Слайд по Истории Руси 13-15 век.pptx
- Количество слайдов: 21
Культура России XIII-XV веков. Цель: ❖ - дать характеристику основным направлениям и памятникам русской культуры XIII-XV веков. ❖ - сформировать представления об особенностях русской культуры. ❖ -воспитание гордости и уважения к культурному достоянию русского народа.
Условия и характерные черты развития русской культуры в 13 -15 веках. В XIII веке русские земли подверглись опустошительному монгольскому нашествию. Это нанесло непоправимый ущерб русской культуре. Погибли великолепные памятники зодчества, изобразительного и прикладного искусства, письменности. Гибель городов, угон ремесленников в рабство привели к исчезновению многих ремесел. Были утрачены искусство перегородчатой эмали, многие приемы обработки металла, умение изготовлять цветное стекло. На полстолетия прекратилось каменное строительство, а когда оно возродилось в конце XIII века, оказалось, что техника строительного дела стала гораздо примитивные, чем до нашествия. Культурное влияние Орды на Русь оказалось незначительным. Оно проявилось лишь в проникших в русский язык тюркских словах (баскак. сарай, кафтан, колпак) и в восточных мотивах, встречающихся в русском прикладном искусстве.
Условия и характерные черты культуры XIII -XV веков Условия развития культуры: ➔ Тенденция к объединению разных земель; ➔ Активная внутренняя колонизация; ➔ Важная роль церковных и монастырских деятелей во всех государственных делах; ➔ Создание сильного централизованного единолично управляемого государства. Характерные черты культуры: ➔ идея национального возрождения и государственного объединения; ➔ идея национальной независимости. ➔ укрепление светской, придворной культуры; ➔ в рамках православной традиции зарождаются новые философские традиции.
Фольклор – народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы. Главной темой фольклора этого периода являлась борьба против монгольского нашествия и ордынского ига. В XIII-XV веках сложились жанры исторической песни и сказания. Многие из них составили основу литературных произведений эпохи. Произведения фольклора XIII-XV веков сохранили множество черт былинного эпоса времен Киевской Руси. Более того, в ряде исторических песен и былин, особенно записанных позднее, богатыри князя Владимира (чаще всего Илья Муромец и Алеша Попович) участвуют в борьбе против монголов. Многие фольклорные произведения, основываясь на реальных исторических фактах, преображали подлинные события в соответствии с народными желаниями. Например, песня о Щелкане, основанная на истории восстания 1327 года в Твери.
Особый цикл былин - о Садко и Василии Буслаеве сложился в Новгороде. У Новгорода были свои герои и свои социальные конфликты. И хотя Садко - персонаж полностью вымышленный и ни о каком историческом его прототипе говорить не приходится, в образе его запечатлелись характерные черты новгородского общества XII-XV веков. В Древней Руси правда жизни нередко раскрывалась через фантастические ситуации и через необыкновенные дела героев. Василий Буслаевич - русский, новгородский богатырь, который ведет себя "неправильно", то есть поступает вопреки принятому порядку, нормам, нарушает запреты, не верит в предсказания и - в конце концов - гибнет. Василий Буслаев - единственный в своем роде герой, хотя кое в чем он похож на других богатырей Древней Руси. Он обладает истинно богатырской силой, которая дана ему от рождения, досталась от отца.
Письменность и литература. В средневековой Руси была довольно широко распространена грамотность. Кроме служителей церкви грамотными были многие городские жители. При монастырях и княжеских канцеляриях существовали особые школы, где готовили писцов. С XIV века наряду с пергаменом стала использоваться привозная из Европы бумага. На смену торжественному "уставному" письму пришел более быстрый полуустав, а с конца XV века стала преобладать скоропись. Все это говорит о распространении письменности. Устав – это один из типов письма кириллицы, который отличался прямым, чётким и тщательным написанием букв, отдельным начертанием каждой буквы, отсутствием сокращений слов. Так, например, уставом написаны древнерусские рукописи ХI–ХIV веков. По сравнению с уставом начертания букв полуустава лишены своей геометрической строгости. Прямые линии уже допускают кривизну, округлые утрачивают облик правильной дуги, нарушается стабильность расстояния между буквами. Становятся возможными варианты начертания одних и тех же букв у одного и того же писца: так, например, буква могла иметь до четырёх вариантов, – до пяти и так далее. По-прежнему самыми важными произведениями письменности оставались летописи, содержащие как информацию о природных и исторических явлениях, так и литературные произведения и богословские рассуждения. Важнейшими центрами летописания являлись Новгород, Тверь, Москва. Московское летописание началось при Иване Калите. В московских и тверских летописях отразилась борьба этих двух городов за первенство. Так, тверские летописи подчеркивали связь московских князей с Ордой, а тверских князей изображали заступниками за русскую землю. Московские летописи, напротив, подчеркивали, что великое княжение - отчина московских князей. При всех различиях летописей отдельных земель и княжеств единой главной темой русского летописания оставались единство русской земли и борьба за торжество православной веры против иноземных завоевателей.
