культура второй половины 18 века.pptx
- Количество слайдов: 186
Культура России второй половины XVIII в.
- Нововведения Петра I уже вполне укоренились на русской почве; - Воспринятые достижения западного мира дали импульс для дальнейшего развития русской культуры, которое шло теперь во многом синхронно развитию Европейской; - XVIII в. вошел в историю общественно-политической и философской мысли как эпоха просвещения (идея о «естественном равенстве» всех людей независимо от сословной принадлежности); - Путь к построению нового общества через распространение знаний и образованности, т. к. считалось, что прежний «несправедливый» порядок сохраняется из-за невежества подавляющего количества населения, из-за господства «предрассудков» ;
- В России идеи просвещения получили большую популярность; - Идеями просвещения была захвачена сама императрица Екатерина II, пытавшаяся создать о себе мнение как о «философе на троне» (реальность была далека от идеала: «Вашими высокими идеями хорошо наполнять книги, действовать же по ним плохо» - писала она к Дидро);
- II половина XVIII в. - время особой популярности литературных журналов; - Издание Екатериной «сатирического» журнала «Всякая всячина» (основное внимание уделялось различным человеческим слабостям: расточительству, женскому непостоянству и т. д. ) => издание стало объектом едких насмешек со стороны журнала «Трутень» , который издавал Н. И. Новиков. После закрытия «Трутня» Новиков начинает издавать журнал «Живописец» ;
- Представитель русского - - - Просвещения; Издатель журналов «Трутень» , «Живописец» ; «Живописец» Высмеивал сословные предрассудки, показывал ужасы крепостного права, утверждал идея равенства людей; Государственный строй – объект сатиры, хотя Новиков оставался сторонником просвещенной монархии, постепенных реформ н основе «исправления нравов» ; Издание памятников древнерусской литературы: «Древняя Российская Вивлиофика» (с 1773 по 1775 г. вышло 10 томов); Н. И. Новиков (1744 -1818 гг. )
- Система взглядов близка - - - идеологии Просвещения, но все же выходит за ее рамки; Разделяя идеи и фундаментальные ценности просветительства, был сторонником революции; Ода «Вольность» (приветствие народного восстания, суда над царем и его казни); «Путешествие из Петербурга в Москву» (сатирические типы помещиков, невежество и жестокость дворянства; контрастом показаны образы крестьян как воплощение внутреннего достоинства и душевной красоты); А. Н. Радищев (1749 -1802 гг. )
Образование - Просветительский характер эпохи отразился в - - - развитии образования; Две тенденции в развитии: 1) существенное расширение сети учебных заведений; 2) усиление влияния принципа сословности; 1786 г. – «Устав народных училищ» (=> 4 -х классные главные училища в каждом губернском городе; 2 -х классные малые народные училища в уездных училища городах); Увеличилось число сословных учебных заведений предназначавшихся для дворян; В конце XVIII в. открываются кадетские корпуса, благородные пансионы и др. «закрытые» учебные заведения (дети неотлучно жили и воспитывались с 56 до 18 -20 лет); 1764 г. – Смольный институт благородных девиц;
- Увеличивается число высших учебных заведений; - В 1755 г. стараниями М. В. Ломоносова и И. И. Шувалова был открыт г. Московский университет (крупнейший образовательный и научный центр); - В 1773 г. был открыт Горный институт в Санкт-Петербурге; г. институт
- Наибольшее влияние на этот процесс оказал М. В. Ломоносов (1711 -1765 гг. ) – физика, химия, астрономия, история, филология; Леонард Эйлер (1707 -1783 гг. ) - швейцарский, немецкий и российский математик и механик; - автор более чем 850 работ по математическому анализу, дифференциальной геометрии, теории чисел, небесной механике, математической физике, оптике, баллистике и др. областям; изучал медицину, химию, ботанику, воздухоплавание, теорию музыки, множество европейских и древних языков; - академик Петербургской, Берлинской, Туринской, Лиссабонской и Базельской академий наук, иностранный член Парижской академии наук; - с 1726 по 1741 г. , а также с 1766 г. был академиком Петербургской академии наук; Наука
И. И. Ползунов (1728 -1766 гг. ): В 1763 г. разработал проект парового двигателя мощностью 1, 8 л. с. ; - первый в мире двухцилиндровый двигатель с работой цилиндров на один общий вал, что впервые в мире позволило ему работать без какого-либо использования гидравлической энергии, то есть, в том числе на совершенно сухом месте, что было огромным шагом вперед по сравнению с существовавшими тогда паровыми машинами, не способными обходиться без вспомогательного гидравлического привода; - В 1764 -1766 гг. сконструировал новый паровой двигатель для привода дутья плавильных печей, рекордной для того времени мощностью 32 л. с. , и впервые позволил отказаться от водяных колес в реальном заводском производстве; - Э. Г. Лаксман (о Ползунове): «Муж, делающий честь своему отечеству. Он строит теперь огненную машину, совсем отличную от венгерской и английской» ; - Взлет технической мысли
И. П. Кулибин (1735 -1818 гг. ): - - - Из семьи мелкого торговца в селении Подновье Нижегородского уезда; в юношеском возрасте обучился слесарному, токарному и часовому делу; В 1764 -1767 гг. Кулибин изготовил уникальные карманные часы(в корпусе помимо собственного часового механизма помещались ещё и механизм часового боя, музыкальный аппарат, воспроизводивший несколько мелодий, и сложный механизм крошечного театра-автомата с подвижными фигурками); В 1792 и в 1799 году дважды собирал знаменитые часы «Павлин» работы английского механика Дж. Кокса; С 1769 г. на протяжении более 30 лет Кулибин заведовал механической мастерской Петербургской академии наук; руководил производством станков, астрономических, физических и навигационных приборов и инструментов; К 1772 г. Кулибин разработал несколько проектов 298 -метрового одноарочного моста через Неву с деревянными решётчатыми фермами; В последующие годы Кулибин изобрел и изготовил много оригинальных механизмов, машин и аппаратов: фонарь-прожектор с параболическим отражателем из мельчайших зеркал, речное судно с вододействующим двигателем, передвигающееся против течения, механический экипаж с педальным приводом. Взлет технической мысли
Литература Представлена тремя направлениями: 1) Классицизм (зародился во II четверти XVIII в. ) – Классицизм направление в искусстве и литературе, для которого характерна высокая гражданская тематика, ориентация на античные образцы и строгое соблюдение определенных творческих норм и правил; Представители: А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, М. М. Херасков, Я. Б. Княжнин, Г. Р. Державин, А. П. Сумароков.
