Л. 15 Культуры таежного бронзового века.ppt
- Количество слайдов: 112
Культуры бронзового века таежных районов Сибири
Самусьская культура Приобья II тыс. до н. э. В бассейне р. Чулым и Томь получила развитие Самусьская культура. Название культуры происходит от по пос. Самусь Томской области, где в 1954 г. В. И. Матющенко.
Самусьская культура Приобья 17 -13 вв. до н. э. n Жилища самусьской культуры представляли собой врытые в землю на глубину 40 -60 см котлованы, в которые устанавливали опорные столбы, к ним укреплялись наклонные столбы за котлованом, затем всё перекрывалось бревнами, сверху засыпалось землей. В потолке оставляли отверстие для выхода дыма, в одной из стен делали выход. В центре жилища площадью 64 м² располагался очаг.
Самусьская культура Приобья II тыс. до н. э. На поселениях этой культуры встречаются фаллические фигурки с головами животных и людей, глиняные фигурки женщин с орнаментально переданной одеждой.
Самусьская культура Посуда у самусьсцев была разнообразной. Это и сосуды с плоским и круглым дном, горшки и банки не только с круглым венчиком, но и квадратным, и овальным. Сосуды украшались насечками, желобками, часто сплошным ковровым узором покрывали всю поверхность.
Самусьская культура II тыс. до н. э. На гладкостенной посуде встречено много изображений человечков, птиц, оленей, выполненных в скелетной стиле, личин в виде овала с тремя ямочками глаз и рта. Нос выделяли рельефно или вертикальной черточкой. Обычно на головах таких личин шапка с тремя лучами, может быть корона. Вдоль края венчика сосудов смоделированы рельефные птичьи и медвежьи головки.
Самусьская культура II тыс. до н. э. В орнаментах выделяется четыре основные группы знаков изобразительной системы. n I группа – простые знаки: одиночные, двойные и тройные линии, ряды коротких оттисков, волнистые линии, «деревья» , «арки» , треугольники, дуги, круг, квадрат, многоугольник, крест и др.
Самусьская культура II тыс. до н. э.
Самусьская культура II тыс. до н. э. II группа – сложные n n n нереалистичные знаки, состоящие из нескольких простых. III группа знаков – антропоморфные: a) человеческие фигуры (с ликом и без); b) нереалистичные изображения, в структуру которых включен человеческий лик; c) самостоятельные изображения ликов. IV группа – зооморфные знаки. Среди них преобладают рисунки птиц, например, гуся.
Самусьская культура II тыс. до н. э.
Самусьская культура II тыс. до н. э. Пространство самусьских сосудов подразделяется на три орнаментальные зоны по тулову и расположенную в иной плоскости зону днища. Для орнаментальных схем в верхнем и нижнем ярусе тулова композиционная ось ориентирована по горизонтали, тогда как изображения среднего яруса располагаются вертикально. Для днища характерен концентрический принцип построения декора: здесь типичны знаки в виде окружностей, квадратов, многоугольников.
Самусьская культура II тыс. до н. э. n Подразделение изобразительного пространства самусьских сосудов на три яруса по тулову отражает первобытные представления об устройстве мироздания. Средняя часть тулова, где декор разрежен, где изображались стоящими антропоморфные и зооморфные персонажи, растения, соотносится со средним миром, воздушным пространством.
Самусьская культура II тыс. до н. э. Придонная орнаментальная зона и дно, над которыми расположены фигуры среднего яруса, очевидно, символизируют нижний мир, землю. Зона у венчика связана с небом. В отличие от трех зон на тулове, передававших структуру мира по вертикали, изображения на дне воплощают планиграфическую модель космоса: четырехчастные, шестиугольные, восьмиконечные схемы на донце фиксируют основные стороны света и отмечают сакральный центр.
Самусьская культура II тыс. до н. э. Одним из типичных орнаментальных мотивов верхнего яруса сосудов являются горизонтальные волнистые линии. В искусстве многих народов мира волнистые линии являются универсальным символом воды, поэтому, располагаясь в зоне венчика, они имели значение небесных вод. Вертикальные волнистые линии, порой показанные в среднем ярусе сосуда, могут обозначать движение влаги из верхнего мира в нижний.
