культура 1 пол. 18 века.pptx
- Количество слайдов: 80
Культура России первой половины XVIII в.
- Эпоха Петра I (1672 -1725 гг. ) стала переломной в истории нашей страны; - Древняя Русь ушла в прошлое; - С. Ф. Платонов: «Петр проводил свои реформы без четкого плана, отзываясь на первоочередные потребности. Главным стимулом его деятельности были военные нужды. Россия должна была стать мощной обороноспособной державой европейского уровня. Этим фактором, так или иначе, было обусловлено большинство петровских начинаний. Кроме того, большое влияние на характер реформ оказала симпатия Петра к западному образу жизни и быту, зародившаяся еще в годы ранней юности, во время частых его визитов в Немецкую слободу в Москве» .
Реформы в области быта Указы: - Предписание дворянству брить бороды; - Носить платье немецкое и французское; - Учреждение ассамблей (26 ноября 1718 г. ) – новой формы досуга для дворян; обязательное участие женщин, что было не характерно для предшествующей эпохи; - «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению» (1717 г. , сборник правил поведения в обществе и дома);
в области сельского хозяйства: - Освоены новые культуры растений: картофель, завезенный Петром, но получивший распространение только во второй половине XVIII – начале XIX в. ; активно насаждалась культура винограда; - Насаждались более совершенные сорта технических культур: льна и конопли; - Заводился голландский скот; - Совершенствовались технологии: серпы заменялись косами-литовками;
в технике и промышленности: - Новый уровень развития; - При активном участии государства в России устраиваются мануфактуры, совершенствуется их техническое оснащение; - Издавались указы, регламентировавшие ширину холстов; указы, под страхом ссылки на галеры запрещающие выделывать кожу для обуви дегтем и требующие обрабатывать ее ворванным (китовым) салом; указы, касающиеся обработки пеньки;
Образование - Важнейшая задача – воспитание образованных - - людей, специалистов, необходимых для построения нового государства; 20 января 1714 г. указ, по которому к дворянской обязанности – служить добавлялась еще одна – учиться; Дворянин до 15 -ти лет должен был обучиться грамоте, «цифири» , геометрии, иначе – запрет на заключение брака; Указом 14 января 1701 г. положено начало светскому образованию, была открыта школа Математицких и навигацких наук в Сухаревой башне в Москве; Создана Артиллерийская школа, в 1712 г. Инженерная школа;
- В школах преподавались точные науки: арифметика, геометрия, черчение и профессиональные знания по профилю школы; - 1707 г. создана Медицинская академия; НО! - Возникли трудности, связанные с отсутствием системы начального образования => в 1716 г. начали создаваться цифирные школы, переданные в ведение Морского ведомства; из-за недостатка финансирования и отсутствия учителей они вскоре зачахли; - развивается система церковного образования => создается сеть епархиальных школ;
Развивающаяся школа требовала новых учебников => - 1701 г. «Букварь словенскими, греческими, римскими письмены учатися хотящим» Федора Поликарпова (преподаватель Славяно-греколатинской академии); - 1703 г. – «Арифметика, сиречь наука численная» Леонтия Магницкого; - 1725 г. – открытие Академии наук. Проект устава Академии разработан при непосредственном участии царя; для работы академии приглашены видные иностранные ученые: Бернулли, Эйлер; - При Академии были открыты гимназия и академический университет;
- Возрастает объем выпуска печатной продукции; - Открываются новые типографии; - 1708 г. – церковно-славянский шрифт заменен более простым гражданским; - С конца 1702 г. в России начала издаваться первая печатная газета для широкого читателя – «Ведомости» .
