Культура РСФСР- СССР 20х и 30х годов.pptx
- Количество слайдов: 38
Культура РСФСР- СССР 20 х и 30 х годов Мартынов Ярослав
РСФСР Флаг
Герб
СССР Флаг
Герб
Уровень грамотности Октябрьская революция открыла путь к знаниям, к культуре для трудящихся всех национальностей. В числе первых 13 народных комиссариатов учрежден Народный комиссариат просвещения РСФСР во главе с А. В. Луначарским. На основе ряда декретов, подписанных В. И. Лениным, создаётся новая система народного образования, отвечающая задачам социалистического строительства. В конце 1917 начале 1918 приняты декреты об отделении церкви от государства и школы от церкви, национализации всех учебновоспитательных учреждений и передаче их в ведение Наркомпроса; в октябре 1918 ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР» , которое предусматривало обязательное бесплатное обучение всех детей от 8 до 17 лет в школах 1 -й и 2 -й ступеней. Коммунистическая партия и Советское государство поставили задачу в кратчайший срок ликвидировать неграмотность среди населения. В 1920 СНК РСФСР учредил при Наркомпросе Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности. В 1923 создано общество «Долой неграмотность» . В 1926 грамотность населения в возрасте 19 - 49 лет поднялась в РСФСР до 70%. В ряде районов республики ликвидация неграмотности в основном была завершена к концу 1932. По переписи 1939, грамотные составляли 90, 3% населения, среди мужчин 96%, среди женщин 83, 9%.
Система народного образования претерпевала изменения, главным образом в типах и структуре школ, в сроках обучения и т. д. Уже с 1930/31 учебном году введено всеобщее обязательное начальное обучение в сельской местности, а в городах и рабочих посёлках всеобщее обязательное 7 -летнее. В 1929/30 учебном году на территории РСФСР обучалось 84, 7% детей в возрасте 814 лет (45, 3% в 1926/27 учебном году). В период осуществления всеобще росло число школ и учащихся в них (в 1927/28 учебном году в 79, 4 тыс. начальных школ, 5998 тыс. учащихся, в 1930/31 учебном году соответственно 95, 8 тыс. и 9347, 7 тыс. ). В 1920 -е конце 30 -х гг. особая роль в повышении уровня общего образования принадлежала рабочим факультетам (рабфакам).
После 17 -го съезда партии (1934), поставившего задачу завершить во 2 -й пятилетке всеобщее обязательное политехническое обучение в объёме 7 -летки, СНК РСФСР в марте 1934 принял постановление «О подготовке к введению семилетнего всеобщего обязательного политехнического обучения» ; в нём предусматривалось обеспечить дальнейшее обучение всех детей, окончивших начальную школу, в городах и рабочих посёлках с 1935/36, а в сельской местности с 1937/38 учебного года. В 1948 было введено обязательное 7 -летнее обучение с 7 лет. Значительно расширилась сеть школьных интернатов (в 1947/48 учебном году 3112 интернатов на 75, 8 тыс. мест, из них 91, 3% в сельской местности).
Большое внимание уделяется развитию системы профессионально-технического образования. В 1920 были открыты первые школы фабрично-заводского, и конторскоторгового ученичества (ФЗУ). РСФСР многонациональная республика; обучение в ней осуществляется на 47 языках. Учебные планы национальных школ предусматривают изучение национального языка и литературы по специальным программам и учебникам. Объём знаний по другим предметам не отличается от объёма знаний, которые даёт школа с русским языком обучения.
Художественная самодеятельность Постановление СНК РСФСР «Об улучшении театрального дела» (1930) способствовало усилению связей профессионального и самодеятельного театра. С конца 30 -х гг. в репертуар самодеятельных театров начинают входить лучшие пьесы советских драматургов, русской и зарубежной классики. В 1932 для руководства и помощи самодеятельности в Москве был создан Центральный дом самодеятельного искусства (ЦЕДИСК), при котором в 1934 организованы курсы заочного обучения для руководителей и участников художественной самодеятельности (ныне Заочный народный университет искусств; в 1974 обучалось свыше 17 тыс. чел. ). В 1936 ЦЕДИСК был реорганизован во Всесоюзный (позднее Центральный) дом народного творчества им. Н. К. Крупской. В 1940 -е гг. дома народного творчества возникли во всех автономных республиках и областях РСФСР. В период Великой Отечественной войны 1941 - 45 самодеятельные коллективы выступали на фронтах, на оборонных предприятиях, в военных госпиталях.
