Культурологический подход.pptx
- Количество слайдов: 56
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ
ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРА» Современные исследования, посвященные определениям культуры, показали огромный, все возрастающий интерес к этому понятию. Так, по подсчетам американских культурных антропологов А. Кребера и К. Клакхона, с 1871 по 1919 гг. различными науками было дано семь определений культуры, с 1920 по 1950 их число возросло до 150. В настоящее время различных определений культуры насчитывается более 500 Все эти определения Кребер и Клакхон разделили на 6 классов (типов). 1. Описательные определения, которые интерпретируют культуру как сумму всех видов человеческой деятельности, обычаев, верований.
2. Исторические определения, которые связывают культуру с традициями и социальным наследием общества. 3. Нормативные определения, которые рассматривают культуру как совокупность норм и правил, организующих человеческое поведение 4. Психологические определения, в соответствии с которыми культура представляет собой совокупность форм приобретенного поведения, возникающих в результате приспособления и культурной адаптации человека к окружающим условиям жизни.
5. Структурные определения, которые представляют культуру в виде различного рода моделей или единой системы взаимосвязанных феноменов. 6. Генетические определения, основывающиеся на понимании культуры как результате адаптации человеческих групп к среде своего обитания.
В современной культурологии существуют два основных подхода к описанию понятия «культура» . - повседневный (или обыденный) - научный (специализированный)
Рассмотрим первый уровень – обыденный. По А. И. Кравченко, в повседневной жизни понятие культуры употребляется определенную сферу трех • Под культурой подразумевают как минимум в жизни общества, получившую институциональное закрепление значениях: (министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специальные и высшие заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т. д. , занимающиеся производством и распространением духовных ценностей).
• Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская зарубежная культура, культура молодежи и др. ) • В третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений ( «культурный» человек в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении «опрятно прибранное, чистое функциональное пространство» ).
В научном мире понятие, категорию и термин "культура" анализируют более детально и пытаются найти наиболее верное определение. Скажем сразу, что западные ученые начали первыми поиски в этом направлении. И самое первое определение термину (по мнению американских антропологов) дал английский этнограф Эдуард Тэйлор (1832— 1917). "Культура – комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества".
Антропологический подход, суть которого состоит в признании самоценности культуры каждого народа, а также в признании равноценности всех культур на земле. Примеры определений данного подхода: Культура – это все, что создано человеком, будь то материальные предметы, внешнее поведение, символическое поведение или социальная организация. (Л. Бернард). Культура – это способ жизни, которому следует общность или племя (К. Уислер)
Социологический, в котором культура трактуется как фактор организации и образования жизни какого-либо общества. Культурные ценности создаются самим обществом, но они же затем и определяют развитие этого общества, жизнь которого начинает все больше зависеть от произведенных им ценностей. Примеры определений данного подхода: Культура – это наследуемые изобретения, вещи, технические процессы, идеи, обычаи и ценности (Б. Малиновский) Культура – прочные верования, ценности и нормы поведения, которые организуют социальные связи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыта (У. Беккет). Культура - это язык, верования, эстетические вкусы, знания, профессиональное мастерство и всякого рода обычаи. (А. Радклифф-Браун).
Философский подход, который отличается от других тем, что путем анализа в жизни общества выделяют некоторые черты, характеристики, закономерности. Их-то и понимают как то, что составляет основание культуры или причину ее развития. И культура понимается как "содержание" или как "способ бытия" общества. Примеры определений данного подхода: Культура – это путь от замкнутого единства через развитое многообразие к развитому единству (Г. Зиммель). Культура – это относительно постоянное нематериальное содержание, передаваемое в обществе при помощи процесса социализации (Г. Беккер). Культура – это символическое выражение, коренящееся в подсознательном и привносимое в общественное сознание, где оно сохраняется и остается в истории (Д. Реджин).
Своеобразие любой культуры получает свое завершение в культурной картине мира, которая постепенно формируется в процессе возникновения и существования самой культуры. Культурная картина мира является результатом того, что в различных культурах люди воспринимают, чувствуют и переживают мир по-своему и тем самым создают свой неповторимый образ мира, представление о мире, получившее название «картины мира» . Культурная картина мира представляет собой совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культур других народов. Эти знания и представления придают культуре каждого народа самобытность, благодаря чему становится возможным отличить одну культуру от другой.