- Литературная деятельность Кантемира началась очень рано; - В 1726 г. появилась его "Симфония на Псалтирь", составленная в подражание такому же труду Ильинского: "На четвероевангелие» ; - В том же 1726 г. переводит с французского "Некое итальянское письмо, содержащее утешное критическое описание Парижа и французов" - книжечку, в которой осмеиваются французские нравы, уже тогда постепенно проникавшие к нам; - В 1729 г. переводит философский разговор: "Таблица Кевика - философа", в котором выражены взгляды на жизнь, вполне соответствующие этическим воззрениям самого Кантемира. В том же году появляется и первая его сатира, столь восторженно встреченная Феофаном Прокоповичем и сразу установившая между ними самый тесный союз. Все дальнейшие сатиры (их всего 9) составляют только более подробное развитие мыслей, изложенных в первой. Первое место в них занимает народ, с его суевериями, невежеством и пьянством, как основными причинами всех постигающих его бедствий. Подают ли высшие сословия хороший пример народу? Духовенство мало чем отличается от самого народа. Купечество думает только о том, как бы обмануть народ. Дворянство к практическому делу совершенно неспособно и не меньше народа склонно к обжорству и пьянству, а между тем признает себя лучше других сословий удивляется, что ему не хотят предоставить власть и влияние; - Кантемира следует признать родоначальником нашей обличительной литературы; - 1729 и 1730 были годами наибольшего расцвета таланта и литературной деятельности Кантемира: он не только написал в этот период свои наиболее выдающиеся сатиры (первые 3), но и перевел книгу Фонтенеля "Разговоры о множестве миров", снабдив ее подробными комментариями. Перевод этой книги составил своего рода литературное событие, потому что выводы ее коренным образом противоречили суеверной космографии русского общества. При Елизавете Петровне она была запрещена, как "противная вере и нравственности «; - Кроме того, Кантемир переложил несколько псалмов, начал писать басни. Он же впервые прибег к "эзоповскому языку", говоря о себе в эпиграмме: "На Эзопа", что "не прям будучи, прямо все говорит знаю" и что "много дум исправил я, уча правду ложно» ; - писал лирические песни, в которых давал выражения своему религиозному чувству или восхвалял науку, знакомил русскую читающую публику с классическими произведениями древности (Анакреона, К. Непота, Горация, Эпиктета и других), продолжал писать сатиры, в которых выставлял идеал счастливого человека или указывал на здравые педагогические приемы (сатиры, VIII); - переводил и современных ему писателей (например "Персидские письма" Монтескье), составил руководство к алгебре и рассуждение о просодии. К сожалению, многие из этих трудов не сохранились; - в письме о "сложении стихов русских" он высказывается против господствовавшего у нас польского силлабического стиха и делает попытку заменить его тоническим, более свойственным русскому языку; - Наконец, он пишет и религиозно-философское рассуждение, под заглавием: "Письма о природе и человеке", проникнутое глубоким религиозным чувством человека, стоящего на высоте образованности. Мучительная смерть очень рано прервала эту кипучую деятельность. Кантемир скончался 31 марта 1744 г. , в Париже, и погребен в Московском Никольском греческом монастыре. А. Д. Кантемир (1708 -1744 гг. )
- - - много экспериментирует, расширяя стили и жанры стихосложения; стихотворения контрастируют и эмоционально соперничают между собой; В 1730 году Тредиаковский издаёт перевод романа П. Тальмана «Езда в остров Любви» , который органично дополнил циклом своих любовных стихов. Эта книга заставила говорить о Тредиаковском, как о талантливом переводчике и поэте, что принесло ему известность и популярность; В 1732 году он принят на службу переводчиком при Академии наук; Переводы западноевропейских произведений являются очень важным моментом в литературной деятельности Тредиаковского. Благодаря его трудам русская литература обогатилась переводами книг западноевропейских авторов: Тальмана, Барклая, Фенелона; Очень много переводил античных авторов, басни Эзопа, комедии Теренция, Сенеки, а также произведения Горация; По заказу Академии наук берётся за переводы исторических трудов французских учёных Шарля Роллена и Жана Кревье. Этим переводам учёный посвятил тридцать лет своей жизни, результатом которых стали : «Древняя история об египтянах, о карфагенянах, об ассирианах, о вавилонянах, о мидянах, персах, о македонянах и о греках» (в 10 -ти т. ), «Римская история от создания Рима до битвы Актийской» (в 16 -ти т. ), «История о римских императорах с Августа по Константина» (в 4 -х т. ); Учёный искренне верил, что "разум и добродетель есть жребий всего человеческого рода, а не человеков токмо породных. . . ". Свой огромный труд он посвящал российскому государству и считал его «услугой дражайшему отечеству» ; В 1751 г. Тредиаковский работает над переводом романа «Аргенида» шотландского писателя Барклая; В 1766 г. выходит в свет стихотворный перевод прозаического романа Франсуа Фенелона «Странствия Телемака» ( «Приключения Телемаха» )или ( «Тилемахида» в оригинале Тредиаковского; формат политико-воспитательного трактата; главный идеологический итог «Телемахиды» - мысль о том, что царь обязан быть законопослушным и выполнять предписанные законы. Поэтому любые ошибки должны стать уроком и наукой для будущего монарха, который обязан извлекать пользу из опыта и ошибок своих предшественников. В. К. Тредиаковский (1703 -1768 гг. )
- крупный представитель русского классицизма; - автор эпических поэм – «Россиада» и «Владимир Возрожденный» ; Возрожденный» - Характерная черта произведений – серьёзность содержания; - Известны также духовные произведения поэта (стихотворение «Коль славен наш Господь в Сионе» , которое было положено на музыку Д. С. Борятинского и в начале XIX в. считалось неофициальным Гимном Российской империи и Российского масонства; М. М. Херасков (1733 -1807 гг. )
- Широкая литературная известность пришла в 1782 г. после опубликования оды «Фелица» , «Фелица» которая в восторженных тонах была посвящена императрице Екатерине II; - Предназначение поэта – прославление великих поступков и порицание дурных; - Главным объектом поэтики является человек как неповторимая индивидуальность во всём богатстве личных вкусов и пристрастий; - Оды: «Бог» (1784 г. ), «Гром победы раздавайся!» (1791 г. ), «Вельможа» раздавайся!» «Вельможа» (1794 г. ), «Водопад» (1798 г. ) и др. (многие оды имеют философский характер, в них обсуждается место и предназначение человека на земле, проблемы жизни и смерти); Г. Р. Державин (1743 -1816 гг.
- - - Создатель первых национальных русских образцов драматургии классицизма – трагедий и комедий; Многообразие жанров: оды (торжественные, духовные, философские, анакреонтические), эпистолы (послания), сатиры, элегии, песни, эпиграммы, мадригалы, эпитафии; В стихотворной технике использовал все существовавшие тогда размеры, делал опыты в области рифмы, применял разнообразные строфические построения; Сумароков «снижает» классическую поэтику (устремление к менее «высокой» тематике, во внесении в поэзию мотивов личного, интимного порядка, в предпочтении «средних» и «низких» жанров жанрам «высоким» ); создает большое количество лирических произведений в жанре любовных песен, произведения многих сатирических жанров – басни, комедии, сатиры, эпиграмм Основой трагического конфликта в пьесах является противоречие между гражданским долгом и любовью, выбор между которыми предстоит сделать главному герою; В качестве материала использовалась древнерусская тематика: трагедии «Хорев» , «Ярополк и Димиза» , «Дмитрий Самозванец» ; А. П. Сумароков (1717 -1777 гг. )
2) - - - художественнореалистическое направление в литературе; комедии: «Бригадир» , «Недоросль» ; «Бригадир» Очень много общего с литературой классицизма: единство времени и места, пьесы состоят из 5 -ти актов, героям даны говорящие фамилии (Простакова, Вральман, Скотинин, Правдин), но трактовка персонажей менее условна, характеры выписаны более тонко и реалистично; В комедиях сильна антикрепостническая направленность; В 1761 г. перевёл с немецкого басни основоположника датской литературы Людвига Гольдберга; в 1762 г. перевёл политико-дидактический роман французского писателя аббата Террасона «Геройская добродетель или жизнь Сифа, царя египетского» ; трагедию Вольтера «Альзира или американцы» , «Метаморфозы» Овидия; В 1769 г. перевёл сентиментальную повесть Грессе «Сидней и Силли или благодеяния и благодарность» (у Фонвизина «Корион» ); Одним из лучших произведений русской публицистики является «Рассуждение о непременных государственных законах» (конец 1782 - начало 1783 гг. ). Предназначалось оно для будущего императора Павла Петровича; Говоря о крепостном праве, Фонвизин считает необходимым не уничтожение его, а введение в «пределы умеренности» . Его пугала возможность новой пугачевщины, необходимо пойти на уступки, чтобы избегнуть дальнейших потрясений. Отсюда основное требование – введение «фундаментальных законов» , соблюдение которых необходимо и для монарха. Д. И. Фонвизин (1744 -1792 гг. )
