Скачать презентацию Культура XVI столетия развивается в условиях формирования самодержавия Скачать презентацию Культура XVI столетия развивается в условиях формирования самодержавия

Культура 16-17 в..pptx

  • Количество слайдов: 75

Культура XVI столетия развивается в условиях формирования самодержавия, которое стремится возвеличить себя в литературе Культура XVI столетия развивается в условиях формирования самодержавия, которое стремится возвеличить себя в литературе и искусстве, нарастает стилевое единообразие, авторское начало подчинено официально государственному, ярко выражен назидательный, дидактический характер литературы и искусства. Растет число грамотных людей, появляется книгопечатание

 • Хронограф” (обзор всемирной истории) 1512 г; • “Повесть о Вавилонском царстве”; • • Хронограф” (обзор всемирной истории) 1512 г; • “Повесть о Вавилонском царстве”; • “Сказание о князьях Владимирских”. • “Повесть о Молодинском сражении” 1572 г. , • “Повесть о прохождении Стефана Батория на Псков”.

Иван Семёнович Пересве тов (втор. пол. XVI века; годы жизни неизвестны) — русский философ, Иван Семёнович Пересве тов (втор. пол. XVI века; годы жизни неизвестны) — русский философ, писатель-публицист, один из самых ярких представителей русской общественнополитической мысли середины XVI века. Идеолог дворянства; известен сочинениями против старой наследственной аристократии (бояр). В сочинениях (сохранились в списках XVII века), Пересветов выступает обличителем боярства, за удовлетворение основных требований «воиников» , то есть дворян. Продвижение по службе, по Пересветову, должно было происходить в соответствии с личной выслугой, а не «породой» . Выступал за укрепление самодержавия в союзе с дворянством. Обличал вельмож и призывал к царской «грозе» . Его программа государственных реформ совпадала в значительной степени с политикой Избранной рады. Был сторонником завоевания Казанского ханства. Отмечал симпатии к России порабощенных турками славянских народов. Утверждал, что «правда» выше «веры» . Высказывался против существования холопства и кабальной зависимости. Придавал огромное значение книгам и философской «мудрости» , которыми должен руководствоваться монарх при проведении преобразований. Сочинение Пересветова «Сказание о Магмет салтане» , в котором автор рисует образ идеального, мудрого правителя, вероятно, является первой в России утопией, которой придана занимательная, беллетризированная форма. Цитата: “Царю нельзя быть без грозы: как конь под царем без узды, тако и царство без грозы”. Он выступает сторонником “правды” (“Бог не веру любит, а правду”), “книг”, “мудрости”, противником холопства, “которая земля порабощена, в той земле зло сотворяется. . . всему царству оскудение великое”.

В литературе XVII века появились новые жанры: сатира, драма, поэзия. l Сатирические повести о В литературе XVII века появились новые жанры: сатира, драма, поэзия. l Сатирические повести о Ерше Ершовиче, о Шемякином суде. l Появление русской поэзии и драмы связано с именем Симеона Полоцкого. l Автобиографический жанр "Житие" протопопа Аввакума

В литературе XVII века появились новые жанры: сатира, драма, поэзия. l Сатирические повести о В литературе XVII века появились новые жанры: сатира, драма, поэзия. l Сатирические повести о Ерше Ершовиче, о Шемякином суде. l Появление русской поэзии и драмы связано с именем Симеона Полоцкого. l Автобиографический жанр "Житие" протопопа Аввакума

Сильвестр, протопоп Благовещенского собора в том же Кремле, в посланиях, “Домострое” (ему принадлежит окончательная Сильвестр, протопоп Благовещенского собора в том же Кремле, в посланиях, “Домострое” (ему принадлежит окончательная редакция памятника) проповедует рациональное хозяйствование, получение “правильного стяжания” (прибыли).

