Культурология Тема лекции: «Предмет культурологии. Понятие

Скачать презентацию Культурология Тема лекции:  «Предмет культурологии.  Понятие Скачать презентацию Культурология Тема лекции: «Предмет культурологии. Понятие

1l.ppt

  • Размер: 7.8 Мб
  • Автор:
  • Количество слайдов: 83

Описание презентации Культурология Тема лекции: «Предмет культурологии. Понятие по слайдам

Культурология Тема лекции:  «Предмет культурологии.  Понятие культуры» 11. .  Культурология как наука иКультурология Тема лекции: «Предмет культурологии. Понятие культуры» 11. . Культурология как наука и учебная дисциплина 2. Понятие культуры и многообразие подходов к определению культуры. 3. Функции культуры. 4. Цивилизация и культура: порядок взаимодействия 5. Типология культуры

Культурология как наука.  Культурология - это область гуманитарного знания, охватывающая проблемы сущности и закономерностей функционированияКультурология как наука. Культурология — это область гуманитарного знания, охватывающая проблемы сущности и закономерностей функционирования и развития культуры. Впервые термин «культурология» (от лат. cultura и греч. logos ) был введен американским исследователем Л. Уайтом (1900 – 1975) в книге «Наука о культуре» (1949).

Цель культурологического исследования - - понимание как своей, так и иной культуры; Предмет - содержание общественнойЦель культурологического исследования — — понимание как своей, так и иной культуры; Предмет — содержание общественной жизни Основные задачи культурологии : : анализ культуры как системы культурных феноменов; исследование ментального содержания культуры; выявление типов связей между элементами культуры; исследование типологии культурных единиц; разрешение проблем социокультурной динамики; исследование культурных кодов и коммуникаций.

 (от лат.  cultura - возделывание, обработка) – это понятие, охватывающее всю творческую созидательную деятельность (от лат. cultura — возделывание, обработка) – это понятие, охватывающее всю творческую созидательную деятельность человека ; ; совокупность умений, результат этой деятельности, взятый как в своем высшем проявлении — искусство, так и включающее все, что создано руками человека, всю «вторую природу» . Процесс возникновения и развития человека как социокультурного существа называется антропосоциогенез. Понятие культуры

В структуру культурологии входят:  философия и теория культуры;  история культурологических учений;  история мировойВ структуру культурологии входят: философия и теория культуры; история культурологических учений; история мировой и отечественной культуры; социология культуры; культурная антропология; прикладная культурология.

Междисциплинарный характер культурологии    Культурология возникла как интегративная отрасль научного знания на пересечении такихМеждисциплинарный характер культурологии Культурология возникла как интегративная отрасль научного знания на пересечении таких наук, как философия, история, социология, антропология, этнография, искусствоведение, психология.

Междисциплинарный характер культурологии:  Психология  предоставляет возможность глубже понять специфику культурно-творческой деятельности человека, механизм восприятияМеждисциплинарный характер культурологии: Психология предоставляет возможность глубже понять специфику культурно-творческой деятельности человека, механизм восприятия им ценностей культуры, становления его духовного мира. Этнография способствует усвоению национально-этнической уникальности культур народов мира. Искусствоведение раскрывает особенности художественной культуры, ее неповторимость и силу эмоционального воздействия на человека.

Междисциплинарный характер культурологии:  Философия открывает путь к познанию и объяснению сущности культуры в ее наиболееМеждисциплинарный характер культурологии: Философия открывает путь к познанию и объяснению сущности культуры в ее наиболее обобщенном представлении. Социология выявляет закономерности процесса ее функционирования в обществе, особенности культурного уровня различных групп.

Структура культурологии философия и теория культуры;  история культурологических учений;  история мировой и отечественной культуры;Структура культурологии философия и теория культуры; история культурологических учений; история мировой и отечественной культуры; социология культуры; культурная антропология; прикладная культурология

Понятие культуры и многообразие подходов к определению  Понятие культуры и многообразие подходов к определению

   Богатство русского языка Богатство русского языка

Структура культуры 1. МАТЕРИАЛЬНАЯ культура:  культура труда и материального производства;  культура быта;  культураСтруктура культуры 1. МАТЕРИАЛЬНАЯ культура: культура труда и материального производства; культура быта; культура топоса, т. е. места жительства (жилища, дома, деревни, города); физическая культура.

