Культура XVIII века.pptx
- Количество слайдов: 85
КУЛЬТУРА XVIII ВЕКА В РОССИИ Архитектура
Эпоха Петра I сыграла огромную роль в истории русской культуры. В начале XVIII в. происходит переход от средневековья к культуре нового времени, все сферы жизни общества подвергаются европеизации, происходит секуляризация культуры. Петровская эпоха всегда вызывала споры своей сложностью и неоднозначностью. Однако реформы Петра не означали радикального разрыва с прошлым, с национальными традициями, и полного усвоения западных образцов. Тем не менее, открытость русской культуры Западу ускорили ее собственное развитие. Для культуры этого периода характерна быстрая смена стилей (барокко, классицизма). Появляется авторство. Искусство становилось светским, более разнообразным в жанровом отношении, пользовалось поддержкой государства. Но наряду с появлением этих тенденций, художественная культура первых десятилетий XVIII в. сохраняла еще некоторые черты предшествующего столетия и носила переходный характер.
АРХИТЕКТУРА 18 ВЕКА ВРОССИИ 18 век в архитектуре и градостроительстве России считается важным и знаковым. Он характеризуется тремя направлениями – барокко, рококо и классицизмом, проявившимися последовательно в течение века. В этот период появляются новее города, создаются объекты, которые в наше время считаются признанными историческими и архитектурными памятниками.
БАРОККО В АРХИТЕКТУРЕ РОССИИ В Россию барокко пришло в 18 веке и достигло расцвета в середине века, то есть уже тогда, когда в Европе уже наметился переход к классицизму. Как и другие стили, барокко в России приобрел некоторую самобытность, благодаря чему появились такие понятия, как московское или нарышкинское барокко, русское барокко. Русскому барокко, в отличие от западно-европейского, свойственны большая простота и структурность композиций. В отличие от каменных фасадов Европы, в России в качестве материалов отделки предпочитали использовать гипс и штукатурку, что позволяло использовать окраску. Именно поэтому объекты, относящиеся к русскому барокко, отличаются ярким контрастным колером. Наиболее часто в архитектурных композициях той эпохи встречаются сочетания красного, голубого или желтого с белым, а также синий цвет, применение белой жести и позолоченных материалов в качестве кровельных покрытий. В качестве декоративных элементов, украшающих фасады зданий стиля барокко, наиболее часто применяется орнаментная лепка, в которой прослеживается традиционный русский колорит. В архитектурных памятниках русского барокко дошедших до наших времен, в отличие от западных образцов, отсутствует такой характерный признак, свойственный этому стилю, как мистицизм.
КЛАССИЦИЗМ В АРХИТЕКТУРЕ РОССИИ В архитектуре России классицизм проявил себя в период, начиная с конца 18 века и, наиболее ярко, в веке 19 -м. В сравнении с трудоемкими в плане возведения объектами стиля барокко и рококо, объекты в стиле классицизм возводились проще и быстрее, но при этом выглядели не менее монументально, своим видом подчеркивали мощь и могущество страны. Отличительными чертами стиля являются четкость геометрии и простота форм, внушительность и при этом некоторая изящность, свойственная объектам античной архитектуры. В конце 18 века в строительстве многих объектов еще прослеживаются явные черты барокко. К 19 веку архитекторы, стоящие у истоков классицизма в России, при проектировании и возведении объектов стали применять исключительно классические элементы. К основоположникам русского классицизма относят таких архитекторов, как М. Казаков, В. Баженов, И. Старов. С их легкой руки в стиле классицизм стали возводить и помещичьи усадьбы, и городские дворцы.
ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР Есть небольшая путаница с точным названием крепости. Изначально ее называли Санкт-Петербургской. Многим больше нравилось называть крепость Петропавловской. Это название происходит от имени собора Петра и Павла, который находится на территории крепости. Петропавловская крепость – одна из главных достояний города на Неве. По сути, Петропавловская крепость – ядро города, исторический, архитектурный и военно-инженерный памятник. Именно с крепости началось строительство града Петрова. История Петропавловской крепости началась 16 мая 1703 года. С тех пор ведется отсчет истории крепости и Санкт. Петербурга.
По своему плану и внешнему виду Петропавловский собор совершенно не похож на православные крестово-купольные или шатровые церкви. Храм представляет собой вытянутое с запада на восток прямоугольное здание «зального» типа, характерное именно для западноевропейской архитектуры. Длина постройки — 61 метр, ширина — 27, 5 метра
И Почти одновременно с основанием города на Заячьем острове в 1703 СТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА году по приказу Петра Первого была заложена и деревянная церковь в честь апостолов Петра и Павла. Через 10 лет на ее месте по проекту архитектора Доменико Трезини в День рождения Петра был заложен Собор. Через 8 лет были завершены наружные работы. Из Голландии за огромные деньги были выписаны часы с курантами. Над созданием иконостаса архитектор Зарудный и художники Т. Иванов и И. Телега трудились 4 года. 28 июня 1733 года накануне праздника св. апостолов Петра и Павла, храм был торжественно освящен. Строился он в течение 19 лет (1712 -1733) при внимательном участии Петра I, Екатерины I, Петра II и Анны Иоанновны. В 1756 году храм загорелся от удара молнии, особенно пострадал шпиль и установленные на нем куранты. В 1757 -1758 гг. деревянные конструкции шпиля были заменены металлическими, выполненными архитектором Д. Журавским. Лишь через 20 лет часы были вновь установлены, и каждый час они играли мелодию национального гимна. В 1924 году Собор стал музеем, с 1999 года здесь возобновилась богослужения в праздник храма.
Внутреннее пространство собора разделено на три части - нефы - массивными прямоугольными столбами - пилонами, поддерживающими крестовые своды. Своды собора украшены орнаментальной росписью, выполненной русскими художниками Бушуевым, Негрубовым и Воробьевым. Пилоны и пилястры расписаны под розовый и зеленый мрамор - это прием, который применялся еще в архитектуре Московской Руси.
