Скачать презентацию КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ 395 1453 гг Визант Скачать презентацию КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ 395 1453 гг Визант

Культура Византии.ppt

  • Количество слайдов: 67

КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ (395 – 1453 гг. ) Визант — имя древнегреческого героя, сына бога КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ (395 – 1453 гг. ) Визант — имя древнегреческого героя, сына бога морей Посейдона. Считается, что он основал город и дал ему свое имя. В 330 г. из-за междоусобиц и смут, охвативших Римскую империю, император Константин I Великий перенес столицу Римской империи в античный город Византий и переименовал его в Константинополь (теперь Стамбул).

К О Н С Т А Н Т И Н Е Л Е Н К О Н С Т А Н Т И Н Е Л Е Н А

Византийцы считали себя последователями Древнего Рима. В средневековье Византия называлась Романией, сами византийцы гордо Византийцы считали себя последователями Древнего Рима. В средневековье Византия называлась Романией, сами византийцы гордо называли себя ромеями, а свою культуру — ромейской, хотя фактически она являлась наследницей греческой (эллинистической) традиции. В XIV в. гуманисты, возрождая античные традиции, назвали ее Византией. Византийская империя породила особую культуру, названную в науке византизмом.

Этнический и лингвистический состав Византии был неоднороден, однако постепенно складывается основное этническое греческое ядро. Этнический и лингвистический состав Византии был неоднороден, однако постепенно складывается основное этническое греческое ядро. С VII в. государственным языком вместо латинского становится греческий. Античный календарь. Миниатюра IV в.

Периодизация развития византийской культуры: I. Предвизантийский (раннехристианский) период (I в. – 395 г. ) Периодизация развития византийской культуры: I. Предвизантийский (раннехристианский) период (I в. – 395 г. ) II. Ранневизантийский период (395 – 726 гг. ), включает «золотой век» императора Юстиниана I III. Иконоборческий период (726 – 843 гг. ) IV. Средневизантийский период (843 – 1204 гг. ), включает период Македонского Возрождения (867— 1056 гг. ) и период консервантизма при императорах династии Комнинов (1081— 1185 гг. ) V. Поздневизантийский период (1204 – 1453 гг. ), включает период Палеологовского Ренессанса (1261— 1453 гг. ).

Начиная с предвизантийского периода формирование византийской культуры происходило под влиянием античности и христианства: ØОпирается Начиная с предвизантийского периода формирование византийской культуры происходило под влиянием античности и христианства: ØОпирается на античное философское учение неоплатонизма, которое используется для обоснования христианства ØОпирается на римское право. Лишь в IX в. право было переведено с латинского на греческий язык ØАнтропоморфна – раскрывает сущность человека и обращена к его чувствам и переживаниям ØПоэтична – возвышенно раскрывает совершенство бытия ØИспользует античные сюжеты в искусстве Теоцентрична – воплощает идею творения мира Богом «из ничего» (креационизм), творения человека «по образу и подобию Бога» (персонализм) и идею «богопознания» (ревеляционизм)

До образования Византийского государства (предвизантийский период) основным фактором, духовно объединяющим различные народы, было именно До образования Византийского государства (предвизантийский период) основным фактором, духовно объединяющим различные народы, было именно христианство, которое начало распространяться из Палестины и приобретать «теоретическую форму» в Греции под влиянием античной философии. Прежде всего, это философия неоплатонизма, основным представителем которой является Плотин (204 -270 гг. ) Согласно Плотину, весь мир предстает как иерархическая система, в которой каждая низшая ступень обязана своим существованием высшей. На самом верху этой лестницы помещается Единое (оно же Бог, или Благо). Единое есть причина всякого бытия, т. к. всё сущее стремится к Единому, или ко Благу. Единое не постижимо для познания – о Боге нельзя сказать ничего. Человек есть соединение божественного ума с косным телом. Цель и смысл жизни – освободить свой дух от оков материи, тела. Источник всяческого зла – материальное и телесное, источник блага – духовно-возвышенное.

