восприятие города.pptx
- Количество слайдов: 28
КУЛЬТУРНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВОПРОС ВОСПРИЯТИЯ СРЕДЫ «Путь развития сознания есть путь творчества. А насколько внешняя форма соответствует внутреннему содержанию постигающего идею, или созерцателя истинной реальности, мира Идей, зависит уже от индивидуальности…» А. А. Ахмедова
Восприятие, перцепция (от лат. perceptio) — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. Обнаружение — исходная фаза развития любого сенсорного процесса различение, собственно восприятие Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом З. Н. Яргина
Двухсторонняя связь динамичности личности и пространства При установлении взаимосвязей между архитектурой и проявлениями психики можно выявить некоторые интересные факты. Темперамент архитектурного пространства зависит от динамики поведения людей, включенных в это пространство, также как поведение и эмоции людей зависят от характера и динамики формы объектов архитектуры сангвинистическое пространство высокой активностью поведения людей, которое связано с восприятием разнообразия и богатства архитектурных форм. Динамика поведения зависит от впечатлений и эмоциональных ощущений, полученных при взаимодействии с объектами архитектуры. (пространства театров, храмов, цирков, зрелищных сооружений); для холерического пространства резкость и стремительность действий, яркая выраженность эмоциональных переживаний, но зависят они уже от активности и энергии действий самих людей. Это обусловлено определенным характером местности и назначением архитектурного объекта (рынки, ж/д вокзалы, аэропорты, спортивные сооружения, офисы); меланхолистическое пространство связывается с такими характеристиками поведения людей как малый уровень активности, сдержанность архитектурных форм, устойчивость пространственных планировок (жилые комплексы, больницы, оздоровительные учреждения). флегматическое пространство характеризуется низким уровнем активности поведения, медлительностью и спокойствием действий людей, ровностью и постоянством эмоциональных ощущений (пространство библиотек, учебные заведения);
Форма и содержание Проблема творчества составляет существенную часть эстетики, однако в основном эстетика формирует себя вокруг понятия восприятия. Творческий процесс в искусстве рассматривается в тесной связи с воображением как способностью к созданию и развитию образов, призванных найти выражение в искусстве, составляющих его содержание, или идей, определяющих форму искусства. Следовательно, проблематика творчества оказывается связана скорее с содержательной стороной искусства, в то время как проблематика восприятия разрешается через анализ формы.
ГОРОД КАК ЧАСТЬ ВОСПРИНИМАЕМОЙ СРЕДЫ Город – важнейший элемент территориальной организации общества. Система поселений и хозяйственно освоенных территорий материально выражает и закрепляет территориальную организацию общества: его жизненные процессы, институты, выработанные обществом нормы. Город одновременно и зеркало общества, и его инструмент, «машина для жизни» . З. Н. Яргина ментальная карта Люди мыслят в категориях тех или иных мест, или пункты могут быть ранжированы по иерархическому принципу (некоторые из них крупнее, имеют более важное значение, более привлекательны и т. п. ); люди мыслят в терминах путей, связывающих между собой различные пункты, и наличие препятствий, способных блокировать связи между парами каких-либо точек "Не имеет значения, что мы не можем непосредственно наблюдать ментальную карту. . . Если испытуемый ведёт себя так, словно подобная карта существует, этого уже достаточно" (Милграм С. , 2000 г. ).
