Скачать презентацию Культурная история криминологии Криминологические практики это Скачать презентацию Культурная история криминологии Криминологические практики это

kulturnaya_istoria_kriminologii.pptx

  • Количество слайдов: 11

Культурная история криминологии Культурная история криминологии

Криминологические практики – это регулярно повторяющиеся групповые и индивидуальные действия, имеющие своей целью воздействие Криминологические практики – это регулярно повторяющиеся групповые и индивидуальные действия, имеющие своей целью воздействие на преступность в различных ее проявлениях Криминологическая теория - это попытка осмысления самого явления преступности и методов воздействия на нее, попытка ответить на вопросы о сущности и причинах преступности как социального явления и преступного поведения отдельного индивида. Научной подобного рода рефлексия по поводу преступности становится при условии вписанности в теоретическую рамку

Философия преступности • Персоналии: Аристотель, Платон. • Базовые идеи: недостаточное воспитании как причина преступности, Философия преступности • Персоналии: Аристотель, Платон. • Базовые идеи: недостаточное воспитании как причина преступности, основные мотивы преступления - человеческие страсти (гнев, ревность, стремление к наслаждениям, заблуждение, неведение), причины преступности - беспорядки в государстве, искусственная нужда, возникающая как следствие социального разрыва, слабость власти и недоверие к ней народа, наказание как средство восстановления общественной и индивидуальной гармонии, страх перед наказанием удерживает лицо от совершения преступления • Практики: использование уголовного наказания, связанного с клеймением или исключением из общины, лишением политических и гражданских прав

Теология преступления и наказания • Персоналии: Бенедикт фон Карпцов, Фома Аквинский, Мартин Лютер • Теология преступления и наказания • Персоналии: Бенедикт фон Карпцов, Фома Аквинский, Мартин Лютер • Базовые идеи: Преступление – это не только противоправное нарушение норм, установленных государством, но и неизменно грех перед Богом, совращение души дьяволом. Наказание отводит гнев Божий от страны, которая тем самым получает прощение за случившееся в ней греховное событие • Практики: казуистичность и неопределенность преступлений, публичные и жестокие наказания, инквизиционный судебный процесс

Второго марта 1757 г. Дамьена приговорили к Второго марта 1757 г. Дамьена приговорили к "публичному покаянию перед центральными вратами Парижского Собора"; его "надлежало привезти туда в телеге, в одной рубашке, с горящей свечой весом в два фунта в руках", затем "в той же телеге доставить на Гревскую площадь и после раздирания раскаленными щипцами сосцов, рук, бедер и икр возвести на сооруженную там плаху, причем в правой руке он должен держать нож, коим намеревался совершить цареубийство; руку сию следует обжечь горящей серой, а в места, разодранные щипцами, плеснуть варево из жидкого свинца, кипящего масла, смолы, расплавленного воска и расплавленной же серы, затем разодрать и расчленить его тело четырьмя лошадьми, туловище и оторванные конечности предать огню, сжечь дотла, а пепел развеять по ветру « М. Фуко «Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы» . 1975

Три четверти века спустя Леон Фоше составил распорядок дня Три четверти века спустя Леон Фоше составил распорядок дня "для Парижского дома малолетних заключенных". СТАТЬЯ 17. День заключенных начинается в шесть часов утра зимой и в пять – летом. Работают девять часов в день в любое время года. Два часа в день отводится на учебу. День заключенных оканчивается в девять часов зимой и в восемь – летом. СТАТЬЯ 18. Подъем. По первой барабанной дроби заключенные должны встать и молча одеться, пока надзиратель отпирает двери камер. При второй дроби они должны быть одеты и заправлять койки. По третьей дроби – построиться и направиться в часовню на утреннюю молитву. От дроби до дроби проходит пять минут. СТАТЬЯ 19. Приор читает молитву, после чего производится нравственное или религиозное чтение. Упражнение не должно занимать более получаса. СТАТЬЯ 20. Работа. Без четверти шесть летом, без четверти семь зимой заключенные спускаются во двор, где должны вымыть руки и лицо и получить первую пайку хлеба. Сразу после этого они строятся по мастерским и направляются на работу, которая начинается в шесть часов летом, в семь – зимой. СТАТЬЯ 21. Обед. В десять часов заключенные прекращают работу и направляются в столовую. Они моют руки в своих дворах и строятся по отделениям. После обеда – отдых до без двадцати одиннадцать. СТАТЬЯ 22. Урок. Без двадцати одиннадцать по барабанной дроби заключенные строятся в ряды и отделениями идут в школу. Занятия длятся два часа и посвящаются попеременно чтению, письму, геометрии и арифметике. СТАТЬЯ 23. Без двадцати час заключенные отделениями выходят из школы и направляются во дворы на перемену. Без пяти час по барабанной дроби снова строятся по мастерским. СТАТЬЯ 24. В час дня заключенные должны быть в мастерских. Работа длится до четырех. СТАТЬЯ 25. В четыре часа заключенные выходят из мастерских и направляются во дворы, где моют руки, строятся по отделениям и направляются в столовую. СТАТЬЯ 26. До пяти длятся ужин и отдых, после чего заключенные возвращаются в мастерские. СТАТЬЯ 27. В семь часов летом, в восемь – зимой работа прекращается. В мастерских производится последняя раздача хлебных паек. В течение четверти часа один из заключенных или надзирателей производит поучительное или воспитательное чтение, потом идет вечерняя молитва. СТАТЬЯ 28. В половине восьмого летом, в половине девятого зимой заключенные после мытья рук и обыска во дворах расходятся по камерам. По первой барабанной дроби они должны раздеться, по второй – лечь. Двери камер запираются, и надзиратели совершают обход по коридорам, дабы удостовериться в порядке и тишине.