В литературе XVII столетия продолжает развиваться русская общественная мысль, публицистика. Сочинения Юрия Крижанича ( В литературе XVII столетия продолжает развиваться русская общественная мысль, публицистика. Сочинения Юрия Крижанича ( «Думы политичны» ), Симеона Полоцкого ( «Жезл правления» ) Историчесие повести «О разорении Пскова» , «О бедах, скорбех и напастех, и же бысть в Велицей Росии» . Возникают литературно повествовательные летописи «Есиповская» и «Строгановская» . Появляются новые виды исторических сочинений «Новый летописец» , «Повести книги сея от прежних лет» . автор И. И. Котырев Ростовский. Монах Троице Сергиева монастыря Авраамий Палицын «Исто рия в память предыдущим родам»

Научные знания. • Составлялись пасхалии специальные таблицы с указанием дат Пасхи и других праздников Научные знания. • Составлялись пасхалии специальные таблицы с указанием дат Пасхи и других праздников по годам. • Знания в области физики, техники требовались мастерам литейщикам при изготовлении пушек, пищалей, в том числе и нарезных орудий, созданных в России. • Солеварение и поташное производство, лечебное и иконописное дело требовали знаний из прикладной химии, медицины, и они отражены в рукописях рецептурного характера, травниках

 • Во второй половине XVI — начале XVII в. появились детальные руководства по • Во второй половине XVI — начале XVII в. появились детальные руководства по солеварению (“Роспись, как зачать делать новая труба в новом месте”), по писцовому делу (1556 г. ), статья “О земном верстании, как землю верстать” (исчисление площади квадратов, прямо и треугольников, параллелограммов, трапеций). • В “хождениях” авторы описывали страны, которые посетили.

XVII в. своеобразный период в истории русской культуры. Он завершает собой развитие культуры на XVII в. своеобразный период в истории русской культуры. Он завершает собой развитие культуры на протяжении предшествующих столетий. Такая переходность культуры в XVII в. обусловила, в свою очередь, весьма интересные тенденции в ней. Многие жанры продолжают существовать, но внутри них зреет новое содержание, взрывающее их изнутри. Идут процессы секуляризации, обмирщения культуры, ее гуманизация. Усиливается интерес к человеку, его жизни. Все это вырывается из тесных рамок средневекового канона, создавая порой кризисные явления, а порой приводя к невиданному взлету духа, и сейчас потрясающему наше воображение.

Театр в России появился благодаря возникновению светских элементов в духовной жизни общества. Мысль о Театр в России появился благодаря возникновению светских элементов в духовной жизни общества. Мысль о создании театра зародилась в придворных кругах среди сторонников европеизации страны. Решающую роль в этом сыграл Артамон Матвеев, начальник Посольского приказа, знакомый с постановкой театрального дела в Европе. В России не было актеров (опыт скоморохов, которые в это время подверглись гонениям, не годился), отсутствовали пьесы. Актеры и режиссер Иоганн Грегори были найдены в Немецкой слободе. Первый спектакль, имевший большой успех, назывался «Артаксерксово действо» . Царь был настолько очарован происходящим, что смотрел пьесу в течение 10 ч, не вставая с места. Репертуар театра за время его существования (1672 1676) составляли девять спектаклей на библейские сюжеты и один балет. Деяниям ветхозаветных персонажей придавались черты политической злободневности и ассоциации с современностью, что еще более усиливало интерес к зрелищу.

В XVII столетии происходит закат летописания. Обмирщение литературы. Появление и распространение новых жанров: автобиография; В XVII столетии происходит закат летописания. Обмирщение литературы. Появление и распространение новых жанров: автобиография; сатирическая, бытовая, историческая повесть; поэзия, драматургия. Интерес к человеку, психологическая характеристика, тема ценности человеческой личности. Новый герой — купец, посадский человек, небогатый дворянин. Развитие светской литературы, усиление демократических мотивов

 В 1620 е гг. дьяк Иван Тимофеев написал известный «Временник» . В нем В 1620 е гг. дьяк Иван Тимофеев написал известный «Временник» . В нем он осуждает Ивана Грозного за преследования боярской знати и опричнину.