План на основе сравненительного анализа подходов в формировании городской среды Камило ЗИТТЕ(XIX-XXвв, Австрия) и З. Н. Яргиной(Москва, 1991 г) ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ Связь между постройками, монументами и площадями Целостность градостроительной композиции О свободной середине и замкнутости площадей Смысл и значимость элементов градостроительства Размеры и форма площадей Функциональные и композиционные модели описания Нерегулярность старых площадей, группа площадей ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО В ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВЕ Скудность идей и безликость городского строительства Границы эстетических преобразований в современном градостроительстве Примеры градостроительных преобразований на основе художественных принципов Процесс художественного творчества в градостроительстве Взаимосвязь рационального и интуитивно - художественного Язык градостроительного искусства
Связь между постройками монументами и площадями В средние века и- в эпоху Возрождения городские площади использовались для оживленной общественной жизни, и соответственно сохранилось согласие между ними и прилегающими общественными зданиями. Сегодня площади в лучшем случае — лишь стоянки для экипажей и не может быть и речи о художественном единстве между площадями и зданиями. Сегодня нет окруженных портиками агор и зданий парламентов, нет торжественного спокойствия около университетов и соборов, нет людской толпы и рыночной суеты у ратушей и вообще нет движения там, где в древности оно было особенно оживленным, а именно около монументальных общественных зданий. Таким образом, нет признака прелести старинных площадей. Изменилось и скульптурное украшение площадей, и не в пользу современных, О богатстве античных форумов статуями уже упомянуто, а любовь к искусству великого стиля сохранилась и в дальнейшем, что подтверждает один лишь взгляд на уже приведенные изображения Синьории во Флоренции и на Лоджию деи Ланци на этой "же площади. - уместна поговорка: «нужда стену ломит»
Связь между постройками монументами и площадями В Вене в настоящее время процветает школа ваяния, которая создала значительное число выдающихся произведений. Однако, кроме некоторых исключений, о которых еще будет речь, они украшают не общественные площади, а общественные здания. Богат и драгоценен скульптурный декор обоих придворных музеев, в равной мере уже выполненный и еще выполняемый у здания парламента. Оба придворных театра, венская ратуша, новый университет, вотивная церковь покрыты многочисленными превосходными произведениями скульптурной пластики. Вотивная церковь по образу старинных соборов должна постепенно заполниться целым рядом монументов. Подобное начато также у зданий университета и австрийского музея. А где остались общественные площади?
О свободной середине и замкнутости площадей Однако ясность основных принципов античности уже терялась в средние века и в эпоху Возрождения. Свободная середина римских форумов, так сказать, очевидна. Кто этого не замечает, тот вообще ничего не замечает. Даже у Витрувия можно прочесть, что середина принадлежала не статуям, а гладиаторам. В последующие времена вопрос становится запутаннее. Не говоря уже о том, что по мере Приближения к нашему времени все чаще что- то устанавливается именно в середине площадей, сам выбор места для фонтанов или скульптур во многих случаях выглядит насмешкой над его мотивацией. Бывают совершенно невообразимые случаи расположения, и все же следует признать, как с Давидом Микеланджело: выбор места подсказало тонкое чувство гармонии. Таким образом, к античному правилу ставить монументы по краям площадей присоединяется также последующее чисто средневековое и более северное: монументы и особенно рыночные фонтаны ставить на пунктах, которые не затрагивают транспортное движение по площади.
О свободной середине и замкнутости площадей четыре отодвинуты к краю или в угол площади (рис. 15). Однако и этот прием расположения не соответствует современному духу, так как центр церкви, так же как и при монументах, не совпадает с центром площади. Таким образом, в Риме церкви, как правило, никогда не возводились свободно- стоящими. Это относится ко всем городам Италии, например к Павии (где свободностоящий лишь собор, рис. 16), Кремоне, Милану (за исключением собора), Венеции, Неаполю, Палермо (за исключением собора, рис. 17), Реджио (в том числе и собор) и многим другим. Приведенные примеры свободного расположения опять-таки не соответствуют современному приему, а скорее античному — располагать монументы по краям площади. Относительно сооружений это еще более важно, так как они могут произвести впечатление лишь тогда, когда на небольших площадях их можно будет обозревать с соответствующего расстояния. Своеобразную планировку имеет соборная площадь в Брешии (рис. 18). Она соответствует описанной системе, поскольку фасад собора здесь играет роль пространственного ограничения площади.
