культура Бурова 6 А.ppt
- Количество слайдов: 30
Культура русских земель в ХII — XIII веках.
Особенности культуры 12 -13 веков. Раздробление Древнерусского государства не привело к упадку культуры. Более того, древнерусская культура получила новые источники для своего развития. Появились местные культурные центры. В них стали складываться собственные культурные традиции. В 12 -13 веках наиболее крупными культурными центрами были Великий Новгород, Псков, Владимир на-Клязьме, Галич.
Путешествия купцов Паломничество Ведение летописей Военные походы Накопление научных знаний География Описание других стран и различных природных явлений Астрономия Описание комет, затмений Биология Описание эпидемий, болезней
Накопление научных знаний. Большое место в духовной жизни Руси продолжала занимать церковная переводная литература. Но внимание переводчиков все больше стали привлекать произведения, содержавшие представления о вселенной, сведения по географии, ботанике, зоологии, медицине, всемирной истории. Религиозное объяснение того, что происходит в природе, не способствовало, конечно, развитию научных знаний. Но точное описание таких природных явлений, как затмения, кометы, бури, грозы, землетрясения, наводнения, способствовало накоплению фактического материала и элементов научных знаний, необходимых для будущего развития науки.
Ботаника.
Зоология.
География.
Медицина.
Сведения по: математике механике астрономии агрономии Использовались в: земледелии ремесленном производстве архитектуре живописи
Значительно обогатились географические знания русских людей. торговые связи военные походы путешествия Образованный человек на Руси имел представление не только о Европе, но и о Китае, Индии, Ближнем Востоке и Египте. На Руси появились свои врачеватели — лечьци (лекари). Самым знаменитым лекарем был монах Киево-Печерского монастыря Агапит.
Литература Новые жанры Поучение «Поучение Владимира Мономаха детям» Хождение «Хождение игумена Даниила в Иерусалим» Слово Моление Земельные особенности Новгород. Северская земля Владимиро. Суздальская земля «Слово о полку Игореве» «Моление» Даниила Заточника Призыв к единству Размышления об Русской земли идеальном перед лицом правителе внешней угрозы
Литература. С 12 века начинается новый период в истории русского летописания. Летописи теперь ведутся в каждом крупном княжестве. Местные летописцы уделяли прежде всего внимание событиям, происходящим в своей земле. Владимиро-суздальские летописи отражали интересы своих князей, поощряли их стремление быть первыми на Руси. Поэтому владимирские летописцы рассматривали историю своих земель как продолжение истории Древнерусского государства, а владимирских князей представляли как преемников князей киевских. Своеобразием отличалось новгородское летописание. В нем фигура князя, наоборот, отступала на задний план. Зато очень подробно и точно освещались события городской жизни.
Архитектура Новгородская земля Владимир-Суздальская земля Скромность убранства, небольшие размеры церквей Пышность убранства, большие размеры Церквей Кирпич Белый камень известняк, каменная резьба
Зодчество. Новгородская земля. Храмы просты, выразительны, хорошо вписывались в окружающий пейзаж. Они были небольшими. Русь стала участницей создания общеевропейского «романовского» стиля, разрабатывая свои варианты архитектуры в каждом княжестве. Зодчие стремились выделить церкви среди остальных зданий. В Северных городах на фоне серых бревенчатых домов, церкви делали белоснежными. На юге, где постройки из глины белили, церкви оставляли в красновато – розовой кирпичной окраске. Каждая церковь представляла собой помещение для торжественного театрализованного действия.
Владимиро – Суздальская земля. Храмы строились подчеркнуто торжественными и отличались пышностью. Лебединой песней белокаменного зодчества домонгольского периода был Георгиевский собор в Юрьеве – Польском, весь от земли до купола покрытый резьбой. Он был достроен в 1236 году. Через год полчища Батыя разрушили собор. В конце 15 века архитектор и скульптор В. Д. Еромолин собрал здание из обломков. Благодаря ему собор сохранился до наших дней.