В восточной части собора находится иконостас (перегородка с иконами и резными дверями), отделяющая часть храма, где находится престол (алтарь), от помещения для молящихся). Иконостас выполнен группой московских резчиков из липы в 1722 -1726 году по проекту и под руководством И. П. Зарудного. Иконостас является одним из непревзойденных образцов русской резьбы. Здесь продолжены традиции московской школы XVIII века. Иконостас состоит из арки и двух боковых крыльев, имеет ширину 30 м, а высоту 20 м. Каждому из трех нефов соборного зала в иконостасе соответствуют врата. Средние, царские врата были сделаны из дерева, но в конце XIX века обветшали, и их заменили бронзовыми, отлитыми по рисунку деревянных. Их вес 10 тонн.
ЗДАНИЕ ДВЕНАДЦАТИ КОЛЛЕГИЙ Здание Двенадцати коллегий — здание на невском берегу Васильевского острова в Санкт-Петербурге, выстроенное в 1722 -1742 гг. для размещения петровских коллегий. Крупнейший по размерам памятник петровского барокко состоит из двенадцати идентичных трёхэтажных секций. Общий проект составил Доменико Трезини; верхние этажи проектировал Теодор Швертфегер. институт и Санкт-Петербургский университет.
ИСТОРИЯ Строительство здания Двенадцати коллегий началось в 1722 году как часть плана императора Петра I по созданию на Васильевском острове административного квартала. Предполагалось, что здесь разместятся Сенат, Синод и коллегии. Вначале строительство велось под руководством Доменико Трезини и Теодора Швертфегера, а завершали его Джузеппе Трезини и Михаил Земцов. Первое заседание коллегий в новом здании состоялось в 1732 году. Основное строительство было завершено к середине 1730 -х годов. В 1737— 1741 годах с западной стороны здания была пристроена двухэтажная галерея. В 1804 году в здании расположился Педагогический институт, а в 1835 году здание было передано Санкт-Петербургскому университету. Для этой цели комплекс коллегий был переоборудован под руководством Аполлона Щедрина.
СОВРЕМЕННОСТЬ В постсоветское время здание Двенадцати коллегий считается главным зданием Санкт. Петербургского университета. До сих пор некоторые факультеты университета располагаются в здании Двенадцати коллегий. В здании располагаются научная библиотека университета и некоторые административные службы.
ЛЕТНИЙ ДВОРЕЦ ПЕТРА I В САНКТ ПЕТЕРБУРГЕ Летний дворец Петра I в Санкт-Петербурге расположен в Летнем саду, который был заложен в первые годы основания города большой группой архитекторов и садовых мастеров. Петр I мечтал создать сад в версальском стиле. Сначала в своем доме он отдыхал и следил за ходом работ, а затем здесь жил с семьей летом.
Летний дворец был построен в стиле Петровского барокко по проекту Доменико Трезини в 1710— 1714 годах. Это одно из старейших зданий города. Двухэтажный дворец достаточно скромен и состоит всего из четырнадцати комнат и двух кухонь. Резиденция предназначалась для использования только в тёплое время года — с мая по октябрь, поэтому стены в ней достаточно тонкие, а в окнах — одинарные рамы. Отделка помещений была создана художниками А. Захаровым, И. Заварзиным, Ф. Матвеевым. Фасад дворца украшен 29 -ю барельефами, на которых в аллегорической форме изображены события Северной войны. Барельефы выполнены немецким архитектором и скульптором Андреасом Шлютером.
Пётр въехал в частично отделанный дворец в 1712 году и жил там каждое лето до самой смерти (1725). Он занимал нижний этаж, а помещения второго этажа предназначались для Екатерины. После смерти Петра вплоть до середины XIX века дворец использовался в качестве летней резиденции для сановников и придворных: А. И. Горчаков (в 1815), Д. И. Лобанов-Ростовский (в 1816), М. А. Милорадович (с 1822), Е. Ф. Канкрин (1830 -е), Ф. П. Вронченко (1840 -е). Сановники жили здесь в холодное время года; им предоставлялся только второй этаж. При Александре I весной и летом в царскую резиденцию стали допускать публику; в 1840 году была составлена подробная опись «исторических достопамятностей» , некоторые из них были реставрированы. В 1934 году в здании дворца был открыт историко-бытовой музей. Во время Великой отечественной войны здание пострадало: были вырваны рамы, осыпалась штукатурка на потолках комнат и на фасаде, крыша была повреждена осколками снарядов. Реставрация дворца началась в 1946 году. В 1947 году музей был снова открыт для посещений. В 1950 -1960 -х годах была проведена полномасштабная реставрация с целью восстановить изначальный облик дворца, в том числе были заменены полы, изменена система отопления, восстановлена лепка, рисунок плафонов, возвращена обивка стен тканью.
ДОМЕ НИКО АНДРЕ А ТРЕЗИ НИ Родился: 1670 г. Умер: 19 февраля 1734 г. , Санкт. Петербург Место захоронения: Сампсониевский собор, Санкт. Петербург
Доменико Трезини один из первых приглашенных в Петербург петровской эпохи иностранный архитектор. Он был родом из Северной Италии, как и другие итальянские мастера, работавшие в России – Растрелли, Кварнеги, Руска, Жилярди. Вероятно он обучался в Северной Европе. Известно, что 4 года он прожил в Копенгагене, при дворе датского короля. Трезини сыграл важную роль при первом этапе застройки Петербурга, благодаря своему опыту, ясному и логичному архитектурному мышлению. Почти 10 лет он был главным архитектором-распорядителем петровских построек: крепостей, церквей, дворцов, жилых домов. В большинстве случаев его проекты отличались простотой, добротностью, без особых излишеств. Он руководил строительством дворца Меньшикова на Васильевском острове (достроен Г. Штенделем), Летнего и Зимнего перовских дворцов. Его проекты легли в основу плана замкнутого усадебного типа Александро-Невской лавры, колокольни Петропавловского собора, в в строительстве которой Трезини учавствовал 1714 -1733 г. При Петре было немало возведено зданий со шпилями, но уцелел только этот.
