Культура Византии.pptx
- Количество слайдов: 35
Культура Византии. • Автор презентации – Мельникова Полина
• Византийская империя, Византия, Восточная Римская империя (395— 1453) — государство, оформившееся в 395 г. вследствие окончательного раздела Римской империи после смерти императора Феодосия I на западную и восточную части.
• Бессменной столицей и цивилизационным центром Византийской империи был Константинополь, один из крупнейших городов средневекового мира. Наибольшие владения империя контролировала при императоре Юстиниане I (527— 565), вернув себе на несколько десятилетий значительную часть прибрежных территорий бывших западных провинций Рима и положение самой могущественной средиземноморской державы. • В дальнейшем, под натиском многочисленных врагов государство постепенно утрачивало земли. После славянских, лангобардских, вестготских и арабских завоеваний, империя занимала лишь территорию Греции и Малой Азии.
Художественная культура Византии. • Византийская художественная культура во многом основывалась на античных представлениях о сути прекрасного, но трансформировала их в духе христианского вероучения. В результате рождались новая эстетика и новые художественные формы, соответствующие нравственным запросам и эмоциональному восприятию средневекового человека. Новое мировоззрение, в рамках которого постепенно выкристаллизовывалась идея симфонии (согласия) православной Церкви и христианской империи, проявлялось во всех видах искусства.
• Условный рубеж, отделяющий византийское искусство от позднеантичного, датируется по-разному. Одни склонны связывать переход с моментом освящения Константинополя как столицы. Другие период с IV до VII в. характеризуют какпротовизантийский, который рассматривают как заключительную фазу позднеантичной культуры. Во всяком случае, в это переходное время трудно не заметить таких черт, как многоликость художественной практики и ярко выраженное местное своеобразие. «Пророк Исайя между Ночью и Авророй» . Миниатюра псалтири. 10 в.
• Следующий период развития византийского искусства приходится на вторую половину VII — начало IХ в. Он получил название темное время — во многом по аналогии со сходным и почти одновременным этапом развития Западной Европы. Империя подвергалась нашествиям и набегам соседних племен: с востока — арабы, с северо-запада — славянские племена. Византия утратила многие земли, принадлежавшие ей. Во внутренней жизни империи шло формирование новых поземельных и социальных отношений. Отражением трудностей, епереживаемых Византией и христианским сознанием, стало появление иконоборчества. Долгая внутренняя борьба завершилась в 843 г. победой иконопочитателей. Последовавшая за этим эпоха (середина IX — ХII в. ) получила название средневизантийской, или второго золотого века. Это время принято считать классическим периодом византийского искусства. Высшей точкой расцвета стал ХI век. Тогда наиболее полно и последовательно воплощались в эстетическую форму специфические византийские идеалы. Сведения о мире черпались из Библии и произведений древних авторов, главным образом греческих. Гармония искусства достигалась за счет строгой регламентации. ХII век во многом продолжил традицию, но в тогдашней художественной культуре нетрудно заметить усиление ремесленного начала.
Сергий и Вакх. VI в. На одной из ранних византийских икон «Сергий и Вакх» запечатлены святые мученики, особенно почитавшиеся в Константинополе. Внимание зрителей непременно привлечет их пристальный взор, переданный с помощью неестественно крупных, широко раскрытых глаз. В этих образах особенно подчеркиваются духовная сосредоточенность и отрешенность от внешнего мира.
Иоанн Предтеча
Византийские мозаики
Императорская власть в Византии достигла небывалого могущества. Мозаики в алтаре церкви св. Виталия в Равенне (546 - 547 г. г. ) переносят зрителя в атмосферу роскошных царских выходов. Декор алтаря имел не только религиозный, но и политический смысл. Персона императора рассматривалась как священная. Властитель считался наместником Бога на земле.
Изображения на стенах рассказывали об основных событиях христианской истории, они переносили мысли верующих в особый мир. Многочисленные изображения Христа, пророков и ангелов, сцены из Священного Писания и прославление власти императора стали излюбленными темами и сюжетами византийских мозаик.