Самусьская культура II тыс. до н. э. С внешней стороны некоторых антропоморфных фигур можно найти дуги, символизирующие противопоставление типа правый-левый, восток-запад. Горизонтальное положение знаков типично для зоны венчика, придонного яруса и днища. При этом горизонтальное положение антропоморфной фигуры, помещенной на дне, т. е. в нижнем мире, соответствует обычному положению мертвых, погребенных людей.
Самусьская культура II тыс. до н. э. Орнамент одного из сосудов весьма показателен: внешняя поверхность чаш украшена горизонтальными рядами оттисков палочки, в средней части изделия такие же оттиски нанесены вертикально, внутри чаш они образуют концентрические окружности. Данная схема полностью соответствует принципам декорирования сосудов обычной формы, отражающим представления об устройстве космоса.
Самусьская культура II тыс. до н. э. n В середине дна в круге изображался крест, отмечающий основные стороны света. В свою очередь весь этот рисунок является центром круга большего радиуса, в котором имеется четыре, шесть или восемь одиночных либо двойных лучей. Их связывают с моделью мира, эти схемы демонстрируют соотношение между центром мира и его периферией.
Самусьская культура II тыс. до н. э.
Самусьская культура II тыс. до н. э. Образы птиц могут быть связаны с оппозицией верх-низ. При этом с нижним миром следует связывать птицу, на которой показан крест, т. к. подобные знаки наиболее характерны для днища самусьских горшков. Изображенная на другой фигуре линия с точкой на вершине напоминает символ столпа, а горизонтальное расположение знаков столпа присуще зоне венчика. Оппозиция верх-низ развернута по горизонтали и обозначает противопоставление правого и левого, востока и запада.
Самусьская культура II тыс. до н. э. Основное значение изображения птицы может быть связано с причастностью этого персонажа к творению мира. Характерно, что это именно водоплавающая птица. Связь такого образа с водой сама по себе очень показательна, поскольку древние мифы описывают первозданный хаос как стихию воды. С другой стороны, тот факт, что водоплавающая птица способна передвигаться в любой среде, вполне соответствует нерасчлененности первоначального мира. Особенностью этого персонажа является также то, что кроме порождения он связан со смертью, на что указывает клюв хищной птицы.
Самусьская культура II тыс. до н. э. У некоторых сосудов в зоне венчика имеется изображение лошадиной головы. Голова, подобно человеческим ликам, поделена поперечными линиями, а шея соответствует знаку столпа. Изображение расположено горизонтально, что соответствует позиции других знаков в этой части сосуда. Мотив отсеченной головы, наряду с выявленной в самусьском искусстве системой отождествления частей тела человека и животных со структурой пространства может характеризовать ритуальную практику.
Самусьская культура II тыс. до н. э. Орнамент биконической чаши выполнен горизонтальными рядами оттисков палочки, в средней части изделия такие же оттиски нанесены вертикально, внутри чаш они образуют концентрические окружности. Данная схема полностью соответствует принципам декорирования сосудов обычной формы, отражающим представления об устройстве космоса.
Самусьская культура
Самусьская культура Приобья 17 -13 вв. до н. э. n n Продолжали использоваться в быту каменные изделия. Наконечники стрел были разнообразны по форме: треугольные, лавролистные, ромбические, у некоторых наконечников есть черешок. Каменные тесла имеют различный угол заточки. Культура являлась крупным бронзолитейным центром. На поселении Самусь IV были найдены фрагменты более 40 литейных форм. В них отливали бронзовые копья, кельты, ножи, шилья, проколки и другой инвентарь. Изделий из бронзы на поселении, несмотря на большое количество форм для их отливки, было найдено немного. Видимо, покидая поселение, жители унесли с собой все ценные предметы.
Самусьская культура Другим видом домашнего ремесла было ткачество. Материалом для изготовления тканей служила шерсть, волокна крапивы и конопли. На поселении Самусь-4 найдены глиняные и каменные диски с отверстием посередине, которые обычно называют пряслицами. Некоторые из них надевались на веретено. Другие использовались как детали ткацкого станка.