В I - III веках христианство еще не признано официально, поэтому раннехристианское искусство скрыто В I - III веках христианство еще не признано официально, поэтому раннехристианское искусство скрыто от глаз и «шифровано» : ØВ основном предназначено для погребального ритуала и украшения надгробий в катакомбах и пещерах ØИспользует языческие образы и сюжеты из греко-римской мифологии, которым придается христианский смысл (напр. , цветущий сад изображает рай) ØИзображает Христа в виде Доброго пастыря или дельфина, насаженного на трезубец ØИспользует сложную символику, часто взятую из античного искусства ØНе использует скульптурные изображения

Баптистерий православных в Равенне V в. После крещения германских племен традиции раннехристианского искусства составили Баптистерий православных в Равенне V в. После крещения германских племен традиции раннехристианского искусства составили основу западного искусства: византийская живопись сыграла существенную роль, передав западному миру тематическое богатство христианской иконографии наряду с богатством пластических форм поздней античности. Мастера византийской мозаики украсили церкви Равенны (Италия), столицы короля остготов Теодориха. Они также создали мозаичные ансамбли на Сицилии для норманнских правителей. Им же мы обязаны мозаиками с золотыми фонами в соборе Сан-Марко в Венеции.

Аркадий В 395 г. император Феодосий I разделил Римскую империю между двумя сыновьями, оставив Аркадий В 395 г. император Феодосий I разделил Римскую империю между двумя сыновьями, оставив восточную половину старшему, Аркадию, и тем признав ее первостепенное значение. Такое управление единого государства двумя императорами сохранялось до фактического прекращения императорской власти на Западе в 476 г. Начинается собственная история Византии. В начале своего существования Романия (Византия) включала: Балканский п-ов, о. Кипр, о. Крит, о-ва Эгейского моря, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, часть Месопотамии, Армении и Аравии, Херсонес в Причерноморье.

 «Моисей, принимающий скрижали от Бога» Византийский рельеф V в. Необычайно выгодное географическое положение «Моисей, принимающий скрижали от Бога» Византийский рельеф V в. Необычайно выгодное географическое положение Византийской империи способствовало её процветанию: она находилась на перекрестке торговых и культурно-политических путей Востока и Запада. Поэтому византизм (культура Византии) объединил в себе духовные и художественные ценности восточной и западной культур.

Поскольку Византийская империя в IV – V вв. не подвергалась нашествию варваров, ее старые Поскольку Византийская империя в IV – V вв. не подвергалась нашествию варваров, ее старые центры античной науки уцелели (Афины, Александрия, Бейрут, Газа), были созданы и новые. В Византии в начале Средних веков было больше образованных людей, чем в Западной Европе. Создавались библиотеки, открывались высшие школы, развивались картография, математика, астрономия, оптика, медицина, философия. Врач Орибазий (326 -404 гг. ) составил медицинскую энциклопедию, включавшую 70 книг

Развитие культуры Византии зависело от двух главных взаимодействующих сил – императорской власти и церкви Развитие культуры Византии зависело от двух главных взаимодействующих сил – императорской власти и церкви ØУправление империей осуществлялось из центра – Константинополя ØСчиталось, что император Византии обладал властью над всеми христианскими народами ØИмператор обожествлялся и имел практически неограниченную власть. До Комнинов власть не была наследственной ØХристианство было «государственным культом» , поэтому существовала концепция «единства» (симфонии) духовной и светской властей ØС VI в. каноны Вселенских соборов были приравнены к законам ØЦерковь вела борьбу с языческими культами и ересями ØГосударство регулировало экономические отношения и было собственником огромных ØИстория Византийской церкви связана с острейшими дискуссиями о коренных земельных владений принципах христианского вероучения ØСуществовал культ императорской власти, он был важным элементом государственной ØВ IX в. Восточная Византийская религии церковь обособилась от Западной, а в XI в. произошел окончательный раскол ØВизантийская монархия оказывала между католицизмом и православием огромное влияние на церковь и религиозные воззрения, император часто ØИскусство прославляло церковь назначал и низлагал патриарха, созывал церковные соборы, утверждал их решения. Влияние государства и церкви Некоторые императоры сами занимались особенно сильно начинает богословием проявляться со времени правления ØСветская власть начала иконоборство императора Юстиниана I ØИскусство прославляло императора

Богословские споры велись по поводу вопросов: ØО врожденной или приобретенной Божественности Сына (Христа) ØО Богословские споры велись по поводу вопросов: ØО врожденной или приобретенной Божественности Сына (Христа) ØО соотношении Божественной и человеческой природы Христа ØО допустимости почитания икон (иконоборчество) ØО возможности абсолютного Богопознания ØО происхождении и сущности добра и зла Книжная миниатюра Постепенно оформилась догматика и культовая практика восточного христианства – православия, которое окончательно отделилось от католицизма в 1054 г.