Успенский собор во Владимире. Сооружен в 1158 – 1160 гг. по повелению великого князя Андрея Боголюбского, позже перестроен в 1185 – 1189 гг. при Всеволоде Большое Гнездо. На стенах собора сохранилась фресковая живопись XII -XIII вв. , а также фрески 1408 г. , исполненные Андреем Рублевым.
Дмитриевский собор во Владимире Точное время сооружения Дмитриевского собора неизвестно. Владимирский летописец, говоря о смерти великого князя Всеволода III Большое Гнездо, упомянул только, что князь на своем дворе создал «церковь прекрасную» во имя святого мученика Дмитрия и дивно украсил ее иконами и росписью. Историки считают, что собор был построен между 1194 и 1197 годами. Возводили его русские мастера. В 1237 году храм разделил судьбу столицы Владимирского княжества. Разграбленный и поврежденный татарами, собор впоследствии еще неоднократно горел и подвергался разграблениям. В резьбе колончатого пояса помещена целая галерея святых, среди которых русские князья Борис и Глеб. Большинство этих фигур поздние, самые ранние скульптуры сохранились только в части северного фасада. Под каждой фигурой вырезаны изображения причудливых растений или животных. Скульптуры разделяют резные колонки аркатурного пояса, напоминающие толстые плетеные шнуры, каждый из которых завершается фигуркой фантастического зверя или птицы — льва с «процветшим» хвостом, гусей со сплетенными шеями. . . Настоящая сказка в камне!
Живопись. Влияние местных особенностей проявилось и в живописи. Она, как и прежде, носила в основном религиозный характер. Но в церковном искусстве все чаще стали присутствовать бытовые сюжеты. Русские художники, пренебрегая канонами, вносили в произведения авторскую манеру письма. И сквозь строгую византийскую академичность проглядывали живые черты народного искусства. Это было особенно заметно в новгородской живописи, в которой преобладали яркие краски – красная, зеленая, синяя. В лицах святых было меньше строгости и аскетизма, они приобретали характерные славянские черты.
ФРЕСКА. Фреска (от итал. fresco, буквально — свежий), техника живописи красками по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную плёнку закрепляющую краски и делающую фреску долговечной; Фреской называют также произведение, выполненное в этой технике. Фреска позволяет создавать монументальные композиции, органически связанные с архитектурой.
МОЗАИКА. Изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты (разноцветных кусочков стеклянных сплавов), цветной керамической плитки и т. п. Используется в основном для украшения зданий.
ИКОНА. Икона - (от греч. eikon изображение - образ), изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которому приписывается священное значение, произведение иконописи.
Владимиро Суздальская иконопись: Лики святых похожи на князей заказчиков, иконы яркие, Красочные. Стены церквей щедро расписывались фресковой росписью на библейские и евангельские сюжеты. В куполе храма над световым поясом окон обязательно помещалось огромное изображение Христа – Пантократора, «всевластного» , как бы заглядывающего с неба в церковь на молящихся.
Новгородская иконопись: преобладают яркие краски – красная, синяя, зеленая. Лица святых приобретают характерные славянские черты. В писании икон существует канон – строгие правила. Но каждый русский мастер – иконописец имел свою индивидуальную манеру письма, которая отражалась в его произведениях, порой нарушая эти каноны.
Влияние ордынского владычества на русскую культуру. Взлет русской культуры был прерван нашествием Батыя и установившимся затем ордынским владычеством. В развалинах лежали церкви и монастыри. Погибли иконы, церковная утварь. Многие виды ремесла были забыты. Было утрачено искусство резьбы по белому камню. Надолго прекратилось каменное строительство. Приостановилось развитие фресковой живописи. Во время нашествия погибло огромное количество книг. Исчезли библиотеки и школы. Почти полностью прервалось летописание. Восстанавливать утраченные ценности было очень трудно: повсюду сказывался не только недостаток средств, но, самое главное, подготовленных людей.
Вывод: раздробление Древнерусского государства не привело к упадку культуры. Более того, русская культура переживала подъём. Русский народ не утратил своего культурного единства. Появились местные культурные центры ( Новгород, Владимир, Суздаль и др. ), в которых складывались собственные культурные традиции. В культуре ярче всего проявились идеи укрепления единства Русской земли.