ИНКУЛЬТУРАЦИЯ Вхождение ребенка в культуру своего народа – инкулътурацией, если воспользоваться термином, который ввел в культурантропологию М. Херсковиц. Разделяя понятия социализации и ин-культурации, под первым он понимает интеграцию индивида в человеческое общество, приобретение им опыта, который требуется для исполнения социальных рол ер. А в процессе инкультурации, по его мнению, индивид осваивает присущие культуре миропонимание и поведение, в результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур.
Процесс инкультурации начинается с момента рождения – с приобретения ребенком первых навыков и освоения речи, а заканчивается, можно сказать, со смертью. Он совершается по большей части не в специализированных институтах социализации, а под руководством старших на собственном опыте, т. е. происходит научение без специального обучения. Конечный результат процесса инкультурации – человек, компетентный в культуре – в языке, ритуалах, ценностях и т. п. Однако Херсковиц особо подчеркивает, что процессы социализации и инкультурации протекают одновременно, и без вхождения в культуру человек не может существовать и как член общества (см. Herskovits, 1967). Термин «инкультурация» не следует путать с термином «аккультурация» , используемым – среди других – для обозначения процесса вхождения индивида в новую для него культуру.
Херсковиц выделяет два этапа инкультурации, единство которых на групповом уровне обеспечивает нормальное функционирование и развитие культуры: • Детство, когда происходит освоение языка, норм и ценностей культуры. Ребенок, по мнению Херсковица, хотя и не является пассивным элементом процесса инкультурации, скорее инструмент нежели игрок. Взрослые, применяя систему наказаний и поощрений, ограничивают его права выбора или оценки. Хотя «инкультурация индивида в первые годы жизни – главный механизм стабильности и непрерывности культуры» (Herskovits, 1967, р. 30), она не может привести к полному повторению предыдущих поколений. Результат процесса инкультурации может находиться в любой точке континуума между точным и безусловным освоением культуры новым поколением (с едва уловимыми различиями между родителями и детьми) и полной неудачей в ее передаче (с детьми, абсолютно непохожими на родителей). Если вспомнить классификацию культур М. Мид, то первый вариант инкультурации характерен для постфигуративных, а второй – для префигуративных культур (см. Мид, 1988).
• Зрелость. Вхождение в культуру не заканчивается с достижением человеком совершеннолетия. Но инкультурация во взрослом возрасте носит прерывистый характер и касается только отдельных «фрагментов» культуры – изобретений, открытий, новых, пришедших извне идей. Основная черта второго этапа – возможность для индивида в той или иной мере принимать или отбрасывать то, что ему предлагается культурой, возможность дискуссии и творчества. Поэтому инкультурация в период зрелости открывает дорогу изменениям и способствует тому, чтобы стабильность не переросла в застой, а культура не только сохранялась, но и развивалась (см. Herskovits, 1967).
Используя – вслед за Херсковицем – понятие инкультурации, исследователи сталкиваются с серьезными трудностями при попытках отграничить его от понятия социализации, тем более что и последний термин имеет множество толкований. Так, М. Мид под социализацией понимает социальное научение вообще, а инкультурацию рассматривает как «реальный процесс научения, как он происходит в специфической культуре» (Цит. по: Кон, 1988 а, с. 400). Д. Матсумото видит различие между двумя понятиями в том, что «социализация, как правило, больше относится к процессу и механизмам, с помощью которых люди познают социальные и культурные нормы» , а инкультурация – «к продуктам процесса социализации – субъективным, базовым, психологическим аспектам культуры» (Matsumoto, 1996, р. 78). Хотя исследователи с разных точек зрения разграничивают интересующие нас понятия, они сходятся в одном: в подчеркивании большей универсальности социализации и большей специфичности инкультурации. Но если рассматривать развитие отдельной личности, то становится очевидным, что в этом процессе достигается специфичная для определенной культуры социализация и общая инкультурация.