Замкнутость площадей Несмотря на выход на площадь широкой улицы, можно добиться замкнутости, показывает пример «Нового рынка» (Neue Markt) в Вене (рис. 26). Эта площадь, (хотя и не совсем точно), но также устроена по ному принципу, равно Как и большая ратушная площадь в Санкт-Пелтене и многие другие. Остается еще назвать колоннады и портики. Самая большая площадь Рима — площадь Св. Петра — образована именно такими колоннадами, однако часто тот же мотив успешно применен и для заполнения разрывов.
Размеры и форма площадей Прежде всего необходимо найти правильные соотношения между размерами ллощадей и зданий. Но, как все в этой области, так и эта соразмерность не. поддается точному определению, и здесь не исключены значительные отклонения. Это доказывает лишь один взгляд на план любого большого города. Соотношения между зданиями и площадями нельзя определить с такой же точностью, как, скажем, соотношения между высотой колонны и антаблемента в теории архитектурных форм. Но такое определение, по крайней мере приблизительное, весьма желательно, особенно для современного градостроительства, в котором постепенное историческое развитие вытеснено родившимися на чертежной доске произвольными предположениями. Ввиду важности этого вопроса все приведенные в настоящем исследовании эскизы планов выдержаны по возможности в одном масштабе [15]. При сравнении этих эскизов вырисовывается такое разнообразие, которое граничит с произволом. Однако возможно сделать следующие выводы: Главные площади больших городов больше главных площадей малых городов; несколько площадей в городе могут иметь максимальные размеры, остальные же должны быть минимальными; величина площадей тесно связана с размерами доминирующего здания, при этом должны быть учтены как категория площади согласно п. 2, так и условия согласно п. 1, а высота здания (от уровня площади до основного карниза) должна быть соизмерима с расстоянием до противоположного края площади.
Нерегулярность старых площадей Сегодня особое внимание уделено прямолинейности улиц «длиною в несколько часов» и еще более — абсолютной регулярности площадей. По существу это одно и то же, и все усилия напрасны, если иметь в виду художественные задачи. Причины типичных нерегулярностей старых площадей заключаются в особенностях их исторического развития, и почти невозможно ошибиться, предполагая в каждом своеобразном изгибе некогда бывшую целесообразность, будь это уже утраченный лоток воды, дорога или какая-то другая постройка подобных очертаний. Я убедился, что эти неправильности производят отнюдь не неприятные впечатления, а как раз, наоборот, возрастает естественность, возбуждается интерес и, что самое главное, усиливается живописность. Меньше известно, где предел этих нерегулярностей, после которого их восприятие начинает бросаться в глаза. Не менее удивительно несоответствие между планом и воображением площади Санта Мария Новелла во Флоренции (рис. 36). В действительности площадь пятиугольная, а в памяти осталась четырехугольной (разумеется, не у всех, но у большинства). Это, видимо, из-за того, что в натуре всегда воспринимаются лишь края площади, так как угол между двумя оставшимися всегда позади и не виден. А расположены ли оставшиеся три края взаимно перпендикулярно или под широким углом, легко в этом ошибиться. Для достижения живописных и архитектурных эффектов нет никакой необходимости в строгой симметрии и безупречной геометрической регулярности.
Целостность градостроительной композиции (Яргина З. Н. ) В восприятии образа Понятие «пространственная целостность» художественной композиции обозначает такие качества, как (внутреннюю связность) и определенную автономность, противопоставленность окружению. Речь идет о завершенности композиции здания или ансамбля любого уровня и масштаба благодаря определенной взаимосвязи частей, внутренней собранности и пространственному выделению его на фоне застройки или природного ландшафта. При этом свойства внутренней связности и внешней ограниченности, выделенное взаимодействуют, усиливая друга. Пространственная целостность непосредственно связана с иерархическими отношениями между элементами (отношениями элементов по значимости). Ее другим важным аспектом является тематическое (типологическое) единство композиции, которое предполагает определенную степень сходства между элементами (морфологического, стилистического), что позволяет воспринимать композицию как образную целостность.
