Скачать презентацию Культура Византии Орел и змея Мозаика пола Скачать презентацию Культура Византии Орел и змея Мозаика пола

Византия.pptx

  • Количество слайдов: 52

Культура Византии Культура Византии

Орел и змея. Мозаика пола Большого императорского дворца в Константинополе. V в. Орел и змея. Мозаика пола Большого императорского дворца в Константинополе. V в.

Со стороны суши город защищало трехступенчатое укрепление, охватывавшее весь полуостров. Первая стена начиналась за Со стороны суши город защищало трехступенчатое укрепление, охватывавшее весь полуостров. Первая стена начиналась за рвом десятиметровой глубины и имела высоту в три человеческих роста. Вторая стена, укрепленная мощными башнями, была вдвое выше первой. Третья стена, толщиной 6— 7 метров, была еще выше, а ее башни достигали высоты современного 12 -тиэтажного дома. Такая же стена защищала город и со стороны моря. Фундаменты стен уходили в землю настолько глубоко, что подкопать их было практически невозможно. Строительство крепостных стен было закончено только в V в. при императоре Феодосии.

Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского. Невиданное и неслыханное великолепие храма до такой степени поражало народную фантазию, что сложились легенды о непосредственном участии в его сооружении небесных сил. Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. «Соломон, я превзошёл тебя!» — такие слова произнес, по преданию, Юстиниан, войдя в построенный собор и имея в виду легендарный Иерусалимский Храм. Торжественное освящение храма 27 декабря 537 года совершил константинопольский патриарх Мина.

Софийский собор в Стамбуле Софийский собор в Стамбуле

В стенных росписях, в мозаиках и иконах и даже в книжной миниатюре голова как В стенных росписях, в мозаиках и иконах и даже в книжной миниатюре голова как средоточение духовной жизни становится доминантой человеческой фигуры, тело же стыдливо скрывается под струящимися складками одеяний. В изображение человеческого лица на первый план художник выводит его одухотворенность, самоуглубленную созерцательность, внутреннее величие, глубину душевных переживаний. Огромные глаза, пристальный взор которых как бы завораживает зрителя, высокий лоб, тонкие, лишенные чувствительности губы - вот характерные черты портрета в византийском искусстве. Из культового художественного творчества почти совсем исчезает скульптура как искусство, прославляющее телесную, а не духовную красоту. Ее сменяет плоский рельеф и живопись (мозаика, фреска, икона). Отныне художник должен изображать не только тело, но и душу, не только внешний облик, но и внутреннею духовную жизнь своего героя.

Господь Вседержитель. Господь Вседержитель.

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ Византия. середина XI век ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ Византия. середина XI век

И мператор Иоанн II и императрица Ирина перед Богоматерью с младенцем. XII век. И мператор Иоанн II и императрица Ирина перед Богоматерью с младенцем. XII век.

Император Константин Мономах и императрица Зоя перед Христом. Мозаика южной галереи Собора Святой Софии. Император Константин Мономах и императрица Зоя перед Христом. Мозаика южной галереи Собора Святой Софии. XI век.

Христос Вседержитель. Мозаика. Собор Чефалу. Остров Сицилия Христос Вседержитель. Мозаика. Собор Чефалу. Остров Сицилия

Иконопись С VI в. всё большую роль в интерьере храмов начинают играть иконы. Именно Иконопись С VI в. всё большую роль в интерьере храмов начинают играть иконы. Именно в этом виде искусства эстетические идеи христианской культуры были воплощены в наиболее полной мере. Мы мало знаем об иконописи раннего периода. Большая часть ранних икон погибла во время иконоборчества (VIII — перв. половина IХ вв). Полагают, что в основе этого вида искусства лежал заупокойный фаюмский портрет. О том, что иконы существовали уже во II в. , мы знаем из работ первых богословов.

Все ранние иконы созданы в технике восковой живописи — энкаустики. Восковые краски придавали изображению Все ранние иконы созданы в технике восковой живописи — энкаустики. Восковые краски придавали изображению удивительную объемность и «живоподобность» . Благодаря необыкновенной пластичности и податливости мягкого воска образ возникал подобно лепной статуе. Второе важное свойство энкаустики — особый колорит, обладающий стереоскопическим эффектом и к тому же не подвластный разрушительным атмосферным явлениям, равно как и времени. Красочный пигмент, обволакиваемый со всех сторон воском, делал цвет объемным, живым, загадочным, мерцающим из глубины.