Литература 3) Сентиментализм (с 60 -х гг. XVIII в. ) Сентиментализм - направление отмечено повышенным интересом к человеческим чувствам, эмоциональному восприятию окружающего мира; - оценка человека исходя из того, в какой мере он способен на большие, искренние чувства; - Человек по природе добр, лишен ненависти, коварства, жестокости, на основе врожденной добродетели складываются общественные и социальные инстинкты, объединяющие людей в общество => вера в то, что именно природная чувствительность и добрые задатки людей являются залогом идеального общества; - В произведениях главное место стало отводиться воспитанию души, нравственному совершенствованию; - Жанры: элегии, послания, песни и романсы; Представители: Н. М. Карамзин Представители:
- - - Выдающийся историк, крупнейший русский литератор эпохи сентиментализма, прозванный «русским Стерном» ; Создатель «Истории государства Российского» в 12 -ти т. – одного из первых обобщающих трудов по истории России; Редактор «Московского журнала» и «Вестника Европы» ; «Письма русского путешественника» (1791 -1792 гг. ) и повесть «Бедная Лиза» (1792 г. ; отдельное издание 1796 г. ); Поэзия Карамзина, кардинально отличалась от традиционной поэзии его времени, воспитанной на одах Ломоносова и Державина: интерес не к внешнему, физическому миру, а внутреннему, духовному миру человека; стихи говорят «на языке сердца» , а не разума; Объект поэзии – «простая жизнь» , для описания которой используются простые поэтические формы – бедные рифмы, минимум метафор и других тропов, столь популярных в стихах его предшественников; мир принципиально не познаваем; Н. М. Карамзин (1766 -1826 гг. )
Архитектура Середина XVIII в. – время сложения стиля русского барокко: - Стиль барокко возник в Италии в результате дальнейшей эволюции стиля Возрождения, обретая «видимые» формы с конца XVI столетия; - Из Италии барокко распространяется по всей Европе, где преобладал с конца XVI до середины XVIII в. , в некоторых странах проявляется до второй половины XVIII в. ; - В каждой из стран барокко приобретало свои особые национальные черты;
- Итальянское слово «барокко» означает буквально «странный» , «барокко» - - «причудливый» ; Стиль барокко тяготел к парадной торжественности и пышности. Вместе с тем он выразил прогрессивные представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его сложности, изменчивости, постоянном движении; в барокко отразился интерес к природным стихиям, среде, окружению человека, который стал восприниматься как часть мира; Искусству барокко свойственны патетическая приподнятость образов, их напряженность, динамичность, страстность, смелые контрасты масштабов, цветов, света и тени, совмещение реальности и фантазии, стремление к слиянию различных искусств в едином ансамбле, поражающем воображение; Городской ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба стали пониматься как единое целое, раскрывающееся перед зрителем при его движении; Архитектура барокко отличается мощным пространственным размахом, сложностью беспокойных, сливающихся друг с другом, как бы текучих форм, криволинейностью планов и очертаний, связью с окружающим пространством;
Краткая характеристика архитектурного стиля барокко Характерные черты: симметрия в стиле, простор. Очень много лепнины. Сложные архитектурные элементы. Обилие декоративных барельефов. Золочение архитектурного декора. Преобладающие цвета: приглушенные пастельные цвета фасада; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом - в интерьере. Линии: причудливый выпукло-вогнутый асимметричный рисунок; в Линии: формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение. Форма: сводчатая, куполообразная и прямоугольная; башни, балконы, Форма: эркеры. Элементы интерьера: стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, барельефы, богато украшенные лепниной наличники на окна и двери, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления. Конструкции: контрастные, напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые. Окна: полуциркульные и прямоугольные; с растительным декором по Окна: периметру. Наличники украшены пышно. Двери: арочные проемы с колоннами; растительный декор.
Русскому барокко, в отличие от западно-европейского, свойственны: - большая простота и структурность композиций; - в России в качестве материалов отделки предпочитали использовать гипс и штукатурку, что позволяло использовать окраску => объекты, относящиеся к русскому барокко, отличаются ярким контрастным колером; - Наиболее часто в архитектурных композициях встречаются сочетания красного, голубого или желтого с белым, а также синий цвет, применение белой жести и позолоченных материалов в качестве кровельных покрытий; - В качестве декоративных элементов, украшающих фасады зданий стиля барокко, наиболее часто применяется орнаментная лепка, в которой прослеживается традиционный русский колорит; - В архитектурных памятниках русского барокко дошедших до наших времен, в отличие от западных образцов, отсутствует такой характерный признак, свойственный этому стилю, как мистицизм.
- - Родился в Париже, в семье итальянского скульптора Б. К. Растрелли. В 1716 вместе с отцом, приглашенным на русскую службу, приехал в Петербург. В 1725– 1730 учился за границей, скорее всего в Италии; Первая самостоятельная работа – дом молдавского господаря А. Кантемира в Петербурге (1721 -1727 гг. ); В 1730 назначен придворным архитектором императрицы Анны Ивановны, спроектировал для нее деревянный дворец на берегу Яузы (Анненгоф в Лефортово; не сохранился), а также новый, т. н. третий Зимний дворец в Петербурге (1732– 1736 гг. ); В 1736– 1740 гг. построил для графа Бирона дворцы в Рундале (Руентале) и Митаве (Елгаве) в Курляндии (ныне Латвия); Наиболее значительной среди ранних произведений Растрелли был деревянный Летний дворец в Петербурге (основные работы 1741– 1744), впоследствии разобранный при возведении Инженерного замка; Франческо–Бартоломео Растрелли (1700 -1771 гг. )
- Высший расцвет творчества мастера наступает в середине века. В 1745– 1757 он руководит работами по 1745– 1757 перестройке царских резиденций в Петергофе и Петергофе Царском Селе. Связав прежние постройки в Селе целостные ансамбли, он объединяет их общим ритмом с помощью фасадов громадной протяженности и внутренних парадных анфилад, которым подчиняется – по принципу «галереи-блока» – вся планировка; - В 1754– 1762 по проектам Растрелли возводился новый 1754– 1762 Зимний дворец, который также поражает союзом дворец живописной роскоши фасадной пластики и общего силуэта с логической строгостью планировки, зримо подчиняющей себе огромную городскую территорию; - Среди других произведений – Воронцовский (1749– Воронцовский 1757) и Строгановский (1752– 1754) дворцы в Строгановский Петербурге; - мастер радикально обновил русское церковное зодчество: проект Андреевского собора в Киеве, Смольный монастырь в Петербурге (1748– 1764);
Зимний дворец (1754 -1764 гг. )
- Барочный дворец «в ризолитах» (с разворотом главного фасада по линии улицы) соответствовал церемониальному образу жизни знати и императорского двора, воплощая собой идею торжественности и пышности; - 1057 залов и комнат имеют самое разное предназначение: торжественные помещения размещены по первому этажу по принципу анфилады, расходящейся в обе стороны от парадной лестницы; среди функциональных и бытовых комнат (столовых, гостиных, опочивален, кабинетов) появляются картинный зал , где экспонировалась живопись, «японский» и «китайский» зал, где хранились предметы восточного искусства; танцевальный зал; - Пышное убранство внутренних покоев создавалось декоративным оформлением стен и потолка, с обилием лепнины, золоченой резьбы, живописи; - Ощущение праздничности усиливается декором стен, украшенных рядами колон, а также использованием цвета (окрашенные в белый архитектурные детали, выделяются на фоне плоскости стены мягких пастельных тонов (салатного, голубого, кремового);