Самусьская культура Приобья 7 -2 вв. до н. э. В хозяйственной деятельности значительное место отводилось рыболовству. Во время раскопок были найдены грузила, якоря, стерженьки для привязывания костяных крючков. Рыбу ловили в основном сетями, которые плели из крапивы. Ячейки были крупными, чтобы в них не попадала мелкая рыба. Длина сети от 5, 5 до 8 м, ею удобно было перегораживать небольшие речки и протоки.
Самусьская культура Приобья Для грузил использовали гальку от 200 до 350 грамм. Камень сверлили и через отверстие привязывали к сетям. Якорь для лодки изготавливали из камнявалуна, весом 5 -20 кг. Рыбу ловили с лодки, используя каменных рыбок-приманок, фигурки которых найдены на поселении. О том, что жители занимались охотой, говорят найденные наконечники стрел, дротиков, копий и кости лося, медведя и пушных зверей.
Западно. Сибирские культуры n n В Томском Приобье сложилась Игрековская культура. В верхнем Причулымье и на Верхнем Енисее открыта Новоселовская культура, в Шарыпосвском районе и Кемеровской области Смирновская культура. В Верхнем Приобье и Барабинской степи выделена Крохалевская культура с текстильной керамикой.
Устьбельская культура II тыс. до н. э. Древняя традиция изготовления гладкостенной керамики, которую связывают с угро-самодийцами, предками современных хантов, манси и селькупов, доживает на Енисее и его притоках – Канне, Ангаре до начала II тысячелетия до н. э. Она встречена на многих памятниках этого региона и связана с Устьбельской культурой, по названию поселения в устье реки Белой на р. Ангаре.
Устьбельская культура Керамика сохраняет много неолитических черт: та же параболоидная форма сосудов с округлым дном, но появляется уже еще плоскодонная, баночная. Формовочная масса изготавливается с примесью песка и дресвы. Способ лепки – ленточный кольцевой налеп и выколачивание гладкой колотушкой. Орнаменты выполняются крупнозубчатым гребенчатым штампом или накалываются палочкой в виде волнистых линий, зигзагов, крестов, ёлочек, солярных символов.
Сосуд 16 Сосны 1
Сосуд 18 Язаевка
Сосуды 19, 20 Няша
Сосуды 21, 22 Няша; Сосны № 17
Устьбельская культура Среди традиционных занятий – собирательства, рыболовства и охоты с помощью каменных орудий труда наблюдается изготовление бронзовых орудий и украшений. Но их в общем объеме бытовых предметов было еще крайне мало. Охота практиковалась коллективной. В рыболовстве были задействованы только мужчины. Женщины имели в обществе зависимое от мужчин положение и в случае смерти супруга вместе с детьми насильственно убивались.
Устьбельская культура n В захоронениях встречаются каменные и костяные изображения птиц, рыб, медведей и лосей, а так же фигурки человечков. Недалеко от речки Базаиха было обнаружено парное бронзовое изображение мужчины и женщины. На месте развлекательного комплекса «Планета Красноярск» было раскопано захоронение мужчины и двух женщин по обеим сторонам. Грудь мужчины закрывали роговые пластинки панциря, нашитые на кожаную основу. Одеяния женщин были украшены множеством перламутровых бусинок.
Глазковская культура Во II тысячелетии до н. э. на Енисейском Севере получают развитие культуры бронзового века. Севернее Красноярска, в бассейне рек Ангары и Лены бытовала Глазковская культура, носители которой в дальнейшем сформировали эвенкийский этнос. Глазковская культура существовала зачастую параллельно Усть-Бельской, порою на одних и тех же местах поселений либо до первой или после нее.
Глазковская культура Портрет древнего жителя прибайкальской тайги по праву признан классическим. На голове у охотника не то шапочка, не то корона, украшенная дисками из белого нефрита.
n В Прибайкалье впервые появляются диски и кольца из белого нефрита. Сама форма дисков указывает на их значение как амулетов, связанных с культом неба и солнца, с почитанием светлого небесного начала.