Пространственная целостность, иерархичность (Яргина З. Н. ) Городское пространство Рима 18 в Пространственную целостность — активность внутренних композиционных связей и внешняя ограниченность объекта; иерархическую соподчиненность элементов, выражаемую в определенном соотношении их по значимости и активности; тематическое единство, выражаемое в определенной мере многообразия элементов; гармоническое соотношение элементов—как дополнительное качество всех названных выше отношений (пространственная, иерархическая и тематическая упорядоченность и уравновешенность). Названные характеристики взаимосвязаны, однако определяют разные аспекты целостности композиции и обусловливаются разными свойствами художественного объекта. Прежде чем остановиться на каждой из групп композиционных приемов, следует назвать еще одну особенность композиционных принципов в градостроительстве
Художественная идея, композиционный каркас(Яргина З. Н. ) Город – сложная система. Применительно к задачам композиционной целостности можно говорить о трех аспектах рассмотрения композиции: планировочном, представляющем общую идею организации городского пространства; архитектурной композиции зданий и ансамблей; композиции среды во взаимосвязи архитектурных и неархитектурных составляющих. Наиболее разработаны в теории вопросы собственно архитектурной композиции. Композиция в аспекте планировочных решений сегодня начинает активно исследоваться, обозначая ряд новых для художественного творчества проблем. Дискуссионными оказываются вопросы о самой правомерности отнесения планировочных решений города к области композиции. Выявляется необходимость определения таких пограничных художественных категорий, как: композиционная схема —художественная идея, композиционный каркас— главная тема и др. Городское пространство Рима 18 в Отражение функций в планировочной структуре
Историческая предопределенность (Яргина З. Н. ) Особенностьгородских центров и формирования зон их влияния) обусловлена внешней обособленностью. Характерно, что эти средства четко фиксировались в древности ритуалами освоения пространства, включавшими обход территории по периферии и размещение в центре ключевых сакральных точек. «Пространство человека» возникает через его отделение и через развертывание вовне по отношению к центру. Ритуал имел синкретическим характер и содержал многие идеологические, социальные и утилитарно-жизненные смыслы. В наше время универсальность понятий «центр» и «граница» также синтезирует современные социальные, функциональные, этические, эстетические представления, но уже на качественно новой основе. Применительно к градостроительным структурам можно говорить о разной степени пространственной изоляции. При этом внутренняя связность и внешняя обособленность взаимно дополняют и обусловливают друга. Чем выше степень внутренней связности, тем, как правило, структура более автономна, меньше Городской план Гааги 1910 г.
Скудность идей и безликость городского строительства Между видами нерегулярности существуют коренные различия. На рис. 74— 76 нерегулярности визуально воспринимаются сразу и неприятно бросаются в глаза, тем болие что примыкающая застройка и ближайшая городская среда регулярны! Камилло Зитте Действительно, странно смотреть на то, как в последнее время художественная сторона градостроительства развивается вразрез с историей архитектуры и других видов искусств. Градостроительство упрямо идет своим путем, его не тревожит, что происходит кругом. Такой разрыв был заметен уже в эпохах Реннес- санса и барокко, а в последнее время, когда произошел возврат к старым стилям, противоречия стали наиболее острыми. Большое внимание обращено на подражание образцам предыдущих стилей, появились богато отделанные монументальные копии старинных построек без специальной цели и определенной практической надобности, лишь для наслаждения прекрасным. «Валгалла» в Регенсбурге представляет собой зеркальное изображение греческого храма, Лоджия деи Ланци нашла себе подражание в Мюнхене, снова возводятся древнехристианские базилики, греческие пропилен и готические соборы, а где остаются соответствующие площади?
Границы эстетических преобразований в современном градостроительстве В современном градостроительстве приходится отказаться от значительного числа художественных мотивов. Как ни печально это звучало для человека тонких чувств, однако художник-практик не может и не должен руководствоваться лишь сентиментальным настроением. Решающим и длительным не может быть сам по себе значительный успех живописных градостроительных решений, если он не отвечает современным жизненным условиям. В нашей общественной жизни многое безвозвратно изменилось, и это лишает былого значения многие старые архитектурные формы.