ОСОБЕННОСТИ ВОСТОЧНОГО ХРИСТИАНСТВА (ПРАВОСЛАВИЯ): ¤Непризнание папы римского «наместником Христа на земле» , непогрешимым в ОСОБЕННОСТИ ВОСТОЧНОГО ХРИСТИАНСТВА (ПРАВОСЛАВИЯ): ¤Непризнание папы римского «наместником Христа на земле» , непогрешимым в делах веры ¤Автокефàлия – принцип самоуправления поместных Православных Церквей (всего – 14), как правило, соответствующий национальному критерию и обусловленный независимым политическим устройством отдельных стран. Во главе каждой Церкви стоит свой Патриарх. ¤Разделение духовенства на белое (живущее в миру) и черное (монашествующее). Допускается нарушение безбрачия среди белого духовенства ¤Доктрина об исхождении Святого Духа только от Отца, т. е. отрицание католического филиокве ¤Отрицание догмата о непорочном зачатии девы Марии Анной и ее телесном вознесении ¤Отрицание догмата о месте временного посмертного воздаяния – чистилища, не относящегося ни к аду, ни к раю ¤Особое устройство храма (храм – крестово-купольный, в плане – греческий крест, наличие икон, есть алтарная преграда в виде иконостаса и др. ) ¤Особая богослужебная практика (напр. , инструментальная музыка на службах заменяется акапелльным пением, причащение верующих «квасным» хлебом, крещение путём троекратного обливания или погружения в воду, отпущение грехов после покаяния и др. ) ¤Непризнание каноническими некоторых библейских книг, признаваемых католицизмом

При императоре Юстиниане I (482 -565 гг. ) византийская культура переживает блестящий расцвет. Центром При императоре Юстиниане I (482 -565 гг. ) византийская культура переживает блестящий расцвет. Центром экономической, политической и культурной жизни становится Константинополь, получивший название «Второй Рим» . «Триумф Юстиниана» Город, превращенный в мощную крепость, украшали храмы, дворцы, ипподромы, акведуки, термы, триумфальные колонны. Карта Константинополя

В период становления феодализма и после утверждения христианства ослабла античная традиция, наука стала подвергаться В период становления феодализма и после утверждения христианства ослабла античная традиция, наука стала подвергаться гонениям, философия попала под влияние богословия, уничтожалась нехристианская литература, закрывались античные школы. В то же время для распространения христианства создавались церковные духовные школы, в том числе высшие. В этот сложный переходный период стали распространяться мистические настроения. В оформлении мистических учений крупную роль сыграл Максим Исповедник (580 -662 гг. )

В VI – VII вв. в Византии господствовала алхимия, занятая поисками «божественного эликсира» , В VI – VII вв. в Византии господствовала алхимия, занятая поисками «божественного эликсира» , с помощью которого можно любые металлы превращать в золото, излечивать различные болезни, возвращать молодость. В то же время получило развитие и химическое ремесло – изготовление красок для живописи и крашения тканей, керамических изделий, мозаик и эмалей. В конце VII в. Византийцы изобрели «греческий огонь» - зажигательную смесь из пороха, смолы и селитры, которая обладала способностью не гореть на воде. «Греческий огонь» широко применялся в морских сражениях и при осаде крепостей.

Ранневизантийский период отмечен масштабными архитектурными проектами, грандиозными монументальными циклами повествовательных декораций храмов. Наиболее роскошные Ранневизантийский период отмечен масштабными архитектурными проектами, грандиозными монументальными циклами повествовательных декораций храмов. Наиболее роскошные из них выполнены в мозаике. Обычно эти сооружения создавались в духе, более близком античной классике, чем позднейшие. «Деисус» . Мозаика храма Св. Софии в Константинополе

Однако византийская церковная архитектура полностью подчинена идеям христианской космологии, поэтому структура интерьера византийского храма Однако византийская церковная архитектура полностью подчинена идеям христианской космологии, поэтому структура интерьера византийского храма принципиально отлична от античного храма: ØВсё пространство храма подразделяется на три основных космологических зоны – 1) Небеса (пространство под куполом), 2) Святую Землю, где протекала земная жизнь Христа (стены и своды храма), и 3) мир. ØОбразы располагаются в соответствии с иерархией святости: в куполе – Христос Вседержитель или Вознесение, в конхе апсиды – Богоматерь, ниже – сцены великих праздников церковного календаря. Система дополняется изображением апостолов и святых (пророков, святителей, преподобных, мучеников и праведников), которые, находясь почти на уровне человеческого роста, как будто принимают участие в богослужении, видят и понимают переживания людей и доносят их молитвы к Богу. Храмовое строительство в Византии прошло ряд этапов

ХРАМОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ВИЗАНТИИ I. Продольнобазиликальные храмы (VI в. ): на основе старых римских ХРАМОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ВИЗАНТИИ I. Продольнобазиликальные храмы (VI в. ): на основе старых римских базилик. Имели три или пять продольных нефов, разделенных колоннами. Вход – с запада, áпсида с востока. Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне

II. Центрально-купольные храмы (VI в. ): многоугольник в плане, на столбах покоится купол. Тяжесть II. Центрально-купольные храмы (VI в. ): многоугольник в плане, на столбах покоится купол. Тяжесть купола ложится на стены, укрепленные обводной галереей. ХРАМОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ВИЗАНТИИ Древний храм на о. Кипр Церковь Галлы Плацидии в Равенне Храм Сан-Витале в Равенне

ХРАМОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ВИЗАНТИИ III. Купольная базилика: купол перекрывает базилику посередине. Храм более вместителен ХРАМОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ВИЗАНТИИ III. Купольная базилика: купол перекрывает базилику посередине. Храм более вместителен и приспособлен для богослужения. Храм Св. Софии в Константинополе Архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета 532 -537 гг.

Капитель с монограммой Юстиниана В храме Святой Софии находят воплощение две идеи: могущество христианства Капитель с монограммой Юстиниана В храме Святой Софии находят воплощение две идеи: могущество христианства (огромное пространство; контраст неосвещенных участков боковых нефов для верующих и ярко освещенного купола, олицетворяющего место пребывания Бога) и зависимость церкви от императорской власти (декор притвора , боковых нефов и хор, схожий с парадными залами императорского дворца, множество монограмм Юстиниана).

Мозаика храма покорила турок, захвативших Константинополь в 1453 г. Они устроили в храме Святой Мозаика храма покорила турок, захвативших Константинополь в 1453 г. Они устроили в храме Святой Софии (Премудрости) мечеть, не тронув произведений византийцев. «София»

ХРАМОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ВИЗАНТИИ IV. Крестово-купольный храм (с IX в. ): в основе архитектурного ХРАМОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ВИЗАНТИИ IV. Крестово-купольный храм (с IX в. ): в основе архитектурного плана лежит главный символ христианства – крест. Его образуют четыре столба (столпа), несущих купол и соединенных арками Собор Великой Лавры в Афоне

Византийский крестовокупольный тип храма был усвоен русским православным искусством Успенский собор Московского кремля Дмитровский Византийский крестовокупольный тип храма был усвоен русским православным искусством Успенский собор Московского кремля Дмитровский Собор во Владимире. Построен князем Всеволодом Большое Гнездо в 1190 -е гг. Храм «На крови» в Екатеринбурге Иосифо-Волоцкий монастырь

В оформлении интерьеров жилищ и дворцов сохранились в основном римские традиции, но с привнесением В оформлении интерьеров жилищ и дворцов сохранились в основном римские традиции, но с привнесением восточной роскоши: мягкие подушки для сиденья на стульях, мягкие низкие диваны и тахты, узорные шелковые скатерти, занавеси и покрывала. Мебель была массивной и напоминала фасады здания.

В ранневизантийский период значительное место принадлежало круглой скульптуре, портретным статуям, изображениям святых, рельефам на В ранневизантийский период значительное место принадлежало круглой скульптуре, портретным статуям, изображениям святых, рельефам на саркофагах. Бюст императора Льва I Макелла Бюст неизвестного Бюст императора Феодосия II Евангелист В скульптурных портретах соединяются характерные черты древнеримского и византийского стилей

И З ОБ Р А З И Т ЕЛ Ь Н ОЕ ИСК УССТВО И З ОБ Р А З И Т ЕЛ Ь Н ОЕ ИСК УССТВО Излюбленной техникой монументальной живописи в Византии была мозаика из смальты – стекловидной массы, окрашенной окисью металлов в разные цвета, а затем подвергшейся обжигу. Мозаичные изображения часто бывали орнаментальными. Орнаментами украшали одежду, головные уборы, окантовку сюжетов.

