13. XX ВЕК.pptx
- Количество слайдов: 27
КУЛЬТУРА ХХ – ПЕРВОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ ХХI ВЕКА В ЕВРОПЕ И РОССИИ лекция 13
СОДЕРЖАНИЕ Детерминанты культуры Артефакты культуры Картина мира культуры
ДЕТЕРМИНАНТЫ КУЛЬТУРЫ ХХ - ХХI ВЕКА: ОБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ Объективные условия развития культуры в Европе и России: формирование глобальной экономики (ТНК), две Мировые войны 1914, 1945 и их последствия лагеря в Европе и России, крушение царской и советской империи. Научная революция в науке и технике (НТР): использование атома в военных и мирных целях. Создание космической техники, гидроэлектростанций, возникновение кинематографа (1895), телевидения, совершенствование строительной техники (железобетон), вычислительной техники. Обоснование современных глобальных проблем в середине ХХ в. : сохранение мира, противостояние между «Севером» и «Югом» , экология, демография, сокращение возобновляемых и невозобновляемых сырьевых ресурсов и энергетики; продовольствия и др.
Субъективные факторы развития культуры в Европе и в России: крах рационализма, осознание, что разум не является универсальным критерием природы человека. возникла неклассическая философия: «философия жизни» (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше), психоанализ (З. Фрейд), «экзистенциализм» (фр. философия существования) понимание смысла существования человека (Ж. -П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер). возникла культурология; развиваются феномены: массовой (субкультура) и элитарной культуры.
«МИР ИСКУССТВА» В конце ХIХ нач. ХХ века (Серебряного века) в России возникает «Мир искусства» , направление культуры в котором искусство становится способом осмысления традиций русской культуры. Представители «Мира искусства» А. Бенуа, Е. Е. Лансере ( 1875 – 1946), К. А. Сомов (1869 – 1939, М. В. Добужинский (1875 – 1957), устраивали выставки в Париже выставки, оперные и балетные постановки, названные «Русские сезоны» , издавали журнал при поддержке меценатов в Петербурге. В журнале «Мир искусства» сотрудничали художники, философы писатели, полемизируя с Академическим искусством. Идеологом «Мир искусства» был Александр Бенуа (А. Бенуа «Прогулка короля» ). Благодаря Русским сезонам Европа впервые: услышала Ф. Шаляпина, увидела А. Павлову, ознакомилась с хореографией М. Фокина, творчеством Михаила Врубеля (1856 – 1910), который обращается к вечным темам: «Богоматерь» , «Царевна лебедь» , «Демон Сидящий» и «Демон поверженный» , Портрет С. И. Мамонтова; творчеством В. Э. Борисова-Мусатова (1870 – 1095), работы которого отражают с одной стороны, традиции импрессионизма, а с другой, историко-культурные ассоциации ( «Водоем» ). Важную роль в развитии идей «Мира искусства» имели: Н. К. Рерих ( 18741947), Б. М. Кустодиев ( 1878 -1927), посветившие свое творчество национальным традициям.
ВОЗНИКАЕТ МОДЕРНИЗМ (фр. новый, современный), как направление культуры ХХ века. Авангардизм направление искусства в 10 – 50 -х гг. ХХ века, которое связано с отказом от классических традиций рационализма и реализма (сюжета в живописи). Модернизм предполагал тотальное обновление культуры, обращение к субъективному миру человека, тяготение к абсурду (бессмыслица), алогизму.
АРХИТЕКТУРА Ле Корбюзье – крупнейший архитектор ХХ века, которому принадлежат пять основных принципов архитектуры: дом на столбах, сад на плоской крыше, свободная планировка интерьера, горизонтально протяженные окна, свободная композиция. Представители архитектуры модерна: Х. Ван дер Велде в Бельгии; Й. Ольбрих в Австрии; А. Гауди в Испании; Ч. Р. Макинтош в Шотландии; Ф. О. Шехтель в России.
ЖИВОПИСЬ Фовизм (фр. – дикий хищный) направление в живописи существовавшее с 1905 -1907 гг. и объединившее крупных мастеров французской живописи, которые не копировали реальность, а искали новые формы выразительности (А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, А. Дерена, Р. Дюри, М. Вламинка).
Экспрессионизм (лат. выражение) направление в живописи, литературе, музыке ХХ в. Предметом экспрессионизма становится субъективный мир человека. Изображение действительности деформируется для выражения эмоций, чувств, настроения (Э. Кихнер, Д. Ривера, К. Ороско, А. Сикейрос, ( Автопортрет, Образ современного человека) П. Пикассо, Ф. Леже. П. Клее).
Кубизм (фр. куб) изображение мира в виде суммы геометрических фигур, отказ от сюжетной картины и разработка формальносодержательных задач, разрушение законов перспективы. Основателем кубизма считается в Европе Пабло Пикассо (Авиньонские девицы), М. Дюшан, Ф. Леже, Жорж Брак.
Абстракционизм (беспредметное искусство) продолжает традиции экспрессионизма, цвет становится главным средством самовыражения. Василий Кандинский (1866 – 1944), Казимир Малевич (1878 – 1935), Пит Мондриан (1872 – 1944), Павел Филонов, Марк Шагал (1887 – 1985). Как называются эти работы?