Красная гостиная
Иорданская парадная лестница
Петергоф (1746 -1755 гг. )
- Планировка основана по образцу Версаля: три луча, образующие трезубец, расходятся от центрального сооружения в сторону парка; - Центральная ось ориентирована на воды Финского залива; - Террасы с каскадами фонтанов, скульптурными группами придают дворцу вид пышной декорации; - Декорацией служит не только величественный дворцовый фасад, но также расположенные в различных уголках парка искусственные павильоны, гроты, беседки, зеленые насаждения;
Петергоф. Верхний сад
Петергоф. Царицын павильон
Петергоф. Павильоны Эрмитаж и Вольеры
Петергоф. Танцевальный зал
Петергоф. Аудиенц-зал
Петергоф. Парадная лестница
Петергоф. Гостиная
Екатерининский дворец в Царском селе (1752 -1757 гг. )
- дворец возведен для императрицы- просветительницы и воплощал идею величия и господства разума; - Простой геометрический план сооружения, вытянутого в линию, господствует над прилегающей территорией парка => ощущается идея власти от природой, над ее стихийными силами и случайностью: человеческий разум способен все упорядочить и поставить себе на службу; - Пышный декор голубых сен, выступающие ризалиты, ритм колонн, перемежающихся изящными балкончиками, позолота резных деталей, обилие скульптурных украшений => нарядный и жизнеутверждающий характер дворца;
Екатерининский дворец. Павильон Эрмитаж
Екатерининский дворец. Павильон Грот
Янтарная комната
Китайская гостиная
Воронцовский дворец
Строгановский дворец
Смольный собор Смольного монастыря
Дмитрий Васильевич Ухтомский (1719 -1774 гг. ) - - представитель княжеского рода Ухтомских, ведущих свою историю от династии Рюриковичей; в 22 -м колене Ухтомский приходился прямым потомком Юрию Долгорукому; русский архитектор, реставратор, главный архитектор Москвы в период правления императрицы Елизаветы Петровны, мастер елизаветинского барокко; В 1731 г. был отправлен в Москву для обучения в Школе математических и навигацких наук, после её окончания в 1733 г. его направили а архитекторскую команду Ивана Мичурина; С 1742 г. работал под руководством Ивана Коробова; В 1744 г. получает официальное признание, титул государственного архитектора; Крупный успех архитектора связан с коронацией Елизаветы Петровны в 1742 г. ; Авторству Ухтомского принадлежали многочисленные триумфальные арки ( «ворота» ) и павильоны; В 1750 -е гг. руководил перестройкой и реставрацией Кремля; В 1749 -м г. основал Дворцовую школу, в которой обучались такие мастера, как Матвей Казаков, Иван Старов, Александр Кокоринов. Колокольня Троице. Сергиевой лавры (1769 г. )
- - Русский архитектор эпохи елизаветинского барокко, который работал в Санкт-Петербурге и его окрестностях, главным образом по заказам флота (как главный архитектор Адмиралтейств-Коллегии); В 1729 г. был определён в Морскую академию в Петербурге; После ухода из полка поступил учеником в архитектурную команду И. К. Коробова; В 1739 г. начал самостоятельную творческую деятельность. В 1741 -1767 гг. – главный архитектор Адмиралтействколлегии. В 1745 -1760 гг. – архитектор Царского Села (работы по реконструкции дворцово-паркового ансамбля); Крупнейшей постройкой в Петербурге является Никольский морской собор(1753 -1762) с отдельно стоящей ярусной колокольней (1756 -1758); Стилевая особенность: для скругления фасадных линий Чевакинский предпочитал оформлять выступающие углы зданий пучками из трёх колонн, из которых средняя обычно вынесена на самый угол; С. И. Чевакинский (1709 -1783 гг. )
Никольский морской собор (1762 г. )
Особняк И. И. Шувалова на углу Малой Садовой и Итальянской (1749 -1756 гг. )
Особняк Шереметьевых на Фонтанке (1750 -1755 гг. совместно с А. С. Аргуновым)
Архитектура В 1760 -е гг. на смену пышному и декоративному барокко пришел классицизм: классицизм - Ориентация на античную (древнегреческую и древнеримскую) традицию; - Античность (известная по памятникам литературы, скульптуры и архитектуры) воспринимается как благодатная эпоха свободного развития личности, духовного и физического совершенства человека, идеальной порой человеческой истории без общественных противоречий и социальных конфликтов; - В основе классицизма лежат идеи рационализма, нашедшие яркое выражение в философии Декарта; - Строгость форм, наличие портиков и колоннад (классический ордер); - Сдержанный колорит; - Утверждение классицизма во многом связано с развитием абсолютизма в России; - Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания;
Временные рамки господства стиля в России – 1760 -1830 е гг. , от времени раннего екатерининского правления гг. до первого десятилетия царствования Николая I. В рамках классицизма существовало несколько фаз: Ранний классицизм (1760 -е – 1 -я пол. 1780 -х гг. ), когда еще не до конца изжиты признаки барокко и рококо Зрелый классицизм, строгий классицизм (1780 -е – 1790 -е гг. ) – почти декларативное неприятие любых неклассических тенденций, принципиальное тяготение к антикизации; Высокий классицизм, поздний классицизм, русский классицизм ампир (1 -я треть XIX века) – чувствуется влияние ампир романтизма, окрепшего в живописи и графике. Ампир - стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во Франции в период правления императора Наполеона I; развивался в течение трех первых десятилетий XIX века; сменился эклектическими течениями.
- В раннем русском классицизме (1760 - 1770 гг. ) ещё сохранялась пластика и динамика форм, присущих барокко и рококо; - К раннему русскому классицизму относят архитекторов Ж. Б. Валлен-Деламота, А. Ф. Валлен-Деламота Кокоринова, Ю. М. Фельтена, К. И. Бланка, А. Кокоринова Фельтена Бланка Ринальди - В эпоху зрелого классицизма (1770 -1790 гг. ) классицизма появились классические типы дворца-усадьбы и крупного жилого дома, ставшие образцами строительства загородных дворянских усадеб и парадной застройки российских городов; - Архитекторы зрелой поры классицизма: В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов. Баженов Казаков Старов
Основные признаки классицизма Преобладающие и модные цвета: белый, насыщенные цвета; зеленый, розовый, пурпурный с золотым акцентом, небесноголубой; Линии стиля классицизма: строгие повторяющиеся вертикальные и горизонтальные линии; барельеф в круглом медальоне, плавный обобщенный рисунок, симметрия; Форма: четкость и геометризм форм, статуи на крыше, ротонда, для стиля ампир – выразительные помпезные монументальные формы; Характерные элементы интерьера: сдержанный декор, круглые и ребристые колонны, пилястры, статуи, античный орнамент, кессонный свод, для стиля ампир военный декор (эмблемы), символы власти; Конструкции: массивные, устойчивые, монументальные, Конструкции: прямоугольные, арочные; Окна: прямоугольные, удлиненные вверх, со скромным Окна: оформлением; Двери: прямоугольные, филенчатые; с массивным двухсткатным Двери: порталом;
- С 1740 г. учился в Тобольске, затем, - - приехав в Москве вместе с семьёй архитектора И. Я. Бланка, продолжил обучение в архитектурной школе Д. В. Ухтомского; С 1754 г. жил в Санкт-Петербурге; С 1761 г. директор, с 1765 г. - профессор, а с 1769 г. – ректор Императорской Академии художеств; Работы Кокоринова знаменуют переход от барокко к классицизму; Участвовал в проектировании и строительстве здания Академии художеств в Петербурге (1764 -1788 гг. , совместно с Ж. Б. Валлен. Деламотом); А. Ф. Кокоринов (1726 -1772 гг. )
Академия художеств
-Это сооружение стало образцом для последующих строений в стиле классицизма; - Исключительная ясность, симметрия, равновесие архитектурных объемов создают ощущение абсолютного покоя и гармонии; -Центра фасада отмечен пологим куполом, под которым находится зал центрального круглого вестибюля; -Архитекторы использовали ордер довольно сдержано: колонны расположены только в центре фасада, обозначая главный вход, и на выступающих ризолитах, за которыми вытянулись боковые флигели, придавая зданию П-образную форму; -Функциональность и простота здания Академии, строгая логика расположения внутренних помещений свидетельствуют, что архитекторы отказались от абстрактной идеальной модели, принимая во внимание потребности и нужды заказчика, стремясь, чтобы сооружение соответствовало своему предназначению.
