Скачать презентацию КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ На современной карте этого государства Скачать презентацию КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ На современной карте этого государства

Культура византийская.ppt

  • Количество слайдов: 47

КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ

На современной карте этого государства нет. (См. географическую карту Империи Ромеев 4 -15 в. На современной карте этого государства нет. (См. географическую карту Империи Ромеев 4 -15 в. в. ). Оно прекратило свое существование в мае 1453 года, когда было завоевано турками. Само название этого государства – Империя Ромеев. Она возникла в 395 году, когда император Феодосий, умирая, разделил Римскую империю на 2 части: Западную и Восточную. После распада в 395 г. Римской империи Восточная часть—Византия (Балканы, Малая Азия, Ближний Восток, Северная Африка) — избежала нашествия варваров и продолжала существовать в могуществе, славе и роскоши. Восточная часть была названа историками 19 века Византией. Византия – наследница Античности. Именно византийские переписчики сохранили миру произведения Гомера, Эсхила, Софокла, вплоть до 7 века существовал народный античный театр. Греческий язык оставался разговорным языком.

Византия подарила миру искусство, в котором глубочайшая духовность являлась мерилом истинной красоты. Возникнув в Византия подарила миру искусство, в котором глубочайшая духовность являлась мерилом истинной красоты. Возникнув в Константинополе – столице империи, оно оказало влияние на развитие культур таких стран как Сербия, Болгария, Грузия, Армения, Древняя Русь. В определенной степени, его влиянием были охвачены и страны Западной Европы.

Византия была не только самым богатым, но и наиболее культурным государством раннего средневековья. В Византия была не только самым богатым, но и наиболее культурным государством раннего средневековья. В Константинополе действовали юридическая, философская и высшая Патриаршая школы, работали историки и философы. ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ: АНТИЧНАЯ РАННЕХРИСТИАНСКИЙ (1 -3 ВЕК) РАННЕВИЗАНТИЙСКИЙ «ЗОЛОТОЙ ВЕК» ЮСТИНИАНА (527 -565 гг) Храм Софии, мозаики Равенны ИКОНОБОРЧЕСКИЙ (8 -первая половина 9 века) Поздний период (вторая половина 9 -10 века) ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА ХРИСТИАНСКАЯ

ОСОБЕННОСТИ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВНЕШНЯЯ ПОМПЕЗНОСТЬ ПАРАДНОСТЬ СТРОГАЯ ОБРЯДНОСТЬ СОЗНАНИЕ ПРЕВОСХОДСТВА НАД ОСТАЛЬНЫМИ КУЛЬТУРАМИ народное ОСОБЕННОСТИ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВНЕШНЯЯ ПОМПЕЗНОСТЬ ПАРАДНОСТЬ СТРОГАЯ ОБРЯДНОСТЬ СОЗНАНИЕ ПРЕВОСХОДСТВА НАД ОСТАЛЬНЫМИ КУЛЬТУРАМИ народное творчество: эпос и лирика, апокрифы, и «громовики» (толкователи природных явлений), искусство бродячих мимов, певцов и акробатов светская культура: придворные церемонии, пиры и охота, игры на ипподроме и триумфы василевса общенародные торжества: государственные и церковные календарные праздники.

Отличия византийской культуры Более высокий (до 12 века) уровень материального производства Культ императора как Отличия византийской культуры Более высокий (до 12 века) уровень материального производства Культ императора как сакральной фигуры Церковь – господствующий орган, подотчётный светской власти и не претендующий на политические функции Устойчивое сохранение античных традиций, отсутствие периода культурного упадка, какой был в Европе(5 -10 век) Высокоразвитая государственость и полное подчинение личности тоталитарному государству Борьба за политическое влияние между национальными группами и социальными слоями (Византия – многонациональная империя)

Став при Императоре Константине государственной религией, христианство, отбросив аскетизм, претворилось в пышный обряд. Важнейшая Став при Императоре Константине государственной религией, христианство, отбросив аскетизм, претворилось в пышный обряд. Важнейшая роль в этом принадлежит искусству.

АРХИТЕКТУРА ВИЗАНТИИ Вначале наиболее распространенной формой церковных построек была базилика (царский дом). Постепенно все АРХИТЕКТУРА ВИЗАНТИИ Вначале наиболее распространенной формой церковных построек была базилика (царский дом). Постепенно все большее значение стал приобретать другой тип храма — крестовокупольный, имеющий в плане форму равноконечного креста и завершенный в центре куполом.

n Крестово-купольный – это чаще всего квадратные в плане здания; четыре массивных внутренних столба n Крестово-купольный – это чаще всего квадратные в плане здания; четыре массивных внутренних столба делят пространство на девять ячеек, обрамленных арками, и поддерживают купол, находящийся в центре. Купол символизирует небесный свод.