Футуризм (фр. будущее) направление искусства 10 – 20 гг. ХХ века. Программа футуризма написана Филиппо Маринетти в 1909, в котором утверждается культ машины, современной техники, протест Музеям, отстаивая деятельность современных художников. Живописцы: Ø Джакомо Балла; Ø Умберто Боччиони; Ø Карло Карра; Ø Луиджи Руссоло; Ø Джино Северини первыми поддержали призыв Маринетти, после того как он был опубликован в Италии и зачитан автором в театре Альфиери в Турине.
Дадаизм ( фр. лошадка, да-да, принцип алогизма) фундировало бессмысленность, бесполезность войны, оказал влияние на развитие поп–арта, оп-арта и кинетическое искусство (А. Бретон, Т. Тцара, М. Дюшан, М. Янко, Ф. Пикабия). Основной смысл этих артефактов?
Сюрреализм (фр. сверхреальное) направление искусства 20 -30 гг. ХХ века, выступавшее способом познания иррационального: инстинктов, сновидений, бессознательного. С. Дали (1904 -1989). Смысл этих работ?
Поп–арт (популярное, общедоступное искусство) замещающий абстракционизм «новым реализмом» . Представители поп-арта использовали в своих композициях реальные бытовые предметы (консервные банки, старые вещи, части автомашин) их копии фотографии. Поп-арт популяризирует предметы массового промышленного производства. ( «Мерилин Монро» – Энди Уорхол) «Энштейн» - Юл Ханчас
Оп-арт (оптическое искусство) использовал оптические эффекты, набор стекол, зеркала – Виктор Вазарели.
Кинетическое искусство (гр. приводящий в движение) направление авангарда, использующие эффекты видео, кино, лазарное, неоновое, электрическое освещение.
ТЕАТР Б. Брехта, В. Мейерхольда, театр абсурда Э. Ионеско, С. Беккета, где слово из привычного средства коммуникации превращается в нечто самодостаточное и самоценное.
СКУЛЬПТУРА А. С. Голубкина (1864 -1927) (Л. Н. Толстой), С. Коненков (1874 -1971) ( «Л. Н. Толстой» ). Эрнст Неизвестный ( «Древо жизни» ), Михаил Шемякин ( «Петр 1» ).
МУЗЫКА Рождение джаза, рок – музыки. Французский шансон (Эдит Пиаф, Мирей Матье). Эстрадная музыка. ЛИТЕРАТУРА Символизм в литературе: П. Валери, А. Белый, В. Хлебников, П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинк, А. Блок, М. Пруст, Дж. Джойс, Г. Гессе. Реализм в литературе: Р. Ролан, Антуан де Сент. Экзюпери, Т. Манн, Э. Ремарк, Э Хемингуэй, М. Шолохов, А. Солженицын, В. П. Астафьев и др. Фантастика: Рей Бредбери, Джон Толкин, С. Лем, А. и Б. Стругацкие и др.
ПОСТМОДЕРНИЗМ Постмодернизм, признание плюрализма, множества различных направлений культуре в 70 -80 гг. ХХ нач. ХХ 1 в. Объективные условия развития культуры постмодернизма. На ряду с естественной глобализацией (интеграция) и развитием компьютерных технологий (Интернет, мобильная связь, интерактивные технологии) в культуре возникают вторичные эффекты искусственной глобализации: Ø Ø Ø разгул локальных войн в Афганистане, Косово, Ираке, Египте, Ливии; мировой финансовый кризис (2008 г. ); транснациональный терроризм как изменение форм ведения войны; гиперэмиграция (создание новых этносов) и крах принципа толерантности; вестернизация (европоцентризм и американизм), утверждение европейского или американского образа жизни; возникновение «зон отчуждения» .
СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ПОСТМОДЕРНИЗМА: Ø отказ от логоцентризма, развитие теории синергетики, в которой хаос, лишь условие становление нового порядка; Ø эклектика и неоязычество (бодибилдинг, эротика, смещение стилей). Ø введено понятие «симулякр» (копия копий, для которых невозможно установить соответствие с реальностью, отражает мгновенные состояния, ассоциации); Ø «артефакт» , произведение искусства, латинского, искусственно сделанный; Ø введено понятие реальность. Ø актуализация проблем коммуникации, общения и дискурсов как вербально-коммуникативных практик. «виртуальная» буквально с (потенциальная)
ПОСТМОДЕРНИЗМ, НА ПРИМЕРЕ КУЛЬТУРЫ КРАСНОЯРСКА Неоязычество : Триумфальная арка в честь 60 -летия Победы в Великой Отечественной войне. Скульптура и картина «Похищение Европы» , «Аполлону» , «Адаму и Еве» , композиция «Реки Сибири» , композиция «кошки» .
Деревянное зодчество, Церкви, Театр имени А. С. Пушкина , корпуса СФУ. Остановки в виде портиков, стадионы, названия магазинов «Афродита» , «Дионис» , «Гермес» в г. Красноярске.
Парковая скульптура, фонтаны.
Объясните тематическое единство артефактов : борьба Бога Ра, богов с гигантами, арки. . и работ Александра Краснова г. Красноярск: «Жертвоприношение» , «Георгий» , «Борьба с драконом» .
КАРТИНА МИРА в Европе и России –глобальная. Таблицу выучить Первобытна я культура II млн. — VI тыс. лет до н. э. Древневост очные цивилизаци и III - I тыс. до н. э. Античная культура III – II тыс. до - IV вв. н. э. Культура средних веков Европа V – X III вв; Россия I Х - Х VI I вв. Культура Возрождени я X IV - X VI вв. Культура Х VI I (абсолют изм) -Х V III вв. (просвещ ение) Культура Х I Х в. Культура ХХ I в