средневековая культура.pptx
- Количество слайдов: 67
«Культура средневековой Европы» Тема 8
Вопросы: 1. Особенности и периодизация 2. 3. 4. 5. культуры Средневековья Основные черты культуры Средневековья Культура франков Особенности городской культуры. Готический стиль Своеобразие византийской культуры
Средние века — большая эпоха человеческой истории и культуры, примерно тысячелетний период, c V по XV вв. , когда в мире господствовал феодальный строй. Для большей части Европы раннее Средневековье характеризуется низким уровнем производительных сил, господством натурального хозяйства, слабым развитием общественного разделения труда.
Серьезное влияние на социокультурную ситуацию оказывали также такие факторы, как: бесконечные войны между государствами, вторжение кочевников (гунны, авары, печенеги, половцы), распространение и укрепление христианства, борьба против арабских захватов.
В результате окончательного распада Римской империи временно были утеряны наивысшие достижения цивилизации. Искусство, литература, теоретические и прикладные вопросы науки были преданы забвению. Многие историки культуры, касаясь только этой стороны развития цивилизации, считали Средние века мрачной эпохой, которая привела к гибели цивилизации и на протяжении которой не было почти никакого прогресса, пока в период Возрождения люди не открыли повторно искусство и науки Древней Греции и античного Рима, чтобы на их основе вернуться в лоно цивилизации.
Действительно, натуральное хозяйство было примитивным, производительные силы и техника были развиты слабо. Войны и эпидемии истощали силы культуры. В духовной сфере господствовала инквизиция, которая подавляла любую мысль, идущую вразрез с церковными догматами, и жестоко расправлялась с носителями еретических учений. Но богатство и многообразие эпохи связано с другими формами деятельности.
В Средневековье начинают появляться машины: ветряные мельницы, водяное колесо, рулевое управление, книгопечатание и многое другое. В области искусства достигается небывалая до этого глубина и техническое совершенство. Народная культура, скрыто или явно противодействуя клерикальной, придает культуре индивидуальность и национальный колорит. В рамках церковного искусства создаются шедевры, которые и сегодня поражают воображение.
Периодизация Средневековья 1. VI-XI вв. — раннее Средневековье: а) развитие Восточной Римской империи (Византии); б) возникновение и крушение варварских государств; в) образование и распад Священной империи Карла Великого; г) сложение государства Киевская Русь, принятие христианства. В истории искусства это: искусство Византии, дороманское искусство, древнерусское искусство домонгольского периода.
Периодизация Средневековья 2. XII-XV вв. — классическое Средневековье: а) создание основных европейских государств (Англии, Франции, Германии, Италии); б) распад Киевской Руси, монголо-татарское иго, победа над ним и становление централизованного государства во главе с Москвой. В истории искусства это: романский и готический стили, проторенессанс и раннее Возрождение в Италии, Северное Возрождение (Нидерланды), древнерусское искусство послемонгольского периода.
Периодизация Средневековья 3. XVI в. — первая половина XVII в. — позднее Средневековье: упадок феодализма, первая буржуазная революция в Англии. В истории искусства это: Высокое и Позднее Возрождение в Италии, Возрождение в Германии, Франции, Англии, Испании, последний этап древнерусского искусства.
2. Основные черты культуры Средневековья Влияние христианской религии на все сферы общества. Сосуществование новых христианских образов, сюжетов и старых языческих, связанных с народной культурой. Каноничность. Анонимность. Символичность и аллегоричность.
• Влияние христианской религии на все сферы общества. Теологическое мировосприятие и мышление становится не только господствующим, но и единственно возможным, подчиняющим своему контролю все сферы жизни — как материальной, так и духовной. Соответственно, средством духовного единения становится церковь, которая превращается в организованную иерархию с единым центром в Ватикане во главе с Папой Римским.
• Влияние христианской религии на все сферы общества. Средневековое искусство отняло у своего героя волю к действию и передоверило ее Богу, сделав человека существом страдательным, которому все дано свыше, и объяснив мир Богом. С одной стороны, это явилось отрицательной тенденцией, ограничивающей художественное творчество и развитие мысли. С другой стороны, огромным достижением средневековой культуры была ее этическая направленность. .
• Влияние христианской религии на все сферы общества. Важнейшее и ценнейшее духовное качество, утверждаемое средневековым искусством в человеке, — благочестие, когда все явления и поступки человека сопоставляются средневековым сознанием с глобальным конфликтом добра и зла, а история мира предстает как некий единый всемирно-исторический спектакль спасения.