План-схема крестово-купольного храма План-схема крестово-купольного храма

Наивысшим достижением византийской архитектуры был собор св. Софии в Константинополе, главный собор империи и Наивысшим достижением византийской архитектуры был собор св. Софии в Константинополе, главный собор империи и всего христианского мира. Он был построен в 532— 537 гг. малоазийским зодчими Анфимием и Исидором и соединял в себе базилику с купольным перекрытием.

Храм, достигавший в длину более 70 м, имел три нефа. Из боковых, затененных нефов Храм, достигавший в длину более 70 м, имел три нефа. Из боковых, затененных нефов человек попадал в центральную ярко освещенную часть храма, увенчанную куполом высотой 50 м. и диаметром 30 м. Грандиозный купол, голубой внутри, с золотым крестом в центре, был у основания прорезан 46 окнами и казался парящим, возносящимся к небу.

Храм считался символом и уменьшенной моделью Вселенной и соединял в себе основные части мироздания. Храм считался символом и уменьшенной моделью Вселенной и соединял в себе основные части мироздания. Четыре его стены символизировали четыре стороны света под властью единой церкви, купол уподоблялся небу, алтарь всегда помещался на востоке, ибо там, согласно Библии, находился Эдем (рай), западная же часть храма символизировала ад.

 В соответствии с моделью храма как космоса располагались и росписи. На своде купола В соответствии с моделью храма как космоса располагались и росписи. На своде купола помещалось изображение Пантократора, Христа-Вседержителя, окруженного архангелами. На барабане, поддерживающем купол, в простенках между окнами рисовали фигуры двенадцати апостолов, учеников Христа. На четырех парусах изображали евангелистов — Матфея, Марка, Луку и Иоанна. На своде алтарной арки, в конце апсиды, размещалось изображение Богоматери — оранты. На столбах рисовали ветхозаветные сцены, а также множество образов святых и великомучеников. Все эти росписи располагались ярусами, спускаясь от Христа Вседержителя в куполе, символизировавшем небо, к земле, где жили мученики и святые.

Византийские мозаики Византийские мозаики

Императорская власть в Византии достигла небывалого могущества. Мозаики в алтаре церкви св. Виталия в Императорская власть в Византии достигла небывалого могущества. Мозаики в алтаре церкви св. Виталия в Равенне (546 -547 г. г. ) переносят зрителя в атмосферу роскошных царских выходов. Декор алтаря имел не только религиозный, но и политический смысл. Персона императора рассматривалась как священная. Властитель считался наместником Бога на земле.

Изображения на стенах рассказывали об основных событиях христианской истории, они переносили мысли верующих в Изображения на стенах рассказывали об основных событиях христианской истории, они переносили мысли верующих в особый мир. Многочисленные изображения Христа, пророков и ангелов, сцены из Священного Писания и прославление власти императора стали излюбленными темами и сюжетами византийских мозаик.

Их золотой фон также имел особый смысл. Вопервых, он воспринимался как символ богатства и Их золотой фон также имел особый смысл. Вопервых, он воспринимался как символ богатства и роскоши, а во-вторых, как один из самых ярких цветов он создавал вокруг изображенных фигур эффект немеркнущего, священного сияния.

Используя античную технологию изготовления мозаик, византийские мастера нашли и свои, оригинальные способы их создания. Используя античную технологию изготовления мозаик, византийские мастера нашли и свои, оригинальные способы их создания. Кусочки матовой или прозрачной смальты с тончайшей золотой подкладкой, а иногда каменные кубики различной формы и величины закреплялись в связующей основе под разным наклоном. Это позволяло лучам солнца или свету зажженной свечи вспыхивать, отражаться и искриться золотом, пурпуром и синевой

ВЫХОД ИМПЕРАТОРА ЮСТИНИАНА. МОЗАИКА АЛТАРНОЙ ЧАСТИ ЦЕРКВИ СВЯТОГО ВИТАЛИЯ В РАВЕННЕ ВЫХОД ИМПЕРАТОРА ЮСТИНИАНА. МОЗАИКА АЛТАРНОЙ ЧАСТИ ЦЕРКВИ СВЯТОГО ВИТАЛИЯ В РАВЕННЕ

ИМПЕРИАТРИЦА ФЕОДОРА. ДЕТАЛЬ МОЗАИКИ АЛТАРНОЙ ЧАСТИ ЦЕРКВИ СВЯТОГО ВИТАЛИЯ В РАВЕННЕ ИМПЕРИАТРИЦА ФЕОДОРА. ДЕТАЛЬ МОЗАИКИ АЛТАРНОЙ ЧАСТИ ЦЕРКВИ СВЯТОГО ВИТАЛИЯ В РАВЕННЕ

