Скачать презентацию КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ Подготовил Гончарук Николай Студент Института Наук Скачать презентацию КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ Подготовил Гончарук Николай Студент Института Наук

Гончарук Николай институты культуры.ppt

  • Количество слайдов: 24

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ Подготовил: Гончарук Николай Студент Института Наук о Земле 2 курс 1 группа КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ Подготовил: Гончарук Николай Студент Института Наук о Земле 2 курс 1 группа

ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА Ø Ø ü ü Представители: Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби Работы ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА Ø Ø ü ü Представители: Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби Работы А. Тойнби: «Постижение истории» (12 т. ) «Цивилизация перед судом истории» Арнольд Тойнби (1889 – 1975)

Постижение истории Каждый тип культуры отвечает на «вызовы» Бога, искупая и повторяя историю грехопадения. Постижение истории Каждый тип культуры отвечает на «вызовы» Бога, искупая и повторяя историю грехопадения. В настоящее время 7 типов: западная, православная, индуистская, китайская, дальневосточная, иранская, арабская. Каждая культура проходит 4 стадии развития: становление, рост, надлом, распад.

Взгляды и типология Освальда Шпенглера (1880 – 1936) Ø Ø Ø О. Шпенглер – Взгляды и типология Освальда Шпенглера (1880 – 1936) Ø Ø Ø О. Шпенглер – «пророк гибели западной цивилизации» Осн. труд – «Закат Европы» (1917 – 1923) «…у каждой культуры есть собственный тип истории, в стиле которой он непосредственно созерцает, чувствует и переживает общее и личное, внутреннее и внешнее, всемирно историческое и биографическое становление» «Закат Европы»

 «…в основе каждой культуры лежит душа, а культура – это символическое тело, жизненное «…в основе каждой культуры лежит душа, а культура – это символическое тело, жизненное воплощение души. Но ведь всё живое когда-нибудь умирает. Живое существо рождается, чтобы реализовать свои душевные силы, которые затем угасают со старостью и уходят в небытие вместе со смертью…» О. Шпенглер выделяет восемь «великих культур» : 1. Египетскую 2. Индийскую, 3. Вавилонскую, 4. Китайскую, 5. Греко римскую, 6. Византийско исламскую, 7. Западноевропейскую, 8. Культуру майя. В качестве новой культуры грядёт русско сибирская.

ОСВАЛЬД ШПЕНГЛЕР ЗАКАТ ЕВРОПЫ: ОЧЕРКИ МОРФОЛОГИИ МИРОВОЙ ИСТОРИИ (1917 - 1922) ч. 1. Гештальт ОСВАЛЬД ШПЕНГЛЕР ЗАКАТ ЕВРОПЫ: ОЧЕРКИ МОРФОЛОГИИ МИРОВОЙ ИСТОРИИ (1917 - 1922) ч. 1. Гештальт и действительность (1917) ч. 2. Всемирно-исторические перспективы (1918 -1922) утверждает, что метод он заимствовал у Гете, а постановку вопросов – у Ницше, для которого существование и мир представляются оправданными лишь как эстетический феномен ( «Рождение трагедии из духа музыки» ). подчеркивает традицию немецкой философии. Богатейшая немецкая культура – с одной стороны, милитаризм и технократия Германии начала XX в. – с другой, отразились в концепции автора «Заката Европы» . Отвергая, как и Н. Я. Данилевский, разделение истории на Древний мир, Средние века и Новое время (эту «невероятно скудную и бессмысленную схему» , в которой развитые культуры вращаются вокруг западноевропейской как «мнимого центра всего мирового свершения» ), Шпенглер предлагает систему отдельных миров становления, имеющих одинаковое значение в общей картине истории: античность, Запад, Индия, Вавилон, Китай, Египет, арабская и мексикан ская культуры. Шпенглер подчеркивает принципиальное различие мышления ( «ощущения» ) каждой культуры ( «гештальт одной единственной своеобразной души» ), особое внимание уделяя категории времени, принципиально важной для западноевропейского мировосприятия. Он подчеркивает относительность и принципиальную незавершенность как собственной концепции и системы, так и всякой другой.

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА Ищут истоки и объяснение культуры в общественной природе и организации человечества, т. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА Ищут истоки и объяснение культуры в общественной природе и организации человечества, т. е. в центре их внимания – само общество, его структура и соц. Институты Представители: француз Эмиль Дюркгейм (1858 -1917), немцы Макс Вебер (1864 -1920), Альфред Вебер (1868 -1958), американцы Талкотт Парсонс (1902 -1979), Питирим Сорокин (1889 -1968)