Дворец для графа К. Г. Разумовского
- - французский архитектор, первый профессор зодчества в Петербургской Академии Художеств; Учился у своего дяди архитектора Ж. Ф. Блонделя и в 1750 -1752 в Италии; В 1759 г. приглашен И. И. Шуваловым со сроком на 3 года, для занятия должности архитектора при Московском университете и Академии Художеств; Работы: Гостиный двор (1761 -1785 гг. ), католическая церковь Екатерины (1763 -1783 гг. ) на Невском проспекте, Малый Эрмитаж (1764 -1767 гг. ), с обращенным к Неве строгим фасадом, согласованным своими пропорциями с Зимним дворцом; Участвовал в проектировании здания академии художеств (1764 -1788, с А. Ф. Кокориновым) и складов «Новая Голландия» (1765 -1780 гг. , с С. И. Чевакинским); Среди учеников - В. И. Баженов, И. Е. Старов. Ж. -Б. Валлен-Деламот (1729 -1800 гг. )
Большой Гостинный двор
Католический храм Св. Екатерины на Невском
Дворец графа И. Г. Чернышева
Фасады «Новой Голландии»
Юсуповский дворец на Мойке
«Малый эрмитаж»
Малый эрмитаж
Русский архитектор, художник, теоретик архитектуры и педагог, представитель классицизма, зачинатель русской псевдоготики, масон; - Природный талант к искусству обнаружил ещё в детстве, когда срисовывал всякого рода здания в древней столице; - Страсть к рисованию обратила на Баженова внимание архитектора Д. В. Ухтомского, принявшего в свою школу; из школы Ухтомского перешёл в Академию художеств; был помощником С. И. Чевакинского при постройке Никольского морского собора; - В сентябре 1759 г. был направлен для развития своего таланта в Париж; стал учеником профессора Шарля Девайи, занялся изготовлением моделей Девайи архитектурных частей из дерева и пробки; - Один из лучших практиков-строителей своего времени, отличался как искусством планировки, так и изяществом формы проектируемых зданий; - Являлся одним из проводников т. н. французского вкуса (стиля) в русской архитектуре; - Основные работы: дом Пашкова в Москве, дворцовый комплекс в Царицине; в Московском Кремле, вместо стен, служащих оградой святынь и дворцов, Баженов проектировал сплошной ряд зданий, которым была сделана торжественная закладка. «Форум великой империи» на Боровицком холме проектировался как грандиозный общественный центр, к которому должны были сходиться все улицы Москвы. Исторический контекст при этом практически не учитывался: - В. И. Баженов (1738 -1799 гг. )
Дом Пашкова
Дом Л. И. Долгова
Дом Юшкова на Мясницкой
Усадебная Владимирская церковь в Быкове (Марьино) под Москвой
«Царицыно»
- - - - Один из крупнейших представителей русской псевдоготики; разработчик проектов типовой застройки; В 1751 -1760 гг. был учеником в школе Ухтомского; С 1768 г. работал под руководством В. И. Баженова в Экспедиции кремлевского строения; в 1768 -1773 гг. участвовал в создании Большого Кремлёвского дворца, а в 1775 г. - в оформлении праздничных увеселительных павильонов на Ходынском поле; В 1775 г. утверждён в звании архитектора; Казакова отличало умение рационально разместить здания: главный корпус располагался в глубине обширного двора, на улицу выходили арки ворот, флигели, ажурные ограды; Во внешнем облике зданий Казаков стремился к простоте и лаконичности форм; строгие гладкие стены фасадов он дополнял графически четко проработанными немногочисленными деталями; Казаков решал задачу создания нового типа городского жилого дома, который отвечал бы экономическим, социальным и художественным запросам своего времени; Разработал и новый для эпохи тип "доходного" дома, где были торговые помещения и сдаваемые внаем квартиры; Прославился и как блистательный мастер интерьера: Колонный зал "Благородного собрания" с умелым использованием колонн, пилястр, карнизов; строил дворцы и купеческие особняки (дом-усадьба Демидова в Гороховом переулке, дом Губина на Петровке); многочисленные церкви (церковь Козьмы и Дамиана на Маросейке и др. ); большие общественные здания Москвы: дом московского генералгубернатора, здание Московского университета; ансамбль Голицынской больницы; продолжил работу над начатым Баженовым, но так и не завершенным проектом ансамбля в Царицыно; Вокруг Казакова быстро сложилась архитектурная школа, которая в 1805 г. была превращена в Архитектурное училище; Находясь в отставке, К. возглавил обширную работу по составлению перспективного, т. н. "фасаднического" плана Москвы, который должен был запечатлеть архитектурный облик города и от которого сохранились лишь фрагменты. М. Ф. Казаков (1738 -1812 гг. )
Здание Сената в Кремле (1787 г. )
Благородное собрание, 1775 г.
Петровский дворец
Голицынская больница
Павловская больница
Дом Губина
Дом Демидовых
Дом Долгоруких
- - - В 1755 г. был принят в воспитанники гимназии при Московском университете; В 1758 г. поступил в ученики Академии художеств к А. Ф. Кокоринову и Ж. Б. Валлен-Деламоту; В Париже учился у Ш. де Вайи, также бывал в Риме (изучал античные памятники); Уже в первых крупных работах Старова: усадьбах в Богородицке (близ Тулы), Никольском-Гагарине (близ Москвы, ныне больница; обе - 1773 -76 гг. ) и других - сказались его композиционная изобретательность, последовательность и систематичность в разработке приёмов раннего классицизма; О творческой зрелости Старова-градостроителя свидетельствуют его проекты планировки Воронежа и Пскова (оба-1774); С 1774 г. работал над реконструкцией Александро-Невской лавры в Петербурге (изменил планировку ансамбля, создал круглую в плане площадь перед въездом в лавру, выстроил большой Троицкий собор, 1778 -1790 гг. , и ограду с надвратной церковью, 1783 -85 гг. ). Строгой сдержанности внешнего облика собора, украшенного снаружи дорическим ордером, противопоставлены пышные коринфские колоннады и монументальная арка иконостаса внутри здания; В 1770 -1780 -е гг. Старов создал усадебные ансамбли близ Петербурга - в Тайцах (ныне дом отдыха; строительство с 1774 г. ), Сиворицах (ныне больница; 1775 -76 гг. ) и Пелле (не сохранился; 1785 -89 гг. ), в которых достиг органического сочетания сооружений с окружающей природой; Наиболее значительная постройка Старова в 1780 -е гг. - Таврический дворец в Петербурге (1783 -89 гг. ); В конце 1780 -х гг. Старов выполнил (неосуществленный) проект дома Шереметевых в Москве (своего рода дворца-музея) - один из самых интересных его замыслов, лучший образец его архитектурной графики (ныне в собрании Останкинского дворцамузея творчества крепостных, Москва); В начале 1790 -х гг. Старов много работал на Украине (селение Г. А. Потемкина Богоявленск на р. Буге, близ Николаева; собор в Николаеве; проекты планировки Екатеринослава и Николаева); С 1800 г. до своей смерти Старов стоял во главе строительного контроля при сооружении Казанского собора в Петербурге. И. Е. Старов (1745 -1808 гг. )
Дворцово-парковый комплекс в Пелле на левом берегу Невы (композиция включает главный дворец, 6 малых дворцов, 18 флигелей и домиков для придворных и служащих)
Усадьба Никольское-Гагарино
Усадьба Демидовых в Таицах
Усадьба Демидова в Тайцах - Место очень живописное у подножия Дудергофских - - высот, у истока реки Веревы; А. Г. Демидов строил усадьбу для больной туберкулезом дочери; Дом, имеющий два этажа, возвышается на высоком цоколе, обработанном рустами; Иоанический ордер, объединяющий этажи, балюстрада и венчающий здание цилиндрический по форме бельведер придают фасадам устремленность ввысь; Террасы-лоджии позволяли, не выходя из здания, обойти его, обозревая окрестности;
Усадьба Демидова в Сиворицах-Никольском
Усадьба Демидова на Петергофской дороге
Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры
Таврический дворец
Дворец Потемкина в Екатеринославе
- - Итальянский архитектор, работавший в России; Учился у Л. Ванвителли, в Италии участвовал в строительстве римского монастыря св. Августина, руководил возведением собора монастыря св. Магдалены в Пезаро; С 1754 г. работал в Петербурге; В 1756 -1790 гг. – придворный архитектор; Манера мастера отличалась рационализмом и в определенной степени консерватизмом. Это видно, например, по ордеру (колонны, пилястры и лопатки), основному элементу «итальянского вкуса» , который всегда располагается в значимых для архитектурной конструкции местах – на углу, охватывая обе его стороны, и в ровном ритме на протяжении всего фасада; Среди работ Ринальди нет ни одного сооружения с совершенно гладкой стеной, прорезанной прямоугольниками окон и дверей, и с портикомнакладкой; Но кроме этого, создавая «современные дома» , он был вынужден учитывать модные тенденции в убранстве интерьера. В 1760 -х гг. благодаря французскому влиянию в России стал популярен т. н. греческий вкус (то, что мы сейчас называем ранним классицизмом). Прихотливые изгибающиеся орнаменты (рокайли и картели, элементы «живописного вкуса» , то есть рококо) уступили место более строгим греческим венкам и гирляндам. Образцом этого «нового вкуса» можно считать главные залы двух дворцов, Гатчинского и Мраморного – Белый и Мраморный. Антонио Ринальди (1709 -1794 гг. )
