Скачать презентацию Культура тюрков Тюркский период VI-IX вв доисламский Скачать презентацию Культура тюрков Тюркский период VI-IX вв доисламский

культура тюрков.pptx

  • Количество слайдов: 53

Культура тюрков Культура тюрков

Тюркский период VI-IX вв. доисламский период Тюркский период VI-IX вв. доисламский период

Материальная культура Архитектура – строительное искусство. Акыртас – незаконченное сооружение Жамбыльская область 7 -8 Материальная культура Архитектура – строительное искусство. Акыртас – незаконченное сооружение Жамбыльская область 7 -8 вв. относится к карлукам, изучал Байпаков. Билеулы – находится на границе между Казахстаном и Каракалпакией. Сардоба – надстройка над колодцем. Мырзарабат и Якка. Строились вдоль караванных путей. Дын – пример зодчества доисламского периода 8 в. . Сооружение на месте захоронения людей в виде юрты. На месте городов Акбешим и Суяб (7 -8 вв. ) найдены остатки буддийских храмов. Исламские мечети стали строиться со 2 пол. IX в.

Материальная культура Балбал (балбык) – каменные скульптуры на месте захоронения знатных людей. (Центр. Казахстан, Материальная культура Балбал (балбык) – каменные скульптуры на месте захоронения знатных людей. (Центр. Казахстан, Жетысу) Терракота – керамика из оббожженой глины. Оссуарий – сосуд из глины, где хранились кости умершего.

Сардоба Дын Балбал Сардоба Дын Балбал

Духовная культура Тюрки говорили на тюркском языке и пользовались древнетюркской рунической письменностью. Возникла в Духовная культура Тюрки говорили на тюркском языке и пользовались древнетюркской рунической письменностью. Возникла в сер. 1 тыс. до н. э. . Алфавит состоял из 35 букв. Создан на основе тамг (родовых знаков). Во время установления дипломатических отношений с Византией тюрки использовали скифское письмо. В 8 -9 вв. письменность становится достоянием всего народа. Также использовали согдийскую письменность (при дворе кагана) Найдено более 200 устных памятников. Самые ранние произведения – орхоноенисейские письмена «Культегин» и «Тоньюкок» - исторические дастаны (поэмы). Всего 150 надписей.

Духовная культура В 8 в. появилась письменная литература. К ней относятся - «Книга моего Духовная культура В 8 в. появилась письменная литература. К ней относятся - «Книга моего деда Коркыт-ата» и «Огузнаме» «Книга моего деда «Коркыт-ата» состоит из 12 эпосов. Это слова назидания для молодежи. Мавзолей Коркыт-ата находится в Кзыл-Ординской обл. Поэма «Огузнаме» появилась в связи с событиями во 2 в. н. э. Основная идея – призыв к единству в борьбе с врагом. 8 -9 вв. - в устной форме, 11 в. - в письменной форме. В 6 в. переведена на персидский язык, в 9 в. – на арабский. В 13 в. ее записал персидский историк Рашид ад-Дин. В 17 в. - Абулгазы хан

Религия Развитие культа Тенгри (небо). Тенгрианство – одна из первых религий с элементами монотеизма Религия Развитие культа Тенгри (небо). Тенгрианство – одна из первых религий с элементами монотеизма (единобожия) Поклонялись Умай ана – покровительница дома, семьи. С ней связан культ огня. Жер-Су – земля-вода. Кок бори – волк. У огузов почитание барана. Тумары – талисманы от сглаза. Аруах – культ предков. В Сырдарьинском регионе – культ барана (связан с Фавном - бог полей и лесов у персов) Через трассы ВВ. Ш. пути шло распространение других религий. Буддизм распространяли согдийцы. (в 6 -8 вв. переселились в Жетысу). Храмы в Суябе. Подземный монастырь в Испиджабе 6 -8 в. Манихейство и зороастризм - древнеперсидские религии. Монастыри в Таразе. Несторианство (христианство) в Актобе найдены остатки виноделен.