Большее распространение получают рукописные книги, особенно сборники, в которых содержались различные материалы. С 1621 Большее распространение получают рукописные книги, особенно сборники, в которых содержались различные материалы. С 1621 г. для царя стали изготавливаться рукописные «Куранты» своеобразные газеты. Возрастание письменного делопроизводства привело к окончательной победе скорописи и новым попыткам организации производства бумаги в России.

В 1634 г. был издан первый печатный русский букварь Василия Бурцева, в 1648 г. В 1634 г. был издан первый печатный русский букварь Василия Бурцева, в 1648 г. «Грамматика» Мелетия Смотрицкого. В 1679 г. появляется новая печатная азбука. В 1665 г. при Заиконоспасском монастыре в Москве была открыта школа, готовившая подьячих для государственных учреждений, в 1680 г. - школа при Печатном дворе. В 1687 г. по инициативе Сильвестра Медведева создается Славяно-греко-латинское училище (с 1701 г. - академия), которая стала первым высшим учебным заведением России. Распространение грамотности в посадской среде всячески поощрялось правительством. В Москву стали приглашать ученых и монахов для преподавания как светских, так и духовных наук.

В 17 в. появляются новые литературные жанры. Создаются сатирические бытовые повести: «Повесть о Ерше В 17 в. появляются новые литературные жанры. Создаются сатирические бытовые повести: «Повесть о Ерше Ершовиче» , «Повесть о Шемякином Суде» , в которых критикуются земельные порядки. Распутство и греховное бытие монахов Калязинского монастыря высмеивается в повести «Капязинская челобитная» . Новым явлением в литературе было распространение силлабического стихосложения, которое в свою очередь связано с барокко в русской литературе. Это, прежде всего, деятельность белорусского ученого и просветителя Симеона Полоцкого (С. Е. Петровского Ситниановича), которого пригласили в Москву для обучения царских детей. Его произведения отличаются орнаментальностью, пышностью, отражая идею «пестроты» мира, переменчивость бытия. В 1678 1679 гг. появились два сборника его стихотворений «Ветроград многоцветный» и «Рифмологион» . Первое произведение своего рода энциклопедия, в которой содержатся данные, почерпнутые из различных областей знания: истории, зоологии, ботаники, географии, минералогии и т. д. При этом достоверные сведения перемежаются мифологизированными представлениями автора.

Сино псис Ки евский ( «Синопсис, или Краткое описание о начале русского народа» ) Сино псис Ки евский ( «Синопсис, или Краткое описание о начале русского народа» ) — компилятивный обзор истории Юго Западной Руси, составленный во второй половине XVII столетия и изданный впервые в 1674 в типографии Киево Печерской лавры, в последний раз в Киеве в 1861. Автором предположительно являлся архимандрит лавры Инокентий Гизель. В XVIII веке «Синопсис» был самым распространённым историческим сочинением в России использовался до начала XIX века как школьный учебник по истории. Традиционно считается одной из важных вех в формировании концепции общерусского единства Нового времени. .

Симеон Полоцкий автор первых стихотворных произведений и пьес, которые ставились в первом придворном русском Симеон Полоцкий автор первых стихотворных произведений и пьес, которые ставились в первом придворном русском театре, основанном в 1670 г. при царе Алексее Михайловиче. Одно из литературных течений того времени народно обличительное. Его представитель протопоп Аввакум, основоположник биографического жанра. В полемическом произведении «Житие протопопа Аввакума» он простым разговорным языком повествовал о драматической истории своей жизни.

Во 2 й половине 17 в. появляются первые портретные изображения с элементами реального сходства. Во 2 й половине 17 в. появляются первые портретные изображения с элементами реального сходства. Зарождается светская портретная живопись. Родоначальник портретной живописи в России С. Ушаков работал в художественном центре при Оружейной палате Кремля. В 1668 г. он пишет икону «Богоматерь Владимирская» или «Насаждение дерева российского государства» , на которой изображены наиболее выдающиеся деятели его эпохи. При Оружейной палате была создана школа для обучения живописи, живописная мастерская фактически Академия художеств, которую возглавлял Симон Ушаков.