Орнаментальность становится характерной чертой византийского стиля Фрески Кикосского монастыря на Кипре Церковь Сан-Витале в Орнаментальность становится характерной чертой византийского стиля Фрески Кикосского монастыря на Кипре Церковь Сан-Витале в Равенне. Мозаика конхи апсиды.

Орнамент используется и при оформлении саркофагов, мебели, реликвариев. Часто сама сюжетная композиция выстраивается в Орнамент используется и при оформлении саркофагов, мебели, реликвариев. Часто сама сюжетная композиция выстраивается в виде орнамента.

В византийском изобразительном искусстве (мозаика, фрески, рельеф) использовались христианские (в том числе раннехристианские) символы: В византийском изобразительном искусстве (мозаика, фрески, рельеф) использовались христианские (в том числе раннехристианские) символы: монограмма Христа, виноград и виноградная лоза – символы крови Христа, павлин – символ рая и вечной жизни, голубь – символ Святого Духа, рыба – символ Христа, барашек – символ жертвенности, колосья пшеницы и вода – символ источника жизни, лавровый венок, оливковая ветвь и пальмовый лист – символ славы.

И всё-таки центральным мотивом византийского искусства было изображение человека. В сравнении с эпохой античности И всё-таки центральным мотивом византийского искусства было изображение человека. В сравнении с эпохой античности значительно изменилась интерпретация человеческого образа: он стал более одухотворенным, лишенным материальности. Композиции и фигуры приобрели плоскостную трактовку. Такой художественный стиль сформировался к X в. и стал универсальным стилем византийского искусства. Ведущая роль в этом процессе принадлежала Константинополю. География распространения такого стиля довольно широка: Центральная Греция, греческие острова, Афон, Кипр, Болгария, Македония, Южная Италия, Древняя Русь, Грузия. «Юстиниан I Великий» Мозаика храма Сан-Витале в Равенне V в.

Уже мозаики церкви Сан-Витале в Равенне дают представление не только о редчайшем случае светского Уже мозаики церкви Сан-Витале в Равенне дают представление не только о редчайшем случае светского сюжета, но и об образе идеального человека в восприятии византийцев. На стенах храма изображены император Юстиниан со свитой и императрица Феодора с приближенными. Величаво и торжественно предстают в ритуальном шествии император и его супруга. Их позы полны горделивого достоинства, жесты исполнены величия, лица идеализированы. Чёток и напряжён ритм окружающих царственную чету приближенных. Удлиненные фигуры скрыты за складками одежд, они кажутся бесплотными и застывшими.

Цветовое решение византийской мозаики чрезвычайно нарядно. В тонко разработанной декоративности проявляется восточная пышность. Интенсивные Цветовое решение византийской мозаики чрезвычайно нарядно. В тонко разработанной декоративности проявляется восточная пышность. Интенсивные красочные тона придают силу эмоциональной выразительности образам святых и реальных людей. Золотые фоны словно уносят фигуры в недосягаемые небесные сферы.

Лицо изображается по византийским канонам: огромные миндалевидные глаза, удлиненный нежный овал, тонкий нос и Лицо изображается по византийским канонам: огромные миндалевидные глаза, удлиненный нежный овал, тонкий нос и маленький невыразительный рот, лишенный какой-либо чувственности.

Тело, по христианским канонам являющееся источником и вместилищем греха, тщательно скрыто или схематизировано. «Император Тело, по христианским канонам являющееся источником и вместилищем греха, тщательно скрыто или схематизировано. «Император Константин Мономах и императрица Зоя перед Христом» Мозаика храма Св. Софии в Константинополе

Византийская живопись повествует и о совершенстве мира, поэтому часто встречается унаследованное от античности чувство Византийская живопись повествует и о совершенстве мира, поэтому часто встречается унаследованное от античности чувство природы.

