история русской культ.ppt
- Количество слайдов: 32
Культурология Основные тенденции развития русской культуры ( X – начала XXвв. ) Автор презентации: Вожева Людмила Борисовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры культурологии и дизайна УГТУ – УПИ. Екатеринбург 2007
Цель: Выявить основные тенденции культурогенеза России, самобытность, самоидентичность русской культуры.
Задачи: определить факторы, обусловившие особенности культуры России q Выделить основные этапы развития русской культуры (Х – начала ХХ вв. ) q Проанализировать тенденции развития культуры России q Способствовать формированию у студентов чувства патриотизма и гордости за русскую культуру q
Перечень социально-личностных компетенций, формирующихся в процессе знакомства с материалом: Культурно-исторические компетенции: q готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия; q развивать художественное восприятие, стремиться к эстетическому развитию и самосовершенствованию.
Требования к уровню освоения материала: q Усвоение студентами информационного и теоретического материала лекции q Выработка навыков сравнительного анализа русской культуры в мировом культурно – историческом пространстве q Понимание уникальности культурно - нравственного опыта в условиях глобализации мира
Содержание 1. Факторы формирования культурного менталитета России 2. Этапы развития русской культуры (Х – начала ХХ вв. ) 3. Типологические особенности русской культуры
Факторы формирования культурного менталитета России Природные факторы: ландшафтный климатический биосферный q Геополитический фактор: расположенность России между двумя цивилизационными центрами: Восток и Запад q Конфессиональный: сочетание трех культурных традиций христианской, мусульманской, буддистской q
Этапы развития русской культуры (Х – начала ХХ вв. ) q q q Дохристианский, языческий (VI – IX вв. ) Русская культура Средневековья (X – XVI вв. ) Культура Нового Времени России (XVIII – начала XX вв. )
Славянское язычество q это всеобъемлющее значение природы, как абсолюта добра и красоты, основанное на первобытных верованиях, обрядах, ритуалах.
Периодизация славянского язычества ( «Слово об идолах» ) q «Клали требы упырям и берегиням» q «Клали требы Роду и рожаницам» q «Клали требы проклятому Перуну, Велесу, Хорсу, Даждьбогу, Сварогу, Макошь» «Клали требы» - приносили жертвы.
Крещение Руси (988 г. ) Выбор веры: q экономические, политические, культурные связи Византии и Руси q приоритет сильной светской власти q общность нравственных ценностей q красота, символический характер традиции богослужения
Русское православие – синкретизм (слитность) славянского язычества и христианства (двоеверие) Культурно – нравственные ценности русского православия: q Соборность – единение людей вокруг одной идеи q Мессианство – богоизбранность q Жертвенность – жертва во имя идеи q Доброхотство – абсолют добра
Значение принятия христианства 1. Развитие России в русле общеевропейской традиции, рост её международного авторитета 2. Политическая и духовная консолидация общества и государства 3. Развитие художественной культуры (книга, храм, иконопись, миниатюра, фреска, мозаика)
А. Рублев «Троица Ветхозаветная»
Условия формирования русской культуры Нового времени • Кризис государственной власти (династический кризис) • Оформление абсолютизма • Имперская внешнеполитическая доктрина • Окончательное оформление крепостного права
Основные культурно – исторические тенденции Нового Времени России q q q Обмирщение – появление в культуре светских тенденций Секуляризация – огосударствление церкви Европеизация – заимствование европейских культурных традиций
XIX век – как социокультурная эпоха 1. 2. 3. 4. 5. Взлет Духа, духовно – культурный подъем – Великий российский Ренессанс Трагически – творческий узел в русской истории и культуры, последствия которого становятся понятными на рубеже ХХ – ХХI вв. философско – нравственные, геополитические проблемы современности Полифоничный характер: уникальность и христианско – православная традиционность древа русской культуры девяти веков, объединенных общенациональной русской идеей Выражение синтезирующего, философско – морального, соборно – собирательного характера русской культуры от космически – вселенских исканий до практических инструкций ответов на русские вопросы: «Кто виноват? » , «Что делать? » , «А судьи кто? » Небывалое развитие художественной культуры и её стилевое многообразие
Художественные стили Нового Времени России q q q Сентиментализм – повышенный интерес к душевной жизни, чувствам «простого и естественного человека» (М. Карамзин) Романтизм – идейное и художественное направление, стремящееся к фантастическому осмыслению действительности (М. Лермонтов «Герой нашего времени» ) Классицизм – направление в культуре и художественный стиль, обращавшийся к античности и к античному искусству как к норме и идеальному образцу Академизм – направление в изобразительном искусстве XVIIIXIXвв. , догматически следовавший канонам классического искусства античности и ренессанса Реализм – направление в литературе и искусстве, ставящее себе задачу дать наиболее полное, правдивое изображение действительности
Двухкультурность XIX в. q q Православно – старообрядческая – сохранение церковных установлений и традиций древнерусской православной церкви – доведенное до логического завершения византийское православие – «мрачное» Синодально – мирская – православная традиция, утверждающая, что дух есть сфера, соединяющая божественное и человеческое – высшая духовная культура человека, направленная на раскрытие глубины духовной жизни
Черты русской интеллигенции Идейность – импорт западной культуры в стране, лишенной культуры мысли, повелительная необходимость просвещения, ассимиляция готовых, чужим трудом созданных благ. Беспочвенность – пересечение двух несовместимых культурных миров. Оппозиционность – творческо – духовная доминанта власти общества.
