Культура 16 века.pptx
- Количество слайдов: 49
КУЛЬТУРА XVI века
Жанр. автор произведение Содержание Литература и просвещение Оформление идеи «Москва – третий Рим» послания игумена Филофея великому князю Василию III. Летописан ие Московские государи ведут свое происхождение от римского императора Августа. Сказание о Владимире Мономахе Получение Владимиром Мономахом царских регалий от деда. Византийского императора Константина Мономаха. Лицевой лепописный свод (Никоновская летопись). 10 томов. 16 тысяч миниатюр на 10 тысячах листов. Алексей Адашев Сказание о князьях владимирских Обзор всемирной истории от сотворения мира до середины XVI века. Обосновывается мысль о том, что Русь является наследницей древних монархий Летописец начала царства Описание первых лет правления Ивана Грозного, взятие Казани, реформы и доказывается необходимость установления царской власти на Руси. 1560 -1563 гг. Степенная книга. Митрополит Афанасий. Портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов, от Владимира I до Ивана IV. Правление
Жанр. Автор. Произведени Содержание е Литература и просвещение Публицистик а Иван Пересветов Сказание о царе Константине. Сказание о Магомете. Салтане. Изложил свою программу преобразований в стране. Размышлял о смысле и правде жизни, Рассуждал о сильной государственной власти, создал образ идеального правителя. Высказывал мысль о возвышении людей по заслугам, а не по богатству и знатности. Андрей Курбский История о великом князе Московском. 1573 год. Переписка с Иваном Грозным. Идея просвещенной сословной монархии и народного представительства. Хронограф 1512 год. Изложение событий от сотворения мира до падения Византии и раскрытие особой роли Руси в истории христианских народов. Отличается от летописи повествовательностью изложения и Критика царя за отход от политики реформ и произвол, убеждая его в необходимости почитания законов. «Царь должен искати добраго и полезного совета не токмо у советников, но и у всенародных человек» .
Жанр. Автор. Произведение Содержание Жития. Митрополит Макарий 12 томов. письменности, одобренных православной церковью. Четьи – это церковные рукописные книги, предназначенные для назидательного чтения. Минеи – сборники, в которых сочинения расположены по месяцам, а внутри – по дням. Казанское взятие. Героическая тематика Четьи – Минеи. Свод всей житийной литературы и Литература и просвещение 70 -е годы. произведений русской средневековой Исторические повести Повесть о Молодинском сражении, 1572 г. Повесть о прихождении Стефана Батория на Псков , 1581 г.
жанр произведения Руководства по грамматике и арифметике Начала грамоты греческой и русской, Беседа об учении грамоте. Максим Грек (Михаил Триволис) «Книга, рекома по –гречески Арифметика…а по-русски цифирная счетная мудрость» Букварь. И. Федоров, 1574 г. во Львове (ученик – Андроник Невежа) Календари праздников Пасхалии Геннадия, Зосимы; Круг миротворный Агафона; Зрячая пасхалия Ермолая-Еразма Хождения 1525 г. –разговор дипломата Дмитрия Герасимова с Павлом Новокомским (мысль о возможности пути в Индию через СЛО) 1558 -1561 гг. -Хождение посла и купца Василия Позднякова (Константинополь, Иерусалим, Египет)
. «МИНЕИ ЧЕТЬИ» (греч ежемесячные чтения) собрание жизнеописаний отцов церкви, житий святых для ежедневного чтения. Составлено под руководством митрополита Макария в 30— 40 е гг. XVI в. , включает 12 томов, каждый из которых соответствует определенно му месяцу и разбит по дням. «Минеи Четьи» имеют 27 тыс. страниц рукописного текста, украшенных орнаментами. Куляшова И. П. 2007 г «ДОМОСТРОЙ» автор священник Сильвестр. середина XVI в: Свод житейских правил и наставлений на основе патриархальных порядков с беспрекословным подчинением главе семьи
1563 г –первая типография в Москве. Куляшова И. П. 2007 г
Книгопечатание Иван Фёдоров (родился между 1510 и 1530 гoдами, умер в 1583). 1564 – изобретение книгопечатания.