РАБОТЫ 1715 год Проект комплекса Александро-Невской лавры был разработан в 1715 году. Лавра должна была стать комплексом каменных строений, которые составят симметричный ансамбль между Невой и Чёрной речкой.
1721 ГОД. АНИЧКОВ МОСТ: ПЕРЕСТРОЕН ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ ПЕРЕПРАВЫ. НОВЫЙ ПРОЕКТ — ДЕРЕВЯННЫЙ ВОСЕМНАДЦАТИПРОЛЁТНЫЙ МОСТ, В СЕРЕДИНЕ РАЗВОДНОЙ ПРОЛЁТ. СТРОИТЕЛЬСТВО ВЁЛ ГОЛЛАНДСКИЙ МАСТЕР . ВАН БОЛОС. Х
1712— 1733 ГОДЫ. ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР: ВОЗВЕДЁН НА МЕСТЕ ОДНОИМЁННОЙ ДЕРЕВЯННОЙ ЦЕРКВИ (1703— 1704). ДО 1859 ГОДА — КАФЕДРАЛЬНЫЙ. ТРЁХЪЯРУСНАЯ КОЛОКОЛЬНЯ ВЫСОТОЙ 122, 5 МЕТРА, УВЕНЧАННАЯ ЗОЛОЧЁНЫМ ШПИЛЕМ С ФИГУРОЙ ЛЕТЯЩЕГО АНГЕЛА, ЯВЛЯЕТСЯ ВЫСОТНОЙ ДОМИНАНТОЙ И СИМВОЛОМ ГОРОДА. ШПИЛЬ КОЛОКОЛЬНИ ВОДРУЖЁН ГОЛЛАНДСКИМ МАСТЕРОМ Х. ВАН БОЛОСОМ.
1721— 1726 ГОДЫ. ДОМ ТРЕЗИНИ: ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯЛ САМ ТРЕЗИНИ, СТРОИТЕЛЬСТВОМ ЗАНИМАЛСЯ . ЗЕМЦОВ. М
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ Зимний дворец на Дворцовой площади Санкт-Петербурга — главная достопримечательность северной столицы, с 1762 по 1904 год служившая официальной зимней резиденцией российских императоров. По богатству и разнообразию архитектурного и скульптурного декора дворец не имеет себе равных в Петербурге. Итальянский архитектор Б. Ф. Растрелли в 1754 г. начал возводить это грандиозное сооружение в стиле пышного барокко с элементами французского рококо в интерьерах для императрицы Елизаветы Петровны, однако окончание строительства пришлось на период правления Екатерины II. В завершенном дворце было более 1000 комнат, 117 лестниц, почти по две тысячи окон и дверей.
Зимний дворец — бывший императорский дворец, который в настоящее время входит в состав главного музейного комплекса Государственного Эрмитажа.
Позже на Дворцовой набережной было возведено специальное здание для хранения принадлежавших Екатерине Великой произведений искусства — Малый Эрмитаж. Затем к Зимнему были последовательно пристроены здания Старого Эрмитажа и Эрмитажного театра. В XIX в. на Миллионной улице возвели здание Нового Эрмитажа. Таким образом Зимний дворец стал центром обширного дворцового комплекса. Интерьеры дворца неоднократно переделывались, от первоначального оформления сохранилась лишь парадная Иорданская лестница. Через нее в праздник Крещения члены императорской семьи и высшее духовенство выходили для совершения обряда водосвятия к «иордани» — проруби во льду Невы.
29 ДЕКАБРЯ 1837 ГОДА В ЗИМНЕМ ДВОРЦЕ СЛУЧИЛСЯ ПОЖАР. ОТУШИТЬ ЕГО НЕ МОГЛИ ТРИ ДНЯ, П ВСЁ ЭТО ВРЕМЯ ВЫНЕСЕННОЕ ИЗ ДВОРЦА ИМУЩЕСТВО БЫЛО СЛОЖЕНО ВОКРУГ АЛЕКСАНДРОВСКОЙ КОЛОННЫ. ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПОТРЕБОВАЛИ ГРОМАДНЫХ УСИЛИЙ, ОДНАКО ДВОРЕЦ БЫЛ ВОЗРОЖДЁН ЗА ДВА ГОДАРАБОТАМИ РУКОВОДИЛ В. П. СТАСОВ, . КОТОРЫЙ ИСПОЛЬЗОВАЛ НОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ ПЕРЕКРЫТИЙ И КРОВЛИ.
РОСКОШНЫЙ, НАРЯДНЫЙ ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ СОСТАВЛЯЕТ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ С ДВОРЦОВОЙ ПЛОЩАДЬЮ.
ВЕЛИКОЛЕПИЕ ДВОРЦА ПОДЧЕРКИВАЕТСЯ СКУЛЬПТУРАМИ И ВАЗАМИ, УСТАНОВЛЕННЫМИ НАД КАРНИЗОМ ПО ВСЕМУ ПЕРИМЕТРУ ЗДАНИЯ.