Объемно-пространственное решение дворца и его планировка необычны. Это небольшое, почти кубической формы двухэтажное здание, увенчанное балюстрадой. В плане дворец имеет форму квадрата, один из углов которого срезан по плавной дуге. Именно эта часть здания –плавный переход от одной стороны здания к другой – и играет роль главного фасада. Благодаря этому дворец обозревается сразу с трех сторон. Этот прием придает неповторимое своеобразие облику дворца, миниатюрное здание воспринимается как бы в развороте, визуально кажется массивнее, значительнее. - Первый этаж дворца имел служебный характер. Он трактуется как опора второго, парадного этажа и покоится на невысоком цоколе, прорезанном окнами. Он рустован сплошными горизонтальными полосами, что визуально делает его как бы ниже, приземленнее. - Второй этаж решен параднее и производит впечатление большей легкости, ибо в нем преобладают вертикали. Окна, расположенные соответственно окнам первого этажа, по существу являются застекленными дверями. В своей нижней части они защищены кованными решетками с тонким орнаментом. -
Ораниенбаум. Дворец Петра III
Ораниенбаум. Китайский дворец
-Выстроен для императрицы Екатерины II; - Является частью ансамбля Собственной дачи в Ораниенбауме; - Свое название получил благодаря тому, что его несколько интерьеров отделаны в китайском стиле (шинуазри), что было в то время очень модным; -Из всех построек Ораниенбаума сер. XVIII в. именно в Китайском дворце стиль рококо (который в России нигде, кроме Ораниенбаума, не получил распространения) проявил себя наиболее полно (1. Все постройки Ринальди отличаются строгостью и простотой внешнего облика и одновременно роскошью, изысканностью, разнообразием внутреннего убранства; 2) соединение интерьера и окружающей природы – испытанный прием стиля рококо; 3) различие обработки интерьеров); -Северный фасад выглядит более торжественно и нарядно. Центр его выделен в виде ризалита овальной формы с четырьмя пилястрами. Выступ завершен фронтоном и фигурным аттиком барочного типа. На нем установлены три белые декоративные скульптуры (в XVIII веке кровля дворца окаймлялась балюстрадой с вазами и статуями. По осям трех скульптур расположены окна-двери с полуциркульными завершениями. Такие же дверные проемы расположены в боковых ризалитах дворца. Их завершают сандрики с рельефным орнаментом – раковиной и гирляндами. -Южный фасад, обращенный к пруду, выглядит совсем по-другому. К зданию пристроены два сильно выступающих ризалита, которые предназначались для жилых покоев. В XVIII в. ризалиты образовывали собой миниатюрный дворик, в центре которого находился вход во дворец. -
- - - В конце XVIII в. о Катальной горке в Ораниенбауме И. Г. Георги писал: «Гора есть свод около 10 саж. вышины, имеющий в верху с галереею и увеселительным домиком, в коем находится шесть резною работою и позолотою украшенных одноколок, на подобие триумфальных колесниц, гондол и оседланных зверей, - скат и вообще все так же, как было в Царском Селе. На каждой стороне ската есть покрытая колоннада, по коей вверху и внизу прогуливаться можно, и особливо вверху, - не токмо вольный воздух, но и весьма приятный вид имеет» ; Катальная горка в Царском Селе, воздвигнутая в 1753 -1757 гг. по проекту Растрелли и техническим расчетам механика А. К. Нартова, и в Ораниенбауме, построенная Ринальди в 1762 -1774 гг. , поражали архитектурным замыслом и размахом; Идея сооружения этих горок восходит к традиционному народному развлечению – катанью с ледяных гор. При создании архитектурно-пространственных композиций монументальных гор зодчие решали проблему впервые, ибо у катальных гор не было архитектурного прообраза. Ораниенбаумская Катальная горка – крупное и сложное сооружение, созданное Ринальди. Она была и одним из самых своеобразных творений зодчего. К южному выступу павильона Катальной горки примыкал волнистый скат, состоявший из четырех горок. Он имел три колеи шириной более 6 метров, средняя из которых служила для катания. Коляски двигались по вырезанным колеям деревянных скатов. Боковые колеи предназначались для подъема колясок с помощью специальных приспособлений с блоками.
Большой Гатчинский дворец
Китайский театр (Каменная опера) в Царском селе
- Памятник создан в память о сражении в Чесменской бухте в 1770 г. , символизирующий силу и славу русского флота; - Дорическая колонна высотой 25 метров выполнена по проекту архитектора Антонио Ринальди из олонецкого мрамора и установлена в 1776 г. в центре Большого пруда; - Прообразом памятника стали античные стелы, украшенные отрубленными носами захваченных в плен кораблей; - Орёл на вершине колонны - не только символ отваги и силы, но и образное напоминание о герое Чесменской победы - графе Алексее Орлове. Чесменская колонна
- - Морейская колонна (Малая Ростральная колонна) была воздвигнута 4 октября 1771 года у каскада между Первым и Вторым Нижними прудами Екатерининского парка по проекту архитектора Антонио Ринальди; Эта колонна – памятник воинской славы в часть побед морской пехоты русского флота под командованием генерал-майора Ф. Г. Орлова на полуострове Морея во время первой Архипелагской экспедиции 1769 -1774 гг. в Средиземном море; Памятник представляет собой относительно небольшую, изящную колонну, выполненную из синего с белыми прожилками мрамора, которая увенчана навершием с двумя небольшими рострами; На лицевой стороне четырехгранного постамента укреплена бронзовая доска со словами: « 1770 года, февраля 17 дня, граф Федор Орлов с двумя российскими военными кораблями, приплыв к полуострову Морее в Средиземном море, у порта Витулио, сухопутные войска высадил на берег и пошел сам к Модону. По соединении с христианами тоя земли капитан Барков со Спартанским Восточным легионом взял Пассаву, Бердони и Спарту, капитан же князь Долгорукий со Спартанским Западным легионом покорил Каламату, Леоктарн и Аркадию. Крепость Наварнская сдалась бригадиру Ганнибалу. Войск российских было числом шесть сот человек, кои не спрашивали, многочислен ли неприятель, но где он; в плен турков взято шесть тысяч» . Морейская колонна
- - - Мраморная колонна светло-серого цвета на трехступенчатом гранитном основании была воздвигнута в честь присоединения Крыма к России по условиям Кючук-Кайнарджийского мирного договора; Автор Крымской колонны не установлен, однако, вероятнее всего, ее создателем является архитектор А. Ринальди, спроектировавший Чесменскую колонну, Морейскую колонну и Кагульский обелиск в Царском Селе; Другое название Крымской колонны – Сибирская – было дано ей по происхождению мраморного монолита, из которого она была изготовлена. Крымска колонна
Мраморный дворец
Мраморный зал Стены облицованы уральским, карельским, греческим, итальянским мрамором и прибайкальским лазуритом
Родом из старинной знатной семьи потомственных живописцев. Получил хорошее классическое образование. Обучался живописи в Бергамо, затем в Риме; - В Риме сложились художественные взгляды Кваренги, сформировался его интерес к изучению античности; - В январе 1780 г. вместе с женой прибывает в Петербург и становится придворным архитектором Екатерины II. Строит в Петербурге, пригородах, в Москве и в провинции. Работает и над внутренней отделкой своих сооружений (интерьеры почти не сохранились). За свои заслуги получает потомственное российское дворянство и орден Св. Владимира I степени (1814); - Работы Кваренги исполнены в духе палладианства (ранняя форма классицизма, - выросшая из идей итальянского архитектора Андреа Палладио (1508 -1580 гг. ). В основе стиля лежат строгое следование симметрии, учёт перспективы и заимствование принципов классической храмовой архитектуры Древней Греции и Рима) и новой итальянской школы; - Работы Кваренги – характернейший пример зрелого классицизма в русской архитектуре; Джакомо Кваренги (1744 -1817 гг. )
Петергоф. Английский дворец
Эрмитажный театр
Академия наук
Ассигнационный банк
Александровский дворец в Царском селе Дворец представляет собой вытянутое в длину двухэтажное здание с двойными флигелями по сторонам. В центре главного северного фасада два ряда колонн составляют великолепную сквозную колоннаду коринфского ордера. Со стороны регулярной части Александровского парка фасад здания решен в виде полуротонды, перекрытой сферическим куполом.