Глазковская культура n У глазковцев в особую отрасль ремесла выделилась обработка нефрита. Нефритовые скульптурки и кольца часто становились предметом обмена с соседними племенами. В районах больших рек и озер встречается много изображений уточек, гагар, лебедей, коршунов, орлановбелохвостов. Есть изображения нерпы, медведя, лягушки, змеи и др. представителей мира фауны.
Глазковская культура II тыс. до н. э.
Глазковская культура II тыс. до н. э.
Глазковская культура n n Предки эвенков начали знакомиться с медью и бронзой. Об этом говорят находки их изделий чаще всего крупных листовидных ножей и небольших ножичков, рыболовных крючков. Первые бронзовые вещи в точности повторяли формы привычных орудий, изготовленных из камня. Медные треугольные ножички оказались точной копией нефритовых треугольников.
Глазковская культура n Медный рыболовный крючок оказался точной копией каменного крючка. Но каменный крючок являл собой лишь прямой стерженёк с нарезкой наверху для привязывания лески и выемкой внизу для закрепления приставного острия. И у медного крючка сначала тоже не было острия. Другие находки показывают, что глазковцы вскоре научились делать и петельку наверху крючка для лески, и изогнутое острие с зарубкой на конце. Удалось обнаружить и первые медные иголки для шитья.
Глазковское поселение
Глазковская культура
Глазковская культура В захоронениях на Ангаре встречаются фигурки мужских героев или пары фигурок мужчин и женщин, выполненные из рога или кости. Фигурки шаманов мы встречаем на стенках керамики, все они имеют особый отличительный знак – шапочку с рожками на голове.
Глазковская культура
Глазковская культура
Глазковская культура
Глазковская культура n Глазковская посуда изготавливалась методом выколачивания колотушкой с рубчатым узором, поэтому на поверхности сосудов отпечатались следы технического декора – пятна из параллельно идущих линий, накладывающиеся друг на друга в разном направлении. Толщина стенок достигала 3 -4 мм, иногда доходила до 1 мм.
Глазковская культура Рецептура формовочной массы – обычная для наших мест: глина + песок или дресва в равных пропорциях. Форма сосудов получалась митровидная, круглодонная или остродонная, венчик загибался внутрь. Высота могла составлять до 60 см, диаметр венчика до 40 см. Делались и маленькие сосудики с диаметром и высотой до 7 см.
Глазковская культура n Край венчика всегда особо подчеркивался пальцевыми защипами или оттисками отступающей палочки, насечками и пояском жемчужин. Иногда на венчике прилепляли треугольные вертикальные выступы. Тулово покрывалось узором на одну треть. Орнаменты состояли из горизонтальных линий, косых оттисков штампа, зигзагов, выполненных отступающей палочкой, наколами или режущим штампом. Встречаются изображения змей, косых крестов, фигурок людей с рожками.
Культуры позднебронзового века и раннего железного века в Приангарье n n Шиверская культура 18 -8 вв. до н. э. Цепаньская культура 7 -2 вв. до н. э.
Поздний бронзовый век Приангарья
Поздний бронзовый век Приангарья
Бронзовый век Забайкалья Памятники бронзового века расположены вдоль р. Лены, начиная от ее истоков и вплоть до устья. Отдельные находки известны также с территории основных притоке Лены – Алдана и Вилюя. Из черного кремнистого сланца и беловатого известнякового кремня изготовлялись правильные ножевидные пластины, скребки, наконечники стрел, нуклеусы.
Бронзовый век Забайкалья В низовьях Лены, в местности Сиктээх, около побережья Ледовитого океана найдена бронзолитейная мастерская. В двух очагах оказались, обломки льячиков, своеобразных миниатюрных сосудиков с носиком для слива и глиняной ручкой. Из льячиков расплавленный в горне металл разливался литейщиками в специально приготовленные из глины или камня литейные формы. Рядом с одним из льячиков оказался небольшой слиток меди или бронзы, выплавленный на соседнем горне.
Бронзовый век Забайкалья Так же как в Прибайкалье, охотники и рыболовы Якутии изготовляли круглодонные, с отчетливой шейкой сосуды. Керамика бронзового века Якутии имеет характерную примесь. В глину они добавляли шерсть пушного зверя. После обжига ворсинки шерсти выгорали и поэтому на поверхности черепков, а также в изломе заметны характерные тонкие и длинные, пересекающиеся друг с другом полоски.
