исправление. Предметы: нож, топор, пила - острием вниз. Запреты: разговаривать через порог сидеть или стоять на пороге наступать на порог
Дымовое отверстие 2 оберега: – волосяная веревка = дорога, по которой приходит или уходит благополучие - шест = верх – низ, прошлое – настоящее – будущее. Обряды, связанные с рождением детей. Дух-хранитель или хозяин юрты Кормление духа Семейный алтарь С распространением ламаизма направлений буддизма) (одно из
Концентрический и линейный способы освоения пространства юрта
Вокруг жилой юрты 1 на пространстве радиусом 5– 6 м размещается то, что не может находиться внутри, но без чего хозяева никак не могут обойтись. К северо-востоку от юрты — загон для скота 2, куда на ночь загоняют овец и молодняк всех видов. На юго-востоке — коновязь 3: два столба, соединенные веревкой. Туалет 4: две палки и кусок старой тряпки, растянутой между ними, образуют некое заграждение от нескромных глаз, необходимое не столько для самих монголов, которые много веков обходились без этих «излишеств» , сколько для приезжих иностранных гостей. Маленькая хозяйственная юрта 5 — это кочевой склад продовольствия и вещей, в данный момент не используемых. Сложенный в кучу аргал 6 — сухой навоз крупного рогатого скота, им топят очаг или железную печку в юрте, на нем готовят еду.
Кучу прикрывают старыми шкурами, края которых прижаты к земле камнями — чтобы ветер не унес и дождь не размочил топливо. Недалеко от юрты стоит деревянная двухколесная повозка 7. Как и сотни лет назад, она делается без единого железного гвоздя — они и не требуются, настолько хорошо все детали подогнаны друг к другу. Корзина для сбора аргала 8. Ее носят на спине, как рюкзак, под сохшую лепешку коровьего навоза подхватывают плетенной из ивы лопатой 9 и закидывают в корзину
Обо
Юрта-храм
Кочевой монастырь
Майхан
Другие варианты жилища кочевников
Изготовление войлока
Белый цвет у монголов и казахов ассоциировался со многими положительными понятиями: благополучие, чистота , благородство, счастье. Более того, белый цвет считался священным, а потому белый войлок наделялся символическими характеристиками и магико-защитностимулирующей ролью. Не случайно всенародно избранного хана степная аристократия поднимала исключительно на белой кошме, и это событие всегда обставлялось торжественно и парадно. По сути, это была инаугурация по степным правилам. Перед отъездом в дом мужа невеста прощалась со своими родственниками. Юную деву, покидающую отчий дом, местные юноши носили из дома в дом тоже на белом войлоке.