Скачать презентацию Культура России XII-XVI век Характерные черты культуры самостоятельность Скачать презентацию Культура России XII-XVI век Характерные черты культуры самостоятельность

Культура России 12-16 век.pptx

  • Количество слайдов: 56

Культура России XII-XVI век Характерные черты культуры: самостоятельность, самобытность, независимость, соблюдение и сохранение собственных Культура России XII-XVI век Характерные черты культуры: самостоятельность, самобытность, независимость, соблюдение и сохранение собственных традиций. Подготовила: Соколова Мария

Следует отметить, что в культуре 13 -15 веков четко прослеживается 2 этапа, и рубежом Следует отметить, что в культуре 13 -15 веков четко прослеживается 2 этапа, и рубежом стала куликовская битва. Характерные черты: падение ремесла, прекращение каменного строительства. Монголотатары разрушили многие архитектурные памятники, в пожарах сгорело много памятников литературы. После куликовской битвы начался динамичный подъем. Прослеживается слияние местных художественных школ и общерусской культурой

Литература Жанры: летопись, слово, поучение, исторические повести Произведения призывали всех на борьбу с золотоордынцами. Литература Жанры: летопись, слово, поучение, исторические повести Произведения призывали всех на борьбу с золотоордынцами. Складывается жанр историческо-поэтических песен. К их число относится «Песня о Щелкане Дуденьтьевиче» , которая рассказывает о тверском восстании 1327 года. Этот период считается расцветом былинного творчества. Народное творчество обращается к былинным сказания киевского цикла, где яркими красками описывается битвы с врагами древней Руси, славятся ратные подвиг народа, что придавало русским людям новые силы для борьбы с врагом

Летописание Возникновение новых центров летописания С 1325 г. - летописные записи стали вестись в Летописание Возникновение новых центров летописания С 1325 г. - летописные записи стали вестись в Москве 1408 г. – Троицкая летопись (Москва) 1410 г. – «Владимирский полихрон» 1420 г. – Ипатьеская летопись 1432 г. – новгородский летописный свод «Софийский временник» 1441 г. – Русский хронограф – сведения о всемирной истории 1455 г. Тверская летопись – проблема «несправедливости» возвышения Москвы 1479 г. – Московский летописный свод Благодаря хозяйственному подъему все больше развитие получает летописание. С 1325 года летописные записи стали вестись и в Москве, а уже в 1408 году был составлен первый общерусский летописный свод: Троицкая летопись, которая погибла в пожаре 1812 года. В основе Троицкой летописи лежит идея общерусского единства и исторической роли Москвы в государственном объединения русских земель. Появились хронографы – сочинения по всемирной истории. Первый русский хронограф был составлен в 1442 г. Пахомием Логофетом. Первый общерусский свод Митрополит Фотий Пахомий Логофет Историческая роль Москвы в объединении Руси

Около 1400 г. – «Сказание о Мамаевом побоище» - описание Куликовской битвы «Дюденева рать» Около 1400 г. – «Сказание о Мамаевом побоище» - описание Куликовской битвы «Дюденева рать» - события восстания в Твери в 1327 году XIV в. «Задонщина» - единение русских княжеств во главе с Москвой привело к великой победе в борьбе с Мамаем Конец XIV в. «Сказание о взятии Москвы Тохтамышем» Автор неизвестен Сафроний Рязанец

 «Житие Дмитрия Донского» «Житие Сергия Радонежского» 1554 г. «Великие Четьи- Минеи» - жития «Житие Дмитрия Донского» «Житие Сергия Радонежского» 1554 г. «Великие Четьи- Минеи» - жития святых, располагавшиеся по месяцам в соответствии с днём памяти каждого святого, а также множество известных произведений. XVI в. «Домострой» - сборник житейской мудрости и наставлений Епифаний Премудрый Митрополит Макарий Духовник Ивана Грозного Сильвестр

1468 -1474 гг. «Хождение за три моря» - первое в европейской литературе описание Индии 1468 -1474 гг. «Хождение за три моря» - первое в европейской литературе описание Индии

1563 г. основание первой московской государственной типографии 1564 г. «Апостол» - первая русская печатная 1563 г. основание первой московской государственной типографии 1564 г. «Апостол» - первая русская печатная книга 1565 г. «Часовщик» 1574 г. первая русская азбука В XVI в. в России типографским способом было издано 20 книг. Иван Фёдоров – русский первопечатник, основатель книгопечатания в России и на Украине, руководитель первой московской государственной типографии

Царь-пушка — средневековое артиллерийское орудие (бомбарда), памятник русской артиллерии и литейного искусства, отлитое из Царь-пушка — средневековое артиллерийское орудие (бомбарда), памятник русской артиллерии и литейного искусства, отлитое из бронзы Страна Россия Местопол ожение Москва, Ивановская площадь Мастер Андрей Чохов Год 1586 Характеристики Длина 5, 34 м Масса 39. 31 т Калибр 890 мм Лафеты и декоративные ядра для пушки, украшенные литыми орнаментами, изготовили в 1835 году на петербургском заводе Берда, по эскизу архитектора А. П. Брюллова и чертежам инженера П. Я. де Витте. Изначально задуманная для обороны Кремля oт захватчиков, Царь-пушка была установлена на пушечном раскате (специальный деревянный настил из бревен) около Лобного места на Красной площади, однако в боевых действиях не участвовала.