Философия преступления и наказания – классическая школа уголовного права XVIII века • Персоналии: Чезаре Философия преступления и наказания – классическая школа уголовного права XVIII века • Персоналии: Чезаре Беккария, Иеремия Бентам, Джон Говард, Иммануил Кант • Базовые идеи: уголовные законы должны быть простыми и ясными; наказание должно быть неотвратимым, своевременным и адекватным, превентивная функция уголовного закона и наказания. • Практики: реформа уголовного судопроизводства, появление пенитенциарных практик, появление кодифицированных сборников уголовных законов, опубликование законов

Тюрьма как место пенитенциарных практик Если система исполнения наказания в самых строгих ее формах Тюрьма как место пенитенциарных практик Если система исполнения наказания в самых строгих ее формах уже не обращена на тело, тогда за что же она цепляется? Ответ теоретиков - тех, кто открыл в 60 -х годах XVIII века период, который пока еще не завершился, прост, почти очевиден. Он как бы содержится в самом вопросе. Если не тело, то душа. Искупление, которое некогда терзало тело, должно быть заменено наказанием, действующим в глубине, - на сердце, мысли, волю, наклонности. Мабли сформулировал этот принцип раз и навсегда: "Наказание, скажем так, должно поражать скорее душу, чем тело". М. Фуко Надзирать и наказывать Каких-нибудь полтора года назад человек типа преподобного Мак-Миллана вряд ли мог бы поразить Клайда силою духа и религиозного убеждения (поскольку он с детства привык к таким вещам), но сейчас это произвело на него совсем иное впечатление. Сидя за решеткой, вдали от мира, вынужденный в силу ограниченности тюремной жизни искать прибежища и утешения в собственных мыслях, Клайд, как и всякий другой в подобных обстоятельствах, должен был сосредоточиться на своем прошедшем, настоящем или будущем. Но о прошедшем вспоминать было слишком тяжело. В нем все жгло и палило. А настоящее (его непосредственное окружение) и будущее с грозной неизбежностью того, что должно случиться, если апелляция окажется безуспешной, одинаково отпугивали его пробуждающееся сознание. Т. Драйзер Американская трагедия

Криминальная антропология • Время и место возникновения – вторая половина XIX века, Европа • Криминальная антропология • Время и место возникновения – вторая половина XIX века, Европа • Персоналии: Чезаре Ломброзо, Рафаэль Гарофало, Д. А. Дриль • Базовые идеи: обусловленность криминального поведения врожденными импульсами и социальными факторами, теория «опасного состояния личности» , возможность превентивного воздействия на криминальную личность. • Практики: неопределенные сроки наказания, возрастание роль экспертного знания в уголовном судопроизводстве, появление в уголовном законе параллельной системы мер безопасности, лечение преступников

Уголовная социология • Время и место возникновения - вторая половина XIX века, Европа • Уголовная социология • Время и место возникновения - вторая половина XIX века, Европа • Персоналии: Энрико Ферри, Габриель де Тард, Эмиль Дюркгейм, Андре-Мишель Герри, Адольф Кетле • Базовые идеи: преступность рассматривается как нормальное социальное явление, изучается социологическими методами, признается ее социальная обусловленность, социальный контроль, теория профессионального преступника • Практики: воздействие на причины преступности, программы социальной реабилитации осужденных, статистическое изучение преступности, предупреждение преступности как особое направление властной деятельности.

М. Фуко «Безопасность, территория, население» Право: утверждение закона и фиксацию наказания для тех, кто М. Фуко «Безопасность, территория, население» Право: утверждение закона и фиксацию наказания для тех, кто его нарушает, — это система кода законности с бинарным разбиением на дозволенное и запрещенное и установлением, к чему, собственно, и сводится работа кода, связи между тем или иным типом запрещенного действия и тем или иным типом наказания. Дисциплинарность: внутри бинарной системы кода обнаруживается третий персонаж, а именно виновный, в то время как вне нее, помимо акта полагания закона, заявляют о себе и судебный акт наказания виновного, и целый ряд связанных с ним детективных, медицинских и психологических техник, обеспечивающих процедуры контроля, диагностики и возможной обработки индивидов. Безопасность: событие включается в перечень вероятных событий; реакция власти планируется в режиме калькуляции издержек; место бинарного разделения на разрешенное и запрещенное здесь занимают сначала определение оптимальной для общества средней величины и затем фиксация границ допустимого