Византия – родина иконописания Иконами византийцы сначала называли любые священные изображения, созданные на дереве, Византия – родина иконописания Иконами византийцы сначала называли любые священные изображения, созданные на дереве, камне, кости, ткани или металле. Потом так стали называть только образы на досках. ИКОНА (от греч. eikon – образ): изображение сверхчувственного мира в материальных формах НАЗНАЧЕНИЕ ИКОНЫ: ØДля моления, во время которого осуществляется связь человека с Божественным миром ( «врата небес» ) ØДля напоминания об архетипепервообразе, который должен быть узнаваем ( «Честь, воздаваемая образу, переходит на первообраз» ) «Архангел Михаил, попирающий змия» Современный список с коптской иконы

 «Апостол Петр» Энкаустическая икона VI в. Синай «Богоматерь с Младенцем» «Св. Георгий» Икона «Апостол Петр» Энкаустическая икона VI в. Синай «Богоматерь с Младенцем» «Св. Георгий» Икона V в. Иконы ранневизантийского периода

Споры об иконах бывали очень длительными и даже ожесточенными. Многие считали, что нельзя поклоняться Споры об иконах бывали очень длительными и даже ожесточенными. Многие считали, что нельзя поклоняться дереву и краскам и изображать Бога похожим на человека. В 726 г. в Византии началась эпоха иконоборчества: запрещалось почитать и Иконоборцы Иоанн Грамматик и Игнатий. Книжная миниатюра 9 в. писать иконы, а те, что украшали стены храмов, повелевалось уничтожить. Так погибла большая часть ранних византийских икон. Вместо них появилось изображение деревьев, растений и птиц, что превратило храмы, по словам византийцев, в огороды и птичники.

Борьба с почитателями икон Изображения становилась настоящей византийских императоров войной, в которой и императриц Борьба с почитателями икон Изображения становилась настоящей византийских императоров войной, в которой и императриц участвовали не только войска, но даже византийский флот. Лишь некоторые монастыри продолжали хранить святыни. В то же время иконоборческий период имел большое значение для развития светской тематики в искусстве. А в VIII в. расцвело искусство декора и орнаменталистики.

Почитание икон было восстановлено только в 843 г. на церковном соборе, заклеймившем иконоборчество как Почитание икон было восстановлено только в 843 г. на церковном соборе, заклеймившем иконоборчество как ересь. В одном из церковных указов напоминалось о том, что Христос первым разрешил поклоняться своему образу, когда приложил к лицу белую ткань. Традиции иконописания, утраченные в период иконоборчества, восстанавливаются в период Македонской династии, основателем которой явился Василий I. Македонский период принято считать классическим периодом византийского искусства. Тогда же утверждаются главные смысловые и художественные каноны.

Византийцы считали, что наиболее древние иконы были не созданы рукой человека, но принесены на Византийцы считали, что наиболее древние иконы были не созданы рукой человека, но принесены на землю ангелами. Отсюда следовало, что эти образы не должны подвергаться изменениям, но, напротив, воспроизводиться со всей тщательностью. Для художниковмонахов такое повторение первоначального образа было священным долгом.

Так появились «лицевые» и «толковые» Подлинники иконы (специальные руководства для иконописца, содержащие изображения «подлинных Так появились «лицевые» и «толковые» Подлинники иконы (специальные руководства для иконописца, содержащие изображения «подлинных ликов» или их словесные описания) и сложились каноны ( «канон» по-гречески – веревка или прямая палка для измерения и прочерчивания линий) иконописания. «Иоанн Предтеча»

Поскольку иконы рассматривались в качестве отражения небесной реальности, византийская живопись македонского периода тяготела к Поскольку иконы рассматривались в качестве отражения небесной реальности, византийская живопись македонского периода тяготела к величественной строгости: v. Фигуры, часто непомерно удлиненные, размещенные на золоченом фоне, лишенном глубины и как бы нематериальном, также были лишены материальности и представлены в иератических (торжественных, застылых) позах. v. Лики с увеличенными глазами, словно созерцающими бесконечность, лишены выражения. «Пророк Илия» «Христос во гробе»

Дионисий Ареопагит разработал учение о символике цвета, согласно которому Вишнёвый цвет, объединяющий красный и Дионисий Ареопагит разработал учение о символике цвета, согласно которому Вишнёвый цвет, объединяющий красный и фиолетовый, символизирует Христа Золотой – сияние Бога и великолепие Небесного Царства Пурпурный (багряный) – символ царственности Красный – божественный огонь, цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии «Богоматерь Кикосская» Зеленый – цвет природный, живой. Это цвет юности, цветения, надежды, вечного обновления Белый – символ Бога, ибо подобен свету и сочетает все цвета радуги, цвет чистоты, святости и простоты Синий и голубой цвета – бесконечность неба, символ иного, вечного мира Коричневый – цвет голой земли, праха, всего временного и тленного Черный – цвет зла и смерти «Сошествие во ад»

В македонский период особенно явно утверждаются принципы парадного византийского стиля, что особенно видно в В македонский период особенно явно утверждаются принципы парадного византийского стиля, что особенно видно в монументальной живописи, украшающей интерьеры храмов. Главное внимание уделяется духовному миру изображаемых святых, их сосредоточенности и отрешенности от реальной жизни. Застывшая неподвижность поз, сдержанное бесстрастное самоуглубление выражают высочайший религиозный порыв. Фигуры полностью теряют материальность, от лиц веет аскетизмом.