Средневековая культура имела свои наиболее характерные формы и жанры: в архитектуре — собор; в живописи — икона, фреска, мозаика; в скульптуре — изображения Христа, Богоматери, святых; в литературе — для образованных — богословский трактат, стихи и песни вагантов, куртуазная лирика, рыцарский роман;
Средневековая культура имела свои наиболее характерные формы и жанры: для слушателей из низов — массовая литература: проповеди, жития (жизнеописания) святых, летописи, видения божьих избранников (жанр, где произведения имели каноническую форму с описанием смерти или чудесного попадания избранника на небо — в рай и ад, и последующим рассказом о прелестях первого и ужасах второго, а также упоминанием конкретных лиц, пребывающих после праведной или греховной жизни в блаженстве или вечных муках).
• Сосуществование новых христианских образов, сюжетов и старых языческих, связанных с народной культурой Взаимодействие фольклорной традиции с официальной церковной доктриной, когда многие тексты, помимо желания авторов, «инфицируются» фольклором. Быть грамотным в эпоху Средневековья значило знать латынь. Отсюда деление людей на literatti и illiteratti — знающих латынь и не знающих. Люди, не обученные книжному языку, неграмотные, назывались idiotae, причем слово это было лишено современной негативной нагрузки. Так, в Деяниях апостолов (4; 13) апостолы Петр и Иоанн названы «людьми не книжными и простыми» — homines sine litteris et idiotae.
Но живая речь и фольклорное мышление проникали и в литературную речь. Причинами этого процесса являлись следующие факторы: церковь стремилась завладеть сознанием каждого слушателя — отсюда простой язык, опора на фольклор и его стилистику, образы и сюжеты, переписчики книг Священного Писания, вносящие изменения в тексты были, как правило, вчерашними крестьянами, сами священники часто являлись выходцами из народной среды (по слову Ф. Энгельса, это «плебейское духовенство» ).
Таким образом, в результате взаимодействия церковной идеологии с дохристианской народной культурой сложился культурно-идеологический комплекс народное христианство или приходской католицизм. Эти черты народной культуры проникали даже в жития святых, что сказывалось в приписывании участия во всех исторических событиях одному герою, беззаботности в отношении географии и хронологии (события кочуют из эпохи в эпоху, из местности в местность), доминировании чувства над разумом (равнодушие к идеям, но возбудимость эмоциональная), невосприимчивости к абстракциям, склонности к наглядной материализации идей, некритичности, наконец, наделении христианских образов чертами героев национального эпоса.
Каноничность культуры Средневековья Воспроизводство старого, приводящее к бесконечному варьированию хорошо знакомого и ранее усвоенного. Причиной каноничности искусства Средневековья явилось циклическое мироощущение крестьянинаязычника, жившего как будто бы в ином пространственном и временном измерении, чем христианин-неязычник, для которого грядущее существовало в будущем сверхсобытия. Время настоящего, прошлого и будущего мыслилось при этом чередой сменяющих друга циклов, определяющихся сменой времен года, в которых не может появиться ничего принципиально нового, а каждый человек проходит один и тот же круг событий. Постоянная занятость и ориентация на традиции и обрядность делали невозможным выход за рамки цикличности.
Каноничность культуры Средневековья Христианство вместо цикличного течения времени, естественного для крестьянина, предлагало линейное историческое течение времени, имеющее векторную направленность от одного сверхсобытия — рождения Богочеловека — до другого — Страшного суда.
Каноничность культуры Средневековья В музыке существовала традиция переработок: наиболее простые из них — это перетекстовки одноголосных напевов, дописывание голосов к известному cantus firmus. Даже Бах, вводя в духовные сочинения мелодии хорошо известных хоральных напевов, рассчитывал, что хоральная мелодия являлась музыкальной цитатой.
Каноничность культуры Средневековья В музыке существовала традиция переработок: наиболее простые из них — это перетекстовки одноголосных напевов, дописывание голосов к известному cantus firmus. Даже Бах, вводя в духовные сочинения мелодии хорошо известных хоральных напевов, рассчитывал, что хоральная мелодия являлась музыкальной цитатой.
Каноничность культуры Средневековья В живописи, по аналогии, — обращение к одним и тем же сюжетам. Точно так же в архитектуре, где готические соборы в Сен-Дени, Реймсе, Париже являлись иконографическими образцами, которые возникали там, где учреждалась церковная метрополия в союзе с королевской властью.