Оседлая культура Южный Казахстан и Жетысу – районы формирования городской культуры. В 7 -8 Оседлая культура Южный Казахстан и Жетысу – районы формирования городской культуры. В 7 -8 в. города выполняли административную функцию. С переселением согдийцев в Жетысу в 7 -8 в. началось распространение городской и оседлой культуры. В Согдиане в нач. нашей эры было налажено производство шелка Первые города – южный Каз-н Испиджаб (Сайрам), Отрар, Туркестан, Сауран, Сыгнак. Жетысу – Талхир, Алмалык, Койлык.

Тюркский период X- XII вв. Тюркский период X- XII вв.

Городская культура В южном Казахстане – 37 городов. В Жетысу - 36 (ю-з)+70 (с-в) Городская культура В южном Казахстане – 37 городов. В Жетысу - 36 (ю-з)+70 (с-в) городов Самые крупные – Испиджаб, Отрар, Сауран. Цитадель – укрепленная центральная часть, жил правитель. Шахристан – район для знати. Рабад – ремесленно-торговый район. Новым элементом строительства стали мечети, бани в связи с распространением ислама. Площадь городов увеличилась (за счет рабадов), строились оборонительные сооружения. Суфы – глиняные помосты для отдыха. Ташнау – санитарно-очистительные сооружения.

Архитектура В X-XI вв. шло распространение ислама. Его укрепление можно проследить по погребальным обрядам. Архитектура В X-XI вв. шло распространение ислама. Его укрепление можно проследить по погребальным обрядам. Мечети стали строиться с IX в. Минарет Боран (Х-ХI в. ) Жетысу. При раскопках г. Куйрыктобе найдены остатки древней мечети. Мавзолеи Бабаджа-Хатун (Х-ХIв. ) и Айша-биби (ХI-ХIIв. ) у Тараза. Мавзоле Карахана у Тараза. Мавзолей Сырлытам на Сырдарье. В Отраре обнаружены остатки двух восточных бань. Для них использовалась колодезная вода. Бани (две)в Таразе обеспечивались водой с гор. Одна из бань действовала до 60 -х гг. ХХ в. Бани отапливались системой жаропроводящих каналов.

Мавзолей Бабаджи-Хатун Минарет Бурана Мавзолей Карахана Мавзолей Айша-Биби Мавзолей Бабаджи-Хатун Минарет Бурана Мавзолей Карахана Мавзолей Айша-Биби

Наука и литература Распространение ислама оказало влияние на развитие науки и литературы. С Х Наука и литература Распространение ислама оказало влияние на развитие науки и литературы. С Х в. все произведения стали писать на арабском языке. В Сайраме, Отраре, Туркестане открывались медресе. Тюркский ислам является синтезом тенгрианства и ислама – суфизм.

Наука Абу Насыр аль-Фараби (870 -950) Первый ученый Востока, «второй после Аристотеля» . Философ, Наука Абу Насыр аль-Фараби (870 -950) Первый ученый Востока, «второй после Аристотеля» . Философ, математик, музыкант. Родился в г. Весидж в округе Фараб (Отрар). Образование получил на кыпчакском языке. Труды – «Слово о классификации наук» , «Трактат о жителях добродетельного города» и др.

Наука Абу Райхан аль. Бируни Ученыйэнциклопедист. 150 трудов. Первый на Востоке (до Коперника) высказал Наука Абу Райхан аль. Бируни Ученыйэнциклопедист. 150 трудов. Первый на Востоке (до Коперника) высказал мысль о движении Земли вокруг солнца , доказал закон всемирного тяготения.

Литература Махмуд Кашгари (1030 -1090) ученый-языковед. Исследовал тюркские племена, язык. Его труд – «Диуани Литература Махмуд Кашгари (1030 -1090) ученый-языковед. Исследовал тюркские племена, язык. Его труд – «Диуани лугат ат-тюрк» ( «Словарь тюркских наречий» ). Энциклопедия тюркских народов. Он прославил тюркский язык, доказал, что он ничуть не хуже арабского языка.

Литература Юсуф Баласагуни (1021 -1075) Ученый, поэт, философ. Его труд – «Кутадгу билиг» ( Литература Юсуф Баласагуни (1021 -1075) Ученый, поэт, философ. Его труд – «Кутадгу билиг» ( «Благодатное знание» ) написан на тюркском языке (впервые). Содержит сведения о жизни, обычаях, вере тюрков. Отражает общественную жизнь тюрков 11 в. Ученый подарил книгу кагану Арслану, ему присвоен титул главный визир.