Парсуна (от слова «персона» , т. е. портрет реального лица) — первый светский портретный Парсуна (от слова «персона» , т. е. портрет реального лица) — первый светский портретный жанр стал совершенно новым явлением в русской живописи второй половины XVII в. Всего за несколько лет новый жанр прошел огромный путь — от полуиконных изображений до портретов реальных лиц — и завоевал прочное место в русском искусстве. Все именитые люди старались запечатлеть свой образ. Художники стремились передать в парсунах портретное сходство и отчасти характер персонажа. В парсунах XVII в. уже присутствуют черты знаменитого русского портрета будущего столетия — внимание к внутреннему миру человека, поэтизация образа, тонкий колорит. Симон (Пимен) Фёдорович Ушаков (1626, Москва 25 июня 1686, Москва) — русский московский иконописец и график.

Архангел Михаил попирающий дьявола 1676 г. Архангел Михаил попирающий дьявола 1676 г.

 «Богоматерь Владимирская» или «Насаждение дерева российского государства» 1668 г. «Богоматерь Владимирская» или «Насаждение дерева российского государства» 1668 г.

Тайная Вечеря 1685 Тайная Вечеря 1685

Богородица Умиление, 1668 Богородица Умиление, 1668

Спас Нерукотворный, написан для Троице. Сергиевой Лавры в 1658 году Спас Нерукотворный, написан для Троице. Сергиевой Лавры в 1658 году

Икона Святой Троицы. 1671 Икона Святой Троицы. 1671

Развитие образования. Именно с ХVII в. мы можем говорить о зарождении системы образования в Развитие образования. Именно с ХVII в. мы можем говорить о зарождении системы образования в России. Появляются государственные и частные школы, училища «гимнасионы» , где ставилась задача овладения латинским и греческим языками, преподавалась грамматика, риторика и философия. С 1615 г. одна за другой основываются русские духовные школы. Боярин Ф. М. Ртищев, царский окольничий, открыл частное училище для молодых дворян при Андреевском Монастыре. Для преподавания сюда пригласили 30 украинских ученых монахов. Для обучения подьячих Приказа тайных дел действовала государственная школа. Учебные заведения появляются в Чудовом, Спасском монастырях. Учебными пособиями, по преимуществу, оставались книги религиозного содержания. Но постепенно начали появляться и светские пособия. Были изданы буквари Бурцева, Полоцкого, Истомина, куда включали статьи по вероучению и педагогике, словари. Азбуковники представляли собой словари иностранных слов, достаточно широкие по содержанию. Помимо перевода слов, авторы давали интерпретацию философских понятий, включали краткие сведения по отечественной истории, об античных философах и мыслителях, географические материалы.

 В 1687 г. в Москве было открыто первое высшее учебное заведение – Славяно- В 1687 г. в Москве было открыто первое высшее учебное заведение – Славяно- греко-латинская академия. Проект академии составил Симеон Полоцкий, а возглавили её греческие монахи, братья Лихуды. Академия состояла из трех классов: низший, средний и высший. Преподавание велось на греческом и, отчасти, на латинском языках. Слушатели изучали греческую грамматику, поэтику, риторику, диалектику. Три года отводилось на изучение философии, которая делилась на естественную (физику), нравственную (этику) и умозрительную (метафизику). Братья Лихуды составили учебники по грамматике, поэтике, риторике, логике, психологии и физике. Академия предназначалась для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы. В ее стенах обучались представители разных сословий – от сыновней конюха и кабального человека до родственников патриарха и князей древнейших российских родов, причем самых разных национальностей: русские, украинцы, молдаване, белорусы, крещеные татары, грузины, греки. Братья Лихуды вскоре были изгнаны из учебного заведения по ложному доносу и несколько лет, до специального указа Петра I академия прибывала в упадке. В 1814 г. это учебное заведение преобразовали в Московскую духовную академию и перевели в Троице Сергиеву лавру.