Первопечатник в России – Иван Фёдоров. 1564 – начало книгопечатания на Руси. Помощник – Пётр Мстиславец. Первая печатная книга, вышедшая в России, — «Апостол» (1564). 1565 г – «Часослов» сборник ежедневных молитв. Всего в XVI в было издано 20 книг. Куляшова И. П. 2007 г
Первые книги Апостол – 1564 (богослужебная книга, содержащая: части Нового Завета — «Деяния» и «Послания святых апостолов» ) Часослов – 1565. Первый букварь 1574.
Московский Апостол
В последние годы жизни талантливый русский первопечатник Иван Федоров разрабатывает разборную модель пушки, и даже предлагает её Саксонии и Австрии. Правителям этих государств разработка не приглянулась.
Наука Пасхалии – таблицы с указание дат Пасхи. Географические знания получали по писцовым, межевым, посольским землям. Исторические знания отражены в хроногрофах. Появляются руководства по солеварению.
Живопись • Стирание границ местных школ • Усиление светских элементов • Господствовала московская школа
Дионисий с сыновьями и соратниками – Успенский собор и Ферапонтов Монастырь (фрески собора Рождества Богородицы) Росписи стали посвещать историческим событиям(светский элемент), собор1553 1554 гг. разрешил изображать лица князей, «бытийное письмо» : сер. 16 в. – икона «Церковь воинствующая» (воспевает в аллегорической форме взятие Казани, Ивана Грозного) Фрески Грановитой палаты (возвышение Бориса Годунова) Конец16 17 век – иконы «Строгановского письма» : Прокопий Чирин, Истома Савин, Палехские мастера Миниатюрность, изящество, праздничность, виртуозность, изощренность Вывод: с одной стороны растет мастерство, совершенствуется техника, с другой стороны – теряется широкое дыхание, монументальность, глубина живописи. Книжная миниатюра
Дионисий с сыновьями и соратниками Ферапонтов Монастырь (фрески и иконы собора Рождества Богородицы) Воскресение – Сошествие во ад. Дионисий и мастерская Иоанн Предтеча Богоматерь Одигитрия
Дионисий и мастерская Успенский собор Митрополит Петр с житием Митрополит Алексий с житием
Икона «Церковь воинствующая» (ГТГ)
Прокопий Чирин. 1593 1627 гг. Икона Никита Воин. ГТГ Избранные святые.
Архитектура Кремлевский ансамбль Успенский собор, 1475 -1479 - Аристотель Фиораванти, Грановитая палата- остаток от Княжеского дворца - Пьетро Солари и Марко Руффо(Фрязин), Архангельский собор, 1505 -1508 - Алевиз Новый Благовещенский собор 1484 -1489 гг, церковь Ризоположения 1484 -1486 гг. -псковские мастера Колокольня Ивана Великого 1505 -1508 гг. , 1600 г. 1485 -1495 гг – крепостные стены, 18 башен, мерланы – итальянские «ласточкины хвосты 1530 -е гг. –стена Китай-города (Петрок Малый, итал. ) 1585 -1593 гг. -стена Белого города Ф. Коня (в пределах Бульварного кольца) Кон. 16 в. – Скородом – деревянные стены на Земляном валу(Садовое кольцо).
