Культура XIX века.ppt
- Количество слайдов: 49
Культура XIX века Презентацию подготовила Ахметзянова Л. Студентка гр. 4109
Архитектура XIX века
Здания, построенные в стиле классицизма отличаются чётким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Ещё в середине XVIII века Петербург утопал в зелени усадеб и был во многом похож на Москву. Затем началась регулярная застройка города. Петербургский классицизм это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью. .
Дети недворянского происхождения получали начальное образование в приходских училищах. Для детей дворян и чиновников создавались гимназии, они давали право поступления в университет.
В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты. Высших государственных чиновников готовили в привилегированных учебных заведениях - лицеях.
Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные библиотеки и музеи. Первая публичная библиотека была открыта в Петербурге в 1814 году (ныне Государственная Национальная библиотека). Правда, в то время её богатейшее книжное собрание оставалось недоступным массовому читателю.
Работа началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту Захарова А. Д
Принципиальное значение имело возведение в начале XIX века здания Биржи на стрелке Васильевского острова.
Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрёл вид единого ансамбля с постройкой Казанского собора.
Казанский собор
Сорок лет строился, начиная с 1818 года, Исаакиевский собор в Петербурге - самое большое здание, возведённое в России в первой половине XIX века. По замыслу правительства собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия, его тесный союз с православной церковью.
По проекту Росси были построены здания Сената и Синода, Александринского театра, Михайловского дворца. Старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси и др. выдающимися архитекторами, это шедевр мирового зодчества.
В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие краски. После пожара 1812 года в Москве были возведены Большой театр, Манеж, памятник Минину и Пожарскому, под руководством архитектора Тона построен Большой Кремлёвский дворец. В 1839 году на берегу Москвы реки был заложен храм Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия.
Здание Сената и Синода
Александринский театр
Михайловский дворец
храм Христа Спасителя
В 1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие. Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии
В России появился первый общедоступный художественный музей.
Литература XIX века
А. С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный взлёт в культурном развитии России. Время Пушкина называют Золотым веком русской культуры. В первые десятилетия века ведущим жанром в русской литературе была поэзия. В стихах поэтовдекабристов Рылеева, Одоевского, Кюхельбекера звучит пафос высокой гражданственности, поднимались темы родины и служения обществу. После разгрома декабристов в литературе усилились настроения пессимизма, но упадка в творчестве не наблюдалось.
Ещё при жизни Пушкина широкую известность стал приобретать Н. В. Гоголь. Знакомство Гоголя с Пушкиным состоялось в 1831 году, тогда же в Петербурге двумя частями вышли Вечера на хуторе близ Деканьки. Первая печатная форма Ревизора появилась в 1836 году. В его произведениях воссоздание правды жизни сопровождалось беспощадным разоблачениями самодержавных российских порядков.
Вершиной русской литературы XIX в. стало твор чество Л. Н. Толстого (1828 — 1910). Он ставил в своих романах, повестях, драмах, публицистике «великие вопросы» (В. И. Ленин). Писателя всегда волновали судьбы народа и Родины (историческая эпопея «Война и мир» ). Одним из острых социальных литературных произведений современности стал роман Толстого «Анна Каренина» , в котором он, изображая жизнь русского общества 70 -х годов, выносит беспощадный приговор буржуазнопомещичьему строю, его морали, нравам, устоям.
В художественной литературе нашли отображение социальные сдвиги, которые произошли в пореформенной России. « Дух обличительства, критическое отношение к существующей действительности были характерны для произведений русских писателей первых пореформенных десятилетий. » Разночинская молодежь своим идейным вождем считала Н. А. Некрасова (1821 — 1877/78). Тема народа, его исканий и надежд занимала в поэзии Некрасова центральное место. В это время он создал свое круп нейшее произведение — поэму «Кому на Руси жить хорошо» , в которой дана реалистическая картина жизни русского крестьянства. В творчестве Некрасова выражена не только «мечта о счастье народа, но и вера в его силы, способные сбросить оковы крепостного рабства. » Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. М. , 1994 1995. Т. 3. , C. 38 .