Примеры градостроительных преобразований на основе художественных принципов На рис. 106 изображена планировка площади перед Вотивкирхе [58]. Теперь это одна из тех клинообразных площадей, которая образовалась на месте перелома растра прямоугольных блоков со всеми недостатками этого типа планировки. Площадь не отделе- па от улиц (Верингерштрассе и Университетштрассе) и буквально растворяется в окружающей среде. Не может 'быть и речи о цельности художественного впечатления. Вотивкирхе, университет, его химические лаборатории и различные блоки домов стоят разрозненно, без поддержки и композиционного единства. Вместо того чтобы добиться эффекта взаимосогласованностью и умелой расстановкой, каждая постройка здесь мелодию играет в своей тональности. Обозревать одновременно готическую Вотивкирхе, в стиле ренессанса построенный университет и преклоняющиеся самым различным вкусам доходные дома — это почти то же самое, что одновременно слушать фугу И. С. Баха, большой финал моцартовской оперы и куплет Оффенбаха.
Примеры градостроительных преобразований на основе художественных принципов Частичной застройкой обширного пустого пространства можно образовать самостоятельную ратушную площадь G, задача которой с учетом существующей архитектуры ратуши — создать оригинальную городскую среду. Для этого вокруг всей площади надо соорудить арочные проходы по форме боковых аркад ратуши, в углах с, d, е, f построить башенки, соответствующие четырем маленьким башням ратуши, но все они должны быть мельче и не столь помпезны. Таким образом мощное впечатление от ратуши будет усилено. Здания на участках Е и F должны быть на этаж или два ниже высоты венских доходных домов [63). В окружающей площадь стене у Н должен появиться разрыв в виде улицы, чтобы центральную башню ратуши видно было и с далекого расстояния. В пунктах а и Ь стену площади можно завершить триумфальными арками, которые, подобно памятникам скалигеров в Вероне, только больших размеров, над средним пролетом могли бы иметь конные статуи, например, героев времен обороны Вены против турков. Перед угловыми башнями, там, где стоят буквы с, d, е и /, можно установить другие, более мелкие памятники. Целый ряд их вообще можно расположить вдоль всей стены площади. В местах g и h можно соорудить бассейны, но еще лучше — постоянные павильоны для музыки, организовывать регулярные музыкальные представления, с одной стороны площади оборудовать кафе, а с другой — ресторан. Нет надобности доказывать, что осуществление такой застройки привлекло бы к району ратуши массу народа и что был бы ликвидирован стилевой конфликт между
Примеры градостроительных преобразований на основе художественных принципов Если продолжать путь от Вотивкирхе к придворным музеям, остается еще последнее неуклюжее место — клинообразная площадь у Дворца юстиции [68]. Своим возникновением она также обязана изгибу полигональной трассы Рингштрассе, следствием чего явился перелом прямоугольной системы разбивки. Эта некрасивая клинообразная форма встречается почти во всех новых городах по той же причине, и нигде еще не удалось из нее создать что-то интересное. Рецепта для улучшения таких площадей нет, они просто должны быть застроены. В данных условиях (см. рис. 109) лучше всего было бы острый угол площади напротив Рингштрассе застроить так, чтобы сзади, напротив Дворца юстиции, образовалась четырехугольная площадь (XI на рис. 109), а спереди — мощный закругленный объем
Процесс художественного творчества в градостроительстве (З. Н. Яргина) В. Шкловский называет творчество отстранением, Б. Брехт — отчуждением. Процесс художественного творчества в архитектурном и градостроительном проектировании обособляется в процессе всей проектной деятельности как замкнутое и особое по структуре образное познание. Этот процесс не смешивается с другими формами творческого мышления и по сути своей едва ли отличается от художественного творчества в живописи или в музыке. Отличие же градостроительного проектирования — в том, что эти моменты художественного творчества пронизывают общий поток профессиональной деятельности, соединяя, обобщая, выражая всю многообразную функциональную информацию и одновременно формируя на ее основе новую, эстетическую. Следует различать собственно художественное творчество и реализацию эстетических задач в градостроительстве. Последняя может базироваться на рациональных обоснованиях и решениях и необходимо должна включаться в программу проектирования как одна из его целевых установок. Она реализуется в эстетической деятельности, которая в определенном смысле шире художественного творчества (так как включает и другие виды деятельности по эстетическому совершенствованию окружающей среды). Вместе с тем художественное творчество представляет собой способ, метод решения как эстетических, так и комплекса внеэстетических задач формирования городской среды. С этой точки зрения художественное творчество шире собственно эстетических задач проектирования. Наброски А. Власова 50 е годы
Бессознательное в градостроительстве Город-кратер архит. Шанеак 1964 г
Язык градостроительного искусства (З. Н. Яргина) Изображение городов 17 в Гравюра Особенность градостроительного языка, как проектного, так и реального, в одновременности передачи функционально-практической и эстетической информации. Городские структуры представляют собой систему знаков, обладающих многообразными практическими и художественными смыслами.