16 век в Российской архитектуре богат на события. В это столетие продолжается активное градостроительство, 16 век в Российской архитектуре богат на события. В это столетие продолжается активное градостроительство, что явилось следствием активной внешней и внутренней политики государства в период правления как Василия Третьего, так и Ивана Грозного. Этот период ознаменовался не только строительством новых городов, возведением и укреплением фортификационных сооружений, но и активным разрастанием Москвы, продолжением строительных работ в Московском Кремле, появлением новых монастырей, соборов и храмов. В 16 веке растет могущество Русского государства, растет и значение Москвы, как центра. В столицу со всей Руси свозят лучших мастеров, которые работают вместе с итальянскими архитекторами и зодчими. С их помощью в России начинается строительство сложных архитектурных объектов из камня, пришедшим на смену традиционному русскому деревянному зодчеству.

Знаменитый французский композитор Гек тор Берлиоз, побывавший в России в 1867 году, был потрясен: Знаменитый французский композитор Гек тор Берлиоз, побывавший в России в 1867 году, был потрясен: «Ничто меня не поразило, как памятник древнерусского зодчества в…………………. Я видел Страсбургский собор, который строился веками, я стоял вблизи Миланского собора, но кроме налепленных украшений, я ничего не нашел. А тут передо мной предстала красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и долго я стоял, ошеломленный» .

Возведена в Коломенском в 1528— 1532 годах (предположительно итальянским архитек тором Петром Францизском Анибале, Возведена в Коломенском в 1528— 1532 годах (предположительно итальянским архитек тором Петром Францизском Анибале, по русским летописям Петром Фрязином или Петром Малым) на правом берегу Москвы реки.

Собо р свято го Архистрати га Михаи ла (Арха нгельский собо р) в Кремле Собо р свято го Архистрати га Михаи ла (Арха нгельский собо р) в Кремле Существующий собор был сооружён в 1505— 1508 гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового на месте старого собора XIV века и освящен 8 ноября 1508 года митрополитом Симоном.

Казимир Валишевский утверждал, что этот храм «. . . слыл за произведение итальянской архитектуры. Казимир Валишевский утверждал, что этот храм «. . . слыл за произведение итальянской архитектуры. . . строители его. . . удачно соединяли стили византийский, персидский, индусский, итальянский. . . » Наполеон назвал его… «мечетью» . Она, как древний Вавилонский столп, состоит из нескольких уступов, кои оканчиваются огромной, зубчатой, радужного цвета главой, чрезвычайно похожей (если простят мне сравнение) на хрустальную граненую пробку старинного графина. Кругом нее рассеяно по всем уступам множество второклассных глав, совершенно не похожих одна на другую; они рассыпаны по всему зданию без симметрии, без порядка, как отрасли старого дерева, пресмыкающиеся по обнаженным корням его. …Каждый придел раскрашен снаружи особенною краской, как будто они не были выстроены все в одно время, как будто каждый владетель Москвы в продолжение многих лет прибавлял по одному, в честь своего ангела. Весьма немногие жители Москвы решились обойти все приделы этого храма. Его мрачная наружность наводит на душу какое то уныние; кажется, видишь перед собою самого Ивана Грозного…» . «Юнкер Л. Г. (лейб гвардии) Гусарского Полка Лермантов»

Кто изображен на иконе? Какая связь этого человека и храма о котором идет речь? Кто изображен на иконе? Какая связь этого человека и храма о котором идет речь?

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (1555 1561 г. ) Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (1555 1561 г. )

В 1508 году, по приказу Василия Третьего в Московском Кремле позведена Колоко льня «Ива В 1508 году, по приказу Василия Третьего в Московском Кремле позведена Колоко льня «Ива н Вели кий» (также известная как Колокольня Ивана Великого) — церковь-колокольня, расположенная на Соборной площади Московского Кремля.

Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры (1422) Архитектура Московской Руси (XIV век - начало XVI века) Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры (1422) Архитектура Московской Руси (XIV век - начало XVI века)

Благовещенский собор Казанского кремля — выдающийся памятник русской архитектуры XVI века (1552 г. ) Благовещенский собор Казанского кремля — выдающийся памятник русской архитектуры XVI века (1552 г. )

Покровский собор Покровского монастыря в Суздале (1518 г. ) Покровский собор Покровского монастыря в Суздале (1518 г. )

Троицкий собор Ипатьевского монастыря в Костроме (1603 -1605 г. ) Троицкий собор Ипатьевского монастыря в Костроме (1603 -1605 г. )

Церковь Рождества Богородицы в Путинках 1652 г. Церковь Рождества Богородицы в Путинках 1652 г.

Новоиерусалимский монастырь. Воскресенский собор. 1656 г. Новоиерусалимский монастырь. Воскресенский собор. 1656 г.

Что общего между изображениями? Что общего между изображениями?

Что и кто изображено на картине? Кто автор работы? Год написания. Как изображение связано Что и кто изображено на картине? Кто автор работы? Год написания. Как изображение связано с предыдущим слайдом?

На картине изображён пролог к трагическим событиям Петровской эпохи, разыгравшийся ещё при отце Петра, На картине изображён пролог к трагическим событиям Петровской эпохи, разыгравшийся ещё при отце Петра, царе Алексее Михайловиче. Феодосия Прокопиевна Морозова (1632 1675) была защитницей старообрядчества. Старообрядчество (раскол) – религиозно общественное движение, противостоявшее официальной Русской Православной Церкви. Возникло как следствие церковной реформы 1653— 1656 гг. патриарха Никона. Раскольники выступали против нововведений, за сохранение старых обрядов.

Феодо сия Проко фьевна Моро зова (в девичестве Соковнина , в иночестве Феодо ра; Феодо сия Проко фьевна Моро зова (в девичестве Соковнина , в иночестве Феодо ра; 1632 1675, Боровск) — верховная дворцовая боярыня, деятельница русского старообрядчества, сподвижница протопопа Аввакума. За приверженность к «старой вере» в результате конфликта с царём Алексеем Михайловичем была арестована, лишена имения, а затем сослана в Пафнутьево Боровский монастырь и заточена в монастырскую тюрьму, в которой погибла от голода. Почитается старообрядческой церковью как святая.

В. И. Суриков Боярыня Морозова, 1884 1887 В. И. Суриков Боярыня Морозова, 1884 1887

На картине Сурикова боярыня обращается к московской толпе, к простолюдинам — к страннику с На картине Сурикова боярыня обращается к московской толпе, к простолюдинам — к страннику с посохом, к старухе нищенке, к юродивому, и они не скрывают своего сочувствия вельможной узнице. Так и было: мы знаем, что за старую веру поднялись низы, для которых посягательство властей на освященный веками обряд означало посягательство на весь уклад жизни, означало насилие и гнет.

К трагической судьбе боярыни Морозовой обращались историки Н. С. Тихонравов и И. Е. Забелин, К трагической судьбе боярыни Морозовой обращались историки Н. С. Тихонравов и И. Е. Забелин, С. М. Соловьев и С. А. Зеньковский. Образ Морозовой и других мучеников за старую веру появляется на страницах исторических романов Д. Л. Мордовцева.

Путешествие Аввакума по Сибири. С. Милорадович, 1898 Путешествие Аввакума по Сибири. С. Милорадович, 1898

Протопо п Аввакýм 1620 1682 протопоп города Юрьева Повольского, противник церковной реформы Патриарха Никона Протопо п Аввакýм 1620 1682 протопоп города Юрьева Повольского, противник церковной реформы Патриарха Никона XVII века, духовный писатель. Ему приписывают 43 сочинения, в том числе знаменитое «Житие» , «Книга бесед» , «Книга толкований» , «Книга обличений» и др. Его считают родоначальником новой российской словесности, вольного образного слова, исповедальной прозы. Старообрядцы почитают Аввакума священномучеником и испов едником.

Опера Щедрина В 2006 году Родионом Щедриным закончена работа над хоровой оперой «Боярыня Морозова» Опера Щедрина В 2006 году Родионом Щедриным закончена работа над хоровой оперой «Боярыня Морозова» . Мировая премьера оперы 30 октября 2006 года в московском Большой зале консерватории. Основу либретто составили тексты «Жития протопопа Аввакума» и «Жития боярыни Морозовой» .