ВНУТРИ ДВОРЦА ОТКРЫТЫ ДЛЯ ПОСЕЩЕНИЯ МНОЖЕСТВО ПРЕВОСХОДНО ОТДЕЛАННЫХ ПОКОЕВ, СРЕДИ КОТОРЫХ БОЛЬШОЙ ТРОННЫЙ (ГЕОРГИЕВСКИЙ) ЗАЛ, ОБЛИЦОВАННЫЙ БЕЛЫМ КАРРАРСКИМ МРАМОРОМ, ДОСТАВЛЕННЫМ ИЗ ИТАЛИИ
Золотая гостиная, стены и потолок которой покрыты сплошной позолотой
Изящный Будуар с обилием зеркал, резных позолоченных орнаментов и декоративных вставок
Малахитовая гостиная
Концертный зал
Государственный Эрмитаж — гордость России, крупнейший в стране культурноисторический музей, занимающий 6 исторический зданий, главным среди которых остается величественный Зимний дворец. Сегодня в Эрмитаже собрано почти 3 миллиона экспонатов, среди которых произведения живописи, графика, скульптуры, предметы прикладного искусства, коллекция нумизматики и археологические памятники. А начинался Эрмитаж в 1764 г. как частное собрание Екатерины Великой, купившей коллекцию из 220 картин и поместившей их в отдаленных апартаментах дворца, получивших название «Эрмитаж» , что в переводе с французского означает «место уединения» . Для посетителей музей открылся в 1852 г. , и уже тогда в нем были накоплены богатейшие коллекции произведений искусства. Сегодня гости Эрмитажа могут любоваться такими шедеврами, как «Мадонна с младенцем» ( «Мадонна Бенуа» ) Леонардо да Винчи, «Святой Себастьян» Тициана, «Святое Семейство» Рафаэля, «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Апостолы Петр и Павел» Эль Греко.
Большой Екатерининский дворец
(также известный как Большо й Царскосе льский дворец, Большо й Екатери нинский дворец, Большо й дворе ц) — бывший императорский дворец; один из крупнейших в окрестностях Санкт-Петербурга. Расположен в современном городе Пушкине (ранее — Царское Село), в Пушкинском районе города федерального значения Санкт-Петербурга. Здание заложено в 1717 году по приказу российской императрицы Екатерины I; представляет образец позднего барокко. В советское время во дворце был открыт музей. Во время Великой Отечественной войны дворец был сильно повреждён. Его восстановление заняло долгие годы и продолжается Ленинградской школой реставраторов на строго научной основе. До завершения ещё далеко.
ИСТОРИЯ В истории и архитектуре дворца нашли своё отражение как архитектурные веяния каждой из эпох, которые пережил дворец, так и личные пристрастия российских правителей того времени. Сам дворец был заложен в 1717 году под руководством немецкого архитектора Иоганна Фридриха Браунштейна как летняя резиденция императрицы Екатерины I. В 1743 году только что взошедшая на престол императрица Елизавета Петровна поручила русским архитекторам Михаилу Земцову и Андрею Васильевичу Квасову расширить и благоустроить дворец. Именно при императрице Елизавете Петровне дворец приобрёл свой нынешний вид и стиль. В мае 1752 года она поручила архитектору Бартоломео Франческо Растрелли вновь перестроить дворец, поскольку сочла его слишком старомодным и маленьким. После демонтажа, грандиозной перестройки и строительных работ, которые длились четыре года, и появился современный дворец, выполненный в стиле Русское барокко. 30 июля 1756 года состоялась презентация 325 -метрового дворца потрясённым российским вельможам и иностранным гостям.
ПЕРЕСТРОЙКА Растрелли перестроил Большой (Екатерининский) дворец (1752— 1756) в Царском Селе следующим образом. Продольная ось здания стала главной пространственной координатой в его плане; огромная протяжённость двух параллельных анфилад парадных помещений, масштаб которых нарастает к центру — Большому залу и Картинной галерее, подчёркнута выносом парадной лестницы в югозападный конец здания. Ритмическое разнообразие ордерной системы фасада, большие выступы колоннад с раскреповками антаблемента над ними, глубокие впадины окон, создающие богатую игру светотени, обилие лепнины и декоративной скульптуры, многоцветие фасадов (голубой и золотистый цвета) придают зданию эмоциональный, насыщенный, праздничный и очень торжественный облик (БСЭ).
ДВОРЕЦ ПОСЛЕ 1917 ГОДА В период немецкой оккупации ансамбль сильно пострадал, дворцы разграблены, многие экспонаты сгорели. Ныне ансамбль полностью восстановлен реставраторами — Н. В. Барановым, А. А. Кедринским, Н. Е. Тумановой и др. 23 мая 2010 года генеральный директор Государственного музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова сообщила журналистам о том, что к празднованию 300 -летнего юбилея Царского Села откроются несколько отреставрированных залов и павильонов: ‟Откроем повторно отреставрированный Тронный зал в Екатерининском дворце. Откроем и совершенно не знакомый для наших гостей зал из той половины дворца, в которой жила Екатерина — Арабесковый зал. Сейчас в нем уже ведутся работы по мебели и подбору штор. ‟
ЯНТАРНАЯ КОМНАТА Янтарный кабинет или Янтарная комната — одно из самых известных помещений Большого Екатерининского дворца. Основное убранство Янтарной комнаты изготовлено в начале XVIII века в Пруссии, в 1716 подарено королём Фридрихом Вильгельмом I Петру I; в 1746 дополнено и смонтировано в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге, в 1755 перенесено в Царское Село. В годы Великой Отечественной войны убранство Янтарной комнаты вывезено немецкими оккупантами в Кёнигсберг. Дальнейшая судьба комнаты была неизвестна. C 1979 года в Санкт-Петербурге велась работа по воссозданию Янтарной комнаты, в 2003 году к 300 -летию Санкт-Петербурга она восстановлена в полном объёме руками отечественных реставраторов, в том числе на средства немецких фирм. О судьбе подлинных экспонатов комнаты до сих пор ходят легенды и мифы.
ДВОРЦОВАЯ ЦЕРКОВЬ Це рковь Воскресе ния Христо ва — домовый православный храм в Пушкине, в Екатерининском дворце. Храм приписан к Софийскому собору Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви. Храм был устроен в северном флигеле в период с по 1756 года. Несколько раз реставрировался после пожаров 1820 и 1863 годов. В его оформлении участвовали С. Чевакинский, Ф. -Б. Растрелли, Стасов и др. Интерьер церкви был практически уничтожен в период оккупации Пушкина и до настоящего момента не восстановлен. С 1993 года в церкви крайне редко проходят молебны.