Литература Ходжа Ахмед Йассауи (неизв. -1166) Основатель тюркского направления ислама (суфизма). Отец известный ученый, Литература Ходжа Ахмед Йассауи (неизв. -1166) Основатель тюркского направления ислама (суфизма). Отец известный ученый, Ахмед остался сиротой, воспитывался сестрой. Автор сборника стихов «Диуани хикмет» ( «Книга премудрости). Написана на тюркском языке арабским алфавитом. Проповедует любовь к богу, смирение. Его учителем был Арыстан-баба (первых среди святых Средней Азии, жил в 7 -8 в. ). Учеником Йассауи был Сулейман Бакыргани (Хаким ата)

Литература Ахмед Иугнеки. Поэт эпохи Караханидов. Прозван «поэтов» , предводителем мудрецов. Его книга «Дар Литература Ахмед Иугнеки. Поэт эпохи Караханидов. Прозван «поэтов» , предводителем мудрецов. Его книга «Дар истины» . В ней он призвал людей быть честными, не делать зла. Написана на тюркском языке Али автор поэмы «Жусуп Злиха» , воспевает любовь

Проверка знаний Некоторые города в период раннего средневековья появлялись на местах постоянных зимовок. По Проверка знаний Некоторые города в период раннего средневековья появлялись на местах постоянных зимовок. По сведениям М. Кашгари в VI в. город Испиджаб носил название Сайрам. Тюрки были знакомы с процессом плавки металла в V в. В VI- IX вв. тюрки строили купольные сооружения над колодцами. «сардобы» В VI- IX вв. тюрки строили «сардобы» - купольные сооружения над колодцами вдоль караванных путей. На месте города Суяб найдены относящиеся к VII – VIII вв. буддийские храмы.

На месте города Суяб найдены буддийские храмы, которые относятся к VII - VIII вв. На месте города Суяб найдены буддийские храмы, которые относятся к VII - VIII вв. В VI- IX вв. тюрки возводили памятники в стиле «дын» - строения из камня в виде юрты на месте захоронения людей. Тюркские памятники в стиле «дын» относится к периоду доисламскому. В древнетюркских письменах каменные скульптуры установленные на месте захоронения знатных людей называли «балбал» . Каменные скульптуры «балбалы» тюрки устанавливали на месте захоронения знатных людей. Рост числа городов, развитие оседлой культуры на территории Казахстана наблюдается в X-XII вв.

В X-XII вв. самыми крупными городами на территории Казахстана были Испиджаб и Отрар. В В X-XII вв. самыми крупными городами на территории Казахстана были Испиджаб и Отрар. В Центральном и Восточном Казахстане рост числа городов и развитие оседлой культуры наблюдается в X-XII вв. Более ста местонахождении средневековых городов найдено только на территории Жетысу. В связи с распространением ислама в городах Казахстана начинают возводиться мечети в X-XII вв. Новым элементом в градостроительстве на территории Казахстана X-XII вв. являлось строительство Мечетей и бань В X- XII вв. наблюдается увеличение территории городов за счет формирования и роста рабада. Увеличение территории городов за счет формирования и роста рабада (внешней части города) наблюдается в X-XII вв.

Свидетельством высокого уровня архитектуры X-XI вв. является Мавзолей Бабаджа-хатун. Свидетельством высокого уровня архитектуры XI Свидетельством высокого уровня архитектуры X-XI вв. является Мавзолей Бабаджа-хатун. Свидетельством высокого уровня архитектуры XI -XII вв. является Мавзолей Айша-Биби. Мавзолеи Бабаджа-хатун и Айша-Биби расположенные близ города Тараз. Остатки двух восточных бань датируемые XI -XII вв. обнаружены в ходе раскопок города Отрар. В ходе раскопок города Отрара обнаружены две восточные бани, которые датируются XI -XII в. Укрепленная центральная часть, где жил правитель Цитадель Шахристан – это район, где проживала знать Рабад – это ремесленно-торговый район.