Конногвардейский манеж
«Кабинет Его Императорского Величества»
Смольный институт благородных девиц
- - Известный и талантливый скульптор второй половины XVIII в. ; Приехал учиться в Петербург и закончил Академию художеств по классу Жилле с большой золотой медалью; Шубин работал в основном с мрамором, очень редко обращался к бронзе. Его работы относят к жанру классицизма; Большинство его скульптурных портретов исполнены в форме бюстов. Это бюсты вице-канцлера А. М. Голицына, графа П. А. Румянцева. Задунайского, Потемкина. Таврического, М. В. Ломоносова, Павла I, П. В. Завадовского, статуя Екатерины II-законодательницы и другие; Шубин работал не только как портретист, но и как декоратор, создав 58 мраморных исторических портретов для Чесменского дворца (1771 -1775 гг. ), 42 скульптуры для Мраморного дворца (1775 -1785 гг. ) и пр. Шубин Ф. И. (1740 -1805 гг. )
Бюст князя А. В. Голицына
Бюст А. А. Безбородко
Бюст М. Р. Паниной
Бюст Павла I
Екатерина IIзаконодательница
Бюст князя Г. А. Потемкина-Таврического
Самсон, раздирающий пасть льву (скульптор М. И. Козловский)
Памятник А. В. Суворову (скульптор М. И. Козловский)
Амур (скульптор М. И. Козловский)
Бдение Александра Македонского Образ античного героя послужил скульптору для воплощения нравственных идеалов эпохи Просвещения - воспитания твердой воли и стремления к знаниям. Композиция и общее пластическое решение статуи проникнуты духом "спокойного величия и благородной простоты", все отличается строгостью и соразмерностью, все построено на плавном перетекании контуров и форм. Тело юноши охвачено дремотным оцепенением, мускулатура как бы "притушена" тончайшей пленкой матового покрова мрамора, голова склонилась к руке, опирающейся на колено. . . Но спокойствие обманчиво.
Яков Долгорукий, сжигающий царский указ
Екатерина II в образе Фемиды
французский скульптор, в своих произведениях воплотивший эмоционально-лирическую линию европейского классицизма XVIII в. ; - В 1744 г. принят в Парижскую Академию за представленную на конкурсе группу «Милон Кротонский» ; в 1754 г. за исполнение этой группы в мраморе получил звание академика. В этом раннем произведении, как и в ряде других работ, Фальконе сохранил свойственную пластике барокко динамику и театральность, одновременно тяготея к классицистической ясности формы. - В 1757 г. Фальконе был назначен директором Севрской фарфоровой мануфактуры (находившейся под покровительством маркизы де Помпадур), для которой создает множество сразу вошедших в моду статуэток из бисквита с изображением аллегорий и мифологических персонажей. Преклоняясь перед античным искусством, мастер, однако, никогда не воспринимал его как холодный и безжизненный канон. «Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне» , - эти слова всегда были девизом Фальконе. - Этьен Морис Фальконе (1716 -1791 гг. )
Медный всадник Всю жизнь Фальконе мечтал о создании монументального произведения, — воплотить эту мечту ему удалось в России. По совету Дидро императрица Екатерина II поручила скульптору создание конного памятника Петру I. Эскиз из воска был сделан ещё в Париже, после приезда мастера в Россию в 1766 началась работа над гипсовой моделью в величину статуи. Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны» , который «простирает десницу над объезжаемой им страной» . В статуе царя, усмиряющего коня, великолепно передано единство движения и покоя; особое величие монументу придают царственно гордая посадка Петра, повелительный жест руки, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли.
Живопись - Большую роль в истории русского изобразительного искусства сыграла созданная в 1757 году в Петербурге Академия художеств, ставшая вскоре центром художественной жизни страны; - Академия давала своим питомцам основательные знания в области рисунка, живописи, лепки, анатомии, перспективы. Первые же выпуски Академии показали высокий уровень подготовки ее питомцев. Академия быстро превратилась в одно из лучших художественных учебных заведений Европы;
- Историческая живопись как самостоятельный жанр: жанр - Возникает в русском искусстве в начале XVIII в. , достигает - - расцвета во второй половине XVIII в. Художники: А. Лосенко, И. Акимов, П. Соколов и Г. Угрюмов; Угрюмов Историческая живопись – самый значительный и самый «благородный» из всех художественных жанров; Историческая картина, воспевая прошлое русского народа, призвана была воспитывать у современников любовь и уважение к России, возбуждать в них стремление следовать героическому примеру предков. Первым подлинно крупным мастером исторической живописи в XVIII в. был А. Лосенко, воспитанник Лосенко Академии художеств, проживший недолгую жизнь, но успевший сделать многое для развития русского искусства.
Владимир и Рогнеда (1770 г. ) Эпизод далекого прошлого художник старался передать не в традиционной форме отвлеченных образов, а, напротив, искал жизненной правды. В этом смысле особенно показательны фигуры воинов на упомянутом полотне. Лосенко оставил ряд очень выразительных и правдивых подготовительных рисунков, изображающих русских мужиков, на основе этих рисунков и были написаны прекрасные по своей естественности образы воинов в картине «Владимир и Рогнеда» .
Прощание Гектора с Андромахой
Портрет великого князя Павла Петровича в детстве Портрет И. И. Шувалова
Г. Угрюмов – крупнейший исторический живописец конца XVIII и начала XIX в. ; - В творчестве художника нашли отражение сюжеты из русской истории; - В его произведениях запечатлены образы Александра Невского, Ивана Грозного, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского; - Одним из наиболее значительных произведений, прославившим имя Угрюмова, была картина «Испытание князем Владимиром силы русского богатыря Яна Усмаря перед поединком его с печенежским богатырем» . В этой картине Угрюмов воспел силу русского юноши Яна Усмаря, который, победив в единоборстве печенежского богатыря, обратил в бегство полчища врага и спас родную страну от поработителей; - У Угрюмова учились крупнейшие художники начала XIX в. – Андрей Иванов, Егоров, Шебуев, Кипренский.
Испытание силы Яна Усмаря
Въезд Александра Невского во Псков
Избрание Михаила Федоровича на царство
Взятие Казани войсками Ивана Грозного
Середина XVIII в. – время подъема и возрождения национальных традиций – в области живописи представлена именами И. Я. Вишнякова, А. П. Антропова, И. П. Аргунова. Легкость и свобода в построении композиции, в движении кисти и мазке петровских пенсионеров сменяется у мастеров середины столетия большей традиционностью письма, нарочитостью в позировании модели.