Понятие материальной культуры Материальная культура - - совокупность овеществленных результатов человеческой деятельности, включающая физические объекты, созданныеПонятие материальной культуры Материальная культура — — совокупность овеществленных результатов человеческой деятельности, включающая физические объекты, созданные человеком и природные объекты, используемые человеком.

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА:   - познавательная и интеллектуальная культура; - культура речи; - мораль;  ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА: — познавательная и интеллектуальная культура; — культура речи; — мораль; — искусство; — религия; — наука; — философия; — образование.

Духовная культура – сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества.  ДуховнаяДуховная культура – сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности; — совокупность нематериальных элементов культуры: правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык.

 Отдельные виды культуры нельзя отнести к материальной или к духовной. Они представляют собой  «вертикальное» Отдельные виды культуры нельзя отнести к материальной или к духовной. Они представляют собой «вертикальное» сочетание культуры, «пронизывая» всю ее систему. Материально-духовные виды культуры: — экономическая культура; — политическая культура; — правовая культура; — экологическая культура; — эстетическая культура.

ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ Человекотворческая (преобразующая). .  Человек живет не в природе, а в культуре. В нейФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ Человекотворческая (преобразующая). . Человек живет не в природе, а в культуре. В ней он сам себя познает. Здесь есть и моменты миропонимания, формирования, воспитания и социологизации человека. Иначе эта функция называется преобразующей, поскольку освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека.

 Преобразующая. Обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса.   Проявляется в закреплении Преобразующая. Обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ Познавательная функция.  Потребность в ней вытекает из стремления любой культуры создать свою картинуФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ Познавательная функция. Потребность в ней вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе. Коммуникативная функция. Коммуникация — это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации.

ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ Нормативная (регулятивная или защитная) функция. Является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека иФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ Нормативная (регулятивная или защитная) функция. Является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды , как природной, так и социальной. Она также обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме , приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов.

Нормативная функция культуры Культура создает нормы - юридические,  технические, этические, экологические и др. Устанавливает табу.Нормативная функция культуры Культура создает нормы — юридические, технические, этические, экологические и др. Устанавливает табу. Позволяет регулировать формы отношений, законы, порядок. История нормативных актов — это часть исторической культуры.

ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ Знаковая (семиотическая). .  Знаки - вербальные и невербальные системы образов культур народов. ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ Знаковая (семиотическая). . Знаки — вербальные и невербальные системы образов культур народов. Их знание и прочтение — семиотическая функция. Духовно-нравственная. Это — воспитательные роли культуры. Потребительская (релаксационная). Функция снятия стресса, напряжения. .

ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ Ценностная (аксиологическая).  С ее помощью кристаллизируются базовые основания совместной жизни людей,  артикулируютсяФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ Ценностная (аксиологическая). С ее помощью кристаллизируются базовые основания совместной жизни людей, артикулируются смыслы их существования и порождаются эталонные ценностные ориентиры.

Многозначность понятия «Цивилизация» Цивилизация (от лат.  сс ivitas - - государство,  сосредоточенное в городеМногозначность понятия «Цивилизация» Цивилизация (от лат. сс ivitas — — «государство, сосредоточенное в городе» и » civilis «, характеризующего «гражданина» как «городского жителя». Принято считать, что впервые слово «цивилизация» употребил маркиз де В. Р. Мирабо в своем известном трактате «Друг законов» (1757). По его определению, «цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития «. «. Исходя из этого, быть цивилизованным – значит соблюдать приличия

Многозначность понятия «Цивилизация»  Цивилизация - совокупность условий,  необходимых для осуществления  возможностей развития личностиМногозначность понятия «Цивилизация» Цивилизация — совокупность условий, необходимых для осуществления возможностей развития личности и общества. Цивилизация обеспечивает формы социальной организации, технические средства, регламент человеческого поведения. Цивилизация превращает идеальные планы культуры в реальные программы , в выполнение которых вовлекаются массы людей.