Древние тюрки пользовались письменностью рунической Древнетюркский рунический алфавит был создан на основе родовых тамг. Древние тюрки пользовались письменностью рунической Древнетюркский рунический алфавит был создан на основе родовых тамг. Древнетюркский рунический алфавит, состоял из 35 букв Посланники Западнотюркского каганата доставили в Византию письмо написанное скифским письмом. Наряду с тюркским письмом в VI-IX в. широкое распространение на территории Казахстана получило Согдийское письмо Крупнейшими памятниками древнетюркской литературной письменности являются орхоноенисейские письмена «Культегин» и «Тоньюкок» . Древнейшие памятники древнетюркской письменности «Культегин» и «Тоньюкук» являются историческими поэмами - дастанами. В период раннего средневековья тюркские племена поклонялись Тенгри.

К литературе тюркоязычных народов VIII - IX в. относится книга «Коркыт - Ата» . К литературе тюркоязычных народов VIII - IX в. относится книга «Коркыт - Ата» . Более древний вариант поэмы «Огузнаме» был записан в XIII в. известным персидским ис-ториком Рашид ад-Дином. В период раннего средневековья тюркоязычные жители поклонялись Тенгри и женскому божеству Умай. Женское божество Умай считалась покровительницей очага и детей. В период раннего средневековья тюркские племена поклонялись животному волку. У огузских племен почитаемым животным был Баран Распространение ислама на территории Средней Азии и Казахстана началось с вторжения арабов в первой половине VIII в. С X в. в Южном Казахстане, с распространением ислама, литературные и научные произведения стали писать на арабском языке.

 «Вторым учителем» после Аристотеля был назван, один из первых ученых Востока X в. «Вторым учителем» после Аристотеля был назван, один из первых ученых Востока X в. Абу Насыр аль-Фараби свои труды писал арабским письмом Абу Насыр аль-Фараби получил образование на кыпчакском языке. История, этнография, устное народное творчество, язык тюркских народов эпохи средневековья отражены в книге Кашгари. «Дивуани лугат ат-тюрк» Ученый-тюрколог Н. А. Баскаков утверждает, в изучении тюркских языков первопроходцем среди исследователей был М. Кашгари Ученый А. Н. Кононов писал, что при создании своей книги Махмуд Кашгари ставил цель – прославить на весь мир тюркский язык и доказать, что он не ниже арабского языка. Общественно-политическая жизнь, обычаи, традиции и верования тюркских народов отражены в труде XI в. «Кутадгу билик»

За создание произведения «Кутадгу билик» каган присвоил титул «главного визиря» Юсуфу Баласагуни. Произведение XI За создание произведения «Кутадгу билик» каган присвоил титул «главного визиря» Юсуфу Баласагуни. Произведение XI в. «Кутадгу билик» Юсуфа Баласагуни является одним из первых научных трудов, написанный на тюркском языке. Поэт эпохи Караханидов, прозванный при жизни «предводителем мудрецов» , призывал людей быть честными и добросердечными Ахмед Иугнеки. Книга поэта эпохи Караханидов Ахмеда Иугнеки, написанная на тюркском языке и дошедшая до наших дней «Дар истины» . Дастан (поэма) «Дар истины» Ахмеда Иугнеки, поэта эпохи Караханидов, написан на тюркском языке. Учителем поэта, мыслителя и проповедника мусульманской религии в Казахстане Ахмеда Йасауи был Арыстан-Баба. Произведение Ахмеда Йасауи, в котором он проповедует любовь к Всевышнему, смирение и аскетизм «Диуан-и- Хикмет» .

 «Диуан-и- Хикмет» Ахмеда Йасауи написана на тюркском языке арабским алфавитом. Одним из учеников «Диуан-и- Хикмет» Ахмеда Йасауи написана на тюркском языке арабским алфавитом. Одним из учеников Ахмеда Йасауи является великий поэт, автор учебников по богословию Сулеймен Бакыргани. Первый на Востоке высказал мысль о движении Земли вокруг солнца Абу Райхан Аль-Бируни. «Книга моего деда «Коркыт-ата» состоит из 12 эпосов. Керамика из оббожженой глины – это терракота Мырзарабат и Якка – это Сардобы Районы формирования городской культуры – это Южный Казахстан и Жетысу В 7 -8 в. города выполняли административную функцию.