В македонский период расцветает искусство миниатюры из слоновой кости «Воскресший Иисус и Марии» «Вход В македонский период расцветает искусство миниатюры из слоновой кости «Воскресший Иисус и Марии» «Вход Господень в Иерусалим» «Успение» Диптих с 12 -ю праздничными сценами Триптих Арбавиля «Пантократор»

КОМНИНОВСКИЙ РЕНЕССАНС (1059 – 1204 гг. ): по имени правящей династии Комнинов Алексей I КОМНИНОВСКИЙ РЕНЕССАНС (1059 – 1204 гг. ): по имени правящей династии Комнинов Алексей I Комнин ØИскусство отходит от аскетизма и мощного монументализма форм. ØПоявляется новый тип изображений, полных тонкой одухотворенности, изящества, даже элегантности. ØАктуальными становятся сила внутреннего переживания, экспрессия, динамичность ØПоявляется новый тип иконы – изображение Праздников и святых, почитаемых по церковному календарю в течение данного месяца. «Богоматерь скорбящая»

Иконы и фрески XI-XIII вв. Иконы и фрески XI-XIII вв.

Самая известная икона этого периода «Богоматерь Владимирская» , созданная в Константинополе около 1125 г. Самая известная икона этого периода «Богоматерь Владимирская» , созданная в Константинополе около 1125 г. и перевезенная в 1132 г. во Владимир, что и объясняет ее название. Она принадлежит к типу «Богоматерь Елеуса» , т. е. «Умиление» . Для нее характерно сочетание классической уравновешенности и тонкой одухотворенности.

Четвертый крестовый поход завершился взятием в 1204 г. Константинополя крестоносцами и образованием на территории Четвертый крестовый поход завершился взятием в 1204 г. Константинополя крестоносцами и образованием на территории Византии Латинской Романии и греческих государств (Никейской империи, Трапезундской империи Великих Комнинов и Эпирского деспотата). Этот период характеризуется спадом в развитии византийской культуры. В 1261 г. никейский император Михаил VIII Палеолог в каолиции с Генуей вступил в Константинополь и восстановил Византийскую империю.

ПАЛЕОЛОГОВСКИЙ РЕНЕССАНС (1261 – 1453 гг. ): по имени последней правящей династии Палеологов Родовой ПАЛЕОЛОГОВСКИЙ РЕНЕССАНС (1261 – 1453 гг. ): по имени последней правящей династии Палеологов Родовой герб Палеологов Это было время утраты былого могущества Византии, когда угроза турецкого вторжения стала реальной. В условиях национального унижения возрос интерес к эллинской культуре, повысилось значение локальных центров и произошло смещение культуры из столицы в регионы, что привело к расцвету национальных школ. Фреска церкви Св. Апостолов в Пече, Сербия

В конце XIII в. в искусстве нарастает укрупнённость образов, ясность, простота, лаконизм. Монументализм и В конце XIII в. в искусстве нарастает укрупнённость образов, ясность, простота, лаконизм. Монументализм и обобщенность стиля такой живописи родственны старому византийскому искусству первой половины XI в. , но аскетическое содержание утратилось, сменившись утверждением величественного спокойствия и великолепия торжествующей церкви как образа Царства Небесного.

Византийское искусство начала XIV в. , тонкое и изысканное, было ветвью камерной придворной культуры, Византийское искусство начала XIV в. , тонкое и изысканное, было ветвью камерной придворной культуры, возникшей при дворе Андроника II Палеолога. Одна из его характерных черт – влюбленность в античное прошлое, подражание стилистике античной классики: «Первые семь шагов Марии» «Ласкание Марии родителями» ØСценичность и сюжетные подробности ØСимволичность и аллегоричность ØДеликатные сочетания цвета ØСпокойные, классически красивые и индифферентные лица ØПравильные пропорции фигур, устойчивые позы, гибкие движения ØЭлементы античного архитектурного декора в живописи

Помимо придворного искусства развивались и более демократичные виды творчества: прикладное искусство, книжная миниатюра, различные Помимо придворного искусства развивались и более демократичные виды творчества: прикладное искусство, книжная миниатюра, различные ремесла.