И. Я. Вишняков О выдающемся мастерстве и одаренности Ивана Яковлевича Вишнякова можно судить по портретам К. и Н. Тишиных и особенно Сарры Фремор. Изобразив девочку в платье придворной дамы, художник, вместе с тем, запечатлел живой и реальный образ подростка- неловкость и скованность движений, некоторая напряженность позы, угловатость. Несмотря на статичность модели, условность в трактовке фигуры, жеста, орнамента, портрет Сарры Фремор покоряет своей поэтичностью.
Портрет С. -Э. Фермор Портрет Вильгельма Георга Фермора
Портрет Федора Николаевича Голицына в детстве Портрет М. С. Бегичева
Портрет Елизаветы Петровны
А. П. Антропов - Крупный мастер живописного портрета, сочетавший разнообразные художественные приемы; - Портрет статс- дамы А. М. Измайловой(1759) интересен выразительной характеристикой модели. Его отличают национальная и историческая типичность образа, живописно- пластическая цельность. Портрет прост по композиции. Он построен на сочетании звучных и синих тонов.
Портрет Петра I
Портрет Анны Карловны Воронцовой Портрет статс-дамы Апраксиной
Портреты Екатерины II
Портрет Елизаветы Петровны Портрет царицы Софьи
И. П. Аргунов - Крепостной графов Шереметьевых - представитель очень талантливой семьи архитекторов и художников; - Он создал многочисленные портреты Шереметьевых и людей их круга. Обычно они ему не позировали, и Аргунов писал их, наблюдая во время торжественных праздников во дворце; - К лучшим произведениям художника относятся парные портреты К. А. Хрипунова, «иностранной коллегии переводчика» , и его жены(1757)людей незнатного происхождения; - Аргунов изображает свои модели крупным планом: они словно находятся рядом со зрителем.
Портрет Н. П. Шереметева в детстве Портрет А. П. Шереметевой
Портрет А. А. Лазаревой Портрет Л. М. Лазарева
Портрет Екатерины II
Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме
Портрет – наиболее интересное направление русской живописи второй половины XVIII в. : - Острота психологической характеристики, бросается в глаза; - Русские мастера все более тяготеют к правдивой передаче образа человека; - Знаменательно, что в эту пору создаются уже портреты не одной только знати и «сильных мира сего» , но и ряда прогрессивных общественных деятелей. В этих портретах начисто отсутствуют элементы парадности и внешнего лоска; свое внимание художники обращают на передачу внутреннего содержания человека, на раскрытие силы его ума, благородства его помыслов и стремлений; - Художники умели воссоздавать реальный образ с помощью различных живописных средств: изысканных цветовых оттенков, дополнительных цветов и рефлексов, богатейшей системой многослойного наложения красок.
Ф. С. Рокотов (1735 -1808 гг. ) - Крупнейший русский портретист второй половины ХVIII в. ; - Он уже молодым человеком получил широкую известность как - - умелый и оригинальный живописец. Его творческое наследие значительно. Рокотов уже в 1760 году ученик Академии художеств, а через три года - ее преподаватель и затем академик; В 1765 году Рокотов покинул Академию художеств и переехал навсегда в Москву; Непревзойденный мастер камерного портрета; портрета Художник любил изображать человека без парадного окружения, не позирующим. Люди в поздних портретах Рокотова становятся более привлекательными в своей интеллектуальности и одухотворенности; Обычно Рокотов использует мягкое освещение и все внимание сосредоточивает на лицах. Люди в его портретах почти всегда чуть-чуть улыбаются, нередко пристально, иногда загадочно глядят на зрителя. Их объединяет нечто общее, какая-то глубокая человечность и душевная теплота;
портрет А. П. Струйской портрет В. Н. Суровцевой
Портрет А. И. Воронцова Портрет А. Д. Меншикова
Портрет Екатерины II
портрет Петра Федоровича, будущего императора Петра III
портрет А. Г. Бобринского в детстве портрет В. И. Майкова
Д. Г. Левицкий (1735 -1822 гг. ) - - - Он родился, вероятно, в Киеве и вначале учился изобразительному искусству у своего отца - известного украинского гравера; В 1770 г. на выставке в Академии художеств Левицкий выступил с рядом портретов, представ сразу же зрелым и крупным мастером. За один из них - архитектора А. Кокоринова - он был удостоен звания академика; Художник еще опирается на традиции барочного портрета; крупнейший мастер парадного портрета; Создатель знаменитой серии портретов смолянок - воспитанниц Смольного института. Художник изобразил каждую из воспитанниц этого привилегированного дворянского учебного заведения за любимым занятием, в характерной позе. Левицкий прекрасно передал очарование молодости, счастья юной жизни, разные характеры; 1770 – 1780 -е гг. – расцвет творчества мастера; Интимные (камерные) портреты представляют вершину достижений художника; Левицкий по-разному относился к моделям своих портретов: к одним - с теплотой и сочувствием, к другим - как бы безразлично, третьих осуждал. Как и многие русские художники того времени, Левицкий получал за свои портреты намного меньше, чем заезжие иностранные живописцы. Он умер в тяжелой нужде глубоким стариком, до последних дней не оставляя кисти; Абсолютная портретная схожесть в сочетании с тонким психологизмом и мастерской передачей материала окружающих аксессуаров.
Портрет архитектора А. Ф. Кокоринова
Графиня Урсула Мнишек (около 1750 – 1808) – блестящая аристократка, статсдама русского двора, сестра последнего польского короля Станислава Августа Понятовского, кавалерственная дама ордена Св. Екатерины. Левицкий использует для портрета редкий в его творчестве овальный формат, в который мастерски вписывает полуфигуру модели. Колорит построен художником на холодноватом сочетании голубых и сияющих жемчужных тонов. С безупречным мастерством переданы тяжелый атлас и прозрачное кружево великолепного парадного туалета, пышные пряди напудренных волос, эмалевый блеск глаз графини. Гладкая живописная поверхность усиливает ощущение холодного великолепия портрета, безупречности, отстраненности героини и от мира художника, и от мира взирающих на портрет зрителей.
портрет Анны Артемьевны Воронцовой в детстве портрет Прасковьи Артемьевны Воронцовой в детстве
портрет Артемия Ивановича Воронцова портрет Н. И. Новикова
Портрет вице-канцлера А. М. Голицына
Портрет воспитанниц воспитательного общества благородных девиц Е. Н. Хрущевой и княжны Е. Н. Хванской
Портрет великого князя Александра Павловича в детстве
Портрет Прокопия Акинфеевича Демидова
В. К. Боровиковский (1757 -1825 гг. ) - Несмотря на то, что художник официально не числился - - - учеником Академии, он, без сомнения, пользовался советами ее преподавателей и прежде всего Левицкого; Природное дарование и железное упорство молодого художника привели вскоре к тому, что Боровиковский выдвинулся в число первых мастеров конца XVIII в. ; Автор как парадных, так и камерных интимных портретов; Постоянный интерес к душевным переживаниям человека, подчеркнутая лиричность и созерцательность, овеянные дымкой сентиментальности, столь характерной для эпохи, свойственны большинству произведений Боровиковского; Художник никогда не шел по пути внешней, поверхностной характеристики образа, постоянно стремясь к передаче тончайших душевных движений портретируемых лиц.
Портрет Е. А. Нарышкиной Портрет М. И. Лопухиной
портрет Г. Р. Державина
Портрет М. И. Долгорукой Портрет А. А. Долгорукого
Портрет Павла I Портрет Екатерины II в Царскосельском парке
портрет князя А. Б. Куракина
Водопад в Триволи близь Рима С. Ф. Щедрин Родоначальник русской пейзажной живописи
Вид Соренто близь Неаполя
Новый Рим. Замок Св. Ангела