Бронзовый век Забайкалья Серия поселений эпохи бронзы обнаружена не только в долине р. Лены, но и на Вилюе, где преобладает керамика с гребенчатыми оттисками и налепными валиками. Дополнительный материал для характеристики культуры бронзового века Якутии дают погребения. Одно из них открыто на правом берегу Лены, в устье р. Бугачана. В нем уцелели многочисленные изделия из кости и камня, но также, благодаря близости вечной мерзлоты, остатки одежды и моток сухожильных ниток.
Ымыяхтахская культура На Таймыре, островах Ледовитого океана, вдоль северной оконечности Восточной Азии развитие получила Ымыяхтахская культура, оставленная предками современных нганасан.
Ымыяхтахская культура На Таймыре в бронзовом веке обитало довольно много населения, до 10 тысяч человек. Основное занятие – охота, рыбная ловля и собирательство. Есть сведения об одомашнивании северного оленя. Практиковался морской промысел на ластоногих. При передвижениях применялась санная упряжь. Развивалось бронзовое литье. Стоянки этого времени встречены на реках Пясина, Хатанга, Колыма, Индигирка, а так же на Чукотке. Широкое развитие получила резьба по дереву, рогу и кости.
Ымыяхтахская культура n Встречено много изделий из глины. Формовочная масса имела следующий состав: 50% глина + 30 -40% песок или дресва + 10 -20% шерсть, хвоя или мелко рубленая трава. Способ изготовления – выбивка из лоскутов с помощью колотушки, украшенной сеткой квадратов или ромбов, оставлявшей на поверхности сосуда т. н. «вафельные отпечатки» .
Ымыяхтахская культура n Перед выколачиванием пласты глины разминались руками, расплющивались, раскатывались, уплощались. Иногда при изготовлении сосуда применялось несколько лоскутков глины, происходило послойное наращивание глиняных пластов. Стенки могли состоять из 2 -3 слоев, дно из 3 -5 слоев.
n Ымыяхтахская культура Форма сосудов получалась усеченнояйцевидная, с выпуклым туловом, загнутым внутрь венчиком и овальным дном. Диаметр венчика составлял 10 или 30 см при высоте 16 и 40 см соответственно. Вафельные отпечатки имели самые разнообразные формы, размером от 1 х1 мм до 6 х6 мм. Снаружи сосудов наносился ангоб из тонкого слоя красноватой глины. Изнутри и снаружи посуды встречается нагар от использования.
Ымыяхтахская культура n Цвет черепков от красно-бурого до желто-серого цвета, обжиг окислительный. Излом разноцветный из-за неравномерной температуры. Декоративный орнамент очень скупой, располагался вдоль края венчика и по его срезу. Это короткие насечки, косые кресты и вдавления палочки. Вместо ямок делались сквозные отверстия ниже края венчика. Ниже дырочек чертили горизонтальные, вертикальные и наклонные линии. Всего известно семь вариантов композиций.
Ымыяхтахская культура
Ымыяхтахская культура
Ымыяхтахская культура
Ымыяхтахская культура Ымыяхтахцы умели плавить медь и выделывать из неё всевозможные украшения и орудия труда. Археологи обнаружили стоянку литейщиков в ста километрах от заполярного Норильска. Судя по находкам, меди у них было в изобилии. Именно ымыяхтахцы явились первооткрывателями рудных сокровищ нынешнего Норильского промышленного района.
Ымыяхтахская культура Основным продуктом питания являлось отнюдь не мясо диких зверей, а рыба. Рыбу ымыяхтахцы могли ловить с помощью самых несложных приспособлений - заколов, морд, сплетённых из прутьев, сетей и неводов, могли бить её стрелами из лука.
