Типология д.-нр.ценностей.ppt
- Количество слайдов: 28
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ: Типология духовно-нравственных ценностей. Штец Александрович профессор кафедры «Дошкольное и начальное образование» Сев. ГУ
Введение Россия переживает огромный рост национального самосознания, необычайно обострившего внимание российского общества к истокам своего духовного наследия. Сегодня даже руководством страны настойчиво ставится вопрос, что же представляет собой человек русского мира. Кажется, уже всем стало очевидным, что без понимания специфики духовной культуры современной России невозможно говорить ни о правильном самоопределении российской нации, ни о самой возможности противостоять ею фактически начатой Западом гуманитарной интервенции. Тем не менее обсуждение проблем духовной культуры России, например, в средствах массовой информации часто носит поверхностный, а в ряде случаев и искаженный характер.
С одной стороны, адепты либеральной идеологии упорно продолжают настаивать на том, что Россия – это европейская страна, а мы ничем не отличаемся от западного человека, таким образом, отказывая России на собственную национальную самобытность, в том числе, и в духовной сфере. Более того все проблемы российской идентичности предлагается решать на экономической основе, так как материальные ценности – благосостояние человека, его права и народа - первичны. В результате духовная культура нации сводится к понятию качества жизни, в котором запросы личности абсолютизируются, фактически противопоставляя человека обществу. Очевидно, сегодня нам необходимо понять, как в российской культуре соотносятся материальные и культурные ценности.
С другой стороны, в последние годы существенно повысилось влияние на российское общество религиозной духовности: основы религиозной этики преподаются даже в общеобразовательной школе. Проникновение религиозной этики в светскую культуру постоянно обостряет антагонизм между греховным и нравственным началом в духовной жизни общества, так как, говоря словами патриарха Алексия II, и «права человека должны иметь свои нравственные пределы» . К сожалению, засилье в настоящее время либеральных ценностей привело к размыванию этих пределов и к полному не пониманию среди многих людей: где зло, а где добро. Другими словами, в системе духовной культуры должны четко различаться отрицательные и положительные ценности.
В последние годы к проблеме духовной культуры России возросло внимание и руководства страны. В частности, президент РФ В. В. Путин в своей статье «Россия: национальный вопрос» ( «Независимая газета» от 23. 01. 2012 г. ) предложил концепцию новой государственной идеологии развития страны. Это идеология традиционного консерватизма, предусматривающая развитие России на основе традиционных ценностей, ведущая роль среди которых отводится ценностям духовной культуры «человека русского мира» .
Однако, все попытки определить эти ценности носят какой-то надуманный характер, поскольку не учитывают естественно- исторические факторы становления российской культуры. Несмотря на это обстоятельство, в системе духовной культуры России должны выделяться не только так называемые общечеловеческие ценности, но и ценности национальной российской культуры.
Основные проблемы духовной культуры России: 1) нам необходимо понять, как в российской культуре соотносятся материальные и духовные ценности; 2) в системе духовной культуры должны четко различаться отрицательные и положительные ценности; 3) в системе духовной культуры России должны выделяться не только так называемые общечеловеческие ценности, но и ценности национальной российской культуры.
1. Социальные измерения духовных ценностей российской культуры.
Первое основание - понятия личность, ее социализация и развитие внутреннего мира личности. Принципиальное значение в этой связи приобретает то, что духовно-нравственное развитие личности понимается и как осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности. В процессе своего освоения ценности окрашиваются смыслами и, таким образом, трансформируются в духовные ценности внутреннего мира человека, формируя цели, его жизненную позицию и мировоззрение в целом. С этой точки зрения материальные ценности принципиально отличаются от духовных тем, что отражают только внешний мир человека.
Виды материальных ценностей. Конкретно- Абстрактно- Деятельностные предметные понятийные ценности человек права человека, игра, деньги, наука, работа, семья, родина, служение, природа, демократия, любовь, человечество гражданственность ненависть
Второе основание - влияние ценностей на характер развития личности. В зависимости от прогрессивного или регрессивного характера развития личности ценности разделяются на положительные и отрицательные типы. Так, отрицательные ценности формируют у человека устойчивую позицию «жить для себя» , так как направлены на удовлетворение эгоистических потребностей личности. Возникает особый тип личности социального индивидуалиста, способного ради достижения своих целей «жить и за счет людей» .
В предложенной системе социальных измерений духовной культуры к ценностям самореализации могут быть отнесены: 1) как отрицательные ценности – ценности общества потребления; 2) как положительные - ценности общечеловеческой нравственности. Для ценностей общества потребления, или потребительских ценностей, характерно то, что их образуют собственно материальные ценности, субъективированные личностными смыслами «счастья» . В таком качестве ценности начинают немедленно определять весь духовный, а точнее бездуховный, мир человека.
Потребительские ценности относят к отрицательным (греховным) ценностям еще и потому, что они: во-первых, не позволяют личности самореализоваться, т. е. «быть счастливой» , так как всегда вызывают особое состояние ненасытности – «чем больше, например, денег имеешь, тем больше их хочется» ; во- вторых, они подчиняют себе человеческую душу целиком, не оставляя в ней места для какой бы то ни было нравственности. Эти свойства потребительских ценностей и выступают тем механизмом, который запускает многочисленные социальные болезни личности.