КУЛЬТУРНАЯ ТРАНСМИССИЯ инкультурации и социализации и представляющей собой механизм, с помощью которого этническая группа «передает себя по наследству» своим новым членам, прежде всего детям. Используя культурную трансмиссию, группа может увековечить свои особенности в последующих поколениях с помощью основных механизмов научения (learning and teaching). Обычно выделяются три вида трансмиссии: вертикальная трансмиссия, в процессе которой культурные ценности, умения, верования и т. п. передаются от родителей к детям;
горизонтальная трансмиссия, когда от рождения до взрослости ребенок осваивает социальный опыт и традиции культуры в общении со сверстниками;
«непрямая» (oblique) трансмиссия, при которой индивид обучается в специализированных институтах социализации (школах, вузах), а также на практике – у окружающих его помимо родителей взрослых (родственников, старших членов общины, соседей и т. п. ).
При поддержке вхождения ребенка в пространство культуры необходимо в педагогическом взаимодействии с ним соблюдать ряд принципов: - культуросообразности: соответствие многообразной и разнообразной палитре культуры, способствует культурному самоопределению и идентификации ребенка, строит образовательную среду как мультикультурную и изначально разнородную без каких-либо культурных доминант, обеспечивает систему культурных функций, способствует раскрытию личностной культуры каждого субъекта и ее росту;
природосообразности: нацеленность на индивидуальные особенности, возможности, ожидания, интересы каждого ребенка; продуктивности: определяет направленность образования на получение реального и практического продукта. В продуктивном обучении мерой реального продукта становится ученик со своими интересами, опытом и образовательными целями. Критерий – творческий продукт деятельности конкретного ученика, его личностное культурное достижение на данном образовательном уровне;
мультикультурности: способность образования выразить разнообразие и многообразие культуры, отразить культуру как сложный процесс взаимодействия всех типов локальных культур; помогающий становлению как культурной идентичности детей, так и пониманию ими культурного разнообразия современных сообществ, неизбежности культурных различий людей
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА Образовательная среда, согласно культурологическому подходу, содержит элементы общего социокультурного пространства и служит условием развития личности ребенка, которая проявляется в культурной практике – активного взаимодействия со средой. Культуросообразная образовательная среда определяется как условие для опыта конструирования социальных смыслов человеком в процессе его взаимодействия с внешним миром.
Характеристика культуры Проблема осуществления характеристики культуры решалась путем выявления параметров ее измерений. Согласно концепции Г. Триандиса можно выделить измерения «культурного синдрома» , который определяется как «набор ценностей, установок, верований, норм и моделей поведения, которыми одна группа культур отличается от другой» . Г. Триандис выделял три культурных синдрома: простота – сложность; индивидуализм – коллективизм; открытость – закрытость. Критерий простота – сложность выявлял отношение представителей культуры ко времени, специфичности ролей; индивидуализм – коллективизм – преобладание индивидуальных ценностей над групповыми или наоборот
В педагогическом контексте данные критерии рассматриваются нами следующим образом: открытость – закрытость; личностно – коллективно ориентированные; феминные – маскулинные; высоко-контекстные – низко-контекстные; вертикальная-горизонтальная культурная трансмиссия; стереотипная – антистереотипная образовательная среда.