Историческая динамика соотношения культуры и цивилизации (схема профессора М. С. Кагана) Первобытное cc остояние - -Историческая динамика соотношения культуры и цивилизации (схема профессора М. С. Кагана) Первобытное cc остояние — — Доцивилизационный тип культуры Традиционная культура — — Цивилизация в культуре Индустриальная цивилизация — — Культура в Цивилизации Постиндустриальное общество — — Отождествление Культуры и Цивилизации

Промежуточные выводы:  Культура - совокупность духовных возможностей человеческого общества на той или иной ступени развития.Промежуточные выводы: Культура — совокупность духовных возможностей человеческого общества на той или иной ступени развития. Культура задает смыслы и цели общественного и личностного бытия. В культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь. Культура есть явление индивидуальное и и коллективное.

Типологизация цивилизаций       Цивилизации различаются:  По господствующему типу хозяйственной деятельностиТипологизация цивилизаций Цивилизации различаются: По господствующему типу хозяйственной деятельности : земледельческие, индустриальные или приморские, континентальные; По принципу естественно-географической среды : открытые, закрытые (по взаимодействию с другими цивилизациями); интравертные, экстравертные (по направленности творческой энергии); По временному фактору : сельскохозяйственная, индустриальная, постиндустриальная; По религиозному принципу : ислам, христианство, буддизм, иудаизм

Распределение приверженцев религий в мире христиане — 2, 31 млрд (33  населения Земли)  мусульманеРаспределение приверженцев религий в мире христиане — 2, 31 млрд (33 % населения Земли) мусульмане — 1, 58 млрд (23 % населения Земли) буддисты — 0, 47 млрд (6, 7 % населения Земли) исповедующие традиционные китайские религии — 0, 46 млрд (6, 6 % населения Земли) иудеи — 15 млн (0, 2 % населения Земли) приверженцы местных верований — 0, 27 млрд (3, 9 % населения Земли) не религиозные — 0, 66 млрд (9, 4 % населения Земли) атеисты — 0, 14 млрд (2 % населения Земли).

Типологизация цивилизаций Получила развитие концепция двух типов цивилизационного развития:  традиционного и техногенного.  Она исходитТипологизация цивилизаций Получила развитие концепция двух типов цивилизационного развития: традиционного и техногенного. Она исходит из признания, что тип цивилизации, ее стратегия определяется культурой. . Различия между западноевропейской цивилизацией (техногенной) и восточной (традиционной) выросли из системы господствующих в них универсалий культуры, из из различий в понимании человека, природы, истины, власти, личности и пр.

Основные черты КУЛЬТУРНЫХ УНИВЕРСАЛИЙ, составляющие основу западноевропейской и восточной культур:  представление о природе как сфереОсновные черты КУЛЬТУРНЫХ УНИВЕРСАЛИЙ, составляющие основу западноевропейской и восточной культур: представление о природе как сфере приложения сил человека (сравнить с ценностной установкой восточной культуры на невмешательство в природу ); ); абсолютизация человеческой активности, призванной преобразовать мир (сравнить с восточной – к миру надо приспосабливаться, угадывать ритмы изменения мира ); );

 деятельность человека направлена на преобразование мира, а не самого человека  (сравнить с восточным принципом деятельность человека направлена на преобразование мира, а не самого человека (сравнить с восточным принципом самосовершенствования ); ); технико-технологическая оптимальность развития техники и технологии вне их социокультурного измерения; быстрое изменение предметного мира; доминирование научной рациональности; ориентация на автономию личности, ее прав и свободы и т. д.

Американец Элвин ТОФФЛЕР (1928 -2011) предложил волновую модель цивилизации. 1. 1. Аграрная волна  2. 2.Американец Элвин ТОФФЛЕР (1928 -2011) предложил волновую модель цивилизации. 1. 1. «Аграрная волна» 2. 2. «Индустриальная волна» 3. 3. Грядущая «третья волна « — информационная

Глобальные проблемы цивилизации Глобальные проблемы цивилизации

Черты современного кризиса культуры ориентация на принцип количественного роста  может привести к катастрофическим последствиям. СейчасЧерты современного кризиса культуры ориентация на принцип количественного роста может привести к катастрофическим последствиям. Сейчас этот вид кризиса осознается более конкретно как ограниченность некоторых видов ресурсов , исчерпание ресурсов по регионам, экономических границ; возникновение опасных тенденций в использовании различного рода ресурсов. В результате их бесконтрольной переработки возникает непомерная нагрузка на экологическую сферу ; ;