В клубных учреждениях работают коллективы: хоровые, драматические, хореографические, цирковые, эстрадные, ансамбли песни и пляски, оркестры (народных инструментов, симфонические, эстрадные, духовые), вокальные и инструментальные ансамбли различных составов, агитационные художественные бригады, творческие объединения чтецов, художников, кино- и фотолюбителей. Наиболее популярные и массовые коллективы хоровые и вокальные. Значительное распространение получили агитбригады ежегодно только в сельских местностях они дают до 200 тыс. концертов, широко используя местный материал. Много внимания в самодеятельном искусстве уделяется преемственности и сохранению национальных народных традиций, сбору и популяризации произведений народного творчества.
Наука Развитие естественных и технических наук и научных учреждений после Октябрьской революции 1917. Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую эпоху в истории русской науки. Только социализм освободит науку от буржуазных пут, предсказывал В. И. Ленин, от ее порабощения капиталу, от ее рабства перед интересами грязного капиталистического корыстолюбия» . Коммунистическая партия и Советское правительство рассматривали науку как необходимое орудие построения социализма. Она стала активной силой экономического, общественного и культурного возрождения народов России. Одним из важных средств развития науки партия и правительство считали формирование общегосударственной сети научно-исследовательских учреждений. В результате Октябрьской революции русская наука изменилась не только количественно, но и качественно. Принципиально иной стала социальная ориентация науки, расширилась проблематика. С первых дней существования РСФСР наука была поставлена на службу социалистическому строительству. Задачи исследовательской работы были четко определены в трудах В. И. Ленина «Очередные задачи Советской власти» , «Набросок плана научнотехнических работ» и др. В резолюции 8 -го съезда РКП (б) записано: «РКП стремится к созданию наиболее благоприятных условий научной работы в ее связи с поднятием производительных сил страны»
Техническая революция на производстве потребовала увеличения числа грамотных специалистов. По этой причине в 1932 -1936 гг. для повышения образовательного уровня рабочих созданы системы рабочих школ и профессиональных курсов. Открывались технические и сельскохозяйственные вузы, широкое распространение получило образование без отрыва от производства. Применялась практика получения образования молодежью, не имеющей начального образования, для дальнейшего обучения в вузах. В 1924 г. из Ленинграда в Москву переведена Академия наук СССР. В 1928 г. была учреждена Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук, которую возглавил Н. И. Вавилов. Отделения академии наук создавались в союзных республиках и регионах РСФСР (создано более 850 НИИ).
Большое внимание партийное руководство уделяло оборонным отраслям производства и научным разработкам в этой области. В многочисленных конструкторских бюро и НИИ разрабатывались новые образцы танков (А. А. Морозов, М. И. Комкин, Ж. Я. Котин), самолетов (А. И. Туполев, С. В. Илюшин, Н. Н. Поликарпов, А. С. Яковлев), артиллерийских орудий, систем и минометов (В. Г. Грабин, Ф. Ф. Петров), стрелкового оружия (В. А. Дегтярев, Ф. В. Токарев, Г. С. Шпагин). А. П. Александровым была создана уникальная защита кораблей ВМФ от магнитных волн. Больших успехов достигли советские ученые, работавшие в фундаментальных и теоретических областях науки: физики - П. Л. Капица, атомного ядра - И. В. Курчатов, Г. Н. Флеров и др. ), физики полупроводников - А. Ф. Иоффе.
В создании новых памятников принимали участие скульпторы самых различных направлений и возрастов: Н. А. Андреев, А. Т. Матвеев, В. А. Синайский, вплоть до студентов художественных училищ. «Задачу, выдвинутую перед нами В. И. Лениным, мы выполняли с энтузиазмом, насколько у нас хватало сил и умения» , – вспоминал скульптор Л. В. Шервуд (Искусство. 1939. № 1. С. 52). Первые памятники были разными по трактовке образа и формы: от традиционно-реалистических, иногда натуралистических до открытоформалистических, от портретных до обобщенно-символических. 22 сентября 1918 г. был открыт первый такой памятник– А. Н. Радищеву, созданный Л. В. Шервудом (1871– 1954) и установленный перед Зимним дворцом в Петрограде. Второй гипсовый отлив этого памятника был изготовлен для Москвы. Он занял место на Триумфальной площади в том же году. 7 ноября 1918 г. был открыт еще ряд памятников: К. Марксу перед Смольным работы А. Т. Матвеева, В. Лассалю – В. А. Синайского ( «героическая фантазия на тему о пламенном народном трибуне» , –как писали в прессе) в Ленинграде (не сохранились), Ф. М. Достоевскому – работы С. Д. Меркурова на Цветном бульваре в Москве, бюст Джузеппе Гарибальди у Московской заставы в Ленинграде, исполненный латышским скульптором Н. Зале (1918), бюст Н. Г. Чернышевского (1918) и О. Бланки (1919) работы Т. Залькална, также в Ленинграде. С 1918 по 1920 г. в Москве было установлено 25 памятников, в Ленинграде – 15. Многие памятники не сохранились в основном потому, что были исполнены во временных материалах (гипс, бетон, Дерево и пр. ).