В результате реализации методов культурологического анализа образовательной среды были получены следующие результаты (высчитывался процент положительных ответов к общему числу опрошенных): Открытость – закрытость: время и содержание занятий в образовательной среде предсказуемо и определено (92%); во взаимоотношениях взрослый-ребенок ценится послушание, дисциплина (85%); ребенок ведет себя соответственно принятым нормам и за их нарушение наказывается (72%). Индивидуализм – коллективизм: дети часто спрашивают разрешения на деятельность (100%); дети и взрослые часто употребляют местоимение «мы» (98%); подчинение индивидуальных целей групповым (97%); в образовательной среде преобладает стиль коллективных занятий (95 %); ребенок в среде может сказать: «Я буду делать то, что мне надо» (14 %). Вертикальная – горизонтальная культурная трансмиссия: взрослый выполняет роль лидера, ведущего, эталона для подражания (94%); взрослый является единственным источником информации об окружающем мире (82 %); дети свободно общаются друг с другом (34 %); создаются условия для взаимодействия детей друг с другом без организации этого процесса взрослым (10 %); в образовательном процессе применяются методы, стимулирующие развитие субкультуры детства (5 %). Стереотипность – антистереотипность: ребенку прививаются установки, соответствующие традициям культуры (100 %); педагоги придерживаются общепринятых стереотипов в поведении (гендерные роли, соответствие требованиям к хронологическому возрасту) – 100 %; Маскулинность – феминность: установка на то, что девочкам необходимо развивать навыки в практической жизни, мелкую моторику (98 %), мальчикам необходимо получать больше знаний в области математики, развивать логику, крупную моторику (92%); результат деятельности ребенка должен быть обязательно успешным (87%); в предметно-пространственной организации среды предусматриваются «места» для работы только для мальчиков, или только для девочек (84 %); дети в группе взаимозависимы и оказывают другу поддержку (56 %); дети в группе не стремятся к взаимоподдержке (преобладает конкуренция) (30 %). Высокая контекстность – низкая контекстность: ребенок в условиях образовательной среды развивает беглость речи и логику высказываний (100 %); в образовательной среде много материала для развития речи (100 %); стиль поведения ребенка не должен меняться от ситуации (56 %); при вербальном общении интонация играет важную роль и умение ее использовать необходимо развивать у ребенка (45%); в содержание образовательной среды закладываются аспекты развития невербального общения (10 %).
Практическая реализация культурологического подхода в образовании на современном этапе имеет такие примеры, как: школа диалога культур (В. С. Библер, С. Ю. Курганов); культуротворческая школа (А. П. Валицкая); школа самоопределения в пространстве культуры (А. Н. Тубельский) и др.
КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКАЯ ШКОЛА А. П. Валицкая доктор философских наук, профессор, член-корреспондент РАО
Среди представителей культурологического подхода в образовании следует отметить особый вклад в его развитие А. П. Валицкой, которая создала «Культуротворческую школу» (Санкт. Петербург, 1993). Для ребенка в школе создаются условия не просто для пассивного «вхождения» в культуру, а для осуществления практики, приобретения индивидуального опыта осмысления культуры. В частности, А. П. Валицкая отмечает, что гуманистическая перспектива культуротвореческой школы – удовлетворить сущностную потребность человека в структурной определенности мира, его доступности для сознания, соотносимости вещей, явлений, идей с человеческой мерой.
Главная идея культуротворческой школы - построение целостного образовательного процесса, ориентированного на возрастные особенности мировосприятия ребенка. Эта целостность достигается на путях междисциплинарной интеграции, когда предметы естественнонаучного, социогуманитарного и художественно-эстетического циклов решают общую задачу - построение целостного образа мира и человека в нем на каждом возрастном этапе образовательного процесса. Образовательная программа культуротворческой школы строится по принципу расширяющейся ойкумены: от родной (этно-региональной, городской, сельской) культуры - к культуре отечественной и далее, - к мировой культуре. Такой подход помогает решить основные проблемы современной средней школы: поддержать и развить интерес ребенка к школе и учению, сэкономить время, устраняя повторы, и, что самое главное, - дать выпускнику возможность адекватно ориентироваться в современном социокультурном пространстве, достойно действовать в нем.
Культуротворческая школа для ребёнка - это удовольствие понимать, играть, общаться. - строить собственный образ мира и человека в нем, сознавать ценностные духовно-нравственные основания своих отношений с миром людей; , - способность сорзнательно ориентироваться в современной социокультурной ситуации, выбирать свое место в общественной жизни и производстве на основании адекватной самооценки Основной принцип культуротворческой школы - "презумпция личности" ребенка, признание ценности и уникальности его мира, его права на слово и молчание, его интересов, потребностей и устремлений.
Учитель в культуротворческй школе - это суверенная творческая личность, осознающая место своего предмета в образовательной программе школы, в целостном образовательном процессе, направленном на воссоздание образа мира и человека в нем; - это человек, готовый к саморефлексии и коррекции, открытый к проблемам других членов коллектива; - это профессионал-гуманитарий, способный к педагогическому диалогу и сотрудничеству на путях междисциплинарной интеграции. Девиз учителя культуротворческой школы - "Я помогу тебе посстроимть мир"; Статус Культуротворческой школы Это среднее общеобразовательное учреждение любого типа: гимназия, лицей, средняя общеобразовательная школа и др.