 черты, связанные с развитием самого общества:  риск гигантских катастроф , ,  поскольку современная черты, связанные с развитием самого общества: риск гигантских катастроф , , поскольку современная промышленная и энергетическая инфраструктура уязвима для воздействия природных стихийных и социальных сил; несправедливое распределение отрицательных воздействий научно-технического прогресса на различные слои населения , страны и регионы мира. Страны, располагающие богатыми энергоресурсами, осуществляют их первичную обработку, что создает гигантскую нагрузку на экологию. Все это ведет к дестабилизации социального организма.

Где выход? Суть и смысл дальнейшего развития техники состоит в выработке таких проектировочных стратегий и контролирующихГде выход? Суть и смысл дальнейшего развития техники состоит в выработке таких проектировочных стратегий и контролирующих систем, которые бы обеспечили человеческое выживание.

 Во многих культурах понятие  «толерантность»  является своеобразным синонимом  «терпимости» : лат. — Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости» : лат. — tolerantia — терпение; англ. — tolerance, toleration, нем. — Toleranz, фран. — tolerance.

Инкультурация - процесс усвоения традиций, обычаев,  ценностей и норм поведения в конкретной культуре;  изучениеИнкультурация — процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм поведения в конкретной культуре; изучение и передача культуры от одного поколения к другим. Социализация – процесс усвоения основных социальных ролей, норм, языка, черт национального характера в современном обществе. Основные цивилизационные процессы

Аккультурация — процесс взаимовлияния культур,  в результате чего культура одного народа полностью или частично воспринимаетАккультурация — процесс взаимовлияния культур, в результате чего культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа. Аккультурация рассматривается как многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации. Термин впервые был использован американскими культурантропологии в 1930 -х гг. Ассимиляция — процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначально существующую культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с которой они находятся в непосредственном контакте.

СИМВОЛИЗАЦИЯ В КУЛЬТУРЕ Символ - одно из самых многозначных понятий в культуре. Изначальный смысл этого словаСИМВОЛИЗАЦИЯ В КУЛЬТУРЕ Символ — одно из самых многозначных понятий в культуре. Изначальный смысл этого слова — удостоверение личности, которым служил simbolon — половинка черепка, бывшая гостевой табличкой. Символ в культуре — универсальная категория, раскрывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла.

 Символ культуры - условный вещественный опознавательный знак для членов определенного общества или конкретной социальной группы. Символ культуры — условный вещественный опознавательный знак для членов определенного общества или конкретной социальной группы. Символы культуры иносказательно выражают определенное содержание, которое составляет существо ценностей, норм и идеалов конкретной культуры. Символами культуры выступают: предметы и вещи; природные процессы; животные и растения; сказочные существа.

Символизация на начальных этапах развития цивилизации Символизация ––  наделение предметов и знаков дополнительными смыслами (вСимволизация на начальных этапах развития цивилизации Символизация –– наделение предметов и знаков дополнительными смыслами (в первую очередь священными) Невидимые силы воплощаются сначала в грозных явлениях, а потом в в символических предметах (тотемы, фетиши, чуринги, различные культовые изображения) АНКХ – символ жизни в Древнем Египте

Татуировка - одно из древнейших искусств Японии, которое называется  «ирэдзуми» Татуировка — одно из древнейших искусств Японии, которое называется «ирэдзуми»

Распостранением моды на татуировки в Европе мы обязаны знаменитому английскому капитану Джеймсу Куку, который в 1769Распостранением моды на татуировки в Европе мы обязаны знаменитому английскому капитану Джеймсу Куку, который в 1769 году привез туземца Омаи, татуированного с головы до ног

Мотивами японских татуировок служили древние сказки и легенды , , а персонажами были драконы и самураиМотивами японских татуировок служили древние сказки и легенды , , а персонажами были драконы и самураи

Татуировка как подтверждение зрелости В XII в. китайские девушки при наступлении брачного возраста или половой зрелостиТатуировка как подтверждение зрелости В XII в. китайские девушки при наступлении брачного возраста или половой зрелости украшали шею татуировкой: цветы, бабочки и другие насекомые.