КУЛЬТУРА – ЦЕЛОСТНОЕ образование, состоящее из структурных элементов, функционально связанных друг с другом ФУНКЦИОНАЛИЗМ КУЛЬТУРА – ЦЕЛОСТНОЕ образование, состоящее из структурных элементов, функционально связанных друг с другом ФУНКЦИОНАЛИЗМ Бронислав Малиновский (1884 – 1942) Любой структурный элемент – звено, без которого культура (как целостная структура) не будет существовать Не интересует историческая динамика, только настоящее состояние культуры «В культуре не может быть ничего лишнего, случайного, иначе оно было бы выброшено и забыто» (р. «Научная теория культуры» )

В основе концепции: Теория потребностей человека «Культура – это вещественная и духовная система, с В основе концепции: Теория потребностей человека «Культура – это вещественная и духовная система, с помощью которой человек обеспечивает своё существование и решает стоящие перед ним задачи» Идея самоценности каждой культуры Ø Любая национальная культура – целостная система, где субъекты этой культуры решают собственные задачи Ø Вмешиваться в эту систему субъектам других культур нельзя, т. к. они нарушают её целостность ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРЫ СОСТОИТ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

Типология Питирима Сорокина «Социальная и культурная динамика» 1937 -1941 «Всякая великая культура есть не Типология Питирима Сорокина «Социальная и культурная динамика» 1937 -1941 «Всякая великая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры»

В зависимости от доминирующих ценностей выделяет 3 типа культур: 1. ИДЕАЦИОНАЛЬНЫЙ ТИП Преобладают сверхчувственные, В зависимости от доминирующих ценностей выделяет 3 типа культур: 1. ИДЕАЦИОНАЛЬНЫЙ ТИП Преобладают сверхчувственные, духовные ценности, поклонение некоему Богу, Абсолюту или Идее, т. е. «истина веры» и истина самоотречения 2. ЧУВСТВЕННЫЙ ТИП Преобладает «истина чувств» и истина наслаждения 3. ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ТИП Синтез 2 -х предыдущих, где чувство уравновешивается интеллектом, вера – наукой…, т. е. «человеческими умами будет руководить истина разума»

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ ПСИХОАНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛИЗМ ЭТОЛОГИЯ СТРУКТУРАЛИЗМ НАТУРАЛИСТИ ЧЕСКАЯ ШКОЛА АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ ПСИХОАНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛИЗМ ЭТОЛОГИЯ СТРУКТУРАЛИЗМ НАТУРАЛИСТИ ЧЕСКАЯ ШКОЛА

Психоанализ З. Фрейда ü ü ü Осн. работы: «Тотем и табу. Психология первобытной культуры Психоанализ З. Фрейда ü ü ü Осн. работы: «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» (1913) «Я и Оно» (1923) «Будущее одной иллюзии» (1927) Зигмунд Фрейд (1856 – 1939)

КУЛЬТУРА – ОРУДИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОДАВЛЕНИЯ свободных духовных порывов людей (индивида) Культура – «проекция индивидуальной КУЛЬТУРА – ОРУДИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОДАВЛЕНИЯ свободных духовных порывов людей (индивида) Культура – «проекция индивидуальной психики на общественный экран» , т. е. проявление индивидуальной психики в общественной жизни «Культура есть нечто навязанное противящемуся большинству меньшинством» «всякая культура вынуждена строиться на принуждении и запрете влечений» (ст. «Будущее одной иллюзии» ) Половой инстинкт – ЛИБИДО – направляет человеческое поведение и в преобразованном виде распространяется на общественную деятельность и культурное творчество Пример: дворец Тадж-Махал в Индии. По З. Фрейду, половой инстинкт, энергия супружеской любви обрела облик дворца-мавзолея

Ученик З. Фрейда К. -Г. Юнг строит свою концепцию на категории «коллективного бессознательного» «Коллективное Ученик З. Фрейда К. -Г. Юнг строит свою концепцию на категории «коллективного бессознательного» «Коллективное бессознательное» «вторжение опыта прежних поколений, запечатлённого в структурах мозга» . Этот опыт сохраняется в культурных архетипах Архетип – изначальные представления о мире, лежащие в основе общечеловеческой психики и находящие своё выражение в мифах, верованиях, сновидениях, произведениях литературы и искусства и многих других областях духовной жизни человека. Архетип – это «первообраз» , «праобраз» (р. «Архетип и символ» ).

