Культура Средневековой Руси.pptx
- Количество слайдов: 38
Культура Средневековой Руси IX-XVII вв.
Киевская Русь ü Синкретизм культуры ü Живопись: фреска, икона, мозаика, книжная миниатюра ü С XIII в. – собственная школа (Новгородская – упрощённость, плоское изображение) – «Ангел златые власы» ü Ювелирное искусство: скань, зернь, чернь, филигрань, перегородчатая эмаль
«Ангел златые власы»
Киевская Русь. Литература. ü Фольклор ü Появление письменности – середина IX в. , болгарские деятели Кирилл и Мефодий (глаголица и кириллица) ü Рост грамотности при Ярославе Мудром ü Записки на бересте, граффити – надписи на стенах
Киевская Русь. Литература. ü «Остромирово Евангелие» , сер. XI в. ü «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона ü Нестор – «Повесть временных лет» , летопись ü С началом раздробленности – идея необходимости единения ü «Слово о погибели земли русской» ü «Слово о полку Игореве»
Берестяная грамота
Архитектура ü Начало каменной архитектуры – с приходом христианства ü Расцвет при Ярославе Мудром ü Крестово-купольный храм ü Десятинная церковь в Киеве ü София Киевская и Золотые ворота в Киеве (Ярослав Мудрый) ü София Новгородская – Северный тип храма
София Новгородская
Спасо-Преображенский Собор в Чернигове
Архитектура удельного периода ü Появление собственных архитектурных школ в отдельных княжествах ü Владимиро-Суздальское княжество: Покрована-Нерли, Дмитриевский собор во Владимире ü Во Владимире: Софийский собор и Золотые ворота – преемственность с Киевом ü Батыево нашествие – прекращение каменного строительства практически на век
Дмитриевск ий собор во Владимире
Покрова-на-Нерли
Эпоха собирания земель ü На первый план выходит христианская культура ü Зарождается культурный диалог с Западной Европой ü Живопись сохраняет церковный характер: Феофан Грек, Андрей Рублёв. Вторая половина XV в. – Дионисий. ü Строгановская школа иконописи: преувеличенное внимание к прорисовке отдельных деталей
Иконопись, XVв. «Успение» Феофана Грека «Троица» Андрея Рублёва
Литература эпохи собирания земель ü Сближение письменной и устной литературы ü Множество исторических повестей ( «Задонщина» , «Сказание о Мамаевом побоище» , т. д. ) ü Возникновение книгопечатания: Иван Фёдоров, 1564 г. , «Апостол»
Литература эпохи собирания земель ü Москва – снова центр летописания: Лицевой Летописный свод с миниатюрами ü «Хождение за три моря Афанасия Никитина» ü «Повесть о Петре и Февронии» ü Сочинения Ивана Пересветова ü Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским
Лицевой Летописный свод
Радзивилл овская летопись
Церковная жизнь ü Идейная жизнь Средневековья неразрывно связана с церковной ü XIV в. – еретическое движение в Новгороде (стригольники) ü Около 1492 г. – ересь жидовствующих в Новгороде ü Идейная борьба иосифлян и нестяжателей (нестяжатели осуждены на церковном соборе в 1503 г. ) ü Теория «Москва – третий Рим»
Церковная жизнь Иосифляне ü Лидер – Иосиф Волоцкий ü Основная идея: церковь и монастыри должны обладать собственными землями, чтобы быть независимыми от государства ü Как делали: брали молитвенные вклады ü Но: с Ивана Грозного ( «Стоглав» ) и особенно в Соборном уложении 1649 г. – постепенное ограничение церковного землевладения Нестяжатели ü Лидер – Нил Сорский ü Основная идея: монастыри должны быть местом ведения аскетической жизни, у них не должно быть большого имущества ü Монастыри и церкви не должны брать молитвенные вклады ü Осуждены на соборе в 1503 г.
Москва – третий Рим ü 1453 г. – падение Константинополя ü Болгария, Сербия и т. д. – под властью Османской Империи (Турции) ü Россия – единственная свободная православная страна ü В посланиях 1523 г. монах Филофей формулирует теорию «Москва – третий Рим» . ü «Первые два Рима пали, потому что отошли от праведной веры, а четвёртому не бывать»
Архитектура периода собирания земель ü С XIV в. вновь начинается каменное строительство (Тверь, Москва) ü Приглашаются западноевропейские мастера ü Строятся крепости – кремли и монастыри ü Гражданское каменное строительство ü Каменная архитектура продолжает традиции деревянного зодчества ü Московская архитектура подражает Владимиро-Суздальским образцам
Московская архитектура периода собирания земель ü Дмитрий Донской – строительство белокаменного Кремля ü Иван III: застройка Кремля. Благовещенский, Архангельский, Успенский соборы (Аристотель Фиорованти). Грановитая палата (Марко Руффо и Антонио Солари) ü XVIв. – шатровый стиль (Покровский собор – Собор Василия Блаженного, при Иване IV в честь взятия Казани)
Успенский Собор
Архангельский Собор
Благовещенский Собор
Грановитая палата
Собор Васили я Блажен ного
XVII в. ü Увеличение светских элементов в культуре, её СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ ü 1672 г. – придворный театр Алексея Михайловича в Москве ü В живописи – развитие светских тенденций ü Появление парсуны – раннего типа портрета; изображение реально существующих лиц ü Начало упадка иконописи
Литература, XVII в. Эпоха барокко. ü Появляется вымышленный герой ü Новый жанр – сатирическая повесть ( «Повесть о ерше ершовиче» ), бытовая повесть ü Биографическая повесть, автобиография ( «Житие протопопа Аввакума» ü Появление русской поэзии (Симеон Полоцкий) ü Начинается издание учебников ( «Азбуковник» Кариона Истомина, т. д. ), распространение знания ü 1687 г. (регентство Софьи) – Славяно-Греко. Латинская академия
Фигурное стихотвор ение Симеона Полоцкого
Архитектура XVII в. Эпоха барокко. ü Продолжает развиваться шатровый стиль, в т. ч. в гражданской архитектуре (Теремной дворец Кремля) ü Вторая половина XVII в. – влияние западного барокко, возникает русский стиль – нарышкинское/московское барокко (Церковь покрова в Филях) ü Дворец Алексея Михайловича в Коломенском как крайнее выражение московского барокко – был каменным, не сохранился
Церковь покрова в Филях
Дворец Алексея Михайловича в Коломенском
4 ноября занятия не будет!