Скачать презентацию КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ Константинополь Византия государство которое Скачать презентацию КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ Константинополь Византия государство которое

ИскусствоВизантия_Конспект.pptx

  • Количество слайдов: 15

КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ

Константинополь Византия – государство, которое возникло в восточной части Римской империи в конце 4 Константинополь Византия – государство, которое возникло в восточной части Римской империи в конце 4 в. и существовало до сер. 15 в. С 330 г. столицей стал – Константинополь (ранее – Византий, древняя греческая колония). Правитель – римский император – первый христианин Константин I Великий (в честь его и назван город). Считали себя продолжателями греческой и римской культур – ромеями. Константинополь называли Новым Римом. В русской традиции Византию называли Греческим царством, а ее столицу – Царьградом. Византия – христианская империи ромеев. Включает – Балканский полуостров, Малую Азию, юго-восточное Средиземноморье.

Три этапа истории: 1. Ранневизантийский (4 -7 вв. ) – переход от античности к Три этапа истории: 1. Ранневизантийский (4 -7 вв. ) – переход от античности к средневековью. Начало формирования феодальных отношений, переработка античных традиций в духе христианства. 2. Зрелый феодализм (8 -11 вв. ) – самое значительное явление – иконоборчество (8 -9 вв. ). 3. Поздневизантийский (11 -15 вв. ) – возвышение провинциальных центров и стабилизация художественного канона.

Особенности византийской культуры 1. Преемственность по отношению к Римской империи. Главная хозяйственная ячейка – Особенности византийской культуры 1. Преемственность по отношению к Римской империи. Главная хозяйственная ячейка – сельская община свободных земледельцев, виноградарей, скотоводов. Очень большая роль государственной собственности на землю и государственных форм эксплуатации. Сохраняется институт рабства, который существует до 12 в. 2. Наличие торгово-ремесленных центров. Они сложились ещё в эллинистический период. В них постоянно взаимодействуют античные традиции и влияние ближневосточных культур. Самый мощный центр – Константинополь. Его могущество и блеск на протяжении всего средневековья не знает аналогий. 3. Власть принадлежит государству в лице василевса и очень строго и чётко налаженному административному аппарату. Византия – «оазис порядка» (С. С. Аверинцев).

4. Особенность классовой структуры – класс земледельцев многосоставен и нестабилен. В результате роста феодальных 4. Особенность классовой структуры – класс земледельцев многосоставен и нестабилен. В результате роста феодальных поместий (доменов) свободные крестьяне постепенно обезземеливаются и становятся «присельниками» на землях феодалов. Отсюда – отсутствие единства стихии народного творчества, так как этот социальный пласт культуры складывается из противоречивых в мировоззренческом и художественном отношении компонентов. 5. Слабая организованность торгово-ремесленного класса. Это объясняется большой силой столицы с её малоподвижным составом населения. Торговоремесленный класс тяготеет к правящему классу. 6. Военно-рыцарская прослойка тоже незначительна.

7. Господствующий класс нестабилен, в нём нет элитарной замкнутости. В него входят константинопольская знать, 7. Господствующий класс нестабилен, в нём нет элитарной замкнутости. В него входят константинопольская знать, богатые купцы, ремесленники, высшее чиновничество, поземельная аристократия. 8. Огромная роль христианской церкви. Христианство (православие) было признано государственной религией в 4 в. и оказалось надёжной опорой государственной власти. Более того – церковь не оспаривала политической власти у государства, довольствуясь духовной властью. Власть церкви символически выражалась в двухместном троне, левую часть которого занимал василевс (греч. – царь), а правую – крест, представлявший Христа.

9. Синтез античной эллинистической философии, христианского религиозного учения и ближневосточных религиозно-мистических идей. Греко-римское влияние 9. Синтез античной эллинистической философии, христианского религиозного учения и ближневосточных религиозно-мистических идей. Греко-римское влияние имело философско-мифологический характер, а еврейское – религиозно-мифологический. Этот сплав – особая византийская картина мира: -тотальная символичность модели мира; -иерахичность структуры; -антиномичность; -религиозно-мифологическая форма. Центральная фигура византийской философии – Бог. Важнейший мировоззренческий принцип – антиномическое единство противоположных сущностей. Это – источник чрезвычайной символической насыщенности художественного образа в византийском искусстве.