БОЛЬШОЙ ДВОРЕЦ (ПЕТЕРГОФ) Центром Петергофского ансамбля является Большой дворец – «коронная» резиденция русских императоров. Великолепное трехэтажное здание с галереями и сверкающими позолотой куполов Церковного и корпуса под Гербом – протянулось вдоль террасы почти на триста метров. Общая идея местоположения и первоначального облика Верхних (Нагорных) палат принадлежала Петру I.
Первоначально довольно скромный царский дворец, сооруженный в стиле «петровского барокко» в 1714 -1725 годах по проекту И. Браунштейна, Ж. Б. Леблона, а затем Н. Микетти, был перестроен (1745— 1755) Елизаветой по модели Версаля (арх. Ф. Б. Растрелли), — в так называемом стиле зрелого барокко. Длина обращённого к морю фасада — 268 м. Является частью Государственного художественно-архитектурного дворцово-паркового музеязаповедника «Петергоф» . Вид на фасад Большого дворца из Верхнего или Нижнего парков впечатляет, но сам по себе дворец довольно узкий и не настолько большой, как выглядит. Насчитывает прим. 30 залов, в том числе богато украшенные парадные залы, отштукатуренные под мрамор, с расписанными потолками, инкрустированным паркетом и позолоченными стенами.
Парадный вход размещён в западном флигеле дворца. Такое решение позволяло Растрелли развернуть анфиладу парадных залов, нанизанных на ось вдоль фасада (этот принцип наиболее полно реализован архитектором в следующем по времени создания большом дворце — Екатерининском). Квадратный в плане зал с двухсветной лестницей — один из самых эффектных интерьеров дворца, отличающийся парадной и роскошной отделкой. В нём Растрелли достиг максимального синтеза искусств, применив едва ли не все возможные средства декорирования: масляная живопись плафона, темперная роспись стен, лепнина, резьба по дереву, кованый металл. В интерьере лестницы многообразно представлены различные скульптурные формы: барельефы, картуши, статуи, рокайли, вазы. Парадная лестница. Аллегории Лета и Весны
Но основным элементом декора, традиционным для растреллиевских интерьеров, является золочёная резьба по дереву. Выполнение работ относится к 1751 году; бригаду русских мастеров возглавлял Иосиф Шталмеер. Нижнюю часть лестницы украшают резные кариатиды, воссозданные в послевоенные годы по моделям скульпторов Г. Михайловой и Э. Масленникова. Самые заметные скульптуры верхней части — аллегорические изображения времён года, украшающие верхнюю площадку лестницы. Весна, Лето (на перилах), Осень и Зима (помещены в нишах напротив первых) представлены в образе юных девушек. Повторения скульптур «Весна» , «Лето» и «Осень» также выполнили Г. Михайлова и Э. Масленников. Скульптура «Зима» , в годы Великой Отечественной войны была эвакуирована и сохранилась. Дверной портал, ведущий в Танцевальный зал, решён в формах триумфальной арки. Украшением монументального десюдепорта служат две резные фигуры «Верность» и «Справедливость» . . Портал воссоздан по моделям С. Лебедевой.
Десюдепорт с фигурами «Верность» и «Справедливость»
АНСАМБЛЬ СМОЛЬНОГО МОНАСТЫРЯ Смольный собор и Смольный монастырь (Воскресенский Новодевичий монастырь) построены в стиле барокко по приказу императрицы Елизаветы, которая в старости намеревалась удалиться в монастырь.
Ансамбль построен по проекту архитектора Б. Растрелли (последняя работа великого зодчего). Строительство было начато в 1748 году, монастырь принял первых монахинь в 1764 году, но интерьеры Смольного собора еще долго оставались незавершенными. Монастырь просуществовал до 1797 года (до смерти последней из 14 монахинь), в корпусах расположился Вдовий дом. Только к 1835 году по указу Николая I Стасов берется завершить начатое великим мастером. Колокольня должна была стать самым высоким зданием в городе - 140 метров, но воздвигнуть ее так и не удалось, поэтому доминантой монастыря стал Воскресенский собор, возносящийся ввысь своим пятиглавием (высота 94 метра). Композиция Смольного собора пронизана вертикальной динамикой. Тройное и величественное здание поражает своей нарядностью, его купола видны в ясную погоду с колоннады Исаакиевского собора и кажется, будто церковь парит над землей. Растрелли обогатил рельеф фасадов трехчетвертными колоннами, не использовавшимися ранее в Петербурге. Он ставит их попарно, собирает в пучки, выделяя основные членения и углы. Живописный силуэт очерчен сложным беспокойным контуром. Смольный собор отличается объемным, трехмерным построением. Он равноценно воспринимается со всех сторон.
В 1806 -1808 годах к югу от монастыря было построено специальное здание для Смольного института благородных девиц (здание в стиле классицизма по проекту Дж. Кваренги). Смольный В августе 1917 года в этом здании разместился революционный штаб. В 1923 -1924 годах при въезде на аллею Смольного возведены пропилеи (В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх). Сегодня в Смольном находится городская администрация.
БАЖЕНОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ (1 [12] марта 1738 Москва — 2 [13] августа 1799, Санкт-Петербург) Васи лий Ива нович Баже нов — русский архитектор, художник, теоретик архитектуры и педагог, представитель классицизма, зачинатель русской псевдоготики, масон. Член Российской академии с 1784 года.