Смальта - это и есть тот самый великолепный материал, из которого создавались мозаики Византийской Смальта - это и есть тот самый великолепный материал, из которого создавались мозаики Византийской империи. Стеклоделие—умение изготовить стекло и стеклообразные массы и вырабатывать из них различные изделия— принадлежит к древнейшим ремеслам, хорошо известным и многим славянским племенам, населявшим пространства в Киевской Руси VIII—IX вв. Палитра смальт, применявшихся в мозаичной живописи киевских храмов XI в. , насчитывала 72 различных вида смальты, в число которой входило 8 видов кубиков, представлявших собой натуральные природные минералы.

ИСКУССТВО ИКОНОПИСИ Первоначально иконами называли любые священные изображения, выполненные на камне, дереве, ткани или ИСКУССТВО ИКОНОПИСИ Первоначально иконами называли любые священные изображения, выполненные на камне, дереве, ткани или металле. Со временем этот термин стал применяться для обозначения изображений на специальных досках, используемых во время богослужения. Самые первые иконы относятся к IV в.

В византийской иконописи сложился иконографический канон — строгие правила изображения сцен религиозного содержания и В византийской иконописи сложился иконографический канон — строгие правила изображения сцен религиозного содержания и образов Христа, Богоматери, святых и пр. целью византийского искусства было не изображение окружающего мира, а отображение художественными средствами сверхъестественного мира, существование которого утверждало христианство. Отсюда главные канонические требования к иконографии. -образы на иконах должны подчеркивать их «духовный» , неземной, сверхъестественный характер, что достигалось своеобразной трактовкой головы и лица фигуры. В изображении на первый план выдвигались одухотворенность, спокойная созерцательность и внутреннее величие. -поскольку сверхъестественный мир, это мир вечный, неизменяемый, фигуры библейских персонажей и святых на иконе должны изображаться неподвижными, статичными. -икона предъявляла специфические требования к отображению -пространства и времени.

Сергий и Вакх. VI в. Государственный музей западного и восточного искусства, Киев На одной Сергий и Вакх. VI в. Государственный музей западного и восточного искусства, Киев На одной из ранних византийских икон «Сергий и Вакх» запечатлены святые мученики, особенно почитавшиеся в Константинополе. Внимание зрителей непременно привлечет их пристальный взор, переданный с помощью неестественно крупных, широко раскрытых глаз. В этих образах особенно подчеркиваются духовная сосредоточенность и отрешенность от внешнего мира.

Характерными особенностями икон становятся - фронтальность изображения (обращенность их к зрителю), - строгая симметрия Характерными особенностями икон становятся - фронтальность изображения (обращенность их к зрителю), - строгая симметрия по отношению к центральной фигуре Христа или Богоматери, - подчеркнуто высокий лоб - средоточие духовного начала, сияющий нимб вокруг головы, - пристальный, суровый взор увеличенных глаз, состояние аскетического бесстрастного покоя, - декоративность и условность одежды, подчеркивающей бесплотность, бестелесность фигур.

Шедевром византийской иконописи по праву считается икона «Владимирской Богоматери» (начало XII в. ), привезенная Шедевром византийской иконописи по праву считается икона «Владимирской Богоматери» (начало XII в. ), привезенная на Русь из Константинополя в 1155. Мир переживаний Богоматери глубоко человечен. В нем выражено то, что близко и понятно всем людям, — идея жертвенности материнской любви. В глазах Богородицы святая печаль. Она предвидит трагическую участь сына. Владимирская Богоматерь. Начало XII в. ГТГ

Икона Владимирской Богоматери. Москва. Третьяковская галерея Икона Владимирской Богоматери. Москва. Третьяковская галерея

Иконы играли важную роль в убранстве византийских храмов. К X в. в Византии сформировался Иконы играли важную роль в убранстве византийских храмов. К X в. в Византии сформировался иконостас — особая преграда, отделяющая помещение храма от алтаря, место сосредоточения большого количества икон. В иконостасе иконы располагаются рядами над «царскими вратами» , ведущими в алтарь.