Царь-пушка была занесена в Книгу рекордов Гиннесса как пушка самого большого калибра (самой большой Царь-пушка была занесена в Книгу рекордов Гиннесса как пушка самого большого калибра (самой большой по размерам и весу является немецкая «Дора» , в XIX веке существовали также мортиры большего калибра). «Дора» Пермская царь-пушка Копия Царь-пушки, подаренная Москвой Донецку Копия Царьпушки в Йошкар-Оле

Архитектура В архитектуре данного периода продолжаются прошлые традиции, при этом в каменную архитектуру из Архитектура В архитектуре данного периода продолжаются прошлые традиции, при этом в каменную архитектуру из деревянной проникает форма «шатра» , что является заметным отличием в архитектуре нового периода.

1374 г. церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде 1374 г. церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде

В XIV-XVI вв. центром зодчества становится Москва 1367 г. белокаменный Кремль По данным археологии, В XIV-XVI вв. центром зодчества становится Москва 1367 г. белокаменный Кремль По данным археологии, каменными были башни и наиболее важные части стены, откуда была наибольшая опасность штурма. Укрепления дополнялись рвом, прокопанным от Неглинной до Москвы-реки. Появление у Москвы каменных стен позволило великому княжеству Московскому проводить более самостоятельную и агрессивную внешнюю политику. Уже в 1368 и 1370 годах стены выстояли против осады Ольгердом. Обеспечив свой тыл, князь Московский пошёл на обострение отношений с Ордой. В 1382 году Кремль был взят и разорён ханом Тохтамышем. После ухода Тохтамыша укрепления удалось быстро восстановить. В правление Ивана III белокаменные стены кремля были разобраны и заменены кирпичными, которые сохранились до нашего времени

1484 -1489 гг. Благовещенский собор Московского Кремля – домовая церковь московских государей 1484 -1489 гг. Благовещенский собор Московского Кремля – домовая церковь московских государей

Ридольфо Аристотель Фьораванти Род деятельности: архитектор, инженер Годы жизни: 1415 -ок. 1485 По возвращении Ридольфо Аристотель Фьораванти Род деятельности: архитектор, инженер Годы жизни: 1415 -ок. 1485 По возвращении в Италию Фьораванти работает в Риме и Болонье, и в 1473 году случается событие, вероятно, подтолкнувшее архитектора к отъезду в Россию по приглашению русского посла. В июне 1473 года Аристотель Фьораванти был неожиданно арестован и обвинён в сбыте фальшивых монет, за что его лишили всех имевшихся привилегий. Обвинение оказалось ложным, и в 1474 году состоялась встреча его с русским послом Семёном Толбузиным, присланным в Италию на поиски архитектора для работы в Москве. Ивану III срочно необходим был опытный и талантливый архитектор, так как в 1474 году в Московском Кремле произошла катастрофа — рухнул почти достроенный новый Успенский собор. Псковские мастера, осматривавшие обрушившееся здание, сделали вывод, что «известь не клеевита да камень не тверд» , но сами за постройку нового собора не взялись, и Семён Толбузин был по совету Софьи Палеолог немедленно отправлен в Италию за подходящим специалистом.

Феофан Грек (около 1340 — около 1410) — великий византийский иконописец, миниатюрист и мастер Феофан Грек (около 1340 — около 1410) — великий византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей. Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Самым грандиозным изображением в храме является погрудное изображение Спаса Вседержителя в куполе. Кроме купола Феофаном расписан барабан фигурами праотцев и пророков Ильи и Иоанна Предтечи. Феофан Грек оказал заметное влияние на развитие новгородского искусства. Его мировоззрение и отчасти манера письма были восприняты местными мастерами, расписавшими церкви Успения Богородицы на Волотовом поле и Фёдора Стратилата на Ручью. Живопись в этих храмах напоминает фрески церкви Спаса на Ильине своей свободной манерой, принципом построения композиций и выбором красок для росписи. Донская икона Божией Матери Московская Государственная Третьяковская галерея Им расписаны: 1. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице (Новгород (1378); первая известная сохранившаяся работа) 2. Церковь Рождества Богородицы на Сенях (1395) вместе с Семёном Чёрным) 3. Архангельский собор Кремля (1399) 4. Благовещенский собор Кремля вместе с Андреем Рублёвым и Прохором из Городца (1405)

Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде. Успение (1392 или Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде. Успение (1392 или 1403) Московская Государственная Третьяковская галерея

Живопись АНДРЕЙ РУБЛЁВ — НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫЙ И ПОЧИТАЕМЫЙ РУССКИЙ ИКОНОПИСЕЦ МОСКОВСКОЙ ШКОЛЫ ИКОНОПИСИ, КНИЖНОЙ Живопись АНДРЕЙ РУБЛЁВ — НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫЙ И ПОЧИТАЕМЫЙ РУССКИЙ ИКОНОПИСЕЦ МОСКОВСКОЙ ШКОЛЫ ИКОНОПИСИ, КНИЖНОЙ И МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ XV ВЕКА. КАНОНИЗИРОВАН РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ В ЛИКЕ ПРЕПОДОБНЫХ СВЯТЫХ В 1408 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами создал свою единственно точно датированную и, вдобавок, сохранившуюся работу — фрески Успенского собора во Владимире (роспись сохранилась частично). Из фресок Рублёва в Успенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд» , где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека. Работы Рублёва во Владимире свидетельствуют, что уже в это время он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи. Годы жизни: ок. 1360 -1430

Икона Спас Нерукотворный (иконописец Симон Ушаков). Икона Спас Нерукотворный (иконописец Симон Ушаков).