ЗРЕЛОЕ ТВОРЧЕСТВО На родине Баженов стал участником академической программы на профессорскую степень, когда рассматривались проекты комплексов увеселительных сооружений для императрицы Екатерины. Но ожидания Баженова не оправдались. Он не получил ни звания, ни должности и уволился с академической службы. Работа для Баженова нашлась в Артиллерийском ведомстве князя Г. Г. Орлова, который взял его на должность главного архитектора, присвоив чин капитана. К этому периоду относится строительство дома Пашкова в Москве, авторство которого, предположительно, принадлежит Баженову. Кроме того, но это уже достоверно известно, Баженов проектировал и строил в Царицыне дворцовый комплекс. Судьба этого комплекса трагична. Это был ансамбль сооружений с новаторским сплавом элементов барокко образца 17 века с западноевропейским готическим декором. Когда Екатерина приехала в первопрестольную и посетила строительство дворцового комплекса в Царицыне, она была возмущена тем, что императорский и великокняжеский дворцы были равными по размеру, и велела снести оба. Баженова она отстранила от этой работы. Зодчий пытался открыть «партикулярную» академию, набрать учеников, чтобы обучать молодежь архитектурному искусству. Но и в этой затее оказалось слишком много препятствий, чтобы осуществить задуманное.
Баженову приписываются еще несколько архитектурных объектов: некоторые постройки в Кремле, Старый Арсенал в Санкт-Петербурге, Владимирская церковь в пригороде Москвы (Быково), Каменноостровской дворец великого кн. Павла Петровича в Петербурге и другие. Документальных подтверждений не сохранилось, поэтому доказать или опровергнуть эти предположения не представляется возможным. Точно установлено, что авторство Баженова принадлежит большому мосту в Царицыно – это, кстати, один из немногих объектов, сохранившихся до наших дней. Известно также, что Баженов участвовал в разработке проекта Михайловского замка в Петербурге, но и здесь работали несколько мастеров, например, Франсуа Виолье, В. Ф. Бренна. Павлом Петровичем был принят и затем осуществлен проект В. Ф. Бренны.
ПАШКОВ ДОМ одно из самых знаменитых классицистических зданий Москвы, ныне принадлежащее Российской государственной библиотеке. Спроектировано (предположительно) Василием Баженовым
Впечатляющий вид здания вызван отчасти местом его постройки. Пашков дом стоит на высоком Ваганьковском холме, как бы продолжая линию его подъёма, на открытом углу двух спускающихся улиц. Главный фасад ориентирован на солнечную сторону. По отношению к улице, а также к въезду с переулка, особняк поставлен не по прямой улице, а несколько скошено. Благодаря этому он лучше воспринимается с боковых, более далёких ракурсных точек зрения. Место здания важно и символически: Пашков дом стоит на холме напротив Боровицкого холма, увенчанного Кремлём. Важно отметить, что Пашков дом был первым светским зданием в Москве, из окон которого можно было глядеть на башни и постройки Кремля не снизу вверх, а также наблюдать Ивановскую и Соборную площади.
Интересные факты Глубины Ваганьковского холма под Пашковым домом считаются одним из нескольких возможных вариантов местонахождения легендарной Библиотеки Ивана Грозного. Дом Пашкова описан в романе «Мастер и Маргарита» как место встречи Воланда, Азазелло и Левия Матвея. « На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев. (. . . ) Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг. »
КАЗАКОВ МАТВЕЙ ФЁДОРОВИЧ (1738— 1812) — русский архитектор, который в годы правления Екатерины II перестроил центр Москвы в палладианском стиле. Один из крупнейших представителей русской псевдоготики. Разработчик проектов типовой застройки. Казаков, Матвей Фёдорович
В работах Казакова органично сочетаются широта градостроительных начинаний, рациональность плановых построений с возвышенностью архитектурных образов. Его талант в наибольшей степени раскрылся в многочисленных проектах жилых домов и усадеб. Они свидетельствуют не только о высоком профессиональном мастерстве зодчего, но и о своеобразии его художественного языка. Эти постройки в значительной степени определили облик допожарной Москвы, в частности, Тверской улицы (дома: московского главнокомандующего, Бекетова, князя С. Голицына, Ермолова и др. ), и повлияли на масштаб и характер ее дальнейшей застройки. Дворец И. И. Демидова. Москва. 1779 -1791 гг. Дом И. И. Барышникова. Москва. 1797 -1802.
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Здание Московского государственного университета (МГУ) на Моховой было построено по проекту М. Казакова в 1760 г. , через 5 лет после того, как 25 января 1775 г. императрица Елизавета Петровна подписала указ «Об учреждении Московского университета» . До этого времени студенты обучались в здании Земского приказа на Красной площади около Воскресенских ворот. Здание было построено на месте 7 усадеб и 2 церковных погостов. Но еще долго, до 1793 года учебные аудитории располагались порознь. Корпус университета на Моховой многократно перестраивался Например, при нашествии Наполеона в 1812 г. здание сильно пострадало от пожара: деревянные перекрытия были уничтожены, редчайшая библиотека сожжена, а музейные коллекции и архивы утрачены. Над восстановлением главного корпуса вплоть до 1879 года работал Д. Жилярди. После революции 1917 года помещения МГУ на Моховой бездействовали до 1932 года, при этом университетский храм Святой Татияны был переделан в студенческий клуб. Во время войны 1941 -1945 годов корпус пострадал при бомбардировке. Пострадал и бронзовый бюст Михаила Ломоносова, установленный перед главным зданием в 1876 году. Новый памятник появился лишь в 1957 году. Теперь возле него встречаются учащиеся, преподаватели и выпускники университета. Примечательно также, что именно при Университете открылась типография и начала издаваться первая русская газета.