Фотографии Москвы 30 -х годов. Снимки сделаны путешественником Брэнсона Де Ку, затем фотографии были раскрашены анилиновыми красками.
Дворец Советов Московский Дворец Советов - один из самых известных нереализованных архитектурных проектов в истории. Огромное (самое большое и самое высокое в мире) здание, которое должно было стать символом победившего социализма, символом новой страны и новой Москвы. Этот проект поражает воображение и в наши дни. Поражают размеры здания – общая высота 416. 5 метров, объем – семь с половиной миллионов кубических метров (пять пирамиды Хеопса!). Идею строительства Дворца высказал 30 декабря 1922 года на Первом Съезде Советов Сергей Миронович Киров (этот съезд знаменит не только этим, на нем еще было объявлено о создании Союза Советских Социалистических Республик). Разумеется, такая идея не могла не найти самую широкую поддержку среди делегатов съезда – еще бы, новый символ новой страны!
Но к реализации этой идеи удалось приступить лишь почти десять лет спустя – в 18 июня 1931 года в газете "Известия" был объявлен открытый конкурс на лучший проект Дворца. В том же году, 5 декабря был взорван Храм Христа Спасителя – символ старой России, место которого должен был занять символ Страны Советов. Храм был виден практически из любой точки Москвы начала тридцатых, новый архитектурный символ должен был быть виден из любой точки обновленной Москвы недалекого будущего. В 1931 году был создан и специальный правительственный орган Совет строительства Дворца Советов (чтобы не повторять дважды одно и то же слово в одном названии его часто именовали просто Совет Строительства). При этом Совете был постоянный архитектурно-технический комитет, в который входили видные деятели культуры тех лет – Горький, Мейерхольд, Луначарский. Кроме того, в деятельности Совета принимал активное участие Генеральный Секретарь ЦК ВКП(б) тов. И. В. Сталин.
В итоге в финал конкурса вышли пять групп архитекторов, среди которых была и группа Бориса Михайлович Иофана. 10 мая 1933 года Совет наконец определил победителя. В этот день вышло следующее постановление Совета: 1. Принять проект тов. Иофана Б. М. в основу проекта Дворца Советов. 2. Верхнюю часть Дворца Советов завершить мощной скульптурой Ленина величиной 50 -75 метров с тем, чтобы Дворец Советов представлял вид пьедестала для фигуры Ленина. 3. Поручить тов. Иофану продолжить разработку проекта Дворца Советов на основе настоящего решения с тем, чтобы при этом были использованы лучшие части проектов и других архитекторов. 4. Считать возможным привлечение к дальнейшей работе над проектом и других архитекторов. Пункт 4 был принят незамедлительно – к участию в проекте были привлечены архитекторы В. Гельфрейх и В. Щуко. Проект Иофана не сразу принял тот вид, который знаком всем любителям архитектуры сталинской эпохи. Самый первый эскиз в 1931 году выглядел так
Конечный эскиз
Начнем с главного – с фундамента, на котором должен был стоять дворец 300 -метровой высоты, увенчанный 100 -метровой статуей Ленина. Общая площадь здания должна была составить 11 гектаров, а вес – полтора миллиона тонн. Но этот громадный вес не распределялся равномерно по всей этой площади. Самой «увесистой» должна была стать центральная высотная часть – башня, в которой располагался Большой Зала на 22 тысячи человек. Зал имел круглую форму – в центре находилась сценическая площадка, над которой амфитеатром поднимались зрительские места. К этому огромному залу примыкали вестибюли, фойе и прочие небольшие (в сравнении с Залом) помещения. Все эти помещения в целом получили название «стилобат» (в древнегреческой архитектуре так называлась верхняя часть цоколя храма, на которой устанавливалась колоннада). Эта гигантская башня должна была занимать площадь в гектара и весить 650 тысяч тонн (одну пятую веса всего здания). Колонны каркаса ньюйоркского небоскреба «Эмпайер Стэйт Билдинг» (383 метра, самое высокое здание в мире на тот момент) давили на землю с силой в 4700 тонн, а колонны башни Дворца Советов должны были нести нагрузку от 8 до 14 тонн каждая.