Монастырь святой Екатерины на Синае. Апостол Пётр. 6 -7 вв. Монастырь святой Екатерины на Синае. Апостол Пётр. 6 -7 вв.

Фигуру апостола, его лик отличает поразительная жизненная достоверность. Ничего схематичного или условного нет в Фигуру апостола, его лик отличает поразительная жизненная достоверность. Ничего схематичного или условного нет в этом на редкость индивидуальном и конкретном образе. Образ Петра отвечает особому религиозному типу и званию раннего христианства — «свидетель веры» . Апостол выступает как живой свидетель достоверности бытия Богородицы и Спасителя, образы которых вписаны в медальоны с полуфигурным «Деисусом» , венчающие икону. «Деисус» (Спаситель, Богородица, Иоанн Богослов), в отличие от Петра, написан схематично и куда более условно.

Образ Спасителя из монастыря Св. Екатерины на Синае. VI век. Образ Спасителя из монастыря Св. Екатерины на Синае. VI век.

Среди самых ранних энкаустических икон — образ Спасителя из монастыря Св. Екатерины на Синае, Среди самых ранних энкаустических икон — образ Спасителя из монастыря Св. Екатерины на Синае, обнаруженный в XIX в. Икона была прислана в монастырь из Константинополя при обустройстве его Юстинианом в середине VI в. Икона, несомненно, принадлежит руке столичного и притом гениального мастера. В лике Христа черты индивидуальной портретности соединяются с идеальной возвышенностью и гармоничностью образа. Взгляд Спасителя выражает особый оттенок спокойного размышления и глубокой мудрости. Образ не отличается особой миловидностью, но и суровости в нем тоже нет. Ни малейшего намека на стилизацию или упрощение — Он действительно норма всех норм, путь, истина и жизнь.

Богородица на престоле VI век Богородица на престоле VI век

Икона Богородицы Владимирская. Умиление. XII век Икона Богородицы Владимирская. Умиление. XII век

Декоративно-прикладное искусство Декоративно-прикладное искусство

Византийские эмали На золотой слегка вогнутой пластинке, соответствовавшей силуэту будущего изображения, обозначались его контуры Византийские эмали На золотой слегка вогнутой пластинке, соответствовавшей силуэту будущего изображения, обозначались его контуры и напаивались на ребро тончайшие ленточки. В образовавшиеся между ними ячейки налагалась эмаль, которую приготовляли из особого стеклянного состава, окрашенного окисями различных металлов. После этого изделия подвергались обжигу, эмаль, согреваясь, расплавлялась, но перегородки препятствовали смешению цветов. Во время этого процесса цвета видоизменялись и мастер должен был внимательно следить за степенью нагрева, дабы получить нужный тон. Затем поверхность изделия шлифовалась. Византийские эмали отличались большой прочностью и тонкостью исполнения. Золотые перегородки, кажутся тонкими, как бы нарисованными линиями, которыми отмечены складки одежд, волосы, детали орнамента.

Четырехлепестковый медальон с фигурой архангела Михаила. 10 - 12 век Четырехлепестковый медальон с фигурой архангела Михаила. 10 - 12 век

Святой Димитрий Солунский Святой Димитрий Солунский

Реликварий для хранения частицы Животворящего Креста Реликварий для хранения частицы Животворящего Креста

Резьба по слоновой кости Резьба по слоновой кости

Сорок мучеников Севастийских и святые воины. X–XI вв. Сорок мучеников Севастийских и святые воины. X–XI вв.

Реликварий Св. Крови Конец 12 века серебро; позолота Высота 36 см Реликварий Св. Крови Конец 12 века серебро; позолота Высота 36 см

Потир. Сардоникс, золото, драгоценные камни; резьба, перегородчатая эмаль Потир. Сардоникс, золото, драгоценные камни; резьба, перегородчатая эмаль

Вопросы: 1. Как отличаются по форме храмы Византии, а впоследствии и России, от европейских Вопросы: 1. Как отличаются по форме храмы Византии, а впоследствии и России, от европейских базилик? 2. Чем отличалось изображение человека в античности и в искусстве Византии? 3. В какой технике были выполнены первые иконы? 4. Почему до нашего времени почти не сохранились первые иконы? 5. Что вы можете рассказать о декоративно-прикладном искусстве Византии?