Общественно-политическая мысль Феофан Прокопович (1681 -1736 гг. ): Прокопович - ближайший сподвижник Петра I; - выдающийся писатель-публицист и поэт, блестящий оратор; - 1720 г. «Слово похвальное о флоте российском» ; - 1721 г. «Слово» при открытии Синода; - По поручению Петра I разработал «Духовный регламент» и «Правду воли монаршей» ; монаршей»
Общественно-политическая мысль Федор Степанович Салтыков (? – 1715 г. ): - Представитель древнего боярского рода; - Сподвижник Петра I; - Во время поездки в Англию в 1713 -1714 гг. предложил использовать некоторые формы английского государственного и социального устройства в России; - «Пропозиции» и => «Изъявления, «Пропозиции» прибыточные государству» - укрепление положения дворянства, распространение образования, развитие промышленности и торговли; => на основании рекомендаций был издан в 1714 г. указ о единонаследии.
Общественно-политическая мысль Иван Тихонович Посошков (1652 -1726 гг. ): Посошков - купец, сын ремесленника-ювелира, идеолог торгового сословия; - Самоучка, никогда не бывал за границей; - «Книга о скудости и богатстве» (1724 г. ) предназначалась Петру, содержит много зрелых и оригинальных идей; => государство должно всячески опекать купечество, обеспечивать его ссудами, жаловать казенными заводами, обеспечить рабочей силой, нанятой из бродяг и нищих; - Взгляды близки концепции меркантилизма;
Искусство - Петровские реформы + глобальные изменения в - - жизни общества = сильнейший импульс развития искусства; Происходит резкая трансформация художественной традиции; Россия обращается к западной школе живописи; Усиление интереса к человеку, к его внутреннему миру, с одной стороны, и к строению тела, с другой; В обиход входят новые материалы (холст, масляные краски, мрамор), мастера овладевают техническими приемами реалистической передачи окружающего мира; используется прямая перспектива для передачи глубины и объемности пространства;
- Художники в бликах и тенях прослеживают - - направление света, учитывают расположение его источника; Художники учатся передавать фактуру материала: металл, мех, ткань, стекло; В живопись проникает огромное количество образов и сюжетов; Портретная живопись - самая интересная сфера развития изобразительного искусства, более других свидетельствующая о глубине и резкости произошедшего перелома; Первые художники И. Н. Никитин и А. М. Матвеев
Искусство Иван Никитьевич Никитин (1690 -1742 гг. ): - Из семьи московского священника; - По приказу Петра I для завершения образования был отправлен в Италию на стажировку; - По возвращении пожалован званием «гофмалера» (придворного художника); - Любимый художник Петра I, предмет его патриотической гордости перед иностранцами; - Работы мастера отличает общий реализм, прямота психологических характеристик, темный и насыщенный колорит;
Портрет С. Г. Строганова
Портрет Елизаветы Петровны ребенком
портрет канцлера И. Г. Головкина
Портрет Петра I. Петр I на смертном ложе
Портреты царевны Натальи Алексеевны
Портрет царевны Прасковьи Ивановны
портрет цесаревны Анны Петровны
Искусство Андрей Матвеевич Матвеев (1701 -1739 гг. ): - Учился в Амстердаме (Голландия) у известного - - - портретиста Арнольда Схалкена; в Антверпенской Академии художеств (Бельгия) у художника Спервера; Овладел всеми живописными манерами, освоил композиционное построение и особенности разноплановых произведений; В Россию вернулся в 1727 г. мастером европейского уровня; Писал – иконы, росписи плафонов и триумфальных ворот, орнаменты, портреты; занимался реставрацией монументально-декоративных произведений; Часто работал с архитекторами Трезини и Земцовым.
автопортрет с женой
Венера и амур
портрет врача И. А. Ацаретти
портрет И. А. Голицына
Портрет Петра I
Искусство Таннауэр Иоган Гонфрид (1680 -1737 гг. ): Гонфрид - Художник немецкого происхождения; - По приглашению Петра I поступил на российскую службу в Вене, в октябре 1710 г. ; - В 1711 г. приехал в Смоленск, сопровождал Петра в Прутском походе, потом поселился в Санкт. Петербурге, где и проживал вплоть до 1737 г. - Среди учеников: Еропкин, Усов, Черкасов.