Культуротворческая модель - не особый тип школы, а способ эффективного выполнения стандартной программы, где обучение и воспитание представляют собою единый процесс. Оптимальный вариант - школа полного дня, позволяющая работать над сценариями культуротворческих уроков-событий во внеурочное время.
СПИСОК КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКИХ ШКОЛ Бокситогорская МОУ БСОШ № 6 Петрозаводск МОУ «Державинский лицей» Год создания – 1991 Пермь СОШ «Прикамское чудо» с. Анзорей | Кабардино-Балкария Анзорай Санкт-Петербург ГОУ шк. № 411 Нальчик Кабардино-Балкария Санкт-Петербург Гимназия № 168 Санкт-Петербург СОШ № 530
ПРИМЕР ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКОЙ ШКОЛЫ МОУ БСОШ № 6 Бокситогорск Образовательная программа ориентирована на обеспечение уровня социальной готовности личности к самоопределению в сфере науки, культуры, межличностных отношений, развитие способности к творческому самовыражению в формах научного, художественного творчества; направлена на развитие у обучающихся культуры умственного труда, навыков самообразования, методов и средств научного, художественного, эстетического познания мира; создает условия для развития общей культуры учащихся, формирования навыков межкультурного взаимодействия с представителями других народов; предусматривает широкое использование возможностей предметов художественно-эстетического, гуманитарного циклов, направленных на формирование гуманистической ориентации личности, развития ее духовной культуры. Учебный план для 4, 8 классов составлен на основе типового базисного учебного плана 1998 года с учётом художественно-эстетического направления школы, для 1 - 3 -х, 5 -7 х, 9 - 11 х классов учебный план составлен на основе нового базисного учебного плана 2004 года в связи с переходом школы на предпрофильную подготовку и профильное обучение. Базисный компонент учебного плана сохранен полностью. Допустимая нагрузка учащихся 5 – 11 классов соответствует нагрузке шестидневной недели. 1 - 4 -ые классы занимаются с нагрузкой пятидневной недели.
Кабинет Мировой художественной культуры
Кабинет театра
Кабинет изостудии
Кабинет изостудии
ШКОЛА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ Александр Наумович Тубельский (2 октября 1940, Москва — 31 мая 2007, Москва) — российский деятель образования, президент «Ассоциации демократических школ» (Россия), канд. пед. наук, директор «Школы самоопределения» (школа № 734 г. Москвы), Заслуженный учитель Российской Федерации.
Тубельский А. Н. работал на заводе «Стройдеталь» в Краснодаре. В 1959— 1962 годах проходил службу в рядах Советской армии. Работал старшим пионервожатым в школах-интернатах Москвы (1962— 1967). В 1971 году окончил исторический факультет Московского областного педагогического института им. Н. К. Крупской. Работал организатором по внеклассной работе и учителем истории школы № 733 (1972— 1974), заместителем директора по методической работе Дворца пионеров и школьников им. Н. Крупской (1974— 1982), в Лаборатории трудового обучения и профессиональной ориентации АПН СССР (1982— 1985). По инициативе А. Н. Тубельского в 1992 году Министерством образования РФ и Московским Департаментом образования на базе общеобразовательной школы № 734 и детского сада № 869 было создано Научно-педагогическое объединение «Школа самоопределения» , которое в числе первых в России встало на путь поиска демократических перемен в сфере образования. Профессор Московского педагогического государственного университета, автор и редактор 16 книг и более 150 статей по проблемам содержания образования, укладу школьной жизни.