1. Коркут был: A) Защитником города Отрар. B) Основателем религии ислам. C) Ханом Золотой 1. Коркут был: A) Защитником города Отрар. B) Основателем религии ислам. C) Ханом Золотой Орды. D) Знаменитым ученым Востока. E) Знаменитым жырау, одаренным композитором. 2. В IX-XII вв. наблюдается территориальный рост городов за счет: A) Района, где жили купцы. B) Цитадели. C) Района, где жили военные. D) Рабада. E) Шахристана. 3. Сохранившийся памятник XII века, мавзолей Сырлы там обнаружен археологами: A) В низовьях Сырдарьи. B) В Туркестане. C) В семиречье. D) На Мангыстау. E) Близ Тараза.

4. Отражает общественную жизнь тюрков 11 в. книга: A) «Диван лугат ат- тюрк» Кашгари. 4. Отражает общественную жизнь тюрков 11 в. книга: A) «Диван лугат ат- тюрк» Кашгари. B) «Кудатгу билиг» Баласагуни. C) «Джами-ат-тауарих» Кадыргали Жалаири. D) «Диван-и-Хикмет» Яссауи. E) «Тарих-и-Рашиди» . Мухаммад Хайдара. 5. Письменность, которой пользовался Аль-Фараби, создавая свои труды: A) Уйгурская. B) Сирийская. C) Тюркская. D) Согдийская. E) Арабская. 6. Племена, сыгравшие ключевую роль в становлении раннесредневековой городской культуры на территории Казахстана: A) Согдийцы. B) Кыпчаки. C) Кидани. D) Караханиды. E) Огузы.

7. Рабад – часть средневекового города, где: A) Находилась администрация. B) Жила знать. C) 7. Рабад – часть средневекового города, где: A) Находилась администрация. B) Жила знать. C) Жили бедняки. D) Были культовые сооружения. E) Велась торговля. 8. Вкладом в историю языкознания является труд Кашгари: A) «Диван лугат ат-тюрк» . B) «Тарах-и-Рашиди» . C) «Кудатгу билинг» . D) «Бакырган» . E) «Диван-и-Хикмет» . 9. Непосредственное влияние на Ахмеда Яссауи оказал его учитель: A) Кадыргали Жалаири. B) Мухаммад Хайдар. C) Махмуд Кашгари. D) Арыстанбаб. E) Бакыргани.

10. В IX-XII в. в тюркской среде широко употребляется: A) Арабский язык. B) Китайский 10. В IX-XII в. в тюркской среде широко употребляется: A) Арабский язык. B) Китайский язык. C) Греческий язык. D) Согдийский язык. Е) Персидский язык. 11. Самый древний памятник тюркской письменности: А) «Кутадгу Билик» В) «Тарихи-и-Рашиди» С) Письмена «Культегина» D) «Кодекс куманикус» E) «Диуани луга тат-тюрк» 12. Памятник литературы VIII- IX веков: А) «Диуани луга тат-тюрк» В) «Кутадгу билик» С) «Жусуп-Злиха» D) «Коркыт-Ата» E) «Диуан-и- хикмет»

13. Древнетюркский алфавит состоял из: А) 35 букв В) 45 букв С) 25 букв 13. Древнетюркский алфавит состоял из: А) 35 букв В) 45 букв С) 25 букв D) 30 букв E) 22 букв 14. Тюркский алфавит был создан на основе: А) Греческого алфавита В) Родоплеменных тамг С) Арабской письменности D) Латинского алфавита E) Иранской письменности 15. Древняя тюркская письменность на территории Казахстана появилась в: А) Cередине II тысячелетия до нашей эры В) Середине I тысячелетия до нашей эры С) Середине III тысячелетия до нашей эры D) Середине IV тысячелетия до нашей эры E) Середине I тысячелетия нашей эры