В XVII веке происходит обмирщение архитектуры. «Дивное узорочье» . Появление архитектурных школ (московская, ярославская). В XVII веке происходит обмирщение архитектуры. «Дивное узорочье» . Появление архитектурных школ (московская, ярославская). Московское (нарышкинское) барокко, строгановская школа. Реформа Никона — запрет строительства шатровых храмов. Московское барокко — условное название стиля русской архитектуры последних десятилетий XVII — первых лет XVIII в. , основной особенностью которого является широкое применение элементов архитектурного ордера и использование центрических композиций в храмовой архитектуре. Первый этап развития русского барокко. Устаревшее название — «нарышкинское барокко» .

Сухаревская башня была построена в 1692 -1695 годах по инициативе Петра I по проекту Сухаревская башня была построена в 1692 -1695 годах по инициативе Петра I по проекту М. И. Чоглокова.

Церковь Покрова в Филях возведена в 1690— 1694 годах на средства Л. К. Нарышкина Церковь Покрова в Филях возведена в 1690— 1694 годах на средства Л. К. Нарышкина (брата царицы Натальи Кирилловны).

Для XVII века характерно: двойственный, переходный характер культуры: — обмирщение (усиление светского начала, ослабление Для XVII века характерно: двойственный, переходный характер культуры: — обмирщение (усиление светского начала, ослабление позиций церкви, рационализация картины мира); — демократизация; — идея ценности человеческой личности. Появление новых жанров в литературе и живописи, театрального искусства. Усиление контактов с зарубежной культурой. Развитие образования, рост числа грамотных людей.

ГЕОРГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ 30 40 е годы XVII века — самое бурное время в истории ГЕОРГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ 30 40 е годы XVII века — самое бурное время в истории русских географических открытий. Каждый год приносил новые открытия. Важным событием явилось достижение русскими людьми Тихоокеанского побережья. В 1639 году отряд томских казаков во главе с Иваном Москвитиным вышел к Охотскому морю и совершил по нему плавание до устья Амура. Особенно значительными открытиями ознаменовались походы в северо восточном направлении. Уже на следующий год поело основания Якутска Илья Перфильев и Иван Ребров впервые вышли по Лене к Ледовитому океану и, следуя далее на восток морским путем, достигли устья Яны, а затем и Индигирки. Этим было положено начало русскому полярному мореходству у северо восточных берегов Азии. Была открыта и сухопутная дорога на эти реки. В начале 40 х годов объединенный отряд Дмитрия Зыряна и Михаила Стадухина прошёл морем с Алазеи на Колыму и поставил там три зимовья. И сразу же из Нижне Колымского зимовья начались плавания в восточном направлении. Кульминацией этих походов явилась знаменитая экспедиция Семена Дежнева и Федота Алексеева, завершившаяся открытием величайшего мирового значения: впервые был пройден пролив, отделяющий Азию от Америки.

В течение 1643 1651 гг. состоялись походы русских отрядов В. Пояркова п Е. Хабарова В течение 1643 1651 гг. состоялись походы русских отрядов В. Пояркова п Е. Хабарова на Амур, доставившие ряд ценных сведений об этой не изученной европейцами реке. В начале 50 х годов здесь появились первые партии переселенцев — промышленников, «гулящих» людей, крестьян. Однако в дальнейшем этот процесс затормозился из за вмешательства маньчжурских феодалов.

Событием, завершающим историю открытия русских землепроходцев в XVII веке, является поход Владимира Атласова на Событием, завершающим историю открытия русских землепроходцев в XVII веке, является поход Владимира Атласова на Камчатку в 1697— 1699 годах. «Камчатский Ермак» , как назвал его А. С. Пушкин, прошел весь Камчатский полуостров из конца в конец и составил его географическое и этнографическое описание. Тем самым был достигнут «край и конец Сибирской земли» и положено начало новому этапу географических открытий, связанных с изучением Тихого океана и северо западной Америки.