Владимирская икона Божией Матери — икона Богородицы, одна из самых чтимых реликвий Русской Церкви; Владимирская икона Божией Матери — икона Богородицы, одна из самых чтимых реликвий Русской Церкви; почитается чудотворной. По церковному преданию, её написал евангелист Лука на доске стола, за которым ел Иисус с Марией и Иосифом. Согласно легенде, попала в Константинополь из Иерусалима в V веке при императоре Феодосии. На Русь икона попала из Византии в начале XII века (ок. 1131 года), как подарок Юрию Долгорукому от константинопольского патриарха Луки Хризоверха. Вначале Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. Андрей Боголюбский перевёз Вышгородскую икону Богоматери во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование) в 1155 году, где она хранилась в Успенском соборе. Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенка. То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы. Ещё два чудесных избавления от захватчиков произошли в 1451 году (нашествие ногайского царевича Мазовши) и в 1480 году (стояние на реке Угре). В память об этих чудесах Русская православная церковь отмечает праздники в честь Владимирской иконы: 21 мая (3 июня) — избавление от Махмет-Гирея; 23 июня (6 июля) — избавление от Ахмата; 26 августа (8 сентября) — сретение иконы в Москве и избавление от Тамерлана. Икона стояла прежде в Успенском соборе московского Кремля, по левую сторону царских врат иконостаса. Риза греческой работы на иконе из чистого золота с драгоценными камнями оценивалась в сумму около 200 000 золотых рублей (сейчас в Оружейной палате). В 1918 году ее изъяли из собора для реставрации, а в 1926 году передали в Государственный исторический музей. В 1930 году она была передана в Государственную Третьяковскую галерею (Инв. № 14243). С сентября 1999 года находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. Иконографически Владимирская икона относится к типу Елеуса (Умиление). Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути. Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка» . Икона является одним из немногих сохранившихся памятников византийской живописи периода комнинского возрождения (1057— 1185).

ИСКУССТВО ЭМАЛИ Высокого расцвета в Византии IХХII вв. достигло производство эмали, позаимствованное с Востока. ИСКУССТВО ЭМАЛИ Высокого расцвета в Византии IХХII вв. достигло производство эмали, позаимствованное с Востока. Эмаль — это прочное стекловидное вещество, получаемое путем обжига, прозрачное или окрашенное в разные цвета. Художественная эмаль применялась при украшении икон, императорских корон, блюд, кубков, ювелирных изделий и пр. Византийские мастера славились искусством перегородчатой эмали на золоте.

При изготовлении эмали стекловидную разноцветную массу заливали в участки, образованные тонкими перегородками, напаянными на При изготовлении эмали стекловидную разноцветную массу заливали в участки, образованные тонкими перегородками, напаянными на золотую основу, затем массу обжигали, а после затвердевания она приобретала прозрачность и особый блеск.

МУЗЫКА ВИЗАНТИИ Считалось, что во время богослужения голоса ангельские сливаются с человеческими и воссоздают МУЗЫКА ВИЗАНТИИ Считалось, что во время богослужения голоса ангельские сливаются с человеческими и воссоздают в песнопениях божественный образ. Основным видом церковного песнопения был тропарь (греч. «тропос» — стиль, характер, лад, тональность) Это были музыкальнопоэтические импровизации на библейские сюжеты или тексты. Широкое распространение получили и гимны, возникшие поначалу вне церковной музыки.

Начиная с VII в. самым популярным жанром становится канон — сложная музыкально-поэтическая композиция, исполнявшаяся Начиная с VII в. самым популярным жанром становится канон — сложная музыкально-поэтическая композиция, исполнявшаяся во время утренней службы. Она имела несколько частей, строфы канона (от 8 до 36) объединялись в песни, число которых составляло от 2 до 9, по четыре строфы в каждой. История византийской музыки ознаменована также введением нотного письма, позволившего с точностью записывать и воспроизводить мелодию.

Турецкие войска, завоевавшие Константинополь в 1453 г. , поставили точку в истории Византийской империи. Турецкие войска, завоевавшие Константинополь в 1453 г. , поставили точку в истории Византийской империи. Но это не был конец ее художественного и культурного развития.

Основные достижения художественной культуры Византии • Воплощение в жизнь крестово-купольного храма. • Синтез различных Основные достижения художественной культуры Византии • Воплощение в жизнь крестово-купольного храма. • Синтез различных видов искусств. • Ориентированность художественного языка на условность, символику • Зарождение иконографии и нотного письма • Эмоциональное начало, преобладание духовного содержания над физическим совершенством.

…Все на свете уходит – остается искусство. Цепь веков не прервется голосами поэтов. Смотрят …Все на свете уходит – остается искусство. Цепь веков не прервется голосами поэтов. Смотрят фрески соборов и полотна портретов. На земле одряхлевшей будет горько и грустно. Только пусто не будет, пока живо искусство. В. Боровицкая Византийская культура не исчезла с падением Византийской империи. Мы с вами являемся хранителями того огромного пласта мировой культуры, который был создан нашими предками, и имеем возможность изучать и восхищаться этими шедеврами.