Музыка России в XIX веке
Общественно-идейная атмосфера сказалась и на состоянии музыки. В 1859 г. по инициативе А. Г. Рубинштейна (1829— 1894) было организовано Русское музыкальное общество «для развития музыкального образования, вкуса к музыке в России и поощрения отечественных талантов» . Общество устраивало симфонические и камерные концерты. В Петербурге по инициативе А. Г. Рубинштейна (1862), а затем в Москве (организатор Н. Г. Рубинштейн, 1866) были открыты консерватории, положившие начало профессиональному музыкальному образованию в России.
Огромную роль в развитии музыкальной культуры сыграло творческое объединение композиторов «Могучая кучка» [М. А. Балакирев (1836/371910), М. П. Мусоргский (1839 -1881), Ц. А. Кюи (1835 -1918), А. П. Бородин (1833 -1887), Н. А. Римский-Корсаков (1844 -1908)]. Это название дал ему музыкальный критик и его идейный руководитель В. В. Стасов. Идейнонравственные взгляды этого содружества формировались под воздействием передовых идей 60 — 70 -х годов. Одной из основных черт эстетики и музыкального творчества композиторов «Могучей кучки» было стремление передать в музыке «правду жизни» , национальный характер. Они широко использовали музыкальный фольклор, тяготели к историко-эпическим сюжетам и способствовали утверждению на сцене народно-музыкальной драмы ( «Борис Годунов» , «Хованщина» М. П. Мусоргского). Композиторы «Могучей кучки» много сделали для собирания и изучения музыкального фольклора, издав в 60 — 70 -х годах несколько сборников русских народных песен.
Выдающиеся достижения русской музыки связаны с именем П. И. Чайковского (1840 1893). Он один из величайших композиторов нашей эпохи, оставивший обширное творческое наследие в области балетного, оперного, симфонического, камерного музыкального искусства (балеты «Лебединое озеро» , «Спящая краса вица» ; оперы «Евгений Онегин» , «Пиковая дама» ; симфонии, романсы, симфонические поэмы, музыкальный цикл «Времена года» и др. ). Чайковский создал основные произведения в 70 — 80 е годы. В своем творчестве он утверждал право человека на свободную жизнь, призывал к борьбе с темными силами зла и несправедливости. Отличительным свойством музыкального искусства была его программность, использование в музыке национальных мотивов, сюжетов из литературных произведении. В. В. Стасов отмечал, что композиторы следовали примеру Глинки. «Наша эпоха, — писал критик, — все дальше и дальше отходит в сторону от «чистой» музыки прежних периодов и все сильнее и сильнее требует для музыкальных созданий действительного, определенного содержания» .
Русская живопись XIX века
Прогрессивная общественная мысль ставила новые задачи и перед живописью. 60 -е годы составляют в истории русского изобразительного искусства определенный внутренний этап с преобладанием социально-бытового жанра. «Жанр не прихоть, не каприз, не выдумка одного или не скольких художников, — писал В. В. Стасов, — а выражение современной потребности, всеобщей, неудержимой потребности в выражении искусством всех сторон жиз ни» . Идейно-художественное движение этих лет подготовило почву для возникновения «Товарищества передвижных художественных выставок» (1871).
Товарищество возникло первоначально в Москва. Идею создания предложил Г. Г. Мясоедов (1835 -1911 гг. ). Он увидел на опыте европейских художников, что можно жить и работать в товарищеском сообществе, не зависящем ни от каких эксплуататоров творческого труда. Первоначально в товарищество вошли В. Г. Перов (1833 -1882 гг. ), Н. Н. Ге (1831 -1894 гг. ), А. К. Саврасов (1840 -1894 гг. ), К. А. Савицкий (1844 -1905 гг. ), В. М. Касаткин (1859 -1930 гг. ), В. М. Максимов (1844 -1911 гг. ).
Примерно в это же время в Петербургской императорской академии художеств тоже началось новое движение. В 1863 г. художники И. Н. Крамской (1837 -1887 гг. ), К. Е. Маковский (1839 -1915 гг. ), А. Д. Литовченко (1835 -1890 гг. ) и другие, отказавшись писать картины на предложенный академией сюжет из скандинавского эпоса «Пир в Валгалле» , в виде протеста покинули академию и основали свободную Артель художников
Передвижничество — ведущее направление в нацио нальном искусстве второй половины XIX в. , идейно противостоявшее академизму. Положения революционно демократической эстетики определили программность творчества передвижников: гражданственность, сознание общественных и психологических проблем своего времени, интерес к облику современника. Работая в разных жанрах (бытовой жанр, пейзаж, портрет, историческая живопись), художники передвижники внесли в каждый из них новые, существенно важные моменты. Большое место они уделяли крестьянской теме, впервые на их полотнах были запечатлены образы прогрессивной интеллигенции, рабочих.