  Женщины японских аборигенов Айну татуировкой на лице обозначали свое семейное положение.  Женщины японских аборигенов Айну татуировкой на лице обозначали свое семейное положение.

Тимати (( Тимур Юнусов) На 80 тела певца нанесены татуировки Тимати (( Тимур Юнусов) На 80% тела певца нанесены татуировки

Криминальные татуировки В России паук или паутина – признак наркотической зависимости.  В США такая наколка,Криминальные татуировки В России паук или паутина – признак наркотической зависимости. В США такая наколка, обычно на локте, дает понять, что ее хозяин изувечил или просто убил того, кто перешел ему дорогу. Купола на теле – вор в законе или авторитет

Профиль В. И. Ленина на груди Вряд ли кому из непосвященных придет в голову, что этоПрофиль В. И. Ленина на груди Вряд ли кому из непосвященных придет в голову, что это символ воров. А объяснение простое: Ленин — Вождь Октябрьской Революции, начальные буквы образуют аббревиатуру «ВОР»

 1 -А.  Был в местах лишения свободы 2 -А.  Загубленная юность 3 -А. 1 -А. Был в местах лишения свободы 2 -А. Загубленная юность 3 -А. Отсидел срок от звонка до звонка 4 -А. Судим за убийство или нанесение тяжких телесных повреждений 5 -А. Судим за разбой 6 -А. Судим за грабеж 7 -А. Судим за кражу. Склонен к созданию преступных группировок. 8 -А. Судим за хулиганство

Тотемизм      (( символический сакральный ритуал – поклонение тотемам «животным или растениям»Тотемизм (( символический сакральный ритуал – поклонение тотемам «животным или растениям» )) Все мужчины считали своим предком одно животное или растение, а женщины — другое

Чуринги обозначают тот или иной тотем,  сделанный из камня или дерева (считали что он онЧуринги обозначают тот или иной тотем, сделанный из камня или дерева (считали что он он обладает магической силой)

Фетишизм Фетиш -талисман или амулет, обладающий защитными и сверхъестественными свойствами Фетиш из Лаонго считался ответственным заФетишизм Фетиш -талисман или амулет, обладающий защитными и сверхъестественными свойствами Фетиш из Лаонго считался ответственным за успех в промысле, ставился в хижине у охотника или рыболова

Обереги  Вышитые знаки – защищали голову, руки и сердце от беды Олицетворяют защиту женщин Обереги Вышитые знаки – защищали голову, руки и сердце от беды Олицетворяют защиту женщин

Мужские и женские обереги Молот Тора.  Мужской оберег Древняя Скандинавия. Лунница - один из любимыхМужские и женские обереги Молот Тора. Мужской оберег Древняя Скандинавия. Лунница — один из любимых женских оберегов на Руси. Символизирует единение двух движущих начал: луны — женского начала и солнца (креста) – мужского начала.

Амулеты АМУЛЕТ (от лат.  amuletum ) — магически заряженный предмет, который защищает обладателя от специфических,Амулеты АМУЛЕТ (от лат. amuletum ) — магически заряженный предмет, который защищает обладателя от специфических, обычно отрицательных энергий и приносит удачу. Слово происходит от арабского глагола «гамала» — носить. Египетские амулеты Славянские амулеты

Графика племени майя Графика племени майя

 Обычай  — традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке и относится к коллективным Обычай — традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке и относится к коллективным формам действия. Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции. Традиция — набор представлений обычаев, навыков и привычек практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение. Нравы — особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Нравы отражают моральные ценности общества. Табу — абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет.

 Табу послужило основой многих позднейших социальных и религиозных норм. В современном обществе табу накладывается на Табу послужило основой многих позднейших социальных и религиозных норм. В современном обществе табу накладывается на на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил или оскорбление чувства патриотизма. Это самый сильный из существующих в человеческом обществе вид социального запрета. . АНОМИЯ (от фр. anomie — беззаконие, отсутствие норм) — такое состояние общества, в котором значительная часть жителей, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно.