Основные черты «Серебряного века» • • Поиск не Человека – Бога, а Бога – Человека, ищущего внутренней целостности единства Добра, Красоты, Истины. Тотальный индивидуализм, интерес к тайникам психики, иррационального в человеке. Культ творчества, как единственной возможности преодоления вечно русской двоичности – святого и звериного. Расцвет и упадок художественной культуры.
Художественные стили «Серебряного века» Символизм – индивидуализм, таинственный мир, образ «стихийного гения» (Д. Мережковский, В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Блок, А. Белый, В. Иванов) Акмеизм – культ реального земного бытия, мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь (Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Кузьмин и др. ) Футуризм – революция форм, независимость от содержания, абсолютная свобода поэтического слова (В. Хлебников, В. Маяковский) Русский модернизм – самоценность и самодостаточность искусства освобождение от социальной, политической традиций (К. Малевич, М. Шагал, В. Кандинский, П. Филонов) Изобразительное искусство – «Мир искусства» (К. Сомов, Е. Лансере, А. Бенуа, К. Коровин, М. Нестеров, Б. Кустодиев, Л. Бакст и др. ) Русская религиозно – философская школа (С. Булгаков, К. Леонтьев, Н. Бердяев, И. Ильин и др. ).
М. З. Шагал «Над городом»
М. А. Врубель «Демон поверженный»
Культура России
Типологические особенности русской культуры • Первая особенность - бинарность культуры (с лат. двойственность). В древности феномен двоеверия, синтез, давший взлет всех видов искусства; в средние века - православно старообрядческая культурная традиция; в новое время - двухкультурность: православно - старообрядческая (сохранение церковных установлений и традиций древнерусской православной церкви) и синодально мирская (православная традиция, утверждающая, что дух есть сфера, соединяющая божественное и человеческое).
Типологические особенности русской культуры • Вторая особенность - соборность. Линеарная концепция истории и вступление Руси в осевое время мировой истории что означало обретение своего неповторимого смысла, необходимости соборного единения людей.
Типологические особенности русской культуры • Третья особенность - приоритет искусства перед другими сферами культуры и иными способами познания мира. Русская философия, основанная преимущественно на нравственно практическом методе и методе художественного творчества. Икона, церковная музыка, храм - воплощение архетипных истин - вечных истин Любви, Добра и Красоты.
Вывод Менталитет русской культуры исторически закономерно складывался как сложный, дисгармоничный баланс противоречивых тенденций национально – исторического бытия русского народа, как то социокультурное равновесие, которое заявляло о себе в наиболее решающие моменты истории России и способствовало выживанию адаптивности русской культуры её более чем тысячелетней истории.
Литература q q q q q Александров В. Н. История русского искусства. Минск. 2004 Балакина М. И. История русской культуры. М. , 1995. Ионов Н. Российская цивилизация XIX-XI веков. М. , 1995. Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. М. , 1997. Мир русской культуры. М. , 2004. Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси IX-XI веков. М. , 2005. Рапацкая Л. А. Русская художественная культура. М. , 1997. Серебряный век русской поэзии. М. , 1993. Творогов О. Древняя Русь. События и люди. СПб. , 1994. Шульгин В. С. , Кошман Л. В. , Зезина М. Р. Культура России IXXXвв. М. , 2004.
Спасибо за внимание