Скачать презентацию Культура Руси 2 пол XII — 1 пол Скачать презентацию Культура Руси 2 пол XII — 1 пол

др русь.pptx

  • Количество слайдов: 70

Культура Руси 2 пол. XII - 1 пол. XIII вв. Культура Руси 2 пол. XII - 1 пол. XIII вв.

Феодальная раздробленность • Подъем производительных сил • Рост городов • Развитие удельных княжеств • Феодальная раздробленность • Подъем производительных сил • Рост городов • Развитие удельных княжеств • Местные традиции • ОДНАКО: в основе культура осталась единой, общерусской

летописание • • • Киевское Галицкое Новгородская Псковская Владимирское Вокняжение во Владимире в 1157 летописание • • • Киевское Галицкое Новгородская Псковская Владимирское Вокняжение во Владимире в 1157 году. Миниатюра Лицевого летописного свода.

литература Кирилл Туровский • «Поучение о слепце и хромце» литература Кирилл Туровский • «Поучение о слепце и хромце»

Климент Смолятич • Послание пресвитеру Фоме Избрание на Киевскую митрополию Климента Смолятича. Миниатюра Лицевого Климент Смолятич • Послание пресвитеру Фоме Избрание на Киевскую митрополию Климента Смолятича. Миниатюра Лицевого летописного свода. Голицынский том. 2 -я пол. XVI в

 Киево-Печерский патерик Лист с заставкой. Список 1406 г. Киево-Печерский патерик Лист с заставкой. Список 1406 г.

 «Слово о полку Игореве» 1187 -1188 гг. Крышка ларца. Палех. 1956 «Слово о полку Игореве» 1187 -1188 гг. Крышка ларца. Палех. 1956

 «Слово» и «Моление» Даниил Заточник XII-XIII вв «Моление» Даниила Заточника. Сборник. XVI в «Слово» и «Моление» Даниил Заточник XII-XIII вв «Моление» Даниила Заточника. Сборник. XVI в

архитектура • • • Новгородская Владимиро-Суздальская Галицко-Волынская Полоцк Смоленск Чернигов архитектура • • • Новгородская Владимиро-Суздальская Галицко-Волынская Полоцк Смоленск Чернигов

Борисоглебовский собор в Чернигове. 1120— 1123. Борисоглебовский собор в Чернигове. 1120— 1123.

Время постройки церкви Параскевы Пятницы, а также имя ее заказчика неизвестны. Но эта «зело Время постройки церкви Параскевы Пятницы, а также имя ее заказчика неизвестны. Но эта «зело благолепная храмина» стоит на месте древнего торжища, весьма невелика по размерам (12 х 11, 5 м) и посвящена святой Параскеве — покровительнице торговли.

 Вполне правдоподобна догадка П. Барановского, что его создателем был византийский мастер Петр Милонег, Вполне правдоподобна догадка П. Барановского, что его создателем был византийский мастер Петр Милонег, любимец князя Рюрика Ростиславовича.

Спасо. Преображенская церковь, XII в. , – единственный в полном объеме дошедший до наших Спасо. Преображенская церковь, XII в. , – единственный в полном объеме дошедший до наших дней памятник истории и культуры Полоцкой земли конца X – первой трети XIII века.

Церковь Архангела Михаила Церковь Архангела Михаила

церковь Пантелеймона близ Галича, XII - XIII вв. она не сохранила своих верхних частей, церковь Пантелеймона близ Галича, XII - XIII вв. она не сохранила своих верхних частей, ибо позднее была перестроена в католическую базилику. План церкви представляет собой вариант обычной схемы русского четырехстолпного храма, т. е. продолжает развитие традиции, сложившейся в галицком зодчестве еще в первой половине XII в

Переславль-Залесский. Спасо-Преображенский собор Переславль-Залесский. Спасо-Преображенский собор

Церковь Бориса и Глеба (1152) – древнейший белокаменный храм владимиросуздальской земли, один из заложенных Церковь Бориса и Глеба (1152) – древнейший белокаменный храм владимиросуздальской земли, один из заложенных Юрием Долгоруким и уцелевших соборов.

Золотые ворота 1164 г. церковь Положения риз Богоматери. Золотые ворота 1164 г. церковь Положения риз Богоматери.

Успенский собор во Владимире 1158 -1160 Успенский собор во Владимире 1158 -1160

Церковь Покрова на Нерли 1165 г. Церковь Покрова на Нерли 1165 г.

Храм крестовокупольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый, с аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами. Храм крестовокупольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый, с аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами.

Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклоненными внутрь, Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклоненными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения

Аркатурно-колончатый пояс Аркатурно-колончатый пояс

фасад фасад

Боголюбовский дворец 1158 -1165 гг. Боголюбовский дворец 1158 -1165 гг.

переход переход

Дмитриевский собор 1194 -1197 гг. Дмитриевский собор 1194 -1197 гг.

Аркатурно-колончатый пояс Аркатурно-колончатый пояс

Скульптура Давид разрывает пасть льву. Западный фасад Царь Давид. Рельеф Дмитриевского собора во Владимире. Скульптура Давид разрывает пасть льву. Западный фасад Царь Давид. Рельеф Дмитриевского собора во Владимире. Северный фасад Ангел и святой со свитком, шествующие к Давиду Центральная закомара западного фасада

Царь Давид и окружающие его рельефы. Центральная закомара западного фасада Ангел с евхаристическим хлебом Царь Давид и окружающие его рельефы. Центральная закомара западного фасада Ангел с евхаристическим хлебом и святой со свитком. Центральная закомара западного фасада Ангел, слетающий к Давиду. Центральная закомара западного фасада

Западное прясло северного фасада собора. Участок аркатуры 1190 -х гг. Средние три арочки тимпанов Западное прясло северного фасада собора. Участок аркатуры 1190 -х гг. Средние три арочки тимпанов являются реставрационными вставками 18381839 гг.