СЕНАТ В КРЕМЛЕ
Сена тский дворе ц — здание на территории Московского Кремля, построенное по проекту русского архитектора Матвея Казакова в 1776— 1787 годах. Дворец выполнен по заказу императрицы Екатерины Великой в характерном для того времени классическом стиле. По первоначальной задумке здание должно было служить резиденцией высшего органа государственной власти Российской империи — Правительствующего сената, откуда и получило своё название. За время своего существования его стены увидели немало государственных деятелей и вмещали различные органы государственной власти. В XIX веке дворец нарекли «зданием присутственных мест» (так в ту пору назывались здания, вмещавшие органы административного управления и местные суды), при советской власти во дворце располагался кабинет В. И. Ленина, позднее он становится зданием Совета министров СССР. В настоящее время Сенатский дворец является рабочей резиденцией президента Российской Федерации.
При строительстве величественного и монументального здания Сената со строгим и сдержанным расчленением фасадов Казаков нашел меру органической связи нового сооружения с древними зданиями Кремля. Купол круглого зала архитектор поместил по оси Сенатской башни, фиксирующей середину кремлевской стены между Спасскими и Никольскими воротами. Таким образом, положение купола в композиции Сената создавало вторую, поперечную, архитектурную ось Красной площади. Здесь Казаков руководствовался задачей вклучения Сената в ансамбль главной площади Москвы. Включение купольной ротонды в ансамбль Красной площади было одним из основных элементов композиционного замысла Казакова, имевшим глубокий градостроительный смысл. Классическая форма купола сенатского здания в центре древнего ансамбля Красной площади по-новому организовала этот ансамбль. Этим приемом Казаков усилил архитектурную выразительность Красной площади как главной парадной площади города.
ЖИВОПИСЬ Начавшийся ранее процесс обмирщения продолжается и в русской живописи 18 века. Главным свидетельством этого является развитие портретного жанра в живописи. Этот век дарит русской живописи таких прекрасных художников как Зубов, Никитин, Матвеев, Адольский, именно они утвердили новый для России принцип живописи.
Воспроизводя на холсте портреты, художники стремились понять темперамент и особенности каждого в отдельности и передать это красками. В это время развиваются пейзаж, батальная гравюра и батальная живопись. Теперь картины приобретают объемы и глубину на плоскости и даже направлением света, теперь искусство наиболее реалистично. Вторая половина предлагает более сложную живопись ее жанр становится сложнее. Теперь формируется целая система живописи: историческая, монументальная, портретная, пейзажная. Созданная Академия художеств придает особое внимание именно исторической живописи которая призвана обратиться художников к русским героям чтобы пробудить в российских гражданах патриотизм. В этом направлении огромных успехов достигает Лосенко, а так же Угрюмов. Именно в 18 веке пейзаж становится отдельным жанром, призванными мастерами этого жанра становятся Алексеев и Щедрин, акварель запечатлевает на холсте разные уголки деревень огромной России. Эрмитаж становится культурным центром русской живописи 18 века, именно в 1764 году началось формирование коллекции достояния нашей страны и не только. Русская живопись 18 века отличается оригинальностью, именно 18 век подарил России не только большое количество прекрасных художников, но и большое количество прекрасных произведений.
ФЁДОР СТЕПА НОВИЧ РОКОТОВ (1735 — 1808) — крупнейший московский портретист, работавший в период Русского Просвещения. Возможно, первый в России «вольный художник» , не зависевший от государственных и церковных заказов.
Жизнь Федора Степановича Рокотова, самого поэтического портретиста XVIII века, долгое время оставалась загадкой. Художник, пользовавшийся огромной славой при жизни, после смерти был забыт на целое столетие. Его картины находятся во многих музеях больших и малых городов России и, к сожалению, прекрасные портреты называются "Портрет неизвестной(ого)".
Лишь XX век вернул имя Ф. С. Рокотова русскому искусству. Но и сейчас многие знают о нём, как об авторе одной-двух картин. «Портрет А. П. Струйской»
Исследования последних лет обнаружили следующие подробности: Рокотов родился в селе Воронцове, которое по нынешнему территориальному делению находится в черте Москвы. , и числился вольноотпущенным, хотя его брат Никита с семьей были крепостными. Вероятно, он был незаконным «хозяйским ребенком» и к крестьянской семье был только причислен, а вырос в барском доме. Тогда становится понятна опека над ним со стороны семейств Репниных, Юсуповых, Голицыных. К 50 -ым годам его портреты были уже известны в Москве, хотя не известно ни об учителях художника, ни о раннем периоде его творчества. На формирование личностити Ф. С. Рокотова повлияло знакомство с М. В. Ломоносовым. Думается, что тема человеческого достоинства, столь явственно звучащая в портретах Рокотова, была определена не без влияния гениального ученого и литератора, каким был Ломоносов. По протекции И. И. Шувалова и рекомендации М. В. Ломоносова в 1757 г. художнику было поручено исполнение мозаичного портрета императрицы Елизаветы Петровны (с оригинала Л. Токке), заказанного для Московского университета. Эта работа имела успех. Так что к 1760 г. , когда «по словесному приказанию» И. И. Шувалова, первого президента Академии художеств, Рокотова зачислили в ее стены, он был уже подготовленным мастером, о котором знали при дворе.
ДМИ ТРИЙ ГРИГО РЬЕВИЧ ЛЕВИЦКИЙ (около 1735 года, Киев — 4 [16] апреля 1822, Санкт -Петербург) — русский художник-живописец украинского происхождения, мастер парадного и камерного портрета. Академик Императорской Академии художеств.
Биография По происхождению украинец. Наряду с Ф. С. Рокотовым и В. Л. Боровиковским — один из крупнейших российских живописцев-портретистов 18 в. Отец будущего мастера Григорий Кириллович Нос (изменивший фамилию на «Левицкий» ) — священник села Маячка (Полтавская область Украины) и один из выдающихся граверов украинского барокко [известны его иллюстрации к «Апостолу» и «Евангелию» (оба издания — 1737) и другие религиозные и светские композиции, в том числе гравированные портреты] — был и первым учителем сына Дмитрия. Приехав в Петербург около 1758, Левицкиймладший учился у А. П. Антропова. В юности писал иконы; в 1762 в качестве подмастерья при Антропове участвовал в декоративно-живописном оформлении Москвы по случаю коронации Екатерины II.