Их золотой фон также имел особый смысл. Во-первых, он воспринимался как символ богатства и роскоши, а во-вторых, как один из самых ярких цветов он создавал вокруг изображенных фигур эффект немеркнущего, священного сияния.
Используя античную технологию изготовления мозаик, византийские мастера нашли и свои, оригинальные способы их создания. Кусочки матовой или прозрачной смальты с тончайшей золотой подкладкой, а иногда каменные кубики различной формы и величины закреплялись в связующей основе под разным наклоном. Это позволяло лучам солнца или свету зажженной свечи вспыхивать, отражаться и искриться золотом, пурпуром и синевой
МУЗЫКА ВИЗАНТИИ Считалось, что во время богослужения голоса ангельские сливаются с человеческими и воссоздают в песнопениях божественный образ. Основным видом церковного песнопения был тропарь (греч. «тропос» — стиль, характер, лад, тональность) Это были музыкальнопоэтические импровизации на библейские сюжеты или тексты. Широкое распространение получили и гимны, возникшие поначалу вне церковной музыки.
Начиная с VII в. самым популярным жанром становится канон — сложная музыкально-поэтическая композиция, исполнявшаяся во время утренней службы. Она имела несколько частей, строфы канона (от 8 до 36) объединялись в песни, число которых составляло от 2 до 9, по четыре строфы в каждой. История византийской музыки ознаменована также введением нотного письма, позволившего с точностью записывать и воспроизводить мелодию.
• В византийском искусстве сформировались основные иконографические типы изображение Иисуса Христа, Богородицы, евангелистов, Отцов Церкви, святых.
Икона Божией Матери «Одигитрия» . Первая четверть XV в.
Богоматерь Елиуса (Умиление) Богоматерь Владимирская По преданию икона принадлежит кисти евангелиста Луки и написана на доске от стола на котором некогда трапезовал Иисус Христос со своей Матерью Богоматерь Владимирская стала сомой почитаемой на Руси
Богоматерь Знамение
Канонические изображения Иисуса Христа Спас Пантократор
Спас в силах
Спас Нерукотворный
Спас Эммануил ( «с нами Бог» )
АРХИТЕКТУРА ВИЗАНТИИ Вначале наиболее распространенной формой церковных построек была базилика. Постепенно все большее значение стал приобретать другой тип храма — крестово-купольный, имеющий в плане форму равноконечного креста и завершенный в центре куполом.
Собор Святой Софии
• Собор Святой Софии — Премудрости Божией, Святая София Константинопольская, Айя-София (греч. Ἁγία Σοφία, полностью: Ναός τῆς Ἁγίας τοῦ Θεοῦ Σοφίας; тур. Ayasofya) — бывший патриарший православный собор, впоследствии — мечеть, ныне — музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название памятника на сегодняшний день Музей Айя-София. • Во времена Византийской империи собор находился в центре Константинополя рядом с императорским дворцом. В настоящее время находится в историческом центре Стамбула, район Султанахмет. После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть, а в 1935 году он приобрёл статус музея. В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО
Главный собор столицы империи строили мастера Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. Шедевром архитектурной мысли Анфимия и Исидора стала гигантская полусфера главного купола. Софии Константинопольской. Писатель Прокопий Кесарийский, живший в VI в. , говорил о Софии Константинопольской: «Всякий… сразу понимает, что не человеческим могуществом или искусством, но Божьим соизволением завершено такое дело» . Купол храма (диаметром 31, 4 м) возведен на 4 столбах с помощью парусов. По продольной оси здания давление купола принимают на себя сложные системы полукуполов и колоннад. Массивные опорные столбы при этом маскируются от зрителя, а 40 окон, прорезанных в основании купола, создают необычайный эффект — чаша купола кажется легко парящей над храмом.
Главный собор империи не мог остаться без внутреннего украшения — сверкающих мозаик. В основном они имели декоративный характер.