В конце XIV - начале XV века были созданы посвященные победе на Куликовом поле поэтические произведения "Задонщина" и "Сказание о Мамаевом побоище". "Задонщина", автор - Софоний Рязанец ("Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая") и "Сказание о Мамаевом побоище" - наиболее совершенные произведения о Куликовской битве.
Распространенным жанром средневековой русской литературы была повесть. Особенно интересна лирическая "Повесть о Петре и Февронии", рассказывающая о любви крестьянки и князя. По мнению исследователей, в повести объединены два народно-поэтических сюжета: волшебная сказка огненном змее и сказка о мудрой деве. С устно-поэтической народной традицией связан и образ центральной героини — Февронии. Жанр «Повести о Петре и Февронии Муромских» не находит соответствий ни исторической повестью, ни с агиографической. Создателем «Повести» является Ермолай. Еразм Произведение было написано после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году. Сюжет о Петре и Февронии был очень популярен на Руси и получил дальнейшее развитие как в
Сохранился в русской литературе и жанр "Хождений", то есть описаний путешествий. Например, "Хождение за три моря" тверского купца Афанасия Никитина, первым из русских людей побывавшего в Индии. Хождение - средневековой русской литературы, форма путевых записок, в которых русские путешественники описывали свои впечатления от посещения иностранных земель. В ранний период существования жанра хождения в первую очередь писались паломниками, посетившими те или иные святые места — например, в Палестине или Константинополе. В дальнейшем, к XV в. , жанр теряет свой религиозный оттенок; в частности, среди поздних хождений выделяется «Хожение за три моря» Афанасия Никитина, описавшего впечатления от похода на восток с торговыми целями. Хождения являются ярким отражением русского средневекового мировоззрения; в них сочетаются политические, нравственные, художественные интересы и идеи их авторов. "Хождение за три моря" сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным во время его путешествия в индийское государство. Бахмани в 1468— 1474 (датировка Л. С. Семёнова , ранее И. И. Срезневским датировалось 1466— 1472 годами).
Общественная мысль. XIV-XV века были на Руси временем острых религиозных споров. Уже в 70 -х годах XIV века возникла ересь стригольников в Новгороде и Пскове. Ересь - религиозное учение, вступающее в противоречие с официальным вероучением. Наименование "стригольники" не совсем ясно, возможно объясняется тем, что среди еретиков было много священнослужителей, прошедших постриг. Эта ересь пыталась обосновать вероучение разумными аргументами и отвергнуть догматы, не выдерживающие критики с позиций разума. Стригольники критиковали нравы духовенства. Тем самым они фактически отрицали необходимость церковной иерархии, считая, что священником может быть каждый образованный и праведный человек. Стригольники отрицали как непостижимое разуму таинство причастия, во время которого вино и хлеб "пресуществляются" в кровь и тело Христа. В 1375 году новгородские стрегольники были казнены. Сам Иван III долгое время тоже терпимо относился к ереси. Это объяснялось сложными отношениями между светской властью и церковью. Государство было не прочь провести секуляризацию, то есть изъять обширные земельные владения, накопившиеся у монастырей и церквей в результате вкладов служилых людей. В самой церкви по этому вопросу существовали два течения. Нестяжатели во главе с Нилом Сорским считали, что монахам подобает кормиться трудами собственных рук, а не чужим трудом. Поэтому они отказывали церкви в праве владеть деревнями с крестьянами. Их противники - иосифляне, сторонники игумена Иосифа Волоцкого, настаивали на праве церкви владеть землями с крестьянами для того, чтобы церковь могла вести широкую благотворительность. Терпимость Ивана III к ереси объяснялась и тем, что Иосефлянское духовенство стремилось утвердить превосходство церковной власти над светской. После того, как на церковном соборе 1503 года Иван III под давлением Иосефлянс кого большинства духовенства отступился от идеи секуляризации, он прекратил и поддержку еретиков. В 1504 году еретики были сожжены по приговору церковного собора. После этого и отношение иосефлян к вопросу о соотношении светской и духовной властей изменилось. Если раньше Иосиф Волоцкий утверждал, что "священство приболе царства", то теперь писал, что царя следует "почитать, а не свариться с ним".