портрет Марии Меньшиковой
портрет Алексея Петровича
портрет Петра I
портрет Ф. М. Апраксина
Искусство Луи Каравакк (1684 -1754 гг. ): - «гасконец, как по рождению, так и по привычкам и манерам» ; - Из семьи резчика-декоратора, представитель династии, связанной с декорированием кораблей в Тулоне, позднее галер в Марселе; - 13 ноября 1715 г. в Париже заключил с П. Лефортом контракт на три года о поступлении на русскую службу живописцем «исторических картин, портретов, лесов, деревень, цветов и зверей в большом, малом и миниатюрном виде» , с обязательством взять в помощники русских учеников; - В 1716 г. приехал в Санкт-Петербург, где и остался навсегда;
- На протяжении жизни в России Каравакк - неоднократно писал Петра I и Екатерину I, их дочерей – Анну, Елизавету, Наталью; Детей царевича Алексея – Наталью и Петра; В 1721 -1727 гг. он исполнял росписи и руководил живописными работами в Петергофе; В 1725 -1727 гг. работал в Петербурге в «новых палатах» Летнего дворца; Участвовал в создании иконостаса церкви Зимнего дворца.
портрет Анны Иоановны
портрет Анны Леопольдовны
портрет Петра I
Петр Великий в Полтавской битве
Портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны
Царевич Петр Алексеевич и царевна Наталья Алексеевна
Искусство. Гравюра - Занимала особое место в искусстве I пол. XVIII в. ; - Наиболее доступный для широких масс вид искусства; - Сюжет: виды морских сражений, городов, торжественных праздников, портреты великих людей; - Сочетание западной техники и национального характера русской гравюры характерно для работ Ивана и Алексея Зубовых, Алексея Ростовцева; - Излюбленная тема А. Ф. Зубова – виды Петербурга, в которые включались водные пейзажи с кораблями;
Зубовы. Александро-Невская лавра
Зубов. Полтавское сражение. Триумфальный въезд русских войск в Москву после Полтавской битвы
Зубов. Панорамы Санкт-Петербурга
А. И. Ростовцев. Вид Ярославля. Осада Выборга. Осада Шлисельбурга.
- становление русской скульптуры; - Выходец из Флоренции, приглашен Петром в Россию в 1716 г. (в обязанности входило проектирование дворцов, каскадов и фонтанов, исполнение статуй из мрамора, порфирида и др. , отливка скульптур из меди, свинца и т. д. ); - Растрелли хорошо рисовал, умел работать в бронзе, владел техникой художественного литья, ювелирного дела, навыками архитектурного проектирования; - Автор галереи скульптурных портретов виднейших деятелей государства – соединение пышной барочной парадности с вдумчивым проникновением в человеческую душу. Карло Бартоломео Растрелли (1675 -1744 гг. )
Бюст А. Д. Меньшикова (мрамор). Бюст Петра I (бронза)
Анна Иоанновна с арапчонком
Конная статуя Петра I -В 1720 г. по заказу царя была сделана небольшая модель будущего памятника; -В 1724 г. модель появилась в окончательном виде; -Только через 20 лет, уже после смерти архитектора и при участии его сына Ф. -Б. Растрелли памятник был отлит из бронзы; -Памятник был установлен Павлом I лишь в 1800 г. перед Михайловским замком; -Это первый конный памятник в русском искусстве, хотя и установлен позже «Медного всадника» .