Известные картины Дмитрия Григорьевича Левицкого : Портрет Анны Степановны Протасовой, бывшей камерфрейлины Екатерины II Портрет Суворова
Портрет Н. А. Львова Портрет Прокофия Акинфиевича Демидова
ВЛАДИ МИР ЛУКИ Ч БОРОВИКО ВСКИЙ (1757— 1825) — русский художник украинского происхождения, мастер портрета.
Творчество Владимира Лукича Боровиковского принадлежит сразу двум столетиям. Последний живописец века Просвещения, он как бы подготавливает появление российских романтиков: биографией и воспитанием связанный с «рационалистами» , эмоционально он тяготеет к тому, еще неведомому поколению, что придет им на смену. Его искусство неоднородно, его судьба при всем внешнем благополучии (успех, карьера, ученики) внутренне драматична. Расцвет его искусства был недолгим — чуть более десятка лет на рубеже XVIII - XIX вв. , — но прекрасным Он создал множество прекрасных портретов своих cовременников. Но наиболее ярко его талант раскрылся в серии женских портретов. Они не столь эффектны, как мужские, невелики по размерам, порой сходны по композиционному решению, но их отличает исключительная тонкость в передаче характеров, неуловимых движений душевной жизни и объединяет нежное поэтическое чувство.
ИЗВЕСТНЫЕ КАРТИНЫ : Портрет императрицы Марии Федоровны Портрет Лопухиной
Портрет генерал-майора Боровского Портрет императора Александра 1
СКУЛЬПТУРА После реформ Петра I русская скульптура начинает догонять европейскую, заимствуя из нее жанры и иконографии. В Золотой век Екатерины II, с началом классицизма, скульптура достигает чрезвычайно высокого уровня, который продолжается в образцах стиля ампир, знаменующих победу над Наполеоном. Ко 2 -й пол. XIX века относится возникновение огромного числа памятников официальной идеологии, зачастую в стиле историзм или эклектика — то есть потерявшие лаконичность и простоту стиля, помпезные, усложненные и избыточные. После революции, после кратковременных экспериментов русского авангарда, был введен ленинский план монументальной пропаганды, поставивший пропагандистскую скульптуру на службу государства и продиктовавший масштабные образцы социалистического реализма. По мере кризиса Советского государства качество скульптуры идет на спад, и в XXI веке мастера, сформировавшиеся при коммунизме, иногда создают произведения, подчас активно осуждаемые общественным мнением.
Федот Иванович Шубин (28 мая 1740 г. - 24 мая 1805 г. ) Наиболее значительный русский скульптор XVIII века, представитель классицизма.
Шубин работал в основном с мрамором, очень редко обращался к бронзе. Его работы относят к жанру классицизма. Большинство его скульптурных портретов исполнены в форме бюстов. Это бюсты вице-канцлера А. М. Голицына, графа П. А. Румянцева-Задунайского, Потёмкина. Таврического, М. В. Ломоносова, Павла I, П. В. Завадовского, статуя Екатерины Il законодательницы и другие. Шубин работал не только как портретист, но и как декоратор, создав 58 мраморных исторических портретов для Чесменского дворца (1771— 1775), 42 скульптуры для Мраморного дворца (1775— 1785) и пр. статуя Екатерины Il Бюст А. М. Голицына Бюст графа П. А. Румянцева -Задунайского
Фальконе «Медный всадник»
Модель конной статуи Петра выполнена скульптором Этьеном Фальконе в 1768— 1770. Голову статуи лепила ученица этого скульптора, Мари Анн Колло. Змею, по замыслу Фальконе, вылепил Фёдор Гордеев. Отливка статуи осуществлялась под руководством литейных дел мастера Екимова Василия Петровича и была закончена в 1778 году. Архитектурно-планировочные решения и общее руководство осуществлял Юрий Фельтен. В августе 1766 года русский посланник в Париже Дмитрий Голицын заключил контракт с французским скульптором Фальконе, рекомендованным Екатерине II её корреспондентом философомпросветителем Дени Дидро. Вскоре по прибытии Фальконе в Петербург, 15 октября 1766 года, работы по созданию монумента двинулись полным ходом. Мастерскую устроили в бывшем Тронном зале деревянного Зимнего дворца Елизаветы Петровны. Каменное здание бывшей конюшни при дворце приспособили для жилья Фальконе. В начале 1773 года в помощь к Фальконе был назначен Фельтен: он должен был заменить уволенного от работ капитана д Ласкари, и, кроме того, к этому времени понадобился надзор профессионала-архитектора за установкой памятника.
М. Козловский «Памятник Суворову»
Па мятник Суво рову — памятник русскому военачальнику, генералиссимусу Александру Васильевичу Суворову в Санкт-Петербурге. Находится на Суворовской площади и части бывшего Царицына луга, напротив Троицкого моста, между зданиями Мраморного дворца и домом графа Салтыкова. Памятник А. В. Суворову был установлен по повелению императора Павла I, в царствование которого полководец совершил свой знаменитый поход в Италию, за что и получил звание «Италийский» . На круглом, сделанном из гранита, пьедестале памятника размещена надпись: «Князь Италійскій, графъ Суворовъ-Рымникскій. 1801 г. » . Авторство памятника принадлежит скульптору М. И. Козловскому, который работал над монументом с 1799 по 1801 год. На пьедестале расположена фигура фельдмаршала в аллегорическом облике Марса, с поднятым мечом в правой руке и со щитом в левой, в древнегреческой одежде. Фигура А. В. Суворова выполнена из бронзы. При этом нередко отмечается, что памятник не имеет прямого портретного сходства с фельдмаршалом, а представляет собой скорее символический героико-эпический образ «великого полководца» .
Выполнила Бабкина Алина, 11 класс