16. Памятник литературы VIII- IX веков: А) «Огузнаме» В) «Кутадгу билик» С) «Диуан-и-хикмет» D) 16. Памятник литературы VIII- IX веков: А) «Огузнаме» В) «Кутадгу билик» С) «Диуан-и-хикмет» D) «Жусуп-Злиха» E) «Диуани лугат ат- тюрк» 17. Древнетюркская письменность , найденная на берегах рек Талас, Или, Сырдарья получила название: А) «Таласская письменность» В) «Орхонские письмена» С) «Иероглифы» D) «Скифские письмена» E) «Иртышская письменность» 18. Древний памятник тюркской письменности: А) «Жусуп-Злиха» В) «Диуан-и-хикмет» С) «Возникновение наук» D) «Кодекс куманикус» E) Письмена «Тоньюкок»

19 Название Сайрам в VI веке носил город: А) Испиджаб В) Тараз С) Отрар 19 Название Сайрам в VI веке носил город: А) Испиджаб В) Тараз С) Отрар D) Сыгнак E) Сауран 20. Купольное полуподземное сооружение над колодцем: А) Дын В) Сардоба С) Балбал D) Мавзолей E) Кемпиртас 21. Архитектурное сооружение доисламского периода в форме юрты: А) Сардоба В) Мавзолей С) Дын D) Мазар E) Балбык

22. Каменная скульптура, установленная на месте захоронения знатных людей: А) Мазар В) Мечеть С) 22. Каменная скульптура, установленная на месте захоронения знатных людей: А) Мазар В) Мечеть С) Дын D) Балбал E) Сардоба 23. Исламские мечети стали строиться с: А) VII века В) VII века С) IX века D) X века E) XI века 24. Керамика из обожженной глины: А) Смальта В) Витраж С) Мозаика D) Майолика E) Терракота

25. Санитарно-очистительное устройство средневекового дома: A) суфы B) сардоба C) ташнау. D) тумар E) 25. Санитарно-очистительное устройство средневекового дома: A) суфы B) сардоба C) ташнау. D) тумар E) хикмет. 26. Мечети в городах южного Казахстана существуют с: A) VII в. B) VIII в. C) IX в. D) X в. E) XI в. 27. Бани в Таразе обеспечивались водой: A) по каналам с гор. B) по кяризам. C) с Сыр-Дарьи. D) из колодцев. E) дождевой.

28. До 1960 -х годов в Туркестане работал(-а) построенный(-ая) в средние века: A) медресе. 28. До 1960 -х годов в Туркестане работал(-а) построенный(-ая) в средние века: A) медресе. B) баня. C) исламский университет. D) музей Ясави. E) караван-сарай. 29. У огузов распространено почитание: A) барса. B) дракона. C) единорога. D) барана. E) змеи. 30. Поэт Ахмед Иугнеки жил при: A) Караханидах. B) Джучидах. C) Шайбанидах. D) Карлуках. E) Чагатаях.

31. Отец Ясави бы: A) знаменитым полководцем. B) ханом. C) арабом-миссионером. D) крестьянином. E) 31. Отец Ясави бы: A) знаменитым полководцем. B) ханом. C) арабом-миссионером. D) крестьянином. E) известным ученым. 32. Ясави учился в: A) Бухаре. B) Сыгнаке. C) Багдаде. D) Дамаске. E) Стамбуле. 33. Произведение «Жусуп-Злиха» : A) эпос. B) воспевает любовь. C) сказка. D) заупокойные гимны. E) повествует о войне кыпчаков с монголами.

34. Более интенсивно развитие культуры протекало: A) в городских и земледельческих центрах B) в 34. Более интенсивно развитие культуры протекало: A) в городских и земледельческих центрах B) в кочевых районах C) в полукочевых районах D) в районах добычи руды E) в горных районах 35. Более развитыми в экономико-культурном отношении были: A) южные районы Казахстана B) районы Прибалхашья C) территории Сары-Арки D) западные районы E) Мангыстау 36. Буддийские храмы в Казахстане относятся к: А) VII-VIII вв. В) X в. С) VI в. Д) IX-X вв. Е) X-XII вв.