Созданная Тубельским А. Н. «Школа самоопределения» (Москва, 1995 г. ) предполагает «ориентацию на освоение культурных способов взаимодействия с миром идей, миром людей, миром искусства, техники и науки. При этом под освоением культуры понимается не отбор особо выдающихся или минимально необходимых сведений, достижений и произведений, а именно средств и способов, созданных человечеством, в том числе народами России, для понимания, освоения и преобразования духовного и материального мира» . А. Н. Тубельским выделяется ряд принципов изменения содержания современного образования в соответствии с культурологическим подходом, что в некоторой степени может разрешить проблему соответствия содержания образования общему социокультурному пространству. Он отвечает на вопрос, как сделать образование культуросообразным и социально-значимым, и предлагает строить его на основании следующих принципов: Принцип приоритетности целей образования. Принцип эволюционности трансформации содержания. Принцип приоритета интересов личности в образовании перед интересами общества и государства. Принцип культуросообразности содержания образования. Принцип вероятности и неполной определенности конечных результатов. Принцип использования опыта жизнедеятельности ребенка в социокультурной среде. Принцип деятельности самого ребенка как субъекта собственного образования означает, что знания, умения, навыки являются производными от деятельности (жизнедеятельности) человека. Принцип целостности, предполагающий, что изменение содержания ведется в направлении влияния на целостную структуру личности, ее познавательную, эмоционально-волевую, духовнонравственную сферы, а изменения в различных образовательных областях. Принцип экспериментальной разработки и апробации в педагогической деятельности.
Ребенок в условиях «Школы самоопределения» сможет освоить универсальные культуросообразные умения. «Отбор универсальных умений как ядра изменяемого содержания производится как с учетом специфики соответствующей ветви культуры, логики образовательной области и учебного предмета, так и с ориентацией на следующий примерный перечень универсальных культуросообразных умений, которые условно можно разделить на познавательные, деятельностные и коммуникативные. Познавательные: – понимать и интерпретировать тексты художественного, научного, делового характера; – выделять основной смысл текста, события, явления, соотносить со своим опытом и ценностями, то есть придавать им и формировать свой личностный смысл; – удерживать одновременно несколько смыслов сложных явлений, событий, текстов, ; – уметь получать, отбирать в соответствии с целями или потребностями информацию, использовать ее для достижения целей и собственного развития; – схематизировать информацию из письменных и устных источников, собственные тексты, идеи и рассуждения, типологизировать, систематизировать и классифицировать их; – вести наблюдение за природными объектами и явлениями, на их основе делать выводы об их сущностях, соотносить результаты наблюдений с прошлым опытом и представлениями, менять их в зависимости от новых результатов и анализа; – уметь строить предположения о возможных причинах и последствиях явлений материального и идеального мира, выдвигать гипотезы, обосновывать их основания; – видеть и вычленять проблемы, строить предположения об их разрешении, уметь поставить задачу, выявлять в ней ее условия и неизвестные компоненты, подбирать и создавать варианты решения; – находить свой личностный смысл в произведениях художественной литературы и искусства, соотносить их со своими чувствами, опытом, ценностями.
Деятельностные: – строить индивидуальную и коллективную деятельность в полном ее цикле; – уметь создавать для себя нормы деятельности и поведения, пользоваться или критически относиться к нормам, созданным другими, обществом и государством; – осуществлять в целях собственного образования выбор своих действий, объектов и предметов познания и труда, выдвигать адекватные основания выбора; – осуществлять рефлексию своей деятельности, поведения и ценностей, то есть уметь обращать свое сознание на свою деятельность и в связи с этим использовать в своей жизнедеятельности адекватное представление о сильных и слабых сторонах своей личности; – уметь самому составить алгоритм новой деятельности, поддающейся алгоритмизации; – выражать себя, мир своих чувств и представлений в художественном тексте, искусстве, пластике, в других видах творчества; – проводить самооценку собственных знаний и умений, трудовых усилий, продвижений в своем развитии.
Коммуникативные: – вести диалог в паре, малой группе, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта или результата; – владеть языком как средством коммуникации, понимания сходства и различия языка науки, искусства, математики, иностранных языков; – ориентироваться в пространстве, понимать язык схем, карт, планов, понимать, ощущать и использовать многомерность природного, рукотворного и социального пространства, понимать границы пространств и корректировать в связи с ними свои действия и поведение; – ориентироваться во времени, уметь соотносить факты и события прошлого и настоящего с эпохой, временем и другими событиями, высказывать предположения о тенденциях; – понимать, создавать, сохранять, изменять уклад жизни малой группы, класса, школы, города; – занимать в соответствии с собственной оценкой ситуации, ценностями, целями различные позиции и роли, понимать позиции и роли других людей.
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН «ШКОЛЫ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ»
КАФЕДРЫ ШКОЛЫ
Культурологический подход.pptx