Йозеф Хейзинга 1872 -1945 Homo Ludens (Человек играющий) Осень Средневековья Игровая концепция культуры Йозеф Хейзинга 1872 -1945 Homo Ludens (Человек играющий) Осень Средневековья Игровая концепция культуры

НАТУРАЛИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА Отличительная черта – стремление подчеркнуть биологическую обусловленность культуры Объясняют явления культуры, отталкиваясь НАТУРАЛИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА Отличительная черта – стремление подчеркнуть биологическую обусловленность культуры Объясняют явления культуры, отталкиваясь от психобиологической природы человека Этология – наука о животных, созданная Конрадом Лоренцом и Николсом Тинбергеном § Осн. труды: «Эволюция ритуала в Биологической и культурной сферах» , «Агрессия» ; «Социальное поведение животных» КУЛЬТУРА КАК ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ

1970 -1980 -е гг. – ЭТОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА Конрад Лоренц (1903 -1989) Перенёс наблюдения над 1970 -1980 -е гг. – ЭТОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА Конрад Лоренц (1903 -1989) Перенёс наблюдения над животными на человека и разработал теорию «инстинктивных основ человеческой культуры» , суть которой в том, что стереотипы поведения животных соответствуют культурным ритуалам и нормам человека и созданы в результате естественного отбора КУЛЬТУРНАЯ (СОЦИАЛЬНАЯ) СРЕДА КАК СИСТЕМА ТОРМОЖЕНИЯ

У истоков – Фердинанд де Соссюр üНе только лингвистика изучает знаки üД. б. всеобъемлющая У истоков – Фердинанд де Соссюр üНе только лингвистика изучает знаки üД. б. всеобъемлющая наука, изучающая все знаковые системы в их совокупности и соотнесении с окружающим миром структурализм Французские структуралисты К. Леви-Строс Р. Барт КУЛЬТУРА – СОВОКУПНОСТЬ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ И КУЛЬТУРНЫХ ТЕКСТОВ Русские структуралисты Ю. Лотман, Топоров, Успенский КУЛЬТРНОЕ ТВОРЧЕСТВО - СИМВОЛОТВОРЧЕСТВО

Идеи Р. Барта – главы «новой критики» Периодизация научного творчества: Доструктурализм (50 -е гг. Идеи Р. Барта – главы «новой критики» Периодизация научного творчества: Доструктурализм (50 -е гг. ) Структурализм(60 -е гг. ) Постструктурализм (70 -е гг. ) Труды: § «Введение в структурный анализ повествовательных текстов» (1966) § «Критика и истина» (1966) § «Нулевая степень письма» § «Избранные работы. Семиотика. Поэтика» § Ст. «Смерть автора» Идеи: § Любые культурные тексты – знаковые структуры, помимо явных смыслов, в них содержится множество неявных. § Понятие «неявной культуры» , количество прочтений которой бесконечно

 «Р. Барт методологически обосновывает такое литературоведение, которое занято не разъяснением непосредственного значения произведения «Р. Барт методологически обосновывает такое литературоведение, которое занято не разъяснением непосредственного значения произведения тем, кто сам его не понимает, а раскрытием смысловой полноты литературы тем, кто хочет к ней приобщиться» Р. Барт: «… что бы ни воображали те или иные общества, произведение преодолевает их границы…: произведение «вечно» не потому, что оно навязывает различным людям некий единый смысл, а потому что внушает различные смыслы единому человеку, который всегда, в самые различные эпохи говорит на одном и том же символическом языке…» Р. Барт: «…любая эпоха может воображать, будто владеет каноническим смыслом произведения, однако достаточно немного развернуть границы истории, чтобы этот единственный смысл превратился во множественный, а закрытое произведение – в открытое»

СЕМИОСФЕРА – это СЕМИОТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО, по своему объекту, в сущности, РАВНОЕ КУЛЬТУРЕ Ø СЕМИОСФЕРА СЕМИОСФЕРА – это СЕМИОТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО, по своему объекту, в сущности, РАВНОЕ КУЛЬТУРЕ Ø СЕМИОСФЕРА – необходимая предпосылка языковой коммуникации Ø Устройство, состоящее из отправителя, адресата и канала информации, само по себе не будет работать. Для этого оно должно быть погружено в семиотическое пространство. Т. е. участники коммуникации должны иметь предшествующий семиотический культурный опыт… «Представим себе в качестве некоего единого мира… зал музея, где в разных витринах выставлены экспонаты разных эпох, надписи на известных и неизвестных языках…, схемы маршрутов экскурсий и правила поведения посетителей, и представим всё это как единый механизм… МЫ ПОЛУЧИМ ОБРАЗ СЕМИОСФЕРЫ…. » ОБРАЗ СЕМИОСФЕРЫ Ю. Лотмана по сути, совпадает с нашим пониманием РЕАЛЬНОСТИ

ГЕРМЕНЕВТИКА (разъясняю, истолковываю) – теория интерпретации и понимания смысла… (Ю. Борев) «Первоначально это слово ГЕРМЕНЕВТИКА (разъясняю, истолковываю) – теория интерпретации и понимания смысла… (Ю. Борев) «Первоначально это слово применялось к интерпретации библейских текстов, а теперь им обозначается наука о том, как, до какой степени, при помощи каких принципов и процедур мы можем интерпретировать литературные тексты…» (Ю. Борев) Шлиермахер: логическое толкование текста ( «свободное и научное» толкование) Дильтей: духовное толкование текста (попытка понять автора, исходя из его духовного мира; вживание в образ автора)

Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!