Ымыяхтахская культура
Еловская культура 18 -13 вв. до н. э. Причулымье и Нарымское Приобье Проникая в северные от лесостепи территории, андроновцы смешивались с местным населением, в результате чего сложилась еловская культура. Памятников Еловской культуры (названа по поселению и могильнику в дер. Еловка Кожевниковского района Томской области) известно много. Это поселения Малгет, Могильный Мыс, Тенга, Чузик, Тух-Эмтор. В Томском Приобье это - поселения Еловка, Шеломок I, Басандайка I, Потаповы Лужки, Самусь III, Самусь IV, Кижирово и др.
Еловская культура 18 -13 вв. до н. э. Причулымье и Нарымское Приобье Жили еловцы в посёлках, которые располагались по берегам рек, озер и стариц. Площадь поселков и количество жителей в них зависело от климатических условий, хозяйственных занятий и социальной организации. Жилища располагались любо рядами вдоль берега, либо хаотично. По площади жилища были разных размеров от 20 -30 кв. м. до 200 кв. м. В Васюганье раскопаны как летние так и зимние жилища. Летние жилища были наземными, даже очаг находился на улице.
Еловская культура 18 -13 вв. до н. э. Причулымье и Нарымское Приобье n Еловская посуда богато украшена. Основными узорами на еловской посуде являлись горизонтальные ряды наклонных оттисков гребёнки, разделенные рядами ямок. Интересен геометрический орнамент в виде меандров, заштрихованных зигзагообразных полос, взаимопроникающих треугольников.
Еловская культура 18 -13 вв. до н. э. Причулымье и Нарымское Приобье На поселении Тух-Эмтор I была раскопана гончарная мастерская в виде площадки, на которой изготовлялись сосуды. Здесь же находилась печь для обжига посуды. Печь представляла собой два костра, где второй опоясывал первый. Между кострами ставили посуду, предварительно высушенную на солнце, и оба костра зажигали одновременно.
Еловская культура 18 -13 вв. до н. э. Причулымье Умерших хоронили на правом боку с согнутыми руками. Рядом укладывали необходимый в потусторонней жизни инвентарь: кельты, кинжалы, ножи, различные украшения, сосуды. Сверху насыпали невысокий курган или могилу просто засыпали землей. Но появляется и обряд сжигания покойника. Погребение по обряду трупосожжения сохранилось с давних времен у селькупов, проживающих и ныне на территории Томской области.
Еловская культура 18 -13 вв. до н. э. Причулымье Как описывают этнографы, умершего заворачивали в бересту или шкуры молодых животных и подвешивали на деревьях. Через три года ремни на которых висел умерший, подрезали, и он падал на землю. Для останков вырывали неглубокую могилу, выстилали ее берестой, укладывали в нее всё, что осталось в бересте, не развязывая, сверху покрывали берестой, жердями и на этом покрытии разводили огонь. Когда перекрытие прогорало и костер падал на умершего, могилу засыпали.
Еловская культура 18 -13 вв. до н. э. Причулымье Основными формами хозяйственной деятельности в лесной зоне попрежнему оставались охота и рыбная ловля. На поселениях найдено немного костей диких животных, в основном это кости северного оленя и лося. В то же время были обнаружены кости домашних животных низкорослых лошадей, что говорит о начале развития скотоводства. Найденные кости крупных собак свидетельствуют о разведении их для гонной охоты на лося, оленя и пушных зверей.
Еловская культура 18 -13 вв. до н. э. Причулымье Бронзолитейное производство широко распространилось не только в лесостепной, но и в таёжной зонах. Следы его находят почти на каждом поселении: это разбитые формы для литья, тигли для разогрева металла и заливки его в формы.
Молчановская культуры 13 -8 вв. до н. э. В эпоху поздней, бронзы в лесных районах сложилась молчановская культура, которая продолжала еловские традиции. К Молчановской культуре (названа по городищу возле с. Молчаново) относятся такие памятники как Десятовское поселение в низовьях р. Чулыма, поселение Тух-Сигат 4 на Васюгане, Шайтанское городище, на р. Кети и ряд других памятников. Эта культура выделяется прежде всего очень богатой орнаментацией керамики.
Молчановская культуры 13 -8 вв. до н. э. Жилище Молчановской культуры было двухкамерное. Большая камера и малая соединены были переходом. Жилой была большая камера. В ней справа и слева от входа были устроены нары – места для сна. Посередине находился очаг. Он был укреплен деревянной рамой и засыпан землей. Сам очаг был в углублении, стенки которого и верхняя площадка обмазаны глиной.