Несмотря на соблюдение общевизантийских канонов миниатюрист чувствовал себя свободнее, чем иконописец или художник, расписывающий Несмотря на соблюдение общевизантийских канонов миниатюрист чувствовал себя свободнее, чем иконописец или художник, расписывающий церковь. Он гораздо чаще обращался к традициям античной живописи

В XIV в. Византия испытала признаки внутреннего оскуднения. Не смог найти применения своему дарованию В XIV в. Византия испытала признаки внутреннего оскуднения. Не смог найти применения своему дарованию Феофан Грек (ок. 1340 -1405 гг. ), возросший на лучших традициях константинопольской школы. Он отправился на Русь. Ф. Грек считается последним и едва ли не величайшим из византийских мастеров эпохи Палеологов.

Поздневизантийская архитектура отличается декоративностью и живописной кладкой стен Церкви и монастыри Греции Поздневизантийская архитектура отличается декоративностью и живописной кладкой стен Церкви и монастыри Греции

Константин XI Палеолог, последний император Византии «Благовещение» Церковь Св. Климента, Охрид Кикосский монастырь. Кипр Константин XI Палеолог, последний император Византии «Благовещение» Церковь Св. Климента, Охрид Кикосский монастырь. Кипр Взятие в 1453 г. Константинополя турками и падение под напором Оттоманской империи других частей Византии вовсе не означали конца византийского искусства. Оно лишь удалилось в монастыри, где монахи старались сберечь воплощение своей веры, и больше, чем когда-либо прежде, стало священным искусством.

Византийская система оформления церкви оказала огромное влияние на росписи церковных зданий далеко за пределами Византийская система оформления церкви оказала огромное влияние на росписи церковных зданий далеко за пределами империи. Под ее влиянием были созданы ансамбли: 2 1 4 3 1)Киевского храма Св. Софии, 2)Палатинской капеллы в Палермо, 3)собора Св. Марка в Венеции, 4)Гелатского монастыря в Грузии

Во всех странах православного христианства – Сербии, Болгарии, Греции и России – византийская живопись Во всех странах православного христианства – Сербии, Болгарии, Греции и России – византийская живопись дожила до наших дней в формах, сложившихся в XII – XIII вв. , иногда полностью лишенных национального своеобразия и чуждых развития. Именно в увековечивании давно определившихся священных форм заключена тайна этого искусства, до сих пор сохраняющего свое неотразимое обаяние. «Сошествие во ад» Фреска церкви Св. Георгия в Курбиново, Сербия «Крещение Христа» Мозаика церкви Успения Богородицы. Дафни, Греция

И всё же иногда в рамках канона художники воплощали национальные идеи и стремились соответствовать И всё же иногда в рамках канона художники воплощали национальные идеи и стремились соответствовать местным вкусам Греция Россия О. Кипр Болгария А р м е н и я

Последний из критских живописцев Доменико Теотокопули вынужден был покинуть родину. Он глубоко изучал традиции Последний из критских живописцев Доменико Теотокопули вынужден был покинуть родину. Он глубоко изучал традиции западноевропейской живописи и вошел в историю мировой живописи под именем «испанца» Эль Греко (1541 -1614 гг. ) «Мучение в саду» «Апостолы Петр и Павел»

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ ¤Религиозная и духовная направленность: весь комплекс представлений, образов и символов ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ ¤Религиозная и духовная направленность: весь комплекс представлений, образов и символов связан с религиозной доктриной христианства и абстрактными идеями. ¤Подчиненная роль светского искусства ¤В этических идеалах соединяются воедино интересы религии, государства и личности ¤Внешние проявления византийского стиля выступают в необычайной торжественности, пышности, великолепии ¤Все виды искусств в синтезе призваны поразить чувства человека, воздействовать на эмоциональные ощущения верующих, возносить их в особый светлый и радостный мир ¤В византийском мировосприятии – явное противоречие между системой христианских догматов, призывающих к аскетизму и отрешенности от земного, и невероятной роскошью и пышностью церковного и дворцового церемониала ¤Значительная просветительская роль Византии в Средние века, сохранение для Европы античного наследия