• Анонимность произведений искусства и литературы этого времени была связана с представлением о том, что творцом произведений является Бог, а человек — лишь его орудие.
• Символичность и аллегоричность произведений искусства Символизм Средних веков был средством интеллектуального освоения действительности. Средневековый художник стремился к тому, чтобы раскрыть в образе духовную сущность мира, аналогично тому, как Бог воплотился в человеке в образе Христа.
• Символичность и аллегоричность произведений искусства Однако двойственность искусства в том, что изначальный образ, который художник стремится отразить в своем произведении, — это высшая, духовная сущность, а материал, воплощающий этот образ, — низшее состояние мира. Назначение символики как раз в том, чтобы найти компромисс между этими двумя противоположностями. Мир есть создание Бога, следовательно, в каждом предмете скрыта божественная сущность. Символы существуют, чтобы обнаружить, а с другой стороны — скрыть истину от недостойных.
• Символичность и аллегоричность произведений искусства Символичной становится архитектурная форма сакральных построек, которые мыслятся моделью Вселенной. И базиликальные, и крестово-купольные храмы имеют в плане форму креста. Ту же семантику имеет и роскошь внутренних церковных интерьеров, где блеск и нарядность становятся символами вечного блаженства. Символическую нагрузку несет цвет внутреннего пространства: голубой воспринимается символом божественной мудрости, чистоты, духовности (как правило, это цвет Богоматери), золотой уподобляется сиянию Царства небесного, белый символизирует чистоту и т. п.
Символы: рыба - знак первых христиан и часто сопутствует изображению Спасителя, так как ichtius есть аббревиатура И. Х. (Иисус Христос);
голубь становится символом Бога (Дух Святой); фонтан — символом обновления; виноградная лоза — символом искупительной жертвы Христа; сосуд с водой — символом крещения; Солнце — символом Бога-Отца; поднятая рука — символом клятвы.
На средневековых фресках и мозаиках часто встречаются изображения цветов, где: лилия символизирует чистоту Богоматери; ирис — ее величие; водосбор (трилистник), а также анютины глазки становятся символом Троицы; колючие растения, насекомые, пресмыкающиеся (кузнечики, саранча, ящерицы) — адские существа, воплощение дьявола; cмирение символизируют маргаритки и подорожник; славу — лавр; поклонение Христу — подсолнечник.
Лилия — распространённый мотив средневековой мистической литературы и искусства. Из предшествующих традиций христианство переняло в отношении этого цветка прежде всего категорию невинности, чистоты и надежды. Первоначально в христианской символике лилия использовалась в качестве атрибута святых дев. Впоследствие лилия становится устойчивым атрибутом Девы Марии: прямой стебель — её Божественный ум; поникшие листья — скромность; аромат — Божественность; белый цвет — чистоту. . .
ирис — ее величие Богородицы
водосбор (трилистник), а также анютины глазки становятся символом Троицы;
cмирение символизируют маргаритки и подорожник;
Лавр - слава
колючие растения, насекомые, пресмыкающиеся (кузнечики, саранча, ящерицы) — адские существа, воплощение дьявола;
Символика расширяется в XV в. , где череп, смерть с косой, скелет становятся атрибутами темы бренности, а на обороте картин на старонемецком появляется надпись: «Ничто не защитит от смерти, поэтому живите так, как хотели бы умереть» .
Характерно, что символизм остается и в произведениях эпохи Возрождения, он получает новую жизнь в книгах эмблем и геральдических знаков. В это время разрабатывается теория четырех элементов (земля, вода, воздух, огонь) и пяти чувств (осязание, обоняние, зрение, слух, вкусовые ощущения), и многочисленные натюрморты того времени дают обильную пищу для интеллектуального осмысления. Так, битая птица на фламандских натюрмортах символизирует одну из четырех стихий — воздух, устрицы, кальмары, лангусты — воду, фрукты — землю. Клюющий эти плоды попугай воплощает вкусовые ощущения, принюхивающаяся рядом со столом, заваленным дичью, собака — обоняние, несущий блюдо юноша — осязание и т. п.
Адриан ван Утрехт. Натюрморт с животными и попугаем
3. Культура франков На развалинах старого Рима (разрушен окончательно в 476 г. ) возникли многие государства — Византия, ставшая наследницей Античности, и многочисленные варварские королевства: остготское (а затем Лангобардское) на Апеннинах, вест-готское на Пиренеях, англосаксонское в Британии, франкское на Рейне и др. Из всех варварских государств наиболее крупным и сильным оказалось государство франков, основанное Хлодвигом, принявшим христианство, и расширившееся при его преемниках (династия Меровингов).