Замечательную страницу русского искусства составило творчество И. Е. Репина (1844 -1930), художника огромного таланта, глубокой жизненной правды и поразительной разносторонности. Мировоззрение И. Е. Репина складывалось в эпоху общественного подъема и распространения буржуазного демократизма. Эти идеи питали его искусство, помогали осмыслить, понять многие вопросы современной жизни. Новое, не известное искусству отношение к народу показал И. Репин в картине «Бурлаки на Волге» (1873). Обличая эксплуатацию народа, художник в то же время утверждал скрытую в нем силу, зреющий протест. И. Репин видит в бурлаках могучие, самобытные черты и характеры. Успешно работая в области портретного жанра, он создал серию блистательных образов — людей своей эпохи. Вершиной мастерства И. Репина является портрет М. П. Мусоргского (1881).
Художники-передвижники неоднократно обращались к исторической тематике, причем в их полотнах преобладала национальная тема. Они использовали в качестве сюжетов реальные события, стремились передать эпоху, характер исторических персонажей. Передвижникам свойственно было изображение переломных моментов в русской истории. Они поновому трактовали исторические сюжеты, показывая отечественную историю через психологическую драму отдельной, как правило, выдающейся личности (Н. Н. Ге. «Петр I допрашивает царевича Алексея» , 1871; И. Е. Репин. «Иван Грозный и сын его Иван» , 1885).
Кроме И. Е. Репина картины на исторические темы писал В. М. Васнецов. Образ истории в его произведениях имеет ощутимый былинный, сказочный оттенок: «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880 г. ), «Аленушка» (1881 г. ), особенно ярко соединение эпоса и истории проявилось в грандиозном полотне «Богатыри» (1898 г. ).
Передвижники хотели изображать живую жизнь. Ведущее место в их творчестве заняли жанровые (бытовые) сцены. Особой симпатией “передвижников” пользовалось крестьянство. Они показывали его нужду, страдания, угнетенное положение. В ту пору— идейная сторона искусства ценилась выше, чем эстетическая. Лишь со временем художники вспомнили о само ценности живописи.
Пожалуй, самую большую дань идейности отдал Василий Григорьевич Перов (1834— 1882). Достаточно вспомнить такие его картины, как “Приезд станового на следствие”, “Чаепитие в Мытищах”. Некоторые работы Перова проникнуты подлинным трагизмом ( “Тройка”, “Старикиродители на могиле сына”). Кисти Перова принадлежит ряд портретов его знаменитых современников (Островского, Тургенева, Достоевского).
В. Г. Перов “Приезд станового на следствие”
В. Г. Перов “Чаепитие в Мытищах”
В. Г. Перов “Тройка”
В. Г. Перов “Старики-родители на могиле сына”
Театральная жизнь России в XIX веке.
В начале XIX века сложилась сеть русских Императорских театров, которые управлялись «министерством двора Его Императорского Величества» . В подчинении двора было 3 театра в Петербурге – Александрийский, Мариинский и Михайловский – и 2 в Москве Большой и Малый.
Большой Петровский театр 1825 -1853 гг. Открытие Большого Петровского театра 6 января 1825 года было обставлено очень торжественно. Зрители, посетившие в тот вечер новый театр, были потрясены благородством архитектурного замысла и его воплощением, невиданными масштабами здания, красотой отделки его
Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского Ревизора, где роль городничего играл Щепкин. В эти же годы в Большом театре была поставлена опера М. И. Глинки Жизнь за царя.
Итоги развития культуры XIX в. 1. Феномен взлёта русской духовной культуры позволяет назвать XIX в. золотым веком русской культуры. 2. Антикрепостническая, демократическая направленность русского искусства и вера в созидательные силы народа определила важнейшую его черту на протяжении всего XIX в. 3. Развитие естественных наук, широкие связи русских учёных с западными свидетельствовали о достаточном месте в России в мировом содружестве. 4. Русская культура XIX в. внесла огромный вклад в сокровищницу мировой культуры. 5. В XIX в. завершается процесс складывания русского литературного языка и формирования национальной культуры.