Архитектура Русское архитектура тяжело пережила нашествие. Множество храмов было разрушено, прежние центры каменного зодчества на северо-востоке и на Юге пришли в упадок. Крупнейшими центрами каменного строительства являлись Новгород и со второй половины XIV века - Москва. Широкое развитие получило зодчество в первую очередь в Новгороде и Пскове — городах, менее зависимых от монгольских ханов. В XIV — XV вв. Новгород был одним из крупнейших центров экономической и политической жизни, а также развития искусства. Традиции русского зодчества этого времени опирались на традиции архитектуры домонгольского периода. Новые искания и традиции старого зодчества проявились в храмовом строительстве. В них отразился переход к новому стилю второй половины XIV в. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1374). Образцами нового стиля являются церковь Федора Стратилата на Ручье (1360— 1361) Характерная черта этого стиля — нарядное внешнее убранство храмов. Их фасады украшены декоративными нишами, скульптурными крестами.
Другим крупным хозяйственным и культурным центром в то время был П с к о в. По свидетельству летописей в XV в. там строились 22 каменные церкви. Вся архитектура города носила облик крепости, стиль зданий — суровый и лаконичный, они были почти полностью лишены декоративных украшений. Общая длина стен большого кремля XVI в. составила почти девять километров. Начало каменного строительства в М о с к в е относится ко второй четверти XIV в. Крупнейшей работой этого времени стало сооружение белокаменной крепости Московского Кремля. В 1366— 1367 гг. по указу князя Дмитрия Ивановича (Донского) были возведены стены и башни из белого камня. В 1365 г. был построен белокаменный собор Чуда Архангела Михаила, у юго-восточного крыла был возведен предельный храм Благовещения. В последующее время на территории Московского Кремля были сооружены новые храмовые и гражданские здания.
В конце XV в. , во время царствования Ивана III (1440— 1505), началась перестройка Кремля, в которой приняли участие русские мастера из разных городов страны. Иван III пригласил также итальянских мастеров, признанных в Европе мастеров фортификационного дела — Пьетро Антонио Солари (1450— 1493), Марка Фрязина (XV в. ), Алевиза Нового (конец XV — начало XVI в. ). В 1485— 1495 г. вокруг Кремля были возведены мощные кирпичные стены и башни. В 1485 г. Марк Фрязин возвел первую башню Кремля — Тайницкую, названную так потому, что под ней был вырыт колодец и тайный ход к Москве-реке, снабжавший москвичей водой в случае осады. В это же время перестраивались и соборы Кремля. В 1475 — 1479 гг. итальянским зодчим Аристотелем Фиоравантибыл сооружен новый Успенский собор — по образцу Успенского собора во Владимире, но значительно больший по размерам. Храм поражает цельностью пропорций, лаконизмом художественных средств, а его интерьер — высотой, простором, обилием света и воздуха. Русские летописи писали об Успенском соборе, что «та церковь чудна велми величеством, и высотою, и светлостию, и звоностию и пространством» . Успенский собор стал классическим образцом монументального храмового зодчества XVI в.
Псковскими мастерами был построен Благовещенский собор (1484— 1489), домовая церковь великих князей и церковь Ризположения (1484 — 1489). В Московском Кремле возводились также и светские постройки. В их числе Княжеский дворец, состоящий из отдельных строений, связанных между собой переходами, крыльцами, сенями. От этого дворца сохранилась Грановитая палата (1487 — 1491), построенная итальянскими архитекторами Пьетро Антонио Солари и Марком Фрязиным. Грановитая палата, получившая свое название по отделке главного фасада блоками белого граненого камня, предназначалась для торжественных дворцовых церемоний и приемов иноземных послов, служила в качестве тронного зала.
