серебряный век.ppt
- Количество слайдов: 30
Культура «Серебряного века» конца XIX – начала XX в.
Серебряный век • Серебряный век — рубеж XIX - XX в. , время духовного новаторства, крупного скачка в развитии отечественной культуры. • Именно в этот период родились новые литературные жанры, обогатилась эстетика художественного творчества, появился целый ряд выдающихся просветителей, деятелей науки, писателей, поэтов, художников.
Факторы которые повлияли на развитие культуры • Общий кризис самодержавного строя, бурные события начала XX в. • Развитие науки и капиталистических отношений • Философские искания конца XIX в. - начала XX в. (С. Соловьев, Н. Бердяев) • Западно - европейский символизм (творчество А. Рембо, П. Верлена) • Почвой для зарождения модернистских течений Серебряного века так же считают поэзию восьмидесятников (С. Надсона, К. Случевского)
Просвещение • Появляются три ступени системы образования: начальная (церковно-приходские школы, народные училища), средняя (классические гимназии, реальные и коммерческие училища), высшая (университеты, институты). • Создана целая сеть гимназий с хорошо разработанными учебными программами и довольно сильным штатом преподавателей. • Появились коммерческие училища и другие профессиональные заведения. • Новые технические ВУЗы появились в Петербурге, Новочеркасске, Томске. В Саратове открылся университет.
Наука • И. П. Павлову первому из русских учёных присуждена Нобелевская премия (1904) за открытия в области физиологии пищеварения. • И. И. Мечников стал нобелевским лауреатом за исследования в области сравнительной патологии, микробиологии и иммунологии. • Физик П. Лебедев разработал единую волновую теорию. • Н. Жуковский и С. Чаплыгин создали в стране самолетостроение. • К. Э. Циолковский в 1903 г. обосновал возможность космических полетов и определил пути достижения этой цели. • В. Вернадский разработал учение о ноосфере.
И. П. Павлов П. Лебедев
Модернизм Модерни зм (итал. modernismo — «современное течение» ; от лат. modernus — «современный, недавний» ) — направление в искусстве XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля
Реализм • Реализм в литературе — правдивое изображение реальной действительности. • Л. Н. Толстой «Воскресенье» , «Живой труп» • А. П. Чехов «Ионыч» , «Дом с мезонином» , «Чайка» • М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» • Н. В. Гоголь «Мертвые души»
Футуризм • ФУТУРИЗМ (от лат. futurum — будущее), авангардистское направление в европейском искусстве 1910 — 20 -х гг. , преимущественно в Италии и России. • • • Основные черты бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы; отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее; бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат; поиски раскрепощённого «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка. Д. Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, В. В. Каменский, В. В. Маяковский «Пощёчина общественному вкусу» «Дохлая луна» «Облако в штанах»
Акмеизм • АКМЕИЗМ (от греч. akme — высшая степень чего-либо, цветущая сила), течение в русской поэзии 1910 -х гг. , провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному» , от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии «естества» ), точному значению слова. • Н. С. Гумилёв «Наследие символизма и акмеизм» (1913) • С. М. Городецкий «Некоторые течения в современной русской поэзии» (1913) • О. Э. Мандельштам «Утро акмеизма» , (опублик. в 1919) • А. А. Ахматова • М. А. Зенкевич
А. А. Ахматова О. Э. Мандельштам
Символизм • Символи зм (фр. Symbolisme) — одно из крупнейших направлений в искусстве, достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. . • Символисты использовали символики, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. • Основным настроением, улавливаемым символистами, являлся пессимизм, доходящий до отчаянья. • Основные представители символизма в литературе — В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, А. А. Блок.
А. А. Блок Д. С. Мережковский К. Д. Бальмонт
Импрессионизм • Импрессиони зм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.
Валентин Александрович Серов (1865— 1911) Русский живописец и график, мастер портрета. «Девочка с персиками» 1887 г. «Портрет О. К. Орловой» 1911 г. «Портрет И. А. Морозова» 1910 г.
Константин Алексеевич Коровин (1861 -1939) Выдающийся русский живописец, театральный художник и педагог. «Зимой» 1894 г. «Пристань в Гурзуфе» 1914 г.
Абстракционизм • АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО (абстракционизм, беспредметное искусство, нефигуративное искусство), совокупность направлений в изобразительном искусстве 20 в. , заменивших непосредственное воспроизведение натурной действительности живописнопластическими знаками и символами либо «чистой» игрой художественных форм.
Казимир Северинович Малевич (1879 -1935) Русский и советский художник-авангардист, педагог, теоретик искусства, философ. «Цветочница» «Черный квадрат»
Василий Васильевич Кандинский (1866 -1944) Выдающийся русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма. «Несколько кругов» «Амазонка» 1911
Примитивизм • ПРИМИТИВИЗМ - совокупное название тенденций в художественной культуре (главным образом 20 в. ), опирающихся на архаические, «примитивные» формы творчества: первобытное искусство, традиционное творчество народов Африки, Америки, Океании или местный крестьянский и городской фольклор и самодеятельное «наивное искусство» .
Марк Захарович Шагал (1887 - 1985) Российский и французский художник еврейского происхождения. Над городом Венчание
Модерн • МОДЕРН - художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX — начале XX века. Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например в архитектуре), расцвет прикладного искусства.
Фёдор Иванович Лидваль ( 1870— 1945) Российский и шведский архитектор шведского подданства и происхождения. Здание Азово-донского банка в Петербурге
Алексей Викторович Щусев (1873 -1949) • Русский и советский архитектор Казанский вокзал
Фёдор Осипович Шехтель (1859— 1926) Российский архитектор, живописец, график, сценограф. Один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве, принадлежит к числу крупнейших зодчих рубежа XIX—XX столетий. Особняк Рябушинского Ярославский вокзал
Театр. Музыка. Кино. • В 1898 г. К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Дщанченка открывают в Москве Художественный театр. • Постановка пьесы М. Горького «Дети солнца» • На балетной сцене блистали А. П. Павлова, В. Ф. Нижинский, М. М. Фокин. • Великие певцы: Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, Ф. И. Шаляпин. • Русские сезоны, организованные в 1907 -1913 гг. в Париже известным театральным и художественным деятелем С. П. Дигилёвым. • В России в начале века появился кинематограф. В 1908 г. вышла 1 -я русская картина- «Степан Разин» , в 1911 «Оборона Севастополя» .
К. С. Станиславский Ф. И. Шаляпин С. П. Дягилев
Русская культура XIX – начала XX в. Поражает своей яркостью, богатством, обилием талантов в самых разных сферах. Это была культура общества, обречённого на гибель, предчувствие которой прослеживалось во многих её произведениях.
серебряный век.ppt