Знаковая система в градостроительстве (З. Н. Яргина) Варианты построения центрального ансамбля в Волгограде 50 гг Городская среда представляет собой многослойные системы знаков, воспринимаемые в обыденном сознании во всем диапазоне эмоциональных и рациональных значений — от непосредственно чувственного восприятия (например, затесненности пространства) до чисто рационального понимания значений. Художественное восприятие занимает определенную область этого ряда. Имеются различные точки зрения на сочетание эмоционального и рационального в художественном языке. По-видимому, можно считать, что оно различно для разных областей искусства. Язык градостроительства, связанный с многочисленными внеэстети- ческими смыслами, характеризуется неоднородностью и близок в этом отношении к обыденному языку материальной культуры.
Заключение 1) Несмотря на то, что временная разница между рассматриваемыми методиками составляет более чем полтора века, применяемые для планирования методики практически не изменились, так как в их основе – проблема человеческого восприятия. 2) Хотя принципы и методы остались прежними, развитие смежных наук, и современные технические достижения не только значительно обогатили современный язык, но и повысили возможности современного анализа. Возросла глубина и качество. 3) Прогнозы Камилло Зитте о изменении городской структуры полностью воплотились в наши дни, современный городской человек имеет притупленное ощущение художественной красоты об окружающей среде. И хотя как пишет З. Н. Яргина, что город состоит не только из утилизационных функций, но и интуитивной, творческой, рациональная сторона поглощает созидательную основу, превращая уникальную художественную среду во что то компьютерно – стилизованное. Агора(открытое пространство) – все больше стремится обособиться, фонтаны на улицах стали носить декоративный характер, пища доставляется в дома, утратился интерес к массовым празднованиям. Вся человеческая среда стала носить замкнутый, приватный характер. 4) Работа Зитте на 90 процентов состоит из анализа, в котором он анализировал пространственную среду преимущественно европейских городов, одновременно проводя аналогию с его родным городом - Веной в Австрии. Камилло очень переживает за свой город, все исторически сложившиеся ошибки в градостроительстве вызывают огорчения и он всеми силами пытается указать новый, реабилитационный путь развития. Выявленные им проблемы нарушения восприятия актуальны и по сей день, нарушение масштабности, контрастирующая архитектура, замкнутость пространств, информационная перенасыщенность и полная безлюдность… К. Зитте
Список литературы 1) «Художественные основы градостроительства» К. Зитте Москва, Стройиздат 1993 г. 2) «Эстетика города» З. Н. Яргина Москва, Стройиздат 1991 г. 3) «Ритмы творчества» Ахмедова А. А. 4) «Проблематика восприятия и творчества в эстетике» Никонова С. Б. 5) https: //www. flickr. com/photos 6) http: //www. psyhodic. ru/arc. php? page=4579 7) http: //repository. enu. kz/bitstream/handle/123456789/2251/Isina. AZ-Vospriyatie-architekturnogoprostranstva. pdf