Изобразительное искусство. В изобразительном искусстве XIII-XV веков выделяется творчество двух великих художников: Феофана Грека и Андрея Рублева. Феофа н Грек (около 1340 — около 1410) — великий русский и византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей. Андре й Рублёв (около 1360[2] — 17 октября 1428, Москва) — наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных святых.
Феофан Грек, приехавший из Византии, работал в Новгороде и Москве. Для его фресок и икон характерна особая эмоциональная напряженность, насыщенность цвета. Образы Феофана суровые, аскетические. Феофа н Грек (около 1340 — около 1410) — великий русский и византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей. Примеры: церковь Спаса-на. Ильинке в Новгороде, Архангельский и Благовещенский соборы в Москве.
Иная манера была присуща Андрею Рублеву (последняя треть XIV - первая треть XV века, монах Троице-Сергиева монастыря). Росписи Рублева сохранились в Успенском соборе во Владимире. Привемы: Успенский собор во Владимире, (Тот , что с верху) и Троицкий собор (знаменитая "Троица"), "Спас". Андре й Рублёв (около 1360 — 17 октября 1428, Москва) — наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. «Троица» (также «Гостеприимство Авраама» ) — икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублёвым в XV веке, самое знаменитое из его произведений и одна из двух приписываемых его кисти работ (включая фрески во Владимире), чьё авторство, как считают учёные, достоверно принадлежит ему. Является одной из самых прославленных русских икон.
Самым знаменитым его произведением является икона "Троица". На иконе изображены три ведущих беседу прекрасных юноши, символизирующих Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Композиция картины необыкновенно гармонична. Иконописец сосредоточивает внимание на главном - спокойных одухотворенных лицах и фигурах. Икона представляет собой доску вертикального формата. На ней изображены три ангела, сидящие за столом, на котором стоит чаша с головой тельца. На фоне представлены дом (палаты Авраама), дерево (дуб Мамврийский) и гора (гора Мориа). Фигуры ангелов расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг. Композиционным центром иконы является чаша. Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу. В иконе нет активного действия и движения — фигуры полны неподвижного созерцания, а их взгляды устремлены в вечность. По фону, на полях, нимбах и вокруг чаши заделанные следы от гвоздей оклада. «Троица» (также «Гостеприимство Авраама» ) — икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублёвым в XV веке, самое знаменитое[1] из его произведений и одна из двух приписываемых его кисти работ (включая фрески во Владимире), чьё авторство, как считают учёные[2], достоверно принадлежит ему. Является одной из самых прославленных русских икон.
Источники Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель Науч. -ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред. С. Л. Кравец. Т. «Россия» . — М. : Большая Российская энциклопедия, 2004. — 1007 с. : ил. : карт. — (т. «Россия» ) Вернадский Г. В. Золотой век Киевской Руси. — М. : Алгоритм, 2012. — 400 с. Горинов М. М. , Горский А. А. , Дайнес В. О. и др. История России с древности до наших дней: Пособие для поступающих в ВУЗы (рекомендовано к изданию Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию; под эгидой Федеральной целевой программы книгоиздания России) / Под ред. М. Н. Зуева. — М. : «Высшая школа» , 1994. Горский А. А. Русь: от славянского Расселения до Московского царства. — М. , 2004. Греков Б. Д. Киевская Русь. — М. −Л. : Изд-во АН СССР, 1953. — 347 с. Греков Б. Д. Культура Киевской Руси. — Москва: Издатльство Академии Наук СССР, 1944. — 77 с. Древнерусское государство и его международное значение. — М. , 1965. Древняя Русь. Город, замок, село. — Москва: Наука, 1985. — 429 с. Древняя Русь в свете зарубежных источников : Учеб. пособие для студентов вузов / М. Б. Бибиков, Г. В. Глазырина, Т. Н. Джаксон и др. Под ред. Е. А. Мельниковой. — М. : Логос, 1999. — 608 с.