Архитектура - На градостроительные планы повлияла поездка Петра I а Европу – берлин и Амстердам; - Внимание царя привлекли застройка улиц и площадей «сплошною фасадою на фламандский манир» , замощенные мостовые, публичные площади с фонтанами, скульптурой, каналы; - Поначалу Петр намеривался изменить архитектурный облик Москвы =>указы о выпрямлении и расширении улиц, о запрещении строить в центральных районах города деревянные здания, но в сложившейся планировке Москвы трудно было использовать новые принципы регулярной застройки;
- В 1706 г. было создано правительственное учреждение - - «Канцелярия от строений» , занимавшееся вопросами упорядоченной застройки нового города; Жан-Батист Леблон разработал регулярный план идеального города-крепости с центром на Васильевском острове; Рядовая застройка велась по типовым проектам для различных групп населения: «для подлых» , «для зажиточных» , «для именитых» ; Дома ставились цепочкой с небольшими промежутками или же сплошным фронтом по «красным линиям» улиц; на смену хоромам пришли дворцы и особняки европейского типа с анфиладным расположением парадных помещений; Обязательной принадлежностью дворца становится регулярный парк; В 1730 г. закладываются основные загородные резиденции в лучших традициях европейского барокко: Петергофский, Царскосельский и Стрельнинский ансамбли; Постепенно «регулярная» столица Санкт-Петербург становится символическим воплощением абсолютистской империи с ее идеей всеобщего порядка;
Ж. -Б. Леблон. Генеральный план Петебрурга
Типовой проект здания «для именитых» , 1717 г.
Проекты образцовых домов: а- для подлых; б - для зажиточных; в – для именитых
- «Образцовый дом для подлых» : подлых» как правило, такое строение было одноэтажным, простым в архитектурном отношении, да и внутри оформлялось весьма скромно. Такой дом служил жильем для тех, кто трудился в поте лица; - «Образцовый дом для зажиточных» представлял собой здание, которое могло иметь большую протяженность фасада, а при наличии средств - и надстроенный второй этаж. Обычно он принадлежал зажиточному ремесленнику, владельцу пекарни или, выражаясь современным языком, «представителю среднего класса» . - Жан-Батист Леблон разработал «образцовые» фасады «домов для именитых» : в этих проектах уже именитых» появились архитектурные изыски, украшения, подчеркивающие знатное происхождение владельца.
Архитектура - Трезини Доменико Андреа (ок. 1670 -1734) – инженер-строитель и Андреа - - - архитектор; в России его звали Андреем Якимовичем; итальянец, родом из Швейцарии; родился и вырос в селении Астано, близ Лугано в Тессинском кантоне, заселенном в основном итальянцами; Учился в Италии; с 1699 г. работал в Дании, откуда в 1703 году русский посол А. П. Измайлов пригласил его на русскую службу как фортификатора. Это определило судьбу архитектора: до конца своих дней он будет жить и работать в Санкт-Петербурге; Будучи ближайшим помощником Петра I, Трезини фактически возглавлял все строительство в Санкт-Петербурге; По его проектам заложены Кронштадт и Александро-Невская лавра, в 1706 году начата перестройка Петропавловской крепости в камне, выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова, выстроены Летний дворец Петра I в Летнем саду, Петровские ворота и Петропавловский собор Петропавловской крепости (в основе трехнефная базилика, с гигантской колокольней высотой 120 м. ), здание Двенадцати коллегий, Галерная гавань и большое количество других, ныне не сохранившихся зданий (Гостиный двор, 2 -й Зимний дворец и пр. ); Стиль - раннее русское барокко (строгая геометрия и «регулярность» планов, скромность декора и убранства, сочетание отдельных ордерных элементов с барочными деталями);
Петропавловский собор, 1712 -1733 гг.
Петровские ворота Петропавловской крепости, 1718 г.
Здание 12 -ти коллегий, 1722 -1734 гг.
Летний дворец
Дворец А. Д. Меншикова (арх. Дж. -М. Фонтана, Г. Шедель)
Архитектура - Ведущая роль в застройке Петербурга принадлежала архитекторам-иностранцам, но уже в 1716 г. , специальным указом Петра I за границу для обучения были отправлены 20 дворянских детей, среди которых будущие известные русские архитекторы: Петр Еропкин, Тимофей Усов, Иван Коробов, Иван Устинов, Иван Мичурин и др. Коробов, Иван Устинов, Иван Мичурин - Михаил Земцов был практически заместителем Трезини, возглавил работы в Петербурге; под его руководством возводились дворцы и парки; автор церкви Симеона и Анны в Петербурге (1729 -1734 гг. , соединение крестово-купольной церкви с европейским барокко).
