10 Два стиля одного века.ppt
- Количество слайдов: 21
КУЛЬТУРА РОССИИ XVIII ВЕКА ДВА СТИЛЯ ОДНОГО ВЕКА
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО Петровские преобразования начала века способствовали приближению русской культуры к западной. Россия, вступив на путь имперского величия, требовала подтверждения, облеченного в архитектурную форму. На смену монголо-татарской системе строительства города (радиальные кольца с площадью в центре) пришла европейскаястроить города по плану. На смену византийскому стилю приходит более легкий, итальянский – барокко.
ТЕРМИНЫ БАРОККО – (итал. причудливый, вычурный), стиль, преобладавший в искусстве Европы с к. XVI до середины XVIII века и охвативший все виды творчества, наиболее мощно проявившись в архитектуре и изобразительном искусстве КЛАССИЦИЗМ – (от лат. -образцовый), стиль и направление в литературе и искусстве XVII-XIXвв. , обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу; основываясь на идеях рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, стремился к выражению возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов.
ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ БАРОККО Нарышкинское барокко(московское)стилевое направление в русской архитектуре к. XVII-нач. XVIIIвв. -светски-нарядные многоярусные церкви с обилием пышных декоративных украшений, узорчатыми кокошниками вокруг глав(в Филях и Троицком-Лыкове в Москве) и светские здания
НАРЫШКИНСКОЕ БАРОККО(МОСКОВСКОЕ) ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА в Филях – памятник раннего барокко: Многоярусность Декоративность Узорчатость
ГЕНИИ БАРОККО Растрелли Варфоломей Варфоломеевич (1700 -1771) Один из величайших российских архитекторов 18 века Создатель “елизаветинского барокко” Грандиозный пространственный размах Четкость объёмов Сочетал с. Пластичностью масс Скульптурным убранством Прихотливой орнаментикой
ВЕЛИКИЕ ТВОРЕНИЯ В 1754 -1762 гг Растрелли строит главную резиденцию русских императоров- Зимний дворец-памятник зрелого барокко в России. Торжественность Великолепие Парадное назначение Подчеркнуты с помощью орнаментально-декоративного богатства барокко. Специфика его стиля: Колонны Полуколонны Пилястры Кариатиды Атланты
ВЕЛИКИЕ ТВОРЕНИЯ Елгавский дворец Мариинский дворец – жемчужина архитектуры Киева.
ВЕЛИКИЕ ТВОРЕНИЯ Фасад Большого Петергофского дворца имеет значительную протяженность, в его композиции четко выражены отдельные, связанные между собой объемы, акцентирована центральная часть из трех ризалитов. Отделка фасадов сдержанна, хотя включает разнообразные барочные декоративные элементы — русты, картуши над оконными проемами, барельефы во фронтонах, узорные балконные решетки. Особую пышность придают замыкающие композицию два павильона, церковный и «Под гербом»
ВЕЛИКИЕ ТВОРЕНИЯ Царскосельский, или Екатерининский, дворец является одним из самых знаменитых сооружений зодчего. Архитектор виртуозно применяет любимые художественные средства: пространственный размах композиции, пластика, рельефность архитектурных форм, выразительный ритм колоннад, активное включение скульптуры в декор. В полной мере используется и характерное для Растрелли цветовое решение: контраст белых колонн, лазурно-голубого поля стен и золото архитектурного декора.
ОСОБЕННОСТИ КЛАССИЦИЗМА Строгость Пропорциональность Симметрия Простота Сдержанность Четкость
Васи лий Ива нович Баже нов (1 (12) марта 1737 или 1738, Москва, по другим сведениям село Дольское близ Малоярославца — 2 (13) августа 1799, Санкт-Петербург) В сентябре 1759 года Баженов был направлен для развития своего таланта в Париж, став первым пенсионером Академии художеств, отправленным за границу. «Хлебные ворота» в Царицыне (Москва). Дом Пашкова Большой мост через овраг в Царицыне
ГЕНИИ КЛАССИЦИЗМА Росси Карл Иванович(17751849)-русский архитектор. Создал ряд монументальных ансамблей в Санкт-Петербурге, сформировавших архитектурный облик города. Градостроительные идеи Росси явились качественно новым вкладом в архитектуру русского классицизма.
ВЕЛИКИЕ ТВОРЕНИЯ ДВОРЦОВАЯ ПЛОЩАДЬ в Санкт. Петербурге, главная площадь города перед Зимним дворцом. Основой застройки Дворцовой пл. явился Зимний дворец (1754 -62, архитектор В. В. Растрелли), напротив которого воздвигнуто в 1819 -29 грандиозное дугообразное в плане здание Главного штаба (архитектор К. И. Росси). Дворцовая пл. — место различных торжеств, демонстраций и митингов.
ВЕЛИКИЕ ТВОРЕНИЯ Российский академический театр драмы им. Пушкина (Александринский)- с 1832 С 1919 г – академический С 1924 г – Ленинградский С 1991 г – современное название
ГЕНИИ КЛАССИЦИЗМА КАЗАКОВ Матвей Федорович (17381812), русский архитектор, один из основоположников русского классицизма. В Москве разработал типы городских жилых домов и общественных зданий, организующих большие городские пространства: Сенат в Кремле (1776 -87), университет (1786 -93), Голицынская больница (ныне 1 -я городская; 1796 -1801), дома-усадьбы Демидова (1779 -91), Губина (1790 -е гг. ) псевдоготический Петровский дворец (ныне Военно-воздушная академия; 1775 -82). Применил большой ордер в оформлении интерьеров (Колонный зал Дома Союзов). Руководил составлением генерального плана Москвы, организовал архитектурную школу.
ВЕЛИКИЕ ТВОРЕНИЯ КАЗАКОВА
Дом Козицких в Москве Здание мэрии Москвы Башни Большого дворца в Царицыне
СКУЛЬПТУРА Михаи л Ива нович Козло вский (26 октября (6 ноября) 1753, Санкт-Петербург — 18 (30) сентября 1802, Санкт-Петербург) — русский скульптор. Для русской скульптуры второй половины XVIII века имя Михаила Ивановича Козловского одно из самых славных. Вдохновенный пафос его искусства, универсализм, мощь художественного выражения — все это, видимо, дало основание современникам назвать его — "российский Бонарот"
СКУЛЬПТУРА Ива н Петро вич Ма ртос (1754— 5 (17) апреля 1835) — русский скульптормонументалист, один из самых значительных представителей русского классицизма в искусстве.
СКУЛЬПТУРА ФАЛЬКОНЕ Этьен Морис (1716 -1791), скульптор. В 1734 -44 учился в Париже у Ж. Б. Лемуана произведения монументально-декорат. пластики. В 1766 -78 работал в СПб. над своим главным произв. - пам. Петру I Купальщица Зима 1763 Амур