Кулайская культура 5 в. до н. э. – 5 в. н. э. Причулымье n Открыто 100 памятников этой культуры: это городище Саровское, поселение Малгет, Тух. Эмтор и др. Все они располагались на берегах рек и озер. Городища строились на высоких мысах и имели сложную систему укрепления. Кроме жилищ в поселках найдены мастерские литейщиков и культовые помещения.
Кулайская культура
Кулайская культура 5 в. до н. э. – 5 в. н. э. Причулымье Жилища строились следующим образом: рыли котлован, за ним ставили наклонно столбы, верхние концы их скрепляли рамой, затем всю постройку обставляли нетолстыми бревнами. В крыше оставляли отверстие для дыма, все застилали берестой, сверху укладывали дерн и засыпали землей, чтобы было теплее. Пол в жилище был земляной, отапливалось жилище очагом.
Кулайская культура 5 в. до н. э. – 5 в. н. э. Причулымье
Кулайская культура 5 в. до н. э. – 5 в. н. э. Причулымье Отличительным признаком Кулайской культуры являются культовые предметы из бронзы, это ажурные предметы изображавшие зверей, рыб и человека. Кулайцы были хорошими воинами, они были вооружены луками, чеканами и копьями.
Кулайская культура 5 в. до н. э. – 5 в. н. э. Причулымье Керамика Кулайской культуры очень разнообразна и красива. Горшки и чаши имели острое или круглое дно, обильно украшались. Главным признаком кулайского орнамента является штамп «уточка» . Его наносили не только на керамику, но и на оружие, пряслица, ножи.
Кулайская культура
Кулайская культура 5 в. до н. э. – 5 в. н. э. Причулымье Кулайцы в Томском Приобье занимались скотоводством, охотой, рыболовством, а в Нарымском Приобье рыболовством и охотой. Они ловили осетров, нельм, стерлядь. Рыбу заготавливали впрок, ее сушили и вялили. Лов Рыбы осуществляли сетями, строили ловушки, перегораживая мелкие речки.
Кулайская культура
Кулайская культура 5 в. до н. э. – 5 в. н. э. Причулымье Охотились кулайцы на лося, медведя, оленя. Самым почитаемым культовым животным был лось, его чаще всего изображали на бронзовых предметах. Люди надеялись, что создавая бронзовые фигурки животных они возрождают их, увеличивают их численность.
Кулайская культура 5 в. до н. э. – 5 в. н. э. Причулымье Постепенно орудия труда из бронзы были заменены на железные орудия труда. Бронзу же стали использовать для украшений и культовых предметов. Для кулайской культуры характерно наличие святилищ, это и святилище на горе Кулайка в Чаинском районе и Саровском городище в Колпашевском районе.
Кулайская культура 5 в. до н. э. – 5 в. н. э. Причулымье Кулайское общество состояло из больших патриархальных семей, которые в свою очередь делились на малые семьи. Семья вела свое хозяйство, но угодья были общими. Когда необходимо было перегородить речку, устроить охотничьи засеки малые семьи объединялись.
Кулайская культура 5 в. до н. э. – 5 в. н. э. Причулымье n У кулайцев был патриархальный родовой строй. Мужчины занимали в обществе привилегированное положение. Археологические находки говорят о наличии культа коня, собаки, овцы. Характерной чертой промыслового культа являлась вера в воскрешение животных. В могилах находили черепа зайцев, бобров.
Кулайская культура 5 в. до н. э. – 5 в. н. э. Причулымье В 3 в. до н. э. кулайцы начали переселяться на юг и дошли до Алтая. Это переселение было вызвано увлажнением климата и увеличением болот. В то же время, благодаря железу, кулайцы получали прибавочный продукт, что приводило к росту населения и его переселению в более благоприятные районы.
Кулайская культура
Кулайская культура
Кулайская культура
Кулайская культура
Кулайская культура
Кулайская культура
Кулайская культура
Кулайская культура
Кулайская культура
Л. 15 Культуры таежного бронзового века.ppt