С подобными нагрузками на грунт строители никогда еще сталкивались. Так что, требования к грунту и фундаменту, на котором будет выситься здание – символ новой эпохи предъявлялись особые. Для исследования грунта впервые в Советском Союзе было применено так называемое крупноколонковое бурение – грунт поднимался в виде цилиндров длинной 1 метр, и диаметром в 10 -12 сантиметров. Было пробурено более ста скважин глубиной 50 -60 метров. В самом центре будущей строительной площадки находился скалистый участок – своего рода полуостров, вдающийся в мягкий грунт. На глубине 14 метров начинались крепкие породы – сначала десятиметровый слой известняков, потом следовал шестиметровый глинисто-мергельный пласт, затем начинался еще один слой известняков, но более плотный чем первый. Затем снова глина и снова известняки. Своего рода бутерброд. Эти породы образовались миллионы лет назад в каменноугольный период, а потом они выдержали вес ледников, несравнимо более тяжелых, нежели циклопическое здание Дворца. Так что, подземный скалистый полуостров идеально подходил для строительства – именно здесь должна была возвышаться самая высокая в мире башня.
Фундамент башни представлял собой два концентрических бетонных кольца диаметром 140 и 160 метров. Они располагались на втором известняковом слое на глубине 30 метров. Но прежде, чем заливать бетон, строители вырыли огромный котлован. Для того, чтобы стенки котлована не обрушились под воздействием подпочвенных вод в СССР впервые применили так называемую «битумизацию» грунта – вокруг котлована пробурили 1800 скважин. В каждую скважину вставлялась труба с мелкими отверстиями в стенах. В эти трубы под большим давлением закачивался битум, нагретый до температуры в 200 градусов. Через отверстия в трубах битум просачивался в грунт, заполнял все щели и полости и застывал. Вокруг котлована была образована водонепроницаемая завеса. Вернее, почти водонепроницаемая. Но с той водой, которая все же просачивалась в котлован успешно справлялись насосы. Чтобы решить проблему с грунтовыми водами раз и навсегда – под будущим фундаментом построили своего рода «чашу» из четырех слоев асбестового картона, пропитанного битумом. Теперь можно было приступать к закладке циклопического фундамента. Специально для этой цели неподалеку от стройплощадки построили бетонный завод, оборудованный по последнему слову техники конца тридцатых годов. Последним словом технику в ту пору были огромные автоматические бетономешалки. К месту строительства бетон доставлялся в котлован в металлических «бадьях» . В каждую такую бадью помещалось 4 тонны бетона. При помощи подъемного крана «бадьи» опускались в котлован, рабочий выбивал щеколду, удерживающую дно. Вылившийся бетон утрамбовывали металлическими булавами, вибрирующими под воздействием, вращающихся внутри, эксцентриков. Твердея бетон уменьшается в объеме (так называемая «усадка» ). Учитывая огромные размеры фундамента, усадка могла привести к образованию трещин. Но строители легко решили и эту проблему – кольца фундамента делались не сплошными, они состояли из бетонных блоков с промежутками между ними. Как только блоки затвердевали, промежутки заливались свежим бетоном. Получалось монолитное бетонное кольцо.
Оба кольца связаны между собой 16 радиальными стенами. А сверху над кольцами фундамента были установлены еще два кольца из железобетона. Эти кольца так же связаны между собой 32 -мя железобетонными балками. Фундаменты остальных, не столь массивных, частей здания, представляли собой просто бетонные столбы с поперечником в 60 метров. Поскольку, нагрузка на них была не такой огромной, эти бетонные столбы устанавливались на верхнем слое известняка. Всего на строительство фундаментов Дворца требовалось 550 тысяч кубометров бетона. Над фундаментом башни должны были располагаться подвальные этажи, в которых разместились бы технические службы – отопление, освещение, водопровод, канализация и т. д. Для прокладки бесчисленных труб и проводов в бетонных стенах подвала требовалось проложить специальные каналы, настолько большие, что люди могли бы ходить в них не нагибаясь. Самой глубокой точкой подвала должен был стать трюм Большого Зала – 10 метров ниже уровня грунтовых вод. Пол трюма, согласно проекту, должен был представлять собой бетонную плиту толщиной 8 метров, один квадратный метр такого пола весил бы 18. 4 тонны.
Почему проект не состоялся? Главной причиной стала война. Все материалы которые были предназначены для стройки пошли на военные нужды, а после войны деньги пошли на восстановление страны.
Спасибо за внимание