Искусство варваров несло на себе отпечаток времени — создаваемое в условиях позднеродового строя, оно совмещало собственно эстетические функции предмета с утилитарными. Так, большинство произведений являлось не только украшением оружия, сбруи, одежды в виде металлических пластин, пряжек, подвесок, но и играло роль амулетов. Мир для человека родового строя представлялся непрерывно длящейся схваткой духов, демонов, фантастических сил, и воин украшал свои доспехи изображениями таинственных врагов, обезвреженных, превращенных в игрушку, заставляя их таким образом служить себе.
Романский стиль (X-XII вв. ) Cтиль возник как укрепление авторитета Римской империи, необходимого королевской власти и церкви, и сформировался в эпоху феодальной раздробленности, где государства представляли конгломераты отдельных, замкнутых, вечно враждующих феодов (поместий). Воинственные настроения проникают в поэзию — как это представлено в сирвенте трубадура Бертрана де Борна: «Люблю я гонцов неизбежной войны, / О, как веселится мой взор! / Стада с пастухами бегут, сметены, / И трубный разносится хор / Сквозь топот тяжелых коней!»
Дух воинственности и постоянной потребности самозащиты пронизывают романское искусство, и основными типами построек становятся замок — крепость рыцаря и храм — крепость Бога. Сходство с крепостными сооружениями определяли толстые стены, которые несли всю тяжесть перекрытий, окна в виде бойниц. Эту аналогию дополняли круглые башни в замках или апсиды в храмах.
Капители и подножия колонн, окна, стены и двери романского собора украшают разного рода химеры: кентавры, львы, ящеры, воплощающие дьявольские силы.
4. Особенности городской культуры. Готический стиль Готика связана с жизнью средневекового города-коммуны, с борьбой городов за независимость от феодального сеньора, это новый и главный этап в истории Средних веков, сменивший феодальную раздробленность. Термин появился в эпоху Возрождения и первоначально означал искусство готов, варваров, но позже потерял оценочную характеристику.
Готический стиль отрицает тяжеловесные, похожие на крепости романские соборы. Атрибутами этого стиля становятся стрельчатые арки и стройные башни, возносящиеся к небу. Готические соборы — грандиозные сооружения. Так, длина Реймсского собора составляет 138 м, а высота — около 40 м. Вертикальная композиция здания, стремительный порыв вверх стрельчатых арок и остальных архитектурных построек выражали стремление к Богу и мечту о высшей жизни.
Реймсский собор
Архитектурное своеобразие храма определялось высотой его внутреннего центрального нефа, чаще всего богато украшенного витражами, вследствие чего тяжесть стен переносилась на внешние опоры — контрфорсы и аркбутаны.
Готический стиль проникает во все сферы жизни человека, и в одежде становятся модными туфли с загнутыми носами и конусообразные шляпы.
5. Своеобразие византийской культуры Византийское искусство своеобразно тем, что в нем слиты воедино два противоположных начала: спиритуализм и пышная зрелищность. Однако блеск и парадность, золото и мрамор, красочность и сияние — все оказалось уместным, как символ духовного блаженства. А вместе с тем эта роскошь, эта зрелищность так хорошо отвечали всему «земному» стилю восточной ромейской империи, вкусам богатого, знающего толк в наслаждениях константинопольского двора.
В это время в церковном зодчестве складываются формы, ставшие каноническими для христианских храмов: базиликальная, более характерная для архитектуры католической, и крестовокупольная форма православных храмов, имеющая восточные корни.
Христианский храм базиликального типа
В Византии складываются основные виды живописи: 1) монументальная храмовая живопись (мозаика и фреска), причем использовались не только христианские сюжеты, но и светские: бега на ипподроме, природа, животные, птицы, театральные представления; к сожалению, эти фрески были уничтожены противниками иконоборчества в IX в. ; 2) икона; 3) книжная миниатюра.
Фреска в церкви Ризоположения Московского кремля. 1644 г.
Византийская мозаика из монастыря святой Екатерины на Синае
монастырь Дафни
Культура эпохи Возрождения 1. Идейное содержание и мироощущение Возрождения. 2. Основные этапы развития культуры Возрождения. 3. Итальянское Возрождение: • ранее итальянское Возрождение; • культура Возрождения в Италии 16 века; • высокое Возрождение в Италии 4. Культура Возрождения в Германии 16 в. Становление гуманизма. 5. Культура Нидерландов 15 -16 вв.