Базовые ценности общества потребления Потребительские ценности Социальные болезни 1. Богатство жадность, зависть, мошенничество, воровство, грабеж и т. п. 2. Гедонические ценности чревоугодие, алкоголизм, проституция, наркомания, игромания и т. п. 3. Карьера карьеризм 4. Слава тщеславие 5. Власть культ личности 6. Толерантность соц. беззащитность
Ценности общечеловеческой нравственности принципиально отличаются тем, что личностные смыслы «счастья» наполняются не эгоистическим содержанием «любить себя» , а альтруистическим отношением «любить людей» как единственной возможности признания (уважения) человека в гражданском обществе. Данные ценности не придумываются искусственно, они вынашиваются, созидаются в коллективном творчестве в течение многих веков и поэтому признаются всеми народами человеческой цивилизации.
В настоящее время ценности общечеловеческой нравственности прочно связываются с понятием гражданского общества, строительство которого в современной России рассматривается как важнейшая задача. Очевидно, и общечеловеческая нравственность должна выражаться в ценностях гражданского общества, носителем которых обязан быть каждый гражданин Российской Федерации.
Базовые ценности гражданского общества Гражданские ценности Социальные умения 1. Достоинство - поступки в соответствии с ожиданиями общества 2. Честь - защита правды о реальной жизни общества 3. Совесть - самооценка своей ответственности перед обществом 4. Закон - справедливость и равенство в обществе 5. Свобода - принятие актуальных решений в жизни общества 6. Солидарность - включаемость в общественную жизнь 7. Адаптивность - уважение культуры общества
Третье основание - бинарная структура ценностно- смысловой сферы личности. С этой точки зрения в системе духовной культуры как отрицательные, так и положительные ценности должны разделяться на две разные по своим личностным смыслам сферы – ценности самореализации и ценности самоопределения. Ценности самореализации отличаются в первую очередь тем, что отражают личностные смыслы «быть счастливым» , ценности самоопределения – «быть россиянином» .
2. Исторические измерения духовных ценностей российской культуры.
Не менее разнообразна система ценностей сферы самоопределения личности. Она так же, как и ценности самореализации включает в свою структуру отрицательные и положительные ценности, но отличается тем, что по своему содержанию глубоко исторична. Все ценности сферы рождались веками в течение всех периодов национальной идентификации русского народа, начиная с Древней Руси.
Этот процесс активно продолжается и сегодня: для современной России главная задача как раз и заключается в том, чтобы осознать корни собственной духовной культуры, типологию ее традиций, по Ф. Достоевскому, суть «русской идеи» . Чтобы правило решить эту задачу, нужно избежать две опасности: во-первых, избежать подмены ценностей национальной культуры ценностями национализма, как это произошло на Украине; во-вторых, определить параметры обоснованного выделения основных духовных ценностей российской культуры.
По своему содержанию националистические ценности должны квалифицироваться как отрицательные ценности, так как почвой для их освоения является социальный эгоизм, т. е. потребительские ценности. Кроме того, национализм становится причиной тяжелейших заболеваний души человека, приводящих к тому, что человек становится социально опасным для общества. Для точной характеристики национализма крайне важно отметить и то, что он проявляется только в оболочке патриотизма: ведь националист тоже любит Родину, но эта любовь всегда направлена против людей.
Базовые ценности национализма. Националистические Социальные болезни ценности 1. Превосходство расизм, шовинизм, нацизм и т. п. 2. Обвинение комплекс неполноценности 3. Страх ксенофобии 4. Угроза экстремизм 5. Вера фанатизм
Первый параметр - содержание национальных ценностей представляет нравственность, которая в отличие от общечеловеческих ценностей несет в себе отпечаток духовного творчества российской нации. В результате этого творчества нравственные ценности приобрели субъективную (национальную) окраску, отразив, таким образом, опыт многих поколений всех народов Российской Федерации. С этой точки зрения национальная нравственность является продолжением развития общечеловеческой нравственности и поэтому не может ей противоречить.
Второй параметр - национальная культура РФ не может связываться с культурой одной нации или с так называемым мультикультурным обществом – обществом равноправных (т. е. независимых друг от друга) культур. Российская Федерация представляет собой полиэтническое общество, в котором сложилась уникальная культурная целостность – «нация наций» .
Третий параметр - историческим фактом оказывается и сама традиция русской культуры, составляющая ядро духовности человека русского мира. В русской философской мысли она определяется соборным отношением человека к миру, или просто - соборностью.
Базовые ценности национальной культуры Гражданские ценности Национальные ценности Достоинство как золотое Община - со-единство как правило нравственности – самоактуализация человека в взаимной зависимости свободы обществе. личностей. Честь как правда реальной Откровение - вера в правду картины жизни общества. отношений человека и общества. Совесть как ответственность Соблаговоление – перед обществом. ответственность за созидание самоценностей в обществе. Закон как верховенство закона Благодать – «общее дело» как в жизни общества. сотворчество самоценностей человека и общества.
Базовые ценности национальной культуры Гражданские ценности Национальные ценности Свобода как осознанный Воля как осознанный выбор для признания в для самоценности общества. обществе. Солидарность как Многоединство - со-отечество отзывчивость и сопереживание как выражение личного обществу. (национального) через вхождение в общее. Адаптивность как личное Сожаление как человеколюбие принятие культуры общества. мира и миролюбие человека.
Типология д.-нр.ценностей.ppt