Скачать презентацию КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ лекция 8 СОДЕРЖАНИЕ Детерминанта Скачать презентацию КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ лекция 8 СОДЕРЖАНИЕ Детерминанта

9. СРЕДНИЕ ВЕКА.pptx

  • Количество слайдов: 32

КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ лекция 8 КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ лекция 8

СОДЕРЖАНИЕ Детерминанта культуры средних веков Западноевропейская культура средних веков X – XIII вв. Древнерусская СОДЕРЖАНИЕ Детерминанта культуры средних веков Западноевропейская культура средних веков X – XIII вв. Древнерусская культура IX - XVII вв. Картина мира культуры средних веков

 Детерминанты: объективные условия субъективные факторы возникновения развития культуры Средних веков: Объективные условия - Детерминанты: объективные условия субъективные факторы возникновения развития культуры Средних веков: Объективные условия - феодализм, развитие натурального хозяйства, все необходимое производится внутри хозяйства. В качестве субъективного фактора выступает религиозная картина мира. Религиозная картина мира - это представления о существовании Бога, установленные авторитетом пророков в Священном писании. Основным предметом Священное писание. изучения выступает и и

Священное писание или «Библия» в переводе с греческого означает просто «книги» , отобранные поколениями Священное писание или «Библия» в переводе с греческого означает просто «книги» , отобранные поколениями книжников в период с 12 по 2 вв. до н. э. Книги Ветхого Завета делятся на три части: Пятикнижие (Тора): пять хрональнозаконодательных книг (Книга Бытия, Книга Исход, Книга Левит, Книга Чисел, Книга Второзакония), приписываемых Моисею; Книги пророков, которые выступают комментариями к первой части Библии как Закону; Писания (гимны, повести, песни, лирика), имеющие практический характер. В качестве канона древнееврейской литературы выступают сакральное, прочувствованное, патетическое, отношение к букве, письменному труду, устному слову, к книге как святыне.

Всемирно-историческое значение апостола Павла в становлении христианства. Апостол Павел (Савл), еврей, обрезанный на восьмой Всемирно-историческое значение апостола Павла в становлении христианства. Апостол Павел (Савл), еврей, обрезанный на восьмой день от роду, обучался в Иерусалиме, знающий древнееврейский и греческий языки, экзегет (толкователь Библии). В 60 году при императоре Нероне распят. Благодаря Павлу, из маленькой иудейской секты возникло христианство как Мировая религия, которая объединила Восток и Запад, язычников и иудеев. 1. Апостол Павел свидетельствует о познании живого Христа как воскресшего, что свидетельствует о признании евреями распятого Христа как Мессии (спасителя). 2. Заменил обрезание, водным крещением. 3. Отменил шаббат – «день покоя» (субботу). 4. Строгие ограничения в питании. В Ветхом Завете Бог - творец мира, где принципы существования определяет Закон (Декалог). В Новом Завете Бог - евхаристия, таинство распятия Христа. В 1 веке появляется Новый завет – Евангелие (с гр. благая весть), написанное апостолами: Матфеем, Лукой , Марком, Иоанном. В настоящее время Библия состоит из двух частей Ветхого и Нового Заветов и является Священным писанием двух религий.

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА X – XIII ВВ. СРЕДНИХ ВЕКОВ В период становления феодализма присутствуют: анархия, ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА X – XIII ВВ. СРЕДНИХ ВЕКОВ В период становления феодализма присутствуют: анархия, беззаконие, насилие. В противовес земному хаосу, создаются центры стабильности в виде неприступных соборов, замков, монастырей. был собственностью церкви, включал храм как центр изучения и распространения христианства. Монастырь

ВОЗНИКАЕТ РОМАНСКИЙ СТИЛЬ X – XII ВВ. Термин «романский стиль» буквально означает – римский, ВОЗНИКАЕТ РОМАНСКИЙ СТИЛЬ X – XII ВВ. Термин «романский стиль» буквально означает – римский, так как сооружения напоминают постройки Древнего Рима. Основой архитектуры романского стиля является базилика, включающая арки, купольные конструкции, массивные порталы, имеющие фортификационные цели. Романский стиль архитектуры отражал время феодальной раздробленности, замкнутости постоянно враждующих феодалов, принимающих участие в набегах, сражениях, войнах.

ГОТИКА XII – XIII ВВ . В XII – XIV вв. наряду с монастырями ГОТИКА XII – XIII ВВ . В XII – XIV вв. наряду с монастырями появляются университеты (лат. – объединение, общность) как центры образования. В университете изучали право, теологию, медицину и философию. В 1088 году на основе Болонской юридической школы был открыт первый университет, обучение в котором состояло из двух ступеней: бакалавриат и магистратура. В 1167 г. в Англии возник университет в Оксфорде, в 1160 г - в Париже. Первые университеты, располагались в готических соборах, созданных на пожертвования городского населения и освященных церковью.

Готический стиль сформировался во Франции в 12 веке, затем перешел в Англию и распространился Готический стиль сформировался во Франции в 12 веке, затем перешел в Англию и распространился по всей Европе. Готический собор - это базилика, имеющая апсиду, арку (стрельчатая) и нервюрный свод. Вместо мощных контрфорсов возникают легкие аркбутаны (опорные арки). Стены и оконные проемы внутри готического храма украшались витражами, посвященных содержанию Св. писания. С внешней стороны – скульптурой. На портале готического собора с внешней стороны представлена эсхатология, тема страшного суда, на внутренней стороне витражи, отражающие гармонию и совершенство мира.