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском Георгиевский собор в Юрьеве-Польском

У собора две особенности, отличающие его от храмов того же периода - он приземистый У собора две особенности, отличающие его от храмов того же периода - он приземистый и весь покрыт резьбой.

храм начали строить в 1152 году, в 1230 уже начали перестраивать. рухнул собор в храм начали строить в 1152 году, в 1230 уже начали перестраивать. рухнул собор в 1460 -х годах - не выдержали своды.

 заново храм в Юрьеве-Польском собрал московский архитектор Василий Ермолин. при сборке нашлись заново храм в Юрьеве-Польском собрал московский архитектор Василий Ермолин. при сборке нашлись "лишние" детали

после обрушения резьба восстановлена не полностью, многие фрагменты находятся в беспорядке после обрушения резьба восстановлена не полностью, многие фрагменты находятся в беспорядке

Страшный суд. Роспись южного склона центрального нефа. Дмитриевский собор. Страшный суд. Роспись южного склона центрального нефа. Дмитриевский собор.

Страшный суд. Роспись северного склона центрального нефа. Страшный суд. Роспись северного склона центрального нефа.

 «Ярославская Оранта» . Богоматерь Великая Панагия, обнаруженная в 1919 году в Спасском монастыре «Ярославская Оранта» . Богоматерь Великая Панагия, обнаруженная в 1919 году в Спасском монастыре Ярославля

 Васнецов, В. М. «Алипийживописец» , 1885 -1893. Васнецов, В. М. «Алипийживописец» , 1885 -1893.

Икона «Покров Пресвятой Богородицы» (Новгород, 1401 -1425 гг. ) Икона «Покров Пресвятой Богородицы» (Новгород, 1401 -1425 гг. )

Церковь Спаса Преображения на Нередице Церковь Спаса Преображения на Нередице

*Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный • Построен летом 1198 года князем Ярославом Владимировичем *Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный • Построен летом 1198 года князем Ярославом Владимировичем близ резиденции новгородских князей – Рюрикова Городища • Роспись внутреннего убранства была сделана в 1199 -м году

 • Церковь и пристрой около 1900 года • Церковь и пристрой около 1900 года

 • Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли один из наиболее значительных • Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли один из наиболее значительных живописных ансамблей России.

 • Уникальная фреска «Христос Ветхий Деньми» – Иисус Христос в образе старца • Уникальная фреска «Христос Ветхий Деньми» – Иисус Христос в образе старца

 • Ранние евангельские эпизоды – «Введение во храм» и «Сретение» • Ранние евангельские эпизоды – «Введение во храм» и «Сретение»

 • Традиционные сюжеты: «Страшный суд» и «Богатый в аду» • Традиционные сюжеты: «Страшный суд» и «Богатый в аду»

 • Уникальное графическое изображени е на одной из стен храма • Уникальное графическое изображени е на одной из стен храма

 • В 1943 -1944 годах церковь оказалась в районе активных боевых действий и • В 1943 -1944 годах церковь оказалась в районе активных боевых действий и в результате артиллерийских обстрелов была почти полностью разрушена

 • В результате реставрации 1950 -х годов удалось восстановить часть росписей (Архангел Михаил) • В результате реставрации 1950 -х годов удалось восстановить часть росписей (Архангел Михаил)

 • Современный интерьер храма • Современный интерьер храма

 • Святой Петр Александрийский • Святой Петр Александрийский

 • Части оригинальных росписей 1199 года • Части оригинальных росписей 1199 года

Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде, 1117 г. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде, 1117 г.

Фрески Рождественского собора Фрески Рождественского собора

 «Иов с женой» Николо. Дворищенский собор «Иов с женой» Николо. Дворищенский собор

Георгиевский собор Старая Ладога 80 -90 -е годы XII в Георгиевский собор Старая Ладога 80 -90 -е годы XII в

 «Чудо Георгия о змие» Георгиевский собор «Чудо Георгия о змие» Георгиевский собор

Благовещения церковь в Аркажах на озере Мячине близ Новгорода. 1179. Благовещения церковь в Аркажах на озере Мячине близ Новгорода. 1179.

Святитель. Фреска церкви Благовещения в Аркажах на озере Мячине близ Новгорода. 1189. Фрагмент. Святитель. Фреска церкви Благовещения в Аркажах на озере Мячине близ Новгорода. 1189. Фрагмент.

Иоанн Лествичник, Георгий и Власий. Икона. Вторая половина ХIII века. ГРМ. Фрагмент. Лик Иоанна Иоанн Лествичник, Георгий и Власий. Икона. Вторая половина ХIII века. ГРМ. Фрагмент. Лик Иоанна Лествечника

Кратир мастера Братилы. Серебро, золочение, чеканка. XII век Кратир мастера Братилы. Серебро, золочение, чеканка. XII век

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. Псков. 1156 г. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. Псков. 1156 г.

Елеуса. Владимирская икона Божией Матери (XII век). «И тоска разлилась по Русской земле, и Елеуса. Владимирская икона Божией Матери (XII век). «И тоска разлилась по Русской земле, и грустная печаль течет по Земле Русской»