37. Сооружение Акыртас (VII-VIII в) было найдено: А) в Жамбульской области В) в Костобе 37. Сооружение Акыртас (VII-VIII в) было найдено: А) в Жамбульской области В) в Костобе С) у Иртыша D) в Мангыстау Е) в Жетысу 38. В общей сложности на древнетюркском языке найдено: А) более 100 литературных памятника В) боле 200 С) около 500 D) Более 300 E) Около 150 39. Полностью произведение «Огузнаме» в XVII в. записал: А) Рашид-ад Дин В) Абулгазы хан С) М. Шокай D) аль Идриси Е) М. Кашгари

40. Автором поэмы «Кутадгу билиг» является А) Ходжа Ахмет Яссави В) Абу Насыр аль-Фараби 40. Автором поэмы «Кутадгу билиг» является А) Ходжа Ахмет Яссави В) Абу Насыр аль-Фараби С) Махмуд Кашгари D) Мухаммед Хайдар Дулати Е) Юсуф Баласагуни 41. Автором знаменитого труда «Диуани лугат-ат-тюрк» является А) Ходжа Ахмет Яссави В) Абу Насыр аль-Фараби С) Махмуд Кашгари D) Мухаммед Хайдар Дулати Е) Юсуф Баласагуни 42. Ходжа Ахмет Яссави является автором сборника стихов А) «Дар истины» В) «Диуани лугат-ат-тюрк» С) «Кутадгу билиг» D) «Жусуп Злиха» Е) «Диван-и Хикмет»

43. Глиняные помосты для отдыха – это А) ташнау В) дын С) суфы D) 43. Глиняные помосты для отдыха – это А) ташнау В) дын С) суфы D) сардоба Е) терракота 44. Новым элементом градостроительства в X-XII в. было А) строительство буддийских храмов В) наличие сардобов С) строительство цитадели D) сооружение восточных бань Е) строительство оросительных каналов 45. производство шелка было налажено уже в начале нашей эры в А) государстве Кангюев В) Согдиане С) Индии D) Иране Е) Арабском халивате

46. Руины культовых сооружений раннего средневековья, относящиеся к различным верованиям, найдены на месте городов 46. Руины культовых сооружений раннего средневековья, относящиеся к различным верованиям, найдены на месте городов А) Баскамыр, Аяккамыр, Куйрыктобе В) Баршынлыкент, Ашнас, Отрар С) Тараз, Баласагун, Испиджаб D) Карачук, Бурух, Хурлуг Е) Алматы, Шур, Карнак 47. Среди терракотовых фигур тюрков и согдийцев встречаются изображения А) Тенгри В) Заратуштры С) Мухаммеда D) Будды Е) Иисуса 48. Одной из причин активного развития городской жизни в Х-XII вв. является А) образование Кыпчакского ханства В) образование тюркских каганатов С) объявление ислама государственной религией D) Прекращение торговли по Великому Шелковому пути Е) переход кочевников к оседлости

49. Сооружение Акыртас в Джамбыльской области, по мнению Байпакова, было возведено в эпоху А) 49. Сооружение Акыртас в Джамбыльской области, по мнению Байпакова, было возведено в эпоху А) Карлукского каганата В) государства Караханидов С) Кыпчакского ханства D) Западно-тюркского каганата Е) Тюргешского каганата 50. В гор. Чуйской долины, гор. Испиджабе обнаружены сооружения А) христиан В) манихеев В) буддистов D) мусульман Е) зороастрийцев 51. Тюркская письменность получила широкое распространение в А) 3 -4 вв. В) в сер. 1 тыс. до н. э. С) 6 -7 вв. D) 8 -9 вв. Е) 10 -12 вв.

52. Разновидность зодчества доисламского периода А) суфий В) балбык С) терракота D) сардоба Е) 52. Разновидность зодчества доисламского периода А) суфий В) балбык С) терракота D) сардоба Е) дын 53. Обереги, изготовляемые тюрками А) тамги В) кисе С) коржын D) тумары Е) диадема 54. наиболее крупным городам по площади в 10 -12 вв. . относятся А) Карнак, Карачак, Шур В) Бурух, Ашнас, Хурлуг С) Баскамыр, Аяккамыр, Куйрыктобе D) Испиджаб, Отрар, Сауран Е) Алматы, Шур, Карнак