Художественный образ как бы нейтрализует антиномию, потому что представляет невидимое и умопостигаемое в чувственно Художественный образ как бы нейтрализует антиномию, потому что представляет невидимое и умопостигаемое в чувственно форме. Но одновременно он делает материальные формы «прозрачными» (М. С. Каган), доступными для взора духовного. Весь мир понимается как образ бога, а каждая вещь несёт на себе знак «тварности» и собственную меру дарованных совершенств. Строгая иерархия византийского космоса отражена в строгой системе художественных форм. Строение храма – центрично и наполнено сакральной символикой: глава – символ божественной власти; трёхчастная апсида – триединство Бога. Размещение изображений в храме тоже адекватно строению мироздания: верхний ряд – Пантократор, пророки, евангелисты, апостолы, т. е. те, кто несёт божественный свет; средний ряд – «праздники» (Благовещение, Рождество, Распятие, Сошествие во ад и др. ) и сцены из земной жизни Христа; нижний ряд – канонизированные святые. 10. Особо торжественный характер богослужений.

ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ Ведущая роль архитектуры (5 -7 вв. ) Архитектура монастырских ансамблей и храмов. ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ Ведущая роль архитектуры (5 -7 вв. ) Архитектура монастырских ансамблей и храмов. Наиболее характерны – продольно-базиликанские и центрально-купольные. Особая роль – внутренне пространство храма. Собор Св. Софии в Константинополе. Длина храма – 77 м, диаметр купола 31, 5 м. Каркас образуют 40 арок. Зодчие – Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. Использовали опыт Пантеона.

Храм Софии в Константинополе. Внутреннее пространство. Храм Софии в Константинополе. Внутреннее пространство.

Трехнефная базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне (начало 6 в. ) – тип продольного ранневизантийского Трехнефная базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне (начало 6 в. ) – тип продольного ранневизантийского храма. Объект Всемирного наследия. В мозаиках – торжественные процессии святых дев и мучеников.

Церковь Сан-Витале в Равенне (6 в. )Тип центричного храма. Внутри – цветной мрамор , Церковь Сан-Витале в Равенне (6 в. )Тип центричного храма. Внутри – цветной мрамор , сюжетные мозаики.

Живопись. Излюбленная техника - мозаика (от лат – произведение, посвященное музам). Античный принцип воспроизведения Живопись. Излюбленная техника - мозаика (от лат – произведение, посвященное музам). Античный принцип воспроизведения формы слиянием отдельных цветовых пятен. Смальта – (кубики из окрашенных стеклянных сплавов). Смальта обладает глубиной и звучностью тона. Цвет- выразитель эмоции. Золотые фоны - праздничность. Высота кубиков различна , они расположена на вогнутой поверхности сводов – впечатление мерцания красок. Юстиниан I Церковь Сан-Витале в Равенне (6 в. )

Торжественный классический византийский стиль (11 -12 вв. ) -Фигуры утрачивают материальность, помещаются вне реальности Торжественный классический византийский стиль (11 -12 вв. ) -Фигуры утрачивают материальность, помещаются вне реальности на золотом фоне; -Лица приобретают аскетический характер; -Пространственная среда схематизируется; -Цвет кладется ровным слоем, становится плотным, условным; -Ритм мозаики, уложенной правильными рядами, усиливает декоративность; -Главное внимание – тонкая разработка духовного содержания образа. Мозаика Христос Пантократор. Южная галерея собора Святой Софии, Константинополь. Вторая четверть XII в. См. : Отто Демус. МОЗАИКИ ВИЗАНТИЙСКИХ ХРАМОВ http: //krotov. info/history/08/demus 02. htm