Источники Петров И. В. Эволюция политических структур Южной Руси и расцвет Днепро-Деснинского денежного рынка (VIII−первая четверть IX вв. ) // «Вестник Санкт. Петербургского университета МВД России» . — 2005. — № 4 (28). — С. 45− 51. Петров И. В. Финансы Древней Руси (VIII−IХ вв. ) // Экономико-правовые проблемы предпринимательской деятельности в России: история, современность, перспективы: материалы межвузовской научно-практической конференции. — СПб. : Институт правоведения и предпринимательства, 2004. — С. 199− 204. Петров И. В. Государство и право Древней Руси в 882− 980 гг. Специальность — 12. 00. 01. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата юридических наук. — СПб. : Северо-западная академия государственной службы, 1999. Петров И. В. Торговое право Древней Руси (VIII−начало XI в. ). Торговые правоотношения и обращение Восточного монетного серебра на территории Древней Руси. — LAMBERT Academic Publishing, 2011. — 496 с. — ISBN 78 -3 -8473 -0483 -8. Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси IX−XI веков. — Смоленск: «Русич» ; М. : «Гнозис» , 1995. Петрухин В. Я. Русь в IX–X веках. От призвания варягов до выбора веры. — Москва: ФОРУМ: Неолит, 2013. Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. — Издательство Академии Наук СССР, 1948. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII−XIII вв. . — М. : «Наука» , 1982. — 589 с. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён: в 29 -и т. — СПб. , Изд. : Товарищество «Общественная польза» , 1851— 1879. ; М. : Голос; Колокол-Пресс, 1993— 1998. ; М. , 2001. ; [4]; [5]. Средневековая Русь / Вагнер Г. К. , Лихачёв Д. С. , Раппопорт П. А. . — Москва: Наука, 1976. — 369 с. Толочко А. П. Химера «Киевской Руси» // «Родина» : журнал. — 1999. — № 8. — С. 29− 33. Тихомиров М. Н. Древнерусские города. — М. : Государственное издательство политической литературы, 1956. — С. 233. Тихомиров М. Н. Древняя Русь. — М. : Наука, 1975. Тихомиров М. Н. Русское летописание. — М. : Наука, 1979. — 384 с. Урланис Б. Ц. . Рост населения в Европе (Опыт исчисления). — М. : ОГИЗ−Госполитиздат, 1941. Фроянов И. Я. , Дворниченко А. Ю. Города-государства Древней Руси. — Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1988. — 269 с. Фроянов И. Я. Киевская Русь: Очерки социально-экономической истории. — Ленинград, 1974. Черепнин Л. В. К вопросу о характере и форме Древнерусского государства Х−начала ХIII в. // «Исторические записки» . — М. , 1972. — Вып. 89. Шабульдо Ф. М. Земли Юго-Западной Руси в составе Великого княжества Литовского / Отв. ред. Ф. П. Шевченко. — К. : «Наукова думка» , 1987. 16: 33: 32
Источники Вагнер Г. К. , Лихачёв Д. С. , Раппопорт П. А. . — Москва: Наука, 1976. — 369 с. Толочко А. П. Химера «Киевской Руси» // «Родина» : журнал. — 1999. — № 8. — С. 29− 33. Тихомиров М. Н. Древнерусские города. — М. : Государственное издательство политической литературы, 1956. — С. 233. Тихомиров М. Н. Древняя Русь. — М. : Наука, 1975. Тихомиров М. Н. Русское летописание. — М. : Наука, 1979. — 384 с. Урланис Б. Ц. . Рост населения в Европе (Опыт исчисления). — М. : ОГИЗ−Госполитиздат, 1941. Фроянов И. Я. , Дворниченко А. Ю. Города-государства Древней Руси. — Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1988. — 269 с. Фроянов И. Я. Киевская Русь: Очерки социально-экономической истории. — Ленинград, 1974. Черепнин Л. В. К вопросу о характере и форме Древнерусского государства Х−начала ХIII в. // «Исторические записки» . — М. , 1972. — Вып. 89. Шабульдо Ф. М. Земли Юго-Западной Руси в составе Великого княжества Литовского / Отв. ред. Ф. П. Шевченко. — К. : «Наукова думка» , 1987. Ссылки Грушевский М. С. Очерк истории Киевской земли от смерти Ярослава до конца XIV столетия. на сайте Руниверс Вернадский Г. В. Древняя Русь. Глава VIII. Образование Киевской Руси (839− 878 гг. ). Вернадский Г. В. Киевская Русь Плотникова О. А. Легитимизация власти на этапе становления и укрепления династии русских князей Памятники Киевской Руси, Золотые ворота Кузьмин А. Г. Причины феодальной раздробленности Киевской Руси. Кузьмин А. Г. Международные связи Киевской Руси. Древнерусская жизнь в картинках. Проверено 9 апреля 2013. Архивировано из первоисточника 14 апреля 2013.