Культурологическая грамотность учителя.pptx
- Количество слайдов: 11
Культурологическая грамотность учителя подготовила Шевченко Ульяна
• Анализ опыта преподавания в лицее свидетельствует о том, что у учащихся не сформировано понимание полезности культурологической подготовки для их будущей профессиональной деятельности, отсутствует интерес к культурологии. • Однако неразвитость культурологических представлений педагога осложняет понимание феноменов культуры, являющихся стержневым компонентом гуманистического воспитания, тормозит развитие эмоциональной сферы, творческой самостоятельности. • Далеко не все учителя могут общаться с детьми на уровне гуманистического мировоззрения и образного мышления. Обучение в пединституте свидетельствует о необходимости повышения эффективности культурологического образования у будущих учителей.
Основная функция культурологического образования • Культурологическое образование должно давать студентам четкое представление о педагогической профессии как сфере культуры, о культурологической функции специального знания, о роли учителя в сохранении и трансляции культурных ценностей, должно прививать навыки инкультурационной работы с детьми, формировать будущего учителя как человека культуры.
Проблема культурологического образования • Проблема культурологического образования комплексная. Ее изучение осуществляется философами, социологами, психологами, педагогами и культурологами. Культурологическая линия в педагогике утвердилась в трудах А. Дистервега, а впоследствии была развита как педагогами теоретиками, так и практиками. Значительный вклад в исследование культурных основ педагогики внесли отечественные ученые - М. М. Бахтин (идея диалога культур), В. С. Библер (культура как диалог), Л. С. Выготский (культурноисторический подход к развитию личности), Г. С. Батищев, М. М. Мамардашвили (представления о культурном поле личности и общении). Их труды обусловили сближение культурологии и педагогики и в то же время предопределили новые культурологические проблемы в образовании.
Пути развития культурологической грамотности Культурологическое образование будущих учителей будет эффективным, если: 1) его целью будет формирование учителя как человека культуры; 2) в основу содержания культурологического образования положены идеи личностно-ориентированного подхода, способствующие развитию мотивационно-ценностного отношения к культурологическим знаниям и раскрывающие индивидуально-творческий потенциал учащихся; 3) разработаны и экспериментальным путем проверены приемы, обеспечивающие оптимальные условия эффективности культурологического образования; 4) культурологическое образование создаст предпосылки для более глубокого изучения других гуманитарных дисциплин и обеспечит культурологический подход к специальным знаниям.
Культурологическое образование - ЭТО целостный образовательный процесс, включающий: 1) совокупность знаний и опыта, отражающих содержание и ценности мировой, отечественной и национальной культуры; 2) формирование учителя как человека культуры; 3) развитие умений адаптировать и транслировать ценности культуры в детскую среду и использование их в учебновоспитательной деятельности.
Культурологическая грамотность в образовании • Культурологическое образование призвано обеспечить общую и профессиональную инкультурацию личности, сформировать национальную, социальную, культурную и религиозную толерантность, уважение законов общечеловеческого бытия. • Культурологическое образование в высшей педагогической школе отличается рядом особенностей: - оно формирует будущего учителя как человека культуры; - развивает у студентов способности создавать в школьном коллективе культурно-нравственные условия для всестороннего развития учащихся; - подготавливает студентов к осуществлению культурнопросветительской деятельности.
• В современной педагогической теории и практике наблюдаются интеграционные процессы, которые способствуют выстраиванию педагогического знания на основе философии, социологии, этики и эстетики. • Отсутствие вариативности технологий, технологическая неразработанность педагогического руководства самостоятельной работой студентов и другие особенности современной педагогической системы управления подготовкой будущих преподавателей не представляют хороших условий для решения задач профессионального образования, и, вместе с тем, убеждают в необходимости перемен в области подготовки педагогических кадров для школы и вуза, чтобы удовлетворить потребности общества в развитии культуры и формировании нового человека - человека культуры - личности свободной, гуманной, духовной, творческой.
• По своему происхождению педагогическая культура производна от культуры общества, которую определяют как позитивный опыт человечества, обладающий человекотворческой функцией, в структуре которой воспроизводится структура человеческого, деятельностного отношения к миру. Становление педагогической культуры связано с объективизацией мира идей, чувств, целей и ожиданий общества. Она есть механизм реализации надежд общества, потенциальная возможность воплощения его мечты, путь и средство перехода нынешнего поколения в завтрашний день. Посредством педагогической культуры происходит исторический процесс развития общества, его сознания и практической деятельности, обогащение мысли и разума отдельной личности. • Именно поэтому, представляется правомерным рассматривать в системе профессиональных качеств педагога такое социально важное качество как культурологическая грамотность.
Культурологическая грамотность В содержание этого феномена как компонента педагогической культуры учителя входят следующие составные элементы: • • • профессионализм, нестандартность, оригинальность, образованность, выразительность, логичность, лексическое богатство, коммуникативность, творчество, культурологическая подготовленность. При этом мерой сформированности культурологической грамотности должна специальных знаний и умений. у преподавателя выступать система
Вывод • Культурологический подход, являясь одним из подходов в реализации идей личностноориентированного образования, оказывает большое влияние не только на построение процесса обучения, методы преподавания, но и утверждает новый стиль взаимоотношений преподаватель - студент, студент - группа, как диалоговое общение полноправных личностейкультур. Замена прежней системы отношений «субъект-объект» на более широкую систему отношений «субъект-субъект» создает основу для подлинной гуманизации образовательного процесса.