РЕЛИГИЯ (от лат. religare — связывать,  соединять) Религия - система представления мира,  основанная наРЕЛИГИЯ (от лат. religare — связывать, соединять) Религия — система представления мира, основанная на том, что человек ощущает связь с неким высшим существованием, имеющим системность и организованность. Религия это сложное духовное образование, специфический способ духовной деятельности человека, форма общественного сознания.

 Понятие религия означает особый взгляд на мир, общество и человека,  вытекающий из признания реального Понятие «религия» означает особый взгляд на мир, общество и человека, вытекающий из признания реального существования сверхъестественного Божества , определяющего существование мира и человека, основанного на вере и выраженного в вероучении, культе, принадлежности к религиозной группе или иной организационной структуре.

Вера, верность, уверенность,  достоверность - все это слова, однокоренные с латинским veritas - истина. УточнениеВера, верность, уверенность, достоверность — все это слова, однокоренные с латинским veritas — истина. Уточнение понятия вера — только первый шаг к определению религии, поскольку не всякая вера — вера религиозная. Обычно определение религии уточняют указанием на то, что религия — это вера в сверхъестественное. Такое определение приводит к смешению религии с другими явлениями культуры — мифологией, фольклором, вообще с искусством.

 МИФМИФ (от греч. myt hh os – сказание) – это появившиеся в дописьменных обществах предания МИФМИФ (от греч. myt hh os – сказание) – это появившиеся в дописьменных обществах предания о первопредках, богах, духах и героях. Сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества. Мифология – система народных сказаний о явлениях природы и божествах

ИСКУССТВО есть выражение потребности человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов своей жизни. Искусство создаетИСКУССТВО есть выражение потребности человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов своей жизни. Искусство создает для человека «вторую реальность» — мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами.

Социокультурная динамика Широкое использование понятия динамика культуры приходится на вторую половину ХХ в. , когда вСоциокультурная динамика Широкое использование понятия динамика культуры приходится на вторую половину ХХ в. , когда в области научной аналитики происходит активное расширение представлений об изменениях в культуре, о многообразии динамических типов и форм , , а также об источниках и предпосылках культурного движения. «ДИНАМИКА» (от греч. dinamis ) переводится как «сила» .

Российский опыт социодинамики в рекламе Российский опыт социодинамики в рекламе

Двигайся! Двигайся!

Реклама против ожирения Реклама против ожирения

Соотношение цвета и образа Соотношение цвета и образа

Ассоциативно-информативная образность  Ассоциативно-информативная образность

Художественная графика в рекламе против наркотиков Художественная графика в рекламе против наркотиков

Реклама против абортов Реклама против абортов

Реклама против ВИЧ Реклама против ВИЧ

Ты исчезаешь с каждой затяжкой Ты исчезаешь с каждой затяжкой

Ты везешь смерть Ты везешь смерть

 Когда речь идет о социодинамике,  подразумеваются изменения, которые происходят в культуре и человеке под Когда речь идет о социодинамике, подразумеваются изменения, которые происходят в культуре и человеке под воздействием внешних и внутренних сил. . Изменение – неотъемлемое свойство культуры. Развитие культуры происходит как через изменение уже имевшегося, так и через возникновение качественно новых форм.

 Наиболее древним является представление о том, что изменения в мире подчинены закону повторяемости, обратимости. Наиболее древним является представление о том, что изменения в мире подчинены закону повторяемости, обратимости. Циклическая повторяемость – закон биологического существования, ему подчиняется мир природы и человек. Каждая культура проходит определенный жизненный цикл от рождения до смерти, двигаясь по замкнутому кругу к исходному состоянию хаоса. Подобные взгляды были распространены в VV — — VV вв. до н. э. в греческой (Аристотель, Полибий) и древнекитайской (Сым Цянь) философии.

 Идея цикличности противостояла идее прогрессивного поступательного развития человеческой культуры и в XIXXIX - нач. Идея цикличности противостояла идее прогрессивного поступательного развития человеческой культуры и в XIXXIX — нач. XXXX вв. Она представлена в теории культурно-исторических типов у русского социолога Н. Я. ДАНИЛЕВСКОГО , , жизни «культурных организмов» в концепции О. ШПЕНГЛЕРА , , «круговороте локальных цивилизаций» А. ТОЙНБИ, теории «этногенеза Л. Н. ГУМИЛЕВА