Церковь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (арх. М. Земцов)
Адмиралтейство (арх. И. Коробов)
Церковь Св. Пантелеймона (арх. И. Коробов)
Партикулярная верфь (арх. И. Коробов)
Архитектура - Новшеством церковной архитектуры старой столицы стала церковь - архангела Гавриила (Меньшикова башня); Часть обширной московской усадьбы А. Д. Меньшикова; По желанию хозяина в 1701 г. церковь обновили; в 1704 г. разобрали и в 1707 г. возвели новую, высотой 81 м. ; Архитекторы: И. П. Зарудный, Д. Трезини, Б. Скала; скульпторы – Д. и Ж. Фонтана, Г. Квадро, Д. Руско, К. Феррара; Стиль московского барокко с явным влиянием светского дворцового зодчества петровской эпохи; Силуэт храма напоминал более голландскую либо немецкую ратушу или кирху, чем ярусный русский храм; Церковь венчал шпиль с золоченой фигурой парящего ангела => церковь на 3, 2 м. превышала колокольню Ивана Великого; В 1723 г. после пожара исчез шпиль с фигурой ангела, верхний деревянный ярус, где были часы, обрушились колокола; Храм был отреставрирован только в 1773 -1779 гг. Г. З. Измайловым и использовался для масонских собраний; В 1863 г. Меньшикова башня была отреставрирована как храм и освящена.
Архитектура Иван Мичурин: - Руководил основными строительными работами в Москве; - Автор генерального плана г. Москвы 1739 г. (первый точный план города, выполненный на топогеодезической основе); - Первые постройки Москвы копировали петербургское барокко, но скоро московское барокко приобретает свой индивидуальный облик, тяготея к традициям древнерусской архитектурной формы, декоративности деталей, многоцветности и богатой пластике объемов; - Проекты: колокольня Троице-Сергиевой Лавры в Загорске (1740 -1770 гг. ), церковь Параскевы Пятницы в Замоскворечье (1739 -1744 гг. ), колокольня церкви Петра и Павла (1740 -1744 гг. ).
- Первоначальный проект колокольни принадлежал Шумахеру, петербургскому архитектору; - В процессе строительных работ проект был изменен. Колокольню надстроили двумя легкими ярусами с завершением в виде золотой чаши; высота колокольни 87 м. ; - Отлично найденные пропорции, сквозные проемы уменьшающихся ярусов, украшенных колоннами с резными капителями, декоративными вазами, придают колокольне изящную стройность и легкость; - На ярусах колокольни были повешены 42 колокола, самый большой из которых был отлит в лавре и весил 4 тысячи пудов.
Церковь Параскевы -Пятницы в Замоскворечье
Храм типа «восьмерик на четверике» стоит на высоком подклете с зимней церковью Николая Чудотворца. С трёх сторон его окружают открытые галереи, а с востока и с запада примыкают два равновеликих объёма - апсида и притвор, соответственно. Украшение фасадов первоначально состояло из профилированных белокаменных карнизов и пилястр. Нынешний необарочный декор появился при поновлении храма 150 лет назад. - Ансамбль храма обогащает богато декорированная колокольня, чья «почти скульптурная пластика … отчётливо противопоставлена лаконичным формам храма, создавая чрезвычайно эффектную по своей художественной выразительности композицию» ; - Кованая барочная решётка середины XVIII века, отделяющая храм от улицы, была изготовлена для церкви на Большой Спасской улице; перенесена на Новую Басманную после сноса этого храма, в 1966 году. - Храм апостолов Петра и Павла в Басманной слободе
Арсенал в Московском Кремле (арх. Д. Иванов, 1702 -1736 гг. )
Красные ворота в Москве (арх. Д. Ухтомский, 1753 -1757)