Успенский собор Московского Кремля 1475 1479 гг. (Аристотель Фиораванти) Благовещенский собор Московского Кремля 1484 1489 гг. (псковские мастера)
Архангельский собор 1505 -1508 был до начала XVIII в. усыпальницей московских князей и царей, архитектор Алевиз Новый Здесь покоятся великие князья Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III, Иван Грозный, цари Михаил и Алексей Романовы. В раках хранятся мощи святых князя Михаила Черниговского и святого царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного, убитого в Угличе. Куляшова И. П. 2007 г
Архангельский собор Московского кремля. 1505 1508 гг. Алевиз Новый
Церковь Ризоположения
колокольня Ивана Великого 1505 -1508 гг Архитектор Бон Фрязин. Высокий стройный столп из двух поставленных один на один восьмигранников (походила на русские сторожевые башни). 1532 – звонница для тяжёлых колов. Арх. Петрок Малый. 1624 – Филаретовская пристройка арх. Бажен Огурцов. Куляшова И. П. 2007 г
По образцу Успенского собора Московского Кремля строятся: 1525 г. – Смоленский собор Новодевичиего монастыря в Москве Успенский собор Троице Сергиева Монастыря 1568 1570 гг. Софийский собор в Вологде
Появляются храмы шатрового типа по образцу деревянных церквей: 1532 г. – церковь Вознесения в селе Коломенское 1555 -1561 гг. –Покровский собор (Барма и Постник) 1565 г. – деревянные хоромы купцов Строгановых в Сольвычегодске Храм св. Троицы (Преображенский) в Вяземах в имении Бориса Годунова Крепостные сооружения в Нижнем Новгороде, Туле, Зарайске, Коломне, Смоленске.
Шатёр – завершение центрических сооружений (колоколен, башен, храмов, крылец, ворот) в виде четырёхгранной пирамиды либо конуса. Церковь Вознесения в селе Коломенском. Построена в 1532 г. , в честь рождения наследника Василия III - будущего царя Ивана Грозного. Высота около 62 м с крестом Здание выстроено из кирпича, почти все архитектурные детали выполнены из белого камня. Шатер выложен из кирпича, с незначительным отступом каждого последующего ряда по отношению к предыдущему. «… Бе же та велми чюдна высотою и светлостью, такова не бывала прежде того на Руси» , - писал летописец. Куляшова И. П. 2007 г
Медный бунт. Э. Лисснер
. Храм Василия Блаженного. (Покровский собор). 1555— 1561. Зодчие Барма и Постник построен в честь взятия русскими войсками Казани. Сначала собор был окрашен в белый цвет, и только в XVII в получил пёструю окраску. Соединение переходами, галереями девяти различных столпообразных храмов символизировало объединение земель и княжеств в единое русское государство. Куляшова И. П. 2007 г
Фёдор Савельевич Конь (около 1540 — после 1606) — «государев мастер» , один из немногих древнерусских зодчих, чьё имя зафиксировано источниками. каменные стены и башни Белого города Москвы (1585— 1593; по линии нынешних бульваров) мощные городские стены Смоленска (1596— 1602);
Смоленский Кремль конец XVI в архитектор Фёдор Конь. . «ожерелье земли русской» Куляшова И. П. 2007 г
Андрей Чохов (около 1545 — 1629) выдающийся русский пушечный и колокольный мастер, литейщик. Более 40 лет работал в Москве на Пушечном дворе, где создал большое количество (по документам известно более 20) тяжёлых орудий, в том числе Царь-пушку (1586).
Царь Пушка Средневековое артиллерийское орудие (бомбарда), памятник русской артиллерии и литейного искусства, отлитое из бронзы в 1586 году Изначально задуманная для обороны Кремля oт зaхвaтчикoв, Царь-пушка была установлена на пушечном раскате (специальный деревянный настил из бревен) около Лобного места на Красной площади, однако в боевых действиях не участвовала.
ОБРАЗ ЭПОХИ И. Е. Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. 1883 -1885 гг.
ОБРАЗ ЭПОХИ В. И. Суриков. Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем. 1895 г.
ОБРАЗ ЭПОХИ М. М. Антокольский. Ермак. 1891 год.
ОБРАЗ ЭПОХИ С. Волнухин. Памятник Ивану Федорову в Москве. 1909 год.
Выводы • Становление единых стилей • В процессе централизации закладывается фундамент российской многонациональной культуры • Языковая и этническая консолидация не привели к потере культурной самобытности многочисленных народов России • Духовная жизнь по прежнему определяется христианским мировоззрением • Зарождается тенденция к обмирщению культуры : в произведениях появляются реалистические черты, появляются светские и демократические элементы • Стоглавый собор1551 г. Признал образцом живопись Андрея Рублева, архитектуру Успенского собора Московского Кремля , в литературе – сочинения митрополита Макария и его кружка.