ДРЕВНЕРУССКАЯ КУЛЬТУРА IX - XVII ВВ. Детерминанта Древнерусской культуры: Объективные условия – феодализм. Субъективный ДРЕВНЕРУССКАЯ КУЛЬТУРА IX - XVII ВВ. Детерминанта Древнерусской культуры: Объективные условия – феодализм. Субъективный фактор - Древнерусская культура заимствует из Византии: христианство, письменность, навыки каменного строительства, иконопись.

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. СОФИЙСКИЙ СОБОР ВКИЕВЕ (1037 Г. ) Основные элементы крестово-купольного храма: апсида; АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. СОФИЙСКИЙ СОБОР ВКИЕВЕ (1037 Г. ) Основные элементы крестово-купольного храма: апсида; купол, расположенный на четырех столбах в центре храма. Икона Богоматери – «Оранта» ( лат. молящаяся) великая Панагия, Вся святая, нерушимая каменная стена.

 Покров на Нерли, Дмитриевский собор, во Владимире Покров на Нерли, Дмитриевский собор, во Владимире

 Икона в переводе с греческого означает образ. Структура иконы: ковчег, левкашение (мёд+гипс), лак. Икона в переводе с греческого означает образ. Структура иконы: ковчег, левкашение (мёд+гипс), лак. Состав краски ( мед, желток, + ? ). Почему икона не горит и тонет? Возникает иконостас (гр. место стояния икон). Структура иконостаса

 Таинство Евхаристии (гр. распятие Иисуса Христа) бескровное христианское жертвоприношение (хлеба и вина). Предметы Таинство Евхаристии (гр. распятие Иисуса Христа) бескровное христианское жертвоприношение (хлеба и вина). Предметы таинства Евхаристии.

Таинство Евхаристии Таинство Евхаристии

 Икона «Троицы» Феофана Грека (1340 -1405), Андрея Рублева (1370 -1430). Икона «Троицы» Феофана Грека (1340 -1405), Андрея Рублева (1370 -1430).

ИКОНЫ ИИСУСА ХРИСТА «Икона спас Нерукотворный» . Спас (гр. вечно сущий). Спас нерукотворный согласно ИКОНЫ ИИСУСА ХРИСТА «Икона спас Нерукотворный» . Спас (гр. вечно сущий). Спас нерукотворный согласно легенде - это образ отпечатанный самим Иисусом на полотне.

 «Вседержитель» - это икона, расположенная в куполе храма. Образ Христа с книгой и «Вседержитель» - это икона, расположенная в куполе храма. Образ Христа с книгой и указывающим перстом. Легенда гласит, если кулак разомкнется, то мир погибнет. «Спас в силах» .

ИКОНЫ БОГОМАТЕРИ «Богоматерь» – это икона отражающая женщину, которая родила (Бога) и не умерла. ИКОНЫ БОГОМАТЕРИ «Богоматерь» – это икона отражающая женщину, которая родила (Бога) и не умерла. Образ непорочного зачатия, зачатия по любви.

 «Елеуса» (гр. умиление), образ отражающий сущность христианской любви. «Елеуса» (гр. умиление), образ отражающий сущность христианской любви.

 «Одигитрия» ( гр. – путеводительница), указывающая на путь спасения: Казанская, Иверская, Тихвинская, Грузинская «Одигитрия» ( гр. – путеводительница), указывающая на путь спасения: Казанская, Иверская, Тихвинская, Грузинская и т. д.

 «Троеручница» . Согласно свидетельства Иоанна Дамаскина, если человек оклеветан или оскорблен у Богородицы «Троеручница» . Согласно свидетельства Иоанна Дамаскина, если человек оклеветан или оскорблен у Богородицы вырастает третья рука.

 «Знамения» (гр. – образ, начала новой жизни, спасения). «Знамения» (гр. – образ, начала новой жизни, спасения).

 «Покрова» - образ , отражающий наличие покрова (полотенце) подобно первому снегу, который защищает «Покрова» - образ , отражающий наличие покрова (полотенце) подобно первому снегу, который защищает Русь. Храмы Покров на Нерли, Василия Блаженного в Москве, Покрова Богородицы в Красноярске.

 « Успение» – это икона святой Богородицы. « Успение» – это икона святой Богородицы.

 « Георгий Победоносец» - образ герба Москвы, России, монет. « Георгий Победоносец» - образ герба Москвы, России, монет.

ГОТИКА ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ Церковь Вознесения ГОТИКА ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ Церковь Вознесения

 Строгановская иконописная школа – создание миниатюрных произведений, удобных для домашнего обихода. К 1530 Строгановская иконописная школа – создание миниатюрных произведений, удобных для домашнего обихода. К 1530 году сложилась архитектура ансамбля Московского Кремля как мощной крепости в Европе.

КАРТИНА МИРА КУЛЬТУРЫ СРЕДНИХ ВЕКОВ РЕЛИГИОЗНАЯ Религия признает авторитет Священных текстов как знания транслируемого КАРТИНА МИРА КУЛЬТУРЫ СРЕДНИХ ВЕКОВ РЕЛИГИОЗНАЯ Религия признает авторитет Священных текстов как знания транслируемого самим божеством. Религиозный текст обладает конфессиональным «сакральным» статусом. Сущность сакрализации состоит в том, что священны не буквы и слова, а именно смыслы Откровения Бога в религии. Основой сакрализации выступает освящение, т. е. такая церемония, в результате которой обычная мирская процедура обретает трансцендентный смысл. Религиозный текст – Слово - плоть Бога. Текст освященный, подчиненный Богу, относится к поклонению, особо ценным идеалам называется «священным» и «